24
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
дисциплина: социология права
РЕФЕРАТ
по теме: «Правовая социализация личности»
Подготовил:
доцент кафедры Г и СЭД
подполковник милиции
И.С. Городовой
Белгород - 2008
План реферата |
Страницы |
|
Вступительная часть |
4 |
|
1. Процессы правовой социализации |
5 |
|
2. Факторы правового поведения |
8 |
|
3. Правовая социализация личности |
10 |
|
4. Механизм принятия юридически значимого решения |
19 |
|
Заключительная часть (подведение итогов) |
24 |
Литература:
I. Основная
Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. - М., 2000.
Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2000.
Социология права: Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.
Юридическая социология. Учебник для вузов. - М., 2000.
II. Дополнительная
Лелеков В.А., Тямкин А.В. Защищенность личности от преступных посягательств // Социологические исследования. - 2005. - № 6.
Подгурецкий А. Очерк социологии права. - М., 1974.
Фаткуллин Ф.Н., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. - Казань, 1977.
Эффективность правовых норм. - М., 1980.
Явич С.Л. Об исследовании механизма действия права // Советское государство и право. - 1973. № 8.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:
При формулировании целей правового регулирования:
- в объекте социального управления выделяются те стороны, которые превращают этот объект в предмет правового регулирования,
- устанавливаются пределы государственного вмешательства,
- выбираются методы правового воздействия,
- определяются отрасли права и необходимые для принятия законы в соответствии с целями политики в данной сфере управления.
Государству принадлежит и должен принадлежать приоритет при выявлении общего интереса.
Именно на основе представлений об общем интересе государство вырабатывает политику в той или иной сфере регулирования.
Если исследовать понятийный аппарат граждан, то для большинства государственный и общий интерес являются синонимами.
Право, являясь регулятором общественных отношений, выражает интересы различных социальных групп и общностей.
Эти интересы весьма многообразны, и право призвано их выразить в нормативно-концентрированной форме.
Борьба в сфере принятия законов является отражением борьбы интересов различных социальных слоев и групп.
Не определив по существу различий в интересах и не встав открыто на ту или иную позицию, законодатель не может создать непротиворечивую, эффективно действующую систему законодательства.
Правовая система может ориентироваться на различные схемы взаимоотношения «индивид-общество», т.е. на разные способы соотношения частного и общего интересов.
В развитых странах в основе вычленения общего интереса лежит процесс конкуренции частных интересов.
Задача государства - при помощи правовых средств гарантировать определенные правила конкуренции этих частных (групповых) интересов.
В России правовая система была построена так, что до возведения в закон общего интереса проходил длительный период, когда определялось, в чем же этот общий интерес заключается.
Способы определения общего интереса были не правовыми, но социально обусловленными.
Были и волюнтаризм, и ошибки, и субъективизм в определении общего интереса, но отсутствовала возможность осознанного возведения в закон интересов определенной группы в ущерб интересам иных групп.
В настоящее время лоббирование стало вполне одобряемой общественным мнением процедурой.
Социальная обусловленность закона значительно снижается, поскольку вместо общего интереса законодательно закрепляется групповой.
Данное обстоятельство существенно меняет общее отношение граждан к законам, государству, органам власти, государственным институтам, значительно затрудняет правовое регулирование.
В связи с этим одной из актуальных задач социологии права является разработка процедур определения общего интереса на основе выявления интересов различных групп, слоев, иных социальных общностей.
Выявлению этих интересов, учету и правильному отражению способствуют обобщение материалов социологических исследований, объективный анализ общественного мнения.
2. Факторы правового поведения
Процесс реализации права следует понимать как достижение социальных целей в ходе действия правовой нормы. В этом процессе можно выделить два наиболее существенных социально-психологических механизма:
- механизм правовой социализации;
- механизм принятия юридически значимого решения.
Эти два механизма представляются наиболее значимыми для оценки возможностей реализации применяемых правовых актов.
I. Для того, чтобы норма могла быть реализована, она должна быть:
- усвоена участниками правоотношений,
- переведена во внутренний план,
- закреплена в мотивах, потребностях, целях индивида.
При этом не только норма, но и основные элементы правовой системы должны найти отражение во внутрипсихологических особенностях личности.
Отсюда ясно, что механизмы правовой социализации создают как бы основы правового поведения гражданина.
Социализация - это основа правомерного поведения. Она заменяет внешние санкции внутренним контролем. Это долговременный аспект.
II. Перед принятием решения граждане соотносят наличную ситуацию с нормой. Решение принимается на основе:
- всего комплекса правовых знаний,
- сформированного отношения к основным элементам правовой системы,
- своей позиции,
- интересов,
- потребностей,
- знания конкретного закона.
В значительной степени характер этого решения уже предопределен степенью и характером социализации индивида. Это ситуативный аспект.
В единстве эти два социально-психологических механизма - механизм социализации и механизм принятия юридически значимого решения - предопределяют правовое поведение индивида.
Предметом правового регулирования на уровне индивида является правовое поведение.
Индивид интересует право только в аспекте его поведения, деятельности.
Однако в системе действующих норм права важно учитывать:
- ценностные ориентации,
- установки,
- мотивы,
- иные внутрипсихологические механизмы индивидуального поведения.
Правовое поведение - это не всякое социально значимое поведение, а лишь поведение, которому свойственны следующие признаки:
1) четкая регламентированность законом или иными правовыми актами. Правовое поведение должно быть предусмотрено нормами права - предписывающими, разрешающими или запрещающими;
2) подконтрольность государству в виде его правоприменительных или правоохранительных органов;
3) способность повлечь юридически значимые последствия.
Различают правомерное и противоправное поведение. Механизм реализации права различен для правомерного и противоправного поведения. В первом случае речь идет о действии разрешающих и обязывающих норм. Во втором - в случае противоправного поведения - о действии запрещающих норм.
Таким образом, правовое поведение индивида предопределяется правовой социализацией и принятием юридически значимого решения.
3. Правовая социализация личности
Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе».
Социализация - это процесс поэтапного включения индивида в социальную жизнь общества.
Результатом этого включения является формирование личности, занимающей определенную позицию в многообразных общественных отношениях.
Правовая социализация - это замена правомерного поведения по принуждению правомерным поведением, обусловленным личностными особенностями.
Цели правовой социализации оказываются достигнутыми тогда, когда индивиды достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества.
Они должны желать делать то, что необходимо для общества.
Право, как вид социального регулирования, оказывает самое прямое влияние на процессы социализации, ориентируя индивида в многообразной социальной действительности.
Оптимизируют процессы социализации:
- факт правовой урегулированности общественных отношений,
- способ правового воздействия на них,
- определение должного и дозволяемого поведения,
- разнообразные запреты.
Правовая социализация - это процесс включения индивида в систему правоотношений данного общества на основе усвоения всей правовой культуры данного общества.
Можно говорить о правовой культуре как элементе культуры всего общества и правовой культуре индивида.
Структурные элементы правовой культуры - это компоненты юридической действительности в ракурсе эталонов поведения:
- право,
- правосознание,
- правовые отношения,
- законность и правопорядок,
- правомерная деятельность субъектов.
Можно и по иному рассмотреть правовую культуру и выделить следующие элементы:
- право, т.е. систему норм, выражающих государственные веления;
- правоотношения как систему общественных отношений, урегулированных правом;
- правовые учреждения, т.е. систему государственных органов, обеспечивающих правоприменение и правореализацию;
- правосознание;
- правовое поведение, т.е. систему практической деятельности по исполнению и применению права.
Показателем высокого уровня развития индивида является его правовая культура. Она проявляется:
- в его подготовленности к восприятию правовых идей и законов,
- в умениях и навыках пользования правом,
- в оценке собственных знаний права.
Различают три уровня правовой культуры:
- обыденный,
- профессиональный,
- теоретический или научный.
Результатом усвоения правовой культуры на уровне индивида может быть формирование научного, профессионального или обыденного сознания индивида.
Следует учитывать, что в индивидуальном сознании присутствуют элементы научного, профессионального и обыденного в специфическом для данного индивида сочетании.
Только преобладание тех или иных элементов позволяет условно различать эти формы.
Когда речь идет об обыденном правосознании, то обычно имеют в виду сознание массовое.
Т.е. обыденное правосознание - сознание граждан, чьи правовые представления в несистематизированном виде включены в их повседневную практику.
В основе профессионального правосознания лежит усвоение:
1) общих принципов права, правовых норм, связанных с профессиональной деятельностью;
2) профессиональных стереотипов, устоявшихся форм и приемов деятельности;
3) групповых профессиональных оценок, социальных предпочтений.
В основе научного правосознания лежат более объемные представления о действии всей правовой системы.
Правовая действительность осваивается в ее сущностных характеристиках.
Правовые факторы соотносятся с социальными.
Близко к понятию правовой культуры стоит понятие правовой системы.
Если правовая культура берет явления правовой действительности в статике, то правовая система оценивает эти явления в динамике - как некоторую действующую целостность.
Правовую систему образуют в совокупности три определяющих правовых явления:
писаное право как система норм,
юридическая практика,
правовая идеология».
При этом юридическая практика включает в себя элементы правовой культуры:
правоотношения,
правовые учреждения,
правовое поведение.
В ходе социализации индивид усваивает не только нормы и законы, но и все элементы правовой системы, в том числе правовые понятия.
Таким образом, основу правовой социализации составляют:
- усвоение правовых норм и занятие определенной позиции по отношению к этим нормам;
- оценка непосредственной реализации норм в юридической практике, выработка отношения к правовым институтам и учреждениям;
- усвоение правовой идеологии как системного, научно обоснованного отражения правовой действительности в идеях, понятиях, принципах.
а) Наиболее исследованы процессы усвоения правовых норм, конкретных законов. Конкретно-социологические исследования позволяют изучать вербализованное отношение:
- к знаемым нормам, отдельным положениям закона,
- к конкретным законам, комплексам законов, регулирующих однородные общественные отношения.
б) Не менее изученным (хотя и недостаточно систематизированным) является отношение граждан к реализации законов.
в) Перспективным (хотя и недостаточно разработанным) направлением социологии права является изучение правовых понятий граждан.
Еще предстоит исследовать:
субъективную освоенность правовых понятий,
зависимость конкретного правового поведения от степени объемности этих понятий,
соотношения значения и смысла правовых понятий.
При этом важно учитывать, что нет универсальных правовых понятий.
Традиционный подход к усвоению в процессе социализации правовых норм предполагает, что индивид:
знает эти нормы;
формирует отношение к ним;
следует той или иной модели поведения.
Наибольшее число исследований в социологии права посвящено именно проблемам знания права:
осведомленность граждан о тех или иных нормах,
способы получения информации,
степень доверия к источникам информирования и т.д.
Важным фактором, влияющим на принятие юридически значимого решения, является информированность граждан и должностных лиц, принимающих решение во исполнение закона.
Данные различных социологических исследований свидетельствуют, что уровень информированности явно недостаточен для обеспечения правомерного поведения.
При этом степень информированности населения снижается по мере движения правоприменительной цепочки.
Т.е. об исходных нормах знает большее число граждан, чем о конкретизирующей правовой норме.
Менее всего граждане информированы о правоприменительном акте.
Таким образом, источником формирования знаний о праве и правовых нормах зачастую служит непосредственное наблюдение:
за поведением граждан, нарушающих или соблюдающих закон,
за применением и неприменением санкций,
за способами правового и иного социального контроля - как в реальной жизни обеспечивается выполнение социальных требований, закрепленных законом.
Менее разработанным представляется формирование отношения к знаемым нормам.
Формирование отношения граждан к действующим нормам является одним из важнейших элементов социально-правового механизма действия права.
С прагматической точки зрения в отношении к норме права выделяются действие и противодействие существующим нормам:
их принятие или отторжение,
выполнение,
игнорирование,
нарушение,
фактическое или формальное следование.
Подобная классификация достаточно функциональна, поскольку позволяет изучать реальное поведение, реализующее нормы права.
Действие права предполагает, что индивид должен знать нормы, в соответствии с которыми он выбирает ту или иную модель поведения.
Общеизвестно, что незнание закона не освобождает от ответственности.
Индивидуальное поведение, как противоправное, так и правомерное может осуществляться не на основе знания права, а на основе усвоения правовой нормы из юридической практики применения нормы, ее практически действенного осуществления.
Это важно при экстраполяции данных, полученных в ходе опросов, на возможное правовое поведение.
Можно выделить три вида правовой социализации:
социализацию посредством научения,
социализацию путем передачи опыта,
«символическую социализацию».
Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм.
Социализация на собственном и чужом опыте происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей.
Символическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.
Правовое воспитание - важная часть системы общей социализации индивида.
Правовое воспитание осуществляется путем целенаправленной правовой пропаганды, просвещения и обучения.
От качества правового воспитания во многом зависит уровень развития личности.
Для усвоения правовых знаний необходимы и собственные усилия, то есть самовоспитание.
Долгое время в науке господствовало представление о правовом воспитании и самовоспитании как непрерывном процессе накопления знаний о праве.
Недостаток этого подхода состоит в том, что не уделяется должного внимания формированию общей и правовой культуры.
Правовая культура, формирующаяся в процессе правовой социализации, ориентирована на развитие правового сознания граждан.
Она воздействует на человека сразу в нескольких направлениях.
Во-первых, она способствует социализации индивида, формируя у него способность играть определенные социальные роли, соответствовать принятым в обществе образцам поведения. Тем самым социализация формирует личность человека и приспосабливает его к жизни в обществе.
Во-вторых, правовая культура влияет на установление индивидом определенной системы ценностей.
В-третьих, она вырабатывает навыки, привычки и стереотипы правового поведения.
Правовая социализация - это не только формирование навыков социального поведения, соответствующих правовым нормам общества.
Это еще и «овнутрение» таких норм, возникновение внутренней мотивации, ориентирующей личность на их соблюдение.
Началом этого процесса становится усвоение в детстве
норм социального поведения,
норм общения и взаимодействия людей,
социальных и нравственных запретов и требований.
Позже правовая социализация принимает более отчетливые формы.
Это происходит тогда, когда уже взрослый человек становится полноценным участником правоотношений и сталкивается с необходимостью:
самостоятельно отстаивать свои права,
цивилизованно вступать во взаимоотношения с другими людьми,
выполнять свои обязанности перед обществом.
Т.е. в процессе правовой социализации происходит интеграция личности в широкий социальный контекст.
Однако в ходе социализации могут возникать и искажения, деформации.
Они приводят впоследствии к появлению у индивида криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударственного поведения.
Таким образом, под правовой социализацией понимается процесс освоения (интернализации) личностью стандартов нормативного, правомерного поведения.
Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности.
Она имеет исторически обусловленный характер.
Правовая социализация заключается в усвоении индивидом правовых норм и правил социального существования в обществе.
4. Механизм принятия юридически значимого решения
Под механизмом реализации закона, понимают процесс воплощения норм (закона) в фактическом поведении субъекта. Субъектом, применяющим норму в конечном звене, может быть гражданин, организация, должностное лицо.
Социология правореализации, изучая практику применения норм, особое внимание уделяет принятию юридически значимого решения указанными субъектами.
Специфическими субъектами принятия юридически значимого решения являются должностные лица. Именно их поведение в большей мере изучается в социологии правореализации.
«В окончательном виде правовое регулирование получает выражение в том массиве конкретных решений, бремя ответственности за которые берут на себя должностные лица и органы, осуществляющие применение права». Совокупность этих решений и практическое воплощение их в жизнь поведением конкретных участников правоотношений - вот та форма, в которой юридическая действительность презентируется обычным гражданам. Именно поэтому в социологии правореализации особое внимание уделяется изучению факторов, влияющих на принятие решения должностными лицами. В этом плане представляют интерес приводимые ниже данные опроса.
Таким образом, можно выделить три наиболее значимых фактора принятия должностного решения:
1. Решение организатора деятельности государственного органа.
2. Нормативные акты, регламентирующие деятельность данного органа.
3. Личная оценка ситуации.
В совокупности эти факторы свидетельствуют о том, что государственные служащие в большинстве идентифицируют свою позицию с позицией государственного органа, представителями которого являются.
Варианты ответов на вопрос: чем, по вашему мнению, преимущественно руководствуются государственные служащие вашей организации при выполнении своих должностных обязанностей? |
||
Должностными инструкциями |
53,6% |
|
Указаниями непосредственного руководителя и частично должностными инструкциями |
69,9% |
|
Только указаниями непосредственного руководителя |
17,8% |
|
Личной ответственностью за порученное дело |
61,2% |
|
Собственными представлениями о том, какие должностные обязанности следует выполнять |
15,7% |
|
Интересами своей организации |
28,0% |
|
Интересами общества |
13,0% |
|
Иное |
1,7% |
Государственный орган принимает решение в соответствии с его компетенцией. Поскольку процесс принятия решения на уровне государственного органа, как правило, изучается теорией управления, мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе. Тем более, что процедура принятия решения, компетенция любого органа государственной власти достаточно подробно регламентированы в положениях и иных нормативных документах. Нас интересует только социологический аспект: отношение госслужащих к роли и влиянию государственного органа на объект управления и учет позиции населения в решениях, принимаемых государственными органами. Социологическое изучение позиции госслужащих тем более важно, что, как показывает практика, в настоящее время часто встречается ситуация, когда государственные служащие не используют предоставленные законом полномочия и не принимают решения в пределах своей компетенции. Это, естественно, приводит к тому, что необходимые, назревшие решения госорганом не принимаются.
Вот как, например, расценивается государственными служащими место государственного органа в системе государственного управления по ряду показателей. Обнаруживается интересная, хотя и не очень отчетливо выраженная тенденция: компетентность решений государственного органа оценивается выше, чем степень решения практических задач, что демонстрируют приводимые ниже данные.
Результаты опроса
Варианты ответов на вопрос: как вы оцениваете изменения в деятельности вашего органа власти по следующим показателям |
Возросло |
Не изменилось |
Уменьшилось |
Затрудняюсь ответить |
Не ответили |
|
Влияние вашего органа власти в системе государственного управления |
60,4 |
18,9 |
8,3 |
12,0 |
0,4 |
|
Компетентность в решении государственных задач |
65,5 |
19,4 |
4,2 |
10,6 |
0,3 |
|
Эффективность решения практических задач |
61,8 |
20,5 |
7,3 |
9,9 |
0,5 |
|
Направленность работы на нужды населения |
63,2 |
21,5 |
5,2 |
8,9 |
0,8 |
|
Изменения влиятельности в будущем |
65,5 |
19,1 |
2,6 |
12,5 |
0,3 |
Что касается юридически значимых решений конкретных граждан, то их принятие связано как с общим отношением к праву, так и с оценкой конкретных законов и норм. В контексте общего отношения к праву как фактору принятия решения, прежде всего, следует остановиться на психологической структуре деятельности. Именно деятельность - это то, что непосредственным образом связывает индивида с действительностью. Анализ деятельности, ее составляющих - это прежде всего психологический анализ.
С точки зрения психологической структуры любое поведение, в том числе правовое, может быть представлено в виде деятельности, действий и операций. Одни и те же поведенческие акты могут занимать в системе человеческих деятельностных отношений разные места - деятельность, действия, операции.
Деятельность соотносится с предметом деятельности. Предмет деятельности направляет активность индивида и одновременно побуждает эту активность. Таким образом, в деятельности мотив и цель совпадают.
Второй уровень - это действия, из которых состоит деятельность. С точки зрения психологической структуры действие подчинено «представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть сознательной цели». В основе деятельности лежит мотив, в основе действия - цель. Таким образом, в действии функции побуждения и направленности (цель и мотив) оказываются разделенными.
Именно на стадии формирования действий происходит процесс целеобразования - сложный процесс выделения и осознания целей. Именно здесь значение права максимально.
Следующий уровень психологической структуры деятельности - это операции. Конкретизация выделенных целей всегда зависит от условий их достижения. Поэтому всякое действие «имеет свой операциональный аспект, который определяется не самой целью, а объективно предметными условиями ее достижения». Способ осуществления действий называется операцией.
При принятии решения, имеющего юридически значимые последствия, необходимо, чтобы индивид выделил фактор права. Важно, чтобы -индивид осознавал факт юридической урегулированности. При этом следование правовому предписанию может быть целью, мотивом, условием деятельности индивида. Самым прямым образом это сказывается на принятии индивидом решения о правомерном или противоправном поведении.
Помимо ориентации на право как социальную ценность, принятие решения о том или ином юридически значимом поведении предполагает знание:
- конкретной нормы, предоставляющей права и возлагающей обязанности;
- процедурных и процессуальных моментов реализации прав и обязанностей;
- полномочий и компетенции органов управления, от которых зависит реализация прав и обязанностей;
- правозащитных механизмов, позволяющих восстановить нарушенные права.
Принимая решение о юридически значимом поведении, индивид прежде всего ориентируется на социальную обусловленность этого поведения. При этом у него должны быть сформированы представления о:
- политике государства в конкретной сфере управления как целостной системе мероприятий;
- целях, на достижение которых направлены конкретные законы, обеспечивающие эту политику;
- социально-экономических условиях, в которых эти цели реализуются;
- массовом поведении граждан, реализующих или нет положения данных законов;
- общественном мнении, в котором отражено отношение к данным законам и реализующим их органам власти.
Заключение
Таким образом, один из важнейших механизмов социально-правового регулирования - правовая социализация, в ходе которой осуществляется целенаправленное формирование личности, для которой санкционированные правом требования являются обязательным условием принятия решения о поведении, имеющем юридически значимые последствия.
Кроме того, индивиды в ходе социализации интериоризуют правовую систему как целостность, включающую: 1) систему норм, с той или иной полнотой регулирующих общественные отношения; 2) юридическую практику, формируя одновременно отношение к правовым институтам и учреждениям; 3) правовую идеологию, понимаемую как система правовых взглядов, понятий, теорий.
С другой стороны, социально-экономический порядок, составляющий ядро правовой системы, обусловливает формирование личности конкретного индивида и помимо правовых воздействий. Таким образом, происходит как бы двойное социальное обуславливание в ходе правовой и общей социализации.
Если личный опыт индивида не совпадает с тем, что закреплен в правовой системе, возникает правовой нигилизм, деформируется личность, снижаются регулятивные возможности права.
Список используемой литературы
1. Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. - Изд. 2-е. - Ростов н /Д: Феникс, 2002.
2. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. - М., 2000.
3. Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2000.
4. Лелеков В.А., Тямкин А.В. Защищенность личности от преступных посягательств // Социологические исследования. - 2005. - № 6.
5. Подгурецкий А. Очерк социологии права. - М., 1974.
6. Социология права: Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.
7. Фаткуллин Ф.Н., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. - Казань, 1977.
8. Эффективность правовых норм. - М., 1980.
9. Юридическая социология. Учебник для вузов. - М., 2000.
10. Явич С.Л. Об исследовании механизма действия права // Советское государство и право. - 1973. № 8.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |