Реферат по предмету "Экономика и экономическая теория"


ОАО "БАТЭ", его характеристика и анализ производственно-хозяйственной деятельности


47

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

"ОАО "БАТЭ, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

МИНСК, 2009

1. Краткая характеристика предприятия

ОАО "БАТЭ" - специализированное предприятие по производству стартеров и генераторов для карбюраторных и дизельных двигателей автомобилей и тракторов. Уровень специализации по выпуску автотракторного электрооборудования составляет 95%.

Завод был создан в 1958 году и до апреля 1992 года был государственным предприятием. С апреля 1992 г. по декабрь 1993 г. завод являлся арендным предприятием. Открытое акционерное общество "Борисовский завод автотракторного электрооборудования" создано путем преобразовании арендного предприятия "Борисовский завод автотракторного электрооборудования" в открытое акционерное общество в соответствии с приказом Государственного комитета Республики Беларусь по управлению государственным имуществом и приватизации от 30 октября 1993 года № 158-а, решением учредительной конференции открытого акционерного общества "БАТЭ" от 30 декабря 1993 года, законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.

Уставный фонд составляет 21 209 750 000 (Двадцать один миллиард двести девять миллионов семьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Количество работающих - 3661 человек.

Почтовый адрес: 222120,Республика Беларусь, г. Борисов Минской области, ул. Даумана,95. Телефон 74-49-80.

ОАО "БАТЭ" входит в Министерство промышленности Республики Беларусь.

Завод расположен в г. Борисове Минской области в южном промышленном узле на двух площадках, расположенных в 200 м от шоссе Москва-Минск и на расстоянии 1,5-2,0 км от железнодорожной станции Борисов Белорусской железной дороги.

Площадь участка: 26,5628 га

В том числе: площадка "А" - 11,6872 га, площадка "Б" - 14,8756 га.

В настоящее время предприятие выпускает более 30 наименований стартеров и генераторов.

Изделиями ОАО "БАТЭ" комплектуется ряд моторных и автомобильных заводов России и Республики Беларусь: ОАО "АВТОВАЗ", г. Тольятти, ОАО "Заволжский моторный завод", г. Заволжье, ОАО "КАМАЗ-Дизель", г. Набережные Челны, РУП "ММЗ", РУП "МАЗ", г. Минск.

Из общего объема производства более 80% продукции поставляется в Россию.

Моторные и автомобильные заводы с каждым годом повышают технические и эксплуатационные требования к продукции, поставляемой на конвейеры, что требует усовершенствования существующей номенклатуры продукции и разработки новых видов изделий (стартеров и генераторов).

В основе организационной структуры завода лежит разделение производственных подразделений по процессам. Выпускаемые стартеры являются сложными электротехническими изделиями, имеющими в своей конструкции более 375 деталей 124 наименований, большинство которых изготавливается на предприятии.

Технологические процессы построены как процессы типично массового производства. Весь процесс создания детали разбивался на максимальное количество простых операций и переходов, под каждый из которых подбиралось, как правило, оборудование из числа выпускавшегося в СССР. С учетом значительных объемов производства изделий, ограниченной номенклатуры предпочтение отдавалось высокопроизводительному оборудованию типа агрегатных станков и автоматических линий.

В условиях, когда основой производства было лишь несколько модификаций одного - двух изделий, а сбыт продукции определялся государственным планом, такая структура была оптимальной и обеспечивала эффективность производства. Переход к рыночной экономике породил жесткую конкуренцию. Основными конкурентами ОАО "БАТЭ" на рынке РФ являются российские производители стартеров и генераторов ОАО "ЗИТ" г. Самара и концерн "ПРАМО" г. Москва.

Учитывая жёсткую конкуренцию, повышение требований заводов-потребителей к надёжности и удельным характеристикам изделий (повышение мощности при снижении габаритов и массы), принимая во внимание решение Правительства Российской Федерации об отмене таможенных пошлин на ввоз автокомпонентов, а также созданием на территории РФ автосборочных предприятий с иностранным капиталом, важнейшей задачей для ОАО "БАТЭ" является внедрение в производство редукторного стартера с возбуждением от постоянных магнитов. Выполнение этой задачи позволит обеспечить комплектацию сборочных конвейеров автозаводов стартерами, способными конкурировать с зарубежными аналогами.

В таблице 1 представлены основные технико-экономические показатели развития предприятия.

Материально-техническое обеспечение материалами и сырьем осуществляется как белорусскими предприятиями, так и поставщиками стран СНГ. Хозяйственные связи сложились давно и являются весьма устойчивыми.

Эффективность работы предприятия во многом зависит от уровня квалификации кадров, стажа их работы по избранной специальности, возраста, профессиональной переподготовки, а также от принятой системы материального стимулирования труда работников. В 2008 году на заводе проводилась сбалансированная кадровая политика, включающая в себя все элементы управления персоналом предприятия. Используя шефские связи с учреждением образования "Борисовский государственный колледж", комплектование производится рабочими, имеющими профессию, что способствует сокращению затрат на индивидуальное обучение на заводе и сохранению среднего возраста работников завода 40-42 года.

Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели развития ОАО "БАТЭ"

Наименование показателя

Единица измерения

2007г

2008г

Темп роста,%

1 Выручка от реализации продукции

Млн. руб.

183 365

216 016

117,8

2 Себестоимость реализованной продукции

Млн. руб.

161 833

189 295

117,0

3 Прибыль от реализации продукции

Млн. руб.

12 509

16 120

128,9

4 Уровень рентабельности продаж

%

7,2

7,8

108,3

5 Уровень рентабельности реализованной продукции

%

7,7

8,5

110,4

6 Чистая прибыль

Млн. руб.

5 250

8 373

159,5

7 Кредиторская задолженность

Млн. руб.

19 086

25 342

132,8

8 Дебиторская задолженность

Млн. руб.

18 120

27 255

150,4

9 Численность работников в среднем за период

Чел.

3704

3794

102,4

10 Размер тарифной ставки 1-го разряда

Тыс. руб.

169,8

178,6

105,2

11 Среднемесячная заработная плата на 1 работающего в тыс. руб.

Тыс. руб.

620,0

713,0

115,0

12 Уровень износа основных фондов (%)

%

89,9

71,7

79,8

13 Загрузка производственных фондов (%)

%

100

100

-

В 2008 году 200 работников завода продолжили обучение в высших и средних специальных учебных заведениях.

В 2008 году были подготовлены 220 рабочих без отрыва от производства, повысили квалификацию без отрыва от производства 590 рабочим, подготовили и повысили квалификацию с отрывом от производства 60 рабочих и специалистов. Были направлены на курсы повышения квалификации ИТР, руководители, специалисты - 120 чел., в том числе с отрывом от производства - 48 чел.

Стратегия развития предприятия направлена на стабилизацию финансового положения за счет освоения прогрессивных технологий и предусматривает модернизацию действующего производства в соответствии с современными технологическими достижениями, расширения масштабов хозяйственной деятельности, обеспечивающих повышение качества и ценовой конкурентоспособности выпускаемой продукции, расширение рынков ее сбыта и, соответственно, реальный рост доходов и социальной защищенности трудового коллектива.

2. Организационная структура предприятия

Структура управления ОАО "БАТЭ" приведена в Приложении А и имеет комплексную структуру управления, т.е. соединяет несколько типов. В целом на предприятии между подразделениями действует линейно-функциональная система. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.д.). В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя (генерального директора). Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих служебных исполнителей.

В подразделениях действует линейная система, которая сформирована на основе линейных вертикальных связей между органами управления в виде иерархической лестницы. Члены линейной организации управления находятся в непосредственном линейном подчинении руководителю более высокого уровня. Каждый работник подчиняется только одному руководителю и связан с более высокими уровнями управления только через непосредственного начальника.

На предприятии функционирует устоявшийся аппарат управления, между подразделениями - неизменные взаимосвязи; полномочия и ответственность распределены в соответствии с выполняемыми обязанностями.

Осуществление функций управления производится в соответствии с положениями о самостоятельных структурных подразделениях предприятия, положениями о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, методологическими документами системы менеджмента качества.

Производственная и управленческая структура предприятия ОАО "БАТЭ" имеет цеховую структуру управления, в его состав входят:

а) десять цехов основного производства:

цех № 1 - прессовый;

цех № 4 - механосборочный;

цех № 5 - термогальванический;

цех № 6 - сборочный;

цех № 7 - механосборочный;

цех № 12 - станкостроения;

цех № 15 - механосборочный;

цех № 16 - цех генераторов;

цех № 17 - автоматный;

цех № 18 - крышек;

б) пять цехов вспомогательного производства:

цех № 8 - ремонтно-механический;

цех № 9 - инструментальный;

цех № 10 - транспортный;

цех № 11 - энергетический;

цех № 13 - ремонтно-строительный.

Основные цехи заняты изготовлением продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров.

Вспомогательные цехи осуществляют техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования, обеспечивают работоспособность и надлежащее техническое состояние всей технологической оснастки, находящейся в эксплуатации, обеспечивают функционирование всех сетей, снабжающих предприятие электроэнергией, теплоэнергией, газом, сжатым воздухом, водой.

Органами управления ОАО "БАТЭ" являются: собрание акционеров, Наблюдательный совет, дирекция.

Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляет дирекция и генеральный директор. Дирекция, генеральный директор подчинены по всем вопросам своей деятельности Наблюдательному совету и собранию акционеров.

В состав дирекции входят: генеральный директор, главный инженер, заместители генерального директора, главный бухгалтер.

Руководство предприятия:

а) Генеральный директор организует работу и эффективное взаимодействие цехов и других структурных подразделений; обеспечивает выполнение предприятием заданий согласно установленным количественным и качественным показателям, всех обязательств перед государственным бюджетом, поставщиками, заказчиками и банками; организует производственно-хозяйственную деятельность предприятия; обеспечивает разработку, заключение и выполнение Коллективного договора; проводит работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины; решает все вопросы в пределах предоставляемых ему прав и поручает выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам.

б) Главный инженер возглавляет отделы и цеха, выполняющие технические функции.

Основными функциями главного инженера являются: определение технической политики, перспектив развития предприятия и путей реализации комплексных программ по всем направлениям совершенствования, реконструкции, технического перевооружения действующего производства, его специализации и кооперирования; обеспечение своевременной и качественной технической подготовки производства; улучшение качества продукции; контроль за соблюдением правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.

в) Заместитель генерального директора по производству координирует производственную деятельность предприятия и несет ответственность за обеспечение ритмичности производства, выполнение планов производства продукции и ее качества. Ответственность же за организацию производства в цехах несут начальники цехов.

г) Заместитель генерального директора по идеологической работе обеспечивает организацию качественного подбора и рационального использования кадров в соответствии с их профессиональной подготовкой и деловыми качествами для удовлетворения потребностей предприятия в квалифицированном персонале, организует систему профессионального обучения и повышения квалификации кадров, а также освещение работы завода в местной прессе.

д) Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам руководит материально-техническим снабжением и транспортным обслуживанием предприятия. В его обязанности входит: своевременное и полное обеспечение подразделений предприятия необходимыми для выпуска продукции основными и вспомогательными материалами, полуфабрикатами, комплектующими; создание надлежащих условий для хранения и сохранности материальных ресурсов; принятие мер по своевременному заключению договоров с поставщиками и наиболее выгодному для предприятия приобретению материальных ресурсов; организация безопасной эксплуатации заводских транспортных средств.

е) Заместитель генерального директора по экономике организовывает финансово-экономическую деятельность предприятия, направленную на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов; контролирует соблюдение режима экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех участках хозяйственной деятельности; организовывает проведение систематического комплексного экономического анализа и оценки результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений; контролирует правильное формирование отпускных цен на продукцию предприятия и услуги, оказываемые непромышленной сферой;

ж) Заместитель генерального директора по качеству планирует, координирует работы в области качества на предприятии, контролирует их проведение; организовывает работы по определению и корректировке Политики руководства и Целей предприятия в области качества; организовывает эффективное функционирование и совершенствование системы менеджмента качества предприятия с целью наиболее полного удовлетворения требований потребителей; координирует работы по стандартизации; осуществляет контроль за разработкой планов метрологического обеспечения предприятия и их выполнением; планирует, координирует работы в области качества выпускаемой продукции, контролирует их проведение.

з) Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности ОАО "БАТЭ" на основании Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" от 25 июня 2001 года № 42-3.

Главный бухгалтер организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, ведет работу и по обеспечению строгого соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов; обеспечивает своевременное составление бухгалтерской отчетности на основе данных первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленном порядке в соответствующие органы. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за проведение инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных фондов, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия.

Структура управления ОАО "БАТЭ" совершенствуется по мере изменения рыночных условий путем создания новых и реорганизацией существующих подразделений. Это вызвано необходимостью создания условий для эффективного воздействия на экономическую, финансовую, производственную, социальную, научно-исследовательскую деятельность предприятия в зависимости от конъюнктуры рынка.

3. Характеристика выпускаемой продукции

Вся выпускаемая ОАО "БАТЭ" продукция подразделяется на три основные группы:

группа А: основная продукция;

группа Б: запасные части;

группа В: товары народного потребления.

Группа А (основная продукция): стартера и генераторы.

ОАО "БАТЭ" выпускает стартера для автомобилей ВАЗ-2101…2110 и их модификаций; ГАЗ - 3102…3110 и их модификаций; Москвич-21412… и их модификаций; УАЗ-3151 и их модификаций; КАМАЗ, ЛиАЗ, ЛАЗ, ЗИЛ, МАЗ и их модификаций.

Конструктивно стартер представляет собой электрическую машину постоянного тока с обмотками, как постоянного, так и смешанного возбуждения, на электрических и постоянных магнитах.

Например: стартер 2111.3708 и 7402.3708 являются новейшей разработкой из новой модификации стартеров на постоянных магнитах и предназначены для запуска двигателей автомобилей ВАЗ-2110 и их модификацией, работающих при температуре окружающего воздуха от минус 40°С и влажности до 90±5% при температуре 27°С, в том числе и автомобилей, поставляемых на экспорт, а также в запасные части к ним. Стартер с возбуждением от постоянных магнитов представляет собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным реле и муфтой свободного хода. Выпускается в едином исполнении и рассчитан для эксплуатации в условиях умеренного и тропического климата. Режим работы стартера кратковременный длительностью до 10 секунд. При отрицательных температурах допускается длительность работы до 15 секунд. Стартер питается от аккумуляторной батареи емкостью 55 А. ч. Стартер относится к восстанавливаемым, обслуживающим изделиям.

Генератор представляет собой электрическую машину переменного тока, предназначенную для выработки электрической энергии и установку на автомобилях с высоким энергопотреблением.

Например: генератор 3202.3771000 со встроенным выпрямительным ограничительным блоком и регулятором напряжения предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 с инжекторными двигателями.

Генераторы работают при температуре окружающего воздуха от минус 40°С до плюс 45°С, влажности до 90% при температуре плюс 27±3°С и атмосферном давлении 630-800 мм рт. ст. Генераторы выпускаются общеклиматического единого исполнения. Предназначен для поставки на внутренний рынок Республики Беларусь и на экспорт в страны с умеренным и тропическим климатом.

Продукция этой группы предназначена для промышленных предприятий автомобильной промышленности, автосервиса, предприятий сельскохозяйственного машиностроения, коммерческих фирм.

В настоящее время предприятие выпускает более 30 наименований стартеров и генераторов.

Группа Б (запасные части): реле, привод, коллектор, якорь, катушка, крышка, детали АТЭ и прочие детали.

Продукция этой группы предназначена для комплектации основной продукции, для промышленных предприятий автомобильной промышленности, автосервиса, предприятий сельскохозяйственного машиностроения, коммерческих фирм, торговли.

Группа В (товары народного потребления): трансформаторы.

Например: трансформатор высоковольтный 2102.3705.000 предназначен для питания электрической энергией высокого напряжения цепи зажигания изделий, выпускаемых ММВЗ г. Минск, РМЗ г. Рига, ЛМЗ г. Львов с системами электрооборудования 6В. При работе в комплекте с генератором 43.3701 обеспечивает на трехэлектродном игольчатом разряднике бесперебойное искрообразование в промежутке 7мм при частоте вращения ротора генератора 5…125 с?№ (300…7500 об/мин). Габаритные размеры, мм - 46x88x67. Масса трансформатора, кг - 0,245.

Продукция этой группы предназначена для промышленных предприятий, предприятий розничной и оптовой торговли.

Сферы применения продукции предприятия (по автотракторному оборудованию):

промышленные предприятия автомобильной промышленности;

сборочные производства по выпуску иномарок на территории стран СНГ;

предприятия автосервиса;

организации сельскохозяйственного агропромышленного комплекса;

коммерческие фирмы.

Таблица 2 - Объем выпущенной продукции за 2008 год по всей номенклатуре в штуках:

Наименование изделий

Код

Количество, шт.

Конвейер, шт.

Вторичный рынок, шт.

1

2

3

4

5

СТАРТЕР

Стартер 42.3708000

11 011

75 000

75 000

Стартер 42.3708000-11

11 209

151 000

61 000

90 000

Стартер 421.3708000-01

11 104

10 000

10 000

Стартер 422.3708000

11 132

100 000

20 000

80 000

Стартер 425.3708000

11 106

15 000

15 000

Стартер 426.3708000

11 107

12 000

12 000

Стартер 230 А1-3708000

11 001

36 000

18 000

18 000

Стартер 230А1-3708000-10

11 201

36 000

36 000

Стартер СТ230Б4-3708000э.

13 012

36 000

36 000

Стартер 230 К4-3708000

11 002

46 000

6 000

40 000

Стартер 2А-3708000

11 014

2 500

2 500

Стартер 2107.3708010-01

11 172

145 000

140 000

5 000

Стартер 2109.3708010-01

11 171

160 000

140 000

20 000

Стартер 2111.3708010-01

11 173

180 500

157 000

23 500

Стартер 7402.3708000

11 204

80 000

62 000

18 000

Стартер СТ142-3708000-10

11 010

14 000

6 000

8 000

Стартер СТ142Т-3708000

11 147

8 000

8 000

Стартер СТ142Т-3708000-10

11 155

23 000

18 000

5 000

Стартер СТ142Б2-3708000

11 202

38 100

11 800

26 300

Стартер СТ 142М-3708000

11 144

71 000

44 000

27 000

1

2

3

4

5

Стартер СТ 142Н-3708000

11 138

6 200

4 800

1 400

Стартер 3002.3708000

11 097

10 900

6 500

4 400

Стартер 3202.3708000

11 027

1 500

1500

Стартер 3212.3708000

11 028

1 500

1500

Всего стартеров

1 259 200

695 100

564 100

ГЕНЕРАТОР

Генератор 3202.3771000

11 179

130 000

120 000

10 000

Генератор 3212.3771000

11 178

90 000

60 000

30 000

Генератор 3232.3771000

11 191

6 000

6 000

Генератор 3232.3771000-10

11 210

5 000

3 500

1 500

Генератор 3252.3771000

11 193

19 000

18000

1000

Генератор 3282.3771000

11 192

12 000

10000

2000

Всего генераторов

262 000

211 500

50 500

Привода

514 000

0

514 000

Реле

207 800

0

207 800

Якоря

66 800

0

66 800

Катушки

17 000

0

17 000

Трансформаторы

36 000

0

36 000

4. Анализ технико-экономических показателей работы предприятия

4.1 Анализ объемов производства

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

Анализ темпов производства продукции на ОАО "БАТЭ" начинается с изучения динамики выпуска продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (см. таблицы 3,4).

Базисные темпы роста определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда (2006 г), а цепные - к предыдущему году.

Таблица 3 - Объемы производства стартеров за 2006-2008 г.г.

Год

Объем производства продукции, шт.

Темпы роста,%

базисные

цепные

2006

1 162 217

100,0

100,0

2007

1 205 442

103,7

103,7

2008

1 259 200

108,3

104,5

Таблица 4 - Объемы производства генераторов за 2006-2008 г.г.

Год

Объем производства продукции, шт.

Темпы роста,%

базисные

цепные

2006

188 851

100,0

100,0

2007

210 240

111,3

111,3

2008

262 000

138,7

124,6

Из таблиц 3 и 4 видно, что за три года объем производства стартеров вырос на 8,3%, а объем производства генераторов - на 38,7%.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска стартеров и генераторов можно рассчитать по среднегеометрической:

;

;

;

.

Таким образом, среднегодовой темп прироста выпуска стартеров на ОАО "БАТЭ" составил 4,10%, а генераторов - 17,76%.

Для большей наглядности динамика производства стартеров и генераторов изображена на рисунках 5,6.

Рисунок 5 - Динамика производства стартеров за период с 2006г. по 2008г.

Рисунок 6 - Динамика производства генераторов за период с 2006 г. по 2008 г.

Рост производства продукции ОАО "БАТЭ" был достигнут за счет увеличения объема выпуска изделий, освоенных в 2007 году: стартеров 42.3708000-11 для ОАО "ЗМЗ", стартеров 74 группы для УП "ММЗ" и ПО "МТЗ", за счет освоения в 2008 году стартеров с редуктором для ОАО "АВТОВАЗ" и ОАО "ЗМЗ" и освоения стартеров с редуктором для ОАО "КАМАЗ", ПРУП "МАЗ", а так же за счет освоения новых сегментов рынка.

4.2 Анализ себестоимости продукции

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Объектами анализа являются следующие показатели: полная себестоимость товарной продукции в целом и по ее элементам затрат; отдельные элементы и статьи затрат.

Состав и структура затрат на производство продукции за 2007-2008гг. приведены в таблице 5 и на рисунке 7.

Таблица 5 - Структура затрат на производство продукции ОАО "БАТЭ"

Элементы затрат

2007г.

2008г.

Отклонения

В тек. ценах, млн. руб.

Удельный вес, %

В тек. ценах, млн. руб.

Удельный вес, %

В тек. ценах, млн. руб.

Удельный вес, %

Материальные затраты

113 098

69,9

135 666

71,7

22 568

1,8

Затраты на оплату труда

25 076

15,5

27 844

14,7

2 768

-0,8

Отчисления на соц. нужды

8 834

5,5

10 214

5,4

1 380

-0,1

Амортизационные отчисления

4 294

2,6

4 812

2,5

518

-0,1

Прочие затраты

10 531

6,5

10 759

5,7

228

-0,8

Итого

затраты на производство, в том числе:

161 833

100

189 295

100

27 462

-

Переменные затраты

124 877

77,2

149 615

79,0

24 738

1,8

Постоянные затраты

36 956

22,8

39 680

21,0

2 724

-1,8

Рисунок 7 - Изменение затрат по элементам в 2006-2007гг.

Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что значительную долю затрат в 2007г. и в 2008г. составляют материальные затраты. Они занимают более 65% от общей суммы затрат, и их доля увеличилась по сравнению с 2007г. на 1,8%.

Важнейшим фактором снижения себестоимости предприятия является сокращение материальных затрат. Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов. Как известно, главным источником экономии материалов является их рациональное использование.

За рассматриваемый период удельный вес заработной платы снизился на 0,8%, соответственно и отчисления - на 0,1%. Это сокращение связано со снижением трудоемкости на базе внедрения новой техники, совершенствованием технологии.

Также снизилась доля амортизационных отчислений - 0,1%, что говорит о повышении фондоотдачи.

Снижение прочих затрат вызвано изменением их структуры: уменьшением доли процентов за кредиты банка, арендной платы и др.

Таким образом, повышение общей суммы затрат было вызвано повышением в абсолютном выражении суммы каждого элемента затрат.

Рисунок 8 - Структура затрат на производство продукции в 2007 году

Рисунок 9 - Структура затрат на производство продукции в 2008 году

Структуру затрат наглядно иллюстрирует рисунок 8, 9 по данным таблицы 5. Удельный вес затрат овеществленного труда (материалы) в 2008г увеличились по сравнению с предыдущим годом при снижении затрат живого труда. Такое изменение характеризует повышение материальных затрат на производство и снижение расходов прежде всего на оплату труда. Таким образом, анализ данных показывает, что на данном предприятии произошло улучшение структуры затрат на производство, что вызвано снижением удельного веса затрат живого труда и увеличение материальных затрат.

Основными причинами роста общей себестоимости могут быть изменения в объеме произведенной продукции, уровне переменных затрат на единицу продукции, а также в сумме постоянных расходов. Формирование себестоимости (Сбобщ) можно представить в виде следующей факторной модели:

Сбобщ = ? (N • Ипер) + Ипос. (1)

где N - объем произведенной (выпущенной) продукции;

Ипер - переменные затраты на единицу продукции;

Ипос - общая величина постоянных затрат.

Для определения влияния факторов используем методику факторного анализа (способ цепных подстановок). Необходимо установить результативный показатель - себестоимость продукции, - рассчитанный при различных условиях:

общая себестоимость в 2007 году:

; (2)

себестоимость 2007 года, пересчитанная на фактический объем производства в 2008 году при структуре 2007 года:

; (3)

уровень себестоимости в 2007 году на фактический выпуск в 2008 году:

; (4)

себестоимость фактическая в 2008 году при уровне постоянных затрат в 2007 году:

; (5)

общая себестоимость фактически в 2008 году:

. (6)

Данные для определения вышеназванных показателей представлены в таблицах 6,7.

Таблица 6 - Данные за 2007 год для факторного анализа общей себестоимости

Наименование продукции

Выпуск продукции в 2007г, шт.

Переменные затраты на единицу продукции в 2007г, млн. руб.

Всего переменные затраты в 2007г, млн. руб.

Всего постоянные затраты в 2007г, млн. руб.

Стартер

1 205 442

0,066 351

79 982

36 956

Генератор

210 240

0,066 353

13 950

Прочая продукция

466 390

0,066 350

30 945

Итого

124 877

Таблица 7 - Данные за 2008 год для факторного анализа общей себестоимости

Наименование продукции

Выпуск продукции в 2008г, шт.

Переменные затраты на единицу продукции в 2008г, млн. руб.

Всего переменные затраты в 2008г, млн. руб.

Всего постоянные затраты в 2008г, млн. руб.

Стартер

1 259 200

0,063 322

79 734

39 680

Генератор

262 000

0,063 320

16 590

Прочая продукция

841 600

0,063 321

53 291

Итого

149 615

На основании данных таблицы 6, 7 определим показатель общей себестоимости, рассчитанный при различных условиях.

Последовательно сравнивая между собой показатели таблицы 8, получим величину влияния факторов на изменение общей суммы затрат.

Общее изменение себестоимости составило27 462 млн. руб., в т. ч.:

за счет изменения в объеме произведенной продукции себестоимость выросла на 24 726 млн. руб. (186 559 - 161 833);

за счет изменения структуры произведенной продукции себестоимость увеличилась на 7 170 млн. руб. (193 729 - 186 559);

за счет изменения переменных затрат единицы продукции себестоимость уменьшилась на 7 158 млн. руб. (186 571 - 193 729);

за счет изменения общей величины постоянных затрат себестоимость увеличилась на 2 724 млн. руб. (189 295 - 186 571).

Таблица 8 - Общая себестоимость, рассчитанная при различных условиях

Показатели

Расчет

Сумма, млн. руб.

1. Общая себестоимость в 2007 году

124 877 +36 956

161 833

2. Себестоимость в 2007 году, пересчитанная на фактический объем производства в 2008 году при структуре 2007 года

124 877 • 1, 198 +

+36 956

186 559

3. Уровень себестоимости 2007 года при фактическом выпуске в 2008 году

83 549+17 384+55 840+

+36 956

193 729

4. Себестоимость фактическая в 2008 году при уровне постоянных затрат в 2007 году

149 615+36 956

186 571

5. Общая себестоимость фактически в 2008 году

149 615 + 39 680

189 295

4.3 Анализ прибыли и рентабельности производства

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Как показывают данные таблицы 9, прибыль ОАО "БАТЭ" за 2008 год по сравнению с 2007 годом увеличилась на 4 326 млн. руб. Убыток от операционных доходов и расходов снизился на 415 млн. руб., а убыток от внереализационных доходов и расходов снизился в 2008 году на 300 млн. руб. Чистая прибыль за 2008 год увеличилась на 3 123 млн. руб.

Таблица 9 - Анализ состава и динамики прибыли

Показатель

2007 год

2008 год

Изменение

сумма, млн. руб.

сумма, млн. руб.

суммы, млн. руб.

Прибыль от реализации продукции, услуг

12 509

16 120

3 611

Прибыль от операционных доходов и расходов

-1 265

- 850

415

Прибыль от внереализационных доходов и расходов

- 2 642

-2 342

300

Итого прибыль

8 602

12 928

4 326

Налог на прибыль и экономические санкции по платежам в бюджет

3 352

4 555

1 203

Чистая прибыль

5 250

8 373

3 123

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализованных цен (Цi):

. (7)

Расчет влияния этих факторов:

Сначала найдем сумму прибыли при фактическом объеме продаж в 2008г и величине остальных факторов в 2007г. Для этого рассчитаем индекс объема реализации продукции (IVРП), а затем сумму прибыли 2007г скорректируем на его уровень. На ОАО "БАТЭ" индекс объема продаж составляет 1,1782 (205415/174342).

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы составить 14 738 млн. руб. (12 509 • 1,1782).

Таблица 10 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.

Показатель

2007 год

Данные 2007 года, пересчитанные на объем продаж 2008 года

2008 год

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС и др. отчислений из выручки (В)

Полная себестоимость реализованной продукции (З)

Прибыль от реализации продукции (П)

12 509

15 703

16 120

Затем определим сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции в 2008г, но при уровне себестоимости и уровне цен 2007г. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

млн. руб.

Подсчитаем также, сколько прибыли предприятие получило бы при фактическом объеме реализации, структуре и ценах в 2008г, но при уровне себестоимости продукции 2007г. Для этого от фактической суммы выручки 2008г вычтем условную сумму затрат:

млн. руб.

Таблица 11 - Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли, млн. руб.

объем реализации

структура товарной продукции

цена

себестоимость

П0

t0

t0

t0

t0

В0 - З0

12 509

Пусл.1

t1

t0

t0

t0

П0 - IVРП

14 738

Пусл.2

t1

t1

t0

t0

Вусл - Зусл

15 703

Пусл.3

t1

t1

t1

t0

В1 - Зусл

2 245

П1

t1

t1

t1

t1

В1 - З1

16 120

Всего прибыль от реализации продукции 2008г увеличилась по сравнению с 2007г на 3 611 млн. руб. (16 120 - 12 509). По данным таблицы 11 сумма прибыли изменилась за счет каждого фактора.

Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции:

млн. руб.;

структуры товарной продукции:

млн. руб.;

средних цен реализации:

млн. руб.;

себестоимости реализованной продукции:

млн. руб.

Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.

Рентабельность продукции (RП) исчисляется путем отношения прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов (ППР) к сумме затрат по реализованной продукции (ЗРП):

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (В):

Из таблицы 12 видно, что рентабельность продукции 2008г на 0,8% выше рентабельности продукции 2007г, а рентабельность продаж 2008г выросла по сравнению с 2007г на 0,6%.

Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Таблица 12 - Анализ показателей рентабельности

Показатели

2007 год

2008 год

Изменения

1. Прибыль от реализации продукции (П), млн. руб.

12 509

16 120

3 611

2. Полная себестоимость реализованной продукции (З), млн. руб.

161 833

189 295

27 462

3. Выручка от реализации продукции за вычетом НДС и др. отчислений из выручки (В), млн. руб.

174 342

205 415

31 073

4. Рентабельность продукции,% (стр.1/стр.2)

7,7

8,5

0,8

5. Рентабельность продаж,% (стр.1/стр.3)

7,2

7,8

0,6

Факторная модель этого показателя имеет вид:

Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию выполним, используя данные таблиц 10, 11:

Уровень рентабельности продукции в 2008г (коэффициент окупаемости затрат), рассчитанный в целом по предприятию увеличился по сравнению с 2007г на 0,8%, в том числе за счет:

за счет изменения объема реализации продукции:

за счет изменения структуры продукции:

за счет изменения отпускных цен:

за счет изменения себестоимости реализованной продукции:

4.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия

Валюта баланса ОАО "БАТЭ" на 01.01.2009 года составила 150 356млн. руб. против 117 739 млн. руб. на начало года (рост 127,7%) (см. Приложение Б). Рост актива баланса вызван увеличением оборотных активов; в пассиве - ростом долгосрочных обязательств.

В абсолютном исчислении сумма внеоборотных активов увеличилась на 14525 млн. руб., темп их роста (119,2%) был значительно ниже роста оборотных активов (143%). Соответственно удельный вес внеоборотных активов в валюте баланса уменьшился на 4,3% и составил 60% на конец отчетного периода, оборотных активов увеличился на 4,3% и составил 40%.

Сумма оборотных активов по состоянию на 01.01.2009г. выросла на 18 092 млн. руб., что обусловлено ростом дебиторской задолженности на 9 135 млн. руб., готовой продукции на 4 152 млн. руб.

При этом произошло снижение налогов по приобретенным ценностям, прочей дебиторской задолженности.

Основными факторами, повлиявшими на рост оборотных активов являются: рост объема производства, расширение номенклатуры изделий, и, как следствие, увеличение количества технологических заделов из-за невозможности быстрых переналадок оборудования.

Структура пассива баланса характеризуется уменьшением статьи баланса "Капитал и резервы" и увеличением статьи "Обязательства" (см. Приложение В). Удельный вес в валюте баланса по статье "Капитал и резервы" снизился на 2,4%, в то же время по статье баланса "Обязательства" произошло увеличение удельного веса в валюте баланса на 2,4%.

Рассматривая структуру статьи баланса "Капитал и резервы" необходимо отметить увеличение доли нераспределенной прибыли на 3,0%, резервного фонда на 0,8%. Одновременно, снизилась доля добавочного фонда за анализируемый период (на 2,2%) за счет переоценки основных средств, уставного фонда на 3,9%.

В структуре статьи баланса "Обязательства" увеличение доли в валюте баланса произошло за счет роста доли долгосрочных кредитов на 15,0%, незначительно - кредиторской задолженности на 0,6%.

Сумма долгосрочных обязательств по кредитам на 01.01.2009г составила 23 987 млн. руб., при этом сумма краткосрочных кредитов и займов за 2008г снизилась на 14 467 млн. руб. в связи с изменением структуры кредитов предприятия.

Дальнейшее увеличение доли заемных средств в источниках образования активов предприятия приведет к снижению финансовой устойчивости предприятия, повышению степени его финансовых рисков.

Для определения типа финансовой устойчивости по обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования на основании бухгалтерской отчетности рассчитаем трехкомпонентный показатель:

излишек или недостаток по собственным оборотным средствам;

излишек или недостаток по собственным оборотным средствам и долгосрочным кредитам и займам;

излишек или недостаток по собственным оборотным средствам общей величины формирования запасов и затрат.

Расчет требуемых показателей представлен в таблице 13.

Таблица 13 - Анализ равновесия между активами и источниками их формирования за 2007-2008 годы

Показатели

На 01.01.2008

На 01.01.2009

Отклонение

(+, -),

млн. руб.

Темп роста, %

1. Капитал и резервы

78 202

96 283

18 081

123,12

2. Внеоборотные активы

75 698

90 223

14 525

119, 19

3. Наличие собственных оборотных средств (стр.1 - стр.2)

2 504

6 060

3 556

242,01

4. Долгосрочные заемные средства

1 222

23 987

22 765

1962,93

5. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (стр.3 + стр.4)

3 726

30 047

26 321

806,41

6. Краткосрочные заемные средства

19 182

4 715

-14 467

24,58

7. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (стр.5 + стр.6)

22 908

34 762

11 854

151,75

8. Общая величина запасов

20 485

28 206

7 721

137,69

9. Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств (стр.3 - стр.8)

-17 981

-22 146

-4 165

123,14

10. Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (стр.5 - стр.8)

-16 759

1 841

18 600

-10,99

11. Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов и затрат (стр.7 - стр.8)

2 423

6 556

4 133

270,57

Из таблицы 13 видно, что на 01.01.2008г ОАО "БАТЭ" находилось в неустойчивом финансовом состоянии, так как на 01.01.2008г есть недостаток собственных оборотных средств (-17 981 млн. руб) и недостаток долгосрочных источников формирования запасов и затрат (-16 759 млн. руб), но излишек общей величины основных источников формирования запасов и затрат (-2 423 млн. руб). Но на 01.01.2009г обеспеченность ОАО "БАТЭ" собственными и долгосрочными заемными источниками формирования запасов и затрат выросла на 18 600 млн. руб. Таким образом, на 01.01.2009г предприятие находится в нормальном устойчивом финансовом состоянии, так как на 01.0.1.2009г имеет место недостаток собственных оборотных средств (-22 146 млн. руб) и излишек долгосрочных источников формирования запасов и затрат (1 841 млн. руб). Эта ситуация гарантирует платежеспособность предприятия. Предприятие оптимально использует собственные кредитные ресурсы. Оборотные активы превышают кредиторскую задолженность.

Для анализа финансовой устойчивости организации, т.е. стабильности ее деятельности с позиции долгосрочной перспективы, также используется целая система показателей, которые можно разделить на 3 группы:

коэффициенты, характеризующие состояние оборотных средств;

коэффициенты, характеризующие состояние основных средств;

коэффициенты, характеризующие финансовую независимость.

Расчет коэффициентов, характеризующих состояние оборотных средств, приведен в таблице 14.

Таблица 14 - Коэффициенты, характеризующие состояние оборотных средств за 2007-2008 годы

Показатели

Норматив

На 01.01.2008

На 01.01.2009

Отклонение (+, -)

Темп роста,%

Коэффициент обеспеченности оборотных активов (ОА) собственными оборотными средствами (СОС) (СОС / ОА)

> 0,1

0,06

0,1

0,04

166,6

Коэффициент обеспеченности материальных запасов (З) собственными оборотными средствами (СОС) (СОС / З)

0,5-0,8

0,1

0,2

0,1

200,0

Коэффициент маневренности собственного капитала (СК)

(СОС / СК)

>0,5

0,03

0,06

0,03

200,0

Данные таблицы 14 свидетельствуют о том, что к концу 2008г наблюдается повышение всех коэффициентов, однако только 10% оборотных активов формируется за счет собственных источников. В 2007г материальные запасы покрывались собственными оборотными средствами на 10%, но коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами в 2008г вырос до 0,2 и поэтому материальные запасы покрываются в 2008г собственными оборотными средствами на 20%.

Коэффициент маневренности значительно меньше норматива, к концу 2008г. он показывает, что только 6% собственного капитала является мобильным, т.е. используется для финансирования текущей деятельности. Это свидетельствует о неэффективном использовании собственного капитала, так как оборотный капитал имеет ускоренную оборачиваемость и обычно приносит наибольший эффект. Низкий уровень коэффициента маневренности собственных средств обусловлен большой долей внеоборотных активов в имуществе и добавочного капитала в источниках, что свидетельствует об ухудшении финансового состояния, а также убеждает в том, что управляющие организацией не обращают должного внимания на достаточную гибкость в использовании собственных средств.

Состояние основных средств исследуется при помощи коэффициентов, представленных в виде таблицы 15.

Таблица 15 - Коэффициенты, характеризующие состояние основных средств за 2007-2008 годы

Показатели

Норматив

На 01.01.2008

На 01.01.2009

Отклонение (+, -)

Темп роста, %

Коэффициент постоянного актива (внеоборотные активы / собственный капитал)

-

0,97

0,94

-0,03

96,9

Коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения ( (основные средства + запасы и затраты) / общая стоимость имущества)

>0,5

0,78

0,79

0,01

101,3

Коэффициент постоянного актива отражает на сколько внеоборотные активы сформированы за счет собственных средств. На 01.01.2009г на ОАО "БАТЭ" коэффициент постоянного актива составил 0,94, это говорит о том, что на 94% внеоборотные активы сформированы за счет собственных средств.

Коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения показывает, что в общей стоимости имущества организации средства производственного назначения в 2007г составляли 78%, а в 2008г - 79%.

Для оценки финансовой независимости произведем расчет специальных показателей - финансовых коэффициентов и представим его в таблице 16.

Из данных таблицы 16 следует, что значения практически всех коэффициентов соответствуют оптимальному значению. Так, коэффициент финансовой независимости на 01.01.2009г составил 0,640, т.е. доля собственного капитала в общей величине источников средств на конец года составила 64,0% (на начало года - 66,4%).

Коэффициент долга является обратным коэффициенту финансовой независимости и его увеличение на 7,14% говорит об увеличении доли заемных средств в финансировании анализируемого предприятия. При этом значение этого показателя превышает норматив, что является отрицательной тенденцией. На основании изменения данных показателей можно сделать вывод, что темпы прироста собственного капитала ниже темпов прироста заемного.

Таблица 16 - Анализ финансовой независимости за 2007-2008 годы

Показатели

Рекомендуемое значение

На 01.01.08

На 01.01.09

Отклонение (+, -)

Темп роста,%

1. Коэффициент финансовой независимости (СК / ВБ)

> 0,5

0,664

0,640

-0,024

96,39

2. Коэффициент долга

(ДК + КК + КЗ + ЗУ / ВБ)

< 0,05

0,336

0,360

0,024

107,14

3. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

(ДК + КК + КЗ + ЗУ / СК)

< 1,0

0,506

0,562

0,056

111,07

4. Коэффициент финансирования

(СК / ДК + КК + КЗ)

> 1,0

1,980

1,782

-0, 198

90,00

5. Коэффициент финансовой устойчивости (СК + ДК / ВБ)

> 0,5

0,675

0,800

0,125

118,52

6. Коэффициент финансового риска (левериджа) (ЗК / СК)

< 1,0

0,506

0,562

0,056

111,07

7. Коэффициент прогноза банкротства

(ОА-КК-КЗ / ВБ)

> 0,0

0,682

0,600

-0,082

87,98

Примечание - СК - собственный капитал; ВБ - валюта баланса; ДК - долгосрочные кредиты и займы; КК - краткосрочные кредиты и займы; КЗ - кредиторская задолженность; ЗУ - задолженность перед учредителями; ОА - оборотные активы.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств означает, что на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы организации, приходится 0,50 руб. заемных средств на начало 2008г. и 0,56 руб. на конец 2008г. Рост показателя на 11,07% свидетельствует об усилении зависимости от внешних источников, т.е. о некотором снижении финансовой устойчивости.

Коэффициент финансирования определяет долю заемных средств, покрываемых за счет собственного капитала. Значение данного коэффициента на начало и на конец отчетного периода выше единицы, что говорит о том, что на 1 руб. заемных средств приходится соответственно 1,98 и 1,78 руб. собственного капитала.

Коэффициент финансовой устойчивости к 01.01.2009г вырос на 18,52%. Таким образом, доля собственного капитала и долгосрочного заемного капитала в общей величине источников средств на конец 2008г составила 80,0% (на начало года - 67,5%).

Коэффициент финансового риска показывает сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. собственных средств, вложенных в активы. На 01.01.2009г коэффициент финансового риска составил 0,562, т.е. на 1 руб. собственных средств приходится 0,56 руб. заемных средств.

Исходя из коэффициента прогноза банкротства доля собственных оборотных средств в стоимости всех средств составляет 68,2% в начале 2008г. При этом ее снижение на 12,02% свидетельствует о том, что организация испытывает финансовые затруднения.

4.5 Анализ состояния сбытовой деятельности на предприятии

ОАО "БАТЭ" имеет собственную систему сбыта - Отдел реализации (ОР). ОР является структурным подразделением ОАО "БАТЭ и подчиняется непосредственно начальнику управления реализации и рыночных исследований (УРиРИ). ОР возглавляет начальник отдела, который принимается на работу и увольняется приказом генерального директора ОАО "БАТЭ" по представлению начальника УРиРИ.

НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА

Бюро Склад Склад Склад

договорной работы, готовой продукции готовой продукции многооборотной

сбыта и анализа № 1 № 3 металлической

продаж тары

Рисунок 10 - Организационная структура ОР

Основные задачи подразделения:

а) своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции;

б) организация и осуществление отгрузки продукции в сроки и объеме в соответствии с заявками и заключенными договорами;

в) обеспечение учета приемки и отчетности по отгрузке продукции, соблюдение установленных нормативов остатка готовой продукции на складах;

г) обеспечение выполнения объема выручки от реализации продукции;

д) изучение требований потребителей к продукции, к условиям доставки, сервисного и гарантийного обслуживания;

е) достижение целей ОР в области качества;

ж) соблюдение правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, пожарной и электробезопасности.

В функции подразделения входит:

подготовка и заключение договоров с покупателями на поставку выпускаемой продукции, оформление сопроводительной документации на отгружаемую продукцию;

составление совместно с заинтересованными подразделениями предприятия плана производства продукции на месяц, его изменение;

прием готовой продукции на склады в соответствии с планом производства продукции; ведение учета готовой продукции;


соблюдение нормативов остатков готовой продукции на складах, организация правильного хранения, внутренней транспортировки, упаковки и подготовки продукции к отправке потребителям; обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей;

составление заявок на подачу железнодорожного состава, контейнеров, автотранспорта, обеспечивающих доставку продукции потребителям;

ведение переписки с контрагентами о прибытии грузов;

работы по приему возвратной тары и принятию мер по обеспечению своевременности и полноты возврата тары поставщику, обеспечение ведения складского учета тары;

обеспечение заданного темпа роста объема поставок продукции на экспорт;

определение наиболее рациональных способов поставки продукции, способствующих сокращению транспортных расходов, ускорению передвижения грузов и ликвидации нерациональных перевозок;

обеспечение своевременного оформления сертификатов происхождения товара;

составление план-графика предъявления к приемо-сдаточным испытаниям продукции, поставляемой по договорам для Министерства обороны и на комплектацию заводам с утверждением генеральным директором и согласованием начальником представительства заказчика;

участие в разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности экспортной продукции;

учет выполнения заказов и договоров, отгрузки и остатков нереализованной готовой продукции;

изучение требований потребителей к качеству, упаковке и ассортименту продукции;

организация эксплуатации и содержания складских помещений, находящегося в них оборудования и механизмов, тары, рабочих мест, проходов и проездов в соответствии с действующими правилами и нормами по охране труда, технике безопасности;

обеспечение противопожарного состояния помещений складов в соответствии с инструкциями, утвержденными в установленном порядке;

своевременное и качественное проведение инструктажей по охране труда на рабочем месте подчиненных работников при проведении погрузочно-разгрузочных работ;

осуществление контроля за соблюдением санитарных норм содержания складских и служебных помещений, а также закрепленных за отделом территорий, прилегающих к складам;

соблюдение требований трудового законодательства, норм и правил по безопасному производству работ и производственной санитарии;

соблюдение правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, пожарной и электробезопасности, правил внутреннего трудового распорядка;

осуществление мер по соблюдению трудовой, производственной и исполнительской дисциплины в ОР;

обеспечение разработки и выполнения комплексного плана оргтехмероприятий и новой техники.

В Приложении Г представлена матрица распределения функций управления сбытой деятельность на ОАО "БАТЭ".

Затраты на реализацию готовой продукции (коммерческие расходы) составили в 2007г 3 862 млн. руб., а в 2008г - 4 608 млн. руб. Удельный вес коммерческих расходов в общем объеме затрат на производство продукции составил в 2007г 2,38%, а в 2008г - 2,43%

Деятельность ОАО "БАТЭ" по реализации продукции и работе с потребителями распространяется, главным образом, на такой регион, как СНГ. Российская Федерация, Украина, Казахстан занимают приоритетное место во внешнеэкономической деятельности ОАО "БАТЭ", что объясняется наличием крупных предприятий по производству грузовых и легковых автомобилей, предприятий по производству автомобильных двигателей, широкой сетью сервисных центров по гарантийному и послегарантийному обслуживанию выпускаемых автомобилей, широкой сетью магазинов, специализирующихся на реализации автопринадлежностей и автозапчастей. В маркетинговой политике предприятия Украина, Казахстан, Узбекистан выделяются как наиболее предпочтительные в поставках продукции на рынок автозапчастей, т.к основу парка автомобилей, тракторов, автобусов в этих странах составляет техника российского и белорусского производства.

Из общего объема производства 75% продукции поставляется в Россию На долю Республики Беларусь приходится 15% реализованной продукции.10% объема производства приходится на Украина, Казахстан, Молдова, Узбекистан и другие страны ближнего и дальнего зарубежья.

Основными потребителями продукции предприятия являются заводы двигателей и автомобилестроения Республики Беларусь, России и Украины:

ОАО "АВТОВАЗ";

ОАО "Заволжский моторный завод" (ОАО "ЗМЗ");

ОАО "КАМАЗ-Дизель";

АМО "ЗИЛ";

ОАО "ГАЗ";

ОАО "УАЗ";

ООО "КрАСЗ";

ОАО "ЛуАЗ";

РУП "МАЗ";

УП "ММЗ".

Рисунок 11 - Реализация продукции по странам

В настоящее время через ООО "Торговый Дом "БАТЭ" (г. Красногорск Московская обл.) осуществляется реализация электрооборудования на территории России, что позволяет ОАО "БАТЭ" увеличивать объемы поставок продукции, обеспечивать стабилизацию рыночных цен, активизировать взаимодействие с потребителями, сокращать сроки поставок продукции.

В других странах СНГ продукция ОАО "БАТЭ" представлена официальными дилерами ОАО "БАТЭ":

Украина:

ООО "Евросклад-Сервис".

Республика Азербайджан:

ЧП Гамзаев Ибрагим Думан оглы;

ООО "Интершин".

Республика Казахстан:

ТОО "КСК";

ТОО ПФ "АВТОСЕЛЬМАШ".

Поставки продукции предприятиям-производителям двигателей и автотракторной техники осуществляются преимущественно по прямым каналам сбыта. ОАО "БАТЭ" обеспечивает поставки продукции на сборочные конвейера ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "ЗМЗ", ОАО "ЭЛТРА", ОАО "Туламашзавод", АМО "ЗИЛ" (OOO "ВТФ "ЗИЛ-Экспорт" АМО "ЗИЛ"), ОАО "ЛуАЗ" (ООО "Авто-Технология").

Через ООО "Торговый Дом "БАТЭ" осуществляются поставки продукции на комплектацию в адрес ОАО "КАМАЗ-Дизель", ОАО "Ульяновский моторный завод", ОАО "ИжАвто".

Представим структуру действующей товаропроводящей сети ОАО "БАТЭ" на рисунке 12.

В Приложении Д представлены данные по объему поставок в 2007 - 2008 гг.

На рисунках 13, 14 представлены объёмы продаж стартеров в 2007-2008 г. г. в процентном выражении.

Рисунок 13 - Структура продаж стартеров по потребителям в 2007г.

Рисунок 12 - Структура действующей товаропроводящей сети на ОАО "БАТЭ".

Рисунок 14 - Структура продаж стартеров по потребителям в 2008г.

На рисунках 15, 16 представлены объёмы продаж генераторов в 2007-2008 г. г. в процентном выражении.

Рисунок 15 - Структура продаж генераторов по потребителям в 2007г.

Рисунок 16 - Структура продаж генераторов по потребителям в 2008г.

В 2007 г. доля предприятия по стартерам на рынке производителей автотракторной техники, в адрес которых отгружается продукция, ориентировочно составила 47,3%. Из общего объёма произведённых стартеров на комплектацию поступило не менее 50%. Показатели 2008 года: 55,0% - доля предприятия на рынке производителей автотракторной техники (в адрес которых ОАО "БАТЭ" обеспечивает поставки продукции), 54,6% от общего количества произведённых стартеров поступило на комплектацию.

Доля предприятия в 2007 году по генераторам на рынке производителей автотракторной техники, в адрес которых отгружается продукция, ориентировочно составила 14,5%. Из общего объёма произведённых генераторов на комплектацию поступило не менее 79,7%. Показатели 2008 года: 17,3% - доля предприятия на рынке производителей автотракторной техники, 76,9% от общего количества произведенных генераторов поступило на комплектацию.

На традиционном рынке электрооборудования российской и белорусской конвейерной сборки, а также соответствующего сегмента вторичного рынка основными конкурентами ОАО "БАТЭ" являются:

ОАО "ЗиТ", г. Самара;

Концерн "ПРАМО", г. Москва;

СП ООО "ИскРА", г. Гродно;

ООО "Электром", г. Чебоксары;

Iskra Avtoelektrika, (Словения);

MAGNETON (Чехия);

BOSCH (Германия);

ОАО "Электромаш", г. Херсон;

ГРУП "Радиоволна", г. Гродно.

ОАО "Завод имени А.М. Тарасова" ("ЗиТ") производит стартеры и генераторы в широком ассортименте. Входит в состав Группы компаний "Тадем". Торговая марка "КЗАТЭ". Площадь территории завода - 35,6 га, численность персонала - 5 208 человек.

Главный потребитель электрооборудования завода (50%) - ОАО "АвтоВАЗ". Продукция экспортируется во многие страны мира.

ЗАО "Концерн "Производителей автомобильного и моторного оборудования" (ПРАМО) объединяет ОАО "Московский завод автотракторного электрооборудования №1" (автомобильные генераторы), ОАО "Лихославльский радиаторный завод" (медно-латунные и алюминиевые радиаторы водяного охлаждения, охладители наддувочного воздуха, радиаторы отопителя и отопители в сборе), ОАО "Ставровский завод автотракторного оборудования" (стекло - и фароочистители и электроомыватели), ОАО "Элтра", г. Ржев (стартеры и генераторы), ОАО "Элтра-Термо", г. Ржев (предпусковые жидкостные и факельные подогреватели, свечи накаливания), ООО "ТермоСтАТО" (термостаты).

Концерн был создан в 2000 году с целью объединения усилий по выпуску специализированной продукции для автомобильных и моторных предприятий. На ОАО "Элтра" работают почти 2,5 тысячи человек.

С 2003 года на заводах действует система качества на основе стандарта ГОСТ Р ISO 9001: 2000, что подтверждено сертификатами международного аудита TUV (Германия).

Продукция концерна поставляется на конвейеры большинства заводов стран СНГ.

Конкурентное преимущество ОАО "БАТЭ" при поставе продукции потребителям на комплектацию достигается за счет предоставления отсрочки платежа:

ОАО "АвтоВАЗ" - 35 дней с момента отгрузки;

ОАО "ЗМЗ" - до 30 дней с момента отгрузки;

ОАО "КамАЗ" - 45 дней с момента отгрузки;

ОАО "ЗИЛ" - 15 дней с момента отгрузки;

РУП "МАЗ" - 7 дней с момента отгрузки.

Собственному субъекту ТПС ОАО "БАТЭ" ООО "Торговый Дом "БАТЭ" (г. Красногорск, Российская Федерация) предоставляется отсрочка 20 дней с момента отгрузки.

Цены на продукцию ОАО "БАТЭ" за 2008 год при поставке на вторичный рынок АТЭ на генераторы и стартеры снизились в сравнении с уровнем цен прошлого года, лишь по отдельным позициям возросли на 2% (стартеры 3232.377100, 2107.370801-01, 2109.3708010-01, 2111.3708010-01, генератор 3232.3771000). Цены на аналогичную продукцию конкурентов также подверглись изменениям.

Стартеры и генераторы ОАО "ЗИТ" по некоторым позициям подорожали на 9-20%. Цены на продукцию ОАО "БАТЭ" по многим позициям достигли уровня цен ОАО "ЗИТ", которое воспринимается на рынке АТЭ (стран СНГ) лидером производства автотракторного электрооборудования.

Цены на продукцию, предлагаемую Концерном "ПРАМО" выросли в зависимости от модификации изделия на 3 - 7%, при этом уровень установленных цен выше в сравнении с уровнем цен ОАО "БАТЭ".

Из Приложения Ж видно, что цены на продукцию ОАО "БАТЭ" за период 2006-2008 гг. увеличились на 10 - 25% и находятся ниже уровня цен основных конкурентов.

Список литературы

[1] Синица, Л.М. Организация производства: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: УП "ИВЦ Минфина", 2004. - 521с.

[2] Организация производства на предприятии (фирме): Учеб. пособие / Под ред.О.И. Волкова, О.В. Девяткина. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 448с.

[3] Мурахтанова, Н.М. Маркетинг: Учеб. Пособие / Н.М. Мурахтанова, Е.И. Ермина. - М.: Издательский Центр "Академия"; Мастерство, 2002. - 208с.

[4] Прикладной маркетинг: учеб. пособие / В.А. Михарева [и др.] ; под. общ. ред.В.А. Михаревой. - Минск: Выш. шк., 2007. - 431с.

[5] Кнышова, Е.Н. Маркетинг. - М.: ФОРУМ-ИНФРА - М, 2004. - 282с.

[6] Бохан, В.Ф. Настольная книга работника по кадрам. - Мн.: Дикта, 2003. - 384с.

[7] Савицкая, Г.В. Экономический анализ: Учеб. / Г.В. Савицкая. - 10-е изд. испр. - М.: Новое знание, 2004. - 640с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.