Белорусский Государственный Университет Информатики и Радиоэлектроники
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
на тему:
«Национальный и валовый внутренний продукт: проблемы и основные подходы к измерению»
Минск, 2008
Результатом функционирования экономики является национальный продукт -- все товары и услуги, созданные в стра-не за определенный период времени.
Национальный продукт является важнейшим показате-лем состояния экономики страны, отражающим ее эконо-мический потенциал, уровень жизни населения, действен-ность методов экономической и социальной политики.
Попытки измерить национальный продукт предприни-мались давно. К первым из них можно отнести таблицы Ф. Кенэ и его последователей -- физиократов. В классичес-кой школе, а затем и в марксистской политэкономии для этой цели использовались математические модели и схемы. В них в основном отображались процессы и пропорции рас-пределения и перераспределения национального продукта и национального дохода с точки зрения теории воспроиз-водства. Создание системы количественных оценок разви-тия национальной экономики в полной мере началось только с развитием кейнсианства. В ее основу был положен ком-плексный, статистический анализ экономики.
Существуют различные методы определения объема на-ционального продукта. В СССР этот показатель более 70 лет рассчитывался на основе баланса народного хозяйства, базирующегося на трудовой теории стоимости и представ-лении о материальном производстве как единственном ис-точнике национального дохода. В балансе не получили дол-жного отражения и фактически не учитывались целые бло-ки народного хозяйства: сфера услуг; финансы государства, предприятий и населения; денежно-кредитная система. Кро-ме того, данная методика расчета значительно отличалась от международной. Подобный подход к определению объема национального продукта был характерен и для других стран с планово регулируемой экономикой, использующих марк-систскую теорию воспроизводства и теорию трудовой стои-мости.
В большинстве развитых и развивающихся стран наци-ональный продукт рассчитывается по системе националь-ных счетов (СНС) -- взаимоувязанных показателей разви-тия экономики на макроуровне. СНС представляет собой способ упорядочения сбора, описания и увязки статисти-ческой информации об экономических операциях, совер-шаемых хозяйственными субъектами в процессе обществен-ного воспроизводства.
Основной целью использования СНС является описание макроэкономических показателей, характеризующих ре-зультаты и пропорции экономического развития страны для обеспечения комплексного анализа процесса создания на-ционального продукта и национального дохода.
Система национальных счетов появилась в 40--50-е годы XX в. в наиболее развитых государствах и сейчас применя-ется в 150 странах мира. Причиной ее возникновения яви-лась потребность правительств в информации макроэконо-мического характера, необходимой для экономического ана-лиза, разработки направлений экономической политики, принятия решений, направленных на регулирование рыноч-ной экономики. Однако созданные СНС отдельных стран существенно различались между собой, так как сформирова-лись на основе сложившихся национальных статистических традиций и поэтому вошли в противоречие с объективны-ми информационными потребностями в сопоставлении эко-номических показателей различных стран. В итоге возник-ли трудности в принятии хозяйственных и политических решений на международном и национальном уровне, а так-же в образовании и использовании бюджетов международ-ных организаций. С целью преодоления возникших про-блем статистическая комиссия ООН, обобщив опыт разви-тых стран, разработала в качестве международного стандарта единую методику составления СНС. В 1993 г. эта же комис-сия одобрила новую, пересмотренную систему националь-ных счетов, которую большинство стран мира посчитало необходимым внедрить в ближайшие годы.
СНС изучает и фиксирует процесс создания, распреде-ления и перераспределения национального продукта и на-ционального дохода в стране. С ее помощью можно опреде-лить макроэкономические показатели состояния экономи-ки за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации определить степень достижения целей нацио-нальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран.
Особенностью СНС является ее всеобъемлющий харак-тер. Во-первых, она учитывает деятельность всех участни-ков процесса производства материальных благ и оказания услуг: органов государственного управления, армии, лиц свободной профессии, наемной прислуги и т.д. Во-вторых, СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде опи-сывают все экономические операции, стадии производствен-ного процесса, его активы и пассивы.
В СНС изучаются операции между субъектами нацио-нальной экономики. К экономическим субъектам (агентам) национальной экономики здесь относятся хозяйственные единицы, совершающие экономические операции с матери-альными или финансовыми активами. Экономические аген-ты группируются в 6 секторов:
1) производственные фирмы и предприятия, выпускаю-щие товары и оказывающие услуги (кроме финансовых), или нефинансовые предприятия. В этот сектор входят государственные предприятия, частные компании, коо-перативы, акционерные общества и другие фирмы, вы-пускающие продукцию или оказывающие услуги. Кро-ме того, сюда включают ремесленников, самостоятель-ных работников (частных врачей, юристов и др.)* предпринимателей;
финансовые учреждения и организации -- коммер-ческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие юридические лица, занимающиеся посредни-ческой деятельностью в области финансов между сбере-гателями и инвесторами, аккумулирующие временно сво-бодные капиталы домашних хозяйств и юридических лиц и предоставляющие им ссуды;
государственные учреждения оказывающие услуги, которые не являются объектом купли-продажи:
органы государственного управления (парламент, пра-вительство, суды, министерства, ведомства);
государственные финансово-кредитные организации (национальный банк, государственные финансовые ком-пании, налоговые инспекции и др.)»
другие государственные учреждения;
частные некоммерческие организации, обслуживаю-щие домашние хозяйства. Главная особенность таких организаций заключается в том, что их деятельность не финансируется и не контролируется государством. К ним относятся различные общественные фонды, партии, про-фсоюзы, ассоциации, религиозные организации;
домашние хозяйства. В эту группу входят собствен-но домашние хозяйства и лица, выполняющие эконо-мические операции для обеспечения своей жизнедеятель-ности (солдаты, заключенные и др.);
заграница (остальной мир) -- все экономические аген-ты за границей, осуществляющие операции с субъекта-ми внутри страны.
Под операцией в СНС подразумевают экономическое дей-ствие по взаимному соглашению между институциональ-ными единицами (субъектами) с целью создания, передачи, обмена, преобразования или ликвидации экономической сто-имости. Различают операции между институциональными единицами и операции внутри институциональных единиц. К последним относятся строительство жилого дома, произ-водство автомобиля, выпечка хлеба, выдача банком ссуды.
В СНС выделяются следующие виды операций:
· с материальными благами и услугами. Эти операции охватывают экономические процессы производства и рас-пределения материальных благ и услуг (производство, импорт, инвестиции и др.). Они отражаются на счетах производства, потребления и капиталообразования в фор-ме таких показателей, как продукция, потребление, ва-ловые капитальные вложения и др.;
· по распределению доходов между секторами (заработ-ная плата, дивиденды и др.);
· финансовые операции (с ценными бумагами, валютой, по изменению денежных активов и пассивов).
СНС -- это «бухгалтерский учет страны», так как в нем используются такие же принципы: двойная запись, балансы, корреспонденция счетов. СНС представляет собой сводные таблицы, в которых отражаются ресурсы и направления их использования. Каждый ресурс имеет своего продавца и по-купателя, поэтому операция записывается два раза: один раз как актив продавца, а второй -- как актив покупателя.
Современная СНС состоит из трех взаимосвязанных бло-ков. Первый позволяет сопоставить инвестиции и сбереже-ния, дать количественную оценку созданию, распределению и конечному использованию национального дохода. Второй предназначен для анализа создания и распределения про-дукта между отраслями, отображаемого в таблицах «затра-ты -- выпуск» В.Леонтьева. Третий блок представляет со-бой счета потоков фондов и отражает движение финансо-вых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке.
Национальное счетоводство основывается на модели на-роднохозяйственного кругооборота, отражающей функцио-нирование национальной экономики в виде замкнутых по-токов товаров, услуг и денег, движущихся между макро-экономическими субъектами.
Представим, что существуют только два рынка (товаров и услуг, а также факторов производства); и три группы субъектов (домашние хозяйства, предприни-мательские фирмы, государство). Рассмотрим, какие виды операций совершают эти субъекты.
Домашним хозяйствам принадлежат все ресурсы, нахо-дящиеся в частной собственности. Они предлагают эти ре-сурсы -- землю, денежный капитал, рабочую силу -- на рынке ресурсов и покупают товары и услуги. Предприни-мательские фирмы приобретают необходимые для своей де-ятельности ресурсы и продают произведенные ими товары и услуги. Государственный сектор обеспечивает экономику общественными благами (наука, культура, оборона) и про-изводственной инфраструктурой (дороги, связь, транспорт и др.). Для этого он закупает ресурсы, товары и услуги, произведенные предпринимательским сектором.
Навстречу потоку товаров и услуг движется поток денег. Домашние хозяйства получают доходы в виде зарплаты, рен-тных платежей, дивидендов от ценных бумаг и несут рас-ходы, связанные с покупкой товаров и услуг, выплатой на-логов. Часть дохода сберегается. Предпринимательские фир-мы получают доходы от реализации товаров и услуг и несут расходы в виде платежей за ресурсы и инвестиции. Госу-дарственный сектор расходует средства на оплату труда го-сударственных служащих, закупку товаров и услуг, выпла-ту домашним хозяйствам пенсий и пособий, дотации пред-принимательскому сектору. Источником доходов государства являются налоги, взимаемые с домашних хозяйств и пред-принимательского сектора. Кроме того, государство в лице Центрального банка создает предложение денег путем их эмиссии, а каждый субъект взаимодействует с другими через операции кредитования и заимствования денежных средств.
Таким образом, кругооборот денег включает в себя два потока: доходов и расходов, каждый из которых равен сум-марной стоимости товаров и услуг, произведенных в обществе. Поэтому, измерив поток денежных расходов или доходов, можно определить весь объем этих товаров и услуг в денеж-ном выражении, т.е. национальный продукт. Отсюда получаем, что национальный продукт в денежной форме -- это общая стоимость товаров и услуг, произведенных в эконо-мике за определенный период.
Для измерения национального продукта используются раз-личные макроэкономические показатели: валовой внутрен-ний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальный доход (НД), чистый национальный продукт (ЧНП). В США и Японии в качестве основного показателя используют ВНП. Сущность и порядок его расчета доста-точно подробно излагаются в переводных американских учебниках по макроэкономике. В других странах, в том чис-ле и в Республике Беларусь, в соответствии с рекомендаци-ями статистической службы ООН, основным показателем является ВВП. Количественные различия между ВВП и ВНП не значительны и будут рассмотрены ниже.
Значение ВВП в том, что это центральный макроэконо-мический показатель, применяемый во всем мире для оп-ределения темпов развития производства, характеристики структуры народного хозяйства и многих важных макроэ-кономических пропорций. Он широко используется для со-поставления относительных уровней экономического раз-вития различных стран и регионов мира.
ВВП -- обобщающий показатель результатов производ-ства товаров и услуг. Он измеряет в ценах конечного потре-бителя стоимость товаров и услуг, произведенных на эко-номической территории страны за определенный период.
В самом общем виде ВВП представляет собой совокуп-ную стоимость всей произведенной в народном хозяйстве данной страны конечной продукции за год. Под конечной продукцией понимаются те товары и услуги, которые про-даются конечному потребителю для собственного использо-вания, а не для продажи. Например, в 1998 г. ВВП Респуб-лики Беларусь составил в текущих ценах 662 370 млрд рублей. Сюда вошла стоимость автомобилей, детских игру-шек, фильмов, услуг прачечных, построенных в этом году домов, школ, выпущенных танков, самолетов и тысяч других продуктов, произведенных с помощью факторов производ-ства, находящихся на территории страны.
ВВП исчисляется тремя методами: производственным, распределительным и конечного использования. Эти мето-ды отражают процессы производства, распределения и ис-пользования национального продукта.
Производственный метод базируется на исключении из стоимости всех выпущенных товаров и услуг той их части, которая была израсходована в процессе производства. Дело в том, что производство товаров и услуг охватывает несколь-ко этапов: на одних предприятиях сырье превращается в промежуточный продукт (узлы, детали, комплектующие), который затем передается другим предприятиям, выпускаю-щим готовый продукт. Поэтому расчет стоимости всей конеч-ной продукции и услуг заключается в суммировании стои-мости, добавленной на каждой стадии производства.
Добавленная стоимость -- это стоимость, созданная в процессе производства. Она не включает стоимость потреб-ленного сырья и материалов. Чтобы определить денежную величину добавленной стоимости, необходимо из объема про-даж фирмы вычесть стоимость материалов и комплектую-щих, приобретенных у поставщиков. Предположим, что Минский автозавод произвел и реализовал за год автомоби-лей на сумму 10 млрд рублей. Из этой суммы 4 млрд рублей представляют собой стоимость колес, двигателей, стекла, электрооборудования, красок и других товаров, приобретен-ных для производства. Другими словами, 4 млрд рублей -- это стоимость промежуточного продукта, которая вошла в стоимость конечного продукта -- автомобиля.
1. Произведено товаров 10 млрд руб.
2. Издержки на закупку факторов производства (стекло, двигатели, колеса и др.) 4 млрд руб.
3. Добавленная стоимость 6 млрд руб.
Таким образом, продукт, созданный на одном предпри-ятии и потребленный на втором предприятии, имеет значе-ние только для оценки работы этих предприятий. При оп-ределении добавленной стоимости продукции по всем от-раслям народного хозяйства промежуточный продукт не учитывается. В расчет принимаются только те блага и ус-луги, которые предназначены для конечного потребления, т.е. конечный продукт.
Добавленная стоимость отдельной фирмы представляет собой стоимостную оценку ее работы. Это вклад работни-ков компании в общую величину стоимости национального продукта. Аналогичный показатель в советской практике хозяйствования назывался «условно-чистая продукция». Чтобы рассчитать общий ВВП по стране, необходимо сло-жить стоимость, добавленную всеми ее производителями, включая отчисления на амортизацию, так как основные фон-ды предприятия участвуют в создании новой стоимости про-изводимой продукции.
ВВП, рассчитанный по производственному методу, кро-ме добавленных стоимостей, включает и чистые косвенные налоги. В СНС это налоги на производство и импорт. Чис-тые косвенные налоги представляют собой разницу между суммой всех налогов на производство и импорт, уплачен-ных предприятиями, и субсидиями на производство и им-порт, полученными от государства.
ВВП Беларуси, измеренный производственным методом, в 2007 г. составил в текущих ценах 662 370 млрд рублей. Причем производство товаров составило 48,4 %, услуг -- 38,5 %, чистые налоги -- 14,8 %.
ВВП должен учитывать всю выпускаемую продукцию. Но часть ее не реализуется на рынках и поэтому с трудом поддается оценке. Это ремонт квартиры ее владельцем, домашняя работа по стирке, уборке, приготовлению пищи, все виды самообслуживания и др. Существует также «тене-вая» экономика: незаконные доходы от «подпольного» вы-пуска товаров, самогоноварения, продажи наркотиков и т.п. Объем теневой экономики достигает значительных размеров. В разных странах он составляет от 3 до 25 % ВВП. Эта часть ВВП подсчитывается приблизительно и образует ус-ловно начисленную стоимость.
Необходимо также учитывать, что в ВВП входит стои-мость товаров, произведенных только за определенный пери-од. Сделки с уже существующими активами, например до-мами, не включаются в ВВП, так как они не являются ре-зультатами текущего производства. Но если дом построен в нынешнем году, его стоимость целиком учитывается в ВВП.
Расчет ВВП по распределительному методу требует рас-смотреть поток доходов, которые получают владельцы фак-торов производства.
Совокупный доход в экономике, получаемый владель-цами факторов производства, называется валовым внутрен-ним доходом. Если к валовому внутреннему доходу, пред-ставляющему собой сумму первичных доходов, добавить сальдо факторных доходов из-за границы, мы получим ва-ловой национальный доход.
Различают два вида доходов: трудовые и на собствен-ность.
Основную часть трудовых доходов составляет заработ-ная плата. Кроме того, сюда входят доходы владельцев не-корпорированных предприятий, получаемые как вознаграж-дение за их труд.
Доходы на собственность (предпринимательские доходы) включают:
рентные доходы, т.е. доходы от передачи прав (на землю, на патенты, на разработку недр и др.);
прибыль от вложения собственного капитала в свои предприятия;
прибыль корпораций -- доход на капитал (оборудова-ние, здания, патенты) в корпорированном секторе эко-номики;
чистый процентный доход -- выплаты бизнеса и внеш-него мира фирмам и хозяйствам данной страны за предо-ставленные кредиты.
Все это можно проиллюстрировать на примере структу-ры ВВП Республики Беларусь по источникам доходов. В 2007 г. в ВВП оплата труда составляла 45,7 %, чистые нало-ги на товары и импорт -- 14,9 %, валовая прибыль и вало-вые доходы -- 34,7 %.
При анализе движения доходов принято выделять сле-дующие фазы: образование доходов, первичное распределе-ние, перераспределение, формирование конечных (распола-гаемых) доходов, использование располагаемых доходов для финансирования конечного потребления и сбережения.
Располагаемый доход -- это доход, поступающий домаш-ним хозяйствам. Отметим, что не весь валовой национальный доход поступает в распоряжение домашних хозяйств, так как отдельные его элементы исключаются из выплат этим хо-зяйствам. Вместе с тем некоторые виды доходов, поступаю-щих домашним хозяйствам, не включаются в валовой нацио-нальный доход и поэтому должны быть прибавлены к нему.
Рассмотрим, какие элементы доходов исключаются из валового национального дохода, а какие прибавляются к нему. Исключаются:
· часть прибыли фирм, которая остается в их распоря-жении;
· налоги, Прибавляется:
· часть прибыли, поступающая в распоряжение акцио-неров корпорации в виде дивидендов;
· выплаты процентов правительством, так как они пер-воначально включаются в трансфертные платежи;
· трансфертные платежи -- пособия на детей и другие социальные выплаты.
В результате получается валовой располагаемый доход (ВРД).
ВРД тратится на потребительские расходы домашних хозяйств -- общие затраты домашних хозяйств на товары и услуги. Они составляют до 90 % ВРД. Остаток ВРД пред-ставляет собой национальные сбережения.
Сбережения -- та часть ВРД, которая идет на накопления. Сбережения осуществляются путем покупки ценных бумаг, приобретения недвижимости или драгоценностей, а также по-мещением денег на депозит в банке. Доля личных сбереже-ний в ВРД называется нормой личных сбережений. Она ко-леблется от 22% в Италии и 18% в Японии до 4% в США.
Как уже отмечалось, ВВП можно рассматривать как сум-му конечной продукции. В данном случае этот показатель выступает как совокупная стоимость производства конеч-ных товаров и услуг, которую можно определить как сумму цен этих товаров и услуг, или сумму расходов субъектов национальной экономики на конечное потребление.
Обратимся к схеме движения продуктов и доходов в на-циональной экономике. Поток расходов здесь включает:
расходы домашних хозяйств на личное конечное пот-ребление, составляющие наибольшую часть расходов в экономике. Сюда входят затраты самих домашних хо-зяйств и частных некоммерческих организаций, предо-ставляющих домашним хозяйствам коммунальные и со-циальные услуги на бесплатной основе.
расходы государства на приобретение продукции пред-приятий, ресурсов; услуг военных и гражданских служа-щих. Эти расходы выражаются в общей сумме затрат на выплату заработной платы государственным служащим и покупку товаров и услуг;
расходы фирм на товары и услуги. Во-первых, фир-мы закупают основной капитал (оборудование, тран-спорт, здания). Во-вторых, они приобретают товары для поддержания производственных запасов с целью обес печения нормального ритма производства. В статистике первый вид расходов выступает в форме валовых накоп-лений, а второй -- изменения запасов материальных обо-ротных средств;
4) чистый экспорт, т.е. сальдо экспорта и импорта. Ес-ли экспорт больше импорта, то чистый экспорт положи-тельный, и наоборот.
Структуру ВВП по конечному использованию можно рас-смотреть на примере ВВП Республики Беларусь за 2007 г. Если принять весь ВВП за 100 %, то на конечное потребле-ние было использовано 79,5 % ВВП (в т.ч. 57,1 % состави-ли расходы на конечное потребление домашних хозяйств, 19,7 % -- государственных учреждений), валовое накопле-ние -- 26,5 %, чистый экспорт -- -6,0 %.
В мировом масштабе совокупный ВВП имеет тенденцию к постоянному росту. Так, за период с 1991 по 1997 г. он увели-чился в 10 с лишним раз -- с 2,8 трлн. до 32,8 трлн. долларов США. В 90-е годы наиболее быстрыми темпами рос ВВП в новых индустриальных странах Азии. Среднегодовой темп прироста ВВП в 1989--1993 гг. составил в процентах: в Китае -- 9,0, Таиланде -- 8,8, Малайзии -- 8,7 %. Из промышленно развитых стран наиболее высокие темпы среднегодового роста ВВП в 1990--1997 гг. имели США -- 2,1 % и Япония -- 1,7 %. Более 50 % всей стоимости мирового ВВП приходится на три ведущие страны -- США, Японию и Германию.
После развала СССР динамика ВВП во всех странах СНГ характеризуется значительным спадом. Наиболее значительное падение ВВП наблюдается в Молдове, Азербайджане и Украине. Наилучшая ситуация -- в Узбекистане и Беларуси.
Кроме ВВП в макроэкономике применяется другой пока-затель объема национального продукта -- валовой нацио-нальный продукт (ВНП).
При определении ВВП используется так называемый тер-риториальный принцип, в соответствии с которым ВВП соз-дается внутренними факторами производства, независимо от того, кто ими владеет. ВНП же измеряется по националь-ному принципу, т.е. исходя из стоимости продукции, полу-ченной в результате использования факторов производства, находящихся в собственности граждан данной страны неза-висимо от территории, где они расположены.
Таким образом, чтобы получить ВНП, необходимо к ВВП добавить разницу между поступлениями от факторов про-изводства (факторными доходами) из-за границы и фактор-ными доходами нерезидентов в данной стране. Например, после расчета ВВП Республики Беларусь за определенный период необходимо добавить факторные доходы белорусских компаний, находящихся в других странах, и вычесть дохо-ды компаний других стран, расположенных на территории Беларуси. Количественное различие между ВВП и ВНП нез-начительно и в развитых странах не превышает 2%. Для Беларуси эта разница еще меньше, так как сальдо ее заграничного производства здесь представляет очень незначитель-ную величину.
В экономической теории США и некоторых других стран применяется еще один макроэкономический показатель -- чистый национальный продукт (ЧНП). При его расчете учи-тывается тот факт, что ВНП (так же как и ВВП) содержит в себе амортизационные отчисления, которые накаплива-ются в специальных фондах и фактически ничего не добав-ляют к благосостоянию общества. В результате годовой объем производства завышается на стоимость амортизаци-онных отчислений. Чтобы получить ЧНП, необходимо вы-честь из ВНП сумму амортизационных отчислений, начис-ленных за год. ЧНП позволяет более точно измерить объем товаров и услуг, произведенных в стране. Рассчитанный по такой методике национальный доход определяется путем вычитания из ЧНП другого его компонента, не участвую-щего в прибавлении благосостояния общества -- косвен-ных налогов.
В США также рассчитывается потенциальный ВНП, отражающий производственные возможности экономики при полном использовании трудовых ресурсов (естественном уровне безработицы).
Стоимостная оценка национального продукта невозможна без учета уровня цен. При текущей оценке национального продукта используются рыночные цены, сложившиеся на момент оценки. Однако часто возникает необходимость срав-нения объема произведенного национального продукта за разные промежутки времени. В этом случае нельзя использо-вать рыночные цены, так как они, особенно в условиях ин-фляции, могут существенно различаться з начале и конце временного интервала. Поэтому невозможно сделать вывод, за счет чего произошел рост национального продукта -- уве-личения объема производства или роста цен. Для достовер-ного макроэкономического анализа используют базовые це-ны, а также сопоставимые (неизменные) цены. С этой целью рассчитывают специальные индексы цен -- дефляторы ВНП. Номинальные макроэкономические показатели измеряются в текущих ценах, реальные -- в базовых ценах. Таким об-разом, номинальный ВВП равен объему конечного производ-ства товаров и услуг, измеренному в ценах текущего года. Реальный ВВП -- это то же количество товаров и услуг, измеренных в неизменных ценах базового года. Если мы разделим номинальный ВВП на реальный ВВП, то получим дефлятор ВВП, т.е. коэффициент пересчета, представляю-щий собой взвешенное среднее значение цен всех конечных товаров и услуг. Он позволяет измерить изменение средне-го уровня цен по сравнению с базовым годом, т.е. величину инфляции в стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретропективе / Пер. с англ. -- М.: Дело ЛТД, 1995.
2. Гальперин В.М. и др, Макроэкономика: Учебник / Под общ. ред. Л.С. Тарасевича. - СПб.: Экон. школа, 2004.
3. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рьшок: микроэкономическая мо-дель / Пер. с англ. - СПб., 1992.
4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. -- М.: Прогресс, 1978.
5. Киреев А.П. Международная экономика: Учеб. пособие для вузов. В 2-х ч. - М.: Международные отношения, 2007.
6. Курс переходной экономики: Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 2007.
7. Статистический сборник Министерства статистики Республики Беларусь, Мн, 2008
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |