Реферат по предмету "Экономика и экономическая теория"


Состояние развития и проблемы малого бизнеса в Республике Беларусь


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

На тему:

«СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

МИНСК, 2009

1. Нормативно-правовая база, регулирующая малый бизнес

Первые субъекты малого бизнеса стали возникать еще в Советском Союзе. Так, постановлениями Совета Министров СССР № 160 от 05.02.1987 г. «О создании кооперативов общественного питания» и № 162 от 05.02.1987 г. «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления» было разрешено создание кооперативов в сфере общественного питания и кооперативов по производству товаров народного потреблени. Эти постановления фактически открыли дорогу частному предпринимательству, которое до этого времени не было законодательно разрешено.

Данными нормативными актами были определены цели и задачи кооперативов, принципы их деятельности, членство в кооперативе, права и обязанности его членов, образование и использование средств кооперативов, организация и оплата труда, управление кооперативом.

С одной стороны, кооперативам при создании предоставлялись льготы. Исполкомы и предприятия могли передавать кооперативам в аренду или безвозмездно здания, помещения, оборудование или другое имущество, относящееся к основным средствам. На формирование оборотных средств банки обязаны были выдавать кратко- и долгосрочные кредиты под льготные проценты. Были установлены и очень низкие по сравнению с государственным производством ставки подоходного налога. Кооперативы получили большие по сравнению с государственными предприятиями права по самостоятельному установлению цен на готовую продукцию, по оплате труда.

С другой стороны, имелись значительные ограничения деятельности кооперативов. Их было разрешено создавать только в сфере общественного питания, производства товаров народного потребления и только с согласия и по инициативе исполкомов местных Советов. Выставлялось очень важное условие функционирования кооперативов - обеспеченность ресурсами. Государство разрешило Госснабу СССР продавать кооперативам оборудование и материалы или по розничным, или по оптовым ценам, но с увеличивающими коэффициентами.

Создавая столь противоречивые условия жизнедеятельности кооперативов, государство, с одной стороны, уступало давлению обстоятельств - нараставшим экономическим трудностям в госсекторе, с другой - стремилось взять кооперативное движение под жесткий контроль.

26 мая 1988 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «О кооперации в СССР» № 8998-ХI. Закон устанавливал основные принципы развития кооперативов, определял отношения государства и кооперации, гарантировал свободный выбор форм хозяйственной деятельности кооперативов, открывал широкий простор для инициативы и самоуправления, повышал ответственность членов кооператива за результаты своего труда. Он гарантировал гражданам права добровольного вступления в кооператив и свободного выхода из него, участия в управлении всеми делами кооператива; самостоятельность коллективного хозяйствования и независимость кооператива в принятии решений по выполнению его уставных задач; социальную справедливость и социальное равенство в праве на труд; личные доходы, соответствующие количеству и качеству труда, и право на социальное обеспечение. В законе определялись главные задачи кооперации, типы кооперативов, создание и принципы их деятельности, управление кооперативом, собственность кооператива, права и обязанности членов кооператива.

Дальнейшее развитие малого бизнеса в Республике Беларусь связано с принятия Верховным Советом БССР 14 декабря 1990 г. Закона «О предприятиях» № 462-ХII, которым были определены общие правовые, экономические и социальные основы организации предприятия при многообразии форм собственности и его деятельности в условиях развития рыночных отношений [16], а также с Постановлением Совета Министров БССР 20 мая 1991 г. «О малых предприятиях в Белорусской ССР». Данным постановлением Совет Министров БССР закрепляет в качестве одной из важных мер экономической реформы создание дополнительных производственных мощностей и рабочих мест за счет развития в республике малых предприятий, способных обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса. Данным документом была ужесточена регистрация малых предприятий, и было дано определение малых предприятий с учетом критерия численности. Согласно этому постановлению, малые предприятия разрешалось создавать как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики. При крупных предприятиях создавались малые государственные предприятия. Им передавалось оборудование, сырье, материалы.

28 мая 1991 г. Верховным Советом Республики Беларусь был принят Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» № 813-ХII, который определил правовые и экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, порядок ее регистрации и прекращения, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, ответственность государственных или иных органов и их должностных лиц за нарушение прав предпринимателей, установил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь. Закон создал условия для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

В целях практической поддержки предпринимательства и развития частной инициативы Совет Министров Республики Беларусь 28 января 1992 г. принял Постановление № 36 «О развитии предпринимательства и образования Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей».

9 декабря 1992 г. был принят Закон № 2020-ХП «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», который определил правовые и экономические основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации акционерных обществ, обществ с ограниченной и обществ с дополнительной ответственностью, права и обязанности их участников.

10 декабря 1992 г. был принят Закон № 2034-ХII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Данный закон сыграл и играет определенную роль в развитии малого бизнеса, так как в нем были установлены меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, что способствовало появлению новых предприятий, значительно облегчая их вход на рынок, - все это приводит к развитию конкуренции, эффективному функционированию товарных рынков.

В январе 1993 г. был принят Закон «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» № 2103-ХII, который должен был способствовать развитию малого бизнеса в Беларуси. В настоящее время действие Закона приостановлено Декретом Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» № 3 от 20.03.1998 г.

Указом Президента Республики Беларусь № 262 от 19 июля 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлены основные направления поддержки малого предпринимательства:

- формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;

- создание для субъектов малого бизнеса льготных условий получения информации, финансовых и материально-технических ресурсов, научно-технических разработок и технологий;

- содействие организации подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства.

Кроме того, в Указе определены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства.

В развитие положений Указа был принят Закон Республики Беларусь № 685-ХII от 16 октября 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь». Он направлен на реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на труд, выбор рода занятий в соответствии с призванием и осуществление не запрещенной законом экономической деятельности, что будет способствовать повышению платежеспособности населения как одному из важнейших условии оживления экономики, расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджеты разных уровней.

Кроме перечисленных в Указе № 262, в Законе дополнительно определены следующие направления поддержки малого предпринимательства:

- введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;

- реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;

- проведение различного рода исследований предпринимательских структур.

Для исполнения норм, заложенных в названном Законе, был принят ряд нормативных правовых актов. В первую очередь, это Закон Республики Беларусь «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства» № 121-3 от 31.12.1997 г. В развитие положений названного закона Совет Министров Беларуси принимает ряд постановлений: «Об утверждении Положения об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь» № 640 от 04.06.1997 г. [20], «Об утверждении Положения о центре поддержки предпринимательства в Республике Беларусь» № 1111 от 25.08.1997 г. [23] и «Об утверждении Положения о научно-технологическом парке» № 998 от 31.07.1997 г., в которых подробно раскрываются правовые и организационно-экономические основы создания и функционирования этих организаций, задачи и направления деятельности, статус инкубаторов, центров поддержки малого предпринимательства и технопарков, формирование их имущества, права и ответственность этих организаций.

С 1 июля 1999 г. вступил в действие Гражданский кодекс Республики Беларусь № 218-3 от 07.12.1998 г. Он раскрывает понятия предпринимательской деятельности, индивидуального предпринимателя, юридического лица, правила регулирования деятельности предпринимателя, а также право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

13 июля 1999 г. вышел Указ Президента «О Совете по развитию предпринимательства в Республике Беларусь» № 388. Совет создан для выработки рекомендаций по развитию и комплексной государственной поддержке субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности в целях структурной перестройки экономики, формирования конкурентных отношений и координации деятельности общественных объединений предпринимателей.

В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства, а также защиты экономических интересов субъектов малого предпринимательства Совет Министров Республики Беларусь от 21.12.1999 г. принимает Постановление № 1972 «Об утверждении Положения об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства». В постановлении определены цель, порядок создания, ликвидации и реорганизации, органы управления, права, обязанности и ответственность участников, имущество, учет финансовой деятельности и отчетность общества.

В целях упорядочения государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, их объединений, индивидуальных предпринимателей Президент Республики Беларусь издает Декрет «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» № 11 от 16.03.1999 г., а 26 ноября 2000 г. Декрет № 22 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц». Новый Декрет существенно снизил минимальный размер уставных фондов коммерческих организаций, упрощены процедурные вопросы, связанные с регистрацией субъектов хозяйствования, уменьшен перечень оснований для внесудебной ликвидации и отказа в регистрации субъектов хозяйствования. Однако по-прежнему сохранен жесткий контроль государства за видами деятельности предприятий.

11 июня 2002 г. принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 760 «Об утверждении Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002-2007 годы».

Декретом Президента Республики Беларусь № 17 от 14.07.2005 г. было утверждено «Положение о лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым перечень видов деятельности, требующих специального разрешения (лицензии), сокращен со 150 до 49, а также установлен список государственных органов, уполномоченных на их выдачу.

Кроме вышеперечисленных законов, декретов, указов, постановлений, в Республике Беларусь действует ряд других нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование и развитие субъектов предпринимательства. Среди них, Законы «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 г. № 423-З, Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» № 285 от 18.06.2007 г., которым утверждено Положение о едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, и базовых ставок единого налога.

Следует отметить, что Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2008 г. № 760 были внесены изменения и дополнения в Указ № 285, согласно которым:

- с 1 апреля 2007 г. из перечня видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, и базовых ставок единого налога, исключается розничная торговля отдельными товарными группами: всеми видами изделий из натурального меха, мебелью, электрохолодильниками бытовыми и морозильниками, машинами стиральными бытовыми, телевизионными приемниками цветного и черно-белого изображения, компьютерами бытовыми персональными, ноутбуками, их составными частями и узлами, мобильными телефонами;

- с 1 января 2008 г. деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки).

Таким образом, можно констатировать, что нормативная правовая база по малому бизнесу, как основа в организации, поддержке и развитии данного сектора экономики Республики Беларусь, существует, развивается и, естественно, требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого предпринимательства.

2. Динамика развития малого бизнеса в Республике Беларусь

История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает почти 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе субъектов малого бизнеса, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике стимулирования и развития малого бизнеса. Ниже рассмотрены различные аспекты динамики развития малого бизнеса в республике.

2.1 Численность и структура субъектов малого бизнеса

Динамику изменения численности субъектов малого бизнеса можно проследить по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь на начало 2008 г. в республике насчитывалось 33 094 малых предприятий, что на 270 больше, чем на начало 2007 г. и на 2 107 больше чем на начало 2006 г. Соответственно темп роста числа малых предприятий в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005 г. - 105,9 % (рис. 1).

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на начало 2008 г. численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, составила 177 949, что меньше на 5 938 чел., чем на начало 2007 г. и на 10 851 меньше чем на начало 2006 г. Снижение числа индивидуальных предпринимателей в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составило 3,2 % , в 2006 г. по сравнению с 2005 г. - 2,6 % (см. рис.2.1).

Рис. 1. Динамика развития малого бизнеса в 2005-2007 гг.

Таким образом, по состоянию на конец 2007 г. в республике на 1 000 жителей приходилось 3,3 малых предприятия и 17,8 индивидуальных предпринимателей (в 2005 г. - 3,1 и 18,9; в 2006 г. - 3,2 и 18,4 соответственно).

Анализ данных (см. рис. 1) изменения числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей свидетельствует о тенденции снижения числа индивидуальных предпринимателей и роста малых предприятий. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что некоторые индивидуальные предприниматели в процессе ведения бизнеса смогли выйти на новый уровень развития и зарегистрировать малое предприятие, то есть перейти в категорию юридического лица (увеличение на 270 малых предприятий). С другой стороны, принятие в 2005-2006 гг. нормативных правовых актов, регулирующих сферу малого бизнеса, привело к переходу индивидуальных предпринимателей в категорию юридических лиц или прекращению деятельности.

Сравнение уровня развития малого бизнеса в Республике показывает, что мы отстаем не только от развитых стран, но и от государств Центральной и Восточной Европы и своих соседей. Так, в 2002 г. в России на 1000 жителей приходилось 5-6 малых предприятий, в Латвии - 12-14, Литве - 20, Эстонии - 25, Германии - 37, Японии - 50 и США - 75 (табл. 1).

Таблица 1.

Уровень развития малых предприятий в различных странах в 2002 году

Страна

Количество МП, тыс. единиц

Количество МП на 1000 жителей

Доля работающих в МП в общей численности занятых в экономике, %

Доля МП в ВВП страны, %

Великобритания

2 630,0

46,0

49,0

50-53

Германия

3 920,0

37,0

46,0

50-54

Италия

3 920,0

68,0

73,0

57-60

Страны ЕС

15 770,0

45,0

72,0

63-67

США

19 300,0

74,2

54,0

50-52

Япония

6 450,0

49,6

78,0

52-55

Россия

836,2

5,7

9,6

10-11

Беларусь

29,0

2,9

7,4

7,6

По формам собственности наибольший удельный вес в общем количестве малых предприятий около 90 % занимают предприятия частной формы собственности (рис. 2).

Рис. 2. Распределение малых предприятий по формам собственности в 2007 г. (в % к общему количеству)

В зависимости от организационно-правовых форм среди малых предприятий больше всего унитарных предприятий - 42 %, обществ с ограниченной ответственностью - 33 %, меньше всего акционерных обществ - 5 % (рис. 3).

Рис. 3. Распределение малых предприятий в зависимости от их организационно-правовых форм в 2007 г.

Отраслевая структура предприятий малого бизнеса неоднородна. Малые предприятия в Беларуси заняты в основном в области торговли и общественного питания, промышленности и строительства. Отраслевая структура малых предприятий в последние годы практически не меняется (табл. 2).

Таблица 2

Распределение числа малых предприятий по отраслям

Отрасль

Число малых

предприятий, ед.

Удельный вес предприятий, %

2005

2006

2007

2005

2006

2007

1

2

3

4

5

6

7

Промышленность

6 877

7 450

7 793

22,2

22,7

23,6

Строительство

3 585

3 921

4 069

11,5

11,9

12,3

Сельское и лесное хозяйство

316

386

355

1,0

1,1

1,2

Транспорт

1742

1861

1833

5,6

5,7

5,5

Связь

148

155

167

0,5

0,5

0,5

Торговля и общественное питание

13 147

13 552

13 634

42,4

41,3

41,2

Материально-техническое снабжение и сбыт

185

222

424

0,6

0,7

1,3

Непроизводственные виды бытового обслуживания населения

358

439

504

1,2

1,3

1,5

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

672

740

702

2,2

2,3

2,1

Наука и научное обслуживание

374

324

274

1,2

1,0

0,8

Другие отрасли

3 583

3 774

3 339

11,6

11,5

10,0

ВСЕГО

30 987

32 824

33 094

100,0

100,0

100,0

В сфере торговли и общественного питания доля малых предприятий составляет 41,2 % к общему количеству предприятий в 2007 г. (2005 г. - 42,4 %, 2006 г. - 41,3 %); в сфере промышленности занято около 23,6 % малых предприятий (2005 г. - 22,2 %, 2006 г. - 22,7 %); в строительстве - 12,3 % (2005 г. - 11,5 %, 2006 г. - 11,9 %); на транспорте - 5,5 % (2005 г. - 5,6 %, 2006 г. - 5,7 %).

Анализ показателей последних лет свидетельствует о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора в сторону увеличения, пусть и небольшого, количества малых предприятий, занятых в промышленности. Если в 2001 г. малых промышленных предприятий насчитывалось 5 860, то в 2007 г. - 7 793 предприятия.

Постепенно растет количество малых предприятий в таких сферах, как строительство, транспорт, связь, материально-техническое снабжение и сбыт, финансово-кредитная сфера.

Все остальные отрасли, такие как, сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, наука и научное обслуживание имеют невысокий процент в общем количестве субъектов малого предпринимательства. Например, в сельском хозяйстве в 2007 г. было занято 317 малых предприятий, что составляло 1 % их общего количества. В области здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения функционировало 702 предприятия, или 2,1 % (2006 г. - 740 предприятий, или 2,3 %).

Таким образом, торговля и общественное питание, промышленность, строительство, а также транспорт в малом бизнесе занимают более 80 %.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то согласно экспертным оценкам (официальные данные об отраслевой структуре этой категории субъектов отсутствуют) около 80 % из них осуществляют торговлю промышленными и продовольственными товарами народного потребления на рынках, остальные 20 % заняты в сфере мелкого производства и оказания бытовых услуг населению.

Для сравнения отметим, в Германии, Франции, Польши малые предприятия:

- занимают доминирующее положение в деревообработке (производство мебели) и трикотажной отрасли;

- лидируют в легкой промышленности (швейная, обувная) и биотехнологии;

- создают серьезную конкуренцию крупным предприятия в электронной промышленности, отрасли строительных материалов и т.д.

2.2 Производство промышленной продукции и потребительских товаров предприятиями малого бизнеса

В 2007 г. предприятиями малого бизнеса произведено товаров и услуг на общую сумму 10 331,5 млрд. р., из них 4 461,7 млрд. р. - в промышленности (43,2 %), 1 838,2 млрд. р. - в торговле и общественном питании (17,8 %), 1 442,9 млрд. р. - в строительстве (14 %).

В 2007 г. предприятиями малого бизнеса произведено продукции промышленного характера на сумму 4 371,0 млрд. р. или 7 % от общего объема производства промышленной продукции. В сопоставимых ценах объем производства промышленной продукции малыми предприятиями за этот период по сравнению с 2006 г. увеличился на 23,6 %, в то время как в целом по республике - на 10,5 %.

Треть объема промышленной продукции (31,9 %), произведенной малыми предприятиями, составляет продукция машиностроения и металлообработки, 15,6 % - химической и нефтехимической промышленности, 15,3 % - пищевой промышленности, 14 % - лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, 7,9 % - легкой промышленности.

Самые высокие темпы роста объема производства промышленной продукции наблюдались в топливной (183,4 %), химической и нефтехимической (133,5 %), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслях промышленности (126,4 %), в машиностроении и металлообработке (121,7 %) (табл. 3).

Таблица 3.

Объем производства продукции промышленного характера по отраслям промышленности, млн. р.

Отрасль

Годы

2007

в процентах к предыдущему году

(в сопоставимых ценах)

2006

2007

Промышленность -всего,

из нее:

3 536 681

4 371 049

122,6

топливная

38 976

54 439

183,4

черная металлургия

33 105

30 190

69,7

химическая и нефтехимическая

483 475

681 510

133,5

машиностроение и металлообработка

1 090 244

1 393 435

121,7

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

499 329

611 032

126,4

строительных материалов

132 625

128 132

117,1

легкая

244 450

346 173

116,9

пищевая

621 795

668 329

116,7

Общий объем розничного товарооборота малых организаций торговой сети и общественного питания составил в 2007 г. 1 605,2 млрд. р. и увеличился по сравнению с 2006 г. на 38,3 % (по республике - 19 %). В структуре розничного товарооборота наибольший удельный вес составляют непродовольственные товары - 51,3 %, соответственно, продовольственные товары - 48,7 %.

Следует отметить, что «розничный товарооборот определяется как объем продажи товаров населению за наличный расчет для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве в организациях торговли и общественного питания, на вещевых, смешанных, продовольственных рынках и в специально оборудованных помещениях».

В 2007 г. субъектами малого бизнеса было произведено потребительских товаров на общую сумму 1 358,9 млрд. р., из них продовольственных товаров на 415,3 млрд. р., непродовольственных товаров - 851,6 млрд. р. и вино-водочных изделий и пива - 91,9 млрд. р.

Структура производства потребительских товаров в 2007 г. отражена на рис. 4.

Рис. 4. Структура производства потребительских товаров в 2007 г. (в процентах к итогу)

2.3 Внешнеторговая деятельность субъектов малого бизнеса

В общем объеме белорусского экспорта доля субъектов малого бизнеса на протяжении последних лет остается стабильной и составляет более 12 %. В общем объеме импорта их доля значительно выше и составляет около 30 %. Импорт товаров субъектами малого предпринимательства превалирует над экспортом (табл. 4).

Таблица 4

Объем внешней торговли малых предприятий, млн. у.е.

Малые предприятия

Темпы роста, %

2005

2006

2007

2006 г. к 2005 г.

2007 г. к 2006 г.

Объем внешней торговли

4962,9

7680,0

6972,9

154,7

99,3

Экспорт

1589,2

2248,9

2118,8

141,5

111,1

Импорт

3373,7

5431,1

4854,1

161,0

94,9

Сальдо

-1784,5

-3182,2

-2735,3

-

-

За 2007 г. объем экспорта товаров субъектами малого бизнеса составил 2 118,8 млн. у.е. В общем объеме экспорта на долю Российской Федерации приходится 609,8 млн. у.е. (или 28,8 %). Изменение правил взимания НДС по принципу страны назначения повлекло за собой сокращение экспорта более чем на 40 %.

Вторую позицию из экспортных партнеров республики занимают Нидерланды, - 31,1 % от общего объема экспорта, третью - Великобритания - 10,1 %. Увеличился на 4,4 пункта экспорт товаров на Украину.

Из общего объема экспорта наибольший удельный вес приходится на нефтепродукты - 50,6 %, древесину и изделия из нее - 6,1 %, продукцию химической отрасли, в том числе изделия из пластмасс - 3,7 %, мебель - 1,7 %. Анализ структуры экспорта указывает на наличие большой доли товаров с низкой долей добавленной стоимости и преимущественно сырьевой ориентацией. В то же время существенного роста доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции не происходит.

Импорт товаров субъектами малого предпринимательства за 2007 г. составил 4 854,1 млн. у.е. В общем объеме импорта на долю Российской Федерации приходится 62,5 %. Однако следует отметить, что импорт из Российской Федерации по сравнению с предыдущим годом сократился на 21 %. Вторую позицию занимает Украина - 5,7 % от общего объема импорта, третью - Германия -5,4 %. По сравнению с 2006 г. импорт из Польской Республики увеличился на 43,1 % , из Китайской Народной Республики увеличился в 3 раза.

Импорт субъектами малого бизнеса нефти и нефтепродуктов составил 33,2 % от общего объема импорта. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличился ввоз в республику природного и сжиженного газа (в 4,5 раза), холодильников и холодильного оборудования (на 4,2 раза), стиральных машин (в 2,9 раза), пива (в 2,2 раза).

Доля экспорта и импорта субъектов малого предпринимательства в общем объеме экспорта-импорта значительно отличается по областям республики. При этом по объему внешнеторговых операций субъектов малого бизнеса по республике лидирующие позиции занимает город Минск, его доля в общем объеме экспорта составляла 30,9 %, импорта - 48,4 %. Данная ситуация связана с соблюдением жестких условий по срокам поставок, сильным влияниям конъюнктуры на том или ином рынке, знаниям мирового рынка, форм расчетов, технического обслуживания. Соответствовать необходимым требованиям мирового рынка в настоящее время способно относительно небольшое количество малых предприятий Беларуси.

2.4 Численность занятых

На предприятиях малого бизнеса, включая совместителей и работающих по договорам подряда, в 2007 г. достигла 456,18 тыс. чел. По сравнению с 2006 г. данный показатель увеличился на 57,78 тыс. чел., или на 1,3 %. Удельный вес занятых на малых предприятиях составил 10,5 % общего числа занятых в экономике (2006 г. - 10,4 %; 2005 г. - 10,1 %) (табл. 5).

Таблица 5

Численность работников малых предприятий по отраслям экономики

Отрасль

Численность работников МП, чел

Процент к итогу

2005

2006

2007

2005

2006

2007

Промышленность

163 028

171 542

174 468

37,3

38,1

38,2

Сельское и лесное хозяйство

3 794

8 723

9 105

1,6

1,9

2,0

Строительство

62 187

69 553

73 883

14,2

15,4

16,2

Транспорт

33 817

35 667

34 110

7,7

7,9

7,5

Связь

1 632

1 645

1 847

0,4

0,4

0,4

Торговля и общественное питание

112 405

108 024

112 736

25,7

24,0

24,7

Материально-техническое снабжение и сбыт

2 330

2 686

3 868

0,5

0,6

0,8

Наука и научное обслуживание

4 913

4 125

3 630

1,1

0,9

0,8

Непроизводственные виды бытового обслуживания населения

4 385

5 271

5 848

1,0

1,2

1,3

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

6 101

6 156

5 942

1,4

1,4

1,3

Другие отрасли

39 163

37 010

30 743

9,1

8,2

6,7

ВСЕГО

436 755

450 402

456 180

100,0

100,0

100,0

Всего занятых в экономике

4 339 300

4 316 300

4 349 800

10,1

10,4

10,5

Более чем треть работников малых предприятий на конец 2007 г. было занято в промышленности, а именно - 174,5 тыс. чел. В сфере торговли и общественного питания работало 24,7 %, в строительстве - 16,2 %, на транспорте - 7,5 %, в сельском и лесном хозяйстве - 2 % от общего числа занятых. Таким образом, в названных отраслях экономики было задействовано 88,6 % от общего числа занятых на предприятиях малого бизнеса.

Численность занятых на малых предприятиях с 2005 г. по 2007 г. выросла на 4,4 %, однако годовые темпы роста снижаются (2005 г. по сравнению с 2002 г. - 13,5 %; 2006 г. по сравнению с 2005 г. - 3,1 %; 2007 г. по сравнению с 2006 г. - 1,3 %).

С учетом индивидуальных предпринимателей в сфере малого бизнеса было занято 625,5 тыс. чел., или 14,4 % общего числа занятых в экономике (2006 г. - 574,3 тыс. чел., или 13,3 % соответственно).

Соотношение работников списочного и несписочного состава предприятий малого бизнеса за последние три года практически не изменилось. И это притом, что данная сфера вполне в состоянии (конечно, при условии ее активного инвестирования) обеспечить рабочие места для высвобождающихся с нерентабельно работающих крупных предприятий. Например, в 80-х гг. в США малые предприятия создали 20 млн. рабочих мест, тогда как крупные корпорации уволили около 4 млн. работников.

Для нашей экономики с дефицитом инвестиций немаловажно и то, что на создание одного рабочего места на малых предприятиях требуется около 1,7 тыс. у.е., в то время как на крупных предприятиях затраты на создание рабочего места составляют порядка 50 тыс. у.е., или почти в 30 раз больше.

2.5 Инвестиции

Субъектами малого бизнеса введено в 2007 г. основных фондов на сумму 773,4 млрд. р. Инвестиции в основной капитал составили 1032,7 млрд. р. В структуре инвестиций в основной капитал средства юридических лиц (собственные и заемные средства других организаций), включая кредиты банков, в 2007 г. составили 63,5 %, средства населения - 11 %, иностранных инвесторов и кредитов - 18,2 %, бюджетные средства, включая средства внебюджетных фондов - 7,3 % (рис. 5).

Рис. 5. Структура инвестиций по источникам финансирования в 2007 г. (в процентах к общему объему) 1 - собственные средства организации; 2 - заемные средства других организаций; 3 - бюджетные средства; 4 - внебюджетные фонды; 5 - иностранные источники (в т.ч. кредиты иностранных банков); 6 - кредиты банков; 7 - средства населения

Анализируя динамику инвестиций, следует отметить, что наблюдается увеличение удельного веса собственных средств малых предприятий, включая кредиты, а также средств иностранных инвесторов, направляемых на финансирование инвестиций в основной капитал, и, соответственно, снижаются объемы таких источников, как средства бюджета и внебюджетных фондов.

На малых предприятиях государственной формы собственности инвестиции в основной капитал составили в 2007 г. 9 %, частной - 76,4 %, иностранной - 14,6 %. По сравнению в 2006 г. происходит рост инвестиций в основной капитал малыми предприятиями государственной формы собственности (рис. 6).

Рис 6. Инвестиции в основной капитал по формам собственности (в процентах)

2.6 Налоговые поступления

Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей по сравнению с 2006 г. возросла на 116,9 млрд. р., или на 28,5 % и составила 527,3 млрд. р. Хотя в общем объеме удельный вес налоговых поступлений снизился на 0,2 %. Удельный вес налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в общем объеме налоговых поступлений по республике представлен в табл. 6.

Таблица 6

Удельный вес налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в общем объеме налоговых поступлений по республике

Период

(год)

Сумма налоговых поступлений от ИП, млн. р.

Удельный вес в общем объеме налоговых поступлений, %

2001

96 931,0

2,0

2002

181 657,4

2,6

2005

330 239,3

3,3

2006

410 466,2

2,9

2007

527 332,2

2,7

Учет налоговых поступлений отдельно по малым предприятиям в Министерстве по налогам и сборам не осуществляется. Информация о налоговых поступлениях в бюджет от негосударственных коммерческих организаций различных организационно-правовых форм, за исключением ба нков, страховых организаций, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов представлена в табл. 7.

Таблица 7

Удельный вес налоговых поступлений от негосударственных коммерческих организаций различных организационно-правовых форм

Период

(год)

Сумма налоговых поступлений от негосударственных коммерческих организаций, млн. р.

Удельный вес в общем объеме налоговых поступлений, %

1

2

3

2001

497 693,0

10,1

2002

748 439,7

10,8

2005

1 159 391,4

11,6

2006

1 826 149,9

13,0

2007

2 614 101,5

13,4

2.7 Финансовое положение малых предприятий

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на малых предприятиях в 2007 г. составила 31 768,4 млрд. р. или 21,2 % от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству, и увеличилась по сравнению с 2006 г. 40,1 %.

По итогам работы за 2007 г. малыми предприятиями была получена прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в размере 1 163,9 млрд. р. Наилучшие финансовые показатели деятельности были у малых предприятий, занимающихся промышленным производством - 373,2 млрд. р., торговлей и общественным питанием - 344,4 млрд. р., строительством - 185,4 млрд. р.

Вместе с тем, около 9 тыс. предприятий, или 26,9 % от общего количества малых предприятий, отразивших финансовые результаты, имели убытки. По сравнению с 2006 г. количество убыточных предприятий уменьшилось с 28,3 % до 26,9 %. Наибольшее количество убыточных малых предприятий в 2007 г. наблюдалось: у малых предприятий, занимающихся операциями с недвижимым имуществом - 34,1 %; в областях транспорта - 31,1 %, торговли и общественного питания - 30,9 %.

Уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услуг (основной показатель, характеризующий эффективность работы предприятий) в 2007 г. составил 10,6 % (в 2006 г. - 12,1 %). На малых предприятиях частной формы собственности уровень рентабельности составил 12,6 % (по сравнению с 2006 г. данный показатель уменьшился на 1,6 пункта); с иностранной формой собственности - 6,2 %. На малых предприятиях государственной формы собственности рентабельность была равна - 7,7 %. При этом самый высокий уровень рентабельности отмечался на предприятиях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом - 40,4 %, связи - 25,4 %, торговли и общественного питания - 23,1 %, культуры и искусства - 20,4 %, занимающихся информационно-вычислительным обслуживанием - 19,1 %, самый низкий - на предприятиях, занимающихся финансами, кредитами, страхованием, пенсионным обеспечением - 3 %; транспорта - 4,4 %. Нерентабельной отраслью в 2007 г. является лесное хозяйство, где рентабельность реализованной продукции, работ, услуг составляет (-14 %) (табл. 8).

Таблица 8

Рентабельность продукции (товаров, работ, услуг) по отраслям экономики, %

Отрасль

Годы

2005

2006

2007

Всего:

из нее

11,4

12,1

10,6

промышленность

9,8

10,2

9,7

сельское хозяйство

0,4

5,2

7,0

лесное хозяйство

- 9,1

- 11,1

-14,0

строительство

15,2

15,1

15,2

транспорт

5,4

6,1

4,4

связь

30,1

91,4

25,4

торговля и общественное питание

17,6

17,0

23,1

информационно-вычислительное обслуживание

14,6

17,6

19,1

операции с недвижимым имуществом

39,8

43,9

40,4

культура и искусство

11,0

16,4

20,4

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

8,0

7,1

3,0

ЛИТЕРАТУРА

1. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ - Минск, 2008.

2.Статистический сборник «Малое предпринимательство Республики Беларусь», 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ - Минск, 2008.

3. Тэпман, Л. Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран: учеб. пособие для вузов / Л. Н. Тэпман. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4. Улучшение деловой среды в Беларуси // Аналитический отчет МФК - Минск, 2008.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аналитический обзор СЭД
Реферат Математические методы проверки гипотез
Реферат Причины подростковой преступности
Реферат Автоматизация учета работ по созданию электронных образовательных ресурсов
Реферат Африка глазами европейцев
Реферат Оценка финансового состояния OOO "Сысертский хлебокомбинат"
Реферат Експлуатація харчового теплового обладнання на паровому обігріві
Реферат 1 Характеристика кристаллических решеток
Реферат Battle Of Shilo Essay Research Paper The
Реферат Оценка технико-экономических показателей ОАО "Тацинский элеватор"
Реферат Привычки китайского народа
Реферат Оценка как инструмент управления муниципальной собственностью
Реферат Социальное значение физической культуры
Реферат Оценка стоимости капитала инвестиционного проекта
Реферат Активизация познавательной деятельности старшеклассников на уроках права