Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный экономический университет
РЕФЕРАТ
по курсу: “История экономических учений”
на тему: “Основне этапы эволюции экономической мысли”
Проверил: Выполнил:
доц. студент 2 курса, 1 группы
Лисная Ирина Федоровна факультета Э и П
Храновский А. И.
Харьков, 2005Содержание
Введение 3
1. Экономические учения Древнего мира 4
2. Экономические учения феодального общества 6
3. Экономические учения эпохи капитализма
§ 1. Экономические учения конца 17 - начала 19 века. 8
§ 2. Экономическая мысль середины 19 - начала 20 века 13
§ 3. Основные направления экономической мысли в 20 веке 16
Заключение 20
Литература 21
Введение
Данная работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой экономической мысли. Я пытался отразить главные тенденции в ее изменении, изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. Реферат базируется на монографиях мировых ученых, посвященных изучению “Истории экономических учений”.
Периодизация истории экономических учений в работе основывается на выделении социально-экономических формаций в истории общества. Соответственно, будут рассмотрены: история экономической мысли древнего мира, экономические идеи периода феодализма, концепции основных теоретиков экономики капиталистического общества.
Зарождение экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.
В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений.
Развитие экономической мысли в эпоху капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий.
1. Экономические учения Древнего мира
Экономические идеи древности, в основном, находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств.
Одним из крупных древневосточных рабовладельческих государств было Вавилонское царство. Законы царя Хаммурапи, правившего там с 1792 по 1750 гг. до нашей эры, охраняли экономическую основу рабовладельческого строя - частную собственность. Эти законы предусматривали мелочную регламентацию торговых сделок, что свидетельствовало о недостаточном развитии товарно-денежных отношений и господстве натурального хозяйства.
В Китае экономические теории нашли отражение в конфуцианстве. Идеолог Китая Конфуций защищал рабовладельческий строй, развивая выдвинутую впервые в Китае теорию естественного права - социальную, нравственную и юридическую философию. Конфуций различает "великую общность" (коллективную собственность - крестьянскую общину) и частное владение (рабовладельческую собственность). Связывая все противоречия империи с частной собственностью, он все же в конечном итоге отдает предпочтение ей. Конфуций исходил из того, что источником богатства является труд и богатство государя должно основываться на богатстве народа.
Экономическим учением древней Индии, дошедшим до наших дней, является работа “Артхашастра”, царя Чандрагупты I. Он рассматривает рабство как удел низшего сословия. В его работе находит отражение проблема “стоимости вещей”. Величина стоимости определяется количеством “дней работы”, а вознаграждение - в строгом соответствии с результатами труда. Он включает прибыль в цену товара в качестве “прочих издержек”.
Древнегреческий мыслитель Ксенофонт отразил в своих произведениях стремление рабовладельцев использовать развитие товарно-денежных отношений для укрепления натурального хозяйства. Он рассматривал хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей и впервые обратил внимание на значение разделения труда, а так же указал на связь уровня разделения труда и размера рынка. Ксенофонт учил рабовладельцев, что для “обогащения хозяйства необходимо получение излишка за счет минимального удовлетворения потребностей рабов”.
Другой древнегреческий философ - Платон останавливался на разъяснении связи между разделением труда, торговле, деньгами и выделением купцов.
Аристотель, будучи самым крупным идеологом рабовладельцев Древней Греции, признавал “истинное” богатство, как совокупность потребительных стоимостей. Он был за справедливый обмен.
В истории экономической мысли Древнего Рима одними из наиболее известных учений были концепции Катона Старшего, Гракхов Тиберия и Гая и Варрона Колумеллы.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что об экономике, как учении, в древнем мире имели весьма неопределенное представление, понятия были не оформленными и не систематизированными. Не существовало понятия налогов, рынка и рыночной стоимости. Прогрессивные идеи крупных мыслителей еще не отвечали уровню развития производственных сил того общества.
2. Экономические учения феодального общества
С ходом развития производственных сил, общество накапливало свои экономические знания. Нередко эти идеи находили отражение в религиозной философии.
Так, например, социально-экономические идеи Корана воплотились в исламе. Коран уделял много внимания торговле, но выступал против ростовщичества.
Идеолог расцвета феодализма в арабских странах Ибн Хальдуна выдвинул тезис о том, что в продуктах заключается “труд, который проявляется как стоимость”. Это позволило ему сделать вывод, что продукты труда приобретаются “путем равноценного обмена по стоимости”, и что золото и серебро “служит воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом”.
Памятником разложения первобытнообщинных отношений и возникновения феодализма является “Салическая правда”, составленная в Королевстве франков. Она защищала общинную собственность, не забывая и о частной собственности. Феодальная собственность и крепостничество получили поддержку в “Капитуляриях о виллах” (“Закон о поместьях”).
Представители церкви также выступали идеологами экономических отношений. Примером может служить концепция Фомы Аквинского, его идеи о “справедливой цене” установленной богом. Фома сводил обмен к равенству пользы: чтобы компенсировать ущерб от лишения нужной вещи владелец продает ее дороже, чем купил.
Русская экономическая мысль в феодальной России начинает развиваться со времени образования Древнерусского государства (9 в.).
Начиная с 15 века по всему миру стали появляться различные экономические школы и учения. Учение утопического социализма взяло начало с книги Томаса Мора “Утопия”. В этой вымышленной стране была общественная собственность, всеобщностью труда, регулирование производства, и не было денег.
Почти тем же путем шел Томазо Кампанелло. Его представления о будущем были больше похожи на коммунизм, который базируются на ремесле, земледелии и скотоводстве с главенством общественной собственности.
Учение раннего меркантилизма, изжившее себя к середине 16 в., характеризуется тем, что богатство отождествляется с деньгами, накопление которых может быть достигнуто с помощью власти, законодательным путем.
Поздний меркантилизм во главе Т. Меном (Англия) достиг расцвета во второй половине 17 века. Центральной была идея о “системе торгового баланса”, а именно: государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой стоимости ввезенных и вывезенных товаров.
Меркантилисты уделяли большое внимание сфере обращения. С появлением в 1615 году “Трактата о политической экономии” А. Монкретьена, выделилась наука о торговом балансе с ее основной идеей - “много продавать, мало покупать”.
Постепенно меркантилисты дошли до мысли, что товар - деньги, но они не могли объяснить, как и почему товар становится деньгами. Отстаивая активный торговый баланс, поздние они увидели в деньгах не только средство накопления, но и средство обращения, а защищая посредническую торговлю, признавали функцию денег как капитала.
В отличии от европейских меркантилистов, первые русские политэкономы не ограничивали свои наблюдения сферой обращения, не отождествляли богатство с деньгами. Они заботились об увеличении товарооборота внутри страны, а во внешней торговле видели орудие развития промышленности и сельского хозяйства.
3. Экономические учения эпохи капитализма
§ 1. Экономические учения конца 17 - начала 19 века.
Одним из видных деятелей этого периода был Вильям Петти. Его взгляды носили переходный характер от меркантилизма к классической политэкономии. Он объяснял такие экономические явления, как цена товара, заработная плата, цена земли. Петти разграничивал “естественную цену” и рыночную цену. Им были впервые сформулированы зачатки теории трудовой стоимости.
С теорией стоимости у Петти непосредственно связано его учение о заработной плате и ренте. Он рассуждал так: товаром является не рабочая сила, а труд, а зарплата - цена труда, нужно только определить ее величину.
Француа Кенэ в 1758 году создал свою “Экономическую таблицу”, ставшую основой для физиократов, которые обратились к сфере производства, ища там источник прибавочной стоимости. Они ограничили эту сферу только сельским хозяйством. Далее Кенэ выдвинул концепцию “естественного порядка”, под которым он понимал экономику со свободной конкуренцией, стихийной игрой рыночных цен без вмешательства государства.
Во второй половине 18 в Англии сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли. Своего высшего развития классическая политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо.
Смит рассматривал человечество как некий союз по обмену видами труда, при этом каждый человек, преследуя только свой интерес, наилучшим образом способствует интересам общества - росту его производительных сил. В одной из своих книг Смит раскрыл суть разделения труда, которое увеличивает отдачу, делает производство универсальным, способствует созданию машин.
Важно, что Смит разделял валовой и чистый доход жителей страны. Понимая под первым совокупный общественный продукт и все материальные затраты. Численный доход - это национальный доход, вновь созданная трудом за год стоимость.
Рикардо, как и Смит, натолкнулся на проблему преобразования стоимости в цену производства. Он видел, что в реальной жизни прибыль на капитал зависит от размеров этого капитала. Иначе - норма прибыли имеет тенденцию уравниваться. Первые в соответствии с более значительными затратами труда продавали бы товары относительно дороже и приносили бы более высокие прибыли, но тогда бы капитал уходил бы в эти отрасли, а вторые не могли бы развиваться.
Рикардо полагал, что теория денег объясняет регулирование платежных балансов. Если в данной стране слишком много золота, то в ней повышаются товарные цены и становится выгодно ввозить товары из-за границы.
Родоначальником анархизма и реформизма в истории экономической мысли во Франции был Пьер Прудон.
Разделение труда по Прудону, имеет две стороны: хорошую, ибо оно способствует росту богатства, и дурную т.к. ведет к росту бедности и безработицы. Частная собственность также имеет хорошую сторону, обеспечивая независимость, самостоятельность, свободу, и отрицательную - нарушает равенство.
В конце 18-начале 19 века развивается так называемая “вульгарная политическая экономия”. Самые крупными представителями этого течения являлись: Т. Р. Мальтус, Дж. Милль, Н. Сениор, и др. Наиболее известной концепцией этого направления является учение Мальтуса. По его мнению, главной причиной бедности являются естественные законы и человеческие страсти. Единственным выходом для преодоления бедности может быть только сокращение населения путем ограничения чрезмерного размножения неимущих.
Утопический социализм как теория об уничтожении эксплуатации, экономического и социального неравенства имеет многовековую историю, но особое развитие он получил в 19 веке в Западной Европе. Социалисты-утописты Клод Сен-Симон и Шарль Фурье во Франции, Роберт Оуэн в Англии подвергли критике анархию капиталистического производства и распределения, частнособственнические интересы.
Английский социал-утопист Р. Оуэн источником богатства считал физический труд и провозглашал его мерилом стоимости. Проблему кризисов он объяснял тем, что рабочие не получают должного вознаграждения за свой труд.
Российская экономическая мысль начала - середины 19 века представлена учениями А.Н. Радищева, П.И. Пестеля, Н.И. Тургенева, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского.
Общей идеей этих концепций была разработка аграрного вопроса, так как для России эта проблема была наиболее актуальной.
А. Н. Радищев считал основной формой производства земледелие. Из него возникает частная собственность, рождающая неравенство людей и угнетение человека человеком.
Концепция Н.И. Тургенева представляла значительный вклад в теорию финансов, государственную налоговую систему и популяризацию учения Смита.
Теория П.И. Пестеля строилась на основе концепции “естественного права”.
Социалистическое учение А.Н Герцена и Н.П. Огарева отправным пунктом имело признание общины ячейкой нового общества. Крестьянская община должна послужить первичной предпосылкой движения к социализму и его готовой формой. Через общину крестьянин сможет осуществить свои коренные интересы: право каждого на землю, общинное владение ею, мирское управление.
Одной из фундаментальных теорий этого периода было учение Н.Г. Чернышевского. Он исследовал суть крепостнической системы и пришел к выводу, что помещик, будучи собственником земли, осуществляет внеэкономическое принуждение крестьян к земледельческой работе в личную пользу.
§ 2. Экономическая мысль середины 19 - начала 20 века.
Одним из фундаментальных экономических учений 19 века является марксизм. Идеи Маркса и Энгельса были изложены во многих произведениях, но основным из них, содержащим экономическую концепцию марксизма в наиболее развернутом виде, считается “Капитал”. Важным выводом Маркса было - положение о том, что в условиях стихийного товарного производства экономические отношения людей проявляются через отношения вещей. Это порождает товарный фетишизм.
Далее Маркс анализирует процесс эксплуатации наемной рабочей силы, формулирует учение о прибавочной стоимости, раскрывающее сущность рабочей силы как товара, общие ее черты с обычным товаром и специфические особенности как товара особого рода. Кроме того, Маркс рассматривает процесс производства прибавочной стоимости. Особо важное значение в исследовании Марксом механизма создания прибавочной стоимости имеет анализ постоянного и переменного капитала а также двух основных способов увеличения прибавочной стоимости: путем удлинения рабочего дня и путем сокращения необходимого рабочего времени.
В основу анализа воспроизводства всего общественного капитала Маркс кладет его деление на два подразделения - производство средств производства и производство средств потребления. Используя это разделение, Маркс конструирует свои схемы простого и расширенного воспроизводства
В целом, экономическая теория марксизма имела большое влияние на развитие европейской, а в особенности российской экономической науки.
Одновременно с марксизмом в европейской экономической мысли развивались следующие направления: новая историческая школа, “социальное направление”, “неоклассицизм”.
Представителями новой исторической школы были: Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Гюхер, В. Зомбарт. Характерной чертой их методологии являлся историзм. Они делали свои выводы на основании изучении истории народного хозяйства.
Зомбарт рассматривал в качестве первоосновы исторического развития движение духа. Он отрицает объективные законы общественного развития. Научные категории он представляет как абстрактные, существующие только в сознании исследователя.
Представителями “социального направления” являлись Р. Штольцман и Р. Штаммлер. В качестве основы экономических процессов они рассматривали правовые отношения людей, происхождение которых объяснялось влиянием религии. Экономические категории сторонники “социального направления” рассматривали как правовые отношения, не анализируя при этом материально-объективное содержание экономических понятий.
Сторонниками концепции неоклассицизма (австрийской школы) были К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. Учение этой школы характеризуется субъективно-психологическим подходом к объяснению экономических учений. Основным определяющим признаком экономических процессов она считает психологию хозяйствующих субъектов, мотивы, которыми они руководствуются в своей деятельности, их субъективные оценки. Одним из методологических принципов это школы является маржнализм. Мнению австрийских ученых существует два вида ценности материальных благ - субъективная и объективная. Под первой они понимают ценность материальных благ для данного субъектов. По вторым - рыночную цену товара.
В этот же исторический период в России развивается экономическая теория народничества. Основной идеей этого учения является утверждение о специфическом экономическом развитии России, ее переходе от феодального общества к социалистическому, минуя капиталистический строй. Представителями этого направления экономической мысли были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов.
П.Л. Лавров отмечал начавшийся процесс разложения общины в связи с развитием капитализма в стране. Характеризуя экономические основы будущего общества.
Бакунин выступал с критикой крепостничества, а также капитализма. Свои взгляды на капитал, собственность и распределение при капитализме Бакунин рассматривал сквозь призму анархистских воззрений на государство.
П.Н. Ткачев, как и все народники считал общину русского народа и видел в ней зародыш будущего социалистического общества. В то же время он предвидел, что земля, переданная в частную собственность крестьянам быстро стане предметом купли-продажи.
Н.Ф. Даниельсон считал, что для России в противоположность капиталистическому западу характерно крестьянское хозяйство, в котором производитель соединен со средствами производства. Признавая развитие капиталистического производства, он полагал, что оно является уклонением от истинного пути России.
В конце 19 - начале 20 века в России распространяется экономическое учение марксизма. Идеи Маркса были восприняты Г.В. Плехановым, В.И. Лениным. Их работы развивали основные идеи марксисткой концепции, применяя их к экономическим реалиям современной им России.
Г.В. Плеханов, критикуя экономические взгляды народников, отмечал ошибочность противопоставления ими России Западу.
В.И. Ленин популяризировал экономическое учение Маркса. В своих работах он уделял большое внимание анализу процессов генезиса и развития капитализма, проблеме воспроизводства внутреннего рынка. Анализируя аграрный строй по реформенной России Ленин выдвинул идею о двух путях развития капитализма в сельском хозяйстве, называя их прусским и американским. Прусский - через крестьянскую общину, американский - фермерский.
§ 3. Основные направления экономической мысли в 20 веке.
Авторы монографии “Истории экономических учений” выделяют два основных направления в экономической теории 20 века. Это теории “регулируемого капитала” и теории “свободы предпринимательства” (неоклассицизм). В последние годы приобретает все большее значение институционально-социальное направление.
Сторонники “регулируемого капитализма”, к которым относятся последователи английского экономиста Дж. М. Кейнса и французские “дирижисты” выдвигают на первый план макроанализ - берут за основу рассмотрение экономики в целом, таких проблем, как национальный доход, накопление и потребление, совокупный общественный спрос и предложение и т.д. Это направление возникло и развилось в 30-х годах 20 века, когда мировой экономический кризис 1929-1933 гг. показал, что существует необходимость государственного регулирования экономики.
“Институционально-социальное” направление на первый план выдвигает общественные отношения людей и роль этих отношений в понимании экономических процессов. Прежде всего, они рассматривают сферу обмена, формы организации рынка, принципы морали. К этому направлению также относятся теории, которые кладут в основу развития общества непосредственные изменения в технике производства.
Кейнсианство. Основателем данного направления экономической теории является Дж. М. Кейнс. Он разработал “общую теорию занятости”. По его мнению, с увеличением занятости растет национальный доход, а следовательно, увеличивается потребление, но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста дохода у людей усиливается стремление к сбережениям. Таким образом, рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Оно выражается в уменьшении эффективного спроса, а спрос влияет на размеры производства и уровень занятости. Недостаточное развитие потребительского спроса может быть компенсировано увеличением затрат на новые инвестиции.
Одним из основных положений теории Кейнса является тезис о решающей роли инвестиций в определении общего объема занятости. Они должны компенсировать недостаток потребительского спроса.
Последователями Кейнса являются английская экономистка Дж. Робинсон, во Франции - дирижисты, в Америке А. Хансен и С. Харрис.
Американское кейнсианство имеет ряд специфических черт. Во-первых, Хансен разработал теорию стагнации, которая пыталась объяснить причины экономических кризисов. Он считает, что причинами экономических трудностей капитализма является ослабление “внешних импульсов” - замедление темпов прироста населения, отсутствие свободных земель, замедление технического прогресса.
Хансен и Харрис считают государственный бюджет главным механизмом регулирования экономики. Они назвали его “встроенным стабилизатором”, призванным автоматически реагировать на циклически колебания и смягчать их. Механизмом “встроенного стабилизатора” являются: подоходный налог, выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице.
Представители посткейнсианства (Н. Калдор, П. Сраффа, С. Вайнтрауб) исходят из идеи внутренней неустойчивости капиталистической системы. Они критикуют теории предельной полезности и предельной производительности факторов производства, пытаясь усовершенствовать теорию Кейнса, объединив его идеи с концепцией Рикардо.
Неоклассическое направление. Представителями данного направления являются: американский экономист Р. Солоу и английский экономист Дж. Мид. Они исходят из предположения господства свободной конкуренции, в условиях которой владельцы факторов производства вознаграждаются в соответствии с так называемыми предельными продуктами. Главные факторы производства используются полностью, что достигается механизмом свободной конкуренции, воздействующим на цены факторов производства.
В отличие от прошлых теорий современные неоклассики отвергают старую концепцию, согласно которой замена труда капиталом вела к росту производительности труда, но к снижению производительности капитала. Условием сбалансированного роста, помимо свободной конкуренции является свободная денежная система. Центральное место в неоклассических теориях занимает проблема потенциально возможного темпа роста исходя из наличия факторов роста производства и их оптимального использования.
Одним из течений неоклассического направления является неолиберальное экономическое учение. В США широчайшее распространение получили взгляды чикагской “монетарной школы”. Лидером монетаризма в США является М. Фридмен. Он выступает в защиту свободного предпринимательства, считая его важнейшим гарантом прав индивида. Фридмен против государственных программ помощи наименее обеспеченным слоям населения. Он пытается доказать монопольную роль денежного фактора в формировании и колебании величины национального дохода. Если кредитные учреждения будут выпускать недостаточное количество денежных знаков или выпускать их в объеме, превышающем действительные потребности хозяйства, экономика будет сталкиваться с кризисом.
Заключение
Таким образом, в данной работе я рассмотрел основные этапы развития мировой экономической мысли. Выделение этих этапов строилось на основе одного из классических подходов к периодизации истории общества на основе выделения общественно-экономических формаций.
Как показано в работе, зарождение экономических идей происходит в древности, как и философских, политических. В основном, экономические учения этого периода находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.
В экономических учениях феодального общества рассматривается способ производства, усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений. В работе рассмотрено отражение многих экономических идей и сословий. Одним из значительных экономических учений данного периода является меркантилизм.
Развитие экономическая мысли в эпоху капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий. Основными экономическими учениями конца 17 - начала 19 века были концепции знаменитых ученых. В этот же период были созданы произведения классиков политической экономии Адама Смита и Давида Рикардо. Одним из фундаментальных экономических учений 19 века является марксизм. Но конечно хочется отметить на ряду с марксизмом в европейской экономике развитие: новой исторической школы, “социального направления”, “неоклассицизма”. Основные направления экономической мысли в 20 веке современные авторы объединяют в два основных течения. Это теории “регулируемого капитала” и теории “свободы предпринимательства” (неоклассицизм).
Таким образом, в эволюции экономической мысли можно выделить множество различных концепций и направлений. Все они пытаются разрешить проблемы, которые вставали перед обществом, и найти пути урегулирования общественно-экономических кризисов.
Литература.
Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М., 1996.
Всемирная история экономической мысли. М., 1987. Т.1, 2.
История экономических учений. М., 1983.
Майбург Е.М. Введение в историю экономической мысли. М., 1996.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |