Реферат по предмету "Экономика и экономическая теория"


Цена трудовых ресурсов



1

ОЦЕНКИ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Вед. науч. сотр. ФГУП ЦНИЭИ уголь Минэнерго РФ,

к.э.н., академик МАНЭБ Н.А.Лебедкин

1 ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о стоимостной оценке человеческой жизни в отечественной научной литературе до сих пор практически не рассматривался, поскольку в прежнюю эпоху коммунистической диктатуры он не вписывался в марксистко-ленинскую идеологию, а в настоящий отрезок времени не отвечает курсу квазидемократической диктатуры, связанной с властью элитарных слоев чиновничества, олигархов и магнатов, сенаторов и депутатов, а также коррупции, легального и нелегального криминала.

Что касается текущего периода, то упадок науки под мощным прессом экономического гнета стал реальностью и наиболее актуальные и важные проблемы вновь стали отодвигаться в далекую перспективу. В то же время практическая потребность в стоимостной оценке человеческой жизни, особенно в этот тяжелый для страны период, возникает все чаще и чаще. Практически ежедневно в различных регионах страны погибают люди или получают тяжелые увечья, ведущие к инвалидности и неспособности приносить необходимую пользу себе, своей семье и стране. Большую актуальность этот вопрос имеет и в мировом масштабе.

Причем это происходит не только на производстве или в бессмысленных и преступных военных операциях, но и в обычной обывательской жизни, не говоря уже о нередких криминальных разборках, что стало уже больше правилом, чем исключением во взаимоотношениях между криминальными структурами, сделавшими нашу страну сферой своей жизнедеятельности. Чернобыльская трагедия, Афганская и Чеченская войны, агрессия стран НАТО в Югославию, нападение безвестных террористов на торговые центры в Нью-Йорке (США), грузино-осетинская трагедия уже привели и скорее всего будут продолжать приводить к многочисленным жертвам бойцов и мирных жителей. Жертвы всех этих преступлений просто взывают о необходимости стоимостной оценки человеческих жизней, чтобы каждый политик знал и понимал, что развязанная им военная авантюра потребует компенсации не только за нанесенный материальный ущерб, но и за уничтожение людей или снижение их трудоспособности за счет причиненного вреда их здоровью и превращению их в калек и инвалидов.

Из этого следует, что разработка методологии определения и методики расчета стоимостной оценки человеческой жизни является одной из наиболее актуальнейших и важнейших проблем, требующей возможно скорейшего научного и методического решения, а также внедрения непосредственно в практику межгосударственных и внутригосударственных экономических отношений.

1 ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ (СТОИМОСТНОЙ) ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

В системе рыночных хозяйственно-экономических отношений экономика пронизывает фактически все сферы жизнедеятельности общества. Не является исключением при этом и сфера жизнедеятельности самого человека в общественном понимании его как главного компонента и субъекта общественно-экономических отношений в производственно-хозяйственной деятельности страны. Поэтому вопрос об экономической оценке каждого в отдельности человека на всех этапах его развития и прежде всего с учетом уровня его профессиональной подготовки является объективно обусловленным фактором самой природой общественно-экономических отношений в обществе. И как бы идеологи той или иной политической диктатуры не пытались замолчать неугодные для них идеи, со временем они все равно находят общественное признание. Многочисленные примеры убедительно доказывают, как диктаторские режимы уничтожают массы людей с иной идеологией, но уничтожить сами идей они не в состоянии. Люди, как и другие субъекты материального мира и материальных ценностей, конечно же, вполне могут быть подвергнуты уничтожению, особенно, если они являются носителями иной или, тем более, противоположной по духу идеологии, но нельзя уничтожить саму идеологию (тем более, несущую в себе рациональное зерно), а также интеллект и духовность как таковые, иначе как уничтожив все человечество, включая и самих себя. Но это уже выходит за рамки интересов любых диктаторских и человеконенавистнических режимов.

Три главные ипостаси, когда они гармонично между собой взаимосвязаны, составляют человеческую личность. Это, прежде всего, сам человек как физическое лицо и субъект материального мира, далее его интеллект и духовность. Каждая из этих составляющих имеет свою ценность, которая может и должна иметь соответствующую ей экономическую оценку и следовательно стоимость, а на рынке трудовых ресурсов еще и определенную цену в зависимости от платежеспособного спроса на эти ресурсы для осуществления того или иного производственного или непроизводственного процесса.Таким образом, материальность, интеллект и духовность определяют ценность каждой в отдельности человеческой личности на каждом этапе его физического, духовного и интеллектуального развития. Конечно, все эти процессы далеко не всегда, даже чаще чем хотелось бы, протекают не равномерно, точнее не гармонично, искажая тем самым гармонию человеческой личности. Но, если бы это происходило в полной гармонии с каждым человеком, тогда мир был бы переполнен идеальными людьми и развитие цивилизации в общепринятом смысле этого слова прекратилось бы.

А поскольку этого не происходит, то значит, хотя все люди и не идеальны, чаще всего далеко не идеальны, тем не менее вполне заслуживают соответствующей им оценки и за их деяния, и за потенциальную готовность совершить их, включая их физическую подготовку, профессиональный уровень, помноженный на интеллект (творческие способности) и нравственность (имея в виду степень приверженности к основным нравственным принципам, таким как: привычка и потребность к труду, личная порядочность, совесть, доброта к людям, уважение и забота к детям, родителям, пожилым людям и т.д.).

Материальная субстанция человеческой личности и нации в целом в свою очередь может быть представлена в общественно-экономическом аспекте следующими структурными элементами - физическим здоровьем, уровнем благосостояния и независимостью. Следует при этом отметить, что такие материальные качества как уровень физического развития и профессиональной подготовки, хотя и с некоторыми сложностями и допущениями, но вполне могут быть определены и соответствующим образом оценены, то интеллект и духовность, несмотря на их более высокую по определению значимость, могут быть определены лишь через проявления этих качеств в процессе трудовой или иной деятельности. Это вызывает более существенные сложности, и стоимостная оценка этих качеств человека может быть определена с известными допущениями. К тому же оценка этих качеств, как правило, носит субъективный характер. Поэтому, несмотря на очевидную иерархию рассматриваемых качеств в направлении от простого (материального) к более сложному (интеллекту и духовности) в простейших экономических расчетах целесообразно на первых порах либо вообще не учитывать экономической оценки интеллекта и духовности каждого отдельно взятого человека, либо оценивать все указанные выше качества в равной мере, не забывая о том, что интеллект и духовность в принципе имеют более высокую ценность, чем материальная физическая субстанция и лишь недостаток в настоящее время в нашей стране необходимых для этого материальных возможностей не позволяет оценивать эти качества в полной мере. То есть, полная стоимостная оценка человеческой личности с учетом и его физического здоровья (в первую очередь пригодности к труду), и его интеллекта (включая уровень общего и профессионального образования) и уровня духовности (наличия и приверженности к высоким нравственным принципам) является в нашей стране в текущий нестабильный и кризисный период преждевременной для внутреннего использования в практических расчетах по оценке компенсаций за нанесенный ущерб на государственной службе или при работе на государственных предприятиях. При сравнении же с уровнем экономической оценки населения других стран, следует пользоваться полной оценкой всех человеческих достоинств и средств, потраченных на их приобретение. Иначе эти сравнения окажутся значительно искаженными за счет существенной разницы в уровнях духовности и знаний (помноженных на природный интеллект) в различных странах.

Главная цель разработки методики экономической (стоимостной) оценки человеческой жизни состоит в том, чтобы в случае получения тружениками (или воинами) травм, приведших к тому или иному материальному ущербу, инвалидности или смертельному исходу, обеспечить объективно обусловленную и экономически обоснованную денежную компенсацию непосредственно пострадавшему или в случае его смерти близким родственникам погибшего. Это необходимо знать для того, чтобы правильно оценивать величину ущерба, наносимого пострадавшим и способствовало бы более экономически эффективному использованию и бережному обращению с населением, а также более целенаправленно и ответственно подходить к подготовке трудовых ресурсов в целях обеспечения оптимальной хозяйственной деятельности в стране. В настоящее время размеры таких компенсаций, как показывают расчеты, занижены в несколько раз. Объясняется это тем, что размеры компенсаций устанавливают те службы и фирмы, по чьей вине и происходят указанные случаи или спланированные акции, приводящие к массовой гибели людей и травматизму на производстве. Кроме того, невозможно произвести оценку и сравнение экономических потенциалов разных стран без учета стоимости трудовых ресурсов и нетрудоспособного населения этих стран, а также величины соотношения численности указанных групп населения, что и определяет величину эффективности использования «живого» труда в обществе. Более того, только при наличии конкретных расчетов по оценке неиспользуемых в экономике страны трудовых ресурсов можно успешно противостоять безработице, которая несет к тому же и социальную напряженность в обществе. Непонимание роли ценности трудовых ресурсов в экономике страны административными работниками в центре и в регионах страны оборачивается громадными потерями и для страны в целом, и для каждого члена общества, в том числе, в конечном счете, и для самих административных работников разного уровня. Неиспользование в полной мере трудовых, природных, материальных (созданных трудом человека) или иных ресурсов является верным признаком неумелого и непрофессионального руководства хозяйством страны или соответствующего ее региона, края, области, каждого отдельного предприятия.

Идея объективной экономической оценки человеческой жизни заключается как в использовании существующих научных методов, так и в разработке новых - для определения затрат на создание, воспитание, обеспечение необходимого физического, умственного, профессионального и духовного развития личности как фондообразующей основы для расчета стоимости каждого труженика на каждом этапе его развития.

Процесс стоимостной оценки человека является динамическим. Каждый год жизни либо добавляет, либо уменьшает величину стоимостной оценки каждой человеческой личности (его рейтинга) или отдельных его пригодных для дальнейшего использования органов (почек, сердца, печени, поджелудочной железы, кожного покрова, рук, ног, глаз и т.д.). Стоимостная оценка необходима как для оценки значимости каждого человека в период его обычной текущей жизнедеятельности, так и в случае выбытия его из общественно-производственного процесса в случае получения им производственной травмы, особенно когда это приводит к инвалидности или, тем более, к смертельному исходу. Особенно такая оценка необходима при массовой гибели людей в бессмысленных террористических актах, военных авантюрах, развязываемых соответствующими кругами, где потери людских ресурсов бывают особенно велики. Указанная идея может быть реализована несколькими методами, каждый из которых заслуживает внимания для практического использования в соответствующих обстоятельствах. Рассмотрим некоторые из них, представляющие наибольший интерес с точки зрения необходимости и достаточности их экономической обоснованности, надежности и простоты практического использования в каждом конкретном случае.

2 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

2.1 Метод экономической оценки стоимости человеческой жизни на основе учета материальных издержек на подготовку трудовых ресурсов к производственной или иной полезной общественной деятельности

В основу данного метода положен учет затрат на создание, воспитание, развитие и подготовку подрастающего поколения к профессиональной трудовой деятельности. В состав основных затрат на эти цели входят следующие: затраты, связанные с рождением ребенка, с последующим его питанием, созданием необходимых жилищных условий, приобретением обуви, одежды и других необходимых товаров, затраты на обучение в общеобразовательной школе и на специальное профессиональное обучение. Расчет величины этих затрат может быть осуществлен: а) как прямым статистическим методом, что наиболее достоверно, хотя и весьма трудоемко, б) так и с использованием более простых нормативных методов, учитывающих усредненный объем затрат на эти цели. Так, например, в юридической практике объем затрат на воспитание ребенка в возрасте от нуля до 18 лет принят в размере 25 % от заработка супруга, оставившего семью. Учитывая, что в настоящее время средняя зарплата по стране (без учета доходов новой сверхлимитной прослойки - бизнессменов, депутатов и чиновников) составляет около 14700 руб в месяц, то затраты на воспитание одного ребенка составят: 14700 руб х 12 х 0, 25 = 44100 руб в год в текущих ценах на 01.01.2008 (или 1885 долларов в год). Это, конечно же, значительно меньше необходимых затрат на полноценное воспитание и развитие ребенка. Но даже при таком уровне затрат на воспитание ребенка издержки на подготовку его к трудовой деятельности (в среднем с 22 лет с учетом службы в армии и обучения в соответствующих учебных заведениях) составят: $1885 х 22 = $41470. А, поскольку в рыночных условиях любые вложения капитала должны возрастать как минимум в размере средней учетной ставки за банковский кредит, то общая сумма издержек на подготовку к труду одного человека, достигшего физической зрелости за этот период (без учета затрат на профессиональную подготовку) составит (при текущей минимальной ставке за банковский кредит в размере 10 % годовых): 41470*(1,122-1,0)/(1,1-1,0) = $2961 тыс, а с учетом 50-процентной рентабельности: $2961*1,33=$3938 тыс. Если к этой величине добавить затраты на обучение в школе и профессиональную подготовку в размере 15 %, то общая сумма капитала, вложенного в подготовку человека к труду составит: =$3938 *1,15=$4529 тыс. или 108689 млн. руб (в ценах 2008 года).

Именно такую сумму как минимум и обязано государство выплачивать родителям за их погибших детей в результате производственных травм или боевых действий. Стоимость и цена отдельного трудового ресурса не является величиной постоянной. Практически она меняется ежемесячно (по мере выплаты заработной платы). Таким образом, стоимостная оценка трудящегося человека возрастает ежемесячно, как минимум, на величину месячного вознаграждения. Правда, называть это вознаграждение заработной платой в принципе, с экономической точки зрения, было бы неверно, поскольку фактически средний труженик получает на руки, как показывают расчеты, не более 8-15 % от созданной им добавочной стоимости товарной продукции, что значительно ниже фактически вложенного им труда.

Таким образом, ежемесячные выплаты за труд можно рассматривать как дополнительные вложения капитала на поддержание и развитие трудовых ресурсов. Тогда общая динамическая оценка стоимости отдельного труженика (S) в среднем составит:

S = P + Z x T ( 1 ), где:

S - стоимостная оценка трудового ресурса, руб.;

P - исходная экономическая оценка человека, вступающего в трудовую деятельность, 108,7 млн. руб;

Z - средний размер годовой заработной платы тружеников, руб; (14,7 х 12 = 176,4 тыс. руб);

T - трудовой стаж (в среднем от 20-25 до 40-50 лет и выше).

Тогда экономическая оценка трудовых ресурсов, отработавших нормативный трудовой стаж (для женщин 20 лет, для мужчин - 25 лет) составит соответственно: для женщин: 108,7 + 0,1764 * 20 = 112,2 млн. руб, а для мужчин - 113,1 млн. руб. В России фактический трудовой стаж в среднем в 1,5-2,0 раза превышает нормативный. Поэтому стоимость человеческой жизни, казалось бы, должна возрастать в связи с этим и после выработки нормативного стажа. Однако в действительности этого не происходит, поскольку физические возможности человека после достижения пика физических сил начинают снижаться, что компенсируется, в свою очередь, продолжающимся ростом интеллектуальных достоинств. В результате в целом стоимостная оценка после пика зрелости существенно не меняется. Учитывая, что диапазон колебания заработной платы отличается от среднего уровня весьма в широких и не всегда достаточно обоснованных размерах (более чем на порядок, то есть в 10-20 раз и более), то соответственно и экономическая оценка будет также колебаться весьма в широких пределах. И в зависимости от того в какой мере получаемая заработная плата отвечает принципу соответствия меры труда величине получаемого вознаграждения, в такой же мере и стоимостная оценка будет соответствовать действительной стоимостной оценке человека в соответствующей стране.

2.2 Методика оценки человеческой жизни по величине заработной платы

Рассматривая заработную плату как величину амортизационных отчислений от ранее вложенного капитала в создание и подготовку трудовых ресурсов, нетрудно рассчитать и стоимость основного «золотого» фонда, создающего и преобразующего экономику каждой страны. Тогда средняя стоимость одного труженика за нормативный трудовой стаж (22,5 года) составит с учетом инфляции (1,0545) и средней учетной банковской ставки за кредит (1,10): 14,7 тыс. руб х 12 х 22,5 х 1,16 22,5 = 111,9 млн. руб в ценах на 01.01.2008 года. Конечно, эта величина является весьма заниженной, поскольку занижен уровень заработной платы основной массы тружеников, однако размер экономической (стоимостной) оценки одного труженика, подсчитанный таким способом, хорошо согласуется с результатами, полученными с помощью изложенного выше нормативного метода. Учитывая же предельную простоту расчетов по этому методу и вполне достаточную экономическую обоснованность, его вполне можно рекомендовать для широкого практического использования в конкретных расчетах, где требуется быстро и достаточно обоснованно определить цену и стоимость человеческой жизни в любом конкретном случае.

2.3 Методика расчета потребной минимальной заработной платы

В целях погашения вложенного капитала в подготовку трудовых ресурсов можно рассчитать величину потребной для этого заработной платы по следующей формуле:

K x q m+n (q - 1)

Z = q n - 1 ( 2 ), где:

Z - потребная заработная плата, руб/мес.;

K - вкладываемый капитал в подготовку трудовых ресурсов, руб/мес.;

q - учетная ставка за кредит с учетом инфляции (q = 1,16);

m - продолжительность подготовки трудовых ресурсов, лет;

n - трудовой стаж, лет.

Тогда, принимая за вкладываемый капитал в подготовку трудовых ресурсов 25 % от средней заработной платы (14700 руб х 0,25 = 3675 руб/мес.), учетную ставку за кредит в размере 16 % годовых (1,16), продолжительность подготовки трудовых ресурсов до вступления в трудовую деятельность (в среднем 22 года) и трудовой стаж в размере 22,5 лет, получим потребную величину заработной платы только для того чтобы рассчитаться с кредиторами (в качестве которых могут выступать государство и родители) в размере 92,5тыс. рублей в месяц. То есть заработная плата в настоящее время занижена как минимум в 6,3 раза (92,5:14,7), что вполне соответствует действительности и подтверждается следующим простым расчетом: средняя заработная плата за несколько лет до реформ составляла 275 руб в месяц и была занижена по сравнению с развитыми странами примерно в 3-4 раза, текущий уровень бытовой инфляции составляет на начало 2008 года свыше 150 единиц, средняя фактическая заработная плата на 01.01.2008 г. составила 14700 руб в месяц.

Тогда: 275 руб х 3,5 х 150 : 14700 = 9,82 раза. Таким образом, приведенные расчеты достаточно убедительно говорят в пользу явно назревшей необходимости значительно более эффективного использования трудовых ресурсов, а также более бережного отношения к людям как к работающим, так и вышедшим на заслуженный отдых.

Оценка трудовых ресурсов в соответствии с фактическими затратами на их создание и подготовку к труду, а также в соответствии с результатами их трудовой деятельности является насущной и неотложной потребностью настоящего времени.

Но решение этой задачи неразрывно связано с целесообразностью решения ряда других локальных задач, в том числе экономической целесообразностью значительного снижения налогового бремени как на отдельного труженика, так и на каждое предприятие для повышения надежности и экономической эффективности их жизнедеятельности путем перехода на единый госналог с реализуемой продукции (в размере 25-30%) вместо нескольких десятков видов налогов действующих в настоящее время, передачей финансовой системы под контроль государства (с вариантом перевода бухгалтерских служб предприятий и компаний в государственные и коммерческие банки), существенным подъемом промышленного производства, в том числе за счет реального внедрения в практику хозяйственно-производственной деятельности научных достижений, ноу-хау и новой техники, а также перехода на шестидневную рабочую неделю, отмену оплаты за нормативное жилье, коммунальные услуги, проезд на работу, отпусков и больничных листов, перевод работы банков и административных управленческих структур на круглосуточный режим труда и за счет других неотложных, экономически обоснованных и назревших мероприятий.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.