Реферат по предмету "Социология и обществознание"


Сущность социально-ответственной политики



Введение

В современном обществе проблема социального капитала и его уменьшения и изменения его сути стоит очень остро основными причинами этого можно видеть изменение экономической структуры общества, сокращение личного времени, увеличение расстояний между людьми в современном мегаполисе, бурное развитие электронных СМИ и Интернета.

В этой связи особое значение приобретает социальный капитал, накапливаемый человеком на его месте работы и его наложение на существующую организационную структуру компании-работодателя. Этот наложение и взаимодействие организационного и социального капиталов может послужить существенным фактором увеличения эффективности деятельности организации.

Однако, в современной России, в большинстве компаний эта возможность повысить эффективность организации не используется, в отличие от иностранных компаний, а слепое копирование методов зарубежных компаний не даёт сколь-нибудь существенного результата.

Организационно-социальный капитал в современной России

Основываясь на концепциях социального (Бурдье, П. Блау, М. Грановеттер, Х. Уайт) и организационного капиталов, нами был проведён анализ уровня выраженности, развития социально-организационного капитала в различных типах российских организаций, а также методов и результативности его использования в целях организации. Для этого использовались внутренние документы организаций и метод включённого наблюдения, позволивший наиболее полно изучить исследуемый предмет.

В качестве основных переменных использовались понятия внутри коллективного доверия, факт наличия стратегий и мероприятий по развитию корпоративных социальных связей и соотнесения руководством организации организационного капитала с социальным. Эти переменные представляются наиболее целесообразными для выработки методики применения и управления социально-организационным капиталом.

Проведенное исследование показало, что использование социально-организационного капитала является важным фактором повышения эффективности организации, а также то, что в современных компаниях как государственных, так и частных социально-организационный капитал в понимании руководства неотделим от понятия корпоративной культуры, а использование исследуемого вида капитала происходит зачастую неосознанно и не системно.

При этом в современных условиях жесточайшей борьбы за конкурентоспособность отечественных предприятий с иностранными компаниями использование всех имеющихся ресурсов и капиталов имеет зачастую решающую роль. Особую актуальность данной теме придаёт скорое вступление РФ в ВТО. На наш взгляд, основными путями использования социально-организационного капитала в организации должны быть конвертация имеющегося у сотрудников компании социального капитала в конкретные факторы улучшения деятельности организации и направленное моделирование (а где необходимо и создание) такого симбиоза организационного и социального капитала, который позволит компании опереться в своей деятельности на этот вид ресурсов.

Для достижения максимального эффекта от социально-организационного капитала необходимо развитие полноценной системы поощрения возможностей развития социальных связей в коллективе и вне его, которая бы была построена таким образом, чтобы создаваемые социальные связи положительно сказывались на возможностях руководства фирмы по достижению целей организации.

Основные факторы формирования концепции социально-ответственной реорганизации предприятий (СОРП)

Социально-ответственная реорганизация предприятий (СОРП) - динамично развивающееся направление социальной практики, находящееся на пересечении бизнеса, права, политики, социальной работы, коммуникативных технологий.

Социологические аспекты СОРП связаны с выявлением объективных причин и факторов, динамики и перспектив развития этой социальной практики; исследованием процессов ее институционализации; социальных последствий реализации СОРП в конкретном социуме с учетом его социально-политических, социально-экономических, социально-психологических, социокультурных особенностей; оценкой эффективности мероприятий СОРП.

Активное формирование идеологии СОРП, накопление суммы технологий, обеспечивающей реализацию конкретных проектов и программ СОРП, процессы институционализации СОРП весьма характерны для современного этапа развития индустриально развитых стран. В основе этих явлении лежит ряд объективных факторов, среди которых выделяются факторы глобального уровня, проявляющиеся во всех развитых странах современного мира, состояние которых характеризуется понятием «постиндустриальное общество».

К числу указанных факторов относятся такие явления современного общества, как рост глобализации; укрупнение бизнеса и превращение его в мощный институт социального влияния, сопоставимый с государством; ускорение трансформационных процессов в сфере бизнеса; развитие общества потребления с характерной для него ориентацией производства на конечного потребителя; распространенность в обществе социальных настроений и ожиданий, связанных с идеями социального государства и общества благосостояния (Welfare state), общее повышение значимости субъективных факторов во всех сферах жизни общества, и, как результат проявления всех перечисленных факторов, повышение социальной ответственности бизнеса; развитие информационного общества, распространение информационных технологий.

В условиях глобализации укрупнение бизнеса (в том числе путем слияний и поглощений) становится одной из доминирующих экономических тенденцией. При этом к общепризнанным проявлениям глобализации в сфере бизнеса относится возникновение крупных, как правил, транснациональных бизнес-структур, которые по своему социальному влиянию начинают соперничать с традиционными институтами государственной власти и управления.

Концентрация производства в эпоху глобализации служит одним из основных факторов повышения социальных рисков, которым подвержено как общество в целом, так и жизнь, благосостояние отдельного человека, семьи.

В то же время уровень субъективных притязаний индивидов в индустриально развитых странах высок как никогда ранее. В их основе лежат ценности общества потребления и идеология государства всеобщего благосостояния. Эти высокие социальные ожидания вступают в противоречие с усложнившимися условиями жизни, что особенно резко проявляется в условиях реструктуризации предприятий.

Между тем современное государство может взять на себя лишь минимальный набор социальных гарантий. Поэтому последнее слово остается за представителями частного бизнеса.

На этих объективных фактах базируется концепция социально ответственного бизнеса.

Важную роль в процессе реорганизации предприятий в условиях информационного общества играет поддержание конструктивного диалога между бизнесом, обществом и государством. В ходе этого диалога складывается специфическая коммуникативная ситуации, особенности которой определяются целым рядом факторов, в том числе возможным наличием антагонизма интересов сторон, демографическими и групповыми характеристиками участников этого диалога, стереотипами социального восприятия, особенностями используемых коммуникативных каналов и др.

Таковы основные факторы формирования концепции социально ответственной реорганизации предприятий в условиях современного общества.

Глобализация и сфера образования

Глобализация является многогранным процессом, который затрагивается все стороны жизнедеятельности мирового социума, все страны и континенты, людей различных национальностей, рас и вероисповеданий. Образование также не могло не испытать на себе воздействие глобализации. На примере нашей страны мы можем видеть, сколь велика на сегодняшний день та сила, которая действует в мировом масштабе.

Россия присоединилась к Болонскому процессу, который является одной из многих форм глобализации, такой же, как мировые рынки, мировые СМИ или международный терроризм. Болонский процесс - это часть общего сценария, в котором люди, идеи и информация свободно перемещаются через национальные границы: «одна из ключевых сфер национальной идентичности - высшее образование - все более интернационализуется по мере того, как государства адаптируют свою политику к этому нововведению».

Наша страна отказывается от сложившихся традиций в сфере образования, чтобы дипломы выпускников высших учебных заведений соответствовали мировым стандартам.

Государство в России всегда пыталось курировать сферу образования. Реформа российского образования изначально вызвала нарекания со стороны научного сообщества. Разногласия между властью и научно-образовательным сообществом не преодолены до сих пор.

Национальное государство поступилось своими традициями ради того, чтобы соответствовать тем требованиям, которые предъявляет глобальный рынок. Основным противоречием современного мира является противостояние между глобализацией и стремлением к сохранению своей национальной идентичности. Взаимосвязь этих двух противоборствующих сил отражается в отношении России к Болонскому процессу: «с одной стороны, Болонский процесс - это проявление глобализации, и Россия заинтересована в использовании предоставляемых возможностей и глобальных перспектив», с другой стороны, нашей стране нужно постараться не потерять свою самобытность.

Мы принимаем межгосударственные, наднациональные стандарты, чтобы сохранить свою конкурентоспособность. В данном случае торжество глобализации очевидно. Сможем ли мы выиграть от унификации национальных систем образования в рамках единых европейских стандартов? На этот вопрос сможет ответить только время.

В сфере образования можно отметить тенденции, характерные для целого ряда стран:

1. Растет спрос на высшее образование. Сегодня немодно быть необразованным. Заработная плата «белых воротничков» значительно выше, нежели у «синих», а следовательно, чтобы больше зарабатывать, нужно больше учиться. Во всем мире число поступлений в ВУЗы растет на 10-15% в год, в том числе в странах Азии, Африки и Латинской Америки со средними и низкими доходами на душу населения.

2. Стремление к повышению качества образования. Современные информационные технологии совершили революцию в образовательном процессе. Критерии качества кардинально изменились. Качественное высшее образование теперь требует наличия современной электроники в классах, общежитиях, библиотеках, научных лабораториях и аудиториях для занятий. Информация для студентов сканируется и размещается в Интернете. Студенты могут получить доступ к учебной информации не только в своем вузе, а в любой точке земного шара, где бы они ни жили и куда бы ни ездили.

3. Равенство при получении образования. Проблема доступности образования в одинаковой мере для всех слоев населения решается с помощью стипендий, которые выплачиваются одаренным студентам из малообеспеченных семей или регионов. Но о равных возможностях для всех говорить пока преждевременно. Существует дефицит педагогических кадров, сказывающийся и на качестве образования, и на доступе к нему. Получить высшее образование, не имея среднего невозможно. Причем это касается не только стран Третьего мира, но и вполне благополучных.

Разрыв между Севером и Югом, во многом являющийся следствием глобализации, существует и в сфере образования. Бюджетные средства на образование в таких государствах как Великобритания, Германия или Франция во много раз превышают расходы на эти цели всех стран Африки к югу от Сахары вместе взятых. Самым большим инвестором в сферу образования являются США. Бюджет сектора государственного образования в этой стране почти равен сумме бюджетов шести регионов -- арабских государств, Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии, Латинской Америки и Карибского Бассейна, Южной и Западной Азии и региона Африки к югу от Сахары. На долю всех стран тропической Африки приходится 2,4% мировых расходов на образование и это при том, что в этой части планеты проживает 15% всех лиц школьного и студенческого возраста. В США живут и учатся 4% школьников и молодежи мира и сосредоточены 28% мировых расходов на образование. На весь регион Центральной и Восточной Европы приходится 6,7% этих средств, а на все страны Центральной Азии -- всего 0,3%.

Осуществление трех вышеперечисленных целей требует больших расходов, и мало какие страны могут позволить себе финансировать их только из одних государственных средств. С ростом числа студентов и ростом ожиданий в отношении качества образования государственных ресурсов оказывается недостаточно, а вложения частных инвесторов пока не смогли кардинально изменить ситуацию в современном мире.

Социокулътурная глобализация России

Процессы глобализации являются неоспоримым фактом, меняющим лицо современного мира. Они открывают новые перспективы, но и таят серьезные опасности.

В современном российском обществе происходят активные трансформационные процессы, которые захватывают экономическую, политическую, социальную сферы и решительно изменяют условия жизни людей. Наиболее сложен и противоречив характер глобализации в социокультурной сфере - в области науки, культуры, образования, этики, идеологии. С одной стороны, все более отчетливо проявляется глобальный характер научного прогресса, не знающего национальных границ, осуществляется обмен идеями и учеными; формируются общие контуры системы непрерывного образования, ориентированного на креативную педагогику и опирающегося на высокоэффективные информационные технологии; развивается обмен культурными ценностями; распространяется обезличенная, лишенная национального содержания массовая антикультура; размываются прежние нравственные устои, возрождается влияние мировых религий. Одновременно наблюдаются противоположные тенденции дифференциации, возрождения и обособления национальных культур, разнообразия педагогических школ и индивидуализации процесса образования, появления новых религиозных сект и течений, усиления самобытности семьи и личности. Эти трансформации переходят и в сферу культуры, которая в последние десятилетия существенно преобразилась под влиянием ряда факторов, и не в последнюю очередь -- фактора становления глобальных систем коммуникации. Телевидение, компьютер, Интернет, мобильный телефон за четверть века не только стали доступными для значительной части человечества коммуникативными средствами, но и вошли в повседневную жизнь, в повседневные социальные и культурные практики сотен миллионов людей. В итоге активно меняется и процесс социализации. Культурная социализация молодежи испытывает на себе влияние новых коммуникативных ресурсов.

Заключение

По мере развития глобальных систем коммуникации и их совершенствования нарастает противоречие в передаче культурного опыта между поколениями: старшее поколение меньше готово использовать возможности глобальных систем коммуникации, чем младшее, а это значит, что слабее реализует функции культурной трансляции и социального контроля.

Возникает устойчивая тенденция к глобальной унификации образа жизни: на разных концах земли люди потребляют одну и ту же пищу, носят одну и ту же одежду, слушают одну и ту же музыку, смотрят одни и те же фильмы, получают информацию из рук одних и тех же средств массовой информации. Такая глобальная унификация уничтожает национальное своеобразие, местную самобытность во всех сферах жизни.

Список литературы

1. Антошина А.В. «Новый протекционизм» в условиях глобализации мировой экономики. Дис. ... канд. экон. наук. - М., 2007.

2. Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России: теория и практика: Материалы заседания «круглого стола» / Под общ.ред. В.С. Комаровского, Н.А.

3. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2008.

4. Малыхин М. Хедхантеры предрекают дефицит руководителей во всем мире // Ведомости. 13.12.2007.

5. Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация // Высшее образование в России. 2006, № 3.

6. Бергер П., Хантингтон С. Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире. - М., 2008.

7. Гидденс Э. Ускользающий мир: Как глобализация меняет нашу жизнь. - М., 2008

8. Добреньков В.И. Глобализация и Россия: Социологический анализ. - М., 2006.

9. Луков Вл. А., Луков М. В., Луков А. В. Телевидение и культура Происходящего // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. Вып. 8. -- М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.