7. философия эпохи Возрождения
Философия эпохи Возрождения (от франц. - возрождение, ренессанс) охватывает период с ХIV в. по 1 первую половину XVII в. В это время в Западной Европе происходил переход от средневековья к Новому времени, зарождались капиталистические отношения и складывались национальные государства. Наряду с этим возникает городская светская культура, связанная, во-первых, с возрождением интереса к античной культуре и, во-вторых, с зарождением новой культуры западно-европейских народов.
Эпоха Возрождения не оставила великих философских систем, однако она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму и заложила основу философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок. Характерные черты фило эпохи Возр, делающие ее своеобразным периодом в развитии европейской философии и отличающие от философии Средневековья и Нового времени: Во-первых, ренессансная философия перестает быть служанкой теологии, освобождается от церковного влияния и приобретает светское содержание, мирно сосуществуя с религией. Во-вторых, она отрицает “книжную мудрость” и схоластические словопрения на основе исследования самой природы, что проявляется в ее теснейшей связи с современным ей естествознанием и великими географическими открытиями. В-третьих, ей присущ ярко выраженный антропоцентризм, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, утверждающий в процессе творческой деятельности свою индивидуальность и независимость.
В эволюции философии эпохи Возрождения можно выделить четыре основ этапа:
- гуманистический (XIV - сер. XV вв.) - Данте Алигьери, Ф.Петрарка, Л. Валла;
- неоплатонический (сер.XV - первая пол. XVII вв.) - Н.Кузанский, М.Фичино
- натурфилософский (вторая пол.XVI - нач. XVII вв.) - Б.Телезио, Ф.Патрици, Д. Бруно, Т. Кампанелла;
- скептический (нач. XVII в.) - Эразм Роттердамский, Мишель Монтень.
Если в христианском мировоззрении на первом месте стоял Бог, а затем лишь человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а потом говорили о Боге.
Человек обожествляется в философии гуманизма, провозглашается существом «скорее божественным, чем человеческим», атрибуты божества присваиваются его уму и деяниям.
Итак, культура Возрождения, не будучи в состоянии создать истинно новую систему, впадает в скепсис. Скептическое мировоззрение явилось последним словом философии Возрождения.
Представители эмпиризма, будучи приверженцами экспериментально-опытных наук и опираясь больше на конкретные достижения тогдашней физики, химии, ботаники, зоологии, находившихся в основном на стадии собирания и обобщения довольно ограниченного материала, возводили в ранг всеобщего философского метода индуктивный метод. Они считали, что знание происходит из чувственного опыта, непосредственного наблюдения и эксперимента. Истины всеобщие и необходимые происходят только из опыта, а не из интеллекта.
Представители рационализма, являясь также творцами новой математики и теоретического естествознания, превозносили и абсолютизировали логическое мышление с его дедуктивно-математическим методом. Они стремились сделать его всеобщим методом философского и научного исследования. Источник всеобщности и необходимости математических истин выводился из самого ума: а) либо из понятий, врожденных уму (Декарт), б) либо из врожденных интеллектуальных потенций (Лейбниц). Таким образом, оба эти направления абсолютизировали одну из сторон познавательного процесса.
9. Философия Просвещения
XVIII век в истории европейской мысли справедливо называют эпохой Просвещения. В рамках этого направления была поставлена задача и предприняты решительные шаги «просветить» народные массы и таким образом очистить сознание людей от предрассудков, которые мешали освободиться от устаревших феодальных порядков и накопившихся мерзостей. Просвещение было направлено против церкви и христианства как идеологии, охранительной по отношению к феодализму. Его философско-теоретической основой стали деизм и материализм.
Философия Просвещения зарождается в Англии, где под влиянием почерпнутого из учения Локка положения, что всякое познание возникает из ощущений, ньютоновское учение о тяготении перетолковывается в чисто механическое мировоззрение. Основными лозунгами Просвещения были наука и прогресс. При этом просветители обращаются не просто к разуму, как это было раньше, а к научному разуму, который опирается на опыт и эксперимент и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных гипотез. Вера в мощь человеческого разума, в его безграничные возможности, а также в прогресс наук, создающих условия для экономического и социального благополучия, - таков пафос эпохи Просвещения.
Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Лондона и Парижа. Оно становится предметом широкого обсуждения среди литераторов и самих ученых, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Социальной основой новых идей явилось то, что они выражали интересы поднимающейся буржуазии, стремящейся к установлению своей политической власти.
Ядром философии Просвещения является культ свободы. С ним связаны возникновение новых ценностных ориентаций, утверждение естественных, неотчуждаемых прав личности и становление правовой демократии. Одновременно просветительская философия выступала обоснованием нового деспотизма, облеченного в тогу диктатуры разума. Ее представители исходили из того, что они вправе исправлять сознание другого человека, «переделывать» его в соответствии с универсальными нормами разума и вести людей к всеобщему счастью, совершенно не интересуясь их мнениями и предпочтениями. Все это выливалось в требование полного реформирования нравов, государства и общества.
Просветители верили в возможность морального совершенствования человека и в преобразование общественной жизни на разумных началах. Исходя из противопоставления «естественного» и «цивилизованного» состояния человека, они полагали, что в подлинно цивилизованном обществе «естественный» человек становится одновременно и цивилизованным. Этот процесс они относили к будущему, когда рухнут все препятствия на пути развития культуры и восторжествует «царство разума».
Огромное значение Просвещения в истории западноевропейского общества состояло в том, что оно поставило ряд вопросов, в которых приобрели конкретизацию основные мировоззренческие проблемы философии Нового времени: об овладении стихийными силами природы, о разумном преобразовании общества, об устранении конфликта между личностью и обществом.
11. Марксистская философия
Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй половины XIX и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксисткой по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою «специализацию», особый круг рассматриваемых проблем.
Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии стали труды Маркса «Тезисы о Фейербахе», «Нищета философии», а также совместные с Энгельсом работы «Святое семейство» и «Немецкая идеология». К зрелым марксистским философским работам можно отнести «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Энгельса.
Этапы марксисткой философии -1 характеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и революционного демократизма к диалектическому и историческому материализму (с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в.). На 2 этапе осуществляется дальнейшее развитие марксисткой философии, расширение круга рассматриваемых проблем и уточнение отдельных положений. Для 3 этапа характерно прежде всего распространение марксисткой философии в различных национальных культурах. 4 этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксисткой философии в СССР, где философия являлась официальной и имела апологетический характер. Пятый этап развития марксисткой философии в России начался с 1991 г., когда она перестала быть государственной, но продолжает оставаться действенной основой для выдвижения новых философских идей.
Марксистская философия формируется и развивается как единый закономерный процесс - процесс диалектико-материалистического понимания природы, общества и человеческого познания. Она возникла и развивалась в неразрывной связи с практикой революционной борьбы рабочего класса, являясь философией рабочего класса. В ее задачу входило быть духовным оружием освобождения рабочего класса и всех трудящихся от эксплуатации и духовным средством построения коммунизма.
Эта философия базировалась на науке и стремилась сама быть наукой. Она претендовала на установление нового взаимоотношения между философией и наукой, всеобщим и частнонаучным знанием, преодолевая крайности натурфилософии (философия есть наука всех наук) и позитивизма (наука сама себе философия).
Диалектика глубоко пронизывает все мировоззрение марксизма, являясь его душой. Ее органическое соединение с материализмом стало исторической необходимостью для обеспечения прогресса научного знания и решения назревших социальных проблем.
До возникновения марксизма господствовал идеалистический взгляд на общество и его историю. Открытие Марксом материалистического понимания истории устранило коренные недостатки прежних общественных теорий,: идеализм в поним общественной жизни,натурализм в понимании общества и абсолютизация личности в истории.
12. Русская философия
Русская философия является важнейшей составной частью мировой философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII в. Сегодня русская философия представляет собой многообразие течений, школ, учений, для которых характерен повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека и общества.
Русская философия является важным компонентом мировой философии. Наряду с общими, она имеет также специфические черты, вытекающие из своеобразия развития русской культуры
Другой особенностью русской философии является то, что она развивалась долгое время в рамках религиозной формы общественного сознания, исключавшей существование нерелигиозных воззрений. Именно православное направление было всегда ведущим, определяющим в деле формирования оригинальных подходов и решений вопросов бытия и познания. Тесная связь философии с православием проявилась в том, что ряд видных русских мыслителей посвятил свое творчество разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения в его православном варианте.
В-третьих, русская философия всегда была тесно связана с жизнью, имела социальную направленность и определенную историософичность. Они много внимания уделяли вопросам развития истории, ее смысла, размышляли о судьбе России в контексте решения проблемы соотношения Востока и Запада, которая явилась фоном многих историософских исследований.
В-4 в отличие от представителей немецкой классической философии, русские мыслители осознавали недостаточность слишком отвлеченного мышления и рассматривали философию как средство решения коренных проблем человеческого бытия.
В-5, для русской философии характерна идея соборности. Соборность в рамках православия означала сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям.
В-6, к основным чертам русской философии относятся также ее несистематичность, некоторая недооценка рационалистических конструкций.
Основные этапы развития: 1) становление философии (X-XVII вв.);2) обособление философии от религии и формирование социального института (XVIII- сер. XIX вв.); 3) начало создания оригинальных философских учений (сер. XIX-начало XX вв.); 4) советский период (1917-1991 г.);5) возрождение русской национальной философии(с 1991)
Значение первого этапа в истории русской философии весьма велико. Прежде всего в его рамках создавались определенные идеи и формировался категориальный аппарат. Здесь сформировались три основных потока отечественной философской мысли: религиозный, нравственный и историософский.
19. Сознание, самосознание
Сознание предполагает выделение себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру ,то выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.. Самосознание есть определенная форма сознания. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Самосознание можно определить как осознание, оценку человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения.
Формирование самосознания человека начинается не с осознания им самого себя как личности, противопоставленной природе и родовому коллективу. Процессу формирования осознания человеком самого себя как разумной личности предшествовал процесс формирования осознания родом самого себя как единого целого. Процесс оформления родового самосознания служил одним из условий и предпосылок возникновения личного самосознания. Первоначально выделял себя и противопоставлял окружающему миру, другим людям не отдельный человек, а род.
Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида. Оно возникает в процессе общения; в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект.
Фомы самосознания: 1) самочувствие, элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей, 2) осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, к культуре, 3) возникновение сознания как «Я» совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого.
Самосознание является высшей формой сознательного отношения человека. Выделив себя из объективного мира и противополагая себя ему, человек осознает себя как личность.
Но оно постоянно проверяется, корректируется и развивается в ходе включения человека в систему меняющихся отношений. Основная функция и жизненный смысл самосознания состоит в необходимости саморегулирования поведения и деятельности человека в системе общественных отношений, в отношении с другими людьми, с обществом в целом.
Теория познания или гносеология (от греч. - знание и - слово, учение)- это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
Теория познания занимается поисками предельных оснований знания, которые не являются чем-то общепризнанным и непосредственно очевидным. Поэтому теория познания всегда выступает в виде наличия различных концепций: материалистических и идеалистических, эмпирических и рационалистических, скептических и догматических и т. д. Теория познания от специальных теорий отличается тем, что она ориентирована на поиски всеобщих оснований знания. В ней важен не только результат, но и ведущий к нему путь, способ обоснования этого результата. В развитии теории познания можно выделить следующие основные этапы: 1)Античная философия, когда возникла теория познания, выступая в виде критического обсуждения условий получения истинного знания. Центральной проблемой здесь является отношение знания и мнения, истины и заблуждения; 2) Теория познания Нового времени, эпохи Просвещения (17-18вв.), когда в центре стояло обсуждение вопроса об источнике познания, о научном методе познания, о связи «Я» и внешнего мира, «внешнего» и «внутреннего» опыта, первичных и вторичных качеств; 3)Теория познания немецкой классической философии, где большое внимание уделяется субъекту познания, его творческой активности; 4)марксистская теория познания, критически ассимилирующая достижения классической немецкой философии и главное внимание уделяющая роли практики в познании; 5) Современные неклассические теории познания, в которых осуществляется пересмотр таких традиционных гносеологических проблем, как соотношение субъекта и объекта, проблемы истины.
Познание включает три звена: 1)объект познания, 2)субъект познания, 3)процесс их взаимодействия. Познание - это процесс взаимодействия между субъектом и объектом, результатом которого выступает знание. В самом общем виде субъектом познания выступает тот, кто познает, человек, наделенным сознанием и обладающий знанием. В созерцательном материализме в качестве субъекта выступает отдельный индивид, который пассивно отражает воздействие внешнего мира. В качестве объекта выступает весь мир. В идеализме под субъектом понимается сознание. Так субъективный идеалист Фихте сводит субъекта познания к человеческому сознанию, которое выступает некоей субстанцией, творящей внешний мир или объект. Объективный идеалист Гегель допускает существование мышления вне человека. Существует внечеловеческий субъект, в качестве которого выступает мировой разум. В марксистской философии в качестве субъекта выступает общественный человек, социальные группы и все человечество. При этом подчеркивается активность субъекта в познании. В качестве объекта понимается та сторона реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. В связи с этим не следует смешивать понятия «объект» и «объективная реальность». В основе взаимодействия субъекта и объекта лежит практика.
Под практикой понимается целенаправленная предметно-чувственная деятельность людей по преобразованию материальных систем. Важнейшими чертами практики являются: целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем. Практика имеет конкретно-исторический характер, изменяясь в ходе истории. Практика является общественно-историческим, непрерывным процессом, в котором в качестве субъекта выступают сменяющие друг друга поколения людей.
22.23 24. Основные уровни и формы познания
Длительное время в гносеологии противостояли друг другу две концепции: эмпиризм и рационализм, которые расходились в признании источников истинного знания и оценке эффективности существующих форм познания. Эмпирики (Бэкон, Локк, Гоббс) считали, что в основе познания лежит опыт, а чувственные формы являются определяющими в получении научного знания. Недостатком эмпиризма была недооценка роли логического мышления. Близким к эмпиризму является сенсуализм, отводивший логическим формам лишь роль упорядочивания эмпирического материала. Так, Локк считал, что в знании нет ничего кроме чувственного опыта. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) ставили разум, логическое мышление выше чувств. Они считали, что органы чувств дают лишь поверхностное и иллюзорное знание и подлинную научную истину можно установить лишь на основе строгого логического анализа. Эмпиризм и рационализм являются крайностями в гносеологии, возникшими на основе одностороннего и ложного противопоставления в познании чувства и разума.
В реальном познавательном процессе можно выделить два уровня, две ступени познания: 1) чувственный и 2) рациональный. Уяснение сущности перехода от чувственного познания к логическому мышлению является камнем преткновения для всех метафизически мыслящих философов. На субъективно-идеалистической основе принцип единства этих ступеней познания разрабатывал Кант, а на объективно-идеалистической Гегель. С диалектико-материалистических позиций эта проблема решалась К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые процесс познания рассматривали как сложный многогранный процесс отражения действительности. Общее движение процесса познания резюмируется в ленинской формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике…» В основе живого созерцания лежит чувственное познание, включающее такие формы как: а)ощущения, б)восприятия, в)представления.
Предметы и явления окружающего мира воздействуют прежде всего на органы чувств человека (вкуса, зрения, обоняния, осязания, слуха). Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих как раздражители на наши органы чувств, а также процессов, происходящих внутри организма (например, пищеварения, сокращения мускулов, выделений) и фиксируют отдельные стороны предметов. Ощущения являются образами, отражениями, копиями или своего рода снимками свойств предметов и явлений объективного мира. Являясь субъективными образами объективного мира, не могут существовать вне конкретной исторической личности со всеми индивидуальными особенностями ее анатомо-физиологической организации, психического склада, опыта, интересов и склонностей, накладывающих свой отпечаток и на ощущения. Ощущения человека содержат в себе в идеальной форме то, что реально находится вне ощущений, в окружающем мире.
Восприятием является целостный чувственный образ, который мы получаем от того или иного объекта, когда одновременно работают несколько органов чувств. Представлением называется чувственный образ, который возникает в нашем сознании в отсутствии того или иного объекта, когда мы вспоминаем об этом объекте. Мы легко можем представить себе своих родных, своих друзей. В представлении мы имеет обобщенный чувственный образ объекта, не связанный непосредственно с его восприятием.
В отличие от чувственных форм логические средства познания не обязательно должны сопровождаться чувственными образами. Элементарными формами логического отражения являются: а)понятия б)суждения в)умозаключения
Понятие - это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (например: человек, дерево, дом, молекула, клетка и т.д.). Если в восприятии мы отражаем внешний облик данного человека, а в представлении - типичный облик человека с характерными для него внешними признаками (прямой походкой, руками, ногами, головой и т.п.), то в понятии о человеке мы не ограничиваемся отражением этих признаков, а раскрываем его более глубокие, существенные признаки. Содержанием понятия «человек» охватываются его существенные признаки: человек выступает как общественное существо, способное производить орудия труда, использовать их в своем воздействии на окружающий мир и обладающее сложноорганизованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. Понятия отличаются от форм чувственного познания по способу образования и выражения, а также по своим познавательным возможностям. С помощью понятий человек проникает в то, что недоступно ощущениям, восприятиям и представлениям. Человек не может, например, воспринимать скорость света, строение атома, работу мозга, но он может отразить все эти явления с помощью понятий. Будучи не в состоянии непосредственно воспринимать эти явления, он может понять их.
Понятия не существуют в голове человека изолированно друг от друга. Чтобы отразить связь и взаимозависимость явлений, понятия должны быть связаны между собой. Они возникают и существуют лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить - это значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами. Суждения это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем либо. В человеческой речи суждение выражается в виде предложения. По отношению к действительности суждения оцениваются как истинные или как ложные, т.е. соответствуют ей или не соответствуют, что устанавливается в конечном счете в практической деятельности людей. К тому или иному суждению человек может прийти или путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, или опосредованным путем - с помощью умозаключения. Умозаключение - это процесс мышления, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение. Таким образом, если суждение представляет собой определенную взаимосвязь понятий, то умозаключение - это получение новых суждений на основе уже имеющихся. В отличие от чувственных форм логические средства познания не обязательно должны сопровождаться чувственными образами. Правда, в понятии как бы в свернутом виде содержится образ предмета.
25. Проблема истины в философии
Проблема истины является ведущей в теории познания. От того как она понимается зависит зачастую и жизненная позиция человека. Имеются различные трактовки истины. В классической гносеологии главным являлось понимание истины как соответствия знаний действительности. Истина - это соответствие, адекватность наших знаний содержанию объекта познания. Это соответствие имеет следующие главные характеристики. Во-первых, это - объективность истины как такой части знания, содержание которой от нас не зависит. Она существует потому, что существует объективный материальный мир, который в ней отражается, а отражение предполагает сходство с оригиналом. Это независящее от нас содержание наших знаний и есть о б ъ е к т и в н а я истина. Во-вторых, по своей форме истина всегда субъективна, так как при взаимодействии субъекта и объекта всегда участвует сознание, определяя форму восприятия. На чувственной ступени познания эта форма определяется предысторией человека и особенностями биохимических и физиологических процессов. На уровне абстрактного мышления субъективность проявляется в зависимости от того, какие знаковые системы мы используем и при каких условиях осуществляется познание. В-третьих, это - абсолютность истины как той части знания, которая не может быть опровергнута дальнейшим развитием познания. В-четвертых, это - относительность истины как приблизительное, верное лишь при определенных условиях знание.
Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта и поэтому в ней отражается единство объективного и субъективного моментов познавательного процесса.
Достижение объективной истины является целью познавательной деятельности. Под объективной истиной понимают такое содержание наших знаний, которое целиком и полностью обусловлено объектом, не зависит ни от человека, ни от человечества. Под абсолютной истиной понимается знание полностью, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отражаемым объектом. Однако достижение такой истины в процессе познания является скорее идеалом, чем реальным результатом. Обычно приходится довольствоваться относительными истинами. Под относительной истиной понимается такое знание, которое частично, неполно соответствует объекту познания. Относительная истина уточняется и дополняется в ходе познания и она выступает как знание, подлежащее изменению. В реальном процессе познания абсолютная и относительная истины, хотя и противостоят друг другу, но в то же время взаимосвязаны. Путь к абсолютной истине лежит через уточнение и обогащение относительных истин.
наиболее надежным критерием истины, способствующим отграничению ее от заблуждения, является практика. Вместе с тем нельзя абсолютизировать практическую деятельность, поскольку она имеет не абсолютный, а конкретно-исторический характер. Поэтому можно сказать, что критерием истины является практика, взятая в ее историческом развитии.
28. Теории возникновения человека
В глубокой древности возникли 3 основные версии возникновения человека: 1) люди сотворены богами, 2) люди сотворены пришельцами из космоса, 3) люди появились в ходе биологической эволюции. Две первые теории не разделяются учеными-специалистами в области антропогенеза и считаются вненаучными.
Первые мифы о сотворении человека из земли появились у народов Передней Азии примерно 10-11 тысяч лет назад. Так, в аккадских сказаниях боги лепят людей парами из глины, а затем через пуповину вселяют в них жизнь. В Библии говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Книга Бытия). По библейскому сказанию, Адам - первый человек и отец рода человеческого, проживший 930 лет. В отдельных мифах содержится зародыш эволюционного подхода к объяснению появления человека на земле. Так, люди из индийского племени джайвате полагали, что они происходят от бога - обезьяны Ханумана. В качестве доказательства они указывали на то, что у их князей якобы сохранялись более длинные позвоночники с отростками, похожими на хвост, с которым обычно изображался Хануман - герой эпической мифологии «Рамаяна». Согласно некоторым мифам, процесс превращения обезьян в человека происходил не сразу, а в течение нескольких поколений.. У ряда племен Малаккского полуострова в Юго-Восточной Азии сохранились предания о том, что они потомки белых обезьян, которые жили в горах, но однажды послали своих детенышей вниз, в долину, где и произошел процесс превращения обезьян в людей.
Сторонники внеземного происхождения человека утверждают, что он является созданием пришельцев из космоса. Они якобы посетили нашу Землю в глубокой древности и оставили вот такую «визитку». Этот подход называют иногда палеовизит. Такого рода гипотезы реального подтверждения не имеют.
В Х1Х в., особенно после создания Ч.Дарвиным эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Нам она известна в марксистском варианте, хотя и не сводится к ней. Все сторонники этой концепции считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий труда, способствовал формированию человека, изменению его руки и мозга. Таким образом, 1) орудийная деятельность, 2) сплочение в общество, 3) речь и мышление считаются решающими факторами превращения обезьяны в человека. Затем добавились регулирование брачных отношений, нравственность и др.
Основные принципы марксистской концепции антропосоциогенеза изложены в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Он творчески развил применительно к процессу возникновения человека содержащуюся в «Капитале» идею К. Маркса о том, что социальное значение труда не ограничивается преобразованием внешней природы, но обусловливает также изменение самого человека и всей системы взаимоотношений людей. Формулируя трудовую теорию происхождения человека, Ф. Энгельс не ограничился, однако, чисто социальными факторами развития. В анализе проблемы происхождения человека он искал связующие, промежуточные звенья между различными формами движения материи. В частности, в антропогенезе он стремился проследить переходы биологической формы движения в новую, социальную форму.
Признавая естественно-историческое происхождение человека, Ф.Энгельс вместе с тем доказывал, что человек качественно отличается от животных, поскольку обладает специфическими, только ему присущими признаками и свойствами. Подчеркивая роль труда в возникновении человека, он не отменяет дарвиновскую теорию антропогенеза, а, наоборот, раскрывает ее, дополняет на всех этапах, но, главным образом, на заключительном этапе, когда совершается переход от животного к человеку.
Концепция естественного отбора Дарвина и трудовая теория Энгельса не исключают, а дополняют друг друга: первая объясняет смысл начальной стадии антропогенеза, вторая - его заключительной стадии. С точки зрения марксизма связующим звеном антропосоциогенеза выступает не идеалистическое «чудо» творения и не естественный отбор, а труд. Причем труд есть процесс изменения не только внешней природы, но и внутренней природы человека.
30. Понятие общества
Первоначальное понимание общества, выработанное в обыденном сознании и затем перенесенное в философию и науку, гласило: общество есть совокупность людей. Действительно, без людей не может быть общества, поскольку именно люди образуют ядро общества. Вместе с тем это определение не указывает на связи и отношения, которые соединяют людей в единую целостную систему. Научное понимание общества обычно связывают с возникновением социологии, которая долгое время развивалась в рамках философии. В Х1Х в. сначала социалисты, а затем социологи стали изучать общество в качестве особой реальности. Оперируя понятием «общество», исследователи открывали особый аспект реальности - общественное, социальное бытие, не совпадающее с природным бытием и не сводимое к конкретным видам бытия человека и его природного мира. Лат. слово «социо»-соединять, объединять, затевать совместный труд
Человеческое общество - это высшая ступень развития материального мира, относительно независимое от природы духовно-материальное образование, способом существования которого является производство социальных и природных условий жизни человека.
основные теоретические модели общества, основывающиеся на различном понимании природы человеческого общества:
Договорная теория общества, признаки теории: натурализм в понимании человека и его общественной жизни, идеализм, механицизм, абсолютизация личностного начала и роли разума в общественной жизни. В ней на передний план вышла государственная составляющая общественной жизни. В то же время договорная теория общества имела свое историческое оправдание как первая теоретическая модель, расчищающая путь для научного постижения общества.
Натуралистическая модель общества, Общество, по мнению представителей этой теории, является естественно возникшим образованием, появившимся помимо воли человека. Поскольку общество представлялось по аналогии с организмом, то его сущность выяснялась, исходя из строения и функций организма., исследователи сравнивали мозг с правительством,кровеносные сосуды с путями сообщения,кровяные шарики с деньгами..
В середине Х1Х в. сформировалось материалистическое понимание общества и его истории, создателями которого были К.Маркс и Ф.Энгельс. Главным принципом являлось положение, что не сознание людей определяет их бытие, а общественное бытие определяет их сознание. Суть материалистического понимания общества составляет положение о способе производства, который складывается объективно. Идеалом и целью истории марксисты провозглашали коммунизм как некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ассоциация тружеников.
К. Маркс показал, что общество как специфическое образование отличается от природы: 1) по способу существования (производство материальное и духовное); 2) по содержанию (люди и созданный ими предметный мир); 3) по наличию в обществе духовных компонентов; 4)по наличию социальных закономерностей.
31. Основные сферы жизни общества
Под сферой общества понимают определенную его часть, объективно существующую, структурно оформленную и связанную с другими частями. В качестве основных сфер жизни общества можно выделить:
а) экономическую б) социальную в) политическую г) духовную
Широкими подсистемами являются материальная и духовная сферы. Материальная или экономическая сфера включает в себя проявление материально-производственной деятельности людей,процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности людей: классы, социальные группы, нации и т.д., а также их взаимодействие. Политическая включает политическое сознание, политические отношения, политические организации и институты. Функционирование политической сферы связано с решением вопроса о власти. Духовная сфера - это результат развития духовного производства, воспитания, образования…
Все сферы общества взаимосвязаны между собой.
Функции общества:Внутренние отношения - способ бытия общества, выражающийся в непрерывно идущей перестройке его собственных характеристик. Внешние отношения - способ бытия общества, выражающийся механизмом его связи со средой.
Обеспечение жизнедеятельности общественного организма неразрывно связано с выполнением им внутренних функций. Они призваны перерабатывать входящие извне необходимые для социальной жизни природные компоненты, формировать общественные компоненты и включать их в функционирование общественной системы.
Главной задачей общества является быть основой целенаправленной деятельности людей, их жизнедеятельности. Это является общей универсальной функцией общества, которую можно назвать человекотворческой функцией. Благодаря ей происходит социализация индивида и выделение человека из природного мира. Второй функцией, с которой начинается общественное бытие человека, является та, которая осуществляется в труде, в производстве потребностей и их удовлетворении. Функционирование труда в качестве способа удовлетворения потребностей человека превращает природу в «неорганическое тело» человека. Этот процесс охвата природы разумной деятельностью человека, процесс создания свободы человека по отношению к силам природы, может быть охарактеризован как «свободнотворческая функция труда».
Специфическую роль играет в обществе его духовная сфера, основной функцией которой является духовное обслуживание материальной и духовно-практической жизни. Духовная деятельность общественного субъекта выполняет важные функции духовного обеспечения его преобразовательной деятельности. В разные эпохи эту функцию выполняли различные формы общественного сознания - мифология, религия, политика…
Жизнь тела - это материальная жизнь общества, а жизнь духа - это духовная жизнь общества. Хотя носителем духа является тело, однако это не означает, что тело возникло значительно раньше духа и может существовать без него, всегда является определяющим. Как не может быть общества бестелесного, так не может быть общества бездуховного. Дух и тело, а значит материальная жизнь и духовная жизнь являются важнейшими сторонами человеческого общества, его атрибутами, составляют тот фундамент, на котором происходит усвоение новых знаний и функционирование мировоззрения. Мировоззрение выполняет функцию обеспечения связи между духовной жизнью общества как процессом и общественным сознанием как идеальной системой.
Духовность - это свойство духа общества. Духовное - это проявление не только сознания, но и самосознания, самопереживания, самоощущение человека и общности.
Понятие «духовность» в сочинениях западных гуманистов заключает в себе неприятие западноевропейской техногенной цивилизации, западного образа жизни.
Таким образом, важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. В содержании ду ховной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Это связано с тем, что духовное или духовность присуще только человеку, оно выделяет и возвышает его над остальным миром. Духовная жизнь - это деятельность людей по производству, потреблению и передаче духовных ценностей.
Основными компонентами духовной жизни общества являются: духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, духовные отношения и духовное общение.
Основу духовной жизни общества как системы составляет духовная деятельность людей, которая является способом их существования, способом бытия. Специфика духовной деятельности заключается в том, что она представлена двумя видами: а) духовно-познавательной деятельностью и б) ценностно-ориентировочной деятельностью.
духовные потребности, на удовлетворение которых направлено духовное производство. Духовные потребности обладают следующими чертами: 1) они тесно связаны с сознанием, 2) их удовлетворение осуществляется, главным образом, в сфере свободного времени, 3) связь между субъектом и объектом духовных потребностей характеризуется бескорыстием, а процесс их удовлетворения практически безграничен, 4) они тесно связаны с социальными интересами и мировоззрением. Духовное потребление - это процесс удовлетворения духовных потребностей. В процессе духовного производства и духовного потребления люди вступают в определенные отношения, которые по своему характеру относятся к идеологическим общественным отношениям. Духовные отношения - это отношения между учителем и учеником, воспитателем и воспитуемым, пропагандистом и слушателем. Эти отношения могут существовать как в сознании, так и вне сознания. Духовное общение выступает формой обмена идеями, представлениями, чувствами. Обмен продуктами духовной деятельности, взаимное познание, взаимное влияние составляет основное содержание духовного общения. Оно осуществляется с помощью материальных посредников: языковых и неязыковых знаков, технических средств (радио, телевидение)
33. Понятие общественное сознание,структура
Общественное сознание - это совокупность идей, взглядов, теорий, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих общественное бытие. Оно существует в многообразных формах (политические и правовые взгляды, мораль, наука и философия, искусство и религия), является вторичным по отношению к нему и определяется им.
В гносеологическом аспекте структурные компоненты общественного сознания различаются главным образом по уровням, формам и способам отражения общественного бытия. Такими компонентами являются: 1) обыденное сознание и теоретическое сознание, 2) формы познания: эмпирическое и теоретическое. В социологическом аспекте структурными компонентами общественного сознания являются: 1) общественная психология и идеология, 2) индивидуальное и общественное сознание, 3) формы общественного сознания. При конкретно-историческом подходе к общественному сознанию можно выделить следующие типы сознания: 1) сознание первобытного общества, 2) сознание классово-антагонистических обществ, 3) бесклассовое коммунистическое общество.
Обыденное сознание возникает и развивается как стихийно, в процессе повседневной практической деятельности, так и сознательно, в результате воспитательной работы.
Оно включает а) эмпирические знания и приобретенный на протяжении исторической жизни людей опыт, б) круг представлений, чувств, эмоций, мыслей, стремлений, побуждений, возникших в результате отражения в сознании людей условий их трудовой деятельности и бытовых условий, т.е. общественную психологию.
Теоретическое сознание включает: а) научные знания в виде определенных понятий, гипотез, аксиом, теорий, законов, отражающих природу и общественную жизнь, б) общественную идеологию, отражающую общественное бытие через призму классовых интересов.
Характерные черты двух уровней общественного сознания, их связи можно раскрыть в процессе рассмотрения их основных компонентов: общественной психологии и общественной идеологии. Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, мыслей, побуждений, привычек, стихийно возникающих у людей на основе непосредственного, практического взаимодействия с обществом (эмпирического мышления и практического житейского опыта). Общественная идеология --это система взглядов, идей и принципов, которая выражает интересы определенных социальных групп или общества в целом. Она возникает на базе усложнения общественных отношений, с развитием абстрактного мышления, Она возникает не стихийно, а как продукт сознательной деятельности идеологов.
40. сущность глобальных проблем современности
Глобальные проблемы современности - это совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху.
В современной литературе выделяют три значения термина «глобальный»: 1) повсеместный, т.е. характерный для всей планеты, 2) масштабный, 3) общий, всеобщий.
Глобальность - это единый сплав пространственно-географического размаха, общечеловеческой значимости, всемирно-исторической актуальности, общепланетарной остроты и опасности, социоприродной и биосоциальной универсальности и совместимости.
В настоящее время существует два подхода к рассмотрению времени возникновения глобальных проблем. Представители первого подхода утверждают, что глобальные проблемы возникли в глубокой древности, отличаясь в различные эпохи. Уже в древнем обществе гибли отдельные социальные организмы, и даже цивилизации не только от стихийных бедствий, но и в результате неразумной производственной деятельности людей. При этом мерой глобальности рассматривается не всеземной масштаб (весь глобус), а степень угрозы тому или иному общественному организму - племени, роду, нации, цивилизации. Представители второго подхода относят возникновение глобальных проблем к середине ХХ столетия. Классификация глобальных проблем
Сегодня уже сотни проблем называют глобальными, поскольку с ними в той или иной мере сталкиваются все страны и они оказывают все возрастающее воздействие на жизнь всего мирового сообщества. Возникает настоятельная потребность в их систематизации, классификации и типологизации. Решение глобальных проблем немыслимо без их научной, логически стройной классификации. Именно классификация может помочь выделить существенные связи, установить приоритеты, способствовать боле глубокому пониманию и принятию практических решений. Первые попытки систематизации глобальных проблем были предприняты в начале 70-х годов и связаны, прежде всего с исследованиями, выполненными по заказу Римского клуба.
К 1 группе можно отнести следующие проблемы: а)предотвращение мировой ракетно-ядерной войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на нашей планете; б)установление нового международного экономического порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества; в)борьба за прогрессивные формы политической и экономической интеграции для углубления международного разделения труда и выравнивания уровней социально-экономического развития стран земного шара; г)управление развитием НТР, ее гуманистической направленностью, ликвидация антигуманных тенденций в науке и технике. Ко 2 группе глобальных проблем, связанных с оптимизацией, гармонизацией и гуманизацией отношений между обществом и природой относятся: а)предотвращение стихийных бедствий, в том числе антропогенного или смешанного происхождения (опустынивание, эрозия, засоление почв и т.д.); б) рациональное и экономное использование природных ресурсов (плодородных земель, пресных вод, полезных ископаемых, лесов, фауны и флоры и т.д.); в)управление ростом и качеством народонаселения; г) продовольственная проблема; г)защита окружающей природной среды и механизмы ее самовоспроизводства. К 3 группе относятся глобальные проблемы, связанные с демократизацией отношений общества и личности, ее освобождения и разностороннего развития, гарантий ее лучшего будущего: а)ликвидация эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства, реализация подлинного богатства человеческого общения; б)обеспечение сотен миллионов людей на всех континентах элементарными средствами существования, в первую очередь продовольствием; в)преодоление негативных тенденций урбанизации; г)ликвидация неграмотности и развитие образования с учетом быстрой инфляции знаний и взрыва информации; д)общественный контроль за средствами массовой коммуникации и массовой культуры; е) гарантии прав человека, прежде всего права на жизнь, на существование в здоровой среде.
три группы глобальных проблем современности: 1) общемировые, 2) общепланетарные и 3) общечеловеческие. Изложенная классификация носит весьма условный характер и ее нельзя абсолютизировать. Отнесение проблем к той или иной группе не может быть однозначным. Так, продовольственная проблема не сводится к производству продовольствия, но включает в себя и процесс распределения и потребления. Все это дает основание включать ее во все три группы, выделяя разные аспекты ее изучения. Следует также учитывать, что для разных стран, регионов и для мира в целом характерен свой реестр проблем, требующих первостепенного решения. Это обусловлено как естественными условиями, так и социально-экономическими и политическими причинами.
Философия - одна из древнейших и интереснейших областей человеческого знания. Первым духовным источником философии являются золотые россыпи народной мудрости. Это знание задолго до изобретения письменности было словесно организовано в форме пословиц, поговорок, легенд, былин, афоризмов и т.д. Умнейшие мужи древности резюмировали народную мудрость и некоторые из них, как Фалес, становились философами. Мифология была другим духовным источником философии. В процессе рационализации мифологии происходила трансформация ее образов в мифологии философии, т.е. неразвитых философских положений, формировалось логико-теоретическое мышление. Возникновение философии означало постепенный переход от мифов к самостоятельному, независимому от внешнего авторитета размышлению человека о мире, о человеческой судьбе. Третьим духовным источником философии оказалось возникающее научное знание. Оно способствовало развитию объективного и точного наблюдения явлений природы. Его влияние, в частности, сказалось на использовании в философии такого логического приема из области математики как доказательство выдвигаемых положений.
Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». в переводе с древнеиндийского языка этот термин означает «видение истины».
Философское понимание мира отличается обобщенным и целостным характером. Содержательным его ядром будет построение целостной картины мира и определение места человека в нем. Для обозначения этого ядра употребляется термин «мировоззрение».
Мировоззрение - это совокупность наиболее общих взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, программу его поведения, действия.
Мировоззрение имеет свою структуру. Одним из компонентов структуры является знание о мире и знание о себе. Оно может быть обыденным, научным, эмпирическим (опытным), теоретическим, техническим и т. д. Может быть полным или приблизительным. Таким образом, знание есть величина переменная.
Другим компонентом структуры мировоззрения являются ценности как эталон, на который можно ориентироваться в определении своего места в этом мире и своего назначения. Ценности выступают характеристикой полноценного бытия мира и человека. Это также переменная величина, ибо по реестру мировоззренческих ценностей проходят ценности в диапазоне от общечеловеческих до групповых и личных. Они могут быть подлинными и мнимыми. Третий компонент структуры мировоззрения представлен идеал. Идеал выступает как образец, прообраз совершенного отношения человека к миру, как высшая цель устремления человека в выборе своего жизненного пути. Но таковым идеал может состояться, если он основан на истинном знании о мире и о себе, если он сложился на основе подлинных ценностей. Ложные знания и ценности ведут не к идеалу, а к идолу. Производной от отмеченных компонентов является психологическая установка конкретного человека на конкретное отношение к миру с целью удовлетворения биологических и социальных потребностей, с целью самовыражения. Психологическая установка является существенной составляющей структуры мировоззрения, ибо в ней реализуется сознание индивида, как соотношение знания о мире и знания о себе, о своих возможностях, способностях, желаниях, потребностях и т. д.
Мировоззрение формируется стихийно и сознательно. В первом случае оно складывается методом проб и ошибок, во втором случае - теоретическим путем, опираясь на накопленный человеческий опыт. Мировоззрение - эмоциональное отношение человека к окружающему миру и самому себе. Огромную роль в мировоззрении играют такие чувства как любовь, надежда, вера, однако мировоззрение может быть окрашено нигилизмом, отчаянием, ненавистью. Теоретическое мировоззрение - понятийное отражение мира. Оно включает в себя, во-первых, повседневное знание, жизненный опыт, здравый смысл, предрассудки, во-вторых, теоретические знания (научные, художественные и т. д.). Ядром теоретического мировоззрения являются философские знания.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |