Реферат по предмету "Психология"


Криминально-психологические особенности преступности несовершеннолетних


РЕФЕРАТ

по курсу «Юридическая психология»

«Криминально-психологические особенности преступности несовершеннолетних»

Содержание

Введение

1. Психологические факторы формирования преступного поведения личности

2. Психология преступного деяния

3. Психологические особенности несовершеннолетних преступников

Заключение

Введение

Поведение несовершеннолетних (подростков) отличается рядом особенностей - недостаточность жизненного опыта и связанный с этим низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения.

Физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам.

При оптимальных условиях воспитания указанные особенности подростков могут быть нейтрализованы соответствующей социально положительной деятельностью.

При неблагоприятных социальных условиях эти особенности "катализируют" вредные влияния, приобретают отрицательную направленность.

Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально положительных, так и в сторону социально отрицательных влияний.

В человеческой жизни имеется ряд переломных этапов. Однако самым сложным из них является этап отрочества, когда существо 14-16 лет уже не ребенок, но еще не взрослый. Это возраст "социального импритинга" - повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым.

1. Психологические факторы формирования преступного поведения личности

Проблема психологических причин преступного поведения

Преступность - это наиболее опасная часть правонарушений, имеющая острую антисоциальную направленность. Преступление - это волевое, сознательное, общественно опасное, противоправное и наказуемое законом действие. Преступное поведение возникает в результате сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов, общих и частных причин, предпосылок и условий. При юридическом анализе структуры преступного поведения в нем, как известно, выделяются четыре составные части:

1) объект;

2) объективные стороны состава преступления;

3) субъективные стороны состава преступления;

4) субъект преступления.

Психологический анализ формирования преступного поведения предполагает раскрытие происхождения преступного поведения, формирование составляющих его сторон. Здесь на передний план выдвигаются вопросы: почему совершается преступление, что привело человека к преступлению каково то внутреннее психическое содержание, которое внешне проявилось в преступном действии? Ответы на эти вопросы не могут быть простыми и однозначными.

Причины преступности - явление комплексное, и они требуют системного анализа.

Каждое преступление - явление крайне индивидуальное и многофакторное. Для теоретического охвата генезиса преступного поведения необходимо осуществить анализ наиболее распространенных типов преступного поведения.

Преступления могут быть умышленные и неумышленные, длительно подготавливаемые и совершенные спонтанно, импульсивно, закономерными

для данной личности и случайными. Они могут совершаться в сфере экономических отношений, в социально-бытовой сфере и в сфере общегражданских и служебных обязанностей.

По способу межличностных взаимодействий преступления могут быть насильственными и ненасильственными. Очевидно, нет и не может быть общей схемы генезиса всех преступлений. Однако в преступлении, как правило, логически завершаются и взаимодействуют тенденции, линии допреступного поведения. Каждый из факторов преступления имеет значение только в системе других факторов.

Нет особых психических механизмов преступного поведения. Существуют только общие, единые регулятивные механизмы поведения и их индивидуально-типологические особенности, которые, конечно, проявляются и в преступном поведении.

Преступное поведение отличается от социально положительного поведения не столько по структуре его регуляции, сколько по содержанию своей направленности.

Мы видим, что каждая группа причин преступности в той или иной мере связана с психологическими факторами. Однако это не означает, что психологические факторы детерминируют преступность. Потребности, интересы, мотивы и цели поведения людей сами причинно обусловлены реальной действительностью, условиями жизни людей.

Поведение человека мотивируется, побуждается и регулируется его субъективным отражением реальных и предвидимых обстоятельств и отношением к этим обстоятельствам.

Поступки человека - это не прямые реакции, ответы на внешнее воздействие. Внешнее воздействие опосредуется внутренними системами и взаимосвязями и в конечном итоге - социальными качествами человека.

В генезисе преступного поведения следует различать факторы, предопределившие направленность личности и ее эмоционально-волевые регуляционные особенности.

Преступления связаны не только с антисоциальной направленностью личности. Некоторые преступления в значительной мере связаны с дефектами саморегуляции.

Поведение является взаимодействием личностных и ситуативных факторов, в него включены опыт личности и ее экстраполяционные механизмы - осознание развития событий, его последствий и отношения к этим последствиям. Предвидя будущее событие, его последствия, мы тем самым "вводим будущее в детерминацию нашего поведения".

Принимая решения, выбирая варианты своего поведения, правонарушитель может сознательно пренебрегать объективно существующими возможностями социально адаптированного выхода из данной ситуации, но он может и не видеть эти возможности, может не предвидеть последствий своего поведения или не придавать им должного значения.

Антисоциальное поведение обусловлено не только рассудочным отношением к действительности, но и такими механизмами, как подражание, психическое заражение, внушение, поведенческие стереотипы.

Этот комплекс активных психических процессов и образований, не входящих в данный момент в поле смысловой деятельности, оказывает влияние на осуществление сознательных процессов. Все то, что актуально не осознается в данный момент, но является фоном сознательного поведения, является сферой подсознания.

Стереотипные антиобщественные действия - это социально опасные "полуавтоматизированные" действия без осознания их антисоциального значения. Это действия импульсивные, основанные на укоренившейся готовности действовать определенным образом.

Асоциальные и антисоциальные установки - это субдоминанты, скрытые, латентные тенденции к противоправному действию при определенных ситуативных обстоятельствах.

Стереотипные антисоциальные действия не менее, а даже более опасны, чем действия полностью осознаваемые. Освободиться от стереотипных действий антисоциального характера значительно труднее, чем отказаться от сознательно выполняемых действий.

Ломка стереотипа очень длительный и трудный в нейрофизиологическом плане процесс.

У подростков и молодежи во многих случаях стереотипы асоциального поведения формируются под влиянием заражения, подражания, внушения. Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет групповой характер. Многие из них совершены по "моральным" соображениям (не струсить в драке, поддержать противоправное действие товарища, скрыть преступление по соображениям дружбы).

В ряде случаев поведение человека обусловливается ситуативными обстоятельствами, регулируются на эмоциональном уровне. Человек в таких обстоятельствах может принять нетранзитивные решения, т.е. решения без анализа предпочтительности различных вариантов действия, без обоснованного их планирования.

В преступлениях, совершаемых при доминировании в поведении эмоциональной сферы, определенные действия возникают внезапно и носят импульсивный характер. В структуре таких действий оказываются свернутыми такие звенья, как сознательная мотивация, постановка цели, сознательный выбор средств, учет обстоятельств. При этом резко возрастает роль моторных компонентов действия и снижается роль его оценочно-ориентировочных компонентов. Такие поведенческие акты осуществляются на низком уровне саморегуляции.

Крайне упрощенное объяснение преступности только дефектами правосознания создает лишь видимость ее объяснения. Этот подход к анализу детерминации человеческого поведения является по существу признанием "злой воли" человека. Такого рода волюнтаризм противоречит современным научным представлениям.

Многие правонарушения связаны с неумением социально адаптированно выходить из сложных, напряженных ситуаций.

В жизни каждого человека бывают острые, конфликтные ситуации. Социально адаптированные выходы из этих ситуаций осуществляются путем нейтрализации мотивов конфликта. Это требует соответствующей нравственной культуры, гибкости позиций, владения соответствующими умениями.

Задержка в разрешении конфликта также чревата нежелательными последствиями. Неразрешенные жизненные конфликты могут вызывать застойные кризисные состояния, постоянно отягчающие человека. Нередко люди стремятся снять эти состояния неадекватными способами (алкоголем, наркотиками и т.д.).

Застойные конфликтные состояния - одна из причин социальной деградации личности, возникновения цинизма, правового нигилизма и т.п.

В жизни бывают и ситуации конфликта норм, когда данный вариант поведения запрещается одной нормой, но предписывается другой нормой. (Например, запрещается правовой нормой, но предписывается групповой нормой.) В этой ситуации поведение определяется той нормой, которая интернализирована личностью, противоположная норма игнорируется.

Так, несообщение о готовящихся или совершенных преступлениях карается уголовной ответственностью. Здесь нет исключения и для близких родственников. Однако близкие родственники часто нарушают эту правовую норму, руководствуясь другой нормой - нормой родственных отношений. Та же ситуация возникает, когда близкие родственники обвиняемых, подозреваемых и подсудимых принуждаются к даче показаний. В этих ситуациях часто даются ложные показания, выгораживающие родственников.

Устранение противоречия между правовыми и другими социальными нормами - одно из условий эффективости правового регулирования.

В криминологической литературе широко используются философские категории полной и специфической причины.

"Полная причина - это совокупность всех обстоятельств, при наличии которых необходимо наступает следствие"4. Исходя из этого, криминологи пытаются определить полную причину того или иного преступления. Такой подход является, на мой взгляд, механистическим, ибо человеческое поведение это многофакторное и многоуровневое явление, а "установление полной причины оказывается возможным лишь в сравнительно простых случаях".

2. Психология преступного деяния

Понятие о психологической структуре преступного деяния

В основе всех уголовно-правовых построений, в основе самого понятия преступления лежит понятие волевого действия.

Психологический анализ преступного деяния - это анализ психологического содержания структурных элементов преступного деяния.

Преступление как волевое действие индивида осуществляется или как развернутое сложное волевое действие, или как простое волевое действие Структурными элементами преступного деяния, осуществленного в виде сложного волевого действия являются:

1) мотивация и мотивы преступного действия;

2) формирование цели преступного действия;

3) принятие решения о совершении конкретного преступного деяния; направленность и содержание преступного умысла;

4) способы осуществления преступного деяния;

5) достижение результата и отношение субъекта к этому результату.

Эта внутренняя психическая структура преступного деяния коррелирует с внешними условиями - с ситуативными обстоятельствами, наличными средствами достижения цели, объективными условиями выполнения преступного действия.

Специфическая причина преступления как ситуативное объединение компонентов полной причины (на вероятностном уровне)

Поведение человека не детерминируется однозначными факторами, оно имеет вероятностную детерминацию. Быстрое принятие решений в напряженных и конфликтных ситуациях часто бывает не обоснованным выбором, а статистически-вероятностным актом.

Оперирование понятием "полная причина" применительно к поведению конкретного человека означает, по существу, признание фатальной обреченности человека на преступление при наборе обстоятельств, составляющих полную причину. Но всем известно, что даже в самых неблагоприятных обстоятельствах формирования личности люди в большинстве случаев не становятся преступниками.

В специфической причине "объединены наиболее существенные в данной ситуации компоненты полной причины".

Субъективными причинами преступления являются социальные позиции личности, система ее ценностей, ее интересы, иерархия мотивов, уровень социализации и правосознания, установки и поведенческие стереотипы.

Субъективные условия - это демографические, этнографические и психодинамические особенности личности, временные психические состояния.

Объективными причинами правонарушений являются противоречия в социально-экономических отношениях.

Объективные условия правонарушений - это недостатки организационного, административно-управленческого характера.

Правонарушения чаще всего характеризуются сочетанием субъективных причин с объективными условиями.

Преступное поведение - это поведение конфликтное, оно всегда основано на противоречиях, существующих в обществе, в социальных группах, между личностью и социальной группой, между отдельными личностями и, наконец, внутри самой личности. Человеческое поведение - явление наивысшей сложности. Детерминированность человеческого поведения нельзя понимать по аналогии с причинностью в природных явлениях.

Человеческое поведение не бывает прямым следствием непосредственно воздействующих факторов - социально-экономических условий, ситуативных обстоятельств, факторов наследственности и т.п.

В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется в системе внутренних условий. Поэтому нельзя обособлять ни объективные, ни субъективные факторы человеческой жизнедеятельности. В преступлении проявляется единство объективных и субъективных факторов. Ни одно внешнее обстоятельство и ни одно внутреннее обстоятельство сами по себе не порождают поведенческого акта.

Преступное поведение не беспричинно, но его причины имеют сложный, системный характер.

Сводить преступление к отдельным детерминантам методологически неверно, ибо в этом случае пришлось бы признать и вытекающий отсюда тезис - при определенных причинах преступление неизбежно. Но жизнь опровергает этот тезис.

В психике человека преломляются материальные условия его жизнедеятельности. Под материальными условиями следует понимать все те внешние, социально обусловленные обстоятельства, в которых осуществляется формирование личности, реализуется ее жизнедеятельность.

Но все эти обстоятельства имеют статистический характер, они относятся к психике и поведению некоторого "среднего индивида". Конкретные особенности и поступки данной личности обусловлены случайными пересечениями ряда закономерных связей разного уровня.

3. Психологические особенности несовершеннолетних преступников

Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, страсти к путешествиям, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.

Отдельные действия подростков, внешне схожие с кражей и другими преступлениями, по своей субъективной стороне не образуют состава преступления, так как они носят характер озорства.

Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике.

В то же время следует иметь в виду, что 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подростковом возрасте.

Поведение несовершеннолетних (подростков) отличается рядом особенностей - недостаточность жизненного опыта и связанный с этим низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения.

Физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам.

При оптимальных условиях воспитания указанные особенности

подростков могут быть нейтрализованы соответствующей социально положительной деятельностью.

При неблагоприятных социальных условиях эти особенности "катализируют" вредные влияния, приобретают отрицательную направленность.

Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально положительных, так и в сторону социально отрицательных влияний.

В человеческой жизни имеется ряд переломных этапов. Однако самым сложным из них является этап отрочества, когда существо 14-16 лет уже не ребенок, но еще не взрослый. Это возраст "социального импритинга" - повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым.

Существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного периода.

Рассмотрим кратко эти стереотипы подросткового поведения.

1. Реакция оппозиции вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам окружающих его взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, в бравировании опьяненным состоянием, в побегах из дома, а иногда и в антисоциальных действиях.

2. Реакция имитации проявляется в подражании определенному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоциальный герой. Известно, какое влияние оказывает на подростковую преступность возвеличивание преступника-супермена. Пропаганда уголовного романтизма, распространившаяся в последнее время, может оказать косвенное отрицательное влияние на самосознание подростка.

3. Реакция отрицательной имитации - поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели. (Если модель отрицательна, то эта реакция является положительной.)

4. Реакция компенсации - восполнение неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой области. (Неуспехи в учебе могут компенсироваться "смелым" поведением.)

5. Реакция гиперкомпенсации - настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. Присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку.

Крайне чувствительный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате, бодибилдинг и т.п.).

6. Реакция эмансипации - стремление высвободиться от навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление - отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.

7. Реакция группирования - объединение в группы сверстников. Подростковые группы отличаются одноплановостью, однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией (во дворе, на своей улице), примитивной

символикой (клички и т.п.). Реакцией группирования в значительной мере объясняется то, что подавляющее большинство преступлений совершается подростками в составе группы.

Лидерство в подростковых группах обычно принадлежит типам стеническим (сильным), возбудимым, контактным и постоянно готовым к агрессивным действиям.

Иногда лидерство захватывается истероидным типом, демонстративно выражающим общее настроение группы и использующим для поддержания своей "власти" физически сильного, но конформного, нередко отстающего в психическом развитии сверстника.

8. Реакция увлечения проявляется в самых разнообразных подростковых хобби. И оттого, с какими социальными образцами, шаблонами, нормами, установками и ожиданиями сталкивается подросток, во многом зависит становление будущего члена общества. Вот почему так важно всемерное внимание общества к жизнедеятельности подростка. Неуспеваемость, семейные конфликты, праздность, обстановка интеллектуально-эмоциональной недостаточности, несформированность полезных интересов подростка потенциально опасны для общества.

Этот вакуум с большой долей вероятности может быть заполнен асоциальными проявлениями действительности. Основная форма профилактики преступности среди подростков - это организация интересной и социально полезной их жизнедеятельности.

Неправы те криминологи, которые утверждают, что подростки-правонарушители отличаются несформированностью интересов. Напротив, их интересы уже сформировались, но это социально отрицательные интересы.

Делинквентное поведение подростков

Делинквентное поведение - система незначительных правонарушений, провинностей, проступков (от лат. "delinguens" - совершающий проступок).

Эта разновидность девиантного (отклоняющегося) поведения может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями: неадекватностью реакций, ригидностью, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям.

Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучением семейного воспитания, иногда "гиперопекой", или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием микросреды, низкой педагогической квалификацией отдельных учителей.

Первыми проявлениями делинквентного поведения являются прогулы, драки со сверстниками, мелкое хулиганство, отнимание денег у слабых сверстников, их терроризирование, шантаж, угоны велосипедов, мотоциклов, вызывающее поведение в общественных местах.

Своевременно не пресеченные, эти формы предпреступного поведения закрепляются в соответствующие поведенческие стереотипы, асоциальный стиль поведения, который при соответствующих условиях может перерасти в устойчивое антисоциальное поведение.

В каждом преступлении всегда проявляется определенная мера нравственных пороков личности. В подростковом возрасте эти пороки более легко искоренимы. Ст. 8 УПК РСФСР специально предусматривает возможность исправления в отдельных случаях личности несовершеннолетнего правонарушителя без применения уголовного наказания. Эта правовая рекомендация связана с большей пластичностью поведения подростка, с несформированностью в большинстве случаев устойчивых стереотипов.

В подростковой преступности несколько меньшее значение имеет вид совершенного преступления, так как в большинстве случаев вид преступного деяния, совершенного подростком, в значительной мере обусловлен ситуационно.

Тем не менее и среди несовершеннолетних преступников выделяются лица со стабилизированной антиобщественной направленностью на уровне установки, активно включающиеся в преступную деятельность (10-15% от всего контингента несовершеннолетних преступников).

Более распространенная категория несовершеннолетних преступников - это подростки с нестабилизированной антиобщественной направленностью, не имеющие еще устойчивых антисоциальных стереотипов поведения.

Можно выделить и третью группу несовершеннолетних преступников - подростков с не стабилизированной общей направленностью, одинаково подвластных как позитивным, так и негативным социальным влияниям, совершающим преступления по легкомыслию.

Сорок процентов из большого числа опрошенных несовершеннолетних правонарушителей ни перед кем не испытывали чувства стыда, а остальные 60% некоторое чувство стыда испытывали лишь в связи с наказанием, а не в связи с низостью, аморальностью совершенного антисоциального деяния.

В ряде случаев социальная адаптация подростков затрудняется непатологическими психическими отклонениями.

Среди обследованных 222 несовершеннолетних правонарушителей,

состоящих на учете в детских комнатах милиции Москвы, были обнаружены психозы (1,1%), олигофрения (4%), органические поражения центральной нервной системы (24%), психопатии и психопатические черты (42,8%), алкоголизм (13,2%), психический инфантилизм (4%).

Однако, конечно, не возрастные мотивационные особенности и не психические аномалии ведут подростка к преступлению. Социальная бесконтрольность и антисоциальное влияние - вот главные причины подростковой преступности.

Основная мера борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних - это педагогически правильно организованный процесс их интенсивной социализации.

При этом важно не прямое воздействие, не "парная педагогика", а воздействие на подростка через референтную для него группу. Искусство воспитания состоит в том, чтобы организовать включение подростка в социально положительные группы.

Воспитание - это формирование и постоянное расширение системы социально положительных связей; это раскрытие перед личностью все новых и новых возможностей ее вхождения в жизнедеятельность человеческого общества.

В заключение отметим, что наряду с возрастными особенностями в преступном деянии проявляются также и половые различия. Но эта корреляция (зависимость) проявляется лишь на вероятностно- статистическом уровне.

Мотивы и цели преступного деяния

Сознательное поведение характеризуется сознательной его регуляцией, пониманием сущности явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности.

Осознать явление - это значит увидеть его действительные связи в объективном мире.

Сознательная регуляция основана на знании - понятийном отражении явлений реального мира. Уровень сознательности определяется развитием интеллекта человека, системой знаний и оценочных позиций.

Волевое, сознательное действие характеризуется предвосхищением будущего результата действия - его цели.

Цель действия является системообразующим фактором всех компонентов действия, она регулирует сознательность выбора соответствующих средств для ее достижения.

Цели деятельности обычно не заданы извне, они формируются человеком, осмысливаются им как нечто необходимое и возможное при данных условиях.

Целеобразование - важнейшая сфера сознательной деятельности человека.

Осознав ту или иную потребность, свои интересы, человек анализирует реальные условия и мысленно представляет ряд возможных вариантов поведения для осуществления целей, достижение которых может удовлетворить его желания, чувства, стремления в данных условиях. Далее взвешиваются все "за" и "против" относительно возможных вариантов действия, и человек останавливается на одном из них, оптимальном по его представлениям.

Этот выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу - мотивом. Мотив - это осознанный человеком личностный смысл его действий, осознание отношения данной цели к удовлетворению соответствующего побуждения.

Следует различать понятия "мотив" и "мотивация". Мотивация - это общее побуждение активности в определенном направлении, обусловленном актуализированной потребностью. Так, пищевая мотивация активизирует поиск пищи, а потребность в самосохранении - избежание опасных ситуаций. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения - переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера.

Влечения не имеют определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с принятием решения о действии.

На следующей стадии преддействия, на стадии стремлений, человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. При этом

обдумываются условия и средства достижения возникших намерений, возможности их реализации.

В результате зарождается намерение совершить определенное действие; применительно к преступному деянию возникает преступный умысел.

Итак, весь сложный процесс преддействия основан на определенной мотивации - на определенном общем побуждении. Но выбор конкретной цели, отчленение данной цели от других возможных направлений действия обусловливается мотивом.

Человеческое поведение активируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями и чувствами. Конкретные же действия человека осознаны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и представлений.

Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть положительные и отрицательные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и т.п.

Однако чувства, являясь общим побуждением к определенному роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные устремления могут быть удовлетворены разными действиями. Мотив - это замыкание побуждения на данной конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков. Сознательный выбор данной цели - это и есть мотив действия.

Преступное деяние может быть совершено на основе сложной системы побуждений (например, убийство на почве мести, озлобления, ревности и национальной вражды).

Понятием "низменные побуждения", а тем более понятием "личные побуждения" нельзя исчерпать всю сложную систему действительных побуждений и мотивов преступного деяния. А взять, например, "хулиганские побуждения". Диапазон этого рода побуждений очень широк - это может быть и озорство, бравада, баловство, с одной стороны, и ненависть к людям, мизантропство, с другой стороны. И вообще, существует ли "хулиганский мотив". Ведь в основе хулиганства лежит не само хулиганство, а пренебрежение интересами общества, честью и достоинством окружающих людей.

Преступных мотивов не бывает. Человек несет ответственность за противоправное общественно опасное действие, а не за смысл данного действия для данной личности.

Однако мотив поведения - это не нейтральный в социальном отношении механизм регуляции поведения, это механизм внутреннего формирования образа действия, которое, проявившись вовне, дает объективный результат.

В преступлениях с косвенным умыслом, как известно из уголовного права, цель и результаты не совпадают, но это не означает отсутствия мотива в этой разновидности преступлений.

При косвенном умысле преступник осознает зависимость деяния и его возможных последствий, допускает эти последствия, выражая тем самым определенное к ним отношение.

В неосторожных преступлениях нет прямых побуждений к совершению преступления, и здесь преступный результат не совпадает с мотивами и целями действия. Неосторожные преступления связаны с дефектами в регуляции поведения: достижение правомерной цели сопровождается побочным преступным результатом из-за недостаточной способности субъекта предвидеть возможные последствия своих действий. Но именно поэтому и необходимо выявить мотив данного действия, ибо он в данном случае имеет основное значение для определения формы вины, для раскрытия субъективной стороны преступления.

Нельзя согласиться с теми юристами, которые считают преступления по неосторожности безмотивными. Только выявление мотива и позволяет установить отношение лица к наступившим преступным последствиям.

В некоторых случаях мотивация преступного поведения является, на первый взгляд, неадекватной совершенному деянию.

Такого рода преступления иногда также называют безмотивными. Однако более глубокий анализ этих преступных деяний показывает, что здесь имеет место накопление чувств, обусловившее переход за грань адекватных реакций. Подобные преступные деяния совершаются обычно импульсивно, при отсутствии развернутой мотивации.

Иногда внезапно возникший образ побуждает человека к действию без элементарного анализа его неизбежных последствий.

Иногда при стечении особых обстоятельств человек вынужден действовать не по своему желанию. Мотивы поступков в таких ситуациях принято называть "вынужденными мотивами". Следует иметь в виду, что обычно в экстремальных ситуациях мотивы действий человека бывают свернутыми, не имеющими формы логически последовательных суждений. Во всех поведенческих стереотипах, основанных на подсознательной установке, мотивы и цели совпадают. Здесь мотивы трансформированы в механизм установки.

В отличие от мотива цель как психический образ будущего результата действия может быть преступной, если преступен планируемый результат.

Сложный психический комплекс преддействия состоит в динамической взаимосвязи цели, мотивов и программы действия.

Программирование, планирование преступления связано с предвосхищением будущих условий деятельности.

В преступном деянии во многих случаях предвосхищается конфликтный характер будущих действий, образы этих действий соизмеряются с возможным противодействием других лиц. При этом взвешивается степень возможного риска. Таким образом, внешними условиями преступного деяния являются не только материальные обстоятельства, но и поведение других людей, как партнеров, так и жертв.

Непосредственным стимулом к совершению преступления являются внешние обстоятельства - поводы к преступлению.

Повод к преступлению, являясь начальным моментом преступного деяния, показывает, с каким обстоятельством сам преступник связывает свои деяния. Но повод не имеет самостоятельного причиняющего вреда значения. Повод лишь разряжает ранее сформировавшуюся причину. Однако повод преступления в значительной мере характеризует личность преступника, его склонности, социальные позиции, мотивы и цели преступления. Повод - внешнее обстоятельство, приводящее в действие общественноопасную направленность личности преступника.

Кульминационным актом в структуре действия является принятие решения - окончательное утверждение избранного варианта поведения, являющееся стартовым моментом реализации действия и итоговым моментом всей стадии предрешения.

Выбор варианта поведения может быть транзитивным: обоснованным, оптимальным, учитывающим логику развития событий - и нетранзитивным: неоптимальным, когда возможные варианты поведения не располагаются по шкале "предпочтений", критически не сопоставляются, когда не анализируются ни поле реальных возможностей, ни возможные варианты развития событий. В преступном деянии даже транзитивные, с точки зрения учета обстоятельств действия являются, по существу, нетранзитивными, так как при этом не учитываются социальный вред и наказуемость деяния. Чем более интенсивны антиобщественные жизненные установки личности, тем более ограниченным является вариант ее поведения.

Многие преступления совершаются без обоснованного расчета, без учета возможностей реализации планов, с допущением ошибочности в действиях. Эти особенности связаны с низким интеллектуальным уровнем преступников, с ограниченностью их оперативной и долговременной памяти. В своем большинстве правонарушители - это не расчетливые, дальновидные и прозорливые люди, а люди с существенными дефектами в мотивационно-регуляционной сфере.

Побуждения, намерения, мотивы и цели преступного действия в юриспруденции объединяются в комплексное понятие "преступный умысел".

Как психологическое образование, преступный умысел - явление динамичное. Возникая на основе определенного побуждения, умысел связан с анализом конкретной обстановки, определением конкретной преступной цели. До совершения действия умысел остается внешне не объективированным, внутренним психическим образованием.

Субъект несет ответственность не за умысел, а за совершение преступления или за приготовление к преступлению. Однако уже возникновение умысла - это психологический акт подготовки к преступлению. В структуре преступного деяния существенно само возникновение и формирование умысла. Анализ этого процесса всегда выявляет личностные особенности преступника.

Преступное деяние совершается в определенных условиях. Изменение этих условий может обусловить изменение умысла или возникновение нового умысла.

Для оценки преступного деяния, его квалификации существенное значение имеют направленность и содержание умысла. Однако эти понятия часто смешиваются, трактуются неточно.

Направленность умысла - это будущий результат деяния, на достижение которого направлено преступное деяние.

Содержание умысла - это отражение в сознании субъекта всех тех обстоятельств, которые связаны с достижением цели.

Способ совершения преступного деяния

Преступный умысел объективируется в способах и результатах его реализации.

Способ - система приемов действия, обусловленная целью и мотивами этого действия, психическими особенностями действующего лица.

Преступление приобретает специфическую конкретность из-за способа его совершения. Способ совершения преступления и индивидуализирует данное преступление, и указывает на меру его общественной опасности.

В способе действия проявляются психофизиологические и характерологические особенности человека, его знания, умения, навыки, привычки и отношения к различным сторонам действительности.

У каждого человека имеется система общественных способов действий. В этих обобщенных способах действий проявляются социальные качества личности.

Способ совершения преступления свидетельствует о его умышленности, подготовленности или внезапности, непреднамеренности.

По способу совершения преступления подразделяются на насильственные и ненасильственные.

В так называемых формальных преступлениях сами действия образуют состав оконченного преступления.

Способ преступления является объективной стороной состава преступления, обстоятельством, подлежащим доказыванию (ст. 68 УПК РСФСР). Но, будучи связан с личностными, субъективными особенностями преступника, он имеет значение для расследования преступления, для выдвижения версий о мотивах и целях преступления.

Способ действия как психологическая категория определяется ориентировочными, психическими и сенсомоторными особенностями субъекта. В отличие от способа совершения преступления как объективной стороны состава преступления (например, кража со взломом) можно говорить о субъективных особенностях действий конкретного человека, об образе его действий (modus operandi). Как сугубо индивидуализированное явление способ действия позволяет в ряде случаев идентифицировать личность преступника.

Способ совершения преступления как система привычных действий связан с определенными автоматизмами, присущими данному человеку. В основе способа действия лежат навыки, умения и привычки, нейрофизиологической основой которых является динамический стереотип. Эта индивидуализированная стереотипность действий и дает возможность идентифицировать личность преступника по способу его действий.

Итак, в каждом способе реализуются внутренние (психические) возможности индивида и внешние условия деятельности. Обстоятельства могут усилить или погасить первоначальные побуждения, мобилизовать к нахождению новых возможностей для удовлетворения исходной потребности.

Для человека важно не достижение цели как таковой. Цель - это заранее предвосхищаемый результат. Но этот результат может и не удовлетворить соответствующей потребности. Беспорядочная смена различных приемов действий свидетельствует о нетранзитивности принятых решений, об их скороспелости, а иногда и спонтанности. Устойчивость, повторяемость определенных приемов свидетельствует об устойчивости цели и транзитивности решений и об устойчивых личностных качествах преступника.

Способ действия позволяет определенно судить о целях и мотивах в тех случаях, когда мотивы действия совмещены с его целью (хищение, кровная месть, хулиганство, всевозможные импульсивные действия).

Совершение преступления в большинстве случаев связано с достижением заранее планируемого преступного результата. Этот результат оценивается преступником с позиций его исходных побуждений.

Удовлетворение результатом закрепляет образ данного акта преступного поведения, облегчает его повторение в будущем.

Возможно и отрицательное отношение к тому результату, которого хотел достичь и достиг преступник. Образ достигнутого результата может вызвать отрицательные чувства и в связи с этим раскаяние в содеянном.

Возможен и добровольный отказ от доведения преступления до конца, т.е. до достижения ранее запланированного результата.

Мотивы отказа от доведения преступления до конца могут возникнуть на основе жалости, сострадания, малодушия, страха и т.п. И несмотря на то, что эти мотивы не имеют юридического значения (отказ признается добровольным независимо от его мотива), они существенны для оценки личности преступника.

При этом следует учитывать обстоятельства возникновения контрмотивов, т.е. мотивов, противопоставленных первоначальным мотивам и изменивших первоначальную. Оценка результата преступного деяния преступником может быть связана с переоценкой его ценностных ориентации. В ряде случаев, особенно тогда, когда обнаруживаются неожиданные стороны деяния, оказывающие сильное отрицательное эмоциональное воздействие, могут возникнуть угрызения совести, чувство виновности.

Совершенное преступление всегда вызывает определенные изменения в личностных качествах преступника - происходит или закрепление преступной, антисоциальной направленности личности, или критическая ее перестройка направленность деяния.

Совершенное преступление, постоянная угроза разоблачения и наказания создают соответствующую послепреступную доминанту в психике преступника, определенную напряженность в его поведении.

Страх перед наказанием может вызвать действия, неадекватные обстоятельствам, снижение уровня саморегуляции, повышенную мнительность, ригидность, негибкость мышления, состояние подавленности и даже депрессии.

В ряде случаев преступник совершает перестраховочные действия, приходит на место совершения преступления с целью более тщательного сокрытия следов преступления, их маскировки и имитации с целью направить расследование по ложному пути.

При этом проявляется повышенный интерес к ходу расследования, и это обстоятельство необходимо учитывать в оперативно-розыскной деятельности. Повторное посещение места преступления может быть связано и с ассоциативным возбуждением чувств, испытанных при совершении преступления.

У отдельных преступников после совершения преступления может усилиться противопоставление своей личности социальным требованиям. Такие преступники ищут эмоциональных ситуаций, отвлекающих сознание от прошлых событий. В ряде случаев это переключение осуществляется путем планирования новых преступлений. И нередко эти новые преступления совершаются с большим ожесточением, цинизмом и с меньшей осмотрительностью.

Психология вины. Преступное деяние в целом подлежит уголовно-правовой оценке, при этом должна быть установлена виновность или невиновность лица, совершившего соответствующие действия.

Понятие вины является сложным психолого-юридическим понятием.

Вина - причастность личности, всей ее сознательно-подсознательной сферы к совершенному общественно опасному деянию и его общественно опасным последствиям.

Вина состоит не только в том, что человек принял решение о преступном деянии или о деянии, имевшем преступные последствия. Вина преступника состоит прежде всего в пренебрежении теми ценностями, которые охраняются правовыми нормами. Неточность существующих определений вины состоит в том, что понятие вины раскрывается в них вне психологического содержания преступного деяния. Вина это не только "психическое отношение" к содеянному, но и все психическое содержание преступного деяния.

В понятие вины должны быть включены все элементы преступного поведения.

Вина - психическое содержание противоправного действия, выражающееся в несоответствии либо целей и мотивов, либо способов и результатов действия нормам права. Формы вины определяются структурными компонентами деяния. Умысел - форма вины, характеризующаяся преступной целью, способами и результатами деяния.

Неосторожность - форма вины, характеризующаяся преступным способом и результатом действия.

Вопрос о виновности неразрывно связан с вопросом о причинности, свободой воле.

Преступное деяние сопряжено со многими обстоятельствами, имеющими различные взаимосвязи.

Виновность всегда связана с причинной связью действий и их последствий.

Человек не может знать о всех последствиях своих действий; он несет ответственность только за те последствия, которые охватывались (или должны были охватываться) его сознанием.

Заключение

Виновность неразрывно связана с уголовной ответственностью. Но сама уголовная ответственность является разновидностью социальной ответственности. Сущность социальной ответственности состоит в соотнесении поступков людей с тем, как они должны поступать в соответствующих обстоятельствах, т.е. в социальной оценке их поведения.

Ответственность - обязанность строить свое поведение в соответствии с требованиями социальной действительности.

Правовая ответственность - определяемая законом мера обязательных требований, предъявляемых государством к членам общества, это принудительный способ воздействия на поведение, отклоняющееся от основных требований общества.

В системе самосознания личности представлена система социального контроля и социального самоосуждения. "Угрызения совести" порой несравнимо ни с каким внешним наказанием. Это относится к личности, не утрати вшей социальных связей. Но даже применительно и к антисоциальной личности социальная, в том числе и юридическая, ответственность имеет положительный социальный смысл.

Ответственность - мера требований к человеку как члену общества. Специфика же юридической ответственности состоит лишь в том, что эти требования определены правовыми нормами и исполнение этих требований обеспечивается принудительной силой государства.

Правовые требования не только обязательны, они должны быть и объективной необходимостью, и в этом залог эффективности социально-правового регулирования.

Список литературы

1. Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2007.

2. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. М., 2007.

3. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. М., 2005.

4. Васильев В.Л. «Юридическая психология»: Учебник - СПб., 2006.

5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.

6. Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.

7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Петербург как виновник преступления Раскольникова
Реферат История болезни - Оториноларингология острый двусторонний гайморит
Реферат Московский текст в русской поэзии ХХ в МЦветаева и БОкуджава
Реферат Показатели деятельности РПУП "Минский завод игристых вин"
Реферат Навчання іноземної мови молодших школярів
Реферат Повышение эффективности производства зерна в условиях ТНВ Привалов и компания
Реферат Наступність і перспективність у вивченні частин мови в початкових к
Реферат Horatios Speech To Fortinbras In Hamlet Essay
Реферат Народно-православный большевизм как основа социальной утопии в поэзии и мировоззрении Сергея Есенина
Реферат МЮЛермонтов
Реферат Отечественная ономастика в XVIII-XX в
Реферат НА Некрасов Кому на Руси жить хорошо
Реферат Органiзацiя та планування виробництва потококонвеєрноi лiнii десяткового суматора з корекцiєю результата ([Курсовая])
Реферат 1. Методологические подходы к организации маркетинговых исследований на предприятии 8
Реферат Обучение детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи словообразованию в повседневной жизнедеятельности