Федеральное агентство по образованию
Поволжский Государственный Университет Сервиса
Кафедра «Современное естествознание»
Реферат по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Вариант № 56
Тема: «Эволюция становления интеллекта»
Выполнил: студент группы УК- 101
Волкова Ирина
Проверил: к. п. н., доцент
Смоленский В. В.
Тольятти,
2009
Содержание.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Интеллект и первичные способности………………………………………….5
3.Понятие о коэффициенте интеллектуальности (IQ)………………………….6
4.Этапы эволюции интеллекта…………………………………………………...7
5.Эволюция человечества повторяет эволюцию мозга в филогенезе и онтогенезе…………………………………………………………………………………8
6.Человечество как предел, тупик или этап эволюции интеллекта?................10
7.Результаты эволюции информационно-интеллектуальных систем………..11
8.Сравнительный анализ физиологических возможностей мозга человека и функционального информационного потенциала человечества……………..12
9.Человечество – автономная информационно-интеллектуальная биосистема………………………………………………………………………………….13
10.Вывод………………………………………………………………………….16
11.Список литературы…………………………………………………………...17
Введение.
Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект - черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы.
Еще в 1816 году немецкий астроном Бессель утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости их реакции на световую вспышку.
В 1884 году английский ученый Гальтон (родственник Дарвина) предъявлял серию тестов лицам, посещавшим Лондонскую выставку. Гальтон был убежден, что представители определенных семей биологически и интеллектуально выше других людей, а также, что женщины в этом отношении явно уступают мужчинам. На выставке Гальтон предлагал десяти тысячам людей подвергнуться различным измерениям (рост, окружность головы и др.) и испытаниям (разного рода тестам на зрительное различение и мышечную силу). К его большому удивлению, по этим данным выдающиеся деятели науки не отличались от простых смертных. Более того, ему пришлось констатировать, что у женщин многие показатели оказались лучше, чем у мужчин.
В 1885 году Дж. Кэттелл разработал с десяток более «психологичных» тестов, которые он назвал «ментальными». В этих тестах определялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия определенных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв, запоминаемых после прослушивания буквенных рядов, и т. п. С помощью этих тестов Кэттелл определил параметры реакций на раздражители разной силы. Оказалось, например, что среднее время восприятия звука составляет около 0,1 секунды, а среднее время реакции на тот же звук - примерно 0,2 секунды. Особенно важным результатом явился тот факт, что если у большинства людей эти< показатели лишь ненамного отклоняются от среднего уровня, то у какой-то части испытуемых время реакции было значительно больше или меньше наиболее типичных величин.
Представления, сформировавшиеся в результате двух этих разнообразных исследований, легли в основу способов объективной оценки интеллекта. При этом была создана определенная концепция человеческого разума, продержавшаяся в течение многих лет.
В тестах, которые были разработаны позже, показателем эффективности служило время, затраченное испытуемым на решение предложенных задач. Главным измерительным прибором психологов стал хронометр: чем быстрее справлялся с заданием испытуемый, тем больше он набирал очков.
При этом по одну сторону от среднего уровня оказывались «отсталые», а по другую - «сверходаренные». И наконец, периодически всплывало представление о том, что интеллект должен быть наследственным свойством и составлять в основном прерогативу белой «расы». Это представление и до сих пор дискутируется на страницах солидных научных журналов.
Между тем ученые, разработавшие первые тесты на интеллект , рассматривали это свойство более широко. По их мнению, человек, обладающий интеллектом, - это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».
Эту точку зрения разделял и Векслер ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «интеллект-это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е., короче говоря, «успешно меряться силами с окружающим миром».
Интеллект и первичные способности.
Многие психологи поняли, что представление о едином интеллекте не вполне соответствует действительности и не отражает всего разнообразия задач, которые возникают при адаптации к окружающему миру. Каждый человек в повседневной жизни действует по-своему, и его интеллект при этом проявляется в его перцептивных, мнемических, языковых, счетных и иных способностях.
Тёрстоун с помощью статистических методов исследовал эти различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
вербальное восприятие, т. с. способность понимать устную и письменную речь;
пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
память;
способность к рассуждению;
быстроту восприятия сходств или различий между предметами или изображениями, а также их деталей.
По мнению Тёрстоуна, достаточно лишь разработать тесты на каждую из этих способностей, и можно будет вычертить профиль интеллектуального потенциала индивидуума. Оказалось, однако, что все эти способности отнюдь не столь независимы друг от друга, как полагал Тёрстоун, и что необходима еще большая детализация факторов интеллекта.
Некоторые психологи, например Гилфорд, выделили до 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операции они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (как мы уже знаем, оно может быть образным, символическим, семантическим или поведенческим).
Специфика интеллектуальной активности в зависимости от выполняемой задачи. В отличие от всех упомянутых выше психологов Томсон не остановился на анализе способностей или факторов, благодаря которым могут решаться различные задачи. Он занялся изучением самих этих задач и всей совокупности факторов, которые нужны для их решения. Томсон отмечал, что для выполнения любого задания - будь то приготовление какого-то блюда, овладение музыкальным инструментом, ремонт автомобильного мотора или изучение раздела нашей книги - необходимо одновременное участие множества различных и, как правило, специфических факторов.
Кроме того, становление каждого из этих факторов индивидуально.
Оно зависит от накопленного багажа знаний и от особенностей мышления и действия, которые могут быть врожденными или приобретенными. Поэтому, как полагает Томсон, очень трудно или даже невозможно измерять и сравнивать между собой столь разнообразные и индивидуальные способности.
Уровни интеллекта. По мнению некоторых психологов, одни задачи требуют конкретного, а другие - абстрактного интеллекта.
Конкретный, или практический, интеллект помогает нам решать повседневные проблемы и ориентироваться в наших взаимоотношениях с различными предметами. В связи с этим Йенсен относит к первому уровню интеллекта так называемые ассоциативные способности, позволяющие использовать определенные навыки или знания и вообще информацию, хранящуюся в памяти. Что касается абстрактного интеллекта, то с его помощью мы оперируем словами и понятиями, и Йенсен относит его ко второму уровню интеллекта - уровню когнитивных способностей.
По мнению Йенсена, соотношение между этими двумя уровнями у каждого человека определяется наследственными факторами.
Оценка интеллекта. Тесты для оценки интеллекта появились еще в начале нынешнего века, когда французское правительство поручило Бине составить шкалу интеллектуальных способностей для школьников. В 1881 году было введено всеобщее обязательное обучение. Это быстро привело к тому, что в перегруженных классах оказались вместе и «одаренные», и явно «отсталые» дети, объединенные лишь по возрастному признаку. Задача Бине заключалась в том, чтобы более правильно распределить школьников по ступеням обучения в зависимости от их «интеллекта».
Требование, которое школа предъявляла (и, как мы уже знаем, предъявляет по сей день) к ученику, - это быстрое выполнение заданий, требующее мобилизации памяти, формирования понятий и решения проблем, имеющих порой лишь отдаленное отношение к повседневному опыту ребенка. Главной бедой преподавателей при этом стала медленная работа некоторых детей, из-за которых отставал весь класс. В связи с этим понадобились критерии для того, чтобы «медленных» детей направлять в более младшие классы, а. «средние» и «быстрые» ученики могли продвигаться с достаточной по принятым педагогическим критериям скоростью.
Именно исходя из такой концепции обучения и соответствующего ей типа интеллекта, Бине и создал свою шкалу, которая была опубликована им в 1905 году.
Понятие о коэффициенте интеллектуальности (IQ).
Разница, например, в 30 месяцев (2,5 года) между умственным и хронологическим возрастом для ребенка 5 лет и 12,5 лет - не одно и то же. В первом случае эта разница составляет половину хронологического возраста, а во втором - всего лишь 1/5.
В связи с этим немецкий психолог Штерн в 1912 году предложил математическое уравнение, позволяющее независимо от хронологического возраста ребенка «соотнести» его с «нормальными» детьми этого же возраста. В результате очень простых расчетов он получил некий показатель, отражающий связь между умственным и хронологическим возрастом; он назвал этот показатель коэффициентом интеллектуальности (IQ).
Концепция такого коэффициента основана на представлении о том, что нормальный ребенок-это такой ребенок, у которого умственный возраст соответствует хронологическому.
Распределение уровня интеллекта. Распределение людей по результатам гестов на интеллект впервые изучил Термен. В 1937 году он собрал результаты тестирования 2904 детей в возрасте от 2 до 18 лет. Оказалось, что эти результаты дают более или менее равномерное «колоколообразное» распределение. Из статистики известно, что все индивидуальные показатели в пределах стандартного отклонения от средней составляют 68% общего числа показателей (34% в одну сторону и 34% в другую). Поэтому 1974 ребенка, «укладывающиеся» в 68% с баллами от 84(100— 16) до 116 (100 + 16), могут, по мнению Термена, считаться индивидуумами со средним интеллектом. Что касается остальной, менее многочисленной группы детей, результаты которых соответствовали крайним участкам распределения, то отклонения в меньшую сторону расценивались как сниженный интеллект или умственная отсталость, а отклонения в большую сторону - как повышенный уровень интеллекта.
Оказалось, однако, что разделение людей на «средних», «отсталых» и «сверходаренных» мало что говорит об их истинной социальной ценности. Кроме того, когда Термен и его сотрудники длительно прослеживали судьбу людей с повышенным IQ, был выявлен поразительный факт: ни один из них не стал ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни Пикассо. Никто из этих людей не оставил сколько-нибудь заметного следа в истории своей страны. «Сверходаренные» испытуемые Термена стали честными гражданами, добились прекрасного социального положения, но ни один из них не стал гениальным творцом.
Что же помешало этим людям добиться каких-то исключительных успехов? Нет ли какого-то особого качества, необходимого для решения проблем, разработки теорий или создания шедевров искусства, - качества,мк5 которое невозможно свести к интеллекту в обычном смысле этого слова и измерить соответствующими тестами?
Этапы эволюции интеллекта.
Человек или любое другое разумное существо, обладающее познавательными возможностями человека, может оказаться пределом развития разума во Вселенной, если его интеллектуального потенциала (познавательных моделей) вполне достаточно для исчерпывающего познания Вселенной. Аналогично тому, как четырех нуклеотида в ДНК оказалось достаточным для развития всего многообразия разумных созданий на Земле. Мы ведь не наблюдаем на Земле разумных созданий, содержащих не только больше или меньше 4 нуклеотидов в ДНК, но и функционирующих на другом наборе нуклеотидов или на других элементах.
Из этих данных следует, что существует, вероятно, минимально необходимый начальный уровень сложности организации разумных существ, с которого стартует эволюция высокоинтеллектуальных созданий. Как только этот минимальный предел сложности достигается, потенциальная эволюционная ниша на планете закрывается этим стартовым, для эволюции высокоразвитого интеллекта, созданием.
Например, на Земле, для возникновения первичного носителя банка информации (ДНК) нужно, как минимум 4 нуклеотида, возможно, любого строения, но определенным образом взаимно согласованного. Как только такой квартет нуклеотидов возникает, дальнейшего усложнения носителя банка информации (ДНК) путем наращивания числа нуклеотидов более четырех или модификации нуклеотидного квартета уже не происходит - за ненадобностью. Далее носители банка информации, называемые вирусами, внедряются в безъядерные клетки, образуя ядерный одноклеточный организм, который с позиций нашей теории информации, можно уже рассматривать как самое примитивное полу-разумное существо (см. выше). Ядерные клетки, комбинируясь и модифицируясь, эволюционируют, в конечном счете, с одной стороны, в такое высокоинтеллектуального создание как человек, с другой стороны, в среду его обитания. Или, с системной точки зрения, в природный самоподдерживающийся живой комплекс (биосфера и ноосфера, по В.И. Вернадскому и Э. Леруа), который обладает познавательным потенциалом. Как показывают раскопки, никаких параллельных эволюций интеллекта, принципиально отличных от реализованных, на Земле не наблюдалось.
Первый потенциальный этап развития интеллекта определяется ближайшим очевидным рубежом эволюции на планете – возникновение вида разумного существа, неуничтожаемого в пределах планеты (Земля). Следующий потенциальный рубеж эволюции – неуничтожаемый разумный вид в пределах звездной системы (Солнечной). Эволюция интеллекта исчерпывается, когда возникает неуничтожаемый разумный вид, освоивший Вселенную. Если за пределами Вселенной существует пространство, совместимого с жизнедеятельностью интеллекта Вселенной, то эволюция разумного вида продолжается и за пределы Вселенной.
Эволюция человечества повторяет эволюцию мозга в филогенезе и онтогенезе.
В процессе эволюции численность человечества, в соответствии с математическими моделями С.П.Капицы, возрастает от двух первочеловеков до около 70 млн человек (ХХ век до н. э.), около 300 млн (к началу н. э.), около 1 млрд (к 30-м годам ХХ века н. э.), и может достигнуть своего максимума в 12.5-14 млрд (в ХХI-ХХII веках).
В процессе филогенеза (эволюционного развития организмов) численность нервных клеток возрастает от единиц у многоклеточных организмов, беспозвоночных, к позвоночным, высшим приматам (1 млрд у шимпанзе [4]) и, наконец, в процессе антропогенеза - к 10 - 100 млрд. в головном мозге взрослого человека.
В связи с недостатком точности в известных данных по количеству нервных клеток у различных животных, следует отметить статистику веса головного мозга, которая у млекопитающих описывается формулой, впервые предложенной О.Снеллом еще в 1891 году М мозга = a M тела 0.68 [16]. По уточнениям В.Стахла для млекопитающих действует закономерность М мозга = 0.01 M тела 0.70 и вес мозга у мелких животных от самого малого достигает у крупных животных – 4000 г у слона, 2800 г у кита. Для человека же М мозга = 0.08-0.09 M тела 0.66 [17] и средний вес головного мозга взрослого мужчины 1375 г, женщины – 1275 г (индивидуальные вариации – 900-2000 г). Отношение веса головного мозга к весу тела у человека превышает примерно в 4 раза таковое у животных и составляет около 10 % у новорожденного и 2.5 % у взрослого человека.
Онтогенез (индивидуальное развитие) есть быстрое и краткое повторение филогенеза – является основным биогенетическим законом, сформулированным Э.Геккелем в 1866 г. Онтогенез головного мозга берет свое начало от 1-2 первичных эмбриональных клеток, увеличивающихся в количестве при дроблении и делении, формирующих соответствующий зародышевый лепесток и его дифференцировку. К моменту рождения объем головного мозга плода человека достигает 375 см3, к 10 годам жизни - 1300 см3. При этом с одной стороны утверждают [М], что сроки генерации нейронов коры больших полушарий составляют примерно 65 дней из всей длительности периода внутриутробного развития (280 дней) и нейрогенез во всех отделах мозга заканчивается почти у всех животных в пренатальном периоде, а с другой – морфофункциональное созревание структур мозга заканчивается к 13 годам, становление дефинитивного типа функционирования мозговых структур следует относить к 16-17-летнему возрасту.
Экстраполируя по объему и весу мозга примерную численность нервных клеток можно предположить, что к моменту рождения численность нервных клеток может составлять 3-30 млрд. Таким образом, у новорожденного ребенка количество нервных клеток больше, чем у взрослого шимпанзе и больше, чем число населения Земли в первой половине ХХ века, но сравнимо в порядковом отношении с прогнозируемой максимальной численностью населения человечества на Земле в ХХI-ХХII вв.
К теории эволюции интеллекта. Из проведенного анализа можно сделать вывод: эволюция численности человечества повторяет эволюцию численности нервных клеток в филогенезе и онтогенезе мозга человека, и как следствие - эволюция человечества, возможно, повторяет некоторые количественные, а соответственно, от них зависящие качественные информационные, функциональные, параметрические, синергетические характеристики филогенеза и онтогенеза головного мозга человека. Мною предлагается термин: НООГЕНЕЗ – это эволюционное морфофункциональное развитие интеллекта.
По аналогии с основным биогенетическим законом выдвигается гипотеза основного закона эволюции человечества, описывающего связь между развитием человечества и эволюцией филогенеза и онтогенеза мозга человека: численность, автономность, ряд синергетически управляемых информационно-интеллектуальных функций, характеризующих человечество на различных этапах эволюции, начиная от его зарождения и кончая развитым состоянием, являются сжатым повторением отдельных черт длительной эволюции, пройденной нервной системой, от простейших форм в древние времена до настоящего мозга человека, и также является длительным повторением ряда характеристик эволюции, которую проходит индивидуальный головной мозг человека от эмбриональных клеток до развитого структурно-функционального состояния.
Иными словами, в эволюции человечества как единой целостной автономной организационно-замкнутой информационно-интеллектуальной биосистемы, проявляются в кратком повторении отдельные черты филогенеза и в длительном повторении некоторые характеристики онтогенеза мозга человека.
Человечество как предел, тупик или этап эволюции интеллекта?
Будет ли возникшее высокоинтеллектуальное существо (человек, например) эволюционировать в другой разумный вид при достижении очередного потенциального этапа эволюции, зависит от того, какими познавательными возможностями он обладает. Если возникший на определенном этапе эволюции разумный вид способен исчерпывающе постичь Вселенную и при ее освоении он не столкнется с угрозой своего полного уничтожения, то интеллект больше не эволюционирует. Нет мотивов (естественного отбора по Ч. Дарвину) для его дальнейшей эволюции. Аналогично тому, как нет на Земле разумных существ, созданных природой на другом, кроме существующего, принципе.
При неудачно выбранном старте, эволюция интеллекта может достичь своего тупика на любом из этапов. Очевидно, что утверждать априори нельзя, является ли прекращение изменчивости высокоразвитого вида, например человека на Земле, тупиком эволюции или же вид (человек) настолько интеллектуально совершенен, что может познать Вселенную и без дальнейшего преображения в новый еще более разумный вид. Но что можно утверждать точно – первый этап эволюции интеллекта в лице человечества достигнут! Его не может уничтожить никакой из видов существ на Земле. Самоуничтожение человечества или его уничтожение с гибелью Земли можно рассматривать как очередное поражение эволюции интеллекта. Первой, на научной памяти человечества, потерпела поражение эволюция динозавров, которые постепенно трансформировались во все более интеллектуальное существо, пока все не погибли при столкновении Земли с огромным астероидом.
С другой стороны, человечество по отношению к дальнейшей эволюции интеллекта, может находиться в таком же отношении, как четыре нуклеотида, к строению ДНК. Или молекула ДНК по отношению к разумным созданиям на Земле. Тогда человечество, являясь базисным элементом эволюции интеллекта во Вселенной, не станет больше изменяться как вид. Ведь не совершенствуются (модифицируются или заменяются) четыре базовые нуклеотиды в ДНК или тип строения ДНК разумных созданий! Следовательно, не исключено, что человечество представляет собой предел (тупик?) эволюции интеллекта на Земле. То есть эволюция разумных существ на Земле в лице человечества получила свое полное завершение!
Пока не видно, где та ДНК для человечества, в которую оно будет включено наподобие базисного нуклеотида? Но не исключено, что этого мы никогда и не увидим, наподобие того, как нуклеотиды, составляющие ДНК, не могут постичь своей роли в структуре ДНК.
Результаты эволюции информационно-интеллектуальных систем.
Иерархия и размерность мозга и человечества. Иерархические структуры организации автономных информационно-интеллектуальных систем мозга человека и всего человечества укладываются в 6-7 иерархий и в 10 размерных порядков.
Количество компонентов автономных информационно-интеллектуальных систем. Нервных клеток (нейронов) в головном мозге 109–1012, 1010 – 1011. Население Земли в конце ХХ века достигло 6 млрд. человек, а к XXII веку может достичь своего предельного максимума по прогностическим математическим моделям 12.5-14, расчетам ООН – 11.6-40 млрд. Таким образом, количество основных «компонентов», составляющих мозг человека и «компонентов» человечества приблизительно (в порядковом отношении) равно.
Количество компонентов информационно-интеллектуальной системы, объединенных в сеть. Мозг работает как единое целое, объединяющее 1010 –1011 клеток. В 10 см3 мозга, по приблизительным расчетам, содержится 8х106–8х109 нервных клеток. В глобальную компьютерную сеть интернет объединены около 9х106 пользователей, а количество телефонов и телевизоров примерно 2х109. Количество человек в социуме на континенте от 3х107 (численность в Австралии) до 3.7х109 (населения Азии). Отсюда можно заключить, что количество компонентов, объединенных в единую информационно-интеллектуальную систему в мозге, приблизительно равно или может превышать число активно обменивающихся информацией «компонентов» человечества в 101 –102 раз.
Количество компонентов в подсистеме. В нейронной организации, соразмерной с 1 см3 мозга, приблизительно 8х103–8х106 нервных клеток. В социуме государства количество компонентов находится приблизительно в диапазоне 103–108 человек. Таким образом, число компонентов, объединенных в подсистеме мозга, приблизительно равно или может быть меньше количества компонентов в подсистеме человечества (человек в социуме государства) в 101 –102 раз.
Количество компонентов, взаимодействующих в цепи. В нейронной организации, соразмерной с 1 мм3, по приблизительным расчетам, содержится 1-300 нейронов, размер тела которых равен 3-800 мкм. Часто в фирмах, учреждениях, институтах работает от 10 до 104 человек, что приблизительно равно или в 10 раз меньше количества компонентов, взаимодействующих в цепи в мозге.
Коммуникативные связи в цепи.Каждая нервная клетка может быть связана нервными отростками и синапсами примерно с 500, 1000, 3500 клетками. Способности нервной клетки «общаться» одновременно с каким количеством клеток не изучены. Каждый человек ограничен в удержании внимания и сосредоточенном восприятии, и, обычно, одномоментно связывается только с одним информационным источником. Из психологии и менеджмента известно, что оптимальность коллегиального принятия решения наблюдается в коллективе до 10-102 чел. С помощью средств связи человек неодномоментно общается с около 102 абонентами. Таким образом, количество коммуникативных связей в цепи в мозге примерно равно или больше числа коммуникативных связей человека в 101–102 раз.
Скорость коммуникации. Скорость прохождения импульса по нервным волокнам равна 20 м/сек, 1-102м/сек. Скорость зрительных, звуковых коммуникаций между людьми с помощью и без специальных средств связи находится в диапазоне 3х102 – 3х108 м/сек (от скорости звука до скорости распространения электромагнитных волн, электротока, света). Таким образом, скорость коммуникаций в мозге ниже скорости коммуникаций между компонентами человечества в 102 –106 раз.
Расстояние. Удаленность компонентов усложняет коммуникацию. В центральной нервной системе расстояние между компонентами находится в диапазоне от расстояния между нервными клетками и другими возбудительными образованиями (в синапсах) до расстояния от анализирующих до исполнительных органов - от 10-6м до 2 м. В человеческом сообществе расстояние между компонентами находится в диапазоне: от расстояние при межличностном речевом общении между людьми до коммуникаций с использованием специальных средств (телефон, телевиденье, компьютерные сети) на дальние расстояния (до длины экватора Земли) - от 1 м до 4х107 м. Отсюда следует, что расстояние, которое может являться условием, усложняющим коммуникацию, между компонентами мозга меньше, чем между компонентами человечества в 107 –1013 раз.
Общая длина коммуникационной сети. Общая длина нервных отростков 4.5х106 м. Общая длина всех человеческий коммуникаций не определена, но может достигать порядка 1014 –1017м (количество пользователей специальных средств связи умноженное на максимальную длину связи – длину экватора), что является больше общей длины нервных отростков в 108 –1011 раз.
Быстродействие «вычислительных функций» компонентов. Длительность нервного импульса возбуждения 3 мс плюс 6 мс рефрактерный период формирует быстродействие на нейронах - 102 операций в секунду. Быстродействие мозга человека как «компонента человечества» не определено, между тем известно быстродействие созданных человеком средств связи и обработки информации: у микропроцессоров ЭВМ - 106–1012 операций в секунду. Правда, количество быстродействующих ЭВМ и масштаб их использования несравнимо меньше количества нейронов в мозге или людей на Земле. Между тем, можно заключить, что быстродействие нейронов ниже быстродействия некоторых информационно-интеллектуальных средств человечества в 104 –1010 раз.
Сравнительный анализ физиологических возможностей мозга человека и функционального информационного потенциала человечества.
У человечества в целом нет единой структуры для синтетических функций информации. У человечества нет подобной структуры, которая есть у человеческого мозга – нервных отростков аксонов, по которым идут волевые сигналы к действующим эффекторным органам. Феномен волеизъявления на демократических выборах не выдерживает сравнения с ежесекундной мощной аналитико-синтетической деятельностью человеческого мозга. Поэтому человечество и не уповает на коллективный разум, а придумывает механизмы, в соответствии с которыми выбирает для управления определенный, чем-то выдающийся ум.
Следует отметить, что существующие и потенциальные возможности хранения информации у человечества практически безграничны (в случае упорядоченного отбора, накопления и защиты от разрушения). Возможности же хранения информации человеком огромны, но ограничены – временем жизни человека, возможностями «белковой памяти» и информационного потенциала генотипа. «Каждый человек в отдельности смертен, человечество же в целом бессмертно» (Апулей, II век).
Очевидно, в функциональной организации компактных систем производства, получения и переработки информации, возможно, целесообразно считать приоритетной модель индивидуального человеческого интеллекта. А в хранении информации преимущество у возможностей человечества в целом (упорядоченный отбор материальных носителей информации, устойчивое развитие без неоправданных революционных разрушений, стабильное накопление информации, защита всемирного культурного наследия).
Человечество – автономная информационно-интеллектуальная биосистема.
При развитии научного направления синергетики (совместного действия), предложенного Г.Хакеном, в физиологии У.Р.Мотураной и Ф.Варелой была доказана организационная замкнутость среди биологических систем для трех частных случаев:
Клеточная система: компоненты – молекулы, взаимодействия – химические процессы производства;
Иммунная система: компоненты – клоны лимфоцитов, взаимодействия – процессы молекулярной коадаптации между поверхностными детерминантами лимфоцитов;
Нервная система: компоненты – нейроны, взаимодействия – состояния относительной активности, распространяемой посредством синаптических соединений.
Кроме того, для формализации автономности было предложено выражение F = f (F), где F – любые процессы, взаимодействия, реорганизации, а f – форма отношений между этими процессами, форма их взаимозависимости. Выражение названо точечно зафиксированной репрезентацией, самореферентным (кругообразным, бесконечно рекурсивным), лежащим в основе механизма автономности.
Анализируя сравнительные данные, представленные выше, можно сделать вывод, что человечество по своим информационным функциональным параметрам приближается к возможностям нервной системы человека. В связи с этим автор взял на себя смелость выдвинуть гипотезу о том, что человечество в информационном плане является единой целостной автономной организационно-замкнутой системой. При этом в «системе человечества»: компоненты – люди; взаимодействия – информационные процессы (межличностные, групповые, посредством специальных средств производства, восприятия, хранения и аналитико-синтетической информационной деятельности, связи и массовой информации).
Для характеристики информационных процессов, взаимодействия, взаимозависимости как для нервной системы человека, так и для человечества можно предложить абстрактную формулу:
Где F – функциональный информационный потенциал; noo – (греч.- разум) автономная интеллектуальная (разумная) система; N – общее количество компонентов автономной информационно-интеллектуальной системы; n1 - количество компонентов, объединенных в сеть; n2 - количество компонентов в подсистеме; n3 - количество компонентов, взаимодействующих в цепи; K – коэффициент, характеризующий количество коммуникативных связей в цепи; V – скорость коммуникаций; Q - быстродействие «вычислительных функций» компонентов; s – расстояние между компонентами системы, которое может усложнять коммуникации; S - общая длина коммуникационной сети.
Абстрактность формулы подчеркивает отсутствие в ней учета такой качественной малоисследованной и сложноучитываемой характеристики передаваемой информации, как значимость информации, а также зависящих от нее волевых последствий информационных актов (решений, действий) и пр., но наглядно представляет прямо и обратно пропорциональную зависимость F от N, n1, n2, n3, K, V, Q, S, s.
При подставлении же в формулу усредненных показателей из табл.1 можно получить очень приблизительное количественно-порядковое значение функционального информационного потенциала при взаимодействии «компонентов» (нейронов головного мозга или людей, составляющих человечество), при производстве, передаче, восприятии информации, пропорциональное количеству «компонентов» (n4), количеству коммуникативных связей (K), количеству вычислительных операций (q), и обратно-пропорциональное времени (сек2) и расстоянию (м).
В отношении полученных числовых показателей следует отметить большие перспективы исследований по измерению и уточнению количества компонентов и показателей взаимодействия между ними. Кроме того, здесь будет уместно заметить: «Наши математические затруднения Бога не беспокоят. Он интегрирует эмпирически. Пока математический закон отражает реальную действительность, он не точен; как только математический закон точен, он не отражает реальную действительность» (Альберт Эйнштейн).
При постулировании гипотезы об автономности человечества, в качестве следствия, требующего развития и доказательного обоснования, следует – человечеству присущи все соответствующие автономности характеристики: человечество является воплощением автономности живого, обладает свойством целостности живых организмов в физическом пространстве, в том числе с производством составных частей, является динамической системой, определяемой собственной организацией. Человечество как организационно закрытая единица целостности (unity), определяется в качестве составной целостности сетью взаимодействий ее составных частей, которые а) посредством взаимных контактов рекурсивно воссоздают сеть тех взаимодействий, которые их же произвели, и б) актуализируют данную сеть как некое единство в пространстве, в котором существуют данные составные части, обособляясь от фона путем установки границ.
Можно предположить, что в ХХI веке человечество приближается за счет закономерностей эволюции (роста и достижения максимума населения Земли) и исторического развития цивилизации (науки, современных средств связи) к формированию автономного разума человечества. При принятии этого остается вопрос - называть его «естественным разумом» или сформированным в том числе с помощью специальных средств связи и обработки информации «искусственным интеллектом».
Вывод.
В. И. Вернадский осознавал: «Ученые те же фантазеры… они не вольны над своими идеями… Я вполне сознаю, что могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведет меня в дебри…». Выдвинутая им идея, о том, что уже в 30-х годах ХХ века «человечество вступило в ноосферу – сферу ведущего значения разума», так как якобы уже тогда «преобразовались средства связи», «человечество стало единым, поднялось благосостояние трудящихся, наступило равенство всех людей и войны исключились из жизни общества» – как минимум сомнительна по своей своевременности, так как к тому времени население Земли приближалось всего лишь к 1 млрд; телевизоров, компьютеров, сотовых телефонов, спутниковой и интернет связи не было; человечеству предстояло еще испытать ужасы II Мировой войны.
Однако, к концу ХХ века сформировалась и продолжает совершенствоваться «ПСИХИКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА», так как из результатов современных исследований становится ясно то, что человечество в целом является материальным носителем отображенной объективной реальности, возникающей в процессе взаимодействия отдельных личностей, групп людей и человечества в целом с внешним миром, тем более что начинают появляться и зависящие от этого регулятивные функции (в поведении, деятельности, принятии решений) если не всего человечества, то больших групп людей.
Список литературы.
1. Ярушкина Н. Г. Основы теории нечетких и гибридных систем. М.: Финансы и статистика, 2004.- 320 с. Ил.
2. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии.- Москва-Ижевск: Интститут компьютерных исследований, 2003, 320 с.
3. Хакен Г., Хакен-Крелль Г. Тайны восприятия. Синергетика как ключ к мозгу. Москва: Интститут компьютерных исследований, 2002, 320 с.
4. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб: Питер, 2000.- 384 с.
5. http://dasintellekt.narod.ru/
6. http://www.a-eremin.ru/rus/works/show/?itemid=3
7. www.milogiya2007.ru/instinkt1.htm
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |