Кафедра управленияКонтрольная работа
По дисциплине:
«Инновационный менеджмент»
План
1. Какие направленияклассификации инноваций в большей мере отображают новизну инновационныхизменений?
2. Особенности инновационнойдеятельности в условиях переходной экономики на Украине.
3. Какие требованияпредъявляются к научному содержанию проекта?
Список литературы
1. Какиенаправления классификации инноваций в большей мере отображают новизнуинновационных изменений?
Инновациипринято классифицировать по ряду признаков. Так, по степени радикальности, ихзначимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на базисные,улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). За этим разделением стоят дваразличных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный типозначает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий – дешевлеи может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются такназываемые приростные инновации, связанные с улучшением свойств существующихпроцессов производства и продуктов. По направленности результатов инновации делятся на инновациикак научный инструментарий, инновации – процессы и инновации – продукты.Выделяются также и другие классификации инноваций в соответствии с той ролью,которую они играют в развитии экономической системы.
Классификацияинноваций по степени новизны – распределение совокупности инноваций наоднородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости. Понятиеновизны инновации может относиться к продукту или технологическому процессу вцелом в случае его абсолютной новизны либо только к некоторым его элементам,изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса. С этих позицийвыделяются базисные инновации, которые относятся к принципиально новымпродуктам; улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствованиясуществующих продуктов, а также инновации, связанные с внедрением новых или взначительной степени усовершенствованных методов производства.
Классификацияинноваций по степени новизны осуществляется и по технологическим параметрам, атакже с рыночных позиций. С точки зрения технологических параметров инновацииподразделяются на:
а)продуктовые – применение новых материалов и полуфабрикатов, а такжекомплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);
б) процессные– новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новыеметоды организации производства (применительно к новым технологиям). По типуновизны для рынка в составе инноваций выделяются: новые для отрасли в мире,новые для отрасли в стране, новые для данного ИП (группы ИП).
2.Особенности инновационной деятельности в условиях переходной экономики наУкраине
Темпыэкономического роста, которые демонстрирует Украина на протяжении последнихдвух лет, являются едва ли не лучшим доказательством того, что страна уверенновстала на путь инновационного развития. Несмотря на впечатляющие показатели,можно утверждать, что пока речь идет только о необходимых, но еще далеко недостаточных шагах по переводу украинской экономики на инновационный путьразвития.
Как и вомногих других странах СНГ, на Украине после экономического спада, связанного,прежде всего, с развалом единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР имедленным налаживанием экономических связей с новыми партнерами как в СНГ, таки за его пределами, процесс возрождения экономики из-за отсутствия инвестицийначался с налаживания производства по старым технологиям. А когда черезнесколько лет стало ясно, что в условиях рынка продукция, произведенная по этимтехнологиям, не может быть конкурентоспособной и без инвестиций и инноваций необойтись, вынужденно стали искать выход из создавшегося положения.
Сейчасочевидно, что нужно создать новые условия для инновационного развития, преждевсего, на законодательном уровне, и, в конечном счете, для достижения успехаразработать комплексную модель инновационного развития Украины.
Задачи посозданию инновационной модели развития и социальной ориентации экономическойполитики были определены еще два года назад в Послании Президента Украины кВерховной Раде Украины «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегииэкономического и социального развития Украины на 2002–2011 годы». Там былозаявлено, что главным фактором ускорения и устойчивого экономического развитиястраны могут быть только научно-технические инновации. Реализация инновационноймодели структурной перестройки экономики и на этой основе обеспечениеэкономического роста на Украине провозглашены основным принципомгосударственной политики.
Центральныморганом исполнительной власти в сфере научно-технической и инновационнойдеятельности, который обеспечивает реализацию государственной инновационнойполитики, является Министерство образования и науки Украины. Координацию инормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности осуществляет вминистерстве Департамент инновационного развития.
Одним изнаиболее важных направлений реализации государственной инновационной политикиявляется создание в этой сфере эффективной законодательной инормативно-правовой базы.
Принятые наУкраине законы «О специальном режиме инвестиционной и инновационнойдеятельности технологических парков» (1999 г. с последующими изменениями в2001, 2002, 2004 годах), «Об инновационной деятельности» (2002 г.), «Оприоритетных направлениях инновационной деятельности на Украине» (2003 г.)заложили фундамент формирования национальной инновационной системы,направленной на создание инновационной инфраструктуры, внедрение инноваций,более полное использование инновационного потенциала. Для обеспечения реализацииэтих законов был принят целый ряд постановлений правительства. Также былопринято более 20 других законодательных актов, регулирующих отдельные аспектыдеятельности в сфере инноваций. К чему это привело?
Во-первых,были определены приоритеты инновационной деятельности как по масштабности – государственные,отраслевые, региональные, – так и по срокам – долговременные и среднесрочные.
Во-вторых,кроме собственно определений «инновация», «инновационная структура» и т.д.,были обозначены государственные преференции для различных субъектовинновационной деятельности (льготы по налогообложению прибыли и налога надобавленную стоимость, по таможенной пошлине и условия их получения). По сути,был определен механизм государственного инвестирования в инновационнуюдеятельность за счет предоставления льгот. />/>В чем они заключались?
Всоответствии с Законом Украины «Об инновационной деятельности» инновационныепроекты (подчеркнем: именно инновационные проекты, а не предприятия или другиеюридические лица, которые эти проекты реализуют) могут получить льготы поналогообложению прибыли и налога на добавленную стоимость, а также потаможенной пошлине в объеме 50%.
Инновационныеи инвестиционные проекты технологических парков, для которых установленспециальный режим инвестиционной и инновационной деятельности, вообщеосвобождаются от уплаты указанных налогов и пошлин. Правда, при этомнеуплаченные налоги и сборы зачисляются на специальные счета, из которыхсредства могут быть израсходованы только на научно-техническую деятельность илина новые инновационные проекты. Вот это и есть государственная инвестиция.
К сожалению,не все законодательные акты пока работают в полном объеме.
В частности,в 2003–2004 годах приостановлено действие статей 21 и 22 закона «Об инновационнойдеятельности», которые определяют льготы по налогообложению для инновационныхструктур.
Какоказалась, большинство из стратегических приоритетных направлений инновационнойдеятельности, определенных Законом Украины «О приоритетных направленияхинновационной деятельности на Украине», ориентированы на развитиетретьего-четвертого технологических укладов. Кроме того, существующая«всеохватность» среднесрочных приоритетных направлений инновационнойдеятельности приводит к углублению диспропорции развития экономики и кдальнейшей ее ориентации на функционирование в третьем-четвертомтехнологических укладах.
Сложившаясяситуация вызывает необходимость уточнения указанных приоритетов с целью ихконкретизации и определения таких направлений инновационного развития, которыебудут соответствовать задачам развития высокоукладной экономики.
Министерствообразования и науки в этом году уже начало работу по уточнению среднесрочныхприоритетных направлений инновационной деятельности, приобщив к этому процессувсе органы исполнительной власти, Национальную и отраслевые академии наукУкраины, общественные научные и научно-технические организации.
Нерешенным назаконодательном уровне остается чрезвычайно актуальный вопрос окоммерциализации результатов научно-технических исследований и разработок.
Ужедлительное время в Верховной Раде Украины обсуждается проект закона огосударственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий,принятие которого позволит определить формы стимулирования процесса трансфератехнологий для экономического и социального развития Украины, прекратитьнесанкционированное использование объектов интеллектуальной собственности,неконтролируемую передачу за пределы Украины отечественных результатовнаучно-технической деятельности, а также предотвратить проникновение на Украинуморально устаревших технологий и неликвидной продукции.
Конечно,первостепенное значение имеют вопросы финансового обеспечения инновационногоразвития. За последнее время государство предприняло ряд конкретных мер по бюджетнойподдержке инновационной деятельности предприятий.
Всоответствии с Указом Президента Украины от 20 апреля 2004 года «О финансовойподдержке инновационной деятельности предприятий, которые имеют стратегическоезначение для экономики и безопасности государства» и постановлениемПравительства Украины был разработан механизм определения на конкурсныхоснованиях таких предприятий для инновационного инвестирования их за счет неменее 10% от сумм, полученных при приватизации государственного имущества.
Одним изсредств государственной финансовой поддержки выполнения инновационных проектовдолжно стать, начиная с 2005 года, формирование государственного заказа наинновационную продукцию.
В условияхнедостаточной бюджетной поддержки инновационной деятельности особо важноезначение приобретает стимулирование внебюджетного финансирования.
Ведущую рольв этом играет банковская система. Так, часть кредитных средств, использованныхпредприятиями в 2003 г., возросла, по сравнению с 2001 г., в 3 раза исоставила 18% от общего объема финансирования инноваций. В то же время высокаяцена кредитов делает их малодоступными для широкого круга субъектовинновационной деятельности.
С цельюактивного привлечения банковских кредитов в инновационную сферу, в том числе идля финансирования малого предпринимательства, министерством разработанмеханизм частичной компенсации процентной ставки за счет средствгосударственного бюджета. Проект соответствующего нормативного акта в настоящеевремя рассматривается правительством.
Для расширениявозможностей финансового обеспечения инновационной деятельности, развитияинновационной инфраструктуры в соответствии с постановлением Кабинета МинистровУкраины в 2003 году был создан Украинский банк реконструкции и развития.
Привлечениюсредств промышленности и частного сектора экономики к финансированиюинновационных проектов и программ способствовало бы также возобновлениедеятельности Государственного инновационного фонда, отраслевых и региональныхинновационных фондов.
Как известно,современный мировой рынок формируется на результатах достижений передовыхвысоких технологий, производстве товаров и предоставлении новых услуг. Украина,как страна, занимающая одно из первых мест в мире по количеству научных кадров,имеющая признанные в мире передовые научные школы, не может и не должнаостаться в стороне от этого процесса. С целью выявления конкурентоспособныхтехнологий и освоения их базовыми областями промышленности планируется, начинаяс 2005 года, проведение Всеукраинского конкурса инновационных технологий.
Такимобразом, деятельность правительства как на законодательном, так и наорганизационном уровне позволила создать базис для долгосрочного ускоренногоинновационного подъема.
Особоевнимание правительством уделялось организации функционирования системытехнологических парков, поскольку на сегодняшний день именно они являютсялокомотивами инновационного развития.
Объемывыпускаемой технопарками Украины инновационной продукции возросли за предыдущийгод более чем в два раза.
Даже на фонединамического роста производства валового внутреннего продукта это весомыйпоказатель. Возрастают объемы бюджетных отчислений технопарков. За последниеполтора года они составили свыше 18,5 млн. долл. США. С каждым годом все большесредств выделяется технопарками на научные исследования (рис. 1).
/>
Рис. 2.Бюджетная и научная эффективность технопарков на Украине в 2000 г. – Iполугодии 2004 г. (млн. грн.)
Сейчастехнопарками Украины реализуются 59 проектов по приоритетным направленияминновационной деятельности. Наибольший объем инновационной продукциипроизводится в таких областях, как машиностроение и приборостроение (75,81%).Подготовлены к рассмотрению еще 11 проектов, в том числе и такие уникальныеинновационные проекты, направленные на освоение высоких технологий, какразработка сварки живых тканей.
В настоящеевремя идет подготовка к регистрации семи новых технопарков. Расширение их сетибудет способствовать специализации технопарков по приоритетным направленияминновационной деятельности и активизации их работы в регионах.
В 2004 годупостановлением Кабинета Министров Украины были внесены изменения в Положение опорядке создания и функционирования технопарков, а: также инновационных структурдругих типов, усовершенствован порядок рассмотрения и утверждения приоритетныхинновационных направлений их деятельности, сокращены сроки рассмотренияпроектов и других материалов, уточнены особенности уплаты технопарками налогови таможенного сбора.
Вместе с тем,ускоренное развитие инновационных структур других типов – технополисов,инновационных центров, инновационных бизнес-инкубаторов сдерживаетнедостаточная финансовая поддержка государства. На сегодняшний день созданы 44региональных инновационных центра, 57 бизнес-инкубаторов, 5 центров инноваций итрансфера технологий в системе Министерства образования и науки,прорабатываются вопросы создания технополисов в Автономной Республике Крым («Таврида»),Киеве («Киевская политехника»), Харькове, Одессе.
Следуетзаметить, что реализация эффективной государственной политики невозможна без ееразвития на региональном уровне. Именно благодаря структурно-инновационнойперестройке экономики на местах повышается инновационная активностьпредприятий, увеличивается их инвестиционная привлекательность, чтообеспечивает выпуск высокотехнологической, конкурентоспособной продукции,способствует социально-экономическому развитию регионов, а значит, и страны вцелом.
Практикапоказывает, что на Украине наиболее динамичное развитие получили регионы сэффективной инновационной инфраструктурой, которая включает в себя научные иобразовательные организации, исследовательские центры, предприятия, финансовыеструктуры, органы государственного управления, связанные инновационной цепочкой«образование-наука-производство-рынок». Благодаря формированию такойинфраструктуры регионы имеют дополнительное конкурентное преимущество на рынкетоваров и услуг за счет возможности минимизировать затраты на внедрениеинноваций. Приобщение к этому процессу системы образования предусматривает какнепосредственное участие высших учебных заведений в развитии инноваций, так иобразовательно-просветительскую деятельность, задача которой – высококачественноекадровое обеспечение экономики инновационного типа, формирование инновационнойкультуры в обществе.
Вопросуподготовки специалистов в сфере инновационной деятельности уделяется впоследнее время повышенное внимание. С этой целью в министерстве разработаныпрограммы по подготовке и переподготовке специалистов по менеджменту имаркетингу инноваций, введена система их аттестации. В центральных и местныхорганах исполнительной власти предусматривается создание структурныхподразделений по вопросам трансфера технологий, инновационной деятельности и защитеинтеллектуальной собственности.
Поскольку,прежде всего, интеллектуальные, наукоемкие отрасли с использованиемвысококвалифицированного труда определяют стратегические направления развитияэкономики, государственная инновационная политика направлена на:
-использование уже существующих конкурентных преимуществ Украины, аименно: высокого уровня образования, значительного научно-техническогопотенциала, высококвалифицированных кадров, объектов интеллектуальнойсобственности, технологического потенциала оборонно-промышленной,авиакосмической, а также смежных отраслей, природных ресурсов, развитойминерально-сырьевой базы и транспортной инфраструктуры;
-реализацию проектов, которые обеспечивали бы снижение общегоуровня расходов в экономике и развитие инфраструктуры и, следовательно,улучшали финансовое положение предприятий, способствовали повышениюплатежеспособного спроса на инновации и дальнейшей активизации инновационнойдеятельности.
Такимобразом, модернизация украинской экономики на основе инновационного развитиябудет обеспечиваться комплексным применением всех доступных рычаговгосударственной политики при условии непротиворечивости их воздействия. На этихусловиях эффективная инновационная политика государства может стать реальнойгарантией многогранного сотрудничества государства и бизнеса и обеспечитьусловия для успешной инновационной деятельности во всех сферах жизни.
3. Какие требованияпредъявляются к научному содержанию проекта?
Научно-техническиеоценки должны ответить на следующие вопросы. Во-первых, насколько принятыетехнические решения соответствуют современным технологическим требованиям виндустриально развитых странах, способствуют движению к новому технологическомуукладу производства. Во-вторых, каковы уровень и масштаб новизны проекта, егосоставных частей, наличие интеллектуального продукта или защищенной патентамиинтеллектуальной собственности. В-третьих, насколько перспективны заложенные впроект принципы технологии и технического оснащения, на какой рынок:внутренний, внешний (развитых, развивающихся стран) ориентируется выпуск новойпродукции. Для научно-технической оценки проекта могут быть отобраны один – четыресущественных параметра, интересующих пользователей продукции, услуги,технологии, способов выполнения работ. Все другие параметры должны укладыватьсяв рамки некоторых стандартов или общепринятого уровня, т.е. участвовать воценке в качестве ограничений.
Оценитьэффект научной деятельности очень сложно, так как в этой области существует рядразнокачественных эффектов. Чтобы выявить их сущность, а также их взаимосвязь,следует проанализировать каждый из них. Интенсивное развитие научного труда вомногом определяется тем, насколько своевременно в соответствии с требованиямиНТР определяются направления исследований и разработок, а также тем, какойприрост научной информации достигается в результате проведения ФИ и ПИ.
Известно, чтоэффект, полученный вследствие создания научной продукции в процессе научноготруда или в ПСНТ, представляет прирост информации. Этот эффект может бытьтолько научным, если имело место приращение лишь научной информации. Онстановится научно-техническим эффектом, если является результатом работы ПСНТ ивыражается в приросте научно-технической информации. Наконец, развитиепроизводства на базе научно-технической информации порождает приросттехнической информации, представляющий технический эффект. Научный инаучно-технический эффекты различны в условиях прироста информации, полученнойот использования накопленных ранее знаний либо в процессе их получения.
Наука каксистема накопленных знаний развивается прежде всего по «вертикали» – путемсовершенствования отраслей знаний и научных дисциплин и передачи накопленнойинформации от поколения к поколению. Одновременно происходит и «горизонтальный»обмен научной информацией, осуществляющийся через различные каналы: книги,периодические научные издания, патенты, стандарты, нормали, отчеты, прямуюпереписку, беседы, конференции и т.д. При этом «вертикальный» и«горизонтальный» характер развития науки как системы накопленных знаний тесновзаимосвязаны. Дифференциация и интеграция наук порождают появление новых отраслейзнаний, специальностей, новой информации. Так, за 40 лет объем публикацийувеличился в 8-10 раз. За этот же срок за счет полученных научно-техническихрезультатов научно-технический эффект увеличился в 2-3 раза. Во всех видахнаучной и научно-технической информации научный и научно-технический эффектыфактически выступают как потенциальный накопленный эффект. Возможностьиспользования прироста информации, содержащейся в публикациях, равнозначнаэффекту от будущего использования потребительской стоимости. Подобный же эффектвыражается в применении научных и научно-технических результатов, возникающихпри приросте информации от использования динамической части науки – научноготруда.
Это даетоснование использовать для оценки результативности научных исследованийбиблиометрические показатели: число публикаций, ссылок, количество получаемыхпатентов, что объясняется простотой сбора данных, возможностью их использованиядля сравнения отдельных научных коллективов, определение научной политики. ВСША, например, создана база библиометрических данных, содержащая информацию опубликациях в ведущих научных журналах мира, регулярно подсчитывается индекс цитирования.Очевидно, что эти показатели не могут исчерпывающим образом отразить нирезультаты НИР, ни качественный уровень и новизну статей. Многие научныепубликации могут носить междисциплинарный характер, что затрудняет подсчетсоответствующих показателей. Кроме того, использование в качестве оценкиэффективности НИР библиометрических показателей, как показывает практика, ведетк искусственному росту числа публикаций.
Тем не менее,эти показатели, несмотря на отмеченные недостатки, используются на практике дляоценки результативности научной деятельности. Исследователи отмечают при этомтесную связь между числом публикаций, уровнем финансирования НИР и научнымстатусом ученых. Наряду с библиометрическими данными для анализа эффективностинаучных исследований широко используются и другие количественные показатели:число приглашенных докладчиков на международные конференции, миграция ученых,получение грантов на научные исследования из зарубежных источников, членство взарубежных академиях и научных обществах и т.п.
Списоклитературы
1. Венчурныйинновационный менеджмент [Текст]: интегральное учебное пособие / Мин-вообразования и науки Украины, Нац. техничекий ун-т «ХПИ»; ред. Л.Н. Ивин. –Х.: НТУ «ХПИ», 2005. – 388 с.
2. ЗиновВ.Г. Потребности в инновационных менеджерах [Текст] / В.Г. Зинов,Т.Я. Лебедева, В.Г. Яшин // Инновации. – 2008. – №3. – C. 38–49
3. Инновационныйменеджмент [Текст]: учебное пособие / ред. Л.Н. Оголева. – М.: Инфра-М,2003. – 238 с.
4. КолокольниковО.Г. Менеджмент инновационных процессов на основе реструктуризации предприятияна технологические системы [Текст] / О.Г. Колокольников // Инновации.– 2007. – №1. – C. 91–95
5. КраснокутськаН.В. Інноваційний менеджмент [Текст]: навчальний посібник /Н.В. Краснокутська; Мін-во освіти і науки України, КНЕУ. – К.: КНЕУ, 2003.– 504 с.
6. МорозовЮ.П. Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие /Ю.П. Морозов, А.И. Гаврилов, А.Г. Городнов. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 471 с.
7. ПравикЮ.М. Інвестиційний менеджмент [Текст]: навчальний посібник / Ю.М. Правик.– К.: Знання, 2007. – 431 с.
8. Риск-менеджментинноваций [Текст]: монография /, Т.А. Васильева, О.Н. Диденко,А.А. Епифанов. – Сумы: Деловые перспективы, 2005. – 260 с.
9. ТрифиловаА.А. «Открытые инновации» – парадигма современного инновационного менеджмента[Текст] / А.А. Трифилова // Инновации. – 2008. – №1. – C. 73–78
10. ТрубачевН.А. Особенности управления и справедливость распределения результатовинновационной деятельности на примере комплексного инновационного проекта[Текст] / Н.А. Трубачев // Инновации. – 2008. – №1. – C. 115–118