Федеральноеагентство по образованию
Белгородскийгосударственный технологический университет
им. В.Г.Шухова
Кафедра социологии
Программатренинга
подисциплине “Управление персоналом”
на тему“Командообразование (Тим-билдинг)”.
Выполнила:
ст. гр. УП-31
Уварова Н.В.
Научный руководитель:
канд. социол. наук, доц.
Реутов Н.Н.
Белгород
2010 г
Содержание
Введение
Программа тренинга
Содержание программы
Методические рекомендации
Апробация
Литература
Дополнительная литература
Введение
«Скажитемне — и я забуду, покажите мне — и я,
можетбыть, запомню,
сделайтевместе со мной — и я пойму»
Народнаямудрость
В кадровойполитике любой сферы бизнеса определяющим фактором являются кадры, и главныйвопрос организации — развитие ее кадрового потенциала. И здесь на помощьприходит тренинг.
Тренинги —это обучающие интерактивные мероприятия с закреплением получаемых навыков.Обычно на тренинг приводит какая-то не решенная проблема. Поэтому названиямногих тренингов и звучат достаточно конкретно. Например, «Тренингкомандообразования», «Тренинг принятия управленческих решений», «Тренингобщения». Из названия становится ясно – для чего.
На любомтренинге присутствует интерактив — обоюдное общение и действие. Общение науровне «вопрос — ответ — обсуждение» — это семинар. Монолог лектора с редкимирепликами — просто лекция. Массовое обсуждение злободневного вопроса — конференция,форум, симпозиум. Но мы говорим о тренингах. Здесь тренер учит. Тренерпоказывает. Тренер спрашивает. Тренер заставляет делать то, что непривычно, ипри иных обстоятельствах никогда бы не сделал! Моделируются различные ситуации.Проигрываются выгодные и правильные выходы из ситуаций. Это — элемент ролевойигры. Любой настоящий тренинг — это ролевая игра. Если это не так, то это — нетренинг!
Тренинг — это:
— массовое мероприятие,
— извлечение из привычнойсреды,
— игра с другой (илиизмененной) ролью,
— активный двустороннийпроцесс,
— решение конкретноговнутреннего вопроса,
— получение реальныхнавыков за короткое время,
— изменение подхода копределенным жизненным ситуациям либо к жизни вообще;
— предоставление вамновых инструментов для решения вопросов.
Активные тренингистановятся все более популярной формой обучения взрослых людей. А хорошийтренинг невозможно провести без упражнений и игр, вовлекающих участниковтренинга в процесс обучения.
Использование упражненийв тренинге помогает достичь следующих целей:
1. Позволяет участникамусвоить информацию и проверить ее на собственном опыте.
2. «Разогревает»участников группы, активизирует их творческую активность, настраивает на«включенность» в происходящее.
3. Помогает отработатьполученные навыки в практической деятельности.
4. Создает в группевеселую и доброжелательную атмосферу.
Тренинг командообразования сегодня, как никогда, актуален. Современныепредприятия исчерпали лимит своей конкурентоспособности в области качеств и ценна товары и услуги, благодаря современным технологиям. Остался один ресурс —повышение квалификации персонала в области деловой эффективности. И главным вэтом ресурсе является управление предприятием через командообразование.
Уходитв прошлое авторитарное руководство. Приходит эра командного управления. Именноэта технология выведет на первые места предприятия, которые вовремя начнутперестраивать свои внутренние коммуникации.
Естьмнение, что команда построится сама, необходимы только время для развитияпредприятия и соответствующая стратегия. Это ложное убеждение. Даже самая прогрессивнаяи современная стратегия развития предприятия может быть похороненаавторитарными или, наоборот, анархичными способами управления. А возникновениекоманды при подобных стилях управления невозможно.
Изэтого можно сделать единственный вывод: команды не рождаются сами по себе, какпытаются доказать некоторые менеджеры по персоналу. Команды не строятся занесколько дней, как пытаются убедить нас американские коллеги, внедряя нароссийский рынок тренинги «тим-билдинга». Хотя, безусловно, тренинг – это способсформировать навыки эффективного взаимодействия и коммуникации людей, созданиекоманды.
ТренингТим-билдинг помогает начать работу по формированию команды, осознать ролькаждого сотрудника. Результатом же является эффективное групповое взаимодействие.
Целии задачи тренинга командообразования уточняются во время организационнойдиагностики предприятия и согласуются с руководством.
Целями командообразования могут быть:
· формирование оперативных команд —ограниченная по времени работа отобранного состава исполнителей на достижение поставленныхцелей;
· сплочение топ-менеджеров с цельюболее результативного обмена информацией, усиления креативности и объединенияусилий для достижения целей предприятия в целом;
· сплочение сотрудников внутри подразделения (отдела) с цельюболее эффективной организации управления подчиненными и повышенияработоспособности подразделения в системе всего предприятия;
· сплочение среднего менеджмента с цельюускорения прохождения информационных потоков, улучшения психологическогоклимата и соотнесения собственных целей с общими целями предприятия;
Под командой понимается состояние эффективного групповоговзаимодействия в процессе работы сотрудников предприятия, четко осознающихвзаимосвязи между целями, методами работы и процессом успешного выполнениязадач.
Результатом такого взаимодействия являетсяпродуманное позиционирование участников, имеющих полное и четкое представлениео том, как связаны между собой цели, методы работы и процесс успешного выполнениязадач.
Задачитренинга командообразования:
1. Сформировать единое понимание общих целей и задач предприятия.
2. Установить баланс личных целей и задач с целями и задачамипредприятия.
3. Стимулировать осознание взаимозависимости в достижении целейи задач предприятия и удовлетворения личных потребностей сотрудников.
4. Усилить креативность.
5. Проявить и разрешить межличностные конфликты.
6. Улучшить психологический климат.
7. Повысить работоспособность и дисциплину.
8. Устранить барьеры при прохождении информационных потоков,уменьшить искажения информации.
9. Улучшить личные взаимоотношения.
10. Создать мотивацию к обучению и развитию применительно к целями задачам предприятия.
Теоретическаяоснова тренинга — динамика групповых процессов. Группа в своем развитииобязательно проходит три этапа, каждый из которых содержит в себе определенныестадии. Знание закономерностей развития групп дает руководству возможностьосознанно воздействовать на них.
Вовремя тренинга происходит управляемое развитие групповых процессов, врезультате которых формируется команда под цели и задачи руководства.
На тренинге затрагиваются следующие темы:
1. Работа с целеполаганием, организацией времени, пространства,себя и других.
2. Динамика групповых процессов и управление ими.
3. Процессы в малых группах, взаимодействие малых групп междусобой.
4. Устоявшиеся стратегии руководства и подчинения, расширениевариантов решений.
5. Конфликтные состояния, границы их допустимости и вариантыразрешений.
6. Креативность и отношение к ошибкам.
7. Новые виды групповой мотивации.
8. Внутригрупповые нормы, правила, традиции.
9. Личные проблемы и их влияние на деловые коммуникации.
В тренинге используются следующие приемы:
· моделирование ситуаций;
· игровые моменты и их анализ;
· управление обсуждением;
· активная обратная связь;
· обсуждение значимости информационных поводов и тем;
· отслеживание участниками стратегий собственного поведения;
· одновременное восприятие нескольких слоев сообщеннойинформации.
Безусловно, хорошийтренинг — это не просто набор упражнений, объединенных общей темой, а гораздобольше: и элементы уместной в данной ситуации теории, и разбор случаев из жизниучастников, и личный пример самого тренера как человека, владеющего темиприемами и методами, которые он преподает.
Этапрограмма Тренинга командообразования будет интересна и полезна студентам всехспециальностей, а также преподавателям. Так как эффективная команда, то естьэффективное групповое взаимодействие, важна в любой деятельности. Программатренинга
Содержание программы
Примечание
Время Начальный этап групповой динамики
Представление тренера.
Обсуждение целей и задач тренинга, режима и организации работы группы. «Имена и качества» / «Слушай меня!» (запомнить имена) 4 минут «Животные» (знакомство) 5 минут «Счет в темноте» (снятие тревоги, сплочение) 5 минут
«Вампиры» (взаимовыручка в команде)
Обсуждение игры. 10 минут
«Угадай, кто» / «Отгадай загаданного члена» (узнать друг друга)
Обсуждение игры. Бумага для записей, карандаши. 5-10 минут
«Молчащее и говорящее зеркало» (невербальное сплочение)
Обсуждение игры. 10 минут «Десять фактов о нас» (мы-команда) Листы формата А4, карандаш. 10-15 минут Переходный этап групповой динамики
«Летели гуси» (вовлечение в активную деятельность, слаженность)
Обсуждение игры. Бумага для записей, карандаши. 20 минут
«Джаз и симфонический оркестр» (обратная связь, умение убеждать)
Обсуждение игры. 15 минут
«Дрессированный дельфин» (сплочение, обучение анализу)
Обсуждение игры. 10-15 минут «Какая наша команда?» Бумага, карандаши 5-7 минут
«Необитаемый остров» (выявление лидера в команде, конфликтное взаимодействие)
Обсуждение игры. Бумага, карандаши и фломастеры 10 минут Продуктивный этап групповой динамики
«Летающие кошки» 5-6 мягких игрушек 5 минут
«Герб группы» (креативные способности группы)
Обсуждение игры. Бумага, карандаши 7 минут
«Мумия» (командная деятельность, весёлая атмосфера)
Обсуждение игры. Несколько рулонов туалетной бумаги. 5-7 минут
«Переправа» (обсуждение и принятие общего решения, выявление лидера)
Обсуждение игры. 1,5 метра верёвки 20-60 минут
«Синергия» (1+1=3)
Обсуждение игры. Бумага, карандаши 15 минут «Путаница» (позитивное завершение тренинга) 10-15 минут Подведение итогов тренинга Содержаниепрограммы. Начальныйэтап групповой динамики
тренинг кадровыйметодический упражнение
«Имена и качества»
Начало тренинга,знакомство, запоминание имен.
Цели и возможностиприменения.Упражнение используется для знакомства участников и для того, чтобы помочь имзапомнить имена друг друга.
Время. 3 минуты в зависимости от размеровгруппы.
Размер группы. 4-20 человек.
Процедура
Участники тренинга сидятв общем кругу. Первый участник представляется и называет любое качество,которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например: «Я Виктор —веселый».
Второй участник повторяетто, что сказал первый, и добавляет информацию о себе: «Это Виктор — веселый, ая Александр — активный».
Каждый последующийучастник повторяет все, что сказали до него, и добавляет информацию о себе.
Обсуждение. Не требуется.
Примечание. Лучше не просить участников назватьсвое качество, так как обычно в начале тренинга они еще скованны и могутговорить: «Ну, я не знаю, какой я!», поэтому лучше попросить их назвать любоеабстрактное качество. Также и в этом упражнении, и в следующих, построенных попринципу «снежного кома», где участникам нужно вспомнить информацию, которуюсказали до них, многие опасаются, что не вспомнят, что говорили другие,особенно если уже высказалась большая часть группы. В этом случае нужнопояснить, что группа обязательно их поддержит и подскажет, если они вдругзабудут что-то.
«Слушай меня!»
Начало тренинга,знакомство, запоминание имен, умение слушать других.
Цели и возможностиприменения.Упражнение помогает участникам познакомиться, а также подчеркивает важностьумения слушать. Это необходимый навык в любой команде.
Время. 3 минуты.
Размер группы. 4-20 человек.
Процедура
1. Участники тренингасидят в общем кругу, и каждый по очереди (по кругу) представляется,рассказывает немного о себе и называет цели, с которыми он пришел на тренинг.
2. После того как всевыскажутся, тренер просит участников по очереди повторить то, что сказалчеловек, говоривший до него.
Обсуждение. Не требуется.
Примечание. Поскольку очень часто участники,пока говорят другие, не слушают выступающих, а напряженно думают о том, что жебудут говорить они сами, упражнение иллюстрирует, как редко мы слушаем другдруга.
«Животные»
Цели. Создание комфортной атмосферы; снятие тревоги;создание обще группового взаимодействия через двигательную активность.
Процедура проведения. Все члены группы садятся в круг.
Каждыйучастник группы выбирает себе какого-то животного и объявляет его. Названиеживотного можно написать на бейджике и прикрепить к костюму на видном месте.
Ведущийвстает в центр круга, его стул остается свободным. Тот, кто сидит справа отосвободившегося места ведущего, должен вслух произнести название одного из техживотных, которых выбрали себе члены группы. Названный член группы долженбыстро занять свободное место. На это же место претендует и ведущий, которыйстоит в центре круга. Ведущим становится тот, кто не успел занятьосвободившееся место. А тот, кто сидит справа от освободившегося места, долженназвать новое животное.
Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:
Какизменилось настроение?
Почемуулучшилось (ухудшилось)?
Какработала группа в целом?
«Счет в темноте»
Цели и возможностиприменения.Упражнение способствует разогреву группы, которая только собралась на тренинг ипознакомилась, и вовлечению участников в то, что происходит «здесь и сейчас» натренинге. Также упражнение можно использовать и в том случае, если нужно успокоитьучастников, слишком взбудораженных обсуждением волнующей темы.
Время. 5 минут.
Размер группы. 8-25 человек.
Процедура
1 Тренер просит всю команду закрыть глаза.
2. Теперь всей командой нужно досчитать от 1 до 10. При этом одинчеловек не может произнести две цифры подряд—в счете должна участвовать всякоманда. Если двое говорят одновременно, все начинается сначала. Важно почувствоватьдруг друга и объединиться в единый процесс.
Обсуждение. Не требуется.
«Вампиры»
Цели. Создание комфортной атмосферы; снижение тревоги;создание общегруппового взаимодействия через двигательную активность; внедрениенорм взаимовыручки. Запоминание имён.
Время. 10 минут
Процедура проведения. Члены группы встают и равномернополукругом распределяются в пространстве. Один из членов группы — водящий. Онвампир. Водящий стоит напротив членов группы на некотором расстоянии. Водящийдолжен взглядом выбрать жертву и двигаться к ней, чтобы дотронуться и сделатьее вампиром. Выбранная жертва может спастись. Она должна найти взглядом любогочлена группы, чтобы он назвал имя жертвы. Тогда она будет спасена, вампирвернется на свое место (напротив членов группы) и начнет игру заново. Если неуспели произнести имя до того, как вампир дотронулся до жертвы, то жертвастановится вампиром, а вампир присоединяется к остальным членам группы. Еслиимя назвал кто-то другой или несколько человек, то жертва также становитсявампиром, а вампир присоединяется к остальным членам группы.
Черезнекоторое время игру можно усложнить, введя двух вампиров. Тогда два водящихбудут одновременно двигаться к двум жертвам, стоящим в полукруге. Далее играпроходит по тем же правилам.
Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:
Чтобыло сложного в этой игре?
Какиеприемы взаимовыручки придумала группа, чтобы спастись от вампира?
Какоенастроение создала игра?
«Угадай, кто»
Цели и возможности применения. В тренинге по командообразованиюпомогает участникам лучше узнать друг с другом. Также его можно использоватьдля тренинга навыков невербальной коммуникации или сензитивности в общении, таккак часто участники угадывают автора записки по выражению лица, изменению позыи т п.
Необходимые материалы. Бумага для записей, карандаши.
Время. 3-10 минут, в зависимости от размерагруппы.
Размер группы. 4-20 человек.
Процедура проведения.
1. Участники тренингасидят в общем кругу. Тренер дает инструкцию: «Каждый из нас — уникальнаяличность, у которой есть много граней. Пожалуйста, напишите на листочкахкакую-нибудь информацию о себе, которая пока не известна вашим коллегам. Пустьэто будет что-то нестандартное: нелюбимый цвет или название улицы, на которойвы живете. Вы можете написать о своих увлечениях, например о том, что вытанцуете танго или умеете готовить блюда африканской кухни. Вы можете написатьо местах, где вы побывали, о том, что у вас дома живу восемь кошек, или о том,что вы говорите на японском языке. Не пишите о чем-то личном, о чем-то таком,что вы не хотите сделать предметом обсуждения. Подписывать листочки не надо». Всесдают тренеру листочки, и тренер их перемешивает.
Далее тренер зачитываетзаписки по одной, а группа должна угадать автора. Как правило, все группыуспешно справляются с этой задачей, но если группа не может угадать авторапосле нескольких неверных предположений, то он может признаться.
Варианты ответов:
1.Любимая еда, животное,цвет, фильм, кинозвезда, вид спорта. (Не один из этих фактов, а весь набор, таккак на основании одного ответа угадать, о ком идет речь, будет довольносложно.)
«Отгадай загаданного члена»
Цели.Расширение представления участников тренинга друг о друге; снятие тревоги;создание комфортного состояния; обучение анализу.
Процедурапроведения. Группу делят на две подгруппы с равным числом участников вкаждой. Каждая подгруппа должна выделить одного своего члена, на которогосоставляется «загадка» из рисунков, предметов и т. п. Затем подгруппы меняются «загадками».Задача каждой из подгрупп —отгадать, какого из членов другой подгруппы закодировали в переданном послании,и рассказать об этом человеке. После выполнения задания каждая подгруппавысказывает свои предположения и объясняет, почему она считает, что другаяподгруппа загадала именно этого человека. Другая подгруппа рассказывает о том,кого она загадала и почему.
Анализ.Во время анализа тренер задает вопросы по очереди каждой изподгрупп. В вопросах обращается внимание на следующие моменты:
Какбыла организована работа внутри каждой подгруппы?
Кторуководил процессом, кто выдвигал идеи?
Какраспределялись роли внутри подгрупп?
Какпроисходил выбор того, кого подгруппа будет загадывать?
Какобщались между собой члены подгруппы?
Насколькобыло комфортно внутри подгруппы?
Какотносились к другой подгруппе?
Чтонового узнали о загаданных членах подгрупп?
«Молчащее и говорящее зеркало»
Цели. Расширение представлений участников тренинга друг одруге; развитие наблюдательности во время общения; создание комфортногосостояния.
Процедура проведения. Из группы выбираются трое водящих.
Один— тот, кто угадывает; он стоит напротив двух других выбранных.
Второйиграет роль «молчащего» зеркала, он стоит рядом с третьим и напротив водящего.
Третийиграет роль «говорящего» зеркала, он стоит рядом со вторым и напротив водящего.
Водящийстоит лицом к говорящему и молчащему зеркалам. А они, в свою очередь, лицом кводящему и всей остальной группе. Получается, что спиной к группе стоит тольководящий.
Одиниз членов группы как можно тише подходит к водящему и встает за его спиной.Того, кто подошел, видят только зеркала.
Задачазеркал — показать водящему, кто подошел к нему сзади, так, чтобы он назвал имяподошедшего, то есть угадал его.
Начинаетпомогать молчащее зеркало. Тот, кто играет эту роль, должен только жестами,позами показать подошедшего человека. Если водящий не угадывает того, когопоказывает молчащее зеркало, то начинает помогать говорящее зеркало, котороеможет рассказывать об этом человеке. Говорящее зеркало не может называтьчеловека по имени, описывать его одежду, вспоминать эпизоды общения, известныевсем. Его описание должно быть скорее метафоричным.
Есливодящий угадал, то он становится молчащим зеркалом, а говорящее зеркало уходитв группу. Из группы на место водящего приходит новый человек. Игра продолжается.
Есливодящий не угадал, то он должен отгадать следующего члена группы.
Анализ.
Тренерзадает членам группы следующие вопросы:
Почемубыло трудно (легко) угадывать?
Какиемоменты в том, что показывали зеркала, помогали, какие мешали?
Почемуодних членов группы было угадывать легко, а других — трудно?
Кембыло легче быть — молчащим или говорящим зеркалом? Почему?
Чтонового (неизвестного) узнали о членах группы?
Изменилосьли настроение и если да, то как?
«Десять фантов о нас»
Цели и возможностиприменения. Упражнениепомогает участникам ощутить себя единой командой, можно также использовать егокак разогревающее упражнение перед началом тренинга.
Необходимые материалы.Листы формата А4, карандаш.
Время. 10-15 минут.^
Размер группы. 12-30 человек.
Процедура
1. Участники разбиваютсяна пары, тренер про парунайти и записать за 3 минуты 10 фактов, которые их объединяют. Например:«Мы оба из Воронежа», Мы оба любим готовить» и т. д.
2. После этого парыобъединяются в четверки,которым нужно найти 10 фактов общих уже для всей четверки.
3. После того как эти факты записаны, вся командаобъединяется вместе и находит 10 фактов, общих уже для всей команды.
Обсуждение. Можно подчеркнуть, как много в насобщего, подчеркнуть, что в команде собрались не случайные люди и все мыоказались здесь потому, что нас что-то объединяет. После этого упражнения можноперейти к обсуждению совместных ценностей команды или к формулировке её миссии.
Переходный этапгрупповой динамики
«Летели гуси»
Цели и возможностиприменения. Разогревгруппы и вовлечение всех в активную деятельность. Также возможно использованиеданного упражнения для анализа коммуникативных навыков участников и того,насколько слажены они умеют работать единой командой.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши
Время. 20 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура
1. Тренер просит каждогорешить в уме следующую задачу и написать ответ на листочке. Условие задачи:Летит стая гусей, а им навстречу один гусь. Один гусь говорит: «Здравствуйте,сто гусей!» Гуси отвечают: «Нас не сто. Было бы нас сто, если бы было столько,сколько сейчас, да еще столько, еще пол столько, четверть столько, да и ты снами. Вот тогда нас было бы сто». Сколько летело гусей в стае?
2. После того как каждыйучастник записал свое решение, тренер просит их прочитать свои ответы, которые,как правило, у всех получаются разные.
После этого за 10 минуткоманде участников нужно прийти к одному общему правильному решению.
Анализ упражнения
1. Пришла ли группа кединому правильному решению? (Правильный ответ — 36.]
2. Кто говорил, ктомолчал, почему не доказывали свою точку зрения?
3. Каким образомучастники продвигали, доказывали свою точку зрения? Какие коммуникативныеприемы можно было увидеть в этой игре? Слушали ли участники друг друга? 4. Чтопомогало, что мешало командному взаимодействию?
Другие головоломки,которые хорошо использовать в данном упражнении:
1. Полторы курицы заполтора дня снесут полтора яйца. сколько снесут три курицы за четыре дня? (Ответ:восемь.)
2. Однажды царь решилпроверить мудрость своего придворного советника. Он запер его в темнице, из которойбыло два выхода, и поставил возле каждого выхода по воину. Одному из воинов онприказал говорить правду, а другому — ложь. Одному приказал выпуститьсоветника, если тот решит выйти через его выход, а другому — убить. Советник незнал, кто из воинов может его выпустить и кто говорит правду, а кто ложь. Царьразрешил ему задать каждому из воинов по одному вопросу, на который можноответить «да» или «нет». Какой вопрос должен задать советник, чтобы выйтиживым? (Ответ; один из возможных вариантов вопроса: «Меня приказано выпуститьтому, кто говорит правду?» На этот вопрос воин, который может выпустить советника,ответит: «Да», а тот которому приказано его убить, скажет: «Нет».)
«Джаз и симфонический оркестр»
Цели. Расширение представления участников тренинга друг одруге; обучение анализу; обучение навыкам активного слушания, обратной связи.
Процедурапроведения. Группа делится на две (три) подгруппы, в зависимости отколичества членов в группе. В каждой подгруппе должно быть примерно 7 человек.Каждая из подгрупп решает, какой музыкальный коллектив она выбирает: джазовыйансамбль, симфонический оркестр, ансамбль народных инструментов, рок-группа ит. п. Из группы выбирается один водящий, который после объяснения задания будетиграть роль единственного в городе пианиста (гитариста и т. п.). Его цель —основываясь на собственных чувствах, выбрать ту подгруппу, которая, по егомнению, уговорила его лучше, и рассказать, почему он сделал такой выбор.
Послетого как каждая подгруппа выбрала, кем она будет, группам объясняется контекстзадания. Каждая из подгрупп перед выступлением лишилась пианиста (гитариста ит. п.). Каждая из подгрупп должна выступать завтра в разных залах, но в одно ито же время. В городе есть только один пианист (гитарист и т. п.), который в состоянии заменитьвыбывшего. Его будет играть тот член группы, которого выбрали водящим. Каждой из подгрупп дается время (15-20 минут)для того, чтобы она придумала текст, с помощью которого будет уговариватьпианиста (гитариста и т. п.)играть у нее.
Вопределенное время подготовка в подгруппах заканчивается и предлагается, чтобыот каждой подгруппы были выделены люди (один или несколько, по усмотрениюподгруппы) для уговаривания ведущего играть именно с их оркестром (ансамблем ит. п.). Подгруппы тянут жребий, кто будет первым уговаривать ведущего. Затем,по жребию, по очереди, от каждой подгруппы выходит участник (или несколько),который проводит беседу с ведущим. Все остальные при этом внимательно наблюдаютза разговором.
Послетого как каждая группа провела процедуру уговаривания, дается слово ведущему(пианисту, гитаристу и т. п.). Ведущий говорит, у кого он будет играть, и почемувыбрал именно эту подгруппу.
Анализ.
Тренерзадает ведущему следующие вопросы:
Почемувы выбрали именно эту подгруппу?
Чтобыло решающим в процессе выбора?
Какоеэмоциональное состояние было во время уговаривания?
Какзависело эмоциональное состояние от того, кто говорил и что говорил?
Чтовы считаете идеальным для уговаривания вас?
Тренерзадает членам группы следующие вопросы:
Какбыла организована работа внутри каждой подгруппы?
Кторуководил процессом, кто выдвигал идеи?
Какраспределялись роли внутри подгрупп?
Какпроисходил окончательный выбор того, что подгруппа будет делать во времяуговаривания?
«Дрессированный дельфин»
Цели. Улучшение уровня коммуникации и управленческихнавыков; обучение анализу; обучение навыкам активного слушания, обратной связи;сплочение группы.
Процедура проведения. Из группы выбирается водящий(дрессированный дельфин), который должен уйти из комнаты и не слышать, чтобудет загадывать группа. Водящему говорится, что группа в его отсутствиезагадает ему ряд последовательных движений, действий, которые он долженугадать. Группа будет помогать ему угадывать, сопровождая его верные движенияхлопками. При неверных движениях члены группы будут молчать. Ни водящему, ничленам группы разговаривать нельзя.
Когдаводящий уходит из комнаты, группа загадывает определенный набор движений,которые водящий должен отгадать. Когда группа решает, что она готова, водящегоприглашают в комнату. Он становится на заранее оговоренную исходную позицию иначинает пробовать различные движения и действия. При этом члены группы должнывсе вместе или хлопать, если движение верное, или молчать, если движениеневерное. Когда водящий отгадывает загаданный набор действий и движений, группааплодирует и игра заканчивается.
Анализ.
Тренерзадает ведущему следующие вопросы:
Чтобыло сложного (легкого) в отгадывании?
Насколькопомогала (мешала) группа и в какие моменты?
Какоеэмоциональное состояние было во время угадывания?
Какиевыводы сделали для себя во время этого задания?
Тренерзадает группе следующие вопросы:
Какбыло организовано обсуждение по выбору задания?
Кторуководил процессом, кто выдвигал идеи?
Насколькослаженно работала группа при выборе задания?
Насколькослаженно работала группа во время сопровождения ведущего?
Чтобыло трудно (легко) во время сопровождения?
Насколькокомфортно было работать всем вместе?
Чтонового узнали о ведущем?
Какиеосновные выводы можно сделать по этому заданию?
«Какая наша команда?»
Цели ивозможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться и создатьв группе творческую атмосферу. Можно перейтиот него к совместному решению любой проблемы и обсудить, что объединяет всюкоманду в единое целое.
Необходимыематериалы.Бумага, карандаши.
Время. 3-5 минут.
Размергруппы.Любой.
Процедура
1. Тренерделит группу на тройки
2. За 3минуты каждая тройка должна написать максимум ответов на вопрос: «Какие мы?»(Это должны быть прилагательные.) Например, «молодые», «красивые» и т. д.
Обсуждение. Не требуется.
Дополнение. Данное упражнение можноиспользовать для того, чтобы быстро создать в группе позитивную атмосферу, таккак обычно участникам очень нравится писать про себя, какие они «яркие»,«динамичные», «интеллектуальные» и т. д.
«Необитаемый остров»
Цели. Выявление ключевых моментов конфликтноговзаимодействия; демонстрация стратегий лидерства в группе; обучение группыанализу конфликтных ситуаций.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши или фломастеры.
Процедура проведения. Группе дается следующая вводнаяситуация: «Ваш корабль, на котором вы все путешествовали, попал в шторм изатонул. Всем вам удалось спастись. Вы попали на необитаемый остров, жизнь накотором длительное время невозможна. На острове нет пресной воды, нет съедобныхпродуктов. У вас есть большой лист бумаги и набор фломастеров. Также вы знаетекоординаты острова. У вас есть бутылка, в которую вы можете положить своепослание». После объяснения вводной группе дается задание: создать послание,для того чтобы членов группы спасли. При создании послания необходимоучитывать, что оно может попасть как в руки непонимающих языка туземцев, так икапитану корабля какого-либо проходящего мимо судна. Тренер может ограничитьгруппу во времени, а может не ограничивать.
Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:
Какработала группа?
Кторуководил процессом?
Какиестратегии руководства применялись во время создания послания?
Чьиидеи принимались в первую очередь и почему?
Всели идеи были услышаны и воплощены?
Почемуне все принимали участие в процессе?
Какимбыло настроение во время игры и что влияло на его изменение?
Какоенастроение сейчас?
Каковыбыли действия участников во время игры?
Продуктивный этапгрупповой динамики
«Летающие кошки»
Цели и возможностиприменения. Упражнениехорошо активизирует участников, помогает «встряхнуться» группе, котораяпришла с перерыва.
Необходимые материалы. 5-6 маленьких плюшевых кошек (илидругих мягких игрушек).
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура
1. Участники стоят вобщем кругу. Тренер бросает мягкую игрушку одному из участников, который ловитее и кидает следующему и т. д., пока игрушка не побывает у каждого изучастников и не вернется снова к тренеру. Когда игрушка возвращается тренеру,он снова кидает ее тому участнику, которому кинул вначале, и просит группу ещераз повторить и запомнить эту последовательность. После того как это будетсделано, тренер просит группу повторить последовательность, кидая игрушку какможно быстрее, затем спрашивает группу, могут ли они еще ускорить темп.
2. После того как группадостигает максимального темпа, тренер сразу вслед за первой кошкой кидаетвторую, после неё третью и всех остальных в результате чего кошки летают везде,а участники приходят в состояние веселого сумасшествия.
Обсуждение. Не требуется.
«Герб группы»
Цели. Консолидация группового опыта; выявление новых норм иправил взаимоотношений в группе; перенесение нового опыта групповоговзаимодействия в реальную послетренинговую деятельность; выявление креативныхспособностей группы.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши
Процедура проведения. Для этого упражнения необходимылисты ватмана, наборы фломастеров.
Членамгруппы дается задание создать герб своей группы. При этом устанавливаютсяправила создания герба:
справадолжно быть изображение в виде рисунка (или нескольких рисунков), отображающееосновные достижения группы;
вцентре должно быть изображение в виде рисунка (или нескольких рисунков),отображающее осознание группой себя — «кто мы сейчас»;
слевадолжно быть изображение в виде рисунка (или нескольких рисунков), отображающеецель (или цели) группы.
Подэтим всем должен быть написан девиз группы. Анализ. Тренер задает членам группыследующие вопросы:
Какработала группа?
Кторуководил процессом?
Чьиидеи принимались в первую очередь и почему?
Всели идеи были услышаны и воплощены?
Какиеновые нормы и правила взаимодействия появились в группе?
Какимбыло настроение во время выполнения упражнения и что влияло на его изменение?
Какоенастроение сейчас?
Насколькоустраивает то, что в итоге создали?
Какимибыли действия во время выполнения упражнения?
«Мумия»
Цели и возможностиприменения.Упражнение стимулирует командную деятельность, создает в группе веселуюатмосферу.
Необходимые материалы. Несколько рулонов туалетной бумаги.
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура
Вся группа делится тренеромна тройки, каждая тройка получает по рулону туалетной бумаги.
Тренер объясняет, чтокаждая группа должна выбрать «мумию», которую нужно за 5 минут обернутьтуалетной бумагой. Если бумага порвется, то группа должна начать оборачивать«мумию» сначала. Побеждает команда, которая с и* за это время лучше всегообернуть свою мумию.
Обсуждение. Можно обсудить с группой, ктопобедил и почему. Как правило, побеждает не самая быстрая команда а та котораяпродумала— свою стратегию и действовала аккуратно. Если эти вьводы актуальныдля проводимого тренинга (например, если это тренинг по тайм-менеджменту),можно акцентировать на них внимание группы.
«Переправа»
Упражнение тренируетнавыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто вкоманде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной командедостигать совместных результатов. Также упражнение хорошо использовать длявведения норм коммуникации в команде.
Необходимые материалы. Две веревки длиной около 1,5 метра каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движенийодежду.
Время. От 20 минут до часа, в зависимостиот того, насколько «сработана» и эффективна совместная деятельность команды.
Размер группы: 12-20 человек.
Описание.
Веревки кладут на полпараллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из веревок.
Группе дается следующаявводная: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпеликрушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, которыйготов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками –безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками –опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель – всей командойоказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола междуверевками, если это произойдет – вся команда возвращается на линию старта.Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья,столы.
Вопросы дляобсуждения.
Кто занимал наиболееактивную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал?
Кто координировалдеятельность группы, а кто вносил беспорядок?
Лидерства и инициативыбыло слишком много или слишком мало?
Что помогало или мешалоэффективной деятельности команды?
Какие нормывзаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать болееэффективно?
«Синергия»
Цели и возможностиприменения.Упражнение помогает продемонстрировать, что возможности команды больше, чемпросто сумма возможностей отдельных её участников.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши
Время. 15 минут на выполнение упражнения от5 минут до 15 минут на обсуждение в зависимости от количества группы.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура
1. Тренер пишет надоске слово, имеющее отношение к теме тренинга и состоящее не менее чем из 8-10букв, (Например: покупатель, мерчендайзинг.)
2. Тренер раздаеткаждому по листу бумаги и просит каждого в отдельности написать максимум слов,состоящих из тех же букв, что и слово, написанное на доске.
3. После 5 минутиндивидуальной работы тренер объединяет участников в мини-группы по 3-4человека, раздает по листу бумаги на группу и просит их написать объединенныйсписок на всю группу.
4. После 5 минутработы в мини-группах тренер объединяет всех участников в одну группу, выдаетим лист и просит создать список, общий для всей группы.
Обсуждение
1. Были ли результатымини-групп лучше, чем результаты отдельных участников? Был ли общий результатлучше, чем результаты мини-групп? Эти вопросы почти риторические, так какответы на них почти всегда положительные.
2. Были пи во времягруппового обсуждения добавлены новые слова, которых ив было ни у кого изиндивидуальных участников — появились ли новые идеи во время составления общегосписков
Варианты:
Можно использовать вупражнении само слово «Синергия» — название демонстрируемого эффекта откомандной деятельности
«Путаница»
Цели и возможностиприменения. Это упражнение«классическое» в тренинге по командообразованию. Позитивноезавершение тренинга.
Время. 10-15 минут.
Размер группы от 10 человек.
Процедура
Вся команда встает в круги вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватиться своейрукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеимируками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись заруки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, чтобывсе снова стояли в общем кругу.
Обсуждение. Не обязательно.
Анализ:
Что было легко, а чтотяжело?
Кто вел себя активно, акто ждал, пока другие вокруг него распутаются?
Кто брал на себя рольлидера, помогая распутаться остальным?
Наблюдался ли в команденедостаток лидерства (никто не знает что делать)?
Наблюдался ли в командепереизбыток лидерства (борьба за власть, разные точки зрения и споры о том, какименно нужно распутываться]?
Методические рекомендации
1. Группа
Если участники тренингане знакомы, следует уделить особое внимание запоминанию имён. Желательнокаждому выдать бейджик, где он напишет своё имя.
2. Формаодежды.
Обязательно заранее (!)предупредить участников тренинга о спортивном или свободном стиле одежды.
Тренингкомандообразования рассчитан на сплочение, взаимодействие, физическуюактивность, что удобнее делать в несковывающей движение одежде.
Противопоказано: Проситьраздеваться, разуваться. Это отнимает время, повышает тревожность, идискомфорт.
Вариант: Попросить взятьс собой сменную одежду и обувь, и дать в начале тренинга время на переодевание,если помещение оборудовано раздевалками.
3. Помещение.
Помещение должно бытьпросторным, хорошо проветриваемым, светлым.
В последнее времяпопулярно проводить тренинг на природе. Это актуально для людей одногоколлектива, хорошо знакомых.
4. Инструкция.
Для каждой игрынеобходимо дать понятную инструкцию. Кроме того, важно, чтобы в «командныхсоревнованиях», команды были в равных (одинаковых условиях) – время навыполнение задания, количество участников и др.
5. Время.
Тренинг командообраованиясостоит из 3 этапов групповой динамики. Это даёт возможность участникампознакомиться, узнать друг друга, «сработаться». Поэтому рекомендуютсявременные рамки тренинга – один день. С перерывом на обед – 30- 40 минут.
6. Обратнаясвязь.
Тренинг – не предсказуем.Всё, что происходит на тренинге – это «здесь и сейчас». Всё должно обсуждаться.Необходимо выявить и позитивные и негативные моменты, что понравилось / непонравилось. Апробация
Тренингкомандообразования был проведён в учебной группе УП-31.
Количествоучастников: 12 человек.
Программатренинга:
Название
Время
Инвентарь 10. 00 – 10. 45 10 минут – теория 10 мин Угадай кто 5 мин Бумага для записей, ручки Счёт в темноте 5 мин Молчащее и говорящее зеркало 15 мин Десять фактов о нас 10 мин Бумага для записей, ручки 10. 50 – 11. 35 Координатор 45 мин Повязки для глаз, газеты
11. 45 – 12. 30
12. 35 – 13. 20 Мимуя 15 мин Рулоны туалетной бумаги Путаница 30 мин
Анализ тренинга:
1. Участникизаконспектировали: актуальность тренинга, понятие «команда». Задачи и целитренинга командообразрвания.
2. Игра «Угадай кто»помогает участникам лучше узнать друг с другом. Также развивает навыковневербальной коммуникации или сензитивности в общении, так как часто участникиугадывают автора записки по выражению лица, изменению позы.
Выводы: Участники узнали что-то новые друг одруге. Справились с заданием.
Рекомендации: В игре желательно писать как можнобольше качеств и характеристик, чтобы было проще угадать «автора» и большеузнать друг о друге.
3. Игра «Счёт втемноте» способствует разогреву группы и вовлечению участников в то, чтопроисходит «здесь и сейчас».
Выводы: Участники успешно и быстросправились с заданием.
4. Игра «Молчащее иговорящее зеркало» расширяетпредставление участников тренинга друг о друге; развивает наблюдательность вовремя общения
Выводы: Были угаданы все участники. Каждыйпопробовал себя в 3 ролях: Говорящего, Молчащего и Водящего.
Рекомендации: Желательно дать возможностьвысказаться «Говорящему зеркалу», так как метафорами сложнее выделитьопределенного участника.
Желательно ограничить количествоучастников, так как игра затягивается и становится скучной, когда каждыйпробует себя в каждой из 3 ролей. Угадывать начинают «методом исключения», ктоещё не был загадан.
5. Игра «Десятьфактов о нас».
Выводы: Каждая подгруппа и группа нашла 10общих черт, но они были очень примитивны: цвет и тип одежды, элементарныеоперации: чистят зубы, причёсываются, спят.
Рекомендации: Необходимо выделить больше временина игру. Чтобы сначала участники поговорили, нашли общие интересы, книги,фильмы и т.д.
6. Игра«Координатор» способствует вовлечению участников в активную деятельность. Былисозданы препятствия, которые координируемый участник проходил в среднем за 5минут.
Выводы: Все успешно справились с заданием.Попробовали себя и в роли Координатор и в роли «координируемого». Всё былоснято на видео, что позволяет, каждому участнику проанализировать свои действиясо стороны.
Рекомендации: Желательно, чтобы участники видели,как проходят «препятствия» другие. Наблюдая, они отмечали бы ошибки илинаоборот плюсы в работе. А для каждого участника менять препятствия.
7. Игра «Мумия». Выводы:Команды справились и повеселились. Наглядно было видно, что главное не спешка,а аккуратность.
8. Игра «Путаница»
Выводы: Команда в целом справилась, немногоне хватило времени. Лидеры менялись, предлагались разные выходы из ситуации,все были услышаны.
Рекомендации: Дать столько времени на выполнениезадания, сколько команде необходимо.
Я думаю, тренинг прошёл успешно. Есливзять во внимание рекомендации, то данная программа будет полезна и в другихстуденческих группах или иных «командах».
/>Литература
1. Аминов,В. Каждому — свой тренинг. Тренинг — это игра/ Аминов В. // Управлениеперсоналом. – 2010. — № 8(21).
2. Еремеева, Н. 100игр и упражнений для бизнес-тренингов / Наталия Еремеева. – СПб.:ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. – 128 с.
3. Леонтьева,О. Командообразование в кризисе / Леонтьева О. // Управление персоналом. –2009. — № 13(215).
4. Сартан Г. Н.Тренинг командообразования. — СПб.: Речь, 2005. — 187 с.
1. Р. Мередит БелбинКоманды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач/ Пер. с англ. М.: HIPPO,2003. 315 с.
2. Томпсон, Лей.Создание команды: [пер. с англ.] — М.: Вершина, 2006. — 544 с.: ил. — ISBN5-9626-0108-4.
3. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочетсоздать свою команду. — СПб.: Речь, 2003. — 128 с.
4. Зинкевич-ЕвстигнееваТ., Фролов Д. Команда на рынке: стратегия и методы (руководство для эффективныхкоманд). — СПб.: Речь, 2003. — 144 с.
5. Зинкевич-ЕвстигнееваТ., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. — СПб.: Издательство«Речь», 2002.-216 с: ил.
6. Фопель К.Команда. Консультирование и тренинг организаций: Пер. с нем. — М.: Генезис,2005. — 395 с. — (Бизнес-психология).
7. Браткин А.,Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. — М.: Генезис,2004. — 205 с. — (Серия «Бизнес-психология»)
8. Паркер Г., КроппР. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. — СПб.: Питер, 2002.- 160 с. — (Серия «Эффективный тренинг»).