14
ПЛАН
Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Та-кой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части:
1) операции, направленные на координацию службы закупки;
2) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и
его документацией;
3) операции, направленные на координацию службы продаж. Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поста-вок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности в закупке запасов должно вестись в полной согласованности со службой про-даж и имеющейся мощностью склада.
Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, мак-симальное использование имеющегося объемам склада и необходи-мые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.
1.1. Разгрузка и приемка грузов
При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «базис постав-ки»). Соответственно подготавливаются места разгрузки под указан-ное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходи-мое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современ-ных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения.
Проводимые на данном этапе операции включают:
-- разгрузку транспортных средств,
-- контроль документального и физического соответствия зака-зов поставки,
-- документальное оформление прибывшего груза через инфор-мационную систему,
-- формирование складской грузовой единицы.
1.2. Внутрискладская транспортировка
Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транс-портных машин и механизмов.
Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать по-вторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.
1.3. Складирование и хранение
Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирова-ния -- эффективное использование объема зоны хранения. Предпо-сылкой этого является оптимальный выбор системы складирования и, в первую очередь, складского оборудования. Обору-дование под хранение должно отвечать специфическим особеннос-тям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъ-емно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хра-нения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора
места складирования.
Процесс складирования и хранения включает:
а) закладку груза на хранение,
б) хранение груза и обеспечение соответствующих для этого ус-ловий,
в) контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый
через информационную систему.
1.4. Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка
Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответ-ствии с заказами потребителей.
Комплектация и отгрузка заказов включают:
а) получение заказа клиента (отборочный лист),
б) отбор товара каждого наименования по заказу клиента,
в) комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в
соответствии с его заказом,
г) подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель),
д) документальное оформление подготовленного заказа и кон-троль за подготовкой заказа,
е) объединение заказов клиентов в партию отправки и оформле-ние транспортных накладных,
ж) отгрузку грузов в транспортное средство.
Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне ком-плектации. Подготовка и оформление документации осуществляет-ся через информационную систему. Адресная система хранения поз-воляет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время отборки и помогает отслеживать от-пуск товара со склада.
При комплектации отправки благодаря информационной систе-ме облегчается выполнение функции объединения грузов в эконо-мичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный марш-рут доставки заказов. Отгрузка ведется на погрузочной рампе (тре-бование к проведению эффективной отгрузки аналогичны требова-ниям к разгрузке).
1.5. Транспортировка и экспедиция заказов
Могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, рав-ными вместимости транспортного средства, и при этом запасы по-требителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономи-чески оправданна централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршру-там доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять постав-ки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.
1.6. Сбор и доставка порожних товароносителей
Играют существен-ную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график обмена ими с потребителями.
1.7. Информационное обслуживание склада
Предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функ-ционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть . как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы уп-равления материальными и информационными потоками (на авто-матизированных складах).
Информационное обслуживание охватывает:
-- обработку входящей документации,
-- предложения по заказам поставщиков,
-- оформление заказов поставщиков,
-- управление приемом и отправкой,
-- контролирование наличности на складе,
-- прием заказов потребителей,
-- оформление документации отправки,
-- диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий
отгрузки и маршруты доставки,
-- обработку счетов клиентов,
-- обмен информацией с оперативным персоналом и верхним
иерархическим уровнем,
-- различную статистическую информацию.
На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживания.
Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупа-телей может легко стать важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов.
Выделяют три основные категории элементов обслуживания: до-продажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением до продажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служ-ба). Склад обеспечивает выполнение как продажных услуг:
-- сортировку товаров,
-- полную проверку качества поставляемых товаров,
-- фасовку и упаковку,
-- замену заказанного товара (изменение заказа),
-- экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки,
-- информационные услуги,
-- заключение договоров с транспортными агентствами;
так и послепродажных услуг:
-- установку изделий,
-- гарантийное обслуживание,
-- обеспечение запчастями,
-- временную замену товаров,
-- прием дефектной продукции и замену ее.
Рациональное осуществление логистического процесса на складе -- залог его рентабельности. Поэтому при организации логистического процесса необходимо добиваться:
1) рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;
2) эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;
3) использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;
4) минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с целью
сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной спо-собности склада;
5) осуществления унитизации партий отгрузок и применения
централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;
6) максимального использования возможностей информацион-ной системы, что значительно сокращает время и затраты, связан-ные с документооборотом и обменом информации, и т.д.
Иногда резервы рациональной организации логистического про-цесса, пусть и не столь значительные, заключаются в весьма про-стых вещах: расчистке загроможденных проходов, улучшении осве-щения, организации рабочего места. В поиске резервов эффектив-ности функционирования склада нет мелочей, все должно анализи-роваться, а результаты анализа использоваться для улучшения организации логистического процесса.
В заключении хочется отметить, что все же основное назначение склада - это концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.
К основным функциям склада можно отнести следующие:
1. Преобразование производственного ассортимента в потребитель-ский в соответствии со спросом -- создание необходимого ассорти-мента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных про-изводителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д. (рис. 48).
Создание нужного ассортимента на складе содействует эффек-тивному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.
2. Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает воз-можность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. Хранение товаров в распреде-лительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.
3. Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше - чем - вагон» или «меньше - чем - трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) не-больших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загруз-ки транспортного средства.
4. Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции яв-ляется оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей. Среди них:
-- подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, запол-нение контейнеров, распаковка и т.д.);
-- проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;
-- придание продукции товарного вида, предварительная обра-ботка (например, древесины);
-- транслортно-экспедиционные услуги и т. д.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |