--PAGE_BREAK--Глава 1. Теория управления карьерой менеджера
1.1. Сущность и определение карьеры
Карьера — это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем труде – прошедшем, настоящем и планы на будущее, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности. Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег.
Карьера — это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся и т. п. Понятие карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии. Необходимо отметить также, что жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является ее частью.
Иначе говоря, карьера — это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. Полагаю, карьера начинается уже в школьном возрасте, при получении аттестата о полном среднем образовании человек уже осознано (даже если с подсказкой родителей) выбирает себе жизненный путь – идти в техникум, армию, устраивать личную жизнь, заниматься спортом или идти в ВУЗ. Уже тогда он выбирает для себя дорогу. Это очень важно, т.к. это фундамент и если фундамент заложен неверно — дом крепким не будет. Далее учеба в Вузе – получение теоретической подготовки – тех знаний, которые потом будут необходимы по работе. Как в высказывании -«Кто на что учился». Далее студент выбирает специализацию- дальнейшее направление. Необходимо отметить, что какие бы блестящие не были теоретические знания, на последних курсах студенту необходимо прохождение практики и подработка – современные работодатели при приеме на работу предпочтение отдают работникам со стажем больше, чем студентам из престижных Вузов без опыта. К сожалению, некоторые выпускники Вузов понимают это только после окончания учебного заведения, когда дипломированному специалисту предлагают должность курьера или секретаря. Поэтому необходимо заранее распланировать свободное время таким образом, чтобы получать практические навыки по специальности даже за номинальную плату.
Различают несколько видов карьеры:
Карьера внутриорганизационная — означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в стенах одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Карьера межорганизационная — означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в разных организациях. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Карьера специализированная — характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется.
Карьера неспециализированная — этот вид карьеры широко развит в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на 3 года.
Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).
Карьера горизонтальная — вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие горизонтальной карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.
Карьера скрытая — вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Этот вид карьеры доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.
Карьера ступенчатая — вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект. Такой вид карьеры встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.
Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия всех видов карьер. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда конкретных задач, а именно:
— совместить цели организации и отдельного сотрудника;
— планировать карьеру конкретного сотрудника с учетом его специфических потребностей и ситуаций;
— обеспечить открытость процесса управления карьерой;
— устранять «карьерные тупики», в которых практически нет возможностей для развития сотрудника;
— повышать качество процесса планирования карьеры;
— формировать наглядные и воспринимаемые критерии служебного роста, используемые в конкретных карьерных решениях;
— изучать карьерный потенциал сотрудников;
— использовать обоснованные оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;
— определять пути служебного роста, которые помогут удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.
Практика показывает, что часто работники не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.
Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
В мире распространены две модели построения карьеры: американская и японская.
Характеристики американской и японской моделей управления персоналом показывают разные схемы построения карьеры. Планирование карьеры в японских фирмах, ориентированных на пожизненный наем работников, предполагает, что все перемещения работника (смена сфер деятельности, горизонтальные и вертикальные перемещения) происходят в рамках одной фирмы.
Американские же фирмы расценивают переход менеджера в другую фирму как естественный вариант развития его карьеры. Такой подход называется диверсифицированным. С одной стороны, американские фирмы гордятся, что ушедшие от них сотрудники добились успеха в других местах. С другой, продолжительная работа в известной фирме является лучшей рекомендацией и гарантией получения новой работы. [1,2]
продолжение
--PAGE_BREAK--1.2 Мотивация труда – основа формирования успешной карьеры
Говоря о карьерном росте менеджеров, надо учитывать и такое понятие как мотивация труда. Мотивация определяется двумя понятиями: потребность и вознаграждение. Потребности бывают первичные и вторичные. К первичным относятся физиологические потребности человека: еда, вода, одежда, жилище, отдых и т.п. Вторичные потребности являются по своему характеру психологическими: потребности в привязанности, уважении, успехе.
При стимулировании труда как предоставлении менеджеру вознаграждения за работу, которое он использует для удовлетворения своих потребностей, необходимо учитывать, что разные люди по-разному подходят к этому вопросу, определяя для себя различные ценности. Так, для топ-менеджеров лишнее время для отдыха может быть более значимо, чем дополнительный заработок, который он получил бы за сверхурочную работу. Для многих людей более значимыми будут уважение со стороны коллег и интересная работа, чем дополнительные деньги, которые он мог бы получить, займись торговлей или став коммерческим агентом.
Поэтому вознаграждение за труд может быть двух типов: внутреннее и внешнее.
Внутреннее вознаграждение – это удовольствие, получаемое человеком от работы, от уважения со стороны коллег, от причастности к коллективу.
Внешнее вознаграждение – это материальные выгоды, продвижение по служебной лестнице, повышение социального статуса.
Поэтому при стимулировании работников, не только материальном, руководителю необходимо выявлять потребности работников, чтобы потребности более низкого уровня удовлетворялись прежде, чем потребности более высокого уровня.
К сожалению, в современных российских условиях во многом утрачены стимулы в работе, формирующие у сотрудника ощущение внутреннего вознаграждения. Как показывают исследования, абсолютное большинство работников ставит во главу угла материальный фактор и лишь незначительное их число (в основном руководители) говорит о необходимости получения удовольствия от работы и ощущения своей значимости.
Поэтому, безусловно, одной из целей стимулирования наемных работников должно быть возвращение интереса к труду, воспитание сопричастности к общему делу в коллективе.
При решении вопросов стимулирования работников необходимо исходить из приоритетов в мотивации труда у работников. На различных уровнях социально-экономического развития общества различны и типы трудовой мотивации работников. При определенном материальном благополучии в обществе, уровне достатка, позволяющем не только удовлетворять первичные потребности, у работников повышенная мотивация к тому, чтобы труд приносил им удовлетворение, был значимым для них и общества. В условиях нестабильной экономической ситуации на первое место выходит удовлетворение первичных потребностей, желание заработать средства к существованию.
Система начисления бонусов (премий) становится более четкой, прозрачной, привязанной к результату — это тенденция последнего времени. Во многих компаниях вводится система оплаты труда, зависящая от ключевых показателей эффективности деятельности. Если раньше премии руководителю выплачивались, как правило, по усмотрению собственника, были неформальными и бесструктурными и часто представляли собой лишь невыполненные обещания, то сейчас бонусные системы приобрели четкие очертания, они учитывают несколько факторов главных критериев в работе управленца, особенно в части переменной составляющей, и становятся одним из самых действенных стимулов.
Однако, по признанию менеджеров, здесь есть и свои подводные камни. Выплаты зависят от результатов деятельности, но для того, чтобы их оценить, необходимы четкая система управления, налаженная и прозрачная структура финансовой отчетности.
В противном случае прибыль может занижаться (что и делается в некоторых компаниях). Кроме того, часть дохода фирмы может быть использована для инвестирования внутренних направлений и тогда результат может быть высоким лишь через несколько лет.
Действительно, довольно часто премии стимулируют руководителей к решению краткосрочных задач, иногда даже в ущерб развитию организации в длительной перспективе. При этом увеличение прибыли предприятия в текущем году, по результатам которого топ-менеджер получит хороший бонус, может отрицательно сказаться на рыночной стоимости компании.
Многие владельцы фирм стали это понимать, поэтому в современных системах стимулирования эти факторы учитываются. Появляется новая тенденция — рост значимости мотивирования руководителей на долгосрочное развитие организации. Это связано с тем, что рыночная ситуация требует построения такой компании, которая могла бы зарабатывать большие деньги постоянно в течение длительного времени. В соответствии с этим необходимо стимулирование управленцев к работе, приводящей к увеличению стоимости фирмы, а не только к получению прибыли от реализации краткосрочных проектов.
Принимая во внимание данную тенденцию, важно, чтобы зарплаты менеджеров были конкурентоспособными и адекватными современным рыночным условиям. Тем не менее, размер дохода руководства перестает играть существенную роль с повышением уровня развития компании. Более того, по мнению многих экспертов, денежное вознаграждение не столько стимулирует к хорошей работе, сколько привлекает в организацию стоящих специалистов. [3]
Глава 2. Анализ совершенствования управления трудовой карьерой менеджера 2.1. Возрастные особенности в карьере менеджеров
Для того чтобы управлять карьерой, необходимо знать, что происходит с людьми на различных этапах их жизни. Для этого в организациях проводятся специальные исследования.
Одно из таких исследований осуществлялось на базе МК «Диет-продукт» и центра профессионального и личностного консультирования при факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета. В исследовании приняли участие 400 менеджеров в возрасте от 25 до 45 лет. Полученные данные были систематизированы по возрастным группам с шагом в 5 лет, затем был проведён их статистический анализ. В итоге были получены описания каждой возрастной группы.
Первая возрастная группа 25-30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, появляется потребность в самоутверждении, которая сталкивается с отсутствием опыта. В этом возрасте наиболее характерными особенностями для менеджеров являются: высокая потребность в автономии, неудовлетворённость собой, заниженная или неустойчивая самооценка при позитивном восприятии уже сделанного, ориентированность на карьерный рост.
Для молодого специалиста свойственна высокая потребность в общении и романтизация происходящего, поэтому собственные промахи производят на него сильный негативный эмоциональный эффект, и их восприятие распространяется на личность в целом. Таким образом, важна не только адаптация, но и постоянная психологическая поддержка. Однако в этом возрасте есть свои плюсы, например, высокая мотивация достижений, направленность на карьерный рост и готовность жертвовать досугом, ради нужд и целей организации.
Вторая возрастная группа 31-35 лет. В возрасте 30 лет человек переживает кризис достижения, возникает противоречие между устроенностью жизни и потребностью в изменениях. В этот период происходит замедление темпа деятельности, общая удовлетворённость даже при невысоком статусе. Это можно объяснить тем, что в этом возрасте большинство людей выборки данного исследования вступают в брак, а основной эмоционально ценностной ориентацией является потребность в душевном и физическом комфорте. Менеджер становится более прагматичным: главной целью для него является повышение своего материального благосостояния.
На этом этапе профессиональная деятельность становится главной, а учебная нужна лишь для того, чтобы обеспечить потребности развития. Также следует отметить, что в этом возрасте менеджер решает для себя, кто ответственен за происходящие события: он сам или какие-то внешние факторы.
Возрастная группа 36-40 лет. В этот период менеджер, как правило, уже достиг определённой должности, которой вполне доволен, поэтому он делает упор на профессиональное развитие. Таким образом, этот период отлично подходит для обучения, тем более прошло достаточно много времени с момента получения основного образования, для того чтобы обновить свои знания.
Если в 25-30 лет у менеджеров отсутствовала связь между прошлым опытом и планированием дальнейшего пути, то в 36-40 лет именно эта связь позволяет управлять перспективами развития собственной карьеры. Однако, на этом этапе велика вероятность нехватки потенциала или желания работать на ещё более высоком уровне. В российских организациях этому способствует дефицит должностей для дальнейшего вертикального развития карьеры.
Возрастная группа 41-45 лет. В этот период количество планируемых событий у менеджеров минимально. Так же респонденты, имеющие стаж более 15 лет, считают, что в их карьере произошло небольшое количество событий. Это легко объясняется тем, что респонденты преодолели более 2/3 профессионального пути.
На этом этапе у менеджеров самая низкая удовлетворённость карьерными достижениями. Для них характерна негативная окраска профессиональной деятельности: они недовольны своим прошлым и не ждут ничего хорошего от будущего. Карьерные притязания в этот период уступают лишь периоду в 25-30 лет.
На этом этапе менеджер снова переживает кризис достижения. Возникает необходимость поиска нового смысла жизни, новых ценностей, создания новой психической и физической среды. Для выхода из кризиса менеджер должен оценить свои способности, плюсы и минусы своего должностного положения. Последствием кризиса может стать повышение значимости карьеры и семьи и понижение значимости досуга. По сравнению с другими группами досуг не столь важен. Тем не менее, это может привести к трудоголизму, что, в свою очередь, поставит мотивацию избегания ошибок над мотивацией достижения, повысится потребность в безопасности.
Представленные выше возрастные группы имеют свои особенности, и, не зная их, можно допустить множество ошибок при управлении карьерой и прогнозировании дальнейшего профессионального пути менеджеров компании. Полученные данные, хоть и не являются исчерпывающими, без сомнения могут помочь избежать этих ошибок. [4]
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Управление карьерой после утраты достигнутого положения.
Или управление карьерой в посткризисный этап.
Одна из самых трудных задач управления карьерой – построение новой карьерной линии после утраты достигнутого положения. Причины утраты могут быть различными – форс-мажор, болезнь, скандал, оплошность или заговор: реализовавшемуся менеджеру очень трудно реабилитироваться и начать все с нуля. Но карьерист не должен мирится с поражением. Менеджер может начать новое карьерное планирование только если будет действовать последовательно и продуманно. Нужно определить приоритеты и составить план. Не стоит корить себя за случившееся и ворошить прошлое вместо того, чтобы смотреть в будущее. Прежде всего, необходимо решить для себя: стоит ли пробовать переломить ситуацию и отыграть ситуацию, понимая, что борьба будет долгой, изнурительной и дорогостоящей или начать все сначала. Возможно в другой области. Есть ситуации, при которых оптимален второй вариант. К примеру, Генеральный директор HandyDan Берни Маркус, который в 1979 году был уволен по решению Сэнди Сиголоффа, главы материнской компании Daylin, не стал подавать в суд. Вместо этого он основал HomeDepot. Они с компаньоном отлично поставили дело, и сейчас HomeDepot – крупнейшая сеть магазинов, торгующих товарами для дома, с товарооборотом 100 млрд. и сотнями тысяч сотрудников. Но такой путь не всегда правильный. В другом случае весьма уважаемого Генерального директора TimeWarner Ника Николоса обыграл его противник Джерри Левин. Николас не стал бороться и отправился на отдых в уверенности, что все разрешится, но этого не произошло, Николасу так и не удалось возглавить компанию.
Сдаться или бороться – выбор каждого менеджера, в зависимости от того, насколько сильный ущерб был нанесен репутации человека — «добрая слава лучше богатства». Необходимо помнить, что репутация менеджера- основополагающая составляющая карьеры. Многие считают, что уволенный менеджер должен подписать с компанией соглашение, согласно которому менеджер должен соблюдать конфиденциальность. По этому договору причитается щедрое выходное пособие, но согласившись на этот шаг менеджер должен представлять себе возможные последствия – лишение возможности отстоять правду и долгое нетрудоустройство. Публичную компанию в защиту своей репутации провела Марта Стюарт. Эта популярная теле- и радиоведущая, владелица медиа-холдинга MartaStewartLivingOmnimedia, в июне 2004 года была приговорена к пяти месяцам тюремного заключения за то, что в 2001 г., воспользовавшись инсайдерской информацией, вовремя продала акции фармацевтической компании, которые после этого сильно упали в цене. Кроме преступного сговора Стюарт признали виновной в лжесвидетельстве и препятствии осуществления правосудия. На следующий день после того. Как ей предъявили обвинение, Стюарт запустила в Интернет сайт. По этому случаю она заказала рекламные статьи а известных газетах. В письме она обращалась к поклонникам: «Я хочу, чтобы вы знали, -я невиновна и буду сражаться за свое имя».В письме она изложила свою версию событий. Она решительно отвергла обвинения в мнимой сделке и заявила о ненадежности свидетелей, на которых держалось дело. При помощи адвокатов было организовано журналистское расследование. Дело приобрело иной ракурс – Стюарт отважно сражается за правое дело с властями. Поклонники устраивали митинги в ее защиту. Цены на акции MartaStewartLivingOmnimedia возросли. После выхода Марты из под заключения цена акций достигла рекордно высокого уровня, доходы от рекламы в ее журналах возросли и она организовала 2 телешоу на ведущих каналах. Но даже если у менеджера нет возможности в нужном свете представить историю своего увольнения, все факты налицо – нужно показать честно признать ошибки и сделать выводы. Общество легко прощает тому, кто искренне раскаивается и готов расплатиться за свою вину.
Вне зависимости от того, какой путь карьерного планирования выберет менеджер для него необходимо обратиться за советом к сторонникам. Друзья и соратники — люди которым не безразлична судьба карьериста, могут пригодиться и оценить ситуацию со стороны. Однако, в том, что касается карьеры помогут скорее дальние знакомства. Результаты исследования людей, получивших работу благодаря связям – 16,7 % помогли устроиться самые близкие, 55,6% — помогли устроиться знакомые, с которыми видятся раз в год, 27,8 % — бывшие приятели по институту, коллеги….Таким образом вероятность получить вакансию от дальних знакомых выше, это объясняется тем, что дальние знакомые находятся в другом круге общения. Не достаточно просто иметь много знакомых. Нужно еще уметь поддерживать доверительные отношения. Менеджер всегда должен вести себя уважительно и честно со всеми – близкими, сотрудниками и даже случайными людьми.
Итак, карьеристу необходимо грамотно выстроить линию защиты и отмести несправедливые обвинения, сплотить вокруг союзников. Но это только начало восстановления карьеры. Цель менеджера – найти себя в новом деле. Это непросто после спада карьеры. Большинству выдающихся менеджеров хочется внести вклад в развитие мира, а потому они создают и возглавляют новые организации. В этом их предназначение. Отчасти именно из-за невозможности выполнить его менеджеры тяжело воспринимают отставку – для них спад карьеры аннулирует все достижения. Но именно целеустремленность, одержимость и ясное понимание своего призвания должно присутствовать в каждом из менеджеров. Повторно найти предназначение, иногда увидеть его в чем-то ином трудно, но это необходимо для подъема карьеры. [5]
продолжение
--PAGE_BREAK--