Система диалектических категорий
28
Реферат
Система диалектических категорий
Выполнил:
Асп. каф. социологии и управления персоналом
Николай Костицын
Ведущий семинарских занятий по философии
Сергей Иванович Тягунов
Содержание
Часть 1. Практическая необходимость 3
Часть 2. Теоретические возможности 8
Принципы включения категорий в систему 22
Принципы взаимосвязывания категорий в системе 22
Онтология 23
Гносеология 23
Аксиология 23
Часть 3. Практические возможности 24
Часть 1. Практическая необходимость
Интерес к системе диалектических категорий возник у меня в ходе решения задач организационного консультирования. Необходимость структурировать огромное количество эмпирической информации, а также принимать решения в условиях неопределенности подвигла меня к попытке разработать свою систему универсальных понятий и критериев классификации.
Когда самостоятельные поиски зашли в «методологический» тупик, я обратился к классикам философской мысли: Аристотелю, Канту и Гегелю. Большое значение в осмыслении диалектических категорий сыграли лекции и семинары по философии для аспирантов СПбГУЭФ.
Основная цель данной работы - понимание основных диалектических категорий и связей между ними, применимых для решения практических задач.
Результатами работы я вижу
Блок-схему и таблицу, наглядно иллюстрирующих диалектические категории и связи между ними.
Алгоритм решения задач организационного развития, соответствующий системе категорий диалектики и использующий ее в качестве инструмента решения конкретных задач.
Особенностями моей работы будет
Попытка синтезировать абстрактно теоретический материал философии с конкретным содержанием практических задач Попытка придерживаться диалектической стратегии познания (тезис - антитезис - синтез)
Заранее благодарю всех, кому будет интересно прокомментировать и обсудить данную работу.
1.1 Корпоративная идеология
Впервые необходимость владеть категориальным аппаратом диалектики возникла у меня, когда стояла задача сформулировать корпоративную идеологию одного из крупных российских холдингов. На фокус-группах с топ-менеджерами были собраны их представления о настоящем и будущем Компании. Требовалось сгруппировать суждения и обобщить их в тенденции развития и принципы корпоративной идеологии. Вот тут и возникли вопросы относительно того, какие из групп суждений имеют первостепенную значимость, как точно сформулировать тенденции развития, в каком порядке располагать принципы, как достичь целостности и полноты описания.
1.2 Нематериальное стимулирование
Через полгода подобные вопросы возникли вновь, при разработке методических материалов к учебному видеофильму «Система нематериального стимулирования персонала». Как классифицировать мотивационные образования? Как перевести внутренние мотивационные тенденции в эффективные результаты внешней деятельности? Как правильно построить управленческое воздействие?
1.3 Самостоятельные поиски
Понимая необходимость выработки комплекса универсальных критериев классификации, я предпринял самостоятельные усилия. Алгоритм действий был следующим:
Сформулировал 56 пар противоположных категорий, на основе собственного представления, оглавления учебника по философии и обсуждения с коллегами.
Сгруппировал категории в 18 категориальных блоков (табл. 1)
Попытался исключить дублирующие и подчиненные категории, оставив список из 28 пар противоположностей. В качестве практики я попытался разнести виды образований мотивационной сферы по категориям.
Начал формулировать процессы взаимопереходов противоположностей друг в друга (табл. 2)
Кроме того, по ходу формирования полного перечня противоположностей, обнаружились логические триады, «квартеты» и «квинтеты» понятий, которые я вынес в отдельное приложение. Как с ними работать было совершенно не понятно.
Попытки систематизировать накопленный материал не привели к успеху. Стадия генерации и увеличения количественного разнообразия категорий не привела к формированию целостной картины категорий. Причину этого я вижу в том, что не задался вопросом о принципах построения системы и критериях отбора категорий.
В любом случае, тупик самостоятельных поисков привел меня к изучению философских трудов, что стало своего рода антитезисом по отношению ранее выбранной стратегии.
Материальное |
Идеальное |
Бытие |
|
Реальное |
Потенциальное |
||
Действительное |
Возможное |
||
Практика |
Теория |
||
Деятельность |
Недеяние |
||
Содержание |
Форма |
||
Пространство |
Время |
Системность / Целокупность |
|
Энергия |
Информация |
||
Дробное |
Целое |
Целостность |
|
Неживое |
Живое |
||
Частное |
Общее |
||
Пустое |
Полное |
||
Индивидуальное |
Коллективное |
||
Дискретное |
Непрерывное |
Протяженность |
|
Изменчивое |
Неизменное |
Изменчивость |
|
Нестабильное |
Стабильное |
||
Неуравновешенное |
Уравновешенное |
||
Изменение |
Сохранение |
||
Хаос |
Порядок |
||
Различное |
Тождественное |
Противоречивость |
|
Противоречивое |
Непротиворечивое |
||
Они |
Мы |
||
Объективное |
Субъективное |
Локализация и Направленность |
|
Внешнее |
Внутреннее |
||
Экстравертированное |
Интравертированное |
||
Периферийное |
Центральное |
||
Движение |
Покой |
Активность |
|
Пассивное |
Активное |
||
Возбуждение |
Торможение |
||
Процесс |
Результат |
||
Реактивное |
Проактивное |
Влияние / Субъектность |
|
Объект |
Субъект |
||
Подвергаемое воздействию |
Воздействующее |
||
Непроизвольное |
Произвольное |
||
Необходимость |
Свобода |
Детерминизм и закономерности |
|
Свобода |
Ответственность |
||
Закономерность |
Случайность |
||
Следствие |
Причина |
||
Зависимость |
Независимость |
||
Дифференциация |
Интеграция |
Взаимодействие |
|
Отражение |
Регуляция |
||
Разрушение |
Созидание |
||
Отталкивание |
Притяжение |
||
Открытое |
Закрытое |
Открытость / готовность к взаимодействию |
|
Проницаемое |
Непроницаемое |
||
Количество |
Качество |
Мера |
|
Единичное |
Множественное |
||
Конечное |
Начальное |
Время Периодичность |
|
Одновременное |
Последовательное |
||
Нерегулярность |
Регулярность |
||
Осознанность |
Неосознанность |
Познание / Информация |
|
Анализ |
Синтез |
||
Определенное |
Неопределенное |
||
Постижимость |
Непостижимость |
||
Опосредованное |
Непосредственное |
Опосредованность |
|
Относительное |
Безотносительное |
Относительность |
|
Сильный |
Слабый |
Интенсивность |
|
Атрибуты |
Процессы переходов |
Атрибуты |
||
Материальное |
Идеализация |
Материализация, воплощение |
Идеальное |
|
Действительное |
? |
? |
Возможное |
|
Содержание |
Оформление |
Структурирование |
Форма |
|
Пространство |
? |
? |
Время |
|
Энергия |
? |
? |
Информация |
|
Дробное |
Интеграция |
Дифференциация |
Целое |
|
Частное |
Обобщение |
Конкретизация |
Общее |
|
Пустое |
Наполнение |
Опустошение |
Полное |
|
Индивидуальное |
? |
? |
Коллективное |
|
Дискретное |
Продолжение |
Прекращение |
Непрерывное |
|
Нестабильное |
Стабилизация, закрепление |
Дестабилизация, изменение |
Стабильное |
|
Различное |
Обобщение? |
Различение, анализ? |
Тождественное |
|
Противоречивое |
? |
? |
Непротиворечивое |
|
Внешнее |
Экстериоризация |
Интериоризация |
Внутреннее |
|
Периферийное |
Централизация |
Децентрализация |
Центральное |
|
Пассивное |
Возбуждение |
Торможение |
Активное |
|
Объектное Реактивное подвергаемое воздействию Непроизвольное |
Перенос фокуса взаимодействия на объекты меньшей общности |
Включение во взаимодействие с более широкой общностью |
Субъектное проактивное подвергающее Произвольное |
|
Объектное |
Отражение? |
Регуляция? |
Субъектное |
|
Закономерное |
Дестабилизация |
Стабилизация |
Случайное |
|
Отталкивание |
??? |
??? |
Притяжение |
|
Открытое Проницаемое |
??? |
??? |
Закрытое Непроницаемое |
|
Количественное |
Идеализация новых свойств - атрибутирование |
Материализация сущностных свойств |
Качественное |
|
Единичное |
Воспроизводство |
Спецификация ? |
Множественное |
|
Нерегулярность |
Воспроизводство |
«депроизводство»? |
Регулярность |
|
Одновременное |
Структурирование |
Деструктурирование |
Последовательное |
|
Постижимость |
??? |
??? |
Непостижимость |
|
Относительное |
Перенос точки зрения внутрь |
Перенос точки зрения во вне |
Безотносительное |
|
Прошлое |
Настоящее |
Будущее |
|||
Цель |
Средство |
Результат |
|||
Хочу |
Могу |
Надо |
|||
Тело |
Душа |
Дух |
|||
Объект |
Субъект |
Предмет |
|||
Пространство |
Время |
Энергия |
Информация |
Субстрат |
|
Природа |
Человек |
Общество |
Техника |
Знаковая система |
|
Биологическое |
Психологическое |
Социальное |
Культурное |
Духовное |
|
Индивид |
Индивидуальность |
Личность |
Субъект деятельности |
Человек |
|
Процесс |
Состояние |
Свойство |
Явление |
||
Игра |
Познание |
Общение |
Деятельность |
Активность |
|
Активность |
Поведение |
Деятельность |
Работа |
Труд |
|
Анализ |
Синтез |
Обобщение |
Абстрагирование |
Конкретизация |
|
Ид |
Эго |
Суперэго |
Личность |
||
Аффективное |
Когнитивное |
Поведенческое |
|||
Воздействие |
Взаимодействие |
ВзаимоСОдействие |
Недеяние |
(Обратная связь) |
|
Онтология |
Аксиология |
Социология |
Диалектика |
Гносеология |
|
Итогом самостоятельных поисков стала постановка ряда ключевых вопросов, без ответов на которые дальнейшее продвижение было бы невозможно.
С помощью каких категорий можно описать любое явление Бытия?
Как отделить первостепенные категории от вторичных и подчиненных?
В каких отношениях и соотношениях находятся категории?
На каких принципах основывается построение системы категорий?
Часть 2. Теоретические возможности
Категория - древнегреческое слово, означающее указание, высказывание. Категории диалектики - это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления. Категории диалектики - это ступени, узловые пункты познания мира, в которых отражаются взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления.
Данные категории нельзя в полной мере назвать диалектическими, поскольку Аристотель не во всех случаях подчеркивал их взаимосвязь, дополнительность и противоположность. Однако в одиннадцатой главе он закладывает основы именно диалектической логики, подчеркивая, необходимость наличия противоположностей: «Благу необходимо противоположно зло, здоровью противоположна болезнь, мужеству - трусость».
Для Аристотеля «ясно также, что по природе противоположности относятся к тому, что тождественно или по виду, или по роду: болезнь и здоровье находятся по природе в теле животного, белизна и чернота - просто в теле, а справедливость и несправедливость - в душе человека». А это уже прямой выход на гегелевскую синтетическую категорию.
Кант критикует Аристотеля за бессистемность. «Отыскать эти основные понятия, говорит Кант, было достойно такого проницательного мыслителя, как Аристотель. Но так как у него не было никакого принципа, то он подхватывал их по мере того, как они попадались ему, и набрал сначала десять понятий, которые назвал категориями. Затем ему показалось, что он нашел еще пять таких понятий, которые он добавил к предыдущим под названием постпредикаментов. Однако его таблица все еще оставалась недостаточной. Кроме того, в нее включены также некоторые модусы чистой чувственности (quando, ubi, situs, а также prius, simul) и даже один эмпирический (motus), которые вовсе не принадлежат к этой родословной рассудка, к тому же в ней среди первоначальных понятий перечислены также некоторые производные (actio, passio), а некоторые из первоначальных понятий не указаны вовсе».
Я же, в свою очередь, хочу оправдать Аристотеля, перед выдающимся немецким классиком. Моя «аристотелеодицея» сводится к двум пунктам:
Аристотель заложил основы диалектического построения системы категорий, хотя сам ими и не воспользовался и
Сам Кант использует ту же самую стратегию выделения категорий, анализируя возможные суждения о предметах.
Итак, анализируя и обобщая суждения о предметах и возводя отдельные определения и признаки в ранг категорий, Аристотель предпринимает первую, метафизическую попытку выявить и описать предельные основания бытия. Однако, остается непонятным насколько этот перечень категорий ПОЛНЫЙ, все ли категории правильно выделены и как они связаны между собой.
О логической функции рассудка в суждениях |
О чистых рассудочных понятия синтеза |
||
1. Количество |
2. Количества: |
||
Общие |
Единство |
||
Частные |
Множественность |
||
Единичные |
Целокупность |
||
2. Качество |
1. Качества |
||
Утвердительные |
Реальность |
||
Отрицательные |
Отрицание |
||
Бесконечные |
Ограничение |
||
3. Отношение |
3. Отношения |
||
Категорические |
Присущность substantia |
Самостоятельное существование accidens |
|
Гипотетические |
Причинность, причина |
Зависимость, действие |
|
Разделительные |
Общение (взаимодействие между действующим и подвергающимся действию) |
||
4. Модальность |
4. Модальности |
||
Проблематические |
Возможность |
Невозможность |
|
Ассерторические |
Существование |
Несуществование |
|
Аподиктические |
Необходимость |
Случайность |
|
Гегель начинает с выделения трех сторон логического: а) аб-страктной, пли рассудочной, b) диалектической, или отрицательно-разумной, c) спекулятивной, или положи-тельно-разумной,
а) Мышление как рассудок не идет дальше неподвиж-ной определенности и отличия последней от других определенностей; такую ограниченную абстракцию это мышление считает обладающей самостоятельным существова-нием.
b) Диалектический момент есть снятие такими конеч-ными определениями самих себя и их переход в свою про-тивоположность.
с) Спекулятивное, или положительно-разумное, пости-гает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе.
Логика распадается на три части.
I. Учение о бытии.
II. Учение о сущности.
III. Учение о понятии и идее.
Таким образом, она содержит учение о мысли:
В ее непосредственности -- о понятии в себе.
В ее рефлексии, и опосредствовании -- о для-себя-бытии и видимости (Schein) понятия.
В ее возвращении в самое себя и о ее развитом у-себя-бытии -- о понятии в себе и для себя.
Принципы построения
Можно выделить четыре принципа построения системы Гегеля;
Продвижение от абстрактного к конкретному
Группировка категорий по этапам познания
Единство противоположных категорий в третьей синтетической
Совпадение логической последовательности категорий с исторической последовательностью их открытия
Другими словами, стратегию Гегеля можно охарактеризовать, как переплетение и синтез абстрактно-индивидуального познания с конкретно-историческим.
Структура категориальной системы
БЫТИЕ |
|||
Качество |
Количество |
Мера |
|
СУЩНОСТЬ |
|||
Существование |
Явление |
Действительность |
|
ПОНЯТИЕ |
|||
Субъективное понятие |
Объект |
Идея |
|
Графическая структура категориальной системы Гегеля
Система категорий бытия
|
Тезисная категория |
Антитезисная категория |
Синтетическая категория |
|||
БЫТИЕ |
Качество (Определенность) |
Чистое Бытие |
Ничто |
Становление |
||
|
|
Возникновение |
Прехождение |
Наличное Бытие |
||
|
|
Нечто |
Иное |
Для-себя-бытие |
||
|
|
Одно |
Многое |
Количество |
||
|
Количество |
Чистое |
Дискретность |
Непрерывность |
Ограничение |
|
|
|
Определенное |
Единица (= одно + единое) |
Множество |
Величина |
|
|
|
Единство (квант) |
Численность |
Число |
||
|
|
Экстенсивная величина |
Интенсивная величина |
Порядок (градус) |
||
|
|
Кол отн-я |
Прямо пропорциональное отношение |
Обратно пропорциональное отношение |
Степенное отношение |
|
|
Мера |
Специфическая мера |
Реальная мера |
Абсолютная неразличенность |
||
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |