САНКТ –ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
Кафедраэкономики и управления на предприятии
Контрольныекарты Шухарта в системе управления качеством
Курсовая работа
студентки 2 курса группыЭУП — 22
дневного отделения
специальности 080502 — «Экономика и управление на предприятии»
Научный руководитель:
г. Санкт — Петербург
2009г.
Оглавление:
Введение
Глава 1. Понятие системы управления качеством
Глава 2. Значение статистических методов в управлении качеством
Глава 2.1. Контрольные карты Шухарта, как методстатистического контроля и управления качеством
Глава 3. Построение контрольных карт Шухарта
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Пик развития управления качествомпришелся на 1980-1990 года, когда широко внедрялась система управлениякачеством. В начале своего развития, концепция помогла многим компаниямпересмотреть процесс производства продукции и избежать многомиллионных затрат,связанных с изготовлением бракованной продукции.
Параллельно уменьшениючисла дефектов и улучшению качества продукции компании стали проявлять большеевнимание к потребителям и их желаниям. Ведь, как известно, привлечение новогоклиента может обойтись в 6 раз дороже компании, нежели удержание уже имеющегося.
На ранних стадиях своегостановления, управление качеством не сильно отличалось от тщательногоадминистрирования или диспетчеризации, но шло время, развивалась теория ирасширялась практика применения концепции. Сейчас, не только промышленные, но исервисные компании практикуют качественный подход и используют современныесредства контроля качества; как правило, это автоматизированные системы (ERP, MRP, АСУ ТП), имеющие в своем арсеналеприложения для построения диаграмм, карт, учета числа дефектов или же простоудобную организацию данных о клиентах (CRM).
Целью данной работыявляется систематизация знаний в области менеджмента качества. Это и обусловилоструктуру курсовой работы, для рассмотрения исторических аспектов развития концепцииотведена первая глава; описанию значения статистических методов — вторая глава;и построение контрольных карт, на примере случайной выборки некоторого процесса– в третьей. Рассмотрение контрольных карт Шухарта, а не других, более позднихразработок, объясняется, прежде всего, тем, что работы Шухарта, дали толчокразвитию концепции в этом направлении. И для более глубокого понимания всегоменеджмента качеством, необходимо обладать знаниями о появлении значимыхоткрытий.
Глава1. Понятие системы управления качеством
Управление качествомимеет множество определений, в зависимости от позиции, занимаемой автором.Некоторые выделяют особую роль человеческого фактора, другие – важностьсистемного подхода и количественных измерений, третьи подчеркивают эволюциюшкол менеджмента.
Итак, управлениекачеством, представляет собой, в широком смысле, такое управление предприятием,которое позволяет наиболее полно удовлетворять потребности клиентов ипредвосхитить их ожидания. Возникают, закономерные, на мой взгляд, вопросы:во-первых, за счет чего осуществляется их удовлетворение, во-вторых, чем подходуправления качеством в этом плане отличается от обычного процесса планированияи производства продукции?
Отвечая на вопрос обудовлетворении потребителей, можно сказать, что менеджмент качества за главноеусловие принимает отношение потребителя к качеству получаемой продукции. Втаком случае, качество продукции становится наиболее значимым для потребителяпоказателем и как следствие, основным конкурентным преимуществом.
Второй вопрос касаетсяотличий обычного производства, от такого, где применяются принципы качества.Интересна позиция, японских авторов, относящих процесс управления качествомпродукции к особой философии предприятия, новому взгляду на производство инеразрывно связанной с концепцией непрерывного совершенствования. Помимотакого, немного идеализированного отношения, можно показать и другое отличие;обычный процесс производства предусматривает ряд мероприятий, направленных навыявление и удовлетворение потребностей потребителей, о чем также говорится вопределении управления качеством. Однако качественный подход подчеркиваетнеотъемлемую важность изготовления качественной продукции, на всех этапахпроизводства, начиная от разработки товара и заканчивая своевременнымипоставками потребителю. Такой подход диктует приоритетную задачу, стоящую передпредприятием — изготовление качественной продукции от цикла к циклу, что,несомненно, гарантирует стабильность получения потребителем хорошей продукции.Для предприятия, это, прежде всего, означает, получение уважения потребителей ивыработке у них лояльности, что в современных условиях, далеко не маловажнаяхарактеристика.
Резюмируя, видим, чтопотребители получают качественную продукцию, а производители – стабильнуюприбыль. Современные рынки показывают быстрые темпы развития, что ставитусловие перед фирмами: «развивайся, чтобы выжить». И в таком случае, хорошая,качественная продукция, но не отвечающая требованиям рынка, так же не сможетоказать значительной конкуренции, как и фирма, 30% продукции которой,составляют бракованные товары. Именно поэтому управление качеством отводитважную роль предвосхищению ожиданий и потребностей потребителя, созданию у негоновых потребностей и их удовлетворения, в соответствии с подходом обеспечениякачества продукции.
Как было показано выше,управление качеством процесс обширный, и затрагивающий все производство, всезвенья руководства (от контролеров, до руководителей высшего звена) и всепроизводственные процессы. Но, где и при каких условиях он зародился? Чтоспособствовало появлению нового похода в управлении? Давайте посмотрим науправление качеством в ретроспективе.
Управление качествомпродукции красной линией проходит через всю историю развития менеджмента.Начиная от знаменитого труда Тауна, 1866 года «инженер как экономист», принятоговорить о зарождении менеджмента.
Вдохновленный трудомТауна, основателем научной школы менеджмента явился Ф. Тейлор. Его подходбуквально совершил переворот в производстве. Помимо введения в практикуизмерения времени, затраченного на выполнение различных операций, Тейлорустановил требования к качеству изделий, в виде полей допусков (проходные инепроходные калибры). Также установил систему штрафов за брак (вплоть доувольнения), мотивацию и обучение работников. Революционный подход Тейлора далтолчок дальнейшему развитию менеджмента.
Другим, не безызвестнымменеджером 20 века был Генри Форд, основавший поныне существующую автомобильнуюкомпанию. Разработав модель «Т», Форд обрек себя на увековечение. Он не толькоизобрел легкий, прочный (по тем временам) и неприхотливый автомобиль, но ивнедрил систему массового конвейерного производства. Унифицировал истандартизировал все операции, включил в сферу производства послепродажноеобслуживание. Занялся охраной труда и созданием нормальных условий работы. «Помнению Генри Форда, главным фактором успеха предприятия является качественныйпродукт, который оно производит. Пока качество не доказано, нельзя начинать производствопродукта»[1].
Большой вклад в развитиеменеджмента внес Эмерсон, с книгой, опубликованной в 1912 году «12 принциповпроизводительности». Эмерсон отметил важность постановки цели, диспетчеризации,введении вознаграждений за производительность и другие принципы. Ключевымаспектом организации производства он видел эффективность, за счет увеличениякоторой можно достичь высоких результатов, избегая перенапряжения.
В ходе дальнейшегоразвития менеджмента предприятия встали перед необходимостью сокращениятрудозатрат на контроль качества, так как прежние методы контроля качества,предполагавшие контроль каждой единицы выпускаемой продукции привели кразрастанию штата контролеров. Проблему решили методы, пришедшие на смену — методы статистического контроля качества. Г. Доджем и Г. Ромингом былипредложены методы выборочного контроля, позволившие проверять не всю продукцию,а некоторое количество из всей партии. Осуществляли статистический контрольновые специалисты – инженеры по качеству.
Большой вклад применениястатистических методов принадлежит Волтеру Шухарту, который, работая в компанииБелла (Bell Telephone Laboratories, ныне АT&T) всоставе группы специалистов по качеству, в середине 1920-х гг. заложил основыстатистического контроля качества. Шухарт причислен к патриархам современнойфилософии качества[2].Большое внимание Шухарт отводил составлению и анализу контрольных карт, которыебудут рассмотрены в последующих главах.
Велик вклад Эдварда Деминга,американского специалиста в области качества. Во время Второй Мировой Войны, онобучал инженеров США контролю качества, в рамках программы национальнойобороны. Уже после войны, в 1950-м году, Деминг был приглашен на оккупированнуюЯпонию для представления совместной с Шухартом теории. Выступая перед владельцамии руководителями большинства предприятий, Деминг, увещевал, что если следоватьстатистическим методам, то очень скоро японские производители смогут выйти намировые рынки. Что было жизненно важно для послевоенной Японии.
Учение Деминга задалонаправление развитию японских компаний. Деминг, вдохновил публику своимиидеями, «ни одна нация не обязана быть бедной» такой была его вступительнаяфраза. Очень скоро Япония вышла на мировые рынки, с товарами, превосходящими покачеству свои американские и европейские аналоги.
Следующим ученым,приехавшим в Японию из Америки, был Джуран. Джуран рассматривал вопросыкачества на уровне всей компании и отдельных подразделений. Лекции Джурананосили практический характер, и акценты были расставлены на определениипоказателей качественной продукции, установлении стандартов и способовизмерения, соответствия продукции спецификациям.
Целью качественногоподхода является создание более совершенного продукта, который сможет лучшеудовлетворять потребности клиентов. И такую сложную проблему не решить, толькопроводя необходимые измерения и анализируя полученные данные. Для достижениятакой цели, необходимо подчас, модернизировать имеющееся оборудование,усовершенствовать технологический процесс производства, или целиком егоизменить. Также стоит учитывать необходимые работы, лежащие до (маркетинговыеисследования, проектирование, закупки ) и после (упаковка, хранение, поставка,продажа и послепродажное обслуживание) производства продукции. Все этодоказывает необходимость рассматривать управление качеством в единой системе иуправлять им, придерживаясь одной стратегии в масштабе предприятия.
Параллельно Демингу иДжурану, доктор Фейгенбаум (США), в 50-х годах в монографии «всеобщееуправление качеством» излагает значимость системного (комплексного) подхода куправлению качеством продукции.
в 1922 году экспертнойгруппой из США было выведено понятие Всеобщего качества: «Всеобщее качество(total quality, TQ) – это система управления, сфокусированная на людях, целькоторой – постоянное повышение степени удовлетворения потребителей припостоянном снижении реальных затрат. TQ – это подход на основе всей системы (а не отдельных участков илипрограмм) и интегральная часть стратегии высшего уровня; оно работаетгоризонтально, охватывая функции и подразделения, привлекая всех сотрудниковсверху вниз и выходя за традиционные границы, чтобы включить в общую цепь и цепьпоставок и, цепь потребителя. В TQ большое влияние уделяется овладениюполитикой постоянных изменений и ее адаптации, так как эти составляющиесчитаются мощными рычагами, в значительной степени влияющих на успехорганизации»[3].
Следующим этапом на путиразвития системы управления качеством является развитие процессного подхода ипопуляризация реинжениринга. Реинжениринг предлагает заменить принципразделения труда в управлении на процессный подход. Во главу организации встаютпроцессы, имеющие своих исполнителей. Предприятия были охвачены новой идеей,начался массовый пересмотр работы процессов, их оптимизация, изменение ивнедрение новых. До тех пор пока не было обнаружено, что реинжениринг отнюдь неуниверсальное средство.
Сейчас же, в 21 веке, внауке укореняется адаптивная модель организации и распространяется концепция управлениязнаниями.
Но, несмотря на широкоераспространение знаний о методах и системах управления качеством, многиепредприятия не осознают важность контроля качества. Стремясь не отставать отмировых стандартов, устанавливают программные продукты, строят контрольныекарты, не понимая, как им может это помочь.
Как бы просты или сложныне были методы управления качеством, сами по себе они не смогут оказатьпредприятию никакой пользы, ведь, даже проведя все необходимые исследования, иполучив выводы, следует еще разработать и внедрить изменения. Существеннаячасть российских предприятий, приступая к разработке системы менеджментакачества (СМК), не ставит задачу достижения результативности, и тем болееэффективности СМК[4],что является обязательным условием управления качеством. Внедрение жераспространенной системы ISO,напоминает больше дорогостоящую сертификацию, нежели менеджмент, направленныйна удовлетворение потребителей.
Внедрение всеобщегоменеджмента качества в России сопряжено со значительными трудностями, и преждевсего, это неприятие концепции качества руководителями, неготовность бытьлидерами, приверженными внедрению качества и следовать выбранной цели.[5]Специфика России, ее людей, нравов и порядков, видимо, еще не скоро окажется,готова к кардинальным изменениям системы взглядов на управление организацией.
Таковы основные вехиразвития систем управления качеством продукции.
Глава2. Значение статистических методов в управлении качеством
карта шухартуправление качество
Значение статистическихметодов трудно переоценить, так как без подобных методов контроля, было бытрудно, почти невозможно, выявить зависимость дефектов от тех или иныхфакторов. При этом, организации должны стремиться к уменьшению изменчивостифакторов, и как следствие, проявлению большей стабильности качества продукции.К примеру, во время механической обработки металла используется резец, которыйпосле обработки новой единицы металла немного затупляется. Помимо этого, изменениетемпературы, состава смазочно-охлаждающей жидкости или влияние других факторовможет привести к появлению брака продукции.
Далеко не все участвующиев производстве факторы обладают постоянством, на уменьшение их изменчивости инаправлены статистические методы контроля и управления качеством. Существуют,однако, и другие способы снижения уровня дефектности продукции, такие какиспользование интуиции эксперта или прошлого опыта по устранению подобныхпроблем.
Предложенные методымогут, как оказаться очень действенными, так и проявить неспособность правильнопродиагностировать и решить проблему. И здесь дело встает за человеком,руководящим контролем, соответствием методов для достижения поставленных целейисследования, объективностью выбранных показателей, надежностью измерений т.д.
Рассмотрим статистическиеметоды контроля качеством. Каэру Исикава, заслуженным профессором Токийскогоуниверситета, было предложено разделение статистических методов на три группы:
1. элементарныеметоды, к ним относятся «семь простых инструментов качества»
· контрольный листок
æ позволяет вудобной форме регистрировать данные о дефектах, с которыми сталкиваетсяконтролер. В дальнейшем, становится источником статистической информации.
· гистограмма качества
æ Строится наоснове контрольного листка и показывает частоту попадания значенийконтролируемого параметра в заданные интервалы.
· причинно-следственная диаграмма
æ также называютдиаграммой «рыбий скелет». За основу диаграммы берется один показателькачества, принимающий вид прямой горизонтальной линии («хребет»), к которойприсоединяются линиями главные причины, влияющие на показатель («большие костихребта»). Вторичные и третичные причины, оказывающие влияние на старшиепричины, соединяются также прямыми линиями («средние и мелкие кости»). Послепостроения, необходимо проранжировать все причины по степени влияния напоказатель.
· диаграмма Парето
æ Главноепредположение диаграммы, что в большинстве случаев, подавляющее число дефектоввозникает из-за небольшого числа важных причин.[6]Следствием из поостренной диаграммы будет вывод о том, какие виды дефектовимеют большую долю среди остальных и, соответственно, на что следует обратитьособое внимание.
· Стратификация
æ Стратификация илирасслоение данных проводится при необходимости сравнения результатованалогичных процессов, выполненных разными рабочими, или на разных станках, сприменением разных материалов и в других случаях.
· диаграмма рассеивания
æ строится наоснове парных данных (например, число дефектов от температуры воздуха в печи)зависимость которых необходимо исследовать. Диаграмма может дать информацию оформе распределения пар. На основе диаграммы возможно проведениекорреляционного и регрессионного анализа.
· контрольная карта
æ принципы испособы построения контрольных карт будут рассмотрены в третьей главе работы.
2. промежуточныеметоды, это методы приемочного контроля, теории распределений, статистическиеоценки и критерии.
3. передовые методы,это методы, основанные на использовании компьютерных технологий:
· планирование эксперимента,
· многомерный анализ
· методы исследования операций.[7]
Качество продукцииопределяется набором величин и признаков, которые в общем можно назватьпоказателями качества. На их основе проводят статистические исследования.Показатели характеризуют потребительские свойства продукции и могут иметьразличный содержательный смысл[8].
Глава2.1 Контрольные карты Шухарта, как метод статистического контроля и управлениякачеством
Контрольные картыпринадлежат к «семерке простых методов» менеджмента качества, по классификацииК. Исикавы. Как и другие методы, контрольные карты направлены на выявление факторов,влияющих на вариабельность процессов. Так как, на изменчивость могут влиятьслучайные, либо определенные (неслучайные) причины. К случайным причинам, можноотнести такие причины, чье появление невозможно избежать, даже используяодинаковое сырье, оборудование и работников, обслуживающих процесс (примероммогут служить колебания температуры окружающей среды, характеристик материала,и т.д.). Определенные (неслучайные) же причины подразумевают наличие некоторойзависимости, между изменением факторов и вариабельностью процесса. Такиепричины могут быть выявлены и устранены при настройке процесса (например,ослабление креплений, износ инструмента, недостаточная заточка станка и др.). Видеальной ситуации, изменчивость определенных факторов следует снизить до ноля,а путем усовершенствования технологического процесса добиться уменьшениявлияния и случайных факторов.
Контрольные картыиспользуются для настройки уже существующих процессов, при которых продукцияудовлетворяет техническим требованиям.
Построение контрольныхкарт главным образом, направлено на подтверждение или отклонение гипотезы остабильности и контролируемости процесса. За счет того, что карты носятмногократный характер, они позволяют определить, случайно ли протеканиеисследуемого процесса, если это так, то процесс должен стремиться кнормальному, гауссовскому распределению. В противном случае, на графике можнобудет проследить тренды, серии и другие ненормальные отклонения.
В следующей главе будетрассмотрена практическая часть, касательно контрольных карт Шухарта.
Глава3. Построение контрольных карт Шухарта
Прежде чем приступать кнепосредственному построению контрольных карт, ознакомимся с основными этапамипоставленной задачи. Итак, ввиду того, что разные авторы преследуют свои цели,описывая построение контрольных карт, ниже будет представлено оригинальноевидение этапов построения контрольных карт Шухарта.
Алгоритм построенияконтрольных карт Шухарта:
I. Анализ процесса.
В первую очередьнеобходимо задаться вопросом о существующей проблеме, потому что, приотсутствии оных, проведение анализа не будет иметь смысла. Для большейнаглядности, можно воспользоваться причинно-следственной диаграммой Исикавы(упоминалась выше, гл. 2). Для ее составления рекомендуется привлечениесотрудников из разных отделов и использование мозгового штурма. Проведядоскональный анализ проблемы, и выяснив факторы, на нее влияющие переходим ковторому этапу.
II. Выбор процесса.
Прояснив в предыдущемэтапе влияющие на процесс факторы, нарисовав детальный скелет «рыбы»,необходимо выбрать процесс, который будет подвержен дальнейшему исследованию.Этот этап очень важен, потому что, выбор неверных показателей сделает всюконтрольную карту менее эффективной, ввиду исследования малозначительныхпоказателей. На этом этапе стоит осознавать, что выбор соответственногопроцесса и показателя определяет исход всего исследования и затрат, связанногос ним.
Приведем некоторыепримеры, возможных показателей :
Таблица 1. Применениеконтрольных кар в сервисных организацияхОрганизация Показатели качества Больница
Точность лабораторных тестов
Точность заявок на страховые выплаты
Своевременность доставки еды и лекарств Почтовое отделение
Точность сортировки почтовых отправлений
Время доставки почтовых отправлений
Процент точных почтовых отправлений, доставленных вовремя. Транспорт
Доля правильно выбранных маршрутов для грузовых автомобилей
Стоимость повреждения груза в расчете на одну претензию Гостиница
Доля номеров, убранных с удовлетворительных качеством
Время расчета с гостем
Число полученных жалоб
Источник Эванс Дж.Управление качеством: учебн. Пособие/Дж. Эванс.-М.: Юнити-Дана, 2007.
При этом, показательследует выбирать, руководствуясь главной целью компании, а именно,удовлетворение потребностей покупателей. Когда выбран процесс и показатель, егохарактеризующий можно переходить к сбору данных.
III. Сбор данных.
Цель данного этапа — сборданных о процессе. Для этого, необходимо спроектировать наиболее пригодныйспособ для сбора данных, выяснить, кто и в какое время будет проводить замеры.Если процесс не оснащен техническими средствами, позволяющими автоматизироватьзанесение и обработку данных, возможно применение одного из семи простыхспособов Исикавы – контрольных листков. Контрольные листки, фактически,представляют собой бланки, для регистрации исследуемого параметра. Ихпреимущество заключается в простоте использования и легкости обучениясотрудников. Если же на рабочем месте имеется компьютер, возможно занесениеданных через соответствующие программные продукты.
В зависимости отспецифики показателя, определяется частота, время сбора и объем выборки для обеспечениярепрезентативности данных. Собранные данные являются основой для проведениядальнейших операций и вычислений.
После сбора информации,исследователь должен принять решение о необходимости группировки данных. Разбиениена группы зачастую определяет работоспособность контрольных карт. Здесь, спомощью уже проведенного анализа с применением причинно-следственной диаграммыможно установить факторы, по которым можно будет наиболее рациональносгруппировать данные. Следует учесть, что данные внутри одной группы должныобладать небольшой изменчивостью, в ином случае, данные могут быть ложноинтерпретированы. Также, если процесс делится с помощью стратифицирования начасти, следует проанализировать каждую их частей в отдельности (пример: изготовлениеодинаковых деталей, разными работниками).
Изменение способагруппирования, будет приводить к изменению факторов, которые образуютвнутригрупповые вариации. Следовательно, необходимо изучить факторы, влияющиена изменение показателя, чтобы суметь применить правильную группировку.
IV. Вычисление значений контрольнойкарты.
Контрольные карты Шухартаделятся на количественные и качественные (альтернативные) в зависимости отизмеримости исследуемого показателя. Если значение показателя измеримо (температура,вес, размер, и др.) применяют карты значения показателя, размахов и двойныекарты Шухарта. Напротив, если показатель не позволяет применять числовыеизмерения, используют типы карт, для альтернативного признака. Фактически,показатели, исследуемые по такому признаку, определяются как соответствующиеили не соответствующие предъявляемым требованиям. Отсюда и использование картдля доли (числа) дефектов и числа соответствий (несоответствий) на единицупродукции.
Для любого типа картШухарта предполагается определение центральной и контрольных линий, гдецентральная линия (CL-control limit), фактически представляет собой среднее значениепоказателя, а контрольные границы (UCL-upper control limit; LCL-lower control limit) — допустимые значения допуска.
Значения верхней и нижнейконтрольных границ определяются по формулам для разных типов карт, как можновидеть из схемы в приложении 1. Для их вычисления, с целью замены громоздких формул,используют коэффициенты из специальных таблиц для построения контрольных карт,где значение коэффициента зависит от объема выборки (приложение 2). Если жеобъем выборки велик, то используют карты />, дающие наиболее полнуюинформацию.
На данном этапеисследователь должен вычислить значения CL, UCL, LCL.
V. Построение контрольной карты.
Итак, мы и подошли кнаиболее интересному процессу – графическое отражение полученных данных. Итак,если данные заносились в компьютер, то с помощью среды программ Statistica или Excel, можно, быстро графически изобразитьданные. Однако можно построить контрольную карту и, не имея специальныхпрограмм, тогда, по оси OYконтрольных карт откладываем значения показателя качества, а по OX – моменты времени регистрациизначений, в такой последовательности:
1. наносим наконтрольную карту центральную линию (CL)
2. наносим границы (UCL; LCL)
3. отражаем, полученныев ходе исследования данные, путем нанесения соответствующего маркера в точкупересечения значения показателя и времени его регистрации. Рекомендуется использованиеразных типов маркеров для значений, находящихся внутри границ допуска ивыходящих за эти границы.
4. в случаеиспользования двойных карт, повторите пункты 1-3 для второй карты.
VI. Проверка стабильностии управляемости процесса.
Этот этап призванпоказать нам то, ради чего и проводились исследования – стабилен ли процесс.Под стабильностью (статистической управляемостью) понимают состояние, прикотором гарантирована повторяемость параметров. Таким образом, процесс будетстабилен, только в том случае, если не происходят нижеперечисленные случаи.
Рассмотрим основные критериинестабильности процесса:
1. Выход за контрольные границы
2. Серия – определенное число точек,неизменно оказывающееся по одну сторону от центральной линии — (сверху)снизу.
/>
Серия длиной в семь точекрассматривается как ненормальная. Кроме того, ситуацию следует рассматриватькак ненормальную, если:
а) не менее 10 из 11точек оказываются по одну сторону от центральной линии;
б) не менее 12 из 14точек оказываются по одну сторону от центральной линии;
в) не менее 16 из 20точек оказываются по одну сторону от центральной линии.
3. тренд – непрерывно повышающаяся илипонижающаяся кривая.
/>
4. приближение к контрольным границам.Если 2 или 3 точки оказываются очень близки к контрольным границам, этосвидетельствует о ненормальности распределения.
/>
5. приближение к центральной линии. Еслизначения концентрируются около центральной линии, это может свидетельствовать оневерном выборе способа группировки, что делает размах слишком широким иприводит к смешиванию данных различным распределений.
/>
6. периодичность. Когда, спустя,определенные равные промежутки времени, кривая идет то на «спад», то на«подъем».
/>
VII. Анализ контрольных карт.
Дальнейшие действияосновываются на выводе о стабильности или нестабильности процесса. Если процессне отвечает критериям стабильности, следует уменьшить влияние неслучайныхфакторов и, собрав новые данные, построить контрольную карту. Но, если процессотвечает критериям стабильности, необходимо оценить возможности процесса (Cp). Чем меньше разброс параметроввнутри границ допуска, тем выше значение показателя возможности процесса. Показательотражает отношение ширины параметра и степень его разброса. [9]Индекс возможности рассчитывается как />, где /> можно вычислить как />.
Если вычисленныйпоказатель меньше 1, то исследователю нужно усовершенствовать процесс, либоостановить изготовление продукции, либо изменить требования к продукции. Призначении индекса:
Cр
Cр=1 процесс находится награни требуемых возможностей,
Cр>1 процессудовлетворяет критерию возможности.
В случае отсутствиясмещения относительно центральной линии Cp=Cpk, где />. Два этих показателя используютвсегда совместно, для определения статуса процесса, так, в машиностроениисчитается нормой />, что означает, что вероятностьнесоответствия не превышает 0,00006.
Дальше, следуетскорректировать процесс на полученные данные и проводить его регулярный(постоянный) мониторинг с помощью контрольных карт.
Теперь, рассмотревалгоритм построения контрольных карт, разберем конкретный пример.
Задание: Контролируетсясодержание хрома в стальных отливках. Проводят замеры в четырех плавках. Втаблице 2 приведены данные по 15 подгруппам. Необходимо построить /> карту.
Решение: Поскольку ужезаранее известно, какой тип карты необходимо построить, вычислим значения />
/>
/>номер подгруппы X1 X2 X3 X4
/> R 1 0,74 0,76 0,62 0,73 0,713 0,14 2 0,72 0,74 0,84 0,69 0,748 0,15 3 0,87 0,79 0,70 0,92 0,820 0,22 4 0,78 0,66 0,71 0,74 0,723 0,12 5 0,81 0,66 0,82 0,67 0,740 0,16 6 0,63 0,71 0,68 0,82 0,710 0,19 7 0,63 0,73 0,64 0,80 0,700 0,17 8 0,66 0,68 0,85 0,91 0,775 0,25 9 0,63 0,66 0,62 0,85 0,690 0,23 10 0,85 0,61 0,75 0,77 0,745 0,24 11 0,73 0,65 0,74 0,90 0,755 0,25 12 0,85 0,77 0,65 0,69 0,740 0,20 13 0,67 0,69 0,83 0,62 0,703 0,21 14 0,74 0,73 0,62 0,88 0,743 0,26 15 0,81 0,82 0,69 0,73 0,763 0,13 средние: 0,738 0,19
Следующим шагом будетвычисление />,где, в соответствии с вышеуказанной схемой, />, а />. Теперь, имея, значенияцентральной линии, среднего значения показателя и среднего отклонения, найдемзначения контрольных границ карт />.
Для значений />нижние иверхние контрольные границы определяются по формулам:
/>
/>=0,738
/>, где /> находится по таблицекоэффициентов для вычислений линий контрольных карт и равно 0,729. Тогда UCL=0,880, LCL=0,596.
Для значений />нижние иверхние контрольные границы определяются по формулам:
/>
/>=0,19
/>,
где />и/>находятся по таблицекоэффициентов для вычислений линий контрольных карт и равны 0,000 и 2,282соответственно. Тогда UCL=0,19*2,282=0,444и LCL=0,19*0,000=0.
Построим контрольныекарты для средних значений и размахов данной выборки, при помощи Excel:
/>
/>
Как мы можемудостовериться, контрольные карты не выявили неслучайные значения, выходы законтрольные границы, серии или тренды. Однако, график средних значений тяготеетк центральному положению, что может свидетельствовать как о неверно выбранныхграницах допуска, так и о ненормальности распределения и нестабильностипроцесса. Дабы удостоверится, вычислим индекс возможности процесса. />, где />можно вычислитькак />, потаблице коэффициентов, найдем значение, равное />;
/>
Так как, вычисленныйиндекс
Заключение
Изучая специализированнуюлитературу и углубляясь в управление качеством, мной было почерпнуть большоеколичество интересной и полезной информации. Так, например, широтаиспользования управления качеством затронула все сферы производства от тяжелойпромышленности и нефтезаготовки, до небольших организаций, предоставляющихуслуги (места общественного питания, книжные магазины, др.).
В последние годы, подвсеобъемлющим влиянием мышления, направленного на улучшение качества иудовлетворение потребителей, к менеджменту качества приписывают такие системыкак CRM- клиентоориентированный менеджмент; ERP-система управления ресурсамипредприятия; TPM- система всеобщего ухода за оборудованием, и многие другиесистемы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что произошло смещение интересовот управления качеством конкретного процесса к использованию систем качества ипрограммных пакетов, позволяющих тем или иным образом способствовать удовлетворениюпотребностей клиентов наиболее удобными способами. Вклад Волтера Шухарта встатистическое управление качеством велик, а предложенные им контрольные карты,до сих пор используются, но чаще, вкупе с другими методами, ввиду обеспечениясистемного подхода и учета многих факторов, которые не брались в учет еще в 20веке.
В завершение, хотелось бысказать, что главная проблема современных систем качества, в том, что при всейвидимой простоте в использовании они не могут гарантировать, их эффективноеприменение на предприятии. Причины кроются в истоках! Ведь, главноепреимущество использования «7 простых методов» управления качеством, то, чтобез проникновения философией качества, получение сколь бы то ни было значимыхрезультатов мало возможно. Так, компании, еще не готовые к кардинальным измененияммогли бы уберечь себя от внедрения дорогостоящих систем и излишних трат.
Управление качеством –философия успеха современных фирм!
Литература
1. ГОСТ Р50779.42-99 «Статистические методы. Контрольные карты Шухарта»
2. Голдрат Э.М.,Кокс Дж. Цель. Процесс непрерывного совершенствования/Э.М. Голдрат, Дж. Кокс.-издательство «Попурри»-2007.
3. Йосио Кондо.Управление качеством в масштабах компании: становление и этапы развития./ пер.с англ. Е.П. Маркова, И.Н. Рыбаков.- Нижний Новгород: СМЦ «приоритет», 2002.
4. Просветов Г.И.Прогнозирование и планирование: задачи и решения: учебно-методическое пособие./Г.И.Просвеов-М.: Издательство РДЛ, 2005.
5. Кане М.М., ИвановБ.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджментакачества/ М.М. Кане, Б.В. Иванов, В.Н. Корешков, А.Г. Схиртладзе. – СПб.:Питер, 2009
6. Качалов В.А. Чтотакое «постоянное повышение результативности СМК»?// Методы менеджментакачества.-2006.-№10.
7. Клячкин В.Н.Статистические методы в управлении качеством: компьютерные технологии: учеб.Пособие/В.Н. Клячкин.-М.: Финансы и статистика, 2007.
8. Круглов М.Г.,Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть/М.Г. Круглов, Г.М. Шишков.-М.: Эксмо,2006.
9. Кузнецов Л.А.Контроль и оценка многомерного качества//методы менеджментакачества.-2008.-№10.-С. 40-45.
10. Сажин Ю.В.,Плетнева Н.П. К вопросу о результативности СМК в России// Методы менеджментакачества.-2008.-№10.-С.20-24.
11. Статистическиеметоды повышения качества: монография/ пер. с англ. Ю.П.Адлера, Л.А. Конарева;под ред. Кумэ.-М.: Финансы и статистика, 1990.
12. Фейгенбаум А.Контроль качества продукции/А. Фейгенбаум. — М.: Экономика, 1986.
13. Эванс Дж.Управление качеством: учебн. Пособие/Дж. Эванс.-М.: Юнити-Дана, 2007.
Приложение1
Схема контрольных картШухарта
/>
Приложение2
Коэффициенты длявычислений линий контрольных карт.
/>