Реферат по предмету "Философия"


Система диалектических категорий


Система диалектических категорий

28

Реферат

Система диалектических категорий

Выполнил:

Асп. каф. социологии и управления персоналом

Николай Костицын

Ведущий семинарских занятий по философии

Сергей Иванович Тягунов

Содержание

Часть 1. Практическая необходимость 3

  • 1.1 Корпоративная идеология 4
    • 1.2 Нематериальное стимулирование 4
    • 1.3 Самостоятельные поиски 4
      • Табл. 1 Группировка найденных категорий 5
      • Табл. 2 Процессы взаимопереходов 6
      • Табл.3 Системы координат 7
      • Постановка ключевых вопросов 7

Часть 2. Теоретические возможности 8

  • 2.1 Категории Аристотеля 8
    • Перечень категорий Аристотеля 9
  • 2.2 Система категорий Канта 10
    • Соответствие категорий типам суждений 11
  • 2.3 Система категорий диалектики Гегеля 13
    • Принципы построения 13
    • Структура категориальной системы 14
    • Графическая структура категориальной системы Гегеля 14
    • Система категорий бытия 15
      • Реальная мера 15
    • Система категорий сущности 16
    • Система категорий понятия 17
  • 2.4 Современные системы категорий 18
    • Диалектический материализм 18
    • Пентабазис 19
    • Диалектический монизм 19
  • 2.5 Выводы и перспективы 21
    • Направления развития диалектики 21
    • Ответы на ключевые вопросы 22
      • На каких принципах основывается построение системы категорий? 22

Принципы включения категорий в систему 22

Принципы взаимосвязывания категорий в системе 22

  • С помощью каких категорий можно описать любое явление Бытия? 22

Онтология 23

Гносеология 23

Аксиология 23

  • В каких отношениях и соотношениях находятся категории? 23

Часть 3. Практические возможности 24

  • 3.1 Практика отображения 24
    • Стратегии познания 24
      • От внешнего к внутреннему 24
      • От формы к содержанию 24
    • Классификация исследуемых объектов 24
    • Система факторов риска 25
  • 3.2 Практика преобразования 26
    • Развитие через определение и самоопределение 26
    • Организационное развитие 27
      • 1. Понимание тенденций развития 27
      • 2. Определение стратегии развития организации 27
      • 3. Принципы корпоративной идеологии 27
  • Список литературы 28

Часть 1. Практическая необходимость

Интерес к системе диалектических категорий возник у меня в ходе решения задач организационного консультирования. Необходимость структурировать огромное количество эмпирической информации, а также принимать решения в условиях неопределенности подвигла меня к попытке разработать свою систему универсальных понятий и критериев классификации.

Когда самостоятельные поиски зашли в «методологический» тупик, я обратился к классикам философской мысли: Аристотелю, Канту и Гегелю. Большое значение в осмыслении диалектических категорий сыграли лекции и семинары по философии для аспирантов СПбГУЭФ.

Основная цель данной работы - понимание основных диалектических категорий и связей между ними, применимых для решения практических задач.

Результатами работы я вижу

Блок-схему и таблицу, наглядно иллюстрирующих диалектические категории и связи между ними.

Алгоритм решения задач организационного развития, соответствующий системе категорий диалектики и использующий ее в качестве инструмента решения конкретных задач.

Особенностями моей работы будет

Попытка синтезировать абстрактно теоретический материал философии с конкретным содержанием практических задач Попытка придерживаться диалектической стратегии познания (тезис - антитезис - синтез)

Заранее благодарю всех, кому будет интересно прокомментировать и обсудить данную работу.

1.1 Корпоративная идеология

Впервые необходимость владеть категориальным аппаратом диалектики возникла у меня, когда стояла задача сформулировать корпоративную идеологию одного из крупных российских холдингов. На фокус-группах с топ-менеджерами были собраны их представления о настоящем и будущем Компании. Требовалось сгруппировать суждения и обобщить их в тенденции развития и принципы корпоративной идеологии. Вот тут и возникли вопросы относительно того, какие из групп суждений имеют первостепенную значимость, как точно сформулировать тенденции развития, в каком порядке располагать принципы, как достичь целостности и полноты описания.

1.2 Нематериальное стимулирование

Через полгода подобные вопросы возникли вновь, при разработке методических материалов к учебному видеофильму «Система нематериального стимулирования персонала». Как классифицировать мотивационные образования? Как перевести внутренние мотивационные тенденции в эффективные результаты внешней деятельности? Как правильно построить управленческое воздействие?

1.3 Самостоятельные поиски

Понимая необходимость выработки комплекса универсальных критериев классификации, я предпринял самостоятельные усилия. Алгоритм действий был следующим:

Сформулировал 56 пар противоположных категорий, на основе собственного представления, оглавления учебника по философии и обсуждения с коллегами.

Сгруппировал категории в 18 категориальных блоков (табл. 1)

Попытался исключить дублирующие и подчиненные категории, оставив список из 28 пар противоположностей. В качестве практики я попытался разнести виды образований мотивационной сферы по категориям.

Начал формулировать процессы взаимопереходов противоположностей друг в друга (табл. 2)

Кроме того, по ходу формирования полного перечня противоположностей, обнаружились логические триады, «квартеты» и «квинтеты» понятий, которые я вынес в отдельное приложение. Как с ними работать было совершенно не понятно.

Попытки систематизировать накопленный материал не привели к успеху. Стадия генерации и увеличения количественного разнообразия категорий не привела к формированию целостной картины категорий. Причину этого я вижу в том, что не задался вопросом о принципах построения системы и критериях отбора категорий.

В любом случае, тупик самостоятельных поисков привел меня к изучению философских трудов, что стало своего рода антитезисом по отношению ранее выбранной стратегии.

Табл. 1 Группировка найденных категорий

Материальное

Идеальное

Бытие

Реальное

Потенциальное

Действительное

Возможное

Практика

Теория

Деятельность

Недеяние

Содержание

Форма

Пространство

Время

Системность / Целокупность

Энергия

Информация

Дробное

Целое

Целостность

Неживое

Живое

Частное

Общее

Пустое

Полное

Индивидуальное

Коллективное

Дискретное

Непрерывное

Протяженность

Изменчивое

Неизменное

Изменчивость

Нестабильное

Стабильное

Неуравновешенное

Уравновешенное

Изменение

Сохранение

Хаос

Порядок

Различное

Тождественное

Противоречивость

Противоречивое

Непротиворечивое

Они

Мы

Объективное

Субъективное

Локализация и Направленность

Внешнее

Внутреннее

Экстравертированное

Интравертированное

Периферийное

Центральное

Движение

Покой

Активность

Пассивное

Активное

Возбуждение

Торможение

Процесс

Результат

Реактивное

Проактивное

Влияние / Субъектность

Объект

Субъект

Подвергаемое воздействию

Воздействующее

Непроизвольное

Произвольное

Необходимость

Свобода

Детерминизм и закономерности

Свобода

Ответственность

Закономерность

Случайность

Следствие

Причина

Зависимость

Независимость

Дифференциация

Интеграция

Взаимодействие

Отражение

Регуляция

Разрушение

Созидание

Отталкивание

Притяжение

Открытое

Закрытое

Открытость / готовность к взаимодействию

Проницаемое

Непроницаемое

Количество

Качество

Мера

Единичное

Множественное

Конечное

Начальное

Время Периодичность

Одновременное

Последовательное

Нерегулярность

Регулярность

Осознанность

Неосознанность

Познание / Информация

Анализ

Синтез

Определенное

Неопределенное

Постижимость

Непостижимость

Опосредованное

Непосредственное

Опосредованность

Относительное

Безотносительное

Относительность

Сильный

Слабый

Интенсивность

Табл. 2 Процессы взаимопереходов

Атрибуты

Процессы переходов

Атрибуты

Материальное

Идеализация

Материализация, воплощение

Идеальное

Действительное

?

?

Возможное

Содержание

Оформление

Структурирование

Форма

Пространство

?

?

Время

Энергия

?

?

Информация

Дробное

Интеграция

Дифференциация

Целое

Частное

Обобщение

Конкретизация

Общее

Пустое

Наполнение

Опустошение

Полное

Индивидуальное

?

?

Коллективное

Дискретное

Продолжение

Прекращение

Непрерывное

  • Изменчивое

Нестабильное

Стабилизация, закрепление

Дестабилизация, изменение

  • Неизменное

Стабильное

Различное

Обобщение?

Различение, анализ?

Тождественное

Противоречивое

?

?

Непротиворечивое

Внешнее

Экстериоризация

Интериоризация

Внутреннее

Периферийное

Централизация

Децентрализация

Центральное

Пассивное

Возбуждение

Торможение

Активное

Объектное Реактивное подвергаемое воздействию Непроизвольное

Перенос фокуса взаимодействия на объекты меньшей общности

Включение во взаимодействие с более широкой общностью

Субъектное проактивное подвергающее Произвольное

Объектное

Отражение?

Регуляция?

Субъектное

Закономерное

Дестабилизация

Стабилизация

Случайное

Отталкивание

???

???

Притяжение

Открытое Проницаемое

???

???

Закрытое Непроницаемое

Количественное

Идеализация новых свойств - атрибутирование

Материализация сущностных свойств

Качественное

Единичное

Воспроизводство

Спецификация ?

Множественное

Нерегулярность

Воспроизводство

«депроизводство»?

Регулярность

Одновременное

Структурирование

Деструктурирование

Последовательное

Постижимость

???

???

Непостижимость

Относительное

Перенос точки зрения внутрь

Перенос точки зрения во вне

Безотносительное

Табл.3 Системы координат

По сути - классификации объектов и явлений, находящихся на одном уровне строения бытия. А также стадиальность развития каких-либо объектов.

Прошлое

Настоящее

Будущее

Цель

Средство

Результат

Хочу

Могу

Надо

Тело

Душа

Дух

Объект

Субъект

Предмет

Пространство

Время

Энергия

Информация

Субстрат

Природа

Человек

Общество

Техника

Знаковая система

Биологическое

Психологическое

Социальное

Культурное

Духовное

Индивид

Индивидуальность

Личность

Субъект деятельности

Человек

Процесс

Состояние

Свойство

Явление

Игра

Познание

Общение

Деятельность

Активность

Активность

Поведение

Деятельность

Работа

Труд

Анализ

Синтез

Обобщение

Абстрагирование

Конкретизация

Ид

Эго

Суперэго

Личность

Аффективное

Когнитивное

Поведенческое

Воздействие

Взаимодействие

ВзаимоСОдействие

Недеяние

(Обратная связь)

Онтология

Аксиология

Социология

Диалектика

Гносеология

Постановка ключевых вопросов

Итогом самостоятельных поисков стала постановка ряда ключевых вопросов, без ответов на которые дальнейшее продвижение было бы невозможно.

С помощью каких категорий можно описать любое явление Бытия?

Как отделить первостепенные категории от вторичных и подчиненных?

В каких отношениях и соотношениях находятся категории?

На каких принципах основывается построение системы категорий?

Часть 2. Теоретические возможности

Категория - древнегреческое слово, означающее указание, высказывание. Категории диалектики - это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления. Категории диалектики - это ступени, узловые пункты познания мира, в которых отражаются взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления.

2.1 Категории Аристотеля

Первую попытку описать предельные основания бытия предпринял Аристотель. Попробуем проследить его логику.

В первой главе Аристотель ставит проблему соотнесения имен и сущностей обозначаемых предметов. Он разводит одноименное, соименное, отыменное.

Одноименными называются те предметы, у которых только имя общее, а соответствующая этому имени речь о сущности (logos tes oysias) разная, как, например, dzoon означает и человека и изображение.

Соименными называются те предметы, у которых и имя общее, и соответствующая этому имени речь о сущности одна и та же, как, например, "живое существо" (dzoon) - это и человек и бык.

Наконец, отыменными называются предметы, которые получают наименование от чего-то в соответствии с его именем, отличаясь при этом окончанием слова, как, например, от "грамматики" - "грамматик", от "мужества" - "мужественный".

Во второй главе Аристотель разводит сказываемое о предмете и находящееся в предмете. Из того, что говорится, одно говорится в связи , другое - без связи. Одно в связи, например: "человек бежит", "человек побеждает"; другое без связи, например: "человек", "бык", "бежит", "побеждает".

В третьей главе Аристотель вводит понятие рода, как сказуемого и видовых отличий.

В четвертой главе Аристотель вводит десять категорий. При категория по Аристотелю, на мой взгляд это ТО самое существенное, что можно сказать о вещи.

Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или "сколько", или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или "когда", или "находиться в каком-то положении", или "обладать", или "действовать", или "претерпевать". Сущность, коротко говоря, - это, например, человек, лошадь; "сколько" - это, например, длиною в два локтя, в три локтя; "какое" - например, белое, умеющее читать и писать; "по отношению к чему-то" - например, за двойное, половинное, большее; "где" - например, в Ликее, на площади; "когда" - например, вчера, в прошлом году; "находиться в каком-то положении" - например, лежит, сидит; "обладать" - например, обут, вооружен; "действовать" - например, режет, жжет; "претерпевать" - например, его режут, жгут. Каждое из перечисленного само по себе не содержит никакого утверждения; утверждение или отрицание получается сочетанием их: ведь всякое утверждение или отрицание, надо полагать, или истинно, или ложно, а из сказанного без какой-либо связи ничто не истинно и не ложно, например "человек", "белое", "бежит", "побеждает".

Перечень категорий Аристотеля

Сущность (сущее) (греч. "подлежащее", hypokeimenon, лат. субстанция, substantia)

Количество (лат. quantitas)

Соотнесенное (отношение) (лат. relatio)

Качество (лат. gualitas)

Действие (лат. actio)

Претерпевание (страдание) (лат. passio).

Место (где) (лат. ubi)

Время (когда) (лат. quando)

Положение (лат. situs)

Обладание (лат. habitus)

Данные категории нельзя в полной мере назвать диалектическими, поскольку Аристотель не во всех случаях подчеркивал их взаимосвязь, дополнительность и противоположность. Однако в одиннадцатой главе он закладывает основы именно диалектической логики, подчеркивая, необходимость наличия противоположностей: «Благу необходимо противоположно зло, здоровью противоположна болезнь, мужеству - трусость».

Для Аристотеля «ясно также, что по природе противоположности относятся к тому, что тождественно или по виду, или по роду: болезнь и здоровье находятся по природе в теле животного, белизна и чернота - просто в теле, а справедливость и несправедливость - в душе человека». А это уже прямой выход на гегелевскую синтетическую категорию.

Кант критикует Аристотеля за бессистемность. «Отыскать эти основные понятия, говорит Кант, было достойно такого проницательного мыслителя, как Аристотель. Но так как у него не было никакого принципа, то он подхватывал их по мере того, как они попадались ему, и набрал сначала десять понятий, которые назвал категориями. Затем ему показалось, что он нашел еще пять таких понятий, которые он добавил к предыдущим под названием постпредикаментов. Однако его таблица все еще оставалась недостаточной. Кроме того, в нее включены также некоторые модусы чистой чувственности (quando, ubi, situs, а также prius, simul) и даже один эмпирический (motus), которые вовсе не принадлежат к этой родословной рассудка, к тому же в ней среди первоначальных понятий перечислены также некоторые производные (actio, passio), а некоторые из первоначальных понятий не указаны вовсе».

Я же, в свою очередь, хочу оправдать Аристотеля, перед выдающимся немецким классиком. Моя «аристотелеодицея» сводится к двум пунктам:

Аристотель заложил основы диалектического построения системы категорий, хотя сам ими и не воспользовался и

Сам Кант использует ту же самую стратегию выделения категорий, анализируя возможные суждения о предметах.

Итак, анализируя и обобщая суждения о предметах и возводя отдельные определения и признаки в ранг категорий, Аристотель предпринимает первую, метафизическую попытку выявить и описать предельные основания бытия. Однако, остается непонятным насколько этот перечень категорий ПОЛНЫЙ, все ли категории правильно выделены и как они связаны между собой.

2.2 Система категорий Канта

Антитезисом метафизической системе категорий Аристотеля стала система категорий Канта. Аристотель черпал категории извне, из окружающего мира - Кант изнутри, из познающего субъекта.

Если Аристотель начинал с соотнесения имен и сущностей обозначаемых предметов, то Кант начинает восхождение к категориям через понятия анализа и синтеза.

«Под синтезом в самом широком смысле я разумею присоединение различных представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте познания. Такой синтез называется чистым, если многообразное дано a priori (подобно многообразному в пространстве и времени), а не эмпирически. Путем анализа различные представления подводятся под одно понятие…»

Среди условий априорного познания (данность многообразного в чистом созерцании и синтез этого многообразного посредством способности воображения) Кант называет еще и данность понятия, «сообщающих единство этому чистому синтезу и состоящих исключительно в представлении об этом необходимом синтетическом единстве».

Таким образом, Кант выходит на определение чистых рассудочных понятий, позволяющих воспринимать и понимать не только эмпирический, но и рассудочный материал.

Принцип выделения категорий Кантом я условно назвал принципом соответствия типам суждений: «Это деление систематически развито из одного общего принципа, а именно из способности суждения (которая есть не что иное, как способность мышления)». В этом плане Кант не далеко ушел от Аристотеля. Он лишь назвал принцип и систематизировал категории в соответствии с ним, а сама стратегия или парадигма осталась прежней.

Возьму на себя смелость привести сопоставительную таблицу суждений и категорий, выделенных Кантом.

Соответствие категорий типам суждений

О логической функции рассудка в суждениях

О чистых рассудочных понятия синтеза

1. Количество

2. Количества:

Общие

Единство

Частные

Множественность

Единичные

Целокупность

2. Качество

1. Качества

Утвердительные

Реальность

Отрицательные

Отрицание

Бесконечные

Ограничение

3. Отношение

3. Отношения

Категорические

Присущность substantia

Самостоятельное существование accidens

Гипотетические

Причинность, причина

Зависимость, действие

Разделительные

Общение (взаимодействие между действующим и подвергающимся действию)

4. Модальность

4. Модальности

Проблематические

Возможность

Невозможность

Ассерторические

Существование

Несуществование

Аподиктические

Необходимость

Случайность

Кант сопровождает свою систему категорий тремя замечаниями.

«Первое замечание: эту таблицу, содержащую в себе четыре класса рассудочных понятий, можно прежде всего разделить на два раздела, из которых первый касается предметов созерцания (как чистого, так и эмпирического), а второй-существования этих предметов (в отношении или друг к другу, или к рассудку).

Категории первого класса я бы назвал математическими. а категории второго -динамическими. Первый класс категорий не имеет никаких коррелятов, их можно найти только во втором. Но это различие должно иметь некоторое основание в природе рассудка.

Второе замечание: каждый класс содержит одинаковое число категорий, а именно три, и это обстоятельство также побуждает к размышлениям, так как в других случаях всякое априорное деление с помощью понятий должно быть дихотомическим. Сюда надо, однако, прибавить, что третья категория возникает всегда из соединения второй и первой категории того же класса.

Так, целокупность (тотальность) есть не что иное, как множество, рассматриваемое как единство, ограничение-реальность, связанная с отрицанием, общение-причинность субстанций, определяющих друг друга, наконец, необходимость есть не что иное, как существование, данное уже самой своей возможностью. Не следует, однако, думать, будто третья категория есть только производное, а не основное понятие чистого рассудка. Это соединение первой и второй категории, образующее третье понятие, требует особого акта рассудка, не тождественного с актом рассудка в первой и второй категории. Так, понятие числа (относящегося к категории целокупности) не всегда возможно там, где даны понятия множества и единства (например, в представлении бесконечного); точно так же из того, что я соединяю понятия причины и субстанции, еще не становится тотчас же понятным влияние, т. е. то, каким образом одна субстанция может быть причиной чего-то в другой субстанции. Отсюда ясно, что для этого требуется особый акт рассудка: точно так же обстоит дело и в остальных случаях.

Третье замечание. Об одной из категорий, а именно о категории общения, принадлежащей к третьему классу категорий, следует сказать, что согласие ее с соответствующей этому классу формой разделительного суждения в таблице логических функций не так явно, как в других категориях.

Чтобы убедиться в этом согласии, нужно заметить, что во всех разделительных суждениях объем понятия (количество всего того, что ему подчинено) как целое представляется разделенным на части (подчиненные понятия), и так как одна часть не может быть подчинена другой, то они мыслятся как координированные, а не субординированные друг другу, так что они определяют друг друга не односторонне, как в ряду, а взаимно, как в агрегате (если один член деления дается, то все остальные исключаются, и наоборот)».

Таким образом, я вижу логику Канта следующим образом:

Истина - продукт познания

Мышление - средство познания.

Суждения - инструмент мышления.

Категории - детали суждений.

Значит категории есть элементы истины, соответствующие мыслительному способу познания посредством суждений.

И в этом, инструменталистском на мой взгляд, подходе к категориям открылись возможности для следующего шага в развитии категориальной системы.

Аристотель сказал, что мир таков, каким мы его видим.

Кант сказал, что мир для нас таков, каким мы его способны увидеть.

Остался только Гегель, который скажет, что мир таков, каким его описывает система диалектических категорий самого Гегеля.

2.3 Система категорий диалектики Гегеля

Система Гегеля синтезировала существовавшие ранее попытки выработать целостную и всеобъемлющую систему категорий. Ее основным отличием от перечня категорий Аристотеля и системы Канта явилась, на мой взгляд тотальная внутренняя взаимосвязанность категорий.

Гегель начинает с выделения трех сторон логического: а) аб-страктной, пли рассудочной, b) диалектической, или отрицательно-разумной, c) спекулятивной, или положи-тельно-разумной,

а) Мышление как рассудок не идет дальше неподвиж-ной определенности и отличия последней от других определенностей; такую ограниченную абстракцию это мышление считает обладающей самостоятельным существова-нием.

b) Диалектический момент есть снятие такими конеч-ными определениями самих себя и их переход в свою про-тивоположность.

с) Спекулятивное, или положительно-разумное, пости-гает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе.

Логика распадается на три части.

I. Учение о бытии.

II. Учение о сущности.

III. Учение о понятии и идее.

Таким образом, она содержит учение о мысли:

В ее непосредственности -- о понятии в себе.

В ее рефлексии, и опосредствовании -- о для-себя-бытии и видимости (Schein) понятия.

В ее возвращении в самое себя и о ее развитом у-себя-бытии -- о понятии в себе и для себя.

Принципы построения

Можно выделить четыре принципа построения системы Гегеля;

Продвижение от абстрактного к конкретному

Группировка категорий по этапам познания

Единство противоположных категорий в третьей синтетической

Совпадение логической последовательности категорий с исторической последовательностью их открытия

Другими словами, стратегию Гегеля можно охарактеризовать, как переплетение и синтез абстрактно-индивидуального познания с конкретно-историческим.

Структура категориальной системы

БЫТИЕ

Качество

Количество

Мера

СУЩНОСТЬ

Существование

Явление

Действительность

ПОНЯТИЕ

Субъективное понятие

Объект

Идея

Графическая структура категориальной системы Гегеля

Система категорий бытия

Тезисная категория

Антитезисная категория

Синтетическая категория

БЫТИЕ

Качество (Определенность)

Чистое Бытие

Ничто

Становление

Возникновение

Прехождение

Наличное Бытие

Нечто

Иное

Для-себя-бытие

Одно

Многое

Количество

Количество

Чистое

Дискретность

Непрерывность

Ограничение

Определенное

Единица

(= одно + единое)

Множество

Величина

Единство (квант)

Численность

Число

Экстенсивная величина

Интенсивная величина

Порядок (градус)

Кол отн-я

Прямо

пропорциональное отношение

Обратно пропорциональное отношение

Степенное отношение

Мера

Специфическая мера

Реальная мера

Абсолютная неразличенность





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инвестиционный проект мероприятий, направленный на повышение рентабельности производства (на примере КПТУП "Мозырский городской молочный завод")
Реферат Оптичні диски Види фукнції історія виникнення
Реферат Moral Theory Essay Research Paper Moral TheoryRespect
Реферат Податкова система Німечини Франції Швеції та США
Реферат Бизнес-план. Организация кафе быстрого обслуживания
Реферат Разработка вспомогательной системной программы в системе программирования Delphi с использованием средств WinApi
Реферат Адрес: 109240, Москва, ул. Солянка, 8, телефон: (495) 606-1340, факс: (495) 606-6156, e-mail: info@gfs ru
Реферат Расчет параметров системы наблюдений в методе ОГТ
Реферат Битва під Жовтими Водами. Битва під Корcунем
Реферат Современные проблемы культуры. Тоталитаризм и культура
Реферат Конституционые проекты Директории
Реферат Модель шляхетской демократии в Польше (XVI-XVIII вв.)
Реферат Петров-Водкин КС
Реферат Джерела виникнення і розвитку теорії фізичного виховання
Реферат Sharing Love Not Chrysanthemums Essay Research Paper