3
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Государственный Университет - Высшая Школа Экономики
Факультет психологии
Реферат
По дисциплине: "Институциональная экономика"
На тему:
"Трансакционные издержки создания собственного бизнеса в России"
Выполнила студентка
4 курса 481 группы Охлопкова Розалия Семёновна
Проверил:
Шумский Владимир Борисович
г. Москва - 2009 г.
Капелюшников рассматривает одно из ключевых понятий теории прав собственности - категорию трансакционных издержек, отмечая, что введение в научный оборот идеи положительных издержек трансакции - одно из главных достижений нового неоинституционального подхода, так как именно из-за положительных трансакционных издержек права собственности "имеют значение" (из теоремы Коуза).
Дж. Уоллис и Д. Норт делят издержки на два основных класса - "трансформационные" (связанные с физическим воздействием на предмет) и трансакционные.
Капелюшников использует понятие “трансакция" говоря об обмене товарами и различными видами деятельности, обмене юридическими обязательствами, сделке.
Главная идея трансакционных издержек, по Капелюшникову, состоит в следующем: чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером, а если она все-таки расстроилась по его вине, то и в этом случае, чтобы добиться компенсации, необходимо приложить усилия.
Поэтому совершение сделок может требовать значительных затрат и сопровождаться серьезными потерями.
Это "трансакционные" издержки. Они выступают главным фактором, определяющим структуру и динамику различных социальных институтов.
По приведённому в статье определению С. Чуна, “трансакционные издержки состоят из тех издержек, существование которых невозможно себе представить в экономике Робинзона Крузо".
Для К. Эрроуа трансакционные издержки представляют собой "издержки по поддержанию экономических систем на ходу".
Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало: "Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности.
Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений.
Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности."
Капелюшников обращает внимание на некоторые характеристики трансакционных издержек.
Часть трансакционных издержек, которую можно считать предварительной, относится к моменту до совершения сделки (сбор информации), другая приходится на момент ее оформления (переговоры и заключение контракта), третья носит постконтрактный характер (меры безопасности против оппортунистического поведения, меры по восстановлению нарушенных прав собственности).
Трансакционные издержки могут выступать не только в явной, но также и в неявной форме.
Одна из важнейших особенностей трансакционных издержек состоит в том, что они допускают значительную экономию на масштабах деятельности - когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество потенциальных продавцов и покупателей.
С точки зрения трансакционного подхода различные формы организации деятельности людей - это не что иное, как орудия по экономии трансакционных издержек. В этом состоит главная функция любых социальных институтов. Поэтому роль трансакционных издержек в экономическом мире нередко сравнивается с ролью трения в мире физическом.
Трансакции и их характеристики
Капелюшников останавливается на характеристиках трансакционных издержек. По приводимой классификации, трансакции (то есть типы взаимодействия) могут быть:
1) общими или специфическими (касаться стандартных или достаточно уникальных ресурсов);
2) мимолетными или длительными, однократными или регулярно повторяющимися;
3) слабо или сильно зависящими от непредсказуемых будущих событий;
4) с легко - или трудно измеримыми конечными результатами (допускающими более или менее эффективный контроль за выполнением участниками взятых на себя обязательств);
5) автономными или тесно переплетающимися с другими сделками.
Для нашего кейса эти характеристики трансакций имеют большое значение.
Важна степень специфичности сделки. После того, как какой-либо агент произвел инвестиции в специальные активы, его положение становится крайне уязвимым. Он оказывается как бы "заперт" в сделку со своим нынешним партнером.
Так как ни для кого другого его специальные активы не представляют особой ценности, прерывание деловых отношений с ним означало бы потерю капитала.
Поэтому сделки со специфическими ресурсами требуют, как правило, продуманных, подчас весьма дорогостоящих мер по защите интересов собственников.
Не меньшее значение имеет также степень регулярности и длительности сделок.
Если сделка одноразовая и ее исполнение занимает короткое время, отношения будут строиться преимущественно на безличной, формализованной основе (с использованием типовых контрактов).
В случае, если сделка между одними и теми же партнерами повторяется регулярно, их отношения приобретают менее формальный, более персонифицированный характер.
Так, большинство спорных вопросов между фирмами и занятыми на них работниками разрешаются в процессе личного общения, без ссылок на условия договора и привлечения каких-либо внешних инстанций.
Это позволяет избегать издержек, возникающих при использовании таких формальных механизмов как суд, арбитраж или государственные регулирующие органы.
Виды трансакционных издержек
Автор замечает, что общепринятой классификации трансакционных издержек не сложилось, но удобно рассматривать их в последовательности их возникновения по ходу совершения сделок.
1. Издержки поиска информации. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.
Поиск может вестись на обеих сторонах рынка - как продавцами, так и покупателями; он может принимать экстенсивные и интенсивные формы.
2. Издержки ведения переговоров - это затраты на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов.
3. Издержки измерения. Измерение - это квантификация информации. Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством в результате введения стандартов мер и весов.
В рамках рассмотрения издержек измерения Капелюшников упоминает о преимуществах торговой марки.
Торговые марки используются в тех случаях, когда и измерение в момент покупки, и предоставление гарантий по обмену или ремонту дефектных экземпляров трудно осуществимы.
Фирменный знак сигнализирует, что производитель не допускает отклонений в качестве выпускаемого товара, так что покупатели вполне могут полагаться на производимые им самим измерения.
Ведь если будет обнаружен дефектный экземпляр, то под ударом окажется репутация фирмы и ее потери намного превзойдут любой возможный выигрыш от манипуляций с качеством товара.
Важным способом минимизации издержек измерения является также вертикальная интеграция (организация фирмы).
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности также составляют значительную часть издержек.
К ним относятся расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав.
Автор сообщает, что Норт относит сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является во многих случаях более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.
5. Издержки оппортунистического поведения (этот термин введён Уильямсоном и означает недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру). Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами и т.д.
Издержки этого типа связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки.
Капелюшников очень подробно рассматривает две основные формы оппортунистического поведения - "отлынивание" и "вымогательство" - но для нашего кейса эта информация не так существенна.
6. Издержки "политизации" - издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций.
Трудности и потери, возникающие при попытках достижения взаимного согласия, служат источником издержек поиска, издержек ведения переговоров и др.
Значительные издержки возникают при принятии коллективного решений. Процесс выработки совместных решений может поглощать много времени, усилий и средств.
Также велики затраты на издержки влияния. Это потери в эффективности из-за искажения информации агентами, которые поставляют ее вышестоящим инстанциям и которые пытаются таким образом воздействовать на их решения.
Это также время и усилия, которые тратятся в попытках повлиять с выгодой для себя на решения, принимаемые другими.
Нас заинтересовала проблема трансакционных издержек, которые несут предприниматели, открывая собственный бизнес в России.
Эта проблема действительно актуальна, потому что, как показывает опыт, затраты на трансакционные издержки во много превосходят затраты на издержки трансформационные.
Например, издержки поиска информации оцениваются самими предпринимателями как наиболее существенные.
И даже стартовый капитал для открытия собственного бизнеса - не такая актуальная проблема.
Екатерина Дроздова, бывший PR-директор ресторатора Аркадия Новикова, нашла способ минимизировать издержки поиска информации. “Я знала многое” - рассказывает о своём опыте Екатерина, - “Знание рынка, полученное в трудах "на дядю", позволяет сильно сэкономить. Работая у Новикова, пила с поварами чай на кухне.
Обсуждала с официантами личные дела. Директора ресторанов мне рассказывали про весь свой геморрой".
Ещё одной из причин, побудивших Екатерину к организации собственного бизнеса, стало желание принимать решения самостоятельно.
Олег Паленов, бывший менеджер в Microsoft, рассказывает о преимуществе ведения собственного бизнеса, позволяющем избегать издержек политизации: “Скорость принятия решений в своей компании колоссальная. Интересно - делаем.
Нет этих долгих совещаний, уговоров вышестоящих, подготовки презентаций в PowerPoint, чтобы провести презентацию на более высоком уровне, чтобы потом провести презентацию на еще более высоком уровне".
С Олегом соглашается Екатерина Дроздова: “Теперь я не трачу время, доказывая свою точку зрения; сразу воплощаю эффективные идеи".
Но молодые предприниматели говорят и о сложностях, трансакционных издержках, появившихся в собственном бизнес и отсутствующих во время работы в крупных компаниях.
Каким бы менеджер ни казался себе суперпрофессионалом, он, как правило, отвечает только за какой-то узкий круг задач, ошибки в котором к тому же скрадываются масштабом компании.
Коммерсанту же надо разбираться не только в продажах, но и в производстве, финансах, защите бизнеса, а отсутствие масштаба компании ошибок не допускает.
Типичный выход - найти партнеров, чтобы разделить с ними функции. Но и тут редко проходит все гладко.
Покинувший "Евросеть" в ранге вице-президента Артем Перевозчиков, запустивший сеть фруктово-овощных магазинов "Чиполлино", не справился с издержками политизации - его товарищ по бизнесу, занимавшийся коммерческими вопросами, не поддержал его стремление развивать компанию.
Стратегии игроков расходились, и в итоге магазины "Чиполлино" пошли на продажу - заниматься коммерческими вопросами Перевозчиков сам не хотел, а другого партнера найти не получилось.
У Михаила Иванова, владельца издательской компании “Манн, Иванов и Фербер", проблем с партнёрами не возникает.
Правда, он затрачивал много средств на организацию самого процесса переговоров, пока не нашёл оригинальный способ минимизировать связанные с переговорами трансакционные издержки.
Рабочие совещания организации проводились в “Маккафе” на Пушкинской.
Как результат - удобное расположение, символическая стоимость “аренды помещения" (несколько порций кофе) и практически неограниченная по времени доступность места для переговоров.
С издержками оппортунистического поведения столкнулись Александр Квак и Валерий Таратунин, прежде работавшие топ-менеджерами в одной из крупнейших российских винно-водочных компаний.
Запустив собственный бренд коньяка “Командирский”, им вскоре пришлось подсчитывать убытки: в партии коньяка на 17 млн. рублей выпал осадок.
Они комментируют эту ситуацию так: “На заводе, где разлили коньяк, пеняли на поставщика сырья. Поставщик сырья пенял на логиста, неправильно хранившего товар.
Логист, конечно же, пенял на завод." Таким образом, открытие стоило огромных убытков: схему пришлось разрывать и начинать бизнес заново.
В силу того, что сделка строилась на безличной, формализованной основе, появились трансакционные издержки по защите прав собственности.
Но всё же, несмотря на колоссальные издержки по обеспечению сделки - затраты времени и ресурсов, необходимых на восстановление нарушенных прав - компанию удалось спасти: по результатам этого года продажи коньяка будут около $16 млн.
Список использованной литературы
1. Капелюшников Р.И. “Категория трансакционных издержек”
2. Котин М. "Славный малый" // журнал "Секрет фирмы" № 42 (225) 29.10.2007
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |