Реферат по предмету "Менеджмент"


Концепция "шесть сигм"

Министерство науки и образованияУкраины
Приднепровская государственнаяакадемия строительства и архитектурыКафедра«Финансов»Курсовая работа
По дисциплине «Контроллинг»
тема: Концепция «шесть сигм»Выполнила ст. 5-8/2 группы: Настенко Н.В.Проверила: Галушко Е.И.
Днепропетровск
2009 год

Содержание
 
Введение
1. Описание концепции «Шесть сигм»
2. Основные идеи системы концепции «Шестьсигм»
3. Инструменты системы «Шесть сигм»
4. Шесть основных элементов системы«Шесть сигм»
5. Ценность концепции «Шесть сигм»
6. Наглядное практическое применениеконцепции качества «Шесть Сигма»
7. Тесты
Вывод
Список литературы

Введение
 
Само слово «контроллинг»наиболее употребимо в Германии, откуда оно пришло в российскую теорию практикууправления. Этот термин в американской экономической литературе практически неиспользуется. Здесь более распространено понятие «управленческий учет» (managerial accounting, management accounting). Однако работников, занимающихсяуправленческим учетом, называют контроллерам (controller).
Свое начало понятие контроллингаберёт в Англии и США. В 15 веке при дворе английского короля существоваладолжность «countroller», в обязанность которого входилоосуществление контроля за доходами и расходами двора (как в денежном, так и внатуральном выражении). Экономический кризис 1929 г. привел к возрастанию ролипроизводственного учета и планирования. В 1931 г. в США была основанапрофессиональная организация контроллеров Америки «Controller’s Institute of America», которая оказала существенное влияние на становлениеконтроллинга. В 1934 г. создан журнал «The Controller», в 1944 г. – исследовательскийинститут «Controllership Foundation», а в 1962 г. Controller’s Institute of America был реорганизован в Финансово-административныйинститут (Financial Executive Institute), который в свою очередьсистематизировал задачи контроллеров.
В 60-е гг. ХХ векаконтроллинг начинает использоваться на дочерних американских предприятиях вГермании. В 1974г. 90 % крупных предприятий страны ввели у себя должностиконтроллеров. Основана Академия контроллинга в Гаутинге
В немецком издании«Экономический словарь предприятия» понятие контроллинга определено как«концепция информации и управления». В общем смысле слова, контроллинг – этосистема управления учетно-аналитическими специалистами.
Слово «контроллинг»ассоциируется со словом «контроль», но это отличное и даже противоположное посмыслу понятие. Контроль направлен на прошлое, на выяснение времени ошибок ипросчетов, а контроллинг – это управление будущим для обеспечения длительногофункционирования предприятия и его структурных единиц.

1. Описание концепции«Шесть сигм»
Как улучшить качествопродукции и организацию производства? Как увеличить эффективность управленияпредприятием? Как повысить качество научных исследований? Как оптимизироватьдеятельность центральной заводской лаборатории? Все эти проблемы — вечные. Ихрешали и сто лет назад, и пятьдесят, решают и сейчас. Но по-разному. Последниедесятилетия волна за волной накатывают на руководителей и специалистов всеновые сочетания слов и стоящие за ними концепции: комплексные системыуправления качеством продукции, АСУ, стандарты ИСО серии 9000, ИСУП,контроллинг. И в каждой волне есть что-то новое и что-то давно известное.Основное в очередной новации — иное направление взгляда на старые проблемы иметоды.
И вот появилось еще одноновое модное поветрие — система «Шесть сигм». Что стоит за этими словами,наводящими на мысли о статистических методах (греческой буквой «сигма»традиционно обозначают показатель разброса статистических данных)?
В XXI веке основное вниманиеисследователей и управленцев переносится с разработки отдельных математическихметодов исследования на системы внедрения таких методов в практическуюдеятельность предприятий и организаций. В работе рассматривается новая системавнедрения математических методов исследования «Шесть сигм».
Сигма — термин,используемый в статистике для представления среднеквадратического (его такженазывают стандартным) отклонения, индикатор степени отклонений ряда измеренийили результатов процесса.
Шесть сигма — статистическая концепция, на основе которой процесс измеряется в параметрахбрака: при высшем уровне в Шесть сигма число дефектов составляет 3,4 на миллионвозможных. Шесть сигма — это также философия управления, в которой основное вниманиеуделяется устранению брака за счет применения таких приемов, когда ставкаделается на анализ результатов измерений и совершенствование процессов.
Одна сигма соответствует691 462,5 случая брака на миллион, что соответствует выпуску продукции без дефектовтолько в 30,854%. Разумеется, такие показатели считаются очень плохими. Если мыдобиваемся того, что процессы функционируют на уровне трех сигма, это означает,что допускается 66 807,2 ошибки на миллион возможных, или мы имеем выпускотличной продукции в 93,319% случаев.
 
2. Основные идеисистемы концепции «Шесть сигм»
«Шесть сигм» — это болееразумный способ управлять всей компанией или отдельным ее подразделением(например, литейным цехом или центральной заводской лабораторией). Фактическиречь идет о развитии системы управления качеством и контроллинга напредприятии, в организации, фирме, компании. Концепция «Шесть сигм» ставит напервое место потребителя товаров и услуг и помогает, как утверждают ееразработчики, находить самые лучшие решения, опираясь на факты и данные. Онанацелена на три основные задачи:
— повыситьудовлетворенность клиентов;
— сократить время цикла(производственного, операционного);
— уменьшить числодефектов.
Внедрение «Шести сигм»дает значительный экономический эффект. Исполнительный директор корпорации General Electric Джек Уэлч объявил в ежегодномдокладе, что всего за три года система «Шесть сигм» сэкономила компании более 2миллиардов долларов.
Совершенно справедливосистему «Шесть сигм» рассматривают как «революционный метод управлениякачеством». Согласно «Шести сигмам» следует стремиться к достижению самогомалого (из возможных) разброса контролируемого параметра по сравнению с полемдопуска. Точнее, желательно добиться, чтобы ширина поля допуска была по крайнеймере в 6 раз больше типового разброса «плюс-минус сигма». Отсюда и название — «Шесть сигм». Соотношение поля допуска с полем разброса (в «сигмах») связываютс числом дефектов (на миллион возможностей) и с выходом годной продукции (в %).Так, 6 «сигм» согласно соответствуют 3,4 дефектов на 1000000 возможностей, иливыходу годной продукции 99,99966%. А пока столь высокий уровень качества недостигнут, можно оценивать ситуацию в «сигмах». И промежуточная задача можетформулироваться так: с уровня 2,5 «сигма» подняться до уровня 4 «сигма».
 
3. Инструменты системы«Шесть сигм»
С помощью какихинтеллектуальных инструментов достигается успех в системе «Шести сигм»? Перечисляю:
-это инструментыгенерации идей и структурирования информации — экспертные оценки (различныеварианты сбора информации и голосования, мозговой штурм и др.), диаграммы(сродства, древовидные, «рыбий скелет» — схема Исикава), блок-схемы;
-это инструменты сбораданных — разнообразные варианты выборочного метода, всевозможные методикиизмерений (наблюдений, анализов, опытов, испытаний). Сюда же относятся методыопределения «голоса потребителя» (т.е. предпочтений потребителей), контрольныелистки, а также инструменты систематизации данных — электронные таблицы и базыданных;
— инструменты анализа процессови данных — анализ течения процесса, добавленной ценности, различные графики идиаграммы. В том числе диаграмма Парето, график временного ряда (тренда),диаграмма разброса (корреляционное поле). Затем — многочисленные инструментыстатистического анализа (описание данных, оценивание и проверка статистическихгипотез, методы корреляции и регрессии, классификации, снижения размерности,планирования экспериментов, анализа временных рядов, статистики нечисловых иинтервальных данных и др.);
— инструменты реализациирешений и управления процессами. Среди них — методы управления проектами(планирование, бюджетирование, составление графиков, оптимизация коммуникаций,управление коллективом, диаграммы Ганта и др.). А также анализ потенциальныхпроблем, изучение видов и последствий отказов, анализ заинтересованных сторон,диаграмма поля сил, документирование процесса, сбалансированная системапоказателей и «приборная» панель процесса.
Таким образом,инструментарий системы «Шести сигм» весьма широк. Эти интеллектуальныеинструменты помогают принимать правильные решения, решать проблемы и управлятьпеременами. Среди них, как следует из проведенного выше перечисления, основноеместо занимают различные математические методы исследования, прежде всегостатистические и экспертные инструменты.
 
4. Шесть основныхэлементов системы «Шесть сигм»
Выделяют шесть основныхэлементов, составляющих квинтэссенцию системы «Шесть сигм». Это:
— ориентация напотребителя;
— управление на основеданных и фактов;
— процессный подход (гдедействия, там и процессы);
— проактивное управление(основанное на прогнозировании) а также два социально-психологических базисныхположения:
— безграничноесотрудничество;
— стремление ксовершенству без боязни поражений.
Конечно, каждый из этихэлементов сам по себе хорошо известен в теории и практике управления(менеджмента). Дело в системе «Шесть сигм», в которую они объединены. Вчастности, в этой системе подробно расписаны роли различных участников команды- «черные пояса», «зеленые пояса», «мастера черных поясов», «чемпионы». В самихназваниях ролей подчеркнута роль команды проекта по внедрению системы «Шестьсигм», соревнования между подразделениями и специалистами, энтузиазма в работе(аналогичного спортивному азарту), продвижения на основе освоенных знаний иполученных результатов (в спорте — переход от пояса к поясу). Весьма важнаосновополагающая роль членов высшего руководства компании, лично занимающихсяразвитием системы «Шесть сигм». Анализ системы «Шесть сигм» показывает, что, несмотряне некоторое своеобразие терминов, связанное с корнями этой системы (лежащими впроблемах управления качеством), фактически «Шесть сигм» — это глубокопроработанная система внедрения современных подходов к управлению предприятиеми его подразделениями, прежде всего контроллинга, на основе широкого ипродвинутого использования математических методов исследования. Отмечу большоеместо, которое занимают математические методы исследования, прежде всегостатистические и экспертные методы, среди ее инструментов. Система «Шесть сигм»трудоемка, на внедрение нужны годы.
 
5. Ценность концепции«Шесть сигм»
Система «Шесть сигм»ценна, прежде всего, своей организационной составляющей. Той, которой неуделяли внимания на ранних этапах истории внедрения современных математическихметодов исследования. Система «Шесть сигм» дает алгоритмы практическойдеятельности по организации внедрения. Чем она и интересна для отечественныхспециалистов.
«Общеизвестно»,«очередной проходящий тренд», «наймите грамотных специалистов» – в такихвыражениях скептики оценивают веяние, «заразившее» крупнейшие западныекорпорации. Но именно оно позволило им резко повысить показатели и добитьсясущественной экономии. Система «Шесть сигм» не предлагает ничего нового. Онапросто учит правильно действовать.
В погоне за модой наинновации руководители часто изобретают сложные модели для улучшения работыкомпаний. Чаще всего проблему пытаются решить предположительно правильнымиспособами. Результат – новые затраты, отрыв сотрудников от работы, ненужныеперемещения персонала и… возврат к старым бедам. Система «Шесть сигм»предлагает новый взгляд на решение проблем компании. Такой подход, кстати,помог General Electric с 1996-го по 1998 год сэкономитьболее $2 млрд. Главное – собирать данные. Как раз на это времени чаще всего нехватает, но последователи «Шести сигм» рекомендуют его все-таки найти.
Зачем и ради чего?
Ради потребителя,получающего в итоге более качественный продукт. Из 300 тыс. любителей пиццы приуровне качества 99% 3 тыс. человек получат пиццу «с дефектом» – не с тойначинкой, например. А при уровне качества в шесть сигм на те же 300 тыс.придется лишь один (!) неверный заказ. Разница ощутима, не так ли?
Параметр «сигма» помогаеткомпаниям сосредоточить усилия на интересах потребителя. «Сигма» формируетединую методологию, позволяющую измерять и сравнивать различные процессы вкомпании. Невозможно ведь улучшить только процесс производства продукта, аостальное (доставку, упаковку и т. д.) не менять.
Систему «Шесть сигм»составляют шесть элементов: ориентация на потребителя; управление на основефактов; где действия, там и процессы; проактивный менеджмент; безграничноесотрудничество; стремление к совершенству и отсутствие страха передпоражениями.
Ничего принципиальнонового система «Шесть сигм» не предлагает. Однако, несмотря на кажущуюсябанальность, дает вполне ощутимые результаты.
Одной фармацевтическойкомпании применение подхода «Шести сигм» помогло сэкономить на строительственового завода $200 млн. Оказалось, что только 40% упакованных лекарств можноупотреблять – остальные либо были запакованы не полностью, либо не умещались вкоробки. Потратив незначительную сумму на регулировку оборудования, компанияувеличила выход качественной продукции до 85%.
Конечно, толькоруководителю решать, в какой степени «Шесть сигм» следует использовать. И всеже здравый смысл подсказывает: стоит улучшать все, требующее изменений идоработки. Если, конечно, позволяют ресурсы.
Подход к управлению,именуемый Шесть сигма, поможет вам определить области сбоев, которых вы пока незнаете, а также покажет, что именно вам следует знать и какие действияпредпринять по сокращению числа ошибок — ведь эти ошибки приходится исправлять,что требует времени и денег, а порой лишает вас доверия клиентов и не позволяетреализовать представившиеся возможности. Другими словами, Шесть сигмапреобразуют знания в необходимый потенциал для роста бизнеса.
Большинство компанийдействуют на уровне качества, соответствующего трем-четырем сигма. Этоозначает, что в каком-то процессе допускается слишком большой брак, дляпоследующего устранения которого расходуются и время, и усилия, а такжепоявляются недовольные потребители. Такой брак — причина потери до 25% от общихдоходов неудовлетворительный результат для уважающих себя производителей.
 
6. Наглядноепрактическое применение концепции качества «Шесть Сигма»
Возьмем хорошо всемизвестный пример: багаж, потерянный в аэропорту.
Многие из нас имеют вэтом отношении личный печальный опыт, поэтому давайте вспомним те случаи, когдамы внимательно смотрели на конвейер, по которому полз выгруженный из самолетабагаж, напрасно стараясь отыскать собственные чемоданы — они не прибыли.Система доставки багажа при полетах пассажиров далека от совершенства.Насколько же она от него далека, если измерить ее в сигмах?
В целом потенциал многихаэропортов по обработке багажа приблизительно соответствует уровню трех сигма.Это означает, что на каждый миллион единиц багажа возникает около 66 тыс.дефектов; это эквивалентно вероятности приблизительно 94%, что вы получите свойбагаж своевременно. В какой степени этот результат является хорошим?Разумеется, он плох для тех пассажиров, чьи чемоданы и сумки оказалисьутерянными. Подобные дефекты повышают затраты аэропортов: сотрудникамприходится заниматься поиском пропавшего багажа и успокаивать раздраженныхпассажиров. К тому же подобные случаи могут заставить недовольных людейотказаться от услуг данной авиакомпании в будущем.
Если авиакомпанияпереходит в работе с багажом на уровень Шести сигма, то, с точки зренияснижения затрат и числа довольных пассажиров, это, разумеется, окупается; болеетого, пассажиры с гораздо большей вероятностью снова воспользуются услугамиэтой авиакомпании. Выполнение любых операций на уровне ниже Шести сигмаозначает, что у компании достаточно высока вероятность появления дефектовтоваров или услуг.
Порой может показаться,что достижение уровня трех сигма — вполне приемлемый результат. В конце концов,если существует 66 807 случаев брака на миллион, это одновременно означает, что933 193 единицы выпускаются нормальными, то есть достигается совершенство в93,319%.
Для потребителей трисигма — это неудовлетворительный показатель работы. Авиакомпания не оправдываетих основных ожиданий — того, что их багаж будет загружен на тот же самый рейс иотправится с ними по тому же маршруту. Если неприятность все же случилась, товелика вероятность, что рассерженные отсутствием своего багажа пассажиры вбудущем постараются не пользоваться услугами такой авиакомпании.
К тому же три сигма стоятдополнительных денег. Отклонения (по времени, затратам и числу ошибок) впроцессе обработки багажа очень значительны: направление багажа по ошибочномумаршруту, сообщения о возникновении проблемы, написание отчета, поиск багажа,получение его из места, куда он отправлен по ошибке, доставка багажа пассажиру.Если вы переведете вероятность утраты 6% багажа в денежные показатели,окажется, что финансовые последствия подобных ошибок могут намного превысить 6%общих затрат, связанных с обработкой багажа, и, возможно, достигнут несколькихмиллионов долларов в год. Если бы элементарный процесс обработки багажа былулучшен, маржа убытков, которые авиакомпания несет из-за подобных ошибок,существенно снизилась бы, а более рациональное распределение ресурсов (кактруда персонала, так и денег) позволило бы добиться гораздо более высокойрентабельности.
Более наглядно данныйпример представлен в Приложении (с.).
 
7. Тесты
1. В
2. А
3. А
4. Б
5. В
6. В
7. Б
8. В
9. Б
10. Б

Вывод
Многие связываютпрограмму Шести сигма со стремлением улучшить качество. Рассматривать этуконцепцию таким образом вполне логично, особенно в начале анализа проблем. НоШесть сигма существенно отличаются от программ качества, с которыми вы,возможно, уже сталкивались. Чем? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте кратковспомним историю достижения высокого качества продукции.
В полной мере понятьстремление добиться необходимого качества невозможно, если не вспомнить обидеях Эдвардса Деминга, хорошо известного своими разработками для Японии,которой он помог восстановить все отрасли экономики после Второй мировой войны.Его подход был совершенно новым для своего времени и оказал огромноевоздействие на эволюцию качества и реализацию программ непрерывногосовершенствования продукции в компаниях по всему миру.
Комплексное управлениекачеством (TQM — от английского Total Quality Management) — это управленческий подход,сосредоточенный на организации как системе, причем основное внимание уделяетсякомандам, процессам, статистическим данным, постоянному совершенствованию, атакже выпуску товаров и услуг, полностью удовлетворяющих ожидания потребителейили превосходящих их. Шесть сигма — это расширенный и более упорядоченныйвариант TQM.
Было бы справедливоупомянуть, что подход Деминга к управлению, также известный как «комплексноеуправление качеством» (хотя Демингу этот термин не нравился), изменил характердеятельности тысяч компаний и предопределил его на десятилетия вперед. Ксередине 1980-х годов масштабы, в которых корпоративное руководство занималосьвопросами качества, стали совершенно иными: виды бизнеса, принявшие навооружение TQM, трансформировались и отказались отвсего, на что раньше делали ставку, перейдя к созданию более совершенныхтоваров и услуг. Руководители начали понимать, что качество вовсе не требуетувеличения затрат, что более эффективные и надежные процессы позволяютдобиваться отсутствия брака в готовой продукции и что им необходимососредоточиться на улучшении процесса производства и удовлетворения спросапотребителей. Словом, TQM — этоотличный фундамент, на котором можно надежно строить следующий уровеньуправления качеством — подход по принципу Шести сигма.
Однако Шесть сигма — этоне просто последняя модная новинка в борьбе за качество. Вам нужныдоказательства? Компании, реализовавшие концепцию Шести сигма, добилисьотличных финансовых результатов и разработали более взвешенные, прагматичныепланы, позволяющие им реально и существенно улучшить рентабельность бизнеса идобиться его расширения.
Такие компании, как «Motorola», «Texas Instruments», IBM, «AlliedSignal» и «General Electric», успешно реализовали концепциюШести сигма и добились сокращения затрат на миллиарды долларов. Позже этуметодологию приняли на вооружение «Ford», «DuPont», «Dow Chemical», «Microsoft» и «American Express». Причем, когда мы говорим об успехе, речь идет нетолько об экономии денег. Джек Уэлч, директор-распорядитель, начавший программуШести сигма в «GeneralElectric», назвал ее «наиболее важнымпроектом, когда-либо реализовывавшимся в GE», и заявил, что Шесть сигма — это «часть генетического коданашего будущего лидерства».

Список литературы
1.   Концепция контроллинга: Управленческийучет. Система отчетности. Бюджетирование / Horvath & Partners: Пер. с нем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
2.   Контроллинг в бизнесе:методологические и практические основы построения контроллинга в организациях/А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. — М.: Финансы истатистика, 1998.
3.   Контролинг как инструмент управленияпредприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Подред. Н.Г.Данилочкиной. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
4.  ФольмутХ.Й. Инструменты контроллинга от А до Я: Пер. с нем./Под ред. и с предисл. М.Л.Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой. — М.: Финансы и статистика, 2001.
5.   Фалько С.Г., Носов В.М. Контроллингна предприятии. – М.: Знание России, 1995. 6.   Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер.с нем./ Под ред. и с предисл. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л.Лукашевича. –М.: Финансы и Статистика, 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.