Реферат по предмету "Психология"


Интенциональная специфика группы на примере субкультуры туристов



Введение

В рамках коммуникативной парадигмы устная речь рассматривается как компонент коммуникативного поведения и исследуется в соотнесении с контекстом вербального поведения, обеспеченного сложной системой знаний. Предполагается, что в дискурсе, т.е. речи, погруженной в непосредственную ситуацию общения, отражаются складывающиеся отношения и особенности взаимодействия, проявляющиеся в специфике интенций разговора. В последнее время внимание исследователей обращено к особенностям дискурса различных групп (научный, семейный, субкультурный). Показано, что существует определенное соответствие между интенциями субъектов и приемами речевого взаимодействия, что понимание говорящего во многом определяется восприятием интенционального аспекта речи. В связи с этим представляется особенно интересным обращение к изучению дискурса специфических групп, характеризующихся развитой субкультурой, сложившейся системой норм и паттернов коммуникации. В данной работе мы предполагаем, что дискурс группы туристов обладает специфическими особенностями, выраженными в своеобразии лингвистического, интенционального компонентов речи туристов, и что понимание этих особенностей способствует более легкому вхождению в данную группу.

Интенциональная и лингвистическая специфика дискурса группы (на примере субкультуры туристов)

Теоретическую основу исследования составило представление об интенциональном пространстве дискурса как совокупности иерархически организованных интенций, присущих данной сфере коммуникации и определяющих ее особенности.

В исследовании приняло участие 31 человек, имеющий различный опыт взаимодействия в группе туристов. В общей сложности было проанализировано 67 аутентичных диалогов в различных ситуациях общения: в походе, на тренировке, в непринужденной обыденной обстановке. Аудиозаписи представлялись по специальной схеме, учитывающей различные особенности устной речи (паузы, интонационные выделения и др.). В качестве основного метода применялся метод интент-анализ - теоретико-экспериментальный подход к изучению интенций, позволяющих реконструировать проявляющиеся в речи интенции коммуникантов.

Полученные данные свидетельствуют о том, что особенности взаимодействия в группе туристов отражается как минимум на двух уровнях дискурса туристов: лингвистическом, интенциональном. Лингвистические, вербальные характеристики речи туристов проявляется в использовании сленга - слов, обозначающих уже существующие понятия, типичных топиков - наиболее часто повторяющихся тем диалогов. Своеобразие интенционального уровня выражается в преобладании интенций личностного характера, речевых приемов эмоционального воздействия, например: пожаловаться, обвинить - обратить в шутку, информировать - задать уточняющий вопрос, поделиться впечатлениями - поддержать разговор. Описаны типовые интенции, проявляющиеся в типичном способе реагирования на ту или иную коммуникативную ситуацию, проведен сравнительный анализ намерений новичков и опытных туристов. На основании данного анализа была выдвинута гипотеза о специфике включения новичков в группу (как осваивают дискурс).

Особенности восприятия образа города студентами-туристами

На сегодняшний день город не изучается как глобальное целостное образование, а изучаются только частные его аспекты, например: организация рекламы на улице, создание памятников и мест отдыха. Часто архитекторами не учитывается фактор целостности среды, и формирование пространства города идёт исходя из прагматических целей и идей целесообразности. А город как жизненное пространство несёт ряд психологических функций, которые связаны с реализацией специфических потребностей человека, о которых часто забывают в современном градостроительстве, поэтому часто облик города не учитывает человеческого назначения жизни. Поэтому и выбор специальностей в нашем исследовании был не случаен, так как инженеры-строители, это те специалисты, которые формируют среду, а психологи - это те специалисты, которые изучают воздействие городской среды и связанное с ним поведение человека. Актуальность темы исследования обусловлена слабой изученностью области психологии жизненной среды. Разработка данной темы важна для решения прикладных задач, таких как формирование облика современного города, так и работы психолога, ориентированного на оптимизацию жизнедеятельности человека.

Темой восприятия образа города занимались такие психологи как Гибсон Дж., Линч К., Штейнбах Х.Э., Еленский В.И., Черноушек М., Леонтьев А. Н. и другие.

Образ города - семантическая конструкция (система знаков), задающая схемы восприятия города (являющаяся одновременно сенсорно - информационным фильтром), на основе которого отбираются значимые аспекты и предметы городской жизни. В основе понятия "образ города" лежит идея единства, взаимообусловленности среды и образа жизни. Ментальная схема - это то, что человек конструирует, на основе своего опыта и впечатлений взаимоотношения со средой.

Объектом данного исследования является: образ города.

Предметом исследования: особенности восприятия образа г. Тольятти студентами различных профессиональных направленностей (психологического и инженерно-строительного факультетов).

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что восприятие образа г. Тольятти студентами различных профессиональных направленностей будет отличаться, и расхождение в большей степени будет проявлено в когнитивном и эмоциональном компоненте образа города.

Базу исследования составили студенты 2-х (19 чел.), 3-х (29 чел.) 5-х (17 чел.) курсов психологического факультета и 2-х (9 чел.), 4-х (22 чел.) курсов инженерно-строительного факультета Тольяттинского Государственного Университета.

Нами были подобраны батареи методик, в соответствии с поставленными задачами: 1) методика построения когнитивных карт К. Линча; 2) методика цветовых предпочтений Серова Н. В.; 3) анкета "Предпочитаемые районы города" Штейнбах Х.Э.; 4) анкета "Значимое место в городе" Черноушек М.;

Проведенное исследование показало, что образ г. Тольятти у студентов различных специальностей метрически не соответствует реальной среде города (перевернутое расположение районов). Этот вывод нас удивил, но это подтверждает мысль о том, что ментальная карта - является продуктом опыта, а не знаний и что вполне вероятно, что в основу ментальной карты положены ранние переживания, так как все являются в основном уроженцами города.

В восприятии "реального" образа г. Тольятти у студентов всех направленностей доминируют схожие характеристики такие как: предпочтение идеального мира, а не материального; упорство и сопротивляемость изменениям и постоянство воззрений; хаос мыслей, неуравновешенность, шараханье из стороны в сторону.

Восприятие "идеального" образа г. Тольятти у студентов различных специальностей заключаются в нереализации важных потребностей в городе, и следует обратить внимание на депривированные характеристики: у студентов 2-х курсов психологов и инженеров-строителей: почитание законов, традиций и нравов общества; у психологов 3 курса: духовное просвещение, интерес и оптимизм к миру; у психологов 5-го курса и у инженеров-строителей 4 курса: распредмеченное пространство (основные потребности перенесены в сферу абсолютизированных идей, предмет теряет свою значимость). Данный компонент имеет яркое различие по возрастному показателю.

В г. Тольятти по данным исследования у студентов всех направленностей доминируют места для отдыха и отсутствуют такие категории мест как: опасные и запретные места и промышленные зоны, что может привести к нереализации специфических потребностей проживания человеком среды.

Различия в представлении студентов различных профессиональных направленностей в предпочитаемых и непредпочитаемых районах города весьма значительны. Те районы, где испытуемые не проживают, весьма туманное представление и эти районы попадают в категорию непредпочитаемых. Вероятно, здесь можно говорить о том, что предпочитаемые районы являются знакомыми и родными, но период молодости предполагает поиски. Таким образом, выбор профессии студентами не случаен, предпочтение профессиональных направленностей и выборы связаны с местом проживания в районе.

Образ г. Екатеринбурга в телевизионном аспекте

Если говорить об образе города, то частично можно обратиться к понятию маркетинга города, а именно к информационному маркетингу. Информационный маркетинг города - это совокупность действий, направленных на продвижение положительной информации о городе с целью создания, как во внутренней, так и во внешней среде, благоприятного отношения к городу. На сегодняшний день ситуация такова, что без информации не будет доверия.

Распространение информации о городе предусматривается по следующим направлениям:

через российские, зарубежные и международные организации, туристические фирмы, местные и центральные СМИ;

· через посетителей городов области по линии конкретных предприятий и организаций;

· через посещающие город официальные делегации;

· через проводимые в России и за рубежом выставки, ярмарки, конференции, другие информационные миссии, в которых город принимает участие;

· через торговые представительства города и Российской Федерации за рубежом;

· через представительства зарубежных стран в России.

Информационный маркетинг территории, как правило, предусматривает регулярные публикации о городах, подготовку специальных информационных и презентационных документов; распространение информации о регионе по официальным каналам; проведение семинаров, миссий, презентаций городов, участие (проведение) в ярмарках и выставках и.т.д. Большой эффект дают разумные публикации в СМИ, имеющих "целевую" аудиторию, разработка и рассылка профессионально подготовленных презентационных материалов, правдиво рассказывающих о возможностях и рисках городов, региона в целом. При этом важно, чтобы это были не "разовые всплески", а хорошо продуманная и подготовленная программа.

Работа со СМИ - важный этап информационного маркетинга, и большинство специалистов отмечают огромную роль средств массовой информации в формировании и поддержании имиджа города, его образа. В наибольшей степени некая искусственная коммуникационная среда создается потоками СМИ. Она распространяется в печатном или аудиовизуальном виде, взаимодействует со специфической социокультурной средой города, формируя в общественном сознании ее конструктивный либо деструктивный образ. Таким образом, с помощью СМИ быстро формируется устойчивое общественное мнение, если надо, ломаются устоявшиеся и создаются новые стереотипы, эталоны поведения и отношений, иначе говоря, формируется образ любого города.

По итогам опросов общественного мнения можно утверждать, что за Екатеринбургом закрепился самосформировавшийся образ "промышленного города, города машиностроителей, оборонщиков и металлургов".

Но если заглянуть на страницы модных глянцевых журналов ("Стольник", "Я покупаю", "Выбираю", журналы по интерьеру, бизнесу и карьере), то можно заметить, что Екатеринбург представлен как город модной индустрии, светского бомонда, бизнес-центров, элитного жилья и торгово-развлекательных комплексов.

Для нас Екатеринбург является источником получения образования, поиска себя в нем, самореализации, возможностью жить по-другому, по-новому.

Характер мегаполиса многогранен: бизнес и искусство, развлечения и мода, шумные перекрестки и тихие уголки. На первый взгляд может показаться, что образ Екатеринбурга в глазах жителей и гостей города будет одинаковым. Но удивительно: насколько у каждого из нас СВОЁ восприятие города. Мы не просто любим его… Мы живем в нем, учимся, работаем, прокладываем собственные маршруты прогулок и шопинга - это и есть наш личный город.

И все-таки телевидение занимает первое место среди всех средств коммуникации, оно позволяет совместить событие и его описание. Именно поэтому мы обратили наше внимание на изучение образа города, формирующегося телевидением.

Для изучения телевизионного образа города Екатеринбурга было проведено исследование, целью которого явилось определение понятия телевизионного образа у жителей и гостей г. Екатеринбурга и экспертной группой, и для которого были разработаны анкета, психосемантическая шкала и карта наблюдения.

В этом исследовании приняло участие 380 человек (95 мужчин и 285 женщин), из них 289 студентов третьего и пятого курсов Российского государственного профессионально-педагогического университета; 57 преподавателей и сотрудников РГППУ, 23 человека - гости города.

В силу значимости изучаемой проблемы для Свердловской области и России, и необходимости получения профессиональных оценок была сформирована экспертная группа, в которую входило 13 человек, работающих на телевидении или в других СМИ.

В результате исследования мы обнаружили, что опрошенные предпочитают смотреть федеральные каналы с областными включениями (Россия, ТНТ, СТС). Среди каналов областного телевидения популярен "4" канал. 62% опрошенных предпочитают смотреть сериалы; 56% - информационные программы (новости) и 50% - развлекательные передачи.

Телезрители отдают предпочтения сериалам потому, что при их просмотре не требуется сосредотачивать внимание, задействовать процессы мышления и памяти. Выбор информационных программ обусловлен тем, что за небольшой промежуток времени человек может получить достаточно большой объем актуальной информации. А развлекательные передачи позволяют людям снять эмоциональное и физическое напряжение.

52% респондентов считают, что телевизионные программы Екатеринбурга реально отражают жизнь города, т.к. освещают происходящие события, факты, подкрепленные видеосюжетами. Для 46% - получаемая информация неполная, приукрашенная, частично освещенная. По мнению опрошенных, телевизионный образ создают журналисты (81%) и жители города (27%).

Телевизионный образ г. Екатеринбурга в понимании горожан - образ, сформированный СМИ, в частности телевидением города. Он динамичный, интересный, шумный, криминогенный, веселый.

Эксперты определяют телевизионный образ Екатеринбурга как образ, создаваемый городскими и областными каналами. По их мнению, он разный, динамичный, но по сравнению с федеральными каналами отстающий. Его создают властные структуры и рекламодатели, т.к. они влияют на развитие коммерческого телевидения. Также экспертами отмечен недостаточно высокий уровень профессионализма работников телевидения в сравнении с центральными телеканалами, что значительно влияет на его качество. В целом, эксперты охарактеризовали телевизионный образ как живой, родной, мозаичный. Скорее всего, это связано с тем, что именно эти люди, либо создают телевидение, либо взаимодействуют с ним. Для них оно является близким и родным.

Заключение

В заключение можно выделить, что единого чёткого образа нет. Для каждого человека он свой, преломлённый сквозь призму собственного жизненного опыта, интересов, целей.

Внедрение результатов данного исследования в практику может повлиять на разработку еще более эффективных программ обучения для студентов инженерно-строительных специальностей, для которых мы полагаем, очень важно с самого начала обучения иметь понятие о восприятии архитектуры как об активной деятельности, направленной на освоение действительности в соответствии с потребностями человека.

Список литературы

1. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон.- М.: 2008.

2. Глызычев, В.Л. Образы пространства (проблемы изучения)// Творческий процесс и художественное восприятие / В.Л. Глызычев.- Л.: Наука, 2008.

3. Степанов, А. В., Иванова, Г. И. Архитектура и психология / А.В. Степанов, Г.И. Иванова.- М.: Стройиздат. 2003.

4. Черноушек, М. Психология жизненной среды / М. Черноушек.- М.: Мысль, 2007.

5. Штейнбах, Х. Э., Еленский, В. И. Психология жизненного пространства / Х.Э. Штейнбах, В.И. Еленский.- СПб.: Речь, 2007.

1. Зачесова И.А. (2008) Интенциональные особенности речи в непринужденном общении // Психологические исследования дискурса. Сборник научных трудов // Отв. ред. Н.Д. Павлова. М.

2. Ломов Б.Ф. (2004) Методологические и теоретические проблемы психологии. М.

3. Павлова Н.Д. (2007) Интент-анализ дискурса // Коммуникативные исследования 2007 / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж-Ярославль: Изд-во "Истоки".

4. Павлова Н.Д. (2008) Психология дискурса // Психология в 21 веке / Под ред. В.Н. Дружинина. М.

5. Поттер Дж. (2008) Дискурс-анализ как метод исследования естественно протекающей речи // Иностранная психология. Выпуск 10.

6. Теория речевых актов (2006) // Новое в зарубежной лингвистике. М., 2006. Выпуск 17.

7. Kashima L. Person, Symbol, Sociality (2008) // Journal of Social Psychology. Vol. 6, p. 120-134.

8. Henrich J., Henrich N. (2009) Culture, evolution and the puzzle of human cooperation // Journal of Social Psychology. Vol. 7, p. 16-21.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Форфейтинг як форма кредитування зовнішньої торгівлі
Реферат Понятие и виды экологических прав человека
Реферат Депрессия у женщин влияние на семейную жизнь
Реферат Девиантное поведение 2 Характеристика девиантного
Реферат Виробничі запаси, прибутковість підприємства
Реферат Методические основы анализа финансовой отчетности
Реферат Эмоции и системы мозга их обеспечивающие
Реферат Inspiration By Homer Essay Research Paper Alexander
Реферат Ель обыкновенная (ель европейская)
Реферат Материаловедение швейного производства
Реферат Политические учения античности Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель
Реферат Планирование услуг на предприятии
Реферат Поняття і види відповідальності місцевого самоврядування
Реферат Общая Физика (лекции по физике за II семестр СПбГЭТУ "ЛЭТИ")
Реферат AuschwitzConcentration Camp Essay Research Paper Auschwitzconcentration campAuschwitz