Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «МЕНЕДЖМЕНТ»
на тему: «Разработать концепцию системы управления иобосновать ее эффективность для развития РУПП «ВИТЯЗЬ»»
Минск
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБОСНОВАНИЕВЫБОРА ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ И ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ
1.1Вид деятельности РУПП «Витязь»
1.2История создания и развития РУПП «Витязь»
1.3Масштабы деятельности предприятия
1.4Организационно-правовая форма и характер собственности, законодательная основафункционирования предприятия
1.5Стратегия развития РУПП «Витязь»
1.6Подразделения, их состав и полномочия
1.7Сильные и слабые факторы внешнего окружения. Состояние
фактороввнутренней среды. SWOT – анализ предприятия
2.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
2.1Определение миссии РУПП «Витязь»
2.2Определение стратегии развития
2.3Определение главной цели и построение «дерева-целей»
2.4Совершенствование структур и состава подразделений
2.5Порядок взаимодействия подразделений и их информационные потоки
2.6Разработка новой организационной структуры РУПП «Витязь»
3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Вусловиях перехода отечественной экономики к рыночным отношениям, ее интеграциив мировую экономическую систему проблемы теории организации и управления,изучение общих закономерностей формирования и функционирования организационныхструктур, приобретают особую актуальность.
Наэтапе становления в Республике Беларусь новых рыночных отношений дляруководителей отечественных предприятий остро встает вопрос умения использоватьне только экономические, коммерческие знания, но и знания в области методологиименеджмента, творчески применять его основы в зависимости от конкретнойситуации.
Актуальностьтемы курсовой работы заключается в том, что грамотно разработанная концепциясистемы управления на предприятии способствует повышению конкурентоспособностивыпускаемых изделий, удовлетворению потребностей группы потребителей и обществав целом. Это сказывается на росте белорусской экономики, ее эффективнойинтеграции в систему мирохозяйственных связей.
Объектомизучения является республиканское унитарное производственное предприятие «Витязь».
Основнойцелью деятельности любого предприятия является максимизация прибыли, котораяможет быть достигнута путем наращивания объемов производства с использованиемвысокотехнологических наукоемких технологий, освоение новых сегментов рынкасбыта производимой продукции, постоянном освоении новых высококачественныхизделий, создание и поддержание престижа предприятия.
Цельюданной работы является изучение имеющейся организационной структурыпредприятия, анализ ее влияние на результаты деятельности предприятия, ивнедрение новой организационной структуры управления, способной противостоятьвлиянию сильных и слабых факторов внешней и внутренней среды.
Входе выполнения работы были решены следующие задачи:
— проанализирована производственно-хозяйственная деятельность предприятия;
— определены основные цели и направления деятельности предприятия;
— проанализированы факторы внешней и внутренней среды;
-намеченыосновные концепции дальнейшего развития.
Внастоящей курсовой работе рассматривается комплекс вопросов, связанных суправлением производственного предприятия, его недостатки и способы их решения.
Впервой главе раскрывается объект управления, деятельность РУПП «Витязь»,история его создания и развития, масштабы деятельности иорганизационно-правовая форма, определены основные показателисоциально-экономического развития на 2006 год. Рассмотрена организационнаяструктура управления и ее состав, проведен SWOT– анализ предприятия.
Вовторой главе рассматриваются миссия, главные цели, концепция перспективного развитияпредприятия. Сформированы предложения по совершенствованию структурпредприятия, их состава и определены порядок взаимодействия между ними.Предложена новая организационная структура управления.
Втретьей главе курсовой работы рассчитана экономическая эффективностьпредложенной концепции системы управления.
Основнойцелью данной работы является разработка концепции системы управления иобоснование ее эффективности для развития телевизионного завода РУПП «Витязь».
1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯИ ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ
Впоследние годы в реальном секторе белорусской экономики отмечается существенноеснижение эффективности работы предприятий.
Вусловиях развития рыночных отношений, постоянной нехватки финансовых ресурсовдля осуществления не только расширенного, но и простого воспроизводства всеболее остро встает вопрос не только всестороннего анализа ресурсов предприятия,как на протяжении всего производственного цикла, так и на этапе реализациипродукции, но и создание сложных социотехнических систем и организационныхструктур управления.
Экономическаяэффективность, надежность предприятий зависит не только от органа управления,организационно-правовой формы, но и от выбора структуры внутреннего управленияорганизации (организационной структуры), от выбора ее вида.
Порядоки согласованность в организации наступают тогда, когда элементы и процессынаходятся в отношениях, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие.
Главнойпроблемой руководителя любой организации является овладение искусствомизмерения и управления согласованностью элементов организационной системы. Этозначит, что все решения и действия, касающиеся финансов, производства,административного порядка, кадров, стимулирования, целеполагания и т.п. должныбыть взаимообусловлены и увязаны с представлениями о целевых результатах.Понятно, что идеальной согласованности добиться невозможно хотя бы потому, чтосогласовывать надо, во-первых, качественные и количественные параметры,во-вторых, критерий согласованности отражает знания, накопленные в прошлом, и,
в-третьих,согласованность – это некоторая устойчивость, а условия функционированияпостоянно меняются.
Любойорганизации для осуществления поставленных целей необходима хорошо продуманнаявнутренняя организационная структура, при помощи которой в кратчайшие сроки и снаименьшими затратами осуществляется ее успешная деятельность.
ВВитебской области одним из крупнейших промышленных предприятий является телевизионныйзавод РУПП «Витязь», на котором работают свыше четырех тысяч человек.
Напримере РУПП «Витязь» рассмотрим основные цели и функции, задачи предприятия ипроанализируем существующую организационную структуру. Влияние внешней ивнутренней среды на достижение поставленных целей, а также предложим вариантреструктуризации предприятия, который позволит снизить себестоимостьвыпускаемой продукции за счет увеличения объемов производства и внедрениюмероприятий по снижению затрат на производство, проведению техническогопереоснащения предприятия, обеспечивающее использование нового современногооборудования и технологий, которое позволит повысить качество иконкурентоспособность выпускаемой продукции.
1.1 Вид деятельности РУПП «Витязь»
Республиканскоеунитарное производственное предприятие «ВИТЯЗЬ» является крупныммногопрофильным предприятием и специализируется по разработке и изготовлению:
— цветных телевизоров;
— систем спутникового телевидения;
— медицинской техники (анализаторов иммуноферментных фотоэлектрических,стерилизаторов);
— мебели;
— спецтехнологического оборудования и оснастки.
РУПП «Витязь» является изготовителем товаров народногопотребления длительного пользования. Основной продукцией предприятия являютсятелевизионные приемники цветного изображения. Продукция предприятияориентирована на семьи со средним, ниже среднего и выше среднего уровнемдохода.
Продукция «Витязь» создается с применением новейшихразработок и технологий, комплектуется элементной базой ведущих мировыхпроизводителей в области электронной техники PHILIPS, SAMSUNG, SIEMENS,THOMSON. Производство телевизоров сертифицировано по Международной системекачества ISO 9001.
Основными рынками сбыта продукции являются рынки РеспубликиБеларусь и Российской Федерации. Наиболее значительным внешним рынком продукцииРУПП «Витязь» является рынок РФ.
Уровеньи динамика основных составляющих конъектуры товарного рынка телевизоров РФпредставлены в следующей таблице 1.1.
Таблица1.1. Предложение телевизоров на рынке РФ.Год, тыс. штук 2002 2003 2004 2005 2006* Выпуск предприятий РФ 281 1185 1004 1500 2000 Экспорт из РБ 313,9 400 538,1 410 550 Импорт в РФ 2500 2600 2950 2100 1200 Емкость рынка РФ 3300 3500 4000 4200 5000
*- прогноз.
Приведенныев таблице 1.1. данные отражены на рисунке 1.1.
/>
Рис.1.1. Предложение телевизоров на рынке РФ.
Виднаразница между емкостью рынка РФ и совокупным официальным предложениемтелевизоров на рынке. Данный объем спроса удовлетворяет неофициальный импорт.
Последняястрока таблицы характеризует величину предложения на товарном рынке телевизоровРФ. Принимая величину товарных запасов в торговле 5-7% от величиныудовлетворенного спроса (по-аналогии с рынком РБ), тенденции изменения величиныпредложении правомерно переносить на изменение величины удовлетворенногоспроса. В 2002 году величина предложения возросла на 21,7% к уровню 2001 года, что,по всей видимости, связано с ростом спроса. Рост предложения в 2002 годупроисходил за счет роста импорта, как из РБ, так и из третьих стран. При этомвеличина экспорта из РБ и собственного производства российскими предприятиямисоставляла 10,0% и 10,1% от общей величины предложения, соответственно, т.е.были незначительными. Принимая во внимание увеличение производства телевизоровв РФ в 2003 году до 1 185 тыс. шт. (в 4,2 раза к 2002 году), а так жеувеличение экспорта телевизоров из РБ в страны СНГ, можно предположить, чтоспрос на продукцию отечественного производства существенно возрос и увеличениеспроса в РФ будет происходить за счет данной продукции.
Напротяжении последних двух лет в сфере производства телевизоров в Россиинаблюдается активный рост, здесь появляются новые игроки. В большинстве этопроизводства отверточной сборки. Лидируют же на рынке производства полногоцикла, то есть компании, которые самостоятельно разрабатывают схемотехнику ипрограммное обеспечение, т.е. не просто осуществляется «отверточная» сборка, авыпускаются модели собственной разработки. Производство по полному циклу даетвозможность использовать данный факт в рекламных сообщениях, поэтому бренды сотверточной сборкой не очень популярны в России и удерживают свои позициитолько благодаря тому, что на них постоянно снижают цены.
Динамика развития российского рынка телевизионной продукциипредставлена в таблице 1.2.
Таблица1.2. Динамика развития рынка по оценке RolsenElectronics.
Доля, 2004
Доля, 2005 Импорт 46,81% 59% LG (Rolsen made) 12% 9% Rolsen 11,20% 3,90% Рубин 11% 8,90% Polar 4% 1,95% Горизонт 3,20% 5,30% ERS 3,20% 3% Другие 3,20% 1,70% Сокол 2,50% 2,84% Витязь 2,25% 3,20% AVEST 0,64% 1,40%
Как видно из таблицы 1.2.первое место пообъему продаж среди российских компаний принадлежит марке «LG(Rolsen made)»,доля которой в 2004 году составила 12%. «Rolsen» занимает 11,2%, у марки«Рубин» – 11% рынка российских телевизоров, за тремя лидерами следуют марки «Polar»и «Горизонт» с долями 4% и 3,2% соответственно. Объем продаж телевизоров«Витязь» в 2004 году составил 2,25%, что на 30% меньше, чем в 2005 году. Этосвязано с тем, что использование большинством российских производителей методаотверточной сборки телевизоров из комплектующих китайских и турецкихпроизводителей позволило резко снизить цену на готовый телевизор.
Уровеньи динамика составляющих конъюнктуры товарного рынка телевизоров РБ представленав таблице 1.3. и на рисунке 1.2.
Таблица1.3. Уровень и динамика экспорта и составляющих конъюнктуры товарного рынкателевизоров РБ.Показатель, тыс. шт. 2002 2003 2004 2005 Производство 515,8 535,1 727,3 700,0 Экспорт 313,9 401,9 538,1 402 Удовлетворенный спрос 183,0 133,2 189,2 191,1
(поданным статистических ежегодников «Розничная торговля» Министерства статистикии анализа РБ).
Каквидно из таблицы 1.3., рост величины происходил неравномерно. Розничный объемпродаж телевизоров в РБ в 2003 году составил 133,2 тыс. шт., что на 27,2%меньше, чем в 2002 году. Основной причиной снижения спроса являлось снижениепокупательской способности населения. Однако рост ВВП и заложенные Программойэкономического развития республики экономические показатели дают основанияпрогнозировать благосостояния населения и как следствие рост емкостителевизионного рынка до 240 тыс. шт. к 2007 году.
/>
Рис.1.2.Динамика объема продаж на рынке телевизоров в РБ.
Долярынка РУПП «Витязь» в РБ составила 48% в 2005 году. Емкость рынка РБ составляет191 тысячу телевизоров. В Республике Беларусь два предприятия специализируютсяна выпуске телевизионных приемников: РУПП «Витязь» и ОАО «Горизонт». Зарубежныепроизводители на товарном рынке телевизоров в РБ в большей части представленыпродукцией южнокорейских фирм: «Samsung»,«LG», голландской «Philips», японской «Sony». Однако, учитывая государственнуюпротекционистскую политику (таможенные квоты и пошлины) можно заключить, чтозарубежные производители не являются существенными конкурентами дляотечественных предприятий.
Телевизионныйрынок динамично развивается, создавая все новые и новые проекты. Вместо 2-3российских производителей (до 2000г.) в настоящее время выпуск телевизоров осуществляют,как под известными ранее, так и под новыми торговыми марками. В 2005 году объемимпорта телевизоров из стран СНГ и дальнего зарубежья составил 2,1 миллионаштук. Республика Беларусь поставила в Россию примерно 410 тысяч телевизоров. Конкуренцияна телевизионном рынке обостряется, В этой ситуации повышение или понижение ценне могут служить преимуществом. Производители чаще идут по другому пути –предлагают более современную с точки зрения продукцию по цене, не намногопревышающей цену предыдущей модели телевизора, то есть наблюдается опережающийрост технического совершенства телевизоров по отношению к росту цены на них.
Крометого, резко падает популярность кинескопных телевизоров. Колоссальный ростнаблюдается в сфере PDP(до400% в Европе и 1000% в Китае) и LCD-панелей(до200%), DVD-проигрывателей (66%) идомашнего кинотеатра. Долгое время их потребительские ниши не пересекались, иони развивались независимо друг от друга. Но с недавних пор ситуациякардинально изменилась, под натиском плоских LCDи PDP традиционные телевизоры уходят вбюджетный сектор.
1.2 История создания и стратегия развитиеРУПП «ВИТЯЗЬ»
Республиканскоеунитарное производственное предприятие «Витязь» — крупнейший отечественныйпроизводитель современных телевизоров. Оно занимает площадь свыше 185 гектаров, а общее количество выпущенных им телевизионных приемников превосходит 4 000 000.За свою почти 30-летнюю историю РУПП «Витязь» приобрело безупречную репутациюлидера, соответствую высоким требованиям современного европейского рынка иуспешно конкурирующую с аналогами ведущих мировых фирм.
РУПП«Витязь» — единственное радиоэлектронное предприятие СНГ, работающее в системеполного цикла производства телевизоров. Здесь телевизоры не собираются изготовых полуфабрикатов, как это образно называется «под отвертку», а выполняютвсе операции по изготовлению комплектующих детелей, добиваясь тем самымотличного качества.
В1978 году был выпущен первый цветной телевизор «Витязь 61ТЦ-722», которому былприсужден Знак качества. Это была высшая оценка государственной комиссии. Впоследующие годы предприятие активно развивало производство и стабильновыпускало новые современные модели, отличающиеся набором функциональныхвозможностей, высоким качеством и совершенством.
В1996 году предприятие перешло к выпуску аналоговых телевизоров на единоммоношасси, а в 1998 году с конвейера сошли первые «Витязи» с цифровымуправлением не уступающие по своим техническим параметрам и сервисным функциямзарубежным аналогам.
В1999 году производство телевизоров «Витязь» сертифицировано по Международнойсистеме качества ИСО 9001. В этом же году предприятие получило диплом лауреатапремии правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.
Всегоза свою 30-ти летнюю историю предприятие освоило 7 поколений телевизоров:
— 1-е поколение ТV – черно-белые ламповые телеприемники;
— 2-е поколение ТV – цветные ламповые телеприемники;
— 3-е поколение ТV — цветные телеприемники на полупроводниках;
— 4-е поколение ТV – большие интегральные схемы; ПДУ; декодер PAL/SECAM;
— 5-е поколение ТV – пластиковый корпус; программное меню; увеличенная интеграциямикросхем;
— 6-е поколение ТV – единое моношасси; высокая степень интеграции радиоэлементов;FLAT-кинескоп;
— 7-е поколение ТV – UОС – единая однокристальная МС; чип-монтаж.
История РУПП «Витязь» — это 30 летбесперебойной и безупречной работы на телевизионном рынке. За этот период быливыпущены сотни моделей телевизоров, и каждая последующая модель была лучше исовременнее предыдущей.
Телевизоры«Витязь» на сегодняшний день являются венцом технологической эволюции инаучно-исследовательской мысли.
В настоящее время РУПП«Витязь» осуществляет выпуск телевизионных приемников 100 моделей. Все моделителевизионных приемников, производимых на предприятии на данный момент,являются кинескопными. Однако ведутся работы по выпуску LCD телевизоров (на жидкокристаллическихпанелях). К концу 2006 года предприятие в номенклатуре своей продукциипланирует иметь как минимум одну новую ассортиментную линию LCD телевизоров 15², 17², 20²,25² с собственным дизайном.
Кроме телевизоровпредприятие выпускает медицинскую технику, наземные станции спутниковогоприема, аварийно-спасательное оборудование, мониторы, мебель и другую бытовуютехнику.
Вырабатывает теплоэнергию,89% которой идет на отопление жилого фонда города. Предприятие обеспечиваеттеплом и горячей водой 1/3 часть городского населения. Имеет тепличноехозяйство, в котором выращиваются овощи и цветы. Хозяйство являетсярентабельным.
Уровень высокого качествапродукции РУПП «ВИТЯЗЬ» подтвердили международные выставки и ярмарки. Наиболееярко представлены достижения предприятия в таких престижных форумах, как IFA и CEM. Заслуженный успех и признание продукции «Витязь» нателевизионном рынке достигнуты за счет применения передовых технологий:поверхностного монтажа; автоматизированного монтажа осевых элементов; пайки всреде азота; автоматизированной системы контроля и регулировки. Аналогичныетехнологии применяют фирмы-лидеры мирового телевизионного производства: “Samsung”, “Philips”, “Sony”.
С 2005 года РУПП«ВИТЯЗЬ» предлагает покупателям весь модельный ряд телевизоров с кинескопами сабсолютно плоским экраном, имеющую улучшенную цветопередачу и повышеннуюконтрастность изображения, многоязычное меню, позволяющее пользователю выбиратьодин из двенадцати языков. Меню телевизоров «Витязь» рассчитано на различныйуровень подготовленности покупателей. Простое меню- регулировки яркости,контрастности, громкости и переключения программ, полное меню – многофункциональноеменю, использующее все возможности телевизоров «Витязь».
В настоящее времяпредприятие имеет современные производства, выпускающие конкурентоспособнуюпродукцию, включает в себя филиалы, фирменные представительства, Торговые дома,а также широкую сервисную сеть, обеспечивающую квалифицированное и эффективноеобслуживание.
1.3 Масштабы деятельности предприятия
Основная производственная деятельность РУПП «Витязь»направлена на выпуск промышленной продукции для удовлетворения потребительскогоспроса.
Объем промышленной продукции по основным видам представлен втаблице 1.4.
Таблица 1.4. Объем промышленной продукции по основным видамна 2006 год.Основные виды продукции
2003г.,
млн. руб.
2004г.,
млн. руб.
2005г.,
млн. руб.
1.Телевизоры
2. Медтехника
3. Мебель
4. Прочая ТНП
63 830
1201
196
170
62 638
1 490
422
248
83 450
3150
700
500 Производство потребительских товаров 65 397 64 798 87800 Прочие виды 15 061 15 660 21 200
Итого: (млн. руб.) 80 458 80 458 109 000 Темп роста к соответствующему периоду прошлого года с нарастающим итогом 107 100 120 Удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства, % 39,4 68,1 65,7
Объемы производства экспорта промышленной продукции, представленыв таблице 1.5.
Таблица 1.5. Объемы производства экспорта промышленнойпродукции. Показатели Единицы измерения 2003г. 2004г. 2005г. Объем экспорта тыс. долл. США 19282,5 24526 30400
Производство основных видов продукции
Телевизоры
на экспорт – всего:
из него:
в страны СНГ – всего
в Россию
в страны дальнего зарубежья
тыс. долл. США
тыс. долл. США
тыс. долл. США
тыс. долл. США
18611,9
18611,9
18534
-
23986
23610
23415
346
29300
25100
24420
4200
Медтехника
на экспорт – всего
из него:
в страны СНГ – всего
в Россию
в страны дальнего зарубежья
тыс. долл. США
тыс. долл. США
тыс. долл. США
тыс. долл. США
670,6
670,6
540
540
1100
1100
Результатамидеятельности РУПП «Витязь» являются основные финансовые показатели работыпредприятия за 2005 год, которые представлены в таблице 1.6. Из приведенныхданных видно, что объем выручки вырос на 43,6 %, обеспеченность поступлениемденежных средств на 45,0%. Рост затрат превышает темп роста выручки, так каквыручка рассчитана по ценам возможной реализации телевизионной техники вусловиях жесткой конкуренции на основном Российском рынке, что свидетельствуето необходимости выделения государственных субсидий предприятию на пополнениеоборотных средств и техническое развитие. Балансовая прибыль 22346 млн. руб.
Внеоборотныеактивы за счет увеличения инвестиций увеличились на 6,2, в том числе основныесредства – на 6,7%.
Таблица1.6. Основные финансовые показатели работы предприятия.Показатели 2003 2004 2005
Темп роста
2005 к 2004
Выручка от реализации,
млн. руб. 108016 125350 180000 143,6 В том числе обеспеченная поступлением денежных средств, млн. руб. 83928 100280 147300 145,0 Налоги и отчисления из выручки 18493 26662 33736 126,5 В том числе НДС 15169 20195 27458 135,8 Затраты на производство и сбыт, млн. руб. 72480 87334 119958 137,3 Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, млн. руб. 17043 11354 26306 231 Прибыль от прочей реализации, млн. руб. -3606 -2110 -4410 209,0 Рентабельность, % 23,5 13,0 9,0 Балансовая прибыль, млн. руб. 12702 9594 22346 232,9 Внеоборотные активы, млн. руб. 71833 79916,5 84916,5 106,2 В том числе Основные средства, млн. руб. 66429,5 74573,5 79573,5 106,7 Оборотные средства, млн. руб. 34558 43777 48588 111 Платежи в бюджет и внебюджетные фонды, млн. руб. 9030 34043 56025 164,6
Показателипроизводственно-хозяйственной деятельности отражены в таблице 1.7.
Таблица1.7. Показатели производственно-хозяйственной деятельности.Показатели 2003 2004 2005 Объем производства продукции: в фактических ценах, млн. руб. 79664 72830 110500 в сопоставимых ценах, млн. руб. 80458 80458 109000 В % к соответствующему периоду прошлого года 107,0 100,0 120,0 Объем отгруженной продукции без налогов из выручки в фактических ценах, млн. руб. 89523 98688 110200 Соотношение между отгруженной и произведенной продукцией, % 112,4 135,5 99,7 Прибыль от реализации продукции, млн. руб. 17043 11354 20306 Рентабельность реализуемой продукции, % 23,5 13,0 20,0 Балансовая прибыль, млн. руб. 12702 9591 22346 Объем экспорта, тыс. долл. США 19282,5 24526 30400 Темп роста, % 72,7,8 127,2 124,0 Объем импорта, тыс. долл. США 25427,7 20606 26000 Темп роста, % 88,8 81,0 126,0
Объем производства ТНП,
млн. руб. 64797 60000 84000 Темп роста, % 108,8 93,7 140,0 Коэффициент текущей ликвидности (норм. =1,7) 1,5 1,7 2,0 Коэффициент обеспеченности собственными средствами (норм. = 0,3) 0,005 0,13 0,27 Среднесписочная численность за последний месяц отчетного периода, чел. 3852 4189 5446 Средняя зарплата за последний месяц отчетного периода, тыс. руб. 280,0 360,0 468,0 Показатель энергосбережения, % -13,8 -12 -73,5 Материалоемкость, % -17,8 -17,7 -21,0 Реализация продукции, млн. руб. 77 714 91 283 144 887
РУПП«Витязь» является экспортоориентированным предприятием. Объемы экспорта в 2005году составили 30400 тыс. долл. США, прирост по сравнению с 2004 годом составил24%. Объемы импорта также увеличились, в 2005 году по сравнению с 2004 годомувеличились на 26%.
Масштабы деятельности РУПП «Витязь» характеризуют показателиотгрузки выпускаемой продукции, которые являются важными индикаторами какработы производства в целом, так и спроса потребителей в частности. Данные,характеризующие динамику отгрузки TV РУПП «Витязь» приведены на рис.1.3.
/>
Рис.1.3. Диаграмма основных фигурантов рынка сбыта в процентном соотношении.
Изрис. 1.3. видно, что основным фигурантом рынка сбыта для РУПП «Витязь» являетсярынок РФ (более 50% от общего объема производства). До 40% продукции реализуетсяна рынке РБ. Небольшие объемы своей продукции предприятие реализует на рынкахУкраина, Молдовы и Кыргистана (до 7%). В 2004 году РУПП «Витязь» удалось выйтина европейский рынок.
1.4 Организационно-правовая форма ихарактер собственности, законодательная основа функционирования предприятия
Республиканскоеунитарное предприятие «Витязь» является юридическим лицом, относится креспубликанской форме собственности и находится во введении Министерствапромышленности Республики Беларусь. Действующий Устав завода утвержденМинистерством промышленности от 06.09.2000 года, общереспубликанскаярегистрация пройдена решением Витебского облисполкома.
Предприятиесамостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатноерасписание. Директор предприятия, назначенный по контракту Министерствомпромышленности, самостоятельно решает все вопросы деятельности за исключениемотнесенных действующим законодательством Республики Беларусь к компетенциисобственника или уполномоченного им органа.
Унитарноепредприятие является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица,имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, несет самостоятельнуюответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнятьобязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие имеетсамостоятельный баланс, гербовую печать, штампы и бланки со своимнаименованием. Предприятие разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую,инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сферерационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Уставнойфонд составляет 323998 млн. руб., имущество предприятия принадлежит ему направе полного хозяйственного ведения. Вопросы распоряжения имуществом связанныес их отчуждением, сдачей в аренду и т.д. могут осуществляться предприятием впределах, установленных собственником или уполномоченных им органом идействующим Законодательством. К основным нормативным документам,регламентирующим порядок распоряжения имуществом, относятся Законы РеспубликиБеларусь «О собственности» и «О предприятии», постановления Совета МинистровРеспублики Беларусь, регулирующие вопросы распоряжения государтсвеннойсобственностью.
Органомгосударственного управления РУПП «Витязь» является Министерство промышленностиРеспублики Беларусь.
Предприятиеосуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, решениямиуполномоченного органа и Уставом предприятия.
ПравительствоРеспублики Беларусь и уполномоченный орган не отвечают по обязательствамПредприятия, а Предприятие не отвечает по обязательствам ПравительстваРеспублики Беларусь и уполномоченного органа, за исключением случаев,предусмотренных законодательством.
Ссогласия уполномоченного органа Предприятие имеет право:
— создавать представительства и филиалы;
— создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путемпередачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение(дочернее унитарное предприятие);
— быть участником хозяйственных обществ и вкладчиком в коммандитныхтовариществах;
— быть участником объединения в форме ассоциации или союза, создаваемого порешению Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь.
Предприятиеимеет право с согласия уполномоченного органа участвовать в созданииобъединений в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп в порядкеи на условиях, определяемых законодательством о таких группах, в том числе сучастием иностранных юридических лиц.
Предприятиене вправе выступать гарантом или поручителем перед банками-кредиторамиюридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц поисполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов, кромеслучаев, установленных законодательством.
ИмуществоПредприятия находится в собственности Республики Беларусь (республиканскаясобственность) и принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения.Владение, пользование и распоряжением этим имуществом Предприятие осуществляетв пределах, определяемых законодательством.
ИмуществоПредприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иныеценности, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе Предприятия.
Продукция,плоды и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном веденииПредприятия, а также имущество, приобретенное им по договорам или инымоснованиям, поступают в хозяйственное ведение Предприятия.
ИмуществоПредприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям,паям), в том числе между работниками Предприятия.
Источникамиформирования имущества Предприятия являются:
— имущество, переданное Предприятию, в том числе внесенное в уставной фонд;
— доходы, полученные от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
— доходы от ценных бумаг;
— кредиты банков и других кредиторов;
— капитальные вложения и дотации из государственного бюджета.
1.5 Стратегия развития РУПП «Витязь»
В условиях современногорынка достаточно трудно бороться за право быть востребованным покупателем,поэтому РУПП «Витязь»стратегическим направлением своей деятельности выбралдиверсификацию производства. Требуется постоянное движение вперед: внедрениеновейших технологий, непрерывная модернизация производственных мощностей,обновление моделей телевизоров, расширение их функций, разработка иизготовление высокотехнологичного медицинского оборудования.
Также одним из новыхнаправлений является выпуск строительных материалов, приобретена линия попроизводству тротуарной плитки, где освоен выпуск фактурного камня,применяемого при облицовке зданий. Около 60% такой продукции намечаетсяпродавать на экспорт.
За счет новыхтехнологий и внедрения ноу-хау в производство предприятие намерено значительнопродвинуться на внешних рынках.
В настоящее времятелевизионное направление остается главным для предприятия, около 90% продукциизавода составляет телевизионная техника. Это значит, что успех предприятиянапрямую зависит от того, как будут продаваться телевизоры. Поэтому дляповышения рентабельности, увеличения экспортной составляющей и внедрениюновейших технологий, предприятие планирует в 2006 году увеличить долю остальнойпродукции с 10% до 30%. Особая роль возлагается на перспективное направление медицинскойтехники.
В настоящее время, работаяв условиях продолжающегося роста цен на сырье, материалы, комплектующиеизделия, энергоносители, недостатка оборотных средств, все усилия коллектива направленына изыскание внутренних резервов путем жесткого режима экономии материальныхресурсов, на выбор оптимальных поставщиков сырья, материалов и комплектующихизделий. В результате работы за 2004-2005 году по поиску альтернативныхпоставщиков снижены цены на закупаемые ПКИ и материалы от 16% до 61%.
Снижение материалоемкостив 2004 году составило 20,6%, в 2005 году 5,2%. Показатель энергосбереженияснижен в 2004 году на 13,8%, в 2005 году на 10%.
Наряду с мероприятиямипо экономии материальных ресурсов, совершенствованию учета затрат напроизводство, предприятием осуществляются работы по освоению выпуска новыхизделий, удешевлению конструкции выпускаемых изделий.
В результате чего,объем производства в сопоставимых ценах увеличился в 2004 году на 7%, объем потоварам народного потребления в 2004 году на 8,8%, рентабельность реализованнойпродукции составила в 2004 году 23,5%, в 2005 году – 13,1%, а в 2006годуожидаемая рентабельность – 20%.
В связи с тем, что в2005 году предприятию пришлось работать в очень жестких условиях конкуренции, азачастую и откровенного демпинга со стороны не только зарубежных фирм, но ивозродившейся телевизионной отрасли России, а также в условиях отсутствиясубсидий в 1 полугодии 2005 года темп роста объема производства составил 100%,по товарам народного потребления 93,7%.
В области внешнеторговойдеятельности предприятие добилось значительных успехов в 2005 году. Впервые вистории удалось выйти на западно-европейский рынок. Объем экспорта в 2005 годуувеличился на 27,2%.
Основные показателисоциально-экономического развития предприятия на 2006 год и целевые параметрыразвития предприятия на 2006 год представлены в таблицах 1.8 и 1.9.