Статья: Конкурентоспособность рынка труда: генезиссоциально-экономического содержания
Источник: Маркетинг в России и за рубежом
Сотникова С.И.
Развитие инновационных процессовв России связано с осознанием того, что конкурентоспособность человеческогоресурса является основным фактором научно-технических нововведений, решающимусловием выживания и роста большинства предприятий. Следует признать, чтоединственным стабильным фактором эффективности современной организации являетсяконкурентоспособность ее персонала. Опора на конкурентоспособность персонала — путьк успеху организации.
Анализ литературных источниковпо проблеме управления человеческими ресурсами показал, что использованиетермина «конкурентоспособность» относительно человека как субъектаэкономической жизни является достаточно распространенным явлением. Однако теавторы, которые останавливаются на анализе понятия конкурентоспособности нарынке труда, далеко не однозначны в своих формулировках. Зачастую в качествесинонима понятию «конкурентоспособность человека как субъектаэкономической жизни» используются термины «конкурентоспособностьработника», «конкурентоспособность персонала», «конкурентоспособныйтрудовой потенциал», «конкурентоспособность рабочей силы»,«конкурентоспособность трудовых ресурсов», «конкурентоспособностьпотенциала управленческого работника и персонала», а также «конкурентоспособностьрабочего, специалиста и менеджера». Таким образом, авторы по-разномутрактуют объект конкурентоспособности на рынке труда (табл.1).
Анализ используемых вотечественной литературе трактовок конкурентоспособности человека как субъектаэкономической жизни позволяет выделить две концептуальные схемы, отражающиеразличные точки зрения на объект конкурентоспособности на рынке труда, формыего организации.
Представители первойконцептуальной схемы в качестве субстанции конкурентных преимуществ на рынкетруда рассматривают рабочую силу [2, 6], трудовой потенциал [16],управленческий потенциал [3], человеческий капитал [12, 13]. Они рассматриваютконкурентоспособность на рынке труда как специфический вид товарнойконкурентоспособности, который определяется потребительной стоимостьюреализуемого товара, его качественной определенностью.
Тем самым, представители первойконцептуальной схемы отождествляют конкурентоспособность персонала с качествомрабочей силы (квалификация, профиль подготовки, возраст, пол и т.п.) и дляопределения меры конкурентных преимуществ на рынке труда сопоставляют некоторыеинтегральные характеристики для разных конкурирующих рабочих сил.
Во-первых, уровень развитиякачественных характеристик рабочей силы, позволяющий «конкурировать»,«состязаться», претендовать на «качественные», «престижные»,«хорошие» и т.п. рабочие места, — это не конкурентоспособность, аодин из показателей, характеризующих функциональное качество рабочей силы.