Реферат по предмету "Экология и охрана природы"


Установки на охрану окружающей среды в общественном сознании



5

Содержание

  • Введение
    • Экологические установки в массовом сознании
    • Формирование экологической культуры населения
    • Мировая экологическая политика
    • Заключение
    • Список литературы

Введение

Актуальность экологических проблем в современном обществе является неоспоримым фактом, принятая научным сообществом в девяностых годах концепция "sustainable development" явилась значимым шагом в поиске выхода из тупика цивилизации, разрешения проблемной ситуации сложившейся на нашей планете.

Устойчивое развитие определяется как самоподдерживающееся развитие мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающее равный доступ и справедливое распределение материальных и духовных благ. Это концепция о том, как сделать устойчивым развитие с социальной, экономической и экологической точек зрения.

Экологические установки в массовом сознании

В рассматриваемой сфере экологических проблем необходимы инструменты и четко выработанные методы социокультурной интерпретации экологического знания и экологической информации, "какие бы принципы или постулаты ни выдвигались, в обществе должны быть их промоутеры".

Само понятие "экология" определяется как наука об отношении организмов с окружающей средой. Объектами ее чаще всего являются не отдельно взятые организмы, а популяции, биоценозы, а также экосистемы. Как самую большую экосистему можно рассматривать и всю биосферу.

В современном обществе под влиянием средств массовой информации экология часто трактуется как сугубо прикладное знание о состоянии среды обитания человека, и даже - как само это состояние.

Прочно вошедшие в лексикон выражения: "плохая экология" того или иного района, "экологические чистые" продукты или товары и т.п. на самом деле нелепы и безграмотны.

Хотя проблемы качества среды для человека, безусловно, имеют очень важное практическое значение, а решение их невозможно без знания экологии, круг задач этой науки гораздо более широкий.

Именно широта вопросов изучаемых данной наукой, глобальность процессов, происходящих в сфере среды обитания человека, порождает некоторые особенности формирования экологических установок в массовом сознании.

Декларируемая острота и опасность не внимания общества к природной среде в средствах массовой информации сочетается с отсутствием самостоятельного чувственного опыта человека, ощущения ежеминутного воздействия природной среды.

Биосферные процессы медленны, невидимы и проявляются, как правило, в форме "внезапных" катастроф. Биосфера воздействует на человека опосредованно: загрязненный воздух, фальсифицированные продукты питания, внутрибольничные инфекции, загрязнение водоемов - это формы проявления экологических рисков, которые недоступны для самостоятельного измерения, они глобальны и чаще всего не воспринимаются органами чувств "обычного" человека.

Отсутствие у человека возможности самостоятельного чувственного познания области экологических процессов и формирования мнения в соответствии с этим опытом, основным транслятором экологических установок для массового сознания, на сегодняшний день являются средства массовой информации.

Основной гипотезой исследования экологических установок и ценностей в массовом сознании населения закрытого города, имеющего на своей территории завод по хранению ядерных отходов являлось предположение о существующих различиях в структуре экологических установок и уровнем их интегрированности с базовыми ценностями.

Нагнетание ситуации вокруг радиации и ввоза ядерных отходов, а также тот факт, что на территории города находится потенциально опасное предприятие ожидаемо должны были бы вызвать высокий интерес к экологическим проблемам среди населения города.

Однако данная сторона жизни по значимости для жителей города находится только на шестом месте. Экологические проблемы массовое сознание не фиксирует как наблюдаемые и осязаемые.

Гораздо более значимы для него эмоционально окрашенные явления, самыми актуальными населением города были названы - бытовая проблема (транспорт, ремонт жилищного фонда), образование и перспективы подрастающего поколения, работа власти в городе и крае.

Это те проблемы, с которыми население ежедневно сталкивается, наблюдает и фиксирует.

По результатам проведенного исследования в массовом сознании населения данного закрытого города отсутствуют четкие и однозначные экологические установки. Данный фактор объясняется односторонним описанием ситуации, об экологии если и говорят, то без упоминания конкретных ресурсов разрешения экологических противоречий, население видит свою неспособность что-либо изменить, экологические установки становятся фрустрирующими для сознания: "проблема есть - решения нет".

Характерной особенностью экологических установок массового сознания является возрастание экологического интереса на макроуровне, а именно то, что население активно интересуется глобальными экологическими проблемами.

Это объясняется основной особенностью трансляции экологической информации средствами массовой информации, в большинстве сообщений (в том числе и местных региональных СМИ), тематика затрагивает тот самый макроуровень - экологию планеты, глобальное потепление, эта информация более подробна и понятна, она играет роль сенсации и поднимает рейтинги канала трансляции.

Формирование экологической культуры населения

Атомная энергетика, как никакая другая отрасль экономики страны, вопросам экологии придает первостепенное значение, при котором требования охраны окружающей среды включаются в сам процесс производственной деятельности.

Интенсивная эксплуатация природных ресурсов, приближающееся истощение запасов природных богатств ставит человечество перед выбором новых источников энергии.

Мировое сообщество считает атомную энергетику наиболее эффективной на сегодняшний день и экологически чистой, во многих странах предусмотрено ее опережающее развитие. Поэтому так важна проблема формирования экологической проблемы населения.

Процесс формирования экологической культуры и экологизации сознания связан с повышением общекультурного уровня современного общества. Жизненно важно становление индивидуального самосознания отдельного человека, воспринимающего современное экологическое положение как свое собственное.

Выход из экологически затруднительного положения предполагает модификацию отношения к миру со стороны каждого человека, его соучастие в духовном творческом процессе - формировании экологически позитивного отношения к природе.

Именно поэтому существует острая необходимость в концептуальном анализе экологической культуры, экологического сознания и поведения.

Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения жителей вблизи атомной станции:

личной ответственности перед обществом за создание и сохранение благоприятной окружающей среды;

осознанного выполнения экологических правил и требований.

Формирование экологической культуры отражает интересы и запросы всех жителей Курской области и в частности города Курчатова, где располагается атомная станция, и поэтому важно усилить эту работу:

в экологическом просвещении;

в дошкольном, школьном и внешкольном экологическом образовании;

в профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;

в непрерывной и целеустремленной работе на всех уровнях и структурах исполнительной и законодательной власти по выработке экономического механизма и нормативно-правовой базы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;

в распространении экологических знаний;

в улучшении условий проживания нынешнего и будущего поколений;

в обеспечении спокойствия и уверенности за здоровье населения, вследствие уменьшения уровня воздействия радиации на городскую среду.

Экологическая культура формируется на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования, а также в трудовых коллективах и по месту жительства.

Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются традиционные российские религиозные конфессии, а также средства массовой информации и реклама, которые просто обязаны быть экологически ответственными.

Экологическое просвещение, в том числе информирование жителей города о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.

Экологическое воспитание начинается с самого раннего детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка.

Здесь особенно важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения и главное - практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, воспитанию ответственности за чистоту окружающей территории.

Экологическое просвещение мы рассматриваем как важнейший аспект информационной политики Курской АЭС. Упор в работе с общественностью делается на работу с молодежью, учащимися школ и лицеев, студентами колледжей и вузов, работающего населения.

Вот уже на протяжении многих лет в начале учебного года совместно с информационно-аналитическим центром Курской АЭС проводятся экскурсии на атомную станцию для учителей и учащихся, открытые уроки экологических знаний, учебные семинары, олимпиады, конкурсы, экологические недели, круглые столы. К этой работе привлекаются специалисты станции, ветераны КуАЭС.

В рамках повышения экологической сознательности и развития экологической ответственности образа жизни граждан Курской АЭС проводится: пропаганда бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов города, зеленых насаждений и особо охраняемых природных территорий; акции и мероприятия, побуждающие к консолидации жителей города вокруг проблем улучшения и сохранения окружающей среды; повышение квалификации специалистов в области экологического образования; воспитание у старшего поколения экологического мировоззрения путем общения с младшим поколением и наоборот; подготовка и создание информационных материалов и средств наглядной агитации для распространения среди населения; изготовление видеороликов, радиопрограмм и их размещение в СМИ.

Мировая экологическая политика

Актуальность проблем экологической политики в настоящее время очень высока во всем мире. Толчок к обсуждению экологической проблематики дали Всемирная конференция ООН 1972 года и отчет Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию 1987 года.

Эти события стали вехами, влияние которых в обществе чувствуется до сих пор. Начиная с 80-х годов вопросы, связанные с очисткой сточных вод, обработкой отходов, снижением выброса газов в атмосферу, санирования почвы и снижения уровня шумов, постоянно находятся в политической повестке дня многих стран мира.

В конце 80-х годов добавились такие проблемы, как повышенная кислотность и засушливость, а в середине 90-х годов в центре внимания оказался повышенный выброс СО2 как результат изменения климата.

Дополнительным стимулом для развития экологической проблематики стал ряд техногенных катастроф, которые привлекли внимание не только отдельных стран, но и всего мирового сообщества в целом.

В настоящее время необходимость безотлагательного решения проблем экологической безопасности осознана практически во всех странах мира.

Во всех развитых странах разработаны, приняты и действуют национальные программы охраны окружающей среды.

Увеличивается количество органов государственного управления, включая отраслевые министерства, ответственных за состояние окружающей среды. Особенно пристально за состоянием окружающей среды следят небольшие государства, в которых даже незначительные изменения грозят крупными катастрофами.

Такие государства принимают национальные программы по охране природы, но в мировой практике принятие таких программ затруднено. Кроме того, сам характер экологических проблем носит глобальный характер: загрязнения окружающей среды не признают официальных государственных границ.

Несмотря на то, что в национальных рамках решение экологических проблем происходит постоянно, в глобальном масштабе усилий отдельных международных акторов недостаточно.

Актуальность экологических проблем в будущем будет нарастать, особенно для России, которая является одной из немногих стран - доноров экологических ресурсов. Экосистема России вносит самый большой вклад в планетарную экологическую стабильность. Территория России составляет 12% от всей площади суши.

Природно-ресурсный потенциал России (13% мировых запасов нефти, 34% газа, 12% угля, 27% железных руд) принципиален для мировой экономики. Вместе с тем в нашей стране много нерешенных проблем в сфере экологии. Сырьевая направленность российской экономики снижает количество невозобновляемых ресурсов.

Экологически неблагополучны все крупные города России, включая Москву. Загрязнены реки, в критическом состоянии находится система водоснабжения большинства городов. Экологическую угрозу России несет Балтика, страдающая от выбросов многочисленных промышленных предприятий и затопленного во время Второй мировой войны химического оружия.

Политика отдельных государств и других международных акторов препятствует решению экологических проблем. Например, в ходе ускоренного развития стран третьего мира, особенно Китая и Индии происходят массовые неконтролируемые выбросы и загрязнения, которые оказывают влияние на весь мир, в том числе и на Россию.

Негативно сказывается на мировой экологии расхождение мнений развитых и развивающихся стран по вопросам охраны окружающей среды. Не всегда благоприятна для экологии деятельность транснациональных корпораций. В последнее время реальной стала угроза экологического терроризма. У человечества уже существует опыт ведения экологических войн (например, США в Индокитае).

Для решения экологических проблем необходимо выявить особенности экологической политики развитых и развивающихся стран.

Важно изучить связь экологической политики с экономической и культурной политикой, войнами и конфликтами, выявить факторы, определяющие экологическую политику ведущих стран мира - России, США, стран Западной Европы, Индии и Китая.

Необходимо определить перспективы дальнейшего развития политики разных стран в сфере экологии, сравнить национальные программы и опыт решения экологических проблем и выявить связь уровня развития страны на проводимую ей экологическую политику.

Заключение

Решение глобальных проблем экологической безопасности возможно только на международном уровне. Оно является необходимым условием создания условий будущего развития человечества в целом.

Для их решения требуются согласованные действия всех членов мирового сообщества. Экологическая проблематика сегодня предполагает планомерную совместную работу государств, международных правительственных и неправительственных организаций, транснациональных корпораций, экспертов и многих других организаций и лиц.

Одним из противоречий экологических установок населения является то, что свое участие и возможную деятельность в сфере гармоничного развития среды "обыватель" видит в поддержании чистоты на улицах, уборке за собой мусора, то есть как деятельность именно на "микроуровне", с другой стороны - в сферу наибольших интересов экологической информации попадает "макроуровень".

Список литературы

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М. 2008.

2. Галкин Ю.Ю. Экологическое сознание: понятие и сущность/ ЮЮ. Галкин, И.А. Сосунова, Л.М. Яо // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2007. № 3.

3. Сосунова И.А. Проблемы развития экологического сознания в Российской Федерации: опыт конкретного социологического исследования // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2004. № 4.

4. Яницкий О.Н. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социологические исследования. 2006. № 7

5. Яо Л.М. Опыт создания модели экологического сознания российского общества // Социологические исследования. 2008. № 9.

6. Вавилов А.М. Экологические последствия гонки вооружений. М.: Международные отношения, 2008.

7. Шипулин А.Н. Необъявленная война природы и новая международная экологическая коалиция. М.: "Интердиалект+", 2006.

8. Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2009. - № 4.

9. Экологические проблемы современного общества: Сб. обзоров и реф. / РАН ИНИОН. Ред. - сост.: Капранова Л.Д. М., 2008.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. А. Реутов формализация выбора концепции проектирования
Реферат Управління комунікаціями на промисловому підприємстві.
Реферат Dantes Inferno Essay Research Paper Johnson Brad
Реферат Теоретическое обоснование оптимального темпа в академической гребле
Реферат Роль ценных бумаг в системе расчетов предприятия
Реферат Ахматова а. - Особенности поэтического мира анны ахматовой
Реферат Водопад
Реферат Предприятие основное звено рыночной экономики. Виды, организационно-правовые формы, классифик
Реферат Доклад Хрущева. Разоблачения и умолчания
Реферат A Change For Dole Essay Research Paper
Реферат An Interview With William Stafford Essay Research
Реферат Программно-управляемый генератор прямоугольных импульсов инфранизких частот
Реферат The Role Of The Witches Essay Research
Реферат Воспитание музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки
Реферат Образ поэта в раннем творчестве В.В. Маяковского