10
ВВЕДЕНИЕ
1. РАБОТАЮЩАЯ ЖЕНЩИНА И ДОМОХОЗЯЙКА.
1.1. Взгляды на семью и работу в жизни женщины.
1.2. Психологические особенности работающих
и неработающих женщин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Установившееся много лет назад в развитых странах и в нашем государстве равноправие женщин кардинально изменило их положение в обществе. Женщины заняли прочное место в различных сферах общественной жизни, появились (хотя и единицы) в органах государственной власти. Социологами и психологами было отмечено также уменьшение доли женщин, отдающих предпочтение роли домохозяйки.
В настоящее время, в литературных источниках, исследователи, занимающиеся изучением проблемы работающих женщин и женщин домохозяек, приводят достаточно противоречивые данные, как о удовлетворенности тех и других женщин своим положением в обществе, так и о их индивидуально-психологических особенностях и психическом здоровье; высказываются противоположные мнения
В данной работе мы рассмотрим различные мнения к проблеме профессионально работающих женщин и женщин, занимающихся домашним хозяйством, а также данные психологических исследований о психических состояниях той и другой категории женщин.
1. РАБОТАЮЩАЯ ЖЕНЩИНА ИЛИ ДОМОХОЗЯЙКА
1.1 Взгляды на семью и работу в жизни женщины
На Западе распространён тот взгляд, согласно которому домашний труд женщины и выполнение роли «хранительницы домашнего очага» не престижны. Некоторые отечественные авторы считают, что неудовлетворённость своим положением испытывают даже те женщины, чьей мечтой всегда была роль жены и матери. Изменение стереотипов и роль числа работающих женщин укрепляет распространённое представление о том, что те, кто «сидит дома», ведут праздную и беспечную жизнь, что ещё больше усиливает неудовлетворённость вынужденных домохозяек.
Домохозяйка оказывается «выброшенной за борт», она стоит в стороне от важнейших событий и по этому не чувствует себя полноценным человеком. До сих пор существует «заговор молчания» относительно того, каким тяжёлым делом в действительности является ведение домашнего хозяйства. О женщине, ведущей домашнее хозяйство и воспитывающей детей, часто говорят, что она «нигде не работает» [1,с.114].
Образ женщины - домохозяйки, центрированный на семье, стал у нас популярным в конце 1980-х гг. Идеалом женщины в прессе, стала именно домохозяйка, подруга мужчины - деятеля, образ которого трансформировался в «нового русского» и стал основным мужским идеалом. Деловая женщина была предоставлена как нечто редкое и необычное, либо как неудачница в личной жизни [4,с.32].
Опросы студенческой молодёжи, проведённые в 1990-е гг., показали, что произошло некоторое изменение установок в отношении неработающих женщин и выявили, что девушки стали чаще говорить об отказе от собственной карьеры в пользу удачного замужества и возможности не работать. С распределением обязанностей в семье, когда муж зарабатывает деньги, а жена занимается домашним хозяйством и детьми, согласны 41% женщин, и лишь 13% женщин признали это ненормальным явлением. Причинами изменений в ценностных ориентациях, по мнению Е.П. Илина, - могли являться: тяжёлый опыт матерей, связанный с двойной нагрузкой; изменения в обрезе женщины, создаваемом современными средствами массовой информации; высказывания политических лидеров о «традиционной женской миссии» [2,с.282].
Тем не менее, характерной особенностью последних лет является ориентация всё большего числа девушек на профессию, что, по их мнению, позволяет им быть независимыми и самодостаточными. Некоторых из них прельщает роль домохозяйки, но этот выбор стоится ими на отрефлексированной оценке возможных вариантов жизненного пути, на понимании и переживании его будущих последствий.
Как показывают многие исследования, инициатива перехода на положение домохозяйки практически всегда принадлежит мужу. Их мотивы могут звучать как протекционистские («надо уйти с этой тяжёлой работы»), экономические («плата за детский сад может быть больше зарплаты матери») или чаще всего связанные с интересами ребёнка/детей («наш младший сын неважно учится - с ним надо заниматься»). Существуют также мотивы, о которых редко говорят мужья, но о которых говорят их жёны: «Он не хочет, что бы я работала, из соображений престижа. Раз он хорошо зарабатывает, то жена не должна работать. И ещё ему важен психологический комфорт: мол, я один добытчик, могу прийти, положить ноги на стол, потому что я всех содержу. Это, может быть, редко говорится открытым текстом, но это подразумевается - ведь ему так удобнее… » Чем бы не руководствовался мужчина, уговаривая жену быть домохозяйкой, в результате он получает прислугу и возможность полностью устраниться от домашней работы [3].
Материальная зависимость жены от мужа становится устойчивым поводом для конфликта в этих семьях. Многие «мужчины - кормильцы» воспринимают заработанные ими деньги как свои личные, из которых жене выделяет «на хозяйство». Объём личного потребления жены зависит от доброй воли мужа.
Ещё один повод для конфликтов - распределение гендерных ролей. Всё благополучие женщины-домохозяйки держится исключительно на желаниях её супруга. Мужчина чувствует свою власть, и по этому в семьях «новых русских» создаются самые жёсткие патриархальные модели взаимоотношений. Женщина занимает место обслуживающего персонала не только «по факту», но и символически. Она лишена психологической поддержки, повышения самооценки, которые даёт профессиональная деятельность, и, что самое важное, попадает в психологическую зависимость от мужа. Мужья же, занятые бизнесом или другой прилично оплачиваемой деятельностью, действительно трудятся с большим напряжением, рано уезжают из дома, поздно возвращаются, переутомлённые и раздражённые. И своё раздражение срывают на семье.
По мнению психоаналитиков, половина мужей, чьи жёны заняты только домохозяйством, подсознательно испытывают к ним весьма агрессивные чувства. Выматываясь на работе, они считают, что приносят себя в жертву семье, в то время как остающиеся дома женщины живут намного легче. Эта подсознательная агрессия часто прорывается на поверхность.
Имеются и другие мнения. Так например, западные психологи считают, что хотя неработающие жены и находят свои домашние обязанности скучными и изолирующими их от общества, это не заставляет их страдать от психологического дискомфорта, поскольку роль домохозяйки оставляет достаточно времени для увлечений и общественной жизни в различных клубах и организациях (Шихан, 1984). Другой ученый (Ферри,1987) указывает, что домашний труд вознаграждает радостью от сделанного для любимых людей, удовлетворением от хорошо выполненной работы.
К работающей женщине отношение также не одинаково. Негативный взгляд на работающую женщину, особенно занимающуюся бизнесом, управленческим трудом, сохраняется не только у многих мужчин, но и у значительной части женщин. Особенно, подчеркивает Е.П. Ильин, это характерно для государств бывшего Союза [2,с.285].
По данным, полученным в ходе исследования, проведенного в 1997г. Л.Ю. Бондаренко, две трети мужчин и половина женщин согласились с «естественным женским предназначением», т.е. ролью домохозяйки. 51% мужчин и 37% женщин считают, что занятость последних на работе влияет на воспитание детей. Примерно столько же опрошенных считают, что между работой женщин и ростом преступности в обществе имеется прямая зависимость; 50% мужчин и 25% женщин осуждают женщину, работающую ради карьеры.
Несмотря на то, что в настоящее время отношения мужчин и женщин стали более равноправными, во многих случаях в худшем положении оказывается женщина-жена работающая, особенно если семья имеет малолетних детей. Ей не удается достичь равновесия между профессиональной деятельностью и между домом.
Различные мнения и данные исследований касаются также психологических особенностей работающих и неработающих женщин.
1.2 Психологические особенности работающих и неработающих
женщин
К.Хорни [5] считает, что, что последствия гендерной социализации порождают проблемы социализации женщин. Среди них боязнь неудачи, боязнь утратить женственность, боязнь общественного отвержения, недостаток уверенности в себе, недостаток настойчивости в достижении цели. Вышеперечисленные особенности сказываются на общем психическом развитии, на семейных взаимоотношениях, влияют на жизненный выбор, на профессиональную реализацию [1,c.118].
Исследования в США показали, что в то время, как часть женщин находит удовлетворение в роли домохозяек, в целом удовлетворенность жизнью, включая самооценку и чувство собственной компетенции, выше у работающих женщин. Те же женщины, которые видят себя только в роли матери и жены, чаще всего испытывают так называемый «синдром домохозяйки». Он проявляется в чувстве беспомощности и безнадежности, частых депрессиях, низкой самооценке. Как показал американский опыт, годы, посвященные только семье, лишают женщин ощущения самостоятельности и компетентности, приводят, как правило, к потере собственного Я, могут вести к алкоголизации, психическим и сексуальным расстройствам, к суициду [5].
Л.В. Попова отмечает, что особенно тяжело положение одаренных женщин, вынужденных довольствоваться ролью домохозяйки. В большинстве своем, одаренные женщины воспринимают карьеру как одну половину своей жизни, оставляя вторую для будущей семьи. Согласно данным многолетних исследований, одаренные женщины, отказавшиеся от получения высшего образования и посвятившие себя семье, чаще всего указывают на неудовлетворенность жизнью и наличие психологических проблем во взаимоотношении с окружающими [4].
Проводимые в последние годы исследования отечественными психологами работающих и неработающих женщин показали:
- существуют различия в уровне тревожности у домохозяек и работающих женщин: для домохозяек характерный высокий уровень тревожности, а для работающих - средний;
- домохозяйки меньше, чем работающие женщины удовлетворены процессом жизни, ее эмоциональной насыщенностью;
- домохозяйки меньше удовлетворены результатом жизни, самореализацией; у них повышена внутренняя конфликтность, связанная с недостатком самоуважения, недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний, способностей;
- у домохозяек, в отличие от работающих женщин, выявлена не полностью сформированная фрустрационная толерантность, что говорит о недостаточной зрелости личности [1,с.121-122].
Следует отметить, что в данном исследовании принимали участие не добровольные домохозяйки, а вынужденные, т.е. женщины, которые желали бы работать, но по каким-либо причинам, делать этого не могут (безработица, нежелание мужа и т.д.).
Ряд исследователей утверждают, что сидящие дома женщины менее здоровы и физически, чем, женщины, работающие на производстве. Отмечается, однако, что польза от работы для здоровья более очевидна, когда женщина не замужем и не имеет детей, или когда муж помогает по хозяйству, а также, если она работает в благожелательной обстановке. Женщины, чувствующие, что их способности начальство недооценивает, психически менее здоровы, чем женщины, выполняющие «достойную их» работу.
Складывается картина, что у домохозяек, все личностные психологические и даже физические параметры ниже, чем у женщин, занятых профессиональной деятельностью. Однако, как отмечает Е.П. Ильин, у работающих женщин часто возникает особая разновидность психической напряженности, которая получила название «синдром деловой женщины», который более ярко проявляется у работающих женщин имеющих детей и у матерей-одиночек.
В последнее десятилетие, относительно работающих женщин, остро встал вопрос «чувства вины». Вина является следствием внутриличностного конфликта, когда женщина стремиться соответствовать роли и хранительницы семейного очага и хорошего профессионала. Эти две роли предъявляют к женщинам противоречивые требования, и часто им просто не хватает физических и психологических ресурсов, чтобы хорошо исполнять и ту и другую роль. Понимая это, женщина начинает переживать вину перед детьми, мужем, начальством на работе, что может вылиться в психосоматические симптомы.
Чувство вины заставляет женщину меньше внимания обращать на себя, так как другие (дети и муж) остаются без ее внимания.
Чувство вины перед детьми (особенно остро переживаемое, когда женщина после рождения ребенка возвращается на работу и, как бы покидает его) провоцирует определенные паттерны поведения с ними, в частности - сверхкомпенсационное поведение, которое психологи называют «подавляющей любовью». Сверхкомпенсация принимает разные формы. В одном случае, мать придя с работы, старается компенсировать ребенку весь день, который он провел без нее, плотным общением и заботой, выполнением всех его желаний, не давая возможности ему расслабиться. Как отмечают психологи, вечером, после такой материнской опеки дети становятся психически издерганными.
Другая форма сверхкомпенсации - покупка большого количества игрушек. Б. Берг называет такое поведение «поведением для себя», так как игрушки нужны не так ребенку, сколько матери, пытающейся загладить таким путем свою вину. Все это приводит в конечном итоге к неправильному воспитанию ребенка, к развитию у него несамостоятельности, тревожности и другим личностным искажениям.
Считается, что переживание вины делает женщину как мать менее эффективной. Ребенок рано начинает понимать, что мать испытывает перед ним вину и начинает манипулировать ею, специально вызывать у матери это эмоциональное переживание. Это может иметь и обратную реакцию у матери - вызвать у нее гнев и даже ненависть к ребенку, что подтверждено многолетними наблюдениями ученых и исследованиями.
В отношении с супругом чувство вины у работающей женщины может проявляться в отказе от помощи мужа по ведению домашних дел. Женщина преднамеренно не просит у мужа помощи, чтобы «не разочаровать его как хозяйка дома». Вина женщины выражена тем меньше, чем лучше относится муж к ее профессиональной деятельности.
Удовлетворенность работой тоже способствует снижению чувства вины. Поэтому важным фактором снятия «синдрома деловой женщины» является морально-психологический климат, в котором женщине приходится жить и работать, а также наличие поддержки и помощи со стороны друзей.
Рассмотрев такие различные мнения о психологических особенностях работающих женщин и домохозяек, отношения к этим категориям общественного мнения, можно прийти к такому выводу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа и личная жизнь, безусловно являются наиболее значимыми в жизни человека. В современных условиях остается недостаточно ясным соотношение их значимости в жизни женщины.
Очень часто мы встречаемся со стереотипным мнением, что для женщины более важна семья, а для мужчины работа. С другой стороны, исследования показывают, что большинство женщин стремиться к общественному труду и не желает замыкаться в рамках домашней занятости. Тем более, что доказано, что ограничение деятельности женщины только домашними заботами и детьми не дает ей самореализоваться в жизни и может привести к тревожно-депрессивным состояниям. В тоже время работающая женщина по-прежнему несет двойную нагрузку - профессиональную и домашние обязанности, что тоже может вызвать проявление множества негативных последствий (чувство вины перед близкими или противоположное - полную заброшенность семьи и воспитание детей).
Сегодня женщина в сфере общественного труда занимает очень высокую долю и, если бы все женщины стали домохозяйками, общество, вряд ли без них обошлось. Несомненным является и тот факт, что в семьях, где женщина является домохозяйкой по собственному выбору, а не вынужденно ( по безработице, желанию мужа), в доме, обычно чисто, организовано нормальное питание, дети, и дошкольники и школьники находятся под присмотром и в учебной, и в поведенческой и развивающей деятельности.
Судя по всему, женщина сама должна делать свой осознанный выбор - профессиональная деятельность или роль хранительницы домашнего очага. Конечно желательно, чтобы девушки с юных лет знали о возможных последствиях своего выбора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдурасулова Т.Д., Лимина О.В. Ефимова Н.В. Индивидуально-психологические особенности неработающих женщин //Семейная психология и семейная терапия.-2006.-№2.-С.114-126.
2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины.-СПб.: Питер, 2006.-544с.
3. Нестерович О. О вынужденных и добровольных домохозяйках //Труд.-2001.-12 сент.
4. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности.- М.: Академия, 1993.-132с.
5. Хорни К. Женская психология. Восточно-Европейский институт психоанализа.-СПб.: Питер, 1993.-150с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |