ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯАКАДЕМИЯ»
в г. ВОЛГОДОНСКЕ
Заочное отделение
Факультет: Государственной службы ифинансов
Направление: Менеджмент
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Основыменеджмента
Тема: «Контроль, учет ианализ в процессе управления»
Студент Грецких Юлия Олеговна
Студенческий билет №14ГО7-5-Вк-б/з
Дата сдачи 12.05.2010
Проверил Волгина С.В.
г.Волгодонск 2010г.
Оглавление
Введение. — 3 -
Глава1. Контроль на предприятии. — 5 -
1.1Понятие, виды и особенности контроля. — 5 -
1.2Процесс контроля и выбор варианта форм контроля. — 8 -
1.3Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действияруководителя при контроле. — 16 -
Глава 2. Понятие и задачи учета на предприятии. — 19 -
2.1 Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельностипредприятия — 22 -
Заключение. — 26 -
Список литературы… — 27 -
Введение
В упрощенном понимании,менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд,интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — по-русски “управление” — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразныхорганизациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающегоосуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работупо управлению.
А управлениерассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощьюдругих — это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанныхнепрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе являетсяпроцессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческимифункциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс,потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управленияявляется общей суммой всех функций.
Целью моей курсовойработы является рассмотрение контроля, учета и анализа в процессе управления.
Для достижения целинеобходимо рассмотреть следующие задачи:
— понятие и видыконтроля, его особенности,
— процесс контроля ивыбор варианта форм контроля,
— типы систем контроля,
— контроль и измерениерезультатов коммерческой деятельности,
— понятие и задачиучета на предприятии,
— понятие и содержаниеанализа хозяйственной деятельности предприятия.
Предметом исследованияданной курсовой работы являются контроль, учета и анализ в процессе управления.
Информационно-методологической базой работы служат учебники и учебные пособия аворов вобласти менеджмента, таких как: Зайцев Л.Г.; Виханский О.С.; Соколова М.И.;Кравченко А. И.; Зуб А.Т.; Литвак Б.Г.; Маркова В.Д.; Кузнецова С.А.; МесконМ.; Альберт М.; Хедоури Ф.; а так же периодические издания.
Данная курсоваая работасостоит из введения, две главы, заключения и списка литературы.
Глава1. Контроль на предприятии1.1Понятие, виды и особенности контроля
Контроль — процессопределения, оценки и информации об отклонениях действительных значений отзаданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели,(цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет),развитие процесса (будет/есть).
Предметом контроляможет быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера.Контрольная информация используется в процессе регулирования. Таким образом,говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую системууправления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент (рис.1).
Контроль осуществляетсялицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) — контроль лицами, независящими от процесса.
/>/>КонтрольКонцепция « Controllinq» Частные концепции
/>планирование контроль информация
/>руководство
/>контроль
/>ревизия /> /> /> /> /> />
должно быть нормы
/>/>/>/>
план
контроль
реализация />/> есть внутренний внутренняя
/>/>/>/>/> внешний проверка хоз.деят.
/> налоговой
/> корректировка устранение инспекцикй
/>
Рис. 1. Основныеконцепции контроля
Контроль можно такжеклассифицировать:
— по принадлежности кпредприятию субъекта контроля (внутренний, внешний),
— основанию дляобязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону),
— объему контроля (заобъектом, за решениями, за результатами),
— регулярности(регулярный, нерегулярный, специальный).
Особенности контроля
1. Контроль можетосуществляться для себя и для кого-либо.
Контроль не можетоставаться исключительно прерогативой менеджера, назначенного«контролером», и его помощником. Каждый руководитель независимо отсвоего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своихдолжностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.
2. Контроль долженпроводиться на основе знания динамики.
Контроль организацииисполнения управленческих решений – это система наблюдения, проверки, оценки икоррекции положения дел на основе разработанных критериев (показателей).Руководителю важно знать динамику ситуационных изменений, что бы вовремявключиться в управление рабочим процессом сверху при повторяющихся сбоях илипредупредить подчиненных о надвигающейся угрозе срыва. В то же время управленческийконтроль предполагает совместное устранение случайных негативных ситуаций, которыепостоянно возникают в работе.[1]
Контролируя организациюи исполнение работ, руководитель отслеживает прежде всего повторяемость сбойныхситуаций, интенсивность их проявления, их способность увести в сторону рабочий процесс,их нарастающую угрозу. Он выжидает, когда ему лучше всего вмешаться, чтобырабочий процесс совсем не вышел из-под контроля. Поэтому руководитель каждыйраз определяет для себя определенную критическую точку: или-или. В тоже времяон дает шанс специалисту или менеджеру самому справиться с ситуацией, помогаясоветами. Анализ повторяющихся сбойных ситуаций показывает, какие ошибкидопускает работник.
Разбор этих ошибокстановится главным в оценке этого направления работ. Важно только, чтобы потеривремени, ресурсов и прибыли в дальнейшем были компенсированы: тот, ктодопускает ошибки, но анализирует их, становится осторожнее и изворотливее.
3. Одна из важнейшихособенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит втом, что контроль должен быть всеобъемлющим. Это означает не контроль за каждымдвижением подчиненным, а всесторонняя осведомленность о текущих делах.
Для того чтобы бытьэффективным, контроль должен быть экономным. Преимущества системы контролядолжны перевешивать затраты на ее функционирование. Затраты на систему контролясостоят из затрат времени, расходуемого менеджерами и другими работниками насбор, передачу и анализ информации, а также из затрат на все виды оборудования,используемого для осуществления контроля.
4. Для целесообразностивнедрения системы контроля он должен обладать следующими характеристиками:
стратегическаянаправленность;
ориентация нарезультаты;
своевременность;
гибкость;
экономичность ипростота.
5. Для повышенияэффективности деятельности организации, многие компании стремятся внедритьсистему опережающего контроля, что подразумевает проведение контрольныхмероприятий на промежуточных фазах. Однако это увеличивает объем контроля,негативные последствия которого были отмечены выше. Поэтому в реальнойдеятельности организации нередко проводят контроль не промежуточных, а итоговыхзначений. Это становится особенно целесообразно, если цель контроля некорректировка процесса выполнения решения какого-либо вопроса, а оценка объемаи качества проделанных работ.
6. Контроль внепроизводственных организациях.
В отличие отпредприятий производственной сферы, для непроизводственных организацийхарактерно то, что результаты деятельности работников фирмы сложно поддаются экономическойоценке, а порой даже не могут быть выражены в виде материальных носителейинформации (отчеты, прогнозы). То есть для организаций непроизводственной сферырезультаты могут быть оценены лишь качественными признаками. Кроме этогопрактически все процессы, происходящие в организации, являются взаимосвязанными(взаимодополняющими или взаимозаменяемыми), так как деятельность такихорганизаций, как правило, представляет собой строго ограниченный круг интересови даже несколько проектов одновременно ведутся в немногих компаниях.[2]
Таким образом,результат деятельности работника находится в тесной зависимости от множествафакторов, как внутриорганизационных, так и внешних.
С этим связана сложностьоценки (контроля) работников по результатам.1.2Процесс контроля и выбор варианта форм контроля
В процессе контроляесть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев,сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующихдействий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Первый этап процессаконтроля демонстрирует, насколько близко, в сущности, слиты функции контроля ипланирования. Стандарты – это конкретные цели, прогресс в отношении которыхподдаётся изменению. Эти цели явным образом выступают из процесса планирования.Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленныхцелей и стратегий организации.
Цели, которые могутбыть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две очень важныеособенности. Они характеризуется наличием временных рамок, в которых должнабыть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можнооценить степень выполнения работы.
Конкретный критерий иопределённый период времени называются показателями результативности Показательрезультативности точно определяет то, что должно быть получено для того, чтобыдостичь поставленных целей. Подобные показатели позволяют руководствусопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующиевопросы: ”Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей? “ и “Чтоосталось не сделанным?”
Относительно легкоустановить показатели результативности для таких величин как прибыль, объемпродаж, стоимость материалов потому, что они поддаются количественномуизмерению. Но некоторые важные цели и задачи организаций выразить в числахневозможно.[3]
Второй этап процесса контролясостоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленнымистандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутыерезультаты соответствуют его ожиданиям. При этом менеджер принимает еще оченьважное решение: насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженныеотклонения от стандартов. На этой, второй стадии процедуры контроля даетсяоценка, которая служит основой для решения о начале действий. Деятельность,осуществляемая на этой стадии контроля, является наиболее заметной частью всейсистемы контроля. Эта деятельность заключается в определении масштабаотклонений, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.
Масштаб допустимыотклонений и принцип исключения. Показатель результативности дает четкую и яснуюцель для направления усилий членов организации. За исключением ряда специальныхслучаев, организациям редко бывает необходимо ни на йоту не отклоняться отпоставленной цели. На самом деле, одна из характерных черт хорошего стандартасистемы контроля состоит в том, что в нем содержатся реалистичные допускипараметров цели.
Определение масштабадопустимых отклонений — вопрос кардинально важный. Если взять слишком большоймасштаб, то возникающие проблемы могут приобрести грозные очертания. Но, еслимасштаб слишком маленький, то организация будет реагировать на очень большиеотклонения, что весьма разорительно и требует много времени. Такая система контроляможет парализовать и дезорганизовать работу организации. В подобных ситуацияхдостигается высокая степень контроля, но процесс контроля становится неэффективным. Для того чтобы контроль был эффективным он должен быть экономным.Преимущества системы должны перевешивать затраты на ее функционирование. Одиниз способов возможного увеличения экономической эффективности контроля состоитв использовании метода управления по принципу исключения. Состоит он в том, чтосистема контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений отстандартов.
Измерение результатов.Измерение результатов, позволяющих установить, насколько удалось соблюстиустановленные стандарты, — это самый трудный и дорогостоящий элемент контроля.Для того чтобы быть эффективной, система измерения должна соответствовать томувиду деятельности, который подвергается контролю.
Передача и распространениеинформации. Распространение информации играет ключевую роль в обеспеченииэффективности контроля. Для того чтобы контроль был эффективным, необходимообязательно довести до сведения соответствующих работников организации какустановленные стандарты, так и достигнутые результаты. Подобная информациядолжна быть точной, поступать вовремя и доводится до сведения ответственных засоответствующий участок работников в виде, легко позволяющем принятьнеобходимое решение и действия.[4]
Желательно также бытьполностью уверенным, что установленные стандарты хорошо поняты сотрудниками.Это означает, что должна быть обеспечена эффективная связь между теми, кто устанавливаетстандарты и теми, кто должен их выполнять.
Оценка информации орезультатах. Заключительная стадия этапа сопоставления заключается в оценкеинформации о полученных результатах. Менеджер должен решить, та ли, что нужно,информация получена, и важна ли она.
Важная информация – этотакая информация, которая адекватно описывает исследуемое явление и существеннонеобходима для принятия правильного решения.
После вынесения оценкипроцесс контроля переходит на третий этап. Менеджер должен выбирать одну изтрёх линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение илипересмотреть стандарт.
Ничего непредпринимать. Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такогоположения, при котором процесс управления организацией действительно заставлялбы её функционировать в соответствии с планом. Если сопоставление фактическихрезультатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются,лучше всего ничего не предпринимать. В управлении нельзя, однако, рассчитыватьна то, что случившееся один раз, повторится снова. Даже наиболее совершенные методыдолжны подвергаться изменениям.
Устранить отклонения.Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде,чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Проводимая корректировкадолжна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеалестадия измерений должна показать масштаб отклонения от стандартов и точноуказывать его причину.
Смысл корректировки вовсех случаях состоит в том, чтобы сразу понять причину отклонения и добитьсявозвращения организации к правильному образу действий.
Осуществление корректировкиможет быть достигнуто путем улучшения значения каких-либо внутренних переменфакторов данной организации, усовершенствования функций управления илитехнологических процессов.
Пересмотр стандартов.Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда самистандарты могут оказаться не реальными, потому что они основываются на планах,а планы – это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должныпересматриваться и стандарты.[5]
1.3 Типы системконтроля
Контрольные системымогут анализировать довольно широкий класс явлений: от измерения выходоворганизации до измерения организационного поведения, что, конечно, сложнее.Контроль должен осуществляться на всех уровнях управления: корпоративном,дивизиональном, функциональном и индивидуальном.
Все типы контролясведены в табл. 1
Рыночный контрольнаиболее объективен, так как он производится на основе системы цен и позволяетоценить поведение фирмы, достаточно объективны и используемые показатели.Рыночная цена акций определяется в результате конкуренции, и все ее колебаниядают менеджерам представление об их деятельности в виде обратной связи.Скорость возврата инвестиций измеряет отдачу инвестиционного капитала иявляется другой формой рыночного контроля. На корпоративном уровне такая оценкаможет показать результаты деятельности компании относительно других фирм, надивизиональном уровне это дает относительную оценку работы отделений фирмы, чтоважно для диверсификации.[6]
Таблица 1. Типыконтрольных систем и их содержаниеТипы контроля Рыночный По выходу Бюрократический Со стороны коллектива Контролируемые характеристики
Цена акций
Возврат инвестиций
Трансфертные цены
Дивизиональные результаты
Функциональные результаты
Индивидуальные результаты
Правила и процедуры
Бюджеты
Стандартизация
Нормы
Результаты
Социальная ответственность
Трансфертные ценыпоказывают экономические взаимоотношения между отделениями. Они могутустанавливаться двумя способами: на основе рыночных цен и на основесебестоимости. Поэтому имеются определенные проблемы их использования вкачестве показателя.
На дивизиональномуровне успех рыночного контроля зависит от способности менеджеровкорпоративного и дивизионального уровня достичь равнозначных решений по ценовымресурсам. Это очень важно для главного офиса компании со многими отделениями.
Рыночный контроль — основа планирования портфеля, так как сравнение скоростей возврата инвестиций(ROI) — принципиальный путь оценки компанией деятельности своих отделений.
Контроль по выходуявляется следующей объективной формой контроля, который используется вотсутствие других объективных методов. При этом компания должна оценивать илипрогнозировать достижение соответствующих целей по различным отделениям,функциям или подразделениям.
На дивизиональномуровне оцениваются объемы продаж, производительность, рост и контролируемаядоля рынка. Эти показатели меняются в процессе деятельности отделений иотражают поведение менеджеров отделений.
На функциональномуровне также оцениваются степень достижения соответствующих целей.Функциональные результаты могут быть использованы для разработки компаниейотличительных преимуществ, они одновременно — мощные методы контроля поведенияперсонала.
Контроль поиндивидуальным результатам обычен на всех уровнях — высшие менеджеры,сбытовики, производственники и т.д. Однако, когда есть затруднения в оценкидеятельности (например, в сфере НИОКР или при коллективной работе), оченьтрудно оценить индивидуальную отдачу.
Несоответствующееиспользование контроля по выходу может привести к отрицательным последствиям навсех уровнях организации.
Бюрократическийконтроль представляет собою директивную форму контролирования поведенияподразделений, функциональных органов и работников, при этом им предписываютсянаилучшие способы достижения результатов. Правила и процедуры являютсяруководствами к действию. Они указывают, что должно быть сделано, и такимобразом стандартное поведение дает предсказуемый результат и предсказуемуюреакцию. Обычно они полезны при рутинных ситуациях, но затруднительно ихиспользование в противоположном случае.[7]
Бюджеты — это собраниеправил распределения ресурсов. Они определяются структурой организации иустанавливают определенные ограничения. Особое внимание должно быть уделенотому, чтобы при их выполнении не было конфликтов между отделениями ифункциональными органами.
Стандартизация — оченьважный способ контроля поведения. Стандартизации могут быть подвергнуты входы,процессы и выходы. Входы контролируются с тем, чтобы обеспечить на них высокоекачество человеческих или физических ресурсов. Процесс стандартизируется сцелью программирования деятельности и обеспечения минимальных издержек ивысокого качества. Организационные выходы стандартизируются по специфическимкритериям конечной продукции, по качеству и сервисному обслуживанию. Пристандартизации своей деятельности компания создает эффективную системунаблюдения за своим функционированием.
Менеджер долженотслеживать использование бюрократического контроля, чтобы убедиться в егосоответствии. Следует иметь в виду, что этот вид контроля достаточно дорогой,во всяком случае дороже рыночного.
Когда ни выходы, ниповедение не могут отслеживаться или оцениваться, организация должна найтидругие формы контроля. Контроль со стороны коллектива наиболее полезен. Оносновывается на создании внутренней системы результатов фирмы. Эта формаконтроля, когда работники сами устанавливают нормы и результаты своегоповедения. Такой контроль полезен в соединении со стандартизацией входов.
В большой организацииразличные отделения или продуктивные линии могут иметь различные культуры, итакая ситуация подрывает связи между ними. Контроль со стороны коллективанеудобен, когда компания быстро растет или меняется, так как нет времени дляучета этих организационных изменений.
На практике различныетипы контроля используются компанией одновременно и очень важно их правильноесочетание.1.4 Контроль и измерениерезультатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле
Чтобы результатыконтроля можно было оценить наиболее эффективно, конечные цели, ключевыерезультаты должны быть хорошо определены. С
точки зрения оценкирезультатов коммерческой деятельности контроль направлен на оценкустратегических альтернативных вариантов, долгосрочных ключевых результатов,степени их достижения прежде всего в разрезе года. Это оценивают на уровнефирмы, подразделения, работника. Контроль должен быть направлен на результатыкак коммерческой, так и вспомогательной деятельности (табл. 2.).
Пример ситуацииконтроля Таблица 2Ключевой результат Планируемый результат Полученный результат Измеритель Оценка и выводы 1. Коммерческая деятельность: Рентабельность +2% от нынешнего уровня прибыли на весь капитал рост 3% Прибыль на весь капитал Цель превзойдена, но процент прибыли еще недостаточно высок. Контролируемая доля рынка 25% внутреннего рынка 33% внутреннего рынка Доля в % Цель превзойдена; доля на внутреннем рынке довольно высока; обратить внимание на экспорт Административные расходы 10% экономии 3% экономии Расходы по бухгалтерской отчетности Цель не достигнута. Разобраться в причинах и факторах 2. Вспомогательная деятельность: Производительность труда Увеличить на 20% число операций при том же персонале Рост на 15% при сокращении численности персонала на 3% Число выполненных операций Цель почти достигнута. Продолжить выполнение мероприятий Мотивация персонала Значительно большее желание работать, внутреннее стремление к перемещениям Заметно повышение Анализ по принципу «Мне кажется» Достигнута уверенная мотивация, закрепить достижения Имидж фирмы Популяризация имиджа Значительно оживившееся в печати представление о фирме, подкрепленное информацией
Число ссылок в газетах;
анализ по принципу «Мне кажется»
Наблюдается активизация
Продолжить мероприятия.
Провести исследование представления об имидже фирмы в обществе /> /> /> /> /> /> /> /> />
/>
Рис. 2. Классификацияобъектов контроля.[8]
Руководитель на стадииконтроля должен анализировать и управленческое поведение. Наилучшим являетсясочетание напористости и гибкости. Худший вариант — агрессивность и вялость.Таким образом, объекты контроля целесообразно классифицировать в соответствии срис.2.
Глава 2. Понятие и задачи учета напредприятии
Учет — необходимаяинформационная база менеджера. Его главная цель — предоставление достовернойинформации о ходе и результатах деятельности фирмы, которая кладется в основупринятия управленческих решений.
Важнейшие задачихозяйственного учета на предприятии :
1) обеспечениесохранности собственности;
2) учет выполненияхозяйственных планов и контроль за ними;
3) контроль засоблюдением плановой, расчетной и финансовой дисциплины;
4) укрепление режимаэкономии и хозяйственного расчета;
5) обеспечениенеобходимыми данными плановые, статистические и другие органы.
Для того чтобы учет могвыполнять поставленные перед ним задачи, он должен удовлетворять такимтребованиям, как:
1) сопоставимостьпоказателей учета с показателями плана, что означает методологическое единствоисчисления показателей плана и учета, т. е. учет должен обеспечить получениефактических данных по тем показателям, которые имеются в плане;
2) своевременность.Учет должен быть своевременным и представление учетной информации должнопроисходить в строго установленные сроки;
3) точность идостоверность;
4) полнота учета,состоящая в полном охвате всех без исключения сторон хозяйственнойдеятельности;
5) ясность идоступность, необходимая для широкого привлечения работников к управлению, дляизыскания резервов повышения эффективности производства;
6) экономичность,означающая осуществление учета при минимальных затратах. Этого можно добиться:
а) внедрением впрактику передовых форм и методов учета;
б) улучшениеморганизации учета. Предприятие работает на основе хозяйственного расчета, т. е.в основу его деятельности положен принцип соизмерения в денежной форме затрат идоходов. Следовательно, внедрение хозяйственного расчета есть осуществлениеконтроля «рублем» за деятельностью предприятия. Это достигается путем учетавсех затрат на производстве, калькулирования себестоимости продукции иопределения конечного финансового результата.[9]
Себестоимость – этозатраты предприятия в денежной форме на производство и сбыт готовой продукции.
Калькуляция – этоопределение затрат на производство единицы продукции.
Организациябухгалтерского учета зависит от организации и технологии производства, отсложности выпускаемой продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
Различают три видахозяйственного учета:
— оперативный,
— статистический,
— бухгалтерский.
Оперативный — сбортекущей информации (учет явок, простоев оборудования, запчастей, запасов ит.д.). Данные его используются для текущего управления фирмой.
Статистический — изучение и контроль наиболее типичных хозяйственных процессов с помощьюстатистических методов. Он обеспечивает фирму данными о состоянии и движениипроизводственных фондов и другими информационными материалами.
Бухгалтерский учет — постоянный, непрерывный, сплошной, достоверный учет хозяйственных операций,охватывающий всю деятельность фирмы и всех ее подразделений. Данные бухучетаобязательно подтверждаются документально в строго определенной форме.
Бухучет являетсясистемой, которая измеряет параметры деловой активности и представляет их ввиде отчета и конечных выводов для принятия решений руководством компаний.Финансовые отчеты это документы, которые предоставляют информацию в денежнойформе на индивидуальном уровне или на уровне предприятия.
Приносит ли наш бизнесприбыль? Надо ли нам открыть новую линию по производству женской одежды?Достаточны ли объемы продаж, чтобы гарантировать открытие нового филиала? Большинствоправильных ответов на подобные деловые вопросы содержатся в бухгалтерскойинформации.
Руководители,принимающие решения используют эту информацию для составления практичных бизнеспланов. В то время, как новые программы влияют на деловую активность, бухучетследит за финансовым пульсом компании. В течении определенного временного циклабухгалтерия измеряет результаты деятельности и докладывает эти результатыруководству.
Бухгалтерия являетсяэлементом учета так же, как арифметика является составляющей частью математики.[10]
Самым основнымпринципом бухгалтерского учета является его независимость. Бухгалтерский отделявляется организацией или частью организации и который является отдельнойэкономической единицей, независимой от других организаций или отдельных лиц. Сточки зрения
бухгалтерского учета сфераего деятельности строго основной концепции бухучета, ограничиваетсяфункциональными границами для того, чтобы его деятельность не смешивалась сдеятельностью других отделов.
2.1Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия
Анализ хозяйственнойдеятельности является важным элементом в системе управления производством,действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основойразработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений иконтроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционированияпредприятия.
В современных условияхповышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческихрешений, их экономическая и юридическая ответственность за результатыхозяйственной деятельности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивостихозяйствующих субъектов. Все это повышает роль финансового анализа в оценке ихпроизводственной и коммерческой деятельности и, прежде всего в наличии,размещении и использовании капитала и доходов. Результаты такого анализанеобходимы, прежде всего, собственникам (акционерам), кредиторам, инвесторам,поставщикам, налоговым службам, менеджерам и руководителям предприятий.
Ключевой цельюфинансового анализа является получение определенного числа основных параметров,дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состоянияпредприятия. Это относится, прежде всего, к изменениям в структуре активов ипассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, в составе прибылей и убытков.[11]
Локальные целифинансового анализа:
определение финансовогосостояния предприятия;
выявление изменений вфинансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
установление основныхфакторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
прогноз основныхтенденций финансового состояния. Аналитика и управляющего (финансовогоменеджера) интересует как текущее финансовое положение предприятия (на месяц,квартал, год), так и его прогноз на более отдаленную перспективу.
Альтернативность целейфинансового анализа определяют не только его временные границы. Она зависиттакже от целей, которые ставят перед собой пользователи финансовой информации.
Цели исследованиядостигаются в результате решения ряда аналитических задач:
предварительный обзор бухгалтерскойотчетности;
характеристикаимущества предприятия: внеоборотных и оборотных активов;
оценка финансовойустойчивости;
характеристикаисточников средств: собственных и заемных; анализ прибыли и рентабельности;
разработка мероприятийпо улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Данные задачи выражаютконкретные цели анализа с учетом организационных, технических и методическихвозможностей его осуществления. Основными факторами, в конечном счете, являютсяобъем и качество аналитической информации.
Чтобы принимать решенияв сфере производства, сбыта, финансов, инвестиций и инноваций, руководствупредприятия необходима деловая систематическая осведомленность по вопросам,которые являются результатом отбора, анализа и обобщения исходной информации.[12]
Анализ итоговхозяйственной деятельности фирм рекомендуется проводить последовательно последующей схеме:
1. Определение целианализа (обзор имущественного и финансового положения и уровня доходов).
2. Выбор исходногоматериала (балансы, счета прибылей и убытков, отчеты о состоянии дел, годовыеотчеты фирмы и конкурирующих организаций, таблицы биржевых курсов, сообщенияэкономической прессы, отчеты о собраниях пайщиков).
3. Получение первогопредставления об объекте анализа (анализ публикаций о фирме и отрасли,производственная программа).
4. Сбор числовых данныхпутем разложения итогов деятельности фирмы по источникам (обычный итогпроизводственной деятельности, обычный итог финансовой деятельности,внеплановый итог).
5. Оценка сводногобаланса движения имущества и капитала, сравнительного баланса.
6. Исследование причинполученного в балансе результата, разработка прогноза развития на перспективу,формирование заключения.
7. Отражениерезультатов в форме отчета.
Основные разделыанализа:
— анализ имущественногоположения (обзор структуры средств предприятия и его инвестиционнойдеятельности) по следующим важнейшим показателям: доля основных средств всовокупном капитале, доля оборотных средств, норма инвестиций в обороте, квотаинвестиций (брутто-инвестиции на объем производства);
— анализ уровня доходовпо следующим показателям: рентабельность собственного капитала, рентабельностьсовокупного капитала, уровень дивидендов, соотношение биржевого курса идивидендов, влияние на уровень дивидендов дохода с оборота, скорости оборота,структуры капитала, скорость возврата инвестиций, влияние заемного капитала наувеличение доходов с собственного;
— анализ финансовогоположения по следующим показателям: ликвидность, уровень динамическойзадолженности (число лет, необходимых для погашения взятых кредитов за счетсобственных средств), уровень задолженности, уровень обеспечения основныхсредств собственными средствами и долгосрочным заемным капиталом, доля заемныхсредств, доля собственных средств.
Анализ дополняетсяпрогнозами:
— ожидаемых изменений,ограничений;
— интересов связанныхгрупп (клиентуры, кадров, руководства, собственников, государственной власти,финансистов, компаньонов);
— препятствий;
а также SWOT-анализом(оценкой внешних и внутренних факторов деятельности фирмы).
В результате анализадолжны быть сделаны выводы:
— как реагировать напрогнозы;
— на ожидания связанныхгрупп;
— по использованиювозможностей;
— по предотвращениюопасностей;
— по укреплению сильныхсторон и их использованию;
— по усилению слабыхмест, которые следует учесть в стратегических и годовых планах.[13]
Заключение
Процесс управления — совокупность отдельных видов деятельности, направленных на обеспечениефункционирования и развития системы в интересах достижения стоящих перед нейцелей. В процессе управления решаются две задачи:
— тактическая,связанная с поддержанием устойчивости и взаимодействия всех элементов системы;
— стратегическая,обеспечивающая развитие и совершенствование системы, перевод ее в качественноиное состояние.
В данной курсовой мырассмотрели контроль за управлением, а также учет и анализ в процессеуправления.
Были решены следующиезадачи:
— рассмотрены понятие ивиды контроля, его особенности,
— изучен процессконтроля и выбор варианта форм контроля,
— проанализированы типысистем контроля,
— рассмотрен контроль иизмерение результатов коммерческой деятельности,
— изучены понятие изадачи учета на предприятии,
— проанализированыпонятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприя.
Списоклитературы
1.ВиханскийО.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов, 3-е изд. – М.: Гардарика,2008.
2.Грузинов,В.П. Экономика предприятия: учеб. пособие для студентов вузов /. — 2-е изд… — М.: Финансы и статистика, 2009.
3.ГольдштейнГ.Я. «Основы менеджмента», Таганрог, 2007.Гончаров В.В. «В поисках совершенствауправления».-М.: 2006.
4.ГрачёвМ.В. «Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации», Москва,2003.
5.ЕгоршинА.П. «Управление персоналом», Н. Новгород, 2007.
6.КирьяноваЗ. В. Теория бухгалтерского учёта. – М. «Финансы и статистика», 2008.
7.КондраковН.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.:ИНФРА-М, 2003.
8.КондратоваИ.Г.Основы управленческого учета. – М.: Финансы и статистика, 2009.
9.МейтландЯ, «Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе».-М.: 2006.Справочникдиректора предприятия.-М.: 2006.
10.МерсерД. «ИБМ. Управление в самой преуспевающей корпорации мира».-М.: 2007.
11.СтаробинскийЭ.К. «Основы менеджмента на коммерческой фирме».-М.: 2004.
12.Управленческийучет: Учебное пособие/Под редакцией А.Д. Шеремета. – 2-е изд., испр. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2008.
13.Экономикапредприятия: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. спец / В. М.Семенов, Игорь Александрович Баев и С. А. Терехова; под ред. В. М. Семенов. — 2-е изд., испр… — М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.
14.Экономикапредприятия: Учебник / Ольгерд Иванович Волков, Ю. Ф. Елизаров и И. Л.Тихомирова; под ред. Ольгерд Иванович Волков; Кол.авт. Рос. экон. акад. им.Г.В. Плеханова. — 2-е изд., перераб. и доп… — М.: Инфра-М, 2007.