2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Марийский государственный технический университет
Кафедра социальных наук и технологий
Реферат по дисциплине:
"Человек и его потребности"
"Понятие и природа человеческих потребностей"
Йошкар-Ола
2007
Содержание
Введение
Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений - это реализация огромного многообразия человеческих потребностей. Всё создаваемое обществом разнообразие товаров и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Историю цивилизации с её экономикой, культурой, политикой, искусством, религией, военными конфликтами можно представить как громадное поле битвы за удовлетворение потребностей. Это потребности и отдельных лиц, и человеческих сообществ - наций, государств, классов, партий. Вполне естественно, что уже у мыслителей древности появилось желание понять потребности людей, объяснить их, научиться предсказывать и пытаться ими управлять.
Личность - это, прежде всего, живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне него, - во внешних предметах или в другом человеке. Вместе с тем потребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо. В потребностях, таким образом, как бы заключен человек как существо, испытывающее нужду и вместе с тем действенное, страдающее и вместе с тем активное, как страстное существо.
История развития человеческой личности связана с историей развития ее потребностей. Потребности человека побуждали его к деятельности. Общественно организованный труд, создавая в процессе производства более совершенные и многообразные способы удовлетворения сначала элементарных потребностей человека, порождал все новые, более многообразные и утонченные потребности, а возникновение новых потребностей побуждало ко все более разносторонней деятельности для их удовлетворения.
Все потребности человека в их конкретном содержании и проявлении представляются историческими потребностями в том смысле, что они обусловлены процессом исторического развития человека, включены в него и в ходе его развиваются и изменяются. Потребности человека могут быть подразделены на тесно между собой связанные, друг в друга взаимопроникающие, но все же различные - материальные потребности и духовные, такие, как потребность в пище, с одной стороны, потребность в книге, в музыке - с другой.
Целью моей реферативной работы является раскрытие темы "потребности человека". Для этого я попытаюсь дать четкое понятие этому термину, рассказать о природе человеческих потребностей, отразить их классификацию.
1. Понятие и природа человеческих потребностей
Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, которое оказывается возможным благодаря деятельности. Выявить причины этой активности, ее психологические формы и проявления означает охарактеризовать личность со стороны ее направленности и важнейших жизненных отношений.
Что же выступает в качестве источника активности личности человека? Вокруг этой проблемы идут острые дискуссии на протяжении многих лет, особенно обострившиеся в ХХ столетии. Уже в начале нашего века идея активности личности оказалась связанной с системой взглядов венского психиатра З. Фрейда (1856-1939). Как утверждал Фрейд, человек активен в результате того, что у него выявляются инстинктивные побуждения, унаследованные им от животных предков, и, прежде всего половой инстинкт и инстинкт самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаруживать себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты или влечения “цензуре”, что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу подсознательного, уходят в подполье, но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы подсознательного продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты деятельности человека.
Человек - двойствен по своей природе существо. Его телесность предполагает наличие множества потребностей, вызванных состоянием его биологического организма. Человек должен дышать, есть, пить, одеваться, перемещаться. Его духовность, разумность, социальность предполагают наличие множества потребностей, которые связывают его с миром ценностей, культуры, знаний, социальной обусловленности. Человек должен общаться, получать признание других, развиваться как личность, самореализовываться. Причём каждый человек не просто ощущает объективную неудовлетворённость относительно каких-то важных аспектов поддержания биологической и социальной, культурной жизнедеятельности, но и сам в процессе саморазвития порождает свои новые потребности. Скажем, хорошее образование делает нас более требовательными к качеству общения, а приобретённая сложная профессия создаёт потребность творческой реализации в труде. Получение более высоких доходов вызывает потребность в повышении качества жизни, а первые самостоятельные достижения - потребность в уважении и признании окружающих.
Когда человек потребляет предмет своей потребности, его нужда удовлетворяется. Неудовлетворение потребности всегда приводит к болезненным результатам: если это потребность естественная, то нарушается биологический баланс организма, что может закончиться гибелью; если потребность социальная - человек может переживать состояние душевного напряжения, изменяется его поведение, сознание, ценностные ориентации и он становится подавленным, неконтактным или, напротив, агрессивно опасным для окружающих. Большое число людей с неудовлетворёнными конкретными социальными потребностями могут представлять опасность для общества, поскольку склонны объединяться в массы и толпы, где нередко становятся агрессивными и податливыми воле популистских (политически безответственным, но привлекательным) лидерам.
Итак, потребности человека побуждают его к активности. Однако она может быть различной. Скажем, голодный может украсть пищу, попросить милостыню или же заработать. В зависимости от того, насколько приемлемыми для общества средствами человек удовлетворяет свои потребности, определяется уровень его личностной социализации и культуры. Если он использует опасные или противозаконные средства удовлетворения своих потребностей (а это не одно и тоже), общество стремиться наказать его или даже изолировать от остальных.
Потребности людей постоянно развиваются, удовлетворение одних нужд и желаний вызывает появление других. С ростом разнообразия производства и вообще жизни общества изменяются потребности. Например, сейчас, в эпоху НТР, техника, орудия труда, средства перемещения, бытовые приборы морально устаревают быстрее, чем наступает их физический износ, т.е. потребность в новых, усовершенствованных предметах и услугах постоянно развивается. Немаловажную роль в этом процессе играет не только технический и социальный прогресс, но и мода.
Развитие потребностей человека тесно связано с природой человеческих способностей. Люди умеют производить полезные эффекты при обработке вещества природы, использовании энергии и получении информации. Человек отличается любознательностью и потому потребностью в постоянном развитии знаний об окружающем мире и себе самом. Человек способен создавать новое, он - творческое существо, и потому нуждается в свободе для своей деятельности, в ресурсах - для разнообразных форм творчества, в социальной поддержке других членов общества.
Проанализировав основные аспекты, связанные с природой человеческих потребностей, можно, наконец, дать определение. Под потребностью понимается целый ряд феноменов:
Потребность - это объективная нужда, необходимое условие жизнедеятельности человека или социальной общности;
Потребность - отражение этой нужды в сознании человека или социальной общности;
Потребность - это связь между объективной нуждой и её отражение в сознании человека или социальной общности;
Потребность - это диалектическое единство объективной нужды и её отражения в сознании и связи между нуждой и её отражением.
Таким образом, потребность - это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия. "Соотношение понятий "нужда", "потребность" и "желание" можно представить в идее схемы": [4; 8]
2
В нужде преобладает объективный компонент (нужды существуют независимого от того, осознаются они или нет). В желании преобладает субъективный компонент, осознание человеком того, что он хочет. Поэтому желание - особенно принявшее форму каприза или прихоти - может быть сильно оторвано от реальных нужд личности. В потребности объединены, уравновешены объективный компонент (нужда) и то или иное осознание этой нужды (в виде желаний, стремлений, прихотей).
Потребности личности выступают источником её активности. Именно потребности побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении.
Картину возникновения и проявления потребности покажем на простом примере. С наступлением зимы каждый человек должен позаботиться о приведения в порядок теплой одежды или о приобретении новой. Это означает, что зависимость человека от конкретных условий существования (жизнь в соответствующей климатической зоне, обычаи и манера одеваться, принятая в данной местности, наличие возможностей приобретения обновы и т.д.) побуждает его совершить ряд активных действий. Здесь легко прослеживается важнейшая сторона потребностей личности - их пассивно-активный характер.
Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. И здесь же обнаруживается различие в формах активности человека и животных. Животное активно в своем поведении благодаря тому, что его природная организация (строение его тела и органов, наличные инстинкты) как бы заранее предопределяет круг вещей, которые могут стать объектом его потребностей и вызовут его активное стремление обладать ими. Процесс удовлетворения потребностей животных и обеспечивает им наиболее полное приспособление к среде. Так, например, врожденная программа поведения бобра фиксирует не только его строительные потребности, но я объекты их удовлетворения: породы деревьев, из которых будет сооружена плотина, близость деревьев к воде, способы ‚лесоповала (подтачивая дерево, бобры грызут удаленную от воды сторону ствола, давая дереву упасть именно в воду) и т.д. Таким образом, в потребностях животного непосредственно представлена природная вещь как стимул его активности.
Иную картину представляют активность человека и источники его активности - человеческие потребности. Потребности человека зависят от процесса его воспитания, т.е. приобщения к миру человеческой культуры.
Потребности человека имеют общественно-личный характер. Это находит выражение, во-первых, в том, что дажё для удовлетворения потребностей, которые имеют, казалось бы, узколичный характер (например, связанных с потребностью в пище), используются результаты общественного разделения труда (хлеб попадает на стол как итог сложных преобразований пшеничных зерен, овеществленный результат трудовых усилий селекционеров, агрономов, трактористов, комбайнеров, работников элеваторов, мукомолов, пекарей, продавцов и т.д.).
Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, нуждается в определенных условиях (для того чтобы съесть кусок мясо, вам как минимум нужно, чтобы оно было приготовлено приемлемым для нас способом, мы нуждаемся в тарелке, ноже и вилке, в соблюдении некоторых гигиенических требований и т.д.).
И, в-третьих, множество потребностей человека выражают не столько его узколичные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к которой принадлежит человек, совместно с которой он трудится, - потребности коллектива приобретают характер потребностей личности. Так, студент, имеющий общественное поручение выступить с докладом на собрании, готовится к этому выступлению особенно тщательно не потому, что сама по себе подготовка для него более привлекательна по сравнению, допустим, с чтением занимательной книги, а потому, что он испытывает настоятельную потребность выполнить требование коллектива.
2. Классификация потребностей
Когда мы переходим к более детальному рассмотрению потребностей, это, прежде всего, относится к человеческим потребностям, трудности открываются уже при попытках классификации потребностей. Они многообразны и очень изменчивы. Как их классифицировать? Первый шаг наукопознания - классификация. Надо сказать, что сколько-нибудь устойчивой классификации потребностей не существует. Тем не менее, можно говорить о каком-то устойчивом принципе их классификации. "Если мы откроем старые книги, затрагивающие проблемы потребностей (а таких книг очень мало, потому что проблема потребности появилась в психологии как психологическая проблема очень поздно), то мы найдем самые разнообразные классификации. Причем обычно с очень плохо выраженным основанием этой классификации. Больше всего эти классификации напоминают перечни. Но если взять новую литературу, когда в общем проблема потребностей стала привлекать к себе внимание исследователей, то на этом уровне развития психологических знаний классификации крайне бедны". [2; 428]
Социологический и психологический подходы к концепции потребностей позволяют экспериментальными и статистическим методами исследовать изменение потребностей у отдельных людей, групп и социальных общностей. В социологии и психологии существует научная традиция изучения потребностей, хотя в целом эта тема разработана пока не очень потребно. Наиболее известными и удачными обычно признаются концепции потребностей, созданные американским психологом Абрахамом Маслоу, польским психологом Обуховским и др.
Хотелось бы повторить, что единой классификации потребностей не существует. Психологи даже вынуждены были отказаться от составления их полного списка, так как человеческие потребности очень многочисленны и, они постоянно изменяются, возникают и исчезают. Тем не менее, существует несколько классификаций, позволяющий упорядочить наши знания о человеческих потребностях.
Психологи обычно делят потребности на первичные, или насущные, без удовлетворения которых человек вообще не может существовать, и вторичные, ненасущные, удовлетворение которых не является обязательным условием физического существования человеческого организма.
По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными.
В естественных потребностях выражается активирующая деятельность человека, зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства. У всех людей имеются естественные потребности в пище, в питье, в существе противоположного пола, в сне, в защите от холода и чрезмерной жары и т.д. Если какая-либо из естественных потребностей не найдет удовлетворения на протяжении сколько-нибудь длительного времени, человек неминуемо погибнет или лишится возможности продолжать род.
Хотя естественные потребности остаются теми же (по их перечню), что у животных предков человека и первобытных людей, однако по своей психологической сущности они коренным образом отличаются от естественных потребностей животных. Изменяются способы и орудия удовлетворения, а самое главное, претерпевают изменения и сами потребности, которые переживаются современным человеком уже не так, как его доисторическим пращуром. “Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов” - писал К. Маркс. Таким образом, естественные потребности человека имеют общественно-исторический характер.
В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их происхождение и корни целиком лежат в границах человеческой истории. К объектам культурных потребностей относятся как предметы, которые служат средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной историческим сложившейся культуры (вилка и ложка, палочки для еды), так и предметы, необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми, для сложной и многообразной общественной жизни человека. При разном экономическом и общественном строе, в зависимости от воспитания и усвоения распространенных и принятых обычаев и форм поведения, человек приобретает различные культурные потребности. Если не удовлетворяются культурные потребности человека, он не погибнет (как это было при неудовлетворении естественных потребностей), но человеческое в нем жестоко пострадает.
Культурные потребности существенно различаются по уровню, по своей связи с требованиями, которые предъявляет человеку общество. Нельзя поставить на один уровень потребность достать интересную и содержательную книгу, которая направляет поиски и организует усилия одного молодого человека, и потребность раздобыть галстук особо модной расцветки - у другого. По своему уровню и сами эти потребности, и деятельность, ими порождаемая, оцениваются по-разному. Нравственно оправданная потребность человека - это потребность, которая отвечает требованиям общества, в котором он живет, соответствует принятым в этом обществе вкусам, оценкам, а главное - мировоззрению. В нашем социалистическом обществе такими принципами и таким мировоззрением являются коммунистические моральные принципы и марксистско-ленинское мировоззрение.
По характеру своего предмета потребности могут быть материальными и духовными.
В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры: потребность в пище, одежде, жилища, предметах быта и т.д.; в духовных - зависимость от продуктов общественного сознания, они выражаются в усвоении духовной культуры. Человек испытывает потребность поделиться е другими своими мыслями и чувствами, читать газеты книги и журналы, смотреть кинофильмы в спектакли, слушать музыку и т.д. Следует особо выделить такую духовную потребность, как потребность в общении с другими людьми. Возникшая на заре человеческого общества, потребность в общении, породившая язык как средство общения, была наряду с трудом главным стимулом превращения обезьяны в человека. Потребность в общении и сейчас остается важнейшим условием духовного развития человека.
Духовные потребности неразрывно связаны с материальными потребностями, и для удовлетворения духовных потребностей требуются, разумеется, материальные вещи (книги, газеты, писчая и нотная бумага, краски и т.д.), которые являются, в свою очередь, предметами материальных потребностей.
Итак, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету. Культурная по происхождению - может быть либо материальной, либо духовной по предмету. Таким образом, данная классификация охватывает величайшее многообразие потребностей, показывая их отношение к истории развития человеческого сознания и к объекту, на который они направлены.
"С точки зрения субъекта (носителя) потребности можно разделить на индивидуальные, групповые и общественные. Существуют потребности творческие и рутинные. В социологии используется разделение потребностей по сферам деятельности (потребности, связанные с трудом, познанием, общением, отдыхом), по функциональной роли (доминирующие и второстепенные, устойчивые и ситуативные)". [5; 131] Все эти потребности выделяются по разным основаниям и их сложно свести в одну единую, логически взаимосвязанную систему.
Самая известная попытка систематизировать потребности - это иерархия потребностей А. Маслоу. Базовые, то есть основные, наиболее общие, фундаментальные он расположил в виде пятиступенчатой пирамиды, начиная с насущных, без которых человеческий организм не может физически существовать, и кончая наиболее сложными - социальными.
Вот эта знаменитая классификация:
физиологические потребности
потребность в безопасности
потребность в любви и принадлежности
потребность в уважении
потребность в самоактуализации.
Маслоу считает, что потребности каждой последующей ступени становятся актуальными для человека после того, как на достаточном уровне удовлетворены потребности предыдущей ступени. Так, после удовлетворения насущных физиологических потребностей (еда, одежда, жилище) человек обращает внимание на потребность в безопасности, а затем - ощущает потребность в любви, после её удовлетворения становятся важными и актуальными потребности в уважении и, наконец, в самоактуализации. Однако Маслоу подчёркивает, что высшие потребности могут приобретать столь большое значение для человека, что предыдущие, более насущные, потребности отходят для него на второй план. Так, инженер, учёный или художник, увлёкшись разработкой интересного проекта (т.е. занимаясь творческой самоактуализацией), может не обращать внимания на уважение окружающих, любовь, безопасность и даже физиологические потребности - например, питаться урывками и чем придётся. В то же время это игнорирование низших потребностей возможно только в некоторых ограниченных пределах: никакой полёт творческой фантазии не освободит человека от потребности есть, пить, дышать. Во взаимодействии потребностей разного уровня проявляется соотношение низшего и высшего, раскрытые в философских концепциях Гегеля и Маркса и некоторых других учёных 20в. Высшее возникает на основе низшего и может оказывать на низшее обратно направляющее воздействие. Но высшее не становится абсолютно самостоятельным, так как существует только в рамках и пределах, установленных законами низшего. В применении к потребностям это выражается в том, что человеку необходимо удовлетворять свои физиологические потребности хотя бы на минимальном уровне, без этого человек не может существовать и заниматься деятельностью высшего, более сложного порядка.
В своей концепции Маслоу не только рассматривает психологические черты личности, но и устанавливает их связь с окружающей социальной средой. Удовлетворение базовых потребностей всех пяти ступеней прямо зависит от общественной системы, господствующих в ней политических взглядов и культурных традиций (роль экономического базиса Маслоу, в отличие от К. Маркса специально не рассматривает). "Существуют определённые условия, представляющие непосредственные и необходимые предпосылки удовлетворения базовых потребностей. Такие предпосылки, как свобода слова, свобода делать то, что тебе хочется, если это не мешает другим, свобода самовыражения, получения сведений и доступа к информации, свобода защищать себя, правосудие, справедливость, честность, дисциплина в группе являются предварительными условиями удовлетворения базовых потребностей… Угроза этим свободам вызывает реакции. Чрезвычайного характера, как если бы существовала непосредственная угроза самим базовым потребностям. Человек склонен защищать эти условия, поскольку без них удовлетворение базовых потребностей делается невозможным или, по крайней находится под серьёзной угрозой. <…> Секретность, цензура, обман, и блокирования коммуникаций угрожает всем базовым потребностям". [3; 68-69]. Следует, конечно, отметить, что все перечисленные Маслоу ценности и условия понимались в истории по-разному, а своём развитом виде сложились только в современной западной цивилизации.
Вопреки распространенному мнению. Пятиступенчатая иерархия не содержит в себе все возможные базовые потребности. Одно из условий удовлетворения базовых потребностей - способность к познанию и потребность в познании. За пределами основной иерархии Маслоу выделяет ещё одну, существующую параллельно иерархию потребностей - потребностей в познании. Включающую в себя "желание знать" и "желание понимать". "Даже после того, как мы что-либо узнаём, мы стремимся узнать больше и больше, точнее и подробнее, с одной стороны, а с другой - стремимся расширить наши знания в области мировой философии, теологии и т.д. Этот процесс некоторые определяют как поиски смысла. А значит нам следует постулировать желание постигать, систематизировать, организовывать, анализировать, икать связи и значения, создавать систему ценностей". [3; 71] Потребности в познании и осмыслении мира, а также эстетические потребности не образуют отдельной ступени в основной иерархии, а выступают на каждой её ступени.
Классификация потребностей А. Маслоу используется в менеджменте и маркетинге для изучения поведения потребителей. Так, авторы известной работы "Поведение потребителей" модифицируют иерархию Маслоу, приспосабливая её к ранку товаров и услуг. Они выделяют следующие типы потребностей потребителей:
физиологические потребности;
потребности в безопасности и здоровье;
потребности в любви и дружбе;
потребность в финансовых ресурсах и стабильности;
потребность в удовольствии;
потребность в социальном имидже;
потребность в обладании;
потребность в информации;
потребность в разнообразии. [1; 257-267]
Заключение
Таким образом, потребность - некоторая вещь или некоторое состояние дел, которое в случае его наличия улучшило бы благосостояние организма. Она в этом смысле, может быть чем-то базовым и биологическим (пищей), или она может включать социальные и личностные факторы и происходить из сложных форм научения (достижение, престиж). А также потребность - это внутреннее состояние организма, который нуждается в вещи или состоянии дел.
Потребности человека отнюдь не ограничиваются теми, которые непосредственно связаны с органической жизнью. В процессе исторического развития не только эти потребности развиваются, утончаясь и дифференцируясь, но и появляются новые, не связанные непосредственно с уже имеющимися. Так у человека возникает потребность в чтении, в посещении театра, в слушании музыки и т.д. Порождая многообразие сферы культуры, человеческая деятельность порождает и соответствующие потребности. В результате потребности человека далеко выходят за узкие рамки его органической жизни, отражая в себе все многообразие и богатство исторически развивающейся деятельности, все богатство создаваемой культуры. Порождая соответствующие потребности, культура становится природой человека.
Возникающие в связи с потребностями, но не сводящиеся к ним интересы и другие существеннейшие мотивы, как - то: осознание задач, которые ставит перед человеком общественная жизнь, и обязанностей, которые она на него налагает, - вызывают у человека деятельность, выходящую за пределы той, которая непосредственно служит удовлетворению наличных потребностей. Эта деятельность может породить новые потребности, потому что не только потребности порождают деятельность, но и деятельность иногда порождает потребности.
Поводя итог, хотелось бы ещё раз отметить, что человеческие потребности постоянно изменяются, возникают новые потребности, исчезают старые. Изучая потребности, мы можем осознать, какие ценности важны и весомы для человека или общества, а какие являются иллюзорными, какие потребности в современном мире будут усиливаться, а какие - отходить на второй план и отмирать. Наконец, потребности имеют глубинную философскую и психологическую основу - понимание человеком смысла и цели своего существования
Список использованной литературы
Блэккуэл Д., Миниард П. Поведение потребителей. - СПб.: Питер. - 2002.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М. Смысл. - 2000.
Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер. - 2003.
Михайлов Н.Н. Социализм и разумные потребности личности. - М.: Политиздат. - 1982.
Орлов С.В., Дмитриенко Н.А. Человек и его потребности. - СПб.: Питер. - 2007.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |