4
Содержание
1. История социологического исследования
2. Современное социологическое исследование
Список использованной литературы
1. История социологического обследования
Академическая социология вплоть до начала XX в. имела очень мало общего с социальными обследованиями, которые проводились не столько с научными целями, сколько для того, чтобы привлечь внимание общественности к “социальным проблемам”, требующим безотлагательных реформ. Английское слово “survey” обозначает также официальную инспекторскую проверку положения дел в какой-либо области.
Понятие “социальные проблемы” сформировалось в начале XIX в. в контексте реформистской идеологии. Под социальными проблемами имелись в виду нищета, преступность, заболеваемость, проституция, неграмотность и т. п. “Движение за социальные обследования” (social survey movement) было значительно усилено социалистическими идеями, чрезвычайно популярными в образованных кругах Европы и Америки. Социология и социализм шли в то время рука об руку.
Сбор сведений о хозяйственной и общественной жизни восходит к статистическим описаниям государственных учреждений. В 1598 г. Джон Стоу описал здания, церкви, школы, обычаи елизаветинской Англии. Через два века бедфордский шериф Джон Ховард предпринял уникальное обследование тюремных учреждений Англии и Уэльса. Ховард не только дал количественный анализ тюрем во всех графствах, но и подробно проанализировал питание, одежду, труд заключенных, санитарные условия их содержания. Ховард посетил также все тюрьмы Франции, Германии, Швейцарии и Голландии и дал их сравнительное описание.
В первой половине XIX в. библиотека социальных обследований насчитывала уже десятки изданий. Особенно много писали о положении промышленного рабочего класса. Один из таких трудов, выполненный на основе личных наблюдений и статистических отчетов фабричных инспекторов, принадлежит Ф. Энгельсу - “Положение рабочего класса в Англии” (1844 - 1845 гг.).
Одно из наиболее значительных достижений в методологии социальных обследований принадлежит Джону Боули - математику из Лондонской высшей школы экономики и политических наук. В 1912 г. группа муниципальных деятелей обратилась к нему за консультацией по поводу изучения рабочего класса. Поскольку средства были ограничены, Боули предложил метод выборочного обследования на основе списка домохозяйств. В 1920-е гг. было проведено массовое обследование по методике Бута-Боули. Оно получило название “Новое обследование жизни и труда” и включало сведения о транспортной системе Лондона, учреждениях образования, промышленности, свободном времени, социальной организации, употреблению спиртных напитков и правонарушениям.
Классическое социальное обследование было осуществлено английским предпринимателем Чарльзом Бутом, который изучил условия жизни в Лондоне. Его работа “Жизнь и труд населения Лондона” занимает 17 томов. Она оказала серьезное влияние на методологию и тематическую программу социальных обследований в Европе и Америке. Большинство социологических проектов начала XX столетия было выполнено в рамках канонов, заданных Бутом. Бут исходил из идеи, что основным критерием социальной структуры общества и городской агломерации является величина дохода. Бут установил концентрическую структуру города, предвосхитив тем самым знаменитую зональную гипотезу Э. Берджесса, и ввел в методологию социальных обследований технику картографирования - он раскрашивал лондонские кварталы в различные цвета в зависимости от дохода их жителей. Три года Бут жил среди бедноты и провел тысячи личных интервью. В частности, его отчет о состоянии религиозности в Лондоне основан на 1800 интервью.
Возникновение методологии социологических исследований стало возможным на пересечении академической социологической теории, практики массовых социальных обследований и техники экспериментальной проверки гипотез. Поворот от социальных обследований к социологическим исследованиям почти незаметен: первостепенный интерес стали вызывать не сведения о жизни и не “паблисити” проекта, а универсальная связь между отдельными переменными. Восприняв математико-статистический аппарат, социология восприняла и нормы экспериментальной науки.
Наиболее существенный вклад в формирование “объективного метода” в социальных обследованиях внесли эксперименты по шкалированию установки, которые впервые были осуществлены Э. Богардусом и Ф. Оллпортом в 1920-е гг. Эта традиция со временем привела к противопоставлению “качественных” описаний случаев и количественных методов проверки гипотез. Эталоном научного социологического исследования со временем стал планируемый эксперимент, планы которого были разработаны Дональдом Кэмпбеллом. Стремление к естественнонаучным лабораторным реконструкциям социальных процессов сочеталось в Чикагской школе с неокантианской установкой на понимание рационального смысла, который вкладывает индивид в свои действия.
Социологические исследования отличаются от социальных обследований, прежде всего по цели: в первом случае целью работы специалиста является знание как самодостаточная ценность, во втором случае ценность достигаемых результатов определяется их информативностью и полезностью для общества. В первом случае наибольшее значение имеет достоверность, во втором - информативность. Данные массовых опросов получают признание (и финансирование) в обществе лишь в том случае, если они вызывают интерес общественности либо правящих кругов. Даже самая высококачественная информация, полученная в процессе обследований, быстро устаревает и теряет ценность. Поэтому “сюрвейер” стремится обогнать сегодняшний день и обеспечить “свежие” данные. Критерий, используемый исследователем, несколько иной - знание считается качественным до тех пор, пока оно не опровергнуто новыми данными.
Социологические доктрины, социологические обследования и социологические исследования - три основных методологических стиля в социологии, - как уже говорилось, характеризуют преимущественные ориентации исследователей и в чистом виде существуют редко. Даже самые абстрактные, социологические доктрины содержат ссылки на факты и обстоятельства, иллюстрирующие авторскую мысль. Использование организованных данных требует уже более осторожного обращения с идеями. Преобладание информационного компонента присуще социальным обследованиям. Но идеи не уходят, поскольку без связующего теоретического контекста факты теряют смысл и картина мира рассыпается.
Социологическое исследование, ограничивающее свой предмет четко поставленными гипотезами и использующее строгие методы обоснования научного вывода, также содержит метафорический компонент. Он выражается, прежде всего, в концептуальном лексиконе и риторике исследования, выборе релевантных переменных и интерпретации данных. Таким образом, “качественный” дискурс в социологии создает смысловой фон, на котором приобретают устойчивые очертания проекты измерений.
2. Современное социологическое исследование
Социологическое исследование - это процесс, в котором в единстве представлены теоретико-методологические и эмпирические уровни познания, т.е. речь идет о диалектическом процессе, в котором сочетаются дедуктивный и индуктивный метод анализа, что обеспечивает целостность познания и, следовательно, представлений о реальности. Именно эти два метода анализа и определяют этапы социологического исследования: дедуктивный и индуктивный. Дедукция - вывод по правилам логики; цепь умозаключений, рассуждений, звенья которой взаимосвязаны отношением логического следования.
Индукция - переход от умозаключений на основе фактов к общему утверждению - гипотезе, теории, т.е. от конкретного к абстрактному.
Первый - дедуктивный - начинается с разработки теоретической концепции, так как она является основанием понятий, используемых при концептуализации объекта и предмета исследования. Главной задачей первого этапа является выработка теоретико-методологических представлений ученого об объекте и предмете социологического анализа.
Дедуктивный этап в социологическом исследовании можно рассматривать как разложение целого, а индуктивный - как объединение и использование полученных эмпирических данных для построения новой теории. Таким образом, социологическая информация может получить свое завершение не только в научном отчете, но и в новых теориях. Обобщение эмпирических данных до уровня социологических теорий будет называться индуктивным этапом исследования. Только единство индуктивного и дедуктивного методов можно рассматривать как условие социологического исследования, отвечающего целям и задачам социологии как науки.
При проведении социологического исследования необходимо обеспечить надежность и точность полученных в результате исследования данных. Последовательность действий социолога должна соответствовать логике перехода исследовательского процесса от одного качественного уровня к другому, что и обуславливает разработку программы социологического исследования. Программа социологического исследования является теоретико-методологическим документом, дающим теоретическое обоснование методологическим подходам, методики и техники изучения объекта и предмета анализа.
Под объектом исследования понимают область социальной реальности, включенную в процесс научного познания. Такими областями анализа могут быть: общности, группы, процессы, явления и т.д. Объект исследования не зависит от познающего субъекта.
Под предметом социологического исследования понимаются существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых ставит своей целью социолог. Формулировка предмета исследования будет зависеть от тех свойств объекта, его характеристик, которые необходимы для изучения, чтобы получить определенный ответ на интересующий вопрос. Подобное ограничение изучаемых сторон объекта необходимо, потому что ни одно самое крупное социологическое исследование не охватывает все многообразие взаимодействий.
Под целью исследования понимается тот конечный результат, который должен получиться после завершения работы. Этот результат может быть теоретико-познавательным или прикладным, или тем и другим.
Под задачами исследования подразумевается тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Таким образом, задачи исследования - это звенья, помогающие объединить в целостность явления или процессы, подлежащие изучению. Выдвижение задач исследования связано непосредственно с характером анализа. Если речь идет о теоретико-познавательных проблемах, то задачи и выводы исследования будут определяться теоретическими положениями и новыми концепциями, полученными в результате анализа. Если речь идет о прикладных исследованиях, то задачи и выводы будут ориентированы на социальную диагностику проблемы, практические рекомендации.
Одна из задач социологических исследований - выработка социологических понятий - состоит в том, чтобы показать связь между социальной действительностью и понятиями там, где они представлены в теоретическом виде, и продемонстрировать отсутствие связи там, где она не может быть установлена.
При сборе первичных данных в социологии используют четыре основные метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности:
опрос (анкетирование и интервьюирование);
анализ документов (качественный и количественный - контент-анализ);
наблюдение (невключенное и включенное);
эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
Имеется немало противников социологических методов сбора информации. В частности, противники опроса высказывают недоверие к утверждениям социологов, что по высказываниям небольшого числа опрошенных можно с уверенностью судить о мнении всего населения.
Подразделение, осуществляющее социологическое сопровождение должно иметь определенную внутреннюю структурно - функциональную организацию, состоящую из:
Руководителя, рассматривающего и утверждающего концепцию социологических опросов, принимающего решения о создании или ликвидации направлений социологических исследований, осуществляющего общее руководство и координацию работы других групп;
Методической группы, разрабатывающей методику и инструментарий опросов, обработки, и анализа данных;
Группы интервьюеров, осуществляющей полевую работу с респондентами, интервьюирование.
Группы обработки и хранения информации, осуществляющей ввод данных, их первичную обработку и представление в удобной для анализа форме;
Группы анализа, анализирующей результаты опросов и вырабатывающей аналитические прогнозные документы.
В специализированной литературе по-разному определяются функции социологических исследований.
Информационная функция связана с тем, что социологические исследования способны на научной основе собирать, анализировать и передавать информацию о социальных процессах, происходящих в обществе;
Диагностическая функция заключается в возможностях социологического исследования на основе собранной информации давать анализ, то есть ставить социальный диагноз;
Прогностическая функция связана со способностями социологического исследования на основе изучения и анализа, предвидеть способы и направления их развертывания, а так же последствия реализации тех или иных процессов;
Контрольная функция (функция обратной связи) связана с тем, что социологические знания и методы позволяют отслеживать ход реализации стратегии, реакцию на нее объекта, дают возможность оценивать степень действенности и эффективности деятельности и возможную вариативность ее последствий;
Экспертная функция (функция социологической экспертизы) заключается в том, что социологические методология и методы позволяют оценивать технологии на степень их приемлемости, адекватности и реализуемости в конкретной социальной среде, применительно для конкретной ситуации;
Социально-технологическая функция - комплексная функция, реализуемая через осуществление всех перечисленных выше функций, связанная с возможностью разработок различных социальных технологий, моделей социальных структур, организаций и ситуаций, проектирования комплексных мероприятий.
Необходимыми исходными условиями организации социологического исследования являются:
слаженная организация всех звеньев сбора, обработки и анализа
информации;
необходимая техническая база;
кадры, обладающие соответствующей квалификацией;
компетентный методический контроль за реализацией проекта;
достаточное финансирование.
Вот некоторые особенности и специфические требования, предъявляемые к социологическим опросам, проводимым в рамках социологического сопровождения, выявленные во время проведения перечисленных опросов требования, предъявляемые к организации социологического сопровождения, их несоблюдение снижает достоверность получаемой информации. Наиболее важные из них можно свести к следующим:
для обеспечения высокой точности социологических опросов необходима выборка, обеспечивающая максимально высокую репрезентативность генеральной совокупности;
недопустима экстраполяция результатов опроса одной территории на другую;
необходимо обеспечить единство методологии, методов проведения опросов, систематичность, строгость инструментария;
поведение интервьюеров должно привести к единообразию, для снижения влияния личных особенностей интервьюера (пристрастий, стереотипов общения, предрасположенность к общению с определенными группами людей и т. д.) на результаты опроса.
В связи с динамизмом общественных процессов принципиальными требованиями к социологическому сопровождению являются:
оперативность информации;
регулярность, периодичность поступления информации
достоверность, объективность информации;
дифференциация информации по различным основаниям - по социальным группам, по проблемам, по отраслям, по группам респондентов;
целостность и всесторонность информационной картины - все элементы информации должны быть взаимосвязаны и на выходе, давать не разрозненные, а обобщенные представления об изучаемых процессах;
сопоставимость используемых методик, для обеспечения сравнимости результатов, единая методологическая и методическая основа.
Связь с миром повседневности - одна из существенных особенностей социологической методологии, отличающая ее, например, от методологии естественных наук. Те суждения, которые выносят химик, физик и биолог, никак не соотносятся со смыслами, вкладываемыми - попробуем вообразить! - молекулой, атомом или клеткой в свое “поведение”. Объект исследования вынесен здесь вовне познающего сознания. А социолог субъективно включен в мир, который пытается познать объективно. Понять социальное действие - значит понять его смысл, мотивы и намерения действующего субъекта.
Список использованной литературы
1. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - 6-е изд. - М.: ИКЦ «Академ-Книга»; «Добросвет», 2003. - 596с.
2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988
3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Пер. с фр. М.: Издательская группа “Прогресс-Универс”, 1993.
4. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.
5. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. 3-е изд. перераб. и доп. Самара: Издательство Самарского университета, 1995.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |