23
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….4
1. Понятие планирования………………………………………………………….6
1.1 Финансовое планирование как часть бизнес-плана…………....……….6
1.2 Цели планирования……………………………………………………….8
1.3. Организация планирования………………………………………………9
1.4. Процесс планирования…………………………………………………..11
1. Финансовое планирование и прогнозирование………………………………13
2.1. Планирование на уровне государства и его субъектов………………..13
2.2. Планирование на уровне хозяйствующего субъекта…………………..15
3. Формирование финансового плана субъекта хозяйствования (расчетная часть: коэффициент 1,6)………………...…………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………28
Библиография………………………………………………………………………29
Приложение
Введение
Целью курсовой работы является усвоение понятий финансовое планирование, его цели и основные аспекты, а также расчет формирования финансового плана субъекта хозяйствования.
Под финансовым планированием понимают совокупность мероприятий по составлению и выполнению планов формирования доходов и расходов.
Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом составления, выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере, настолько, насколько это касается его деятельности.
Финансовое планирование обеспечивает предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает предпосылки укрепления финансового состояния предприятия. Финансовое планирование невозможно без планирования хозяйственной деятельности. Но не следует считать финансовое планирование пересчетом тех или иных производственных показателей.
Основные задачи, решаемые финансовым планированием:
· обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами основной хозяйственной деятельности предприятия;
· определение прибыли и возможных факторов ее увеличения;
· определение финансовых взаимоотношений с бюджетами и банками;
· обеспечение сбалансированности между доходами и расходами предприятия;
· контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.
Финансовый план является частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования, для того чтобы представить их в стоимостном выражении.
В нашей стране слишком долго использовались одни и те же методы воздействия, которые в силу их консерватизма уже не обеспечивали надлежащего эффекта. Перестройка управления экономикой потребовала разработки и осуществления новой финансовой политики, перехода на принципиально новые методы управления финансами, а также составления новых финансовых планов
В курсовой работе рассматривается сущность финансового планирования субъекта хозяйствования; цель и основные аспекты финансового планирования; виды и содержание финансового плана.
1.Понятие планирования.
1.1. Финансовое планирование как часть бизнес-плана.
Финансовое планирование - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов (примерный финансовый план приведен в Приложении 1) разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.
Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес - план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.
Бизнес - план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.
Составление бизнес - плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес - плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.
Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и инвестиционной политики и многое другое.
Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и прочее). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении планов предприятия.
Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решения определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах, где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.
В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой план можно разделить на месячные или квартальные планы.
Невозможно выработать общие правила, устанавливающие степень детализации бюджета. В первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий.
1.2. Цели планирования.
Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
План как экономический прогноз.
Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т. п.) и определения объема инвестиций.
Бюджет как основа для контроля.
По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистических исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересованно в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.
Бюджет как средство координации.
Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование отдельных мероприятий). Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации.
Бюджет как основа для постановки задачи.
Разрабатывая бюджет на следующий период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.
План как средство делегирования полномочий.
Одобрение руководством предприятия плана подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.
1.3. Организация планирования.
Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению планов должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.
Как показано в п. 1.2., бюджеты подразделений разрабатываются изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению планов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.
В литературе о планировании на предприятии обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху - вниз) и по методу build-up (снизу - вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается "сверху". Т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий план предприятия.
Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.
1.4. Процесс планирования.
Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план являются центральными элементами внутрифирменного планирования.
Планирование потребности в оборотном капитале.
На предприятии необходимо проводить планирование использование, как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.
Планирование потребностей в основном капитале.
По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.
Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно заботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.
Планирование источников дохода.
Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.
Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.
2. Финансовое планирование и прогнозирование.
Существуют разнообразные определения понятия "планирование". Однако можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность.
Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения.[3] Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.
2.1. Планирование на уровне государства и его субъектов.
Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.
Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам
[3] См.: Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.
(федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления. Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.
На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.
Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т.е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием Прогноз - это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.
. Финансовое прогнозирование - это, прежде всего, обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.
Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политике.
В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделим следующие: методы экспертных оценок (опрос с использованием дельфийского метода, представительский опрос и др.); методы обработки пространственных и временных совокупностей; методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста; метода пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.
2.2. Планирование на уровне хозяйствующего субъекта.
Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль. В современных условиях России, характеризующихся относительно высоким уровнем инфляции, фактическим отсутствием регулирования цен, широким распространением предоплаты и бартера, сложно обеспечить точность прогнозирования, в том числе прогнозирования прибыли.
Выделяют различные типы финансовых планов: стратегические и текущие, долгосрочные и краткосрочные.
Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политике; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т.п.
Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий.
Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.[3]
Как уже отмечено выше, финансовое планирование представляет собой процесс, включающий в себя различные этапы, элементы, процедуры и т.д.
Выделяют следующие этапы финансового планирования:
исследование финансовых результатов деятельности предприятия;
разработка прогнозных вариантов финансовых отчетов на основе изменения оперативных планов;
определение конкретной потребности предприятия в финансовых средствах для обеспечения выполнения плановых заданий;
прогнозирование структуры и источников финансирования, в том числе собственных источников и внешних источников финансирования;
создание и поддержание системы управления финансами предприятия;
разработка процедур оперативного изменения сформированных планов.
Современные методы планирования в качестве одного из подходов включают разработку бизнес-планов, представляющих собой по сути модели реализации определенной идеи, программы, проекта и т.д. Неотъемлемой частью бизнес-плана выступает финансовый план, в котором планы по маркетингу, оперативной деятельности, правам собственности и другим аспектам функционирования предприятия выражены в стоимостных показателях.
Финансовый план, равно как и собственно процесс его разработки, следует рассматривать как систему творческого анализа, обобщения и взаимоувязки финансовых показателей всех сторон деятельности и развития предприятия. Следует иметь в виду, что в процессе финансового планирования должны учитываться многие не формализуемые факторы, которые повышают жизнеспособность финансового обеспечения функционирования предприятия.
[3] См.: Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.
Формирование финансового плана субъекта хозяйствования
(коэффициент 1,6)
Расчет плановой суммы амортизационных отчислений.
Данные для расчета:
Всего основных фондов на балансе предприятия имелось на сумму 138080,0 тыс. руб.
Предполагается, что среднегодовая стоимость введенных в плановом году основных фондов составит 3456,0 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость выбывших основных фондов составит 1376,0 тыс. руб.
Расчетная годовая сумма амортизационных отчислений по основным фондам предприятия - 13286,4 тыс. руб.
В составе основных фондов предприятие имеет специализированные металлорежущие станки с металлическим инструментом класса Н, балансовой стоимостью 13073,6 тыс. руб. В 1 квартале предприятие планирует приобрести еще один такой же станок стоимостью 397,8 тыс. руб. Затраты на транспортировку составили 48,0 тыс. руб. Стоимость монтажных работ 112,0 тыс. руб. В 1 квартале предприятие также планирует списать один металлорежущий станок класса Н балансовой стоимостью 442,6 тыс. руб. Норма амортизации по данной группе основных фондов 6,7%, поправочный коэффициент 1,3.
Заполните таблицу 1, рассчитайте:
балансовую стоимость приобретенного оборудования;
среднегодовую стоимость введенных основных фондов;
среднегодовую стоимость выбывших основных фондов;
среднюю стоимость всех (в том числе этого вида) основных фондов предприятия в плановом году;
плановую сумму амортизационных отчислений на планируемый квартал.
2. Расчет суммы отчислений в ремонтный фонд на плановый квартал.
Данные для расчета: норматив отчислений в ремонтный фонд - 2,0% от среднегодовой стоимости основных фондов.
3. Расчет плановой суммы прибыли.
Данные для расчета:
выручка от реализации продукции на квартал - 59670 тыс. руб.;
НДС (16,67%) - ______;
себестоимости продукции - 38592 тыс. руб.;
прибыль от реализации продукции - ______тыс. руб.
4. Расчет необходимого прироста оборотных средств в плановом квартале.
Данные для расчета:
Расход сырья и материалов на квартал 31680 тыс. руб.
Определить:
Однодневный расход материалов _____ тыс. руб.
на квартал 38592 тыс. руб.
Определить:
однодневный выпуск продукции по
себестоимости _____ тыс. руб.
б) потребность в оборотных средствах
по готовой продукции _____ тыс. руб.
в) потребность в оборотных средствах
по незавершенному производству _____ тыс. руб.
покупным ценам 65,6 тыс. руб.
Определить:
г) потребность в оборотных средствах
по запасам товаров _____ тыс. руб.
Однодневный товарооборот товаров 80,0 тыс. руб.
Определить:
д) потребность в денежных средствах _____ тыс. руб.
Кроме того, для рассматриваемого субъекта хозяйствования потребность в прочих оборотных средствах следующая:
МБП - 3840,0 тыс. руб., тара - 25,6 тыс. руб., расходы будущих периодов - 32,0 тыс. руб.
Определить:
общую потребность (или общий норматив
по ним) в оборотных средствах на конец
планового квартала _____ тыс. руб.
необходимый прирост оборотных средств
(если их величина на начало планового
квартала равнялась 12259,2 тыс. руб.) _____ тыс. руб.
5. Расчет суммы необходимого прироста кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении предприятия.
Данные для расчета:
плановый фонд оплаты на квартал - 18240 тыс. руб.
заработная плата выплачивается работникам 4-го числа каждого месяца;
начисление на заработную плату определяются по действующим нормативам (страховым тарифам взносов) в процентах к заработной плате (в фонд социального страхования - 3,4%, в пенсионный фонд - 28%, в фонд занятости населения - 2%, на обязательное медицинское страхование - 3,6%, транспортный налог -1%, итого 40%).
Определить:
величину минимальной задолженности работникам по заработной плате;
сумму начислений на заработную плату;
сумму кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении предприятия на конец планового периода;
прирост суммы этой кредиторской задолженности, если на начало планового периода она составляет 608,0 тыс. руб.
Кроме рассчитанных данных при формировании финансового плана предприятия определяются направления и объем использования прибыли, находящейся в его распоряжении (чистой прибыли предприятия).
Данные для расчета:
налог на прибыль -24%;
целевой сбор на содержание правоохранительных органов - 1% от фонда оплаты труда, рассчитанного исходя из установленной минимальной суммы заработной платы и среднесписочной численности работников;
среднесписочная численность работников на плановый период - 125 человек;
ставка налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - 1,5% от объема выручки за минусом НДС;
ставка налога на имущество - 2,0% в год (среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, - 153600 тыс. руб.).
Определить:
сумму чистой прибыли предприятия;
направления использования чистой прибыли.
Составить финансовый план предприятия на квартал (табл. 2).
Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного достижения. Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.
На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения. Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов.
Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник. М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2000.
Кидуэлл Д.С., Петерсон Р.Л., Блэкуэлл Д.У. Финансовые институты, рынки и деньги. СП б.: Питер, 2001.
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.
Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001.
Робертсон Дж. Аудит / Пер. с англ. М.: KPMG; Ауд. Фирма "Контакт", 1993.
Финансы. Учебник под ред. проф. В.В. Ковалева. М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.
Финансы. Учебник для вузов под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива, Юрайт, 2000.
Финансы. Учебное пособие под ред. Проф. А.М. Ковалевой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2000.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |