11
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА
Егорьевский филиал
Факультет педагогики и психологии
РЕФЕРАТ
РОЛЬ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Выполнила: студентка 5 курса
Проверила:
2005
Сегодня, когда предаются забвению духовные и общечеловеческие ценности, а на первый план выходят задачи физического выживания, всё очевиднее становится необходимость создания условий, способствующих социальному становлению детей и молодёжи, как ответственных граждан Российской Федерации, формированию у них духовных и нравственных ценностей, профессиональных качеств и умений, содействие их личностному развитию, повышению уровня образования и культуры.
За последние годы в нашей стране резко обострились социальные противоречия, которые происходят в результате экономической и социальной нестабильности большей части населения. Разрушение коммунистических устоев повлекло за собой образование идеологической и духовной пустоты - старые традиции были разрушены, а взамен ничего не предложено. Люди, на протяжении многих десятилетий ориентированные идеологическими установками в основном на общественные, а не личностные ценности, порой инстинктивно, а чаще осознанно стремятся защитить себя от изолированности в новом «обществе потребления», предлагающем возможности индивидуального выживания в этом мире.
Особенно это свойственно молодым людям, которые всё меньше полагаются на традиционные структуры социальной поддержки и предпочитают ориентироваться на созданные неформальным путём собственные организованные группы. Естественное желание молодых людей делать что-то сообща, можно наблюдать повсеместно. Любая группа детей или молодёжи - это особый микромир, который живёт по своим, установленным группой, правилам и нормам. И очень часто доступ в этот мир закрыт для взрослых.
Если общество думает о своём будущем, заботится о позитивном воспитании подрастающего поколения, оно не может не учитывать стремление молодёжи создавать такие неформальные объединения и особенности их функционирования.
Один из лучших способов сделать значительный положительный вклад в формирование будущего - проявить инициативу в создании условий, позволяющих молодым людям стать полноправными участниками социальных процессов, объединиться на основе общих интересов, т.е. создавать организации, ориентированные на позитивные общественные ценности.
Огромным и бесценным педагогическим и методическим материалом, прекрасными традициями и идеологией, в основе которой лежат традиционные российские ценности - православие, патриотизм, деятельная любовь к ближнему - обладает одна из старейших русских детских организаций - скаутская. Основными задачами этой организации является содействие детям и молодёжи в личностном развитии и социализации, путём дополнения воспитательных воздействий семьи, школы и иных общественных институтов.
Однако, делая основной упор на повышение уровня образования, сегодняшние школы недостаточно внимания уделяют воспитанию детей. В связи с этим возникла потребность создания условий для воспитания всесторонне развитой личности, что, по сути, и является основной целью скаутского движения. Таким образом, можно сказать, что, участвуя в скаутском движении, ребёнок имеет больше возможностей для полноценного развития и социализации личности.
Межрегиональная детская общественная организация «Егорьевский следопыт» в своей деятельности широко использует скаутский метод.
Основная цель организации: Содействие личностному развитию членов организации.
Воспитательные цели и задачи организации:
1. Помочь семье в воспитании детей и подростков
Задачи:
· побуждение родителей к активной, деятельной ответственности за личностное развитие детей;
· создание условий для привлечения родителей к деятельности в Братстве;
· повышение воспитательной компетенции родителей, участвующих в деятельности организации.
2. Содействовать развитию мотивации детей и подростков к самостоятельному полноценному личностному развитию
Задачи:
· система поощрения и стимулирования деятельной активности детей и подростков, направленной на самосовершенствование;
· различение деятельности, направленной на социальное и профессиональное самосовершенствование и деятельности, направленной на нравственное развитие;
· формирование у детей представлений о целях и задачах личностного роста, смысле человеческого существования.
3. Создание условий для полноценного личностного развития детей и подростков.
Задачи:
· создание многовариативной деятельностной среды;
· создание воспитательной системы, позволяющей проявиться в деятельности организации каждому ребенку;
· учет в формировании системы деятельности организации индивидуальных особенностей, способностей, склонностей и интересов каждого ребенка.
4. Осуществление воспитания на основе православных духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
· сообщение детям и подросткам, а также наставникам, основ православной веры;
· приведение всей жизни организации в соответствие устоям жизни православного христианина;
· поиск воспитательных подходов основанных на православной нравственности применительно к условиям современной жизни.
5. Содействие воспитателям, наставникам организации в осуществлении личностного подхода в процессе воспитания
Задачи:
· повышение воспитательной компетенции наставников организации;
· организация соборного участия наставников организации в обсуждении и принятии основных целей, задач, подходов к осуществлению деятельности организации;
· создание системы подготовки кадров для организации.
Скаутский метод
Скаутский метод определенным образом описывает личностные потребности подростка и предъявляемые ему требования:
В скаутском методе выделяется семь элементов:
1. Обещание и Закон - потребность в нравственном регулировании жизни
2. Обучение через дело - потребность в активном освоении окружающей действительности
3. Членство в малых группах - потребность в общении и взаимодействии
4. Программа прогрессивного развития личности - потребность в постоянном личностном развитии и самостоятельной активности
5. Символическая основа - потребность в причастности и самоидентификации
6. Жизнь в гармонии с природой - потребность в романтических переживаниях
7. Поддержка взрослых - потребность в поддержке со стороны взрослых наставников
Основы деятельности
Местная группа - объединение членов организации по месту жительства, имеющее воспита-тельные задачи.
Малая группа - основная единица следопытов, объединяющая 5-9 человек - носит название патруль для следопытов или ватага для младших следопытов.
Виды патрулей по составу:
1. Патруль следопытов - объединяет 5-9 человек в возрасте от 10 до 15 лет. Желательно, чтобы возраст членов патруля был примерно равный с разницей не более чем в 1-2 года. Патрули следопытов включают однородный по полу состав - отдельно патрули девочек, отдельно патрули мальчиков.
2. Ватага - объединяет 5-9 младших следопытов в возрасте от 7 до 10 лет. Могут включать разнородные (смешанный) по полу состав - мальчики и девочки.
3. Звено витязей или дружинниц (роверов) - объединяет старших членов организации в возрасте от 16 до 18 лет. Могут включать разнородный (смешанный) по полу состав или однородный.
Виды патрулей по длительности деятельности:
1. Постоянный патруль - создается по месту жительства и является основой местной группы следопытов.
2. Временный патруль - создается из участников краткосрочной программы, представляющих различные местные группы следопытов.
Патрульные атрибуты:
1. Название патруля - отражает интересы участников (обычно выбирается из природной среды - птица, животное, растение и т.д.).
2. Эмблема и девиз патруля - соответствуют названию патруля и интересам его участников.
3. Патрульный флажок - шьется в форме переносного вымпела с изображением эмблемы патруля.
4. Патрульный знак - форменная нашивка с эмблемой патруля, размещается на правом рукаве форменной рубашки.
5. Летопись патруля - прошитая тетрадь с дневниковыми записями о жизни патруля, включающая основные сведения об участниках патруля.
Патрульные должности:
1. Патрульлидер - руководитель патруля, выбранный из числа членов патруля;
2. Помощник патрульлидера - заместитель патрульлидера;
3. Летописец - ответственный за летопись патруля, ведущий фото и киносъемку во время меро-приятий, ответственный за оформительские работы;
4. Санинструктор - ответственный за аптечку и санитарную подготовку членов патруля;
5. Завхоз - ответственный за оборудование патруля;
6. Казначей - ответственный за патрульную кассу и сбор взносов;
7. Спорт-инструктор - ответственный за спортивное и игровое оборудование, проведение спор-тивных и игровых мероприятий;
8. Квартирмейстер - ответственный за оборудование патрульного места и размещение патруля в походных условиях;
9. Инструктор по специальностям - ответственный за подготовку членов патруля по следопытским специальностям. И др.
Основная задача патруля - участие в деятельности местной группы православных следопытов. Однако в плане работы местной группы постоянно должно учитываться самостоятельное значение патруля. Все мероприятия местной группы следопытов строятся таким образом, что основные участники этих мероприятий малые группы. Помимо участия в работе по плану местной группы следопытов патруль имеет собственный план деятельности, учитывающий: необходимость еженедельных сборов участников патруля, совместное чествование именинников, мероприятия с учетом индивидуальных интересов и склонностей участников патруля.
Следопыты - основная часть организации. Понятие «следопыт» применяется как к мальчикам, так и к девочкам и не склоняется (так же как например солдат или офицер). Следопыт соответствует международному понятию - скаут. Возраст следопытов - 10 - 15 лет.
Требования к следопытам:
· пробыть определенный срок в организации, позволяющий подготовиться к приему Торжественного обещания;
· дать Торжественное обещание,
· пройти испытания по программе прогрессивного развития, соответствующие следопытской подготовке;
· получить рекомендацию руководителя местной группы.
Обещание православных следопытов:
«Честным словом обещаю, по мере сил моих исполнять свой долг перед Богом и Родиной, ежедневно помогать ближнему и выполнять законы следопытов».
Законы следопытов:
1. Следопыт - верен Богу, предан Родине, родителям и ближним.
2. Следопыт - честен.
3. Следопыт - стремиться быть полезным ближним.
4. Следопыт - дружелюбен.
5. Следопыт - вежлив и скромен.
6. Следопыт - друг природы.
7. Следопыт - следует наставлениям своих родителей и руководителей.
8. Следопыт - весел и никогда не падает духом.
9. Следопыт - трудолюбив и настойчив.
10.Следопыт - чист в мыслях, словах и делах.
Звания следопытов:
Следопытские звания присваиваются руководителем местной группы при определенном сроке пребывания в организации и соответствия данному обещанию. При присвоении звания учитывается мнение патруля если следопыт пробыл в нем не менее полугода. Существуют следующие звания:
* следопыт 3 разряда, подготовка не менее 1 -года, рекомендуемый возраст 10-11 лет;
* следопыт 2 разряда, подготовка не менее 1 -года (после присвоения III разряда) рекомендуемый возраст 12-13 лет;
* следопыт I разряда, подготовка не менее 2-х лет (после присвоения II разряда) рекомендуемый возраст 14 -15 лет. Следопыт первого разряда должен иметь опыт руководства патрулем или самостоятельного проведения следопытских мероприятий.
Кадеты - члены организации, поступившие в организацию в возрас-те от 10 до 17 лет. Задача кадетов подготовиться к принятию Торжественного обещания и приоб-рести недостающий опыт по основным требованиям программы прогрессивного развития. Кадет после принятия торжественного обещания может получить звание следопыта или витязя (дру-жинницы). Возраст кадетов - 10 - 17 лет.
Младшая ветвь организации, имеющая самостоятельную программу прогрессивного развития называется младшие следопыты. (соответствует международному понятию - кабскауты). Возраст - 7-10 лет. Характер деятельности младших следопытов имеет более игровой характер, а программа прогрессивного развития носит более рекомендательный, нежели требова-тельный характер.
Обещание младших следопытов:
«Обещаю любить Бога и Родину, всегда делать добрые дела и выполнять законы младших следопытов».
Законы младших следопытов:
Младший следопыт:
1. Помнит о своих обещаниях.
2. Любит и уважает своих родителей.
3. Говорит только правду.
4. Верен дружбе.
5. Стойко преодолевает трудности.
Витязи и дружинницы - старшая ветвь следопытов. Соответствует понятию ровер. Возраст витязей и дружинниц - 16 - 20 лет. Малая группа витязей и дружинниц - звено. Звено может быть смешанным по составу и состоять из юношей и девушек или быть однородным. Особенности программы деятельности витязей и дружинниц - деятельность носит более самостоятельный характер; витязи и дружинницы могут участвовать в качестве руководителей или помощников руководителей в общих программах, могут иметь свои самостоятельные программы деятельности.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СБОРА ПАТРУЛЯ В ГОРОДЕ
Начало сбора: |
|||
1. |
Строй (сдача раппорта), молитва «Царю небесный». |
5 мин. |
|
2. |
Занятия (патрульные дела). |
15 мин. |
|
3. |
Песни. |
10 мин. |
|
4. |
Ручной труд (узлы, патенты, поделки). |
30 мин. |
|
5. |
Игры. |
15 мин. |
|
Конец сбора: |
|||
6. |
Строй, молитва «Достойно есть», гимн «Будь готов». |
5 мин. |
|
ИТОГО: |
1ч.20мин. |
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СБОРА ОТРЯДА В ГОРОДЕ
Перед сбором назначается дежурный из числа роверов.
Начало сбора: |
|
||
1. |
Построение отряда:Начальник отряда принимает раппорт, проводит смотр патрулей (стойка, форма). |
5 мин. |
|
2. |
Молитва «Царю небесный», подъем флага, гимн России, законы, отрядная песня. |
10 мин. |
|
3. |
Игры, тренинги, задания, связанные со следопытской практикой. |
20 мин. |
|
4. |
Начальник отряда ведет беседу. |
10 мин. |
|
5. |
Пение. |
10 мин. |
|
6. |
Межпатрульные состязания - игры. |
30 мин. |
|
Конец сбора: |
|||
Строй, молитва «Достойно есть», спуск флага, гимн «Будь готов». |
5 мин. |
||
ИТОГО: |
1ч.25мин. |
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |