Реферат по предмету "Социология и обществознание"


Природа социального конфликта



15

План

1. Природа социального конфликта.

2. Теории конфликтов.

3. Функции и последствия социальных конфликтов, их клас-сификация.

1. Природа социального конфликта

Не существует человеческой общности, в которой отсутствова-ли бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству.

Соперничество часто выливается в открытые столкновения, в конфликты. Определим социальный конфликт, как попытку до-стичь вознаграждения путем отстранения, подчинения или даже физического уничтожения соперников. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно -- от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государ-ствами.

Причины социальных конфликтов можно разделить на две боль-шие группы. Обозначим их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы.

Основными социальными предпосылками конфликтов являет-ся: I) социальное неравенство -- т.е. неравномерное распределе-ние между членами общества и группами богатства, влияния, ин-формации, уважения и других социальных ресурсов.: 2) культур-ная неоднородность -- т.е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведен-ческих стандартов

Но социальные предпосылки сами по себе не обязательно при-водят к конфликтным столкновениям. Субъектами конфликтов в конечном итоге всегда являются конкретные люди -- либо отдель-ные лица, либо люди, объединенные в группы. Для того чтобы социальные предпосылки конфликта действительно привели к кон-фликту, необходима личностная вовлеченность, осознание не-справедливости сложившегося положения.

Основным личностным побудительным мотивом конфликта яв-ляется неудовлетворенная потребность. Существует много разно-образных и весьма подробных типологий человеческих потребно-стей, мы приведем наиболее простую. Потребности человека мо-гут быть разделены на следующие группы:

1) потребности физического существования (пища, материаль-ное благополучие, потребности в продолжении рода и т.д.);

2) потребность в безопасности;

3) социальные потребности (потребности в общении, призна-нии, любви, уважении и др.);

4) высшие потребности (в творчестве, духовном росте, само-реализации). Этот тип потребностей проявляется не у всех лю-дей, но если подобные потребности заявляют о себе, они способ-ны оттеснить все остальные потребности, сводя их к минимуму.

Когда какая-либо потребность не находит удовлетворения, чело-век испытывает недовольство, беспокойство, страх и другие отрица-тельные эмоции. Чем дольше длится состояние неудовлетворенно-сти, тем сильнее эти эмоции, тем тяжелее состояние человека. Ка-ким образом действует человек в ситуации неудовлетворенности? Возможны три варианта поведения: I) можно отступить, перестать стремиться к удовлетворению потребности; 2) поискать обходной путь удовлетворения потребности; 3) путем агрессии добиться желаемо-го. Третий путь чаще всего и ведет к конфликтам (хотя и второй чреват конфликтом, если «обходные пути» приводят к столкновению со сложившимися в обществе нормами). Объектом агрессии выступает тот объект, который препятствует удовлетворению потребнос-ти. Это может быть человек, группа, общество в целом. Тот, на кого направлена агрессия, в свою очередь, отвечает агрессивным действи-ем. Так возникает конфликт.

Объект агрессии может быть определен неправильно, т.е. ви-новником ситуации считается тот, кто таковым не является. Это явление называется ложной идентификацией и встречается очень часто. Ложная идентификация может возникнуть непроизвольно, как результат ошибки, Однако возможно сознательное манипу-лирование сознанием возбужденных людей, их натравливание на неугодных лиц или группы, предпринимаемое обычно теми, кому такая дезинформация выгодна.

Однако и неудовлетворенные потребности сами по себе не при-водят к конфликтам. Если человек или группа воспринимают свое подавленное, ущемленное положение как нечто обыденное, при-вычное, заложенное в самом «ходе вещей», то конфликт может и не возникнуть. В основе возникновения конфликта лежит осозна-ние несправедливости сложившейся ситуации (естественно, с точ-ки зрения заинтересованной стороны). Но и в таких условиях кон-фликт возникает не всегда. Неопределенность последствий буду-щего конфликта, страх возмездия, неорганизованность (если речь идет об общностях) препятствуют возникновению конфликтов.

Роль неудовлетворенных потребностей в возникновении конф-ликта очевидна, если мы имеем дело с конфликтом индивидов или небольших групп. Но если речь идет о конфликте государств? Какую роль играют «неудовлетворенные потребности» в этом слу-чае? «Государство» само по себе не может ни принимать реше-ний, ни вступать в конфликты. Принимать решения, вступать в конфликты могут лишь люди. Политику любого государства так-же определяют конкретные люди -- члены правительства, прези-денты и т.д. Именно эти люди и определяют, что является «по-требностью» того или иного государства в данный момент. По-этому даже в таких глобальных конфликтах, как войны между государствами, значение личных побудительных мотивов весьма велико. Но применительно к таким случаям лучше говорить не об «удовлетворении потребностей», а о «защите интересов» субъек-тов конфликта .

Общество с заложенным в его структуре социальным неравен-ством потенциально чревато конфликтами. В каждом обществе существуют группы, чьи потребности регулярно не удовлетворя-ются, а интересы игнорируются.

Общество провоцирует конфликты не только социальным нера-венством. Каждое общество, как мы уже говорили выше, имеет определенные культурные модели, которым должны соответство-вать его члены. Системы социальных ролей предписывают опреде-ленные типы поведения. Это ведет к тому, что люди, не соответ-ствующие сложившимся стандартам, оказываются либо в изоля-ции, либо в состоянии конфликта с социальной средой.

Степень конфликтности в обществе возрастает в ситуациях ано-мии, политических и экономических кризисов. Нестабильность ситуации и неопределенность норм ведут, во-первых, к тому, что все больше людей не удовлетворяют свои потребности, и, во-вторых, людям легче «перешагнуть» рамки дозволенного, посколь-ку эти «рамки» в анемичном обществе теряют четкость.

Важной чертой кризисных обществ является широкое распро-странение чувства незащищенности и страха. А это сопровожда-ется ростом агрессивности, что не только провоцирует конфлик-ты, но и ужесточает их характер.

2. Теории конфликтов

Происходящие ныне в России радикальные изменения меха-низмов общественного развития, передел собственности и власти стимулировали конфликтность всех слоев общества, которым и без того в силу социально-экономической природы присущи различного рода противоречия и столкновения.

Конфликт делает социальные отношения более мобиль-ными. Привычные нормы поведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасы-ваются, и порой без всякого сожаления. Под воздействием конф-ликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее соци-альный КОНФЛИКТ, тем заметнее его влияние на течение соци-альных процессов, темпы их осуществления.

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глубо-кой древности. Еще китайские философы в VII--VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противо-положностей. Мыслители Древней Греции создали учение о про-тивоположностях и их роли в возникновении вещей. Большое внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли, от-метивший их положительную роль в общественном развитии. Еще более основательно конфликт был рассмотрен А. Смитом, ко-торый в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» писал, что основу конфликта составляют деление обще-ства на классы и экономическое соперничество между ними. По-следнее рассматривалось как движущая сила развития общества.

Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Ге-гель: одной из их причин он считал социальную поляризацию между «накоплением богатства» и «привязанным к труду классом».

Уже в прошлом веке многие мыслители (М. Вебер, Л. Гумплович и др.) исходили из того, что конфликт -- это реальность, неизбежное явление в жизни общества и стимул социального раз-вития. С позиций исторического материализма рассматривали СК К. Маркс и Ф. Энгельс, считавшие, что конфликты порожда-ются прежде всего социальным неравенством и проявляются в классовой борьбе. Именно классовая борьба не только неизбеж-на, но и необходима для обнаружения и разрешения противоре-чий капиталистического строя.

Современное же понятие «социальный конфликт» было впер-вые введено в научный оборот Георгом Зиммелем, немецким фи-лософом и социологом, который именно так назвал одну из сво-их работ, изданную в первой четверти XX в. Сегодня теорией и практикой регулирования социальных конфликтов в западной и отечественной социологии занимается целый ряд отраслей.

При этом теория конфликта противостоит теории структурно-фун-кционального анализа общества. Представители функционализма придерживаются равновесной, бесконфликтной модели общества.

Согласно взглядам сторонников этого направления, общество пред-ставляет собой «систему», жизнедеятельность и единство которой обеспечиваются благодаря функциональному взаимодействию ее со-ставных элементов, таких как государство, политические партии, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, семья и т.д.

В середине XX в. в социологии оформилось направление, ко-торое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных кон-фликтов. Наиболее известными представителями этого направле-ния являются Ральф Дарендорф, Льюис Козер, Кэннет Эварт Боулдинг и др.

Р. Дарендорф, немецкий социолог либеральной ориентации, создал теорию конфликтной модели общества исходя из того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого ежемоментно испытывает социальный конф-ликт. Причиной формирования и развития С К ученый считал конфликт интересов. Любое общество, по его мнению, использу-ет принуждение. Для членов общества изначально характерно не-равенство социальных позиций (например, в распределении соб-ственности и власти), это обусловливает и различие их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения и антагонизм. Да-рендорф приходит к выводу, что социальное неравенство и по-рожденные им социальные противоречия создают социальную на-пряженность и конфликтные ситуации. Интересы субъектов не-посредственно влияют на формирование конфликта.

По мнению Дарендорфа, основу социального конфликта часто составляют политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет. Конфликты могут возникать в любом сообществе, в котором есть господствующие и подчиненные. Неравенство со-циальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам раз-вития индивидов, социальных групп или сообществ людей. А от-сюда и противоречия их интересов. Неравенство социальных по-зиций отражено в самой власти, которая позволяет одной группе распоряжаться результатами деятельности других групп людей.

Борьба за обладание и распоряжение ресурсами, лидерство, власть и престиж делают социальные конфликты неизбежными. Конфликт воспринимается не как благо, а как неизбежный спо-соб разрешения противоречий.

Дарендорф утверждает, что конфликты -- это обязательные ком-поненты общественной жизни. Их невозможно устранить только потому, что мы не желаем их возникновения, с ними надо счи-таться как с реальностью. Конфликты -- источники инноваций и социальных перемен; они не позволяют обществу застаиваться, так как постоянно создают напряжение. Согласно Дарендорфу подав-ление и «отмена» конфликта приводят к его обострению. Поэтому задача состоит в том, чтобы уметь контролировать конфликт: он должен быть легализирован, институционализирован, развиваться и разрешаться на основе существующих в обществе правил.

Американский социолог Л. Козер в работах «Функции социаль-ных конфликтов» (1956). «Продолжение исследования социального конфликта» (1967) обосновывает свою теорию позитивно-функцио-нального конфликта. Под социальным конфликтом он понимает «борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтра-лизация, нанесение ущерба или устранение противника».

Козер подчеркивает, что любому обществу присущи неизбеж-ное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетво-ренность членов общества, порождающие напряженность между индивидами и социальными группами. Эта напряженность неред-ко разрешается посредством разного рода конфликтов.

Общая теория конфликта разработана также американским со-циологом К. Э. Боулдингом в работе «Конфликт и зашита: общая теория» (1963). Он констатирует, что в современных обществах возможно и необходимо регулировать социальные конфликты. Боулдинг считает, что конфликт неотделим от общественной жиз-ни. Представление о сущности социальных конфликтов позволя-ет обществу контролировать их и управлять ими, предвидеть их последствия. По мнению К. Боулдинга, конфликт -- это ситуа-ция, в которой стороны понимают несовместимость своих пози-ций и стремятся опередить противника своими действиями; конфликт является видом социального взаимодействия, при котором стороны осознают свое противостояние и свое отношение к нему -- тогда они сознательно организуются, вырабатывают стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать или ограничивать.

В целом зарубежные социологи продвинулись далеко вперед в изучении социальных конфликтов. В исследованиях же советских ученых прежде всего подчеркивалась материально-экономическая и классовая природа конфликта. Это была марксистская концепция, которая сводилась к анализу столкновений между антагонистичес-кими классами, -- упрощенный подход к изучению проблемы. И поскольку считалось, что в социалистическом обществе отсутству-ют антагонистические классы, значит, отсутствуют и конфликты. Поэтому научные исследования по этой проблеме почти не велись.

В последнее же десятилетие эта тема стала широко освещаться в статьях, монографиях, появились монографические исследова-ния, проводятся «круглые столы», посвященные проблеме социаль-ных конфликтов.

3. Функции социальных конфликтов, их классификация

Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления в раз-витии общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, выход-ных клапанов и отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения.

Другой позитивной функцией конфликта является коммуника-тивно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осоз-нают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие про-блемы, приспосабливаются друг к другу.

Еще одна позитивная функция конфликта, вытекающая из пре-дыдущих, проявляется в том, что он способен играть консо-лидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных Изменений. ЭТО происходит тогда, когда в ходе разреше-ния конфликта люди по - новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.

Но социальный конфликт может носить негативный, раз-рушительный характер; дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий способен стать фактором разбалансированности экономики. На-циональные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями.

В обществе происходит великое множество конфликтов. Их стараются классифицировать, например по сферам жизни. Речь идет о конфликтах в области экономики, национальных отно-шений, в социальной сфере и т.д. Конфликты можно классифи-цировать также в зависимости от субъектов и зон разногласий.

Начнем с описания рационального и эмоционального типов конфликтов. Рациональные конфликты охватывают сферу разум-ного делового соперничества: борьба идей в науке, спор о назна-чении того или иного лица на руководящую должность, выработ-ка стратегии управления организацией и т.д. Рациональные кон-фликты сравнительно легко разрешимы: необходимо только признать наличие противоречивых интересов, всесторонне обсу-дить ситуацию и прийти к общему решению.

Конфликт обретает эмоциональный характер. Причина конфликта может вообще забыться, а противостояние сопернику становится самоцелью. Противоположная сторона вос-принимается как средоточие всех зол и бед.

Эмоциональные конфликты фактически не поддаются регули-рованию. Особенно опасен эмоциональный конфликт, когда в него включены большие массы людей. Ярким примером массово-го эмоционального конфликта является конфликт межнациональ-ный. Такие КОНФЛИКТЫ отличаются длительностью и часто сопро-вождаются жестокостью.

А.Г.Здравомыслов приводит следующую типологию конфликтов:

1. Межиндивидуальные конфликты.

2. Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно

выделить:

группы интересов,

группы этнонационального характера, группы, объединенные общностью положения.

3. Конфликты между ассоциациями (партиями).

4. Внутри и межинституциональные конфликты.

5. Конфликты между секторами общественного разделения труда.

6. Конфликты между государственными образованиями.

7. Конфликт между культурами или типами культур. Эта типология основана на выделении субъектов конфликта. Можно типологизировать конфликты также по «объекту» конф-ликтного взаимодействия. В таком случае можно выделить:

1. Экономические конфликты (экономические интересы).

2. Политические конфликты (власть, влияние).

3. Ценностные конфликты (убеждения, идеи).

4. Статусные конфликты (положение, должность, престиж). Конфликты могут иметь и комплексный характер, т.е. порож-даться целым комплексом причин. Комплексным характером об-ладают, как правило, межнациональные конфликты. Столкнове-ние между представителями разных национальностей порождают-ся борьбой за повышение статуса, за политическое влияние, право

В целом, классификация социальных конфликтов может быть представлена следующим образом:

* Личностный конфликт -- включает конфликты, происходящие так сказать внутри личности, на уровне ее индивидуального со-знания.

* Межличностный конфликт -- разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.

* Межгрупповой конфликт -- это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами.

* Конфликт принадлежности - когда индивиды имеют как бы

двойную принадлежность, например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы или когда индивид вхо-дит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.

* Конфликт с внешней средой -- индивиды, составляющие груп-пу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны адми-нистративных и экономических норм и предписаний. Они всту-пают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Типологию социального конфликта можно представить и та-ким образом:

* Конфронтация -- пассивное противостояние групп с противо-борствующими политическими, экономическими или социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает фор-му открытого столкновения, но предполагает наличие неустрани-мых разногласий и оказание давления.

* Соперничество -- борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной груп-пы, социальной организации. Цель соперничества -- приобрете-ние лучших позиций, признания; демонстрация превосходства путем достижения престижных целей.

* Конкуренция -- особый тип конфликта, его цель -- получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

Кроме того, есть конфликты типа схватки, когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно

только на победу; дебатов, где возможны спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс; игр. если обе сторо-ны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никог-да не завершаются и не могут завершаться разрушением всей струк-туры отношений. Этот вывод имеет важное значение, так как снимает ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов, будь то в международных отношениях или внутри общества.

Конфликт с точки зрения социологии -- это прежде всего мо-дель поведения с особым распределением ролей, последова-тельностью событий, способами выражения взглядов, ценност-ных ориентации, формами отстаивания интересов, целей.

Возможны и позитивные, и негативные последствия социальных конфликтов. Основные позитивные последствия конфликта Заключаются в следующем; во-первых, конфликты способствуют раз-решению накопившихся в обществе противоречий и, во-вторых. стимулируют процесс социальных изменений. Кроме того, кон-фликты дают возможность подавляемым группам занять более ДОстойное место в обществе. Конфликты также, хоть это и кажется парадоксальным, могут способствовать сближению конфликтую-щих групп, так как конфликтное взаимодействие -- это все же взаимодействие, а не полное отчуждение и изоляция групп. Кон-фликты также способствуют усилению сплоченности каждого из соперничающих лагерей и таким образом служат интеграции пусть не всего, но хотя бы части общества.

Негативные последствия конфликтов более наглядны и очевид-ны. Это напряженность в обществе, возможные разрушения и жертвы, дестабилизация общества, дезинтеграция.

В заключение необходимо отметить, что для нейтрализации отрицательных последствий конфликтов в обществе формируются специальные институты, которые регулируют конфликты и вво-дят их в определяемые законом рамки. Так, институт политичес-ких партий ввел в формальные, законом очерченные рамки конф-ликт между разными группами и слоями общества.

Литература

1. Здравомыслов А.Г.Социология конфликта. -- М.: Просвещение, 1997

2. Перов Г.О. Социология.- Ростов н/Д, 2002




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба)
Реферат «Особенности урока в личностно-ориентированном обучении, планирование и технология проведения урока»
Реферат A Critical Analysis Of A Midsummer Night
Реферат Иследование развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного взраста
Реферат Изобретение паровой машины Ползуновым
Реферат Latin American History Essay Research Paper History
Реферат The Founding Fathers And Slavery Essay Research
Реферат Быт и нравы барской Москвы
Реферат Кооперативное движение в условиях фермерских и крестьянских хозяйств
Реферат Деятельность пресс-служб политический партий
Реферат Социальная политика государства и здравоохранение
Реферат Подобие фигур
Реферат Рекламная стратегия по продвижению торгового предприятия
Реферат Задачи Пятого Турнира Юных Математиков
Реферат Библиотека как социально-культурный институт