КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Алексеенко Д. С.
Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
The article is the completed library research of non-material motivation of agro enterprises, it is manager’s guide contains the furbish data related to nowadays. The survey of the relevant problem of motivational sphere developing at the enterprise has methodical and practical value.
Нематериальная система мотивации труда в сельском хозяйстве обладает обширным диапазоном применимых компонент, инструментов, рычагов для достижения определенных целей организации. Это диапазон: морального, социально-психологического и творческого стимулирования работников сельскохозяйственных предприятий.
Раскрытие потенциала работника куда более способствует эффективному росту агробизнеса, нежели отлаженная система штрафов.
В основе распространенного метода анализа человеческих потребностей — пирамиды Абрахама Маслоу лежат, как известно, примитивные человеческие запросы: безопасность существования, наличие пропитания и т. д. Эта часть, трансформировавшаяся со временем в так называемый компенсационный пакет, решена в мотивационных планах различных предприятий по-разному, но, в общем, схожим образом: тариф, должностной оклад, различные премии и вознаграждения, надбавки и доплаты, медицинская страховка, мобильный телефон, иногда — машина. Возможно, сейчас гораздо более важными становятся такие материальные инструменты мотивации, как кредит на жилье, опцион на акции, пенсионный план и т. п.
Куда более существенную роль в долгосрочной перспективе играет верхняя часть пирамиды, нематериальная, к которой относятся:
создание условий для самореализации человека;
формирование командного духа и уважительного, позитивного климата в коллективе;
предоставление возможностей обучения, карьерного роста;
общественное признание трудовой деятельности, имидж работодателя.
Еще одним важным мотивирующим фактором, особенно в наше непростое время, является стабильность, прогнозируемость правил взаимодействия сотрудников, устойчивость внутрикорпоративных регулирующих норм.
Сформировать такую мотивирующую «экосистему» неизмеримо сложнее, нежели поставить у проходной «комсомольский прожектор» (для контроля времени прихода и ухода сотрудников), однако и отдача от профессионалов, стремящихся к успеху в команде, объединенной подобной системой ценностей, будет несравненно большей.
Индивид вступает во взаимодействие с организацией имея определенное представление о себе самом и о своих возможностях, обладая определенными знаниями об организации, исходя из своих целей и текущих возможностей. С учетом этих знаний и представлений он ожидает занять в организации определенное место, выполнять определенную работу и получать определенное вознаграждение. Организация, в свою очередь, в соответствии со своими целями предполагает взять такого работника, который обладает соответствующей квалификацией, будет выполнять определенную работу, давая требуемый результат, за который полагается определенное вознаграждение. Обобщенно группы ожиданий индивида и организации можно представить в определенной схеме (табл. 1).
Комбинация ожиданий индивида и организации зависит от множества факторов и условий. Чтобы совместить ожидания человека и организации по отношению друг к другу нужно добиться наибольшего совпадения их интересов, ибо работник относится к своим трудовым функциям как к средству и условиям достижения личных целей, интересов и потребностей. Таким образом, мера соответствия трудового поведения индивида требованиям производства будет тем выше, чем ближе индивидуальные интересы к целям организации.
Трудовое поведение работников, с одной стороны, отражает объективную необходимость или задание условий функционирования в соответствии с жесткими рамками производственной ситуации. С другой — оно достаточно свободно, многоальтернативно и определено свободой выбора индивида, что и создает уровни и иерархию нематериальной мотивации. Такой тип стимулирования связан с конкретным видом личностной активности, диапазоном притязаний индивида, которые обуславливают смысл его трудового поведения. Мера соответствия двух сторон поведения — нормативно заданной и избирательной (зависящей от воли индивида) показывает степень согласованности действий индивида с целями организации. Так что же определяет способы и формы трудового поведения работника посредством нематериального стимулирования, каковы целевые и инструментальные свойства для сельскохозяйственного предприятия?
В моральном стимулировании на сельскохозяйственном предприятии целями могут быть:
понимание и признание целей деятельности предприятия,
ориентация на перспективу, согласование взаимных интересов,
установка на корпоративность в поведении,
Инструментарий для достижения поставленных целей следующий:
Устав предприятия. Позволяет грамотно изложить основные цели предприятия, принципы руководства и организации предприятия.
Таблица 1 — Содержание ожиданий индивида и организации
Ожидания и представления индивида.
Ожидания организации.
Группы
ожиданий
Содержание
групп ожиданий
Группы
ожиданий
Содержание
групп ожиданий
1. Место в
организации
2. Выполняемая
работа
3. Желаемое
вознаграждение
— степень «включенности» работника в
деятельность организации;
— отношения между членами организации.
— содержание, смысл и значимость работы;
-оригинальность и творческий характер работы;
увлекательность и интенсивность
работы;
— степень независимости, прав и власти на данной работе;
— степень ответственности и риска;
— престижность и статус работы;
— безопасность и комфортность условий на работе;
— дисциплина труда.
— признание и поощрение хорошей работы;
— заработная плата и премии;
— социальная защищенность и другие
социальные блага;
— гарантии роста и развития.
1. Квалификационные и личностные характеристики.
2. Требуемый
результат
работы.
3. Возможное
вознаграждение
— обладание необходимыми знаниями и
квалификацией;
— высокие моральные качества;
— коммуникабельность и способность
поддерживать хорошие отношения с
коллегами;
— преданность организации и готовность отстаивать ее интересы;
— стремление к развитию своих способностей;
— способность занять определенное
место в организации и готовность
взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;
— соблюдение принятых в организации
норм поведения, распорядка и распоряжений руководства.
— готовность осуществления определенной работы с должной отдачей и
на требуемом качественном уровне.
— оплата в соответствии с количеством и качеством труда;
— социальные гарантии;
— возможное повышение квалификации;
возможное повышение по службе и
т.п.
Формы и методы распределения результата труда, участие в капитале, развитие отношений партнерства.
Система общих для всех работников сельскохозяйственного предприятия ценностных ориентаций и норм формирует культуру предприятия. Распределение общего хозяйственного результата, участие в капитале предприятия и развитие сотрудничества, — формирует не только материальные потребности, но и моральное удовлетворение от проделанной работы.
В моральное стимулирование входит понятие «внутреннее вознаграждение». Ю. Одегов и П. Журавлев определяют внутреннее вознаграждение следующим образом: «Внутреннее вознаграждение дает сама работа; это чувство удовлетворения от достижения нужного результата и самоуважение, сознание значимости выполняемой работы. Общение, возникающее в процессе работы, также можно рассматривать как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ его обеспечения – создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи».[9]
Говоря о моральном стимулировании сначала необходимо раскрыть демотивирующие факторы. Демотивация – процесс обратный мотивации, это совокупность действий, или бездействия по отношению к работнику руководителями, которые ведут к снижению результативности труда и заинтересованности удовлетворения потребностей всех ступеней иерархии Абрахама Маслоу посредством работы.
Демотивирующими факторами могут стать и комплексные проблемы предприятия, и вполне безобидные, на первый взгляд, явления, которые, тем не менее, ведут к снижению результативности труда. К таким факторам мы относим следующие:
неверную расстановку приоритетов в компании, неумение планировать;
несогласованность действий руководства;
бесцельные, отнимающие массу времени собрания;
слабую информированность сотрудников, которая зачастую становится причиной появления самых неожиданных слухов: это накаляет обстановку и приводит к стрессам;
авторитарный стиль управления непосредственного начальника и, как следствие, подавление инициативы сотрудника; отсутствие командной работы;
нежелание руководства делегировать полномочия, в результате чего «жадный» руководитель — в постоянном цейтноте, у него проблемы со здоровьем, а у его сотрудников развивается комплекс неполноценности;
неумение адекватно оценить потенциал сотрудника, отсутствие карьерных перспектив;
игнорирование личностных особенностей при распределении заданий;
расплывчатость целей, неясная постановка задач.
уменьшение объема работы, сокращение должностных обязанностей или служебных полномочий;
неучастие в процессе принятия решений;
снижение зарплаты;
не вовлеченность в процесс планирования и/или постановки задач;
изменение названия должности на менее престижное;
снижение размера премии;
Руководитель не должен допустить появления таких откровенно демотивирующих факторов, как продвижение «по знакомству» или компенсация по принципу «всем поровну». Интересно отметить негативные последствия, на первый взгляд, профессионального подхода. Руководство может принять решение использовать результаты аттестации для определения размера премиальных, установить критерии оценки, назначить аттестационную комиссию.
Вопрос о построении системы нематериального стимулирования все чаще встает в прогрессивных российских предприятиях АПК. Многие управленцы столкнулись с тем, что повышение заработной платы уже не дает такого эффекта в повышении результативности и качества работы сотрудников, а также мало привлекает рабочую силу для жизни на селе в долгосрочной перспективе, как прежде. Да и ресурс повышения заработной платы у любого предприятия, даже самого прибыльного и успешного, ограничен.
Более того, в ряде случаев повышение заработной платы не только не вызывает качественного рывка в работе сотрудника, но и просто расхолаживает и развращает его: «аппетит приходит во время еды» и уже никакая заработная плата не кажется для такого специалиста достойной его «блестящих талантов и экстраординарной работы». И вот зарплата растет, а качество работы и отношение к ней только падает.
Еще один вопрос, который, должен волновать руководителей — какие нематериальные стимулы являются наиболее эффективными для формирования системы? Было сказано, что однозначного ответа на этот вопрос не существует. Здесь, как и в продажах, все зависит от потребности клиента (читай — сотрудника). Поэтому построение эффективной системы нематериального стимулирования — это штучная работа, которую кадровик должен проводить исходя из актуальных задач организации и специфики ее работы. Тем не менее, основные принципы построения системы нематериального стимулирования, а также основные виды мотиваторов с учетом вышеизложенных целей предприятия остаются неизменными, вне зависимости от того, о каком предприятии идет речь. Именно эти вопросы мы и постараемся подробно осветить ниже.
На наш взгляд, основных принципов построения системы нематериальной мотивации всего три:
При построении системы следует исходить из целей и задач организации: подбирая стимулы, следует акцентировать внимание именно на тех, которые будут стимулировать трудовое поведение, направленное на выполнение стратегических задач, стоящих перед организацией, подразделением, должностью.
Второе, на что следует ориентироваться — это ресурсы организации, ее бюджет. Возможно, оплата сотруднику обучения на получение диплома N была бы очень мотивирующей и полезной для компании, но может ли она себе позволить такие траты?
При прочих равных условиях, стимулы, учитывающие индивидуальные запросы работников эффективнее, чем стимулы, рассчитанные на среднего сотрудника, одинаковые для всех сотрудников данной категории.
Нематериальными стимулами мы будем называть блага, льготы и поощрения, предоставляемые работнику без выплаты наличных денег. Все нематериальные стимулы можно разделить на три основные группы.
Стимулы, не требующие инвестиций предприятия (моральные поощрения)
Стимулы, в которые осуществляются инвестиции предприятия распределение которых носит безадресный характер (одинаковые мотиваторы для всех) и мотиваторы, требующие инвестиций и распределяемые адресно, индивидуально (социально-психологические стимулы)
Стимулы творческой компоненты в работе (стремление работника к изменению окружающих условий труда, распределению рабочего времени, использованию новой техники, технологии и пр.).
Определившись в понятийном поле, можем переходить к рассмотрению собственно стимулов.
Варианты морального стимулирования (компоненты одноименной подсистемы):
— Поздравления. Важно, чтобы от лица предприятия именинников поздравлял директор. Поздравления и в целом личное, внимательное отношение со стороны коллег и руководства мотивирует сотрудника на личное отношение к компании, повышает лояльность.
-«Витрина успехов» или «Доска почета». На информационном стенде вывешиваются рейтинги продавцов, работников сельского хозяйства, сообщения о важных достижениях других сотрудников организации.
— Прописанные и доведенные до сведения сотрудников организации критерии и этапы горизонтального и вертикального карьерного пути (карьерная лестница, цепочка разрядов в рамках одной должности) открывают сотрудникам перспективы роста, мотивируют на развитие, улучшение показателей деятельности.
-Система адаптации персонала. Как правило, решение о том, останется ли сотрудник на этом предприятии и если да, то на какой срок, он принимает в первый же день (максимум в течение первой недели) работы на предприятии. И на то, каким будет это решение во многом влияет то, есть ли на предприятии система адаптации персонала и какова она. Необходимыми составляющими такой системы являются программы адаптации, написанные для каждой должности, папка адаптации, содержащая основные сведения о компании, основные нормативные документы и должностные инструкции. Важно, чтобы к новичку был прикреплен наставник, помогающий ему адаптироваться, войти в должность, помогающий в разрешении спорных или сложных ситуаций, возникающих на первых порах работы на предприятии. Работу по адаптации сотрудника существенно облегчают электронные презентации предприятия, разработанные специально для целей адаптации персонала.
— Организация обмена опытом и внутриотдельческого обучения. Эта форма обучения сотрудников не требует практически никаких затрат от предприятия и, одновременно, дает замечательный мотивирующий эффект. Обмен опытом и обучение сотрудниками друг друга в рамках отдела работает на сплочение персонала, создание команды, мотивирует профессиональный рост, повышает лояльность сотрудников к предприятия.
— Включение сотрудников в процесс принятия решений — мощное средство повышения их инициативности и лояльности. Включение может происходить в разных формах: опросы, анкетирование, обсуждение с сотрудниками стратегических планов или информирование о сути таковых, рассмотрение их предложений.
В подсистему социально-психологического стимулирования, входят варианты требующие инвестиций, распределяемых безадресно, главным образом, это стимулы работают на повышение качества трудовой жизни (контроль гигиенических факторов мотивации):
Организация питания за счет компании
Оплата мобильной связи.
Обеспечение работников едиными проездными, оплата бензина и техобслуживание за счет компании
Предоставление формы, спецодежды на конкретных рабочих местах (но не конкретным людям).
Организация качественного медицинского обслуживания (медицинская страховка).
Предоставление абонементов в оздоровительные и культурные учреждения населенного пункта.
Указанные выше варианты нематериальной социально-психологической мотивации могут пойти в пакет социальных компенсаций.
В организацию подсистемы социально-психологического стимулирования должны входить варианты стимулов, требующих инвестиций, распределяемых адресно.
Общие стимулы, предоставляемые индивидуально:
Право на получение ссуды.
Право на предоставление беспроцентной ссуды на улучшение жилищных условий, приобретение товаров длительного пользования.
Безвозмездная материальная помощь (рождение ребенка, свадьба, тяжелая болезнь ближайших родственников или их смерть).
Внешнее обучение за счет компании. 100% оплата обучения малоэффективна — сотрудник может недостаточно ценить предоставленную возможность, халатно относиться к учебе. Оптимальным, на наш взгляд является соотношение 70% компания, 30% — сотрудник (естественно, в том случае, когда Компания заинтересована в прохождении сотрудником этого обучения).
Продажа амортизированного оборудования (автомобиль, компьютер)
Полная или частичная оплата проезда к месту отдыха или самого отдыха.
Оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия.
Помощь в устройстве детей сотрудников в лагеря отдыха, хорошие учебные заведения (детсады, школы, ВУЗы)
Предоставление служебного автотранспорта
Улучшение организационно-технических условий на рабочих местах. Сюда относится: модернизация основных средств, совершенствование условий труда (кондиционирование, отопление, освещение, шум, вибрация, загазованность и т.п., эргономика рабочего места).
При внедрении подсистемы нематериального социально-психологического стимулирования очень важно, чтобы она сама и критерии предоставления льгот были бы четко прописаны, розданы персоналу на ознакомление для предоставления обратной связи как минимум за неделю до утверждения документа, а также очень важно провести информационное совещание перед внедрением. Это обеспечит целостное понимание и принятие персоналом системы мотивации, внедряемой в организации — основу, без которой даже самая лучшая система не заработает.
С переходом к рыночным методам хозяйствования эффективное функционирование подсистемы творческого стимулирования становится одним из решающих факторов устойчивого положения предприятия. В условиях все возрастающей конкуренции, предприятия вынуждены искать новые способы решения известных проблем, создавать новые товары и услуги, появление которых в свою очередь зависит от способности специалистов реализовать свой творческий потенциал. Таким образом, от специалистов, степени их заинтересованности и способности заниматься творческим трудом зависит судьба предприятия в условиях рынка.
В своих работах эти экономисты рассматривают вопросы стимулирования творческого труда применительно к уже устоявшимся рыночным отношениям, которые необходимо учитывать при обосновании методов активизации деятельности специалистов. Однако в работах зарубежных авторов не отражена специфика переходного периода и выводы, к которым они приходят, не могут рассматриваться в виде универсальных рекомендаций для российских предприятий АПК.
Переход к развитой рыночной экономике сельскохозяйственных предприятий с разнообразием ее форм и отношений собственности требует разработки новых подходов к изучению и активизации творческого труда, которые бы включали в себя всю совокупность социально-экономических и организационных факторов. Таким образом, существует объективная необходимость совершенствования системы активизации творческого труда работников предприятий АПК на современном этапе развития России. Эта система должна отличаться комплексностью, строиться с учетом современных тенденций в развитии экономики, а также отечественного и зарубежного опыта.
В рыночной экономике успешность предприятия зависит от его способности выстоять в конкурентной борьбе, основным условием победы в которой является предложение на рынке новых, высококачественных продовольственных товаров, использование при их производстве, более современных технологий, материалов, инструментов и т. д. Прежде чем использоваться предприятием все эти новшества рождаются в умах специалистов, проходят различные стадии воплощения и появляются на свет как конечные результаты их творческого труда [2]. Таким образом, творческий труд определяет исход конкурентной борьбы. Поэтому очевидно, что его активизация является наиболее важной задачей, для решения которой возникает необходимость в определении самого понятия творческий труд. Проблему творчества, как правило, относят к социологическим и психологическим наукам [4, 1, 10], поэтому наиболее разработанной данная тема является именно в этих направлениях, в экономическом плане многие из публикаций посвящены хотя и важным, но отдельным направлениям стимулирования творческого труда. Данная проблема во многих научных работах не отражает особенностей рыночной экономики, специфики стимулирования творческого труда в условиях конкуренции, хотя такие исследования в последнее время стали появляться [5, 6, 7]. Следовательно, становится все более очевидно, что это проблема многоплановая и предполагает комплексное решение. В научной литературе, занимающейся вопросами творчества и творческого труда, основным определением творчества является то, что это самостоятельный вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью, приводящий к существенно новым результатам [8]. Трудно согласиться и с тем утверждением, что результатом творчества всегда является что-то качественно новое или неповторимое. Во многих случаях это просто усовершенствование процесса труда, изменение организации производства и управления, любое изменение или нововведение является творчеством. Стремление работника к изменению окружающих условий труда, распределению рабочего времени, использованию новой техники, технологии, не всегда порождает что-то качественно новое, его результатом могут стать новые способы применения уже известных материалов, неожиданные способы использования инструментов или их расположения, более рациональное использование оборудования, все, что дает возможность экономить время, улучшать качество продукции. Результатом творчества может быть любое изменение на производстве, в графике рабочего дня, способы экономного расходования ГСМ, энергии. Рационализаторские предложения и изобретательские нововведения, гениальные открытия — это все результат различной степени приложения творческого потенциала. Талант, гениальность не являются атрибутом, присущим какой-либо конкретной профессии, они признаки лишь творчески действующей личности, характеристика успешности творческого труда. Творческий потенциал задействуется в полной мере, если точка его приложения находится в сфере интересов работника, только в этом случае возможны гениальные и талантливые проявления. В самой трудовой деятельности соотношение элементов может быть различным, в некоторых случаях преобладает творческая направленность в других будничные операции и уже отработанные действия.
Нами были сформулированы условия мотивирования творчества в труде:
— свобода;
— самореализация личности (творческий труд обладает ярко выраженной индивидуальностью);
— способность переключаться на разные виды деятельности (творческий труд — труд разнообразный);
— способность к абстрактному мышлению;
— широкий доступ к информации (для создания действительно нового требуется получение наиболее полной и современной информации по исследуемому вопросу);
— предоставление возможности развития кругозора и повышения квалификации.
Подводя итог вышесказанного, отметим, что формирование системы нематериального стимулирования функционирующей на основе подсистем морального, социально-психологического и творческого стимулирования целостно дополнят любую развитую систему материального стимулирования труда, что может стать одним из эффективных способов усовершенствования мотивационной сферы на сельскохозяйственном предприятии.
Литература:
Буян, И.В. Труд становится творчеством. Киев, 1987.;
Варданян, И.С. Предложение по совершенствованию системы нематериального стимулирования //Управление персоналом №4 2004=1
Генкин, Б.М. Экономика и социология труда. М., 1999. С. 68.
Добряков А.А. Инженерно-психологическое обеспечение творческих форм проектно-конструкторской деятельности. М.- 1997. 67 с.
Межова, И.А. Стимулирование творческого труда ученых учреждений академической науки. СПб, 1996. 184 с.
Менеджмент и творчество руководителя коммерческой организации. Екатеринбург, 1996. 24 с.
Менеджмент: Век XX — век XXI: Сборник статей/ Под ред. О.С. Виханского, А.И. Наумова; сост. И.А. Петровская. — М.: Экономистъ, 2004. — 336 с.
Василенко, И.В. Человек в социуме: мотивация и мобильность. Волгоград, 1998. С. 92.
Одегов, Ю. Г., Журавлев, П. В. Управление персоналом: – М.: Финстатинформ, 1997. С. 631.
Психология творчества / Отв. ред. Пономарев Я. А. М.: 1990. 222 с.