/>Содержание
Введение
1. Оценка профессиональных и личностных качеств гражданскихслужащих
1.1 Определение личных качествгражданского служащего
1.2 Нормативные показатели
2. Содержание разделов должностного регламента гражданского служащего
3. Кадровая политика
3.1 Профессиональные качества гражданских служащих
3.2 Аттестация гражданскихслужащих
Заключение
Список литературы
Введение
Государственная гражданская служба Российской Федерации представляетсобой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации надолжностях государственной гражданской службы Российской Федерации пообеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочийгосударственных органов Российской Федерации и лиц, замещающих государственныедолжности Российской Федерации.
Государственный гражданский служащий Российской Федерации — гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную служебнуюдеятельность на должности государственной гражданской службы РоссийскойФедерации и получающий денежное содержание за счет средств республиканскогобюджета Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом,гражданский служащий может получать денежное содержание также за счет средствфедерального бюджета. Правовое положение (статус) гражданского служащегоустанавливается Федеральным законом «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (далее — Федеральный закон).
Должности гражданской службы подразделяются на категории(руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты)и группы (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие).
С целью определения соответствия гражданского служащегозамещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональнойслужебной деятельности в органе исполнительной власти Чувашской Республики(далее — орган исполнительной власти) проводится аттестация гражданскогослужащего. Аттестация гражданского служащего производится в соответствии со статьей48 Федерального закона и Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 №110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащихРоссийской Федерации».
Цель работы – рассмотреть основные качества, которыми долженобладать гражданский служащий.
Задачи работы:
1) представить оценка профессиональных и личностных качеств гражданскихслужащих;
2) рассмотреть содержание разделов должностного регламента гражданскогослужащего;
3) изучить кадровую политику.
1. Оценкапрофессиональных и личностных качеств гражданских служащих 1.1 Определение личныхкачеств гражданского служащего
Критериями, характеризующими качества аттестуемыхгражданских служащих, является, как уже было отмечено, система показателей,которые укрупнено можно классифицировать по характеру и способу их выражения наследующие группы профессиональные (профессионально-деловые) и личностные(морально-нравственные).
Первая группа качеств определяется такими показателями, какобразование, стаж работы (по специальности и гражданской службе), ученаястепень, обучение на курсах (или другие формы) усовершенствования знаний вобласти деятельности и в смежных областях (экономика, менеджмент, психология,право и др.), научные труды и т.п.
Ко второй группе можно отнести, например, ответственность,работоспособность, умение организовать и планировать свой труд,самостоятельность, творческая активность, способность прогрессивно мыслить иосваивать новые современные методы, быстрота реакции и т.д.
Показатели второй группы также следует подразделять позначимости в зависимости от категории должностей гражданских служащих и сучетом предъявляемых к ним требований.
При аттестации гражданских служащих учитываются такжедополнительные условия и факторы, связанные с выполнением обязанностей временноотсутствующих />работников, совмещением должностей, выполнениемособо важной и срочной работы (правительственных заданий, поручений руководствагосударственного органа и т.д.).
1.2 Нормативные показатели
Процедура исследования и оценки квалификации гражданскогослужащего, его деловых и личностных качеств осуществляется с использованиемразличных аналитических методов в рациональном их сочетании. К основным изтаких методов можно отнести:
а) сравнительно-логический анализ.
Метод сравнительной оценки предполагает проведениеранжирования по очередности руководителей и специалистов. При этом методеоценивающий упорядочивает аттестуемых работников от «сильного» к «слабому»по определенным критериям: своевременность выполнения заданий, качество работы,самостоятельность, инициатива, творчество и т.д. рекомендуется оцениватьсначала от «сильных» к «слабым», потом в обратную сторону.В результате «сильных» />работников следует продвигать, «средних»- поощрять, «слабым» — помогать улучшить работу;
б) экспертная оценка и самооценка.
Оценка />качеств гражданских служащих покаждому из показателей, приведенных в приложениях 4 и 5, может проводиться спомощью экспертов по пятибалльной системе. Высший бал («5») ставится,если то или иное качество проявляется всегда, «4» — почти всегда, «3»- проявляется и не проявляется в равной мере, «2» — проявляетсяредко, «1» — не проявляется совсем.
Для каждой категории и группы />гражданскихслужащих рассчитываются нормативные показатели, учитывающие относительнуюважность каждого из />качеств.
Среди экспертов должно быть не менее двух />работниковиз числа руководителей />гражданского служащего, двух />работниководного ранга с аттестуемым и двух представителей более низкого ранга(применительно к аттестуемому руководителя желательно подчиненных). Экспертизаосуществляется анонимно.
По результатом проведенной экспертами оценки заполняютсятаблицы средних экспертных оценок.
После оценки каждого качества вычисляется средняя оценка погруппе качеств.
В итоге определяется общая средняя оценка качеств.
При экспертном методе оценки аттестуемых гражданскихслужащих очень важно подобрать конкретный соответствующий перечень показателейкачеств, сформировать квалифицированный и объективный состав экспертов,провести тщательный анализ результатов экспертизы.
Наряду с оценкой, проводимой экспертами, допускаетсясамооценка своих качеств аттестуемым;
в) социологическое исследование.
Социологическое исследование построено на опросах иинтервьюировании с учетом специфики деятельности различных органовисполнительной власти. Для проведения анкетирования разрабатываются специальныевопросы к аттестуемым, основанные на характере деятельности того или иногооргана исполнительной власти.
В результате оценки качеств гражданских служащих на основеанкетирования и экспертизы соответствующих показателей выявляются негативные иположительные стороны их деятельности, которые служат основными критериями дляпроведения аттестации.
2.Содержание разделов должностного регламента гражданского служащего
Раздел «Общие положения» содержит следующие общиесведения организационного характера:
Наименование должности, отдела, структурного подразделения всоответствии со штатным расписанием Роснауки и место должности в Реестредолжностей федеральной государственной гражданской службы с учетом категории игруппы.
Непосредственная подчинённость гражданского служащего позамещаемой должности.
Порядок назначения на должность и освобождения от нее.
Наличие и состав подчинённых.
Порядок замещения должности в период временного отсутствиягражданского служащего.
Кого замещает данный гражданский служащий.
Нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанныес профессиональной служебной деятельностью гражданского служащего. Согласностатье 5 Федерального закона к таким нормативным правовым актам относятся: 1)Конституция Российской Федерации; 2) Федеральный закон «О системегосударственной службы Российской Федерации»; 3) Федеральный закон «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации»; 4) другиефедеральные законы, в том числе федеральные законы, регулирующие особенностипрохождения гражданской службы; 5) указы Президента Российской Федерации; 6)постановления Правительства Российской Федерации; нормативные правовые актыгосударственных органов и федеральных органов исполнительной власти.
Раздел «Квалификационные требования», в которомуказываются квалификационные требования к должностям гражданской службы.Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются всоответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
Профессиональное образование. В соответствии с частями 3 и 4статьи 12 Федерального закона в число квалификационных требований к должностямгражданской службы:
категорий «руководители», «помощники(советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданскойслужбы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной иведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшегопрофессионального образования;
категории «обеспечивающие специалисты» старшей имладшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднегопрофессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
Квалификационные требования к стажу гражданской службы(государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальностидля гражданских служащих устанавливаются указом Президента РоссийскойФедерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января1996 г. № 123 «О квалификационных требованиях по государственнымдолжностям федеральной государственной службы» установлены следующиетребования к стажу федеральной государственной службы и опыту работы поспециальности: 1) для высших государственных должностей государственнойслужбы — стаж государственной службы на главных государственных должностях неменее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет; 2) дляглавных государственных должностей государственной службы — стажгосударственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух летили стаж работы по специальности не менее трех лет; 3) для ведущихгосударственных должностей государственной службы — стаж государственной службына старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы поспециальности не менее трех лет; для старших государственных должностейгосударственной службы — стаж работы по специальности не менее трех лет;
для младших государственных должностей государственнойслужбы — без предъявления требований к стажу.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям инавыкам гражданских служащих Роснауки, необходимым для исполнения должностныхобязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа.
Раздел «Должностные обязанности, права иответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащееисполнение) должностных обязанностей в соответствии с Административнымрегламентом, задачами и функциями структурного подразделения и функциональнымиособенностями замещаемой в нем должности гражданской службы» включает:
Подраздел «Должностные обязанности гражданскогослужащего»: Основные обязанности гражданского служащего установлены встатье 15 Федерального закона. Гражданский служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральныеконституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые актыРоссийской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовыеакты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии сдолжностным регламентом;
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данныев пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права изаконные интересы граждан и организаций;
5) соблюдать Служебный распорядок Роснауки;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый длянадлежащего исполнения должностных обязанностей;
7) не разглашать сведения, составляющие государственную ииную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие емуизвестными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числесведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честьи достоинство;
8) беречь государственное имущество, в том числепредоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
9) представлять в установленном порядке предусмотренныефедеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения ополученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе,являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественногохарактера;
10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерацииили о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданстваРоссийской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства итребования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральнымзаконом и другими федеральными законами;
12) сообщать руководителю Роснауки, а в случае егоотсутствия -лицу, его замещающему, о личной заинтересованности при исполнениидолжностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, приниматьмеры по предотвращению такого конфликта.
Указываются перечень основных функций гражданского служащегов краткой и обобщенной форме и его должностные обязанности, в том числе:перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствиис Административным регламентом; все виды работ, которые ему поручаются, сучетом задач и функций структурного подразделения с подробным изложениемнаправлений его служебной деятельности; форма участия гражданского служащего вслужебной деятельности: руководит, утверждает, обеспечивает, участвует,исполняет, контролирует, согласовывает и другие формы участия.
При разработке должностных обязанностей рекомендуетсяиспользовать постановления и методические рекомендации Минтруда России,Минздравсоцразвития России и иных федеральных органов исполнительной власти,касающиеся тарифно-квалификационных характеристик по должностям, а такжеквалификационные справочники должностей и типовые инструкции.
Должностные обязанности разрабатываются с учетом объема задачи функций, предусмотренных положениями о структурных подразделениях Роснауки.Совокупность должностных обязанностей всех гражданских служащих структурногоподразделения должна быть равной полному объему решаемых этим подразделениемзадач.
Согласно технологическому разделению труда руководителипринимают решения и оценивают результаты их выполнения. Для специалистов кругобязанностей определяется по подготовке соответствующих решений разного уровняих сложности. Конкретные функции образуются при сочетании общих функцийуправления таких как: планирование, организация, координирование,регулирование, контроль, анализ и другие общие функции управления с видамигосударственных функций и государственных услуг.
В соответствии со статьей 14 и другими статьями (положе-ниями)Федерального закона гражданский служащий имеет право на:
1) обеспечение надлежащих организационно-техническихусловий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
2) ознакомление с должностным регламентом и инымидокументами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должностигражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностныхобязанностей, показателями результативности профессиональной служебнойдеятельности и условиями должностного роста;
3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальнойпродолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочихпраздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительныхотпусков;
4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральнымзаконом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и сослужебным контрактом;
5) получение в установленном порядке информации иматериалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также навнесение предложений о совершенствовании деятельности Роснауки;
6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющимгосударственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано сиспользованием таких сведений;
7) доступ в установленном порядке в связи с исполнениемдолжностных обязанностей в государственные органы, органы местногосамоуправления, общественные объединения и иные организации;
8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебнойдеятельности и другими документами до внесения их в его личное дело,материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменныхобъяснений и других документов и материалов;
9) защиту сведений о гражданском служащем;
10) должностной рост на конкурсной основе;
11) профессиональную переподготовку, повышение квалификациии стажировку в порядке, установленном Федеральным законом и другимифедеральными законами;
12) членство в профессиональном союзе;
13) рассмотрение индивидуальных служебных споров всоответствии с Федеральным законом и другими федеральными законами;
14) проведение по его заявлению служебной проверки;
15) защиту своих прав и законных интересов на гражданскойслужбе, включая обжалование в суд их нарушения;
16) медицинское страхование в соответствии с Федеральнымзаконом и федеральным законом о медицинском страховании государственныхслужащих Российской Федерации;
17) государственную защиту своих жизни и здоровья; жизни издоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии сфедеральным законом.
Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлениемруководителя Роснауки, а в случае его отсутствия — лица, его замещающего,выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликтинтересов.
Кроме того, конкретные права гражданского служащего вытекаюткак из функций Роснауки, так и функций структурного подразделения, а такжедолжностных обязанностей государственного служащего, установленных должностнымрегламентом. К ним относятся следующие права: доступа гражданского служащего копределенной информации и участию в рабочих совещаниях, заседаниях и семинарах;принятия различного вида решений; издания приказов и распоряжений; даватьуказания по вопросам, входящим в его компетенцию; представления интересов структурногоподразделения на различных уровнях; ведения переписки с федеральными органамиисполнительной власти, государственным органами субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями иорганизациями Российской Федерации; получения данных, необходимых в служебнойдеятельности; подписи и (или) визирования определенных видов документов;контроля: за сроками исполнения и качеством оформления документов (поручений),работой подчиненных, соблюдением служебной дисциплины и другие виды контроля; атакже другие права. Подраздел «Ответственность гражданскогослужащего», в котором устанавливается ответственность гражданскогослужащего в пределах, определенных законодательством Российской Федерации, за:
1) ненадлежащее исполнение или неисполнение по своей винеобязанностей, предусмотренных настоящим должностным регламентом и служебнымконтрактом, а также федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
2) за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законныхинтересов гражданских служащих и иных граждан Российской Федерации;
3) нарушение Служебного распорядка Роснауки;
4) правонарушения, совершенные в процессе осуществлениясвоей служебной деятельности.
Раздел «Перечень вопросов, по которым гражданскийслужащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иныерешения» В зависимости от категории и группы замещаемой должностигражданской службы и в соответствии со своей компетенцией гражданский служащийвправе или обязан самостоятельно принимать определенные решения, которые иизлагаются в данном разделе.
Например, руководитель федерального органа исполнительнойвласти в соответствии со своей компетенцией вправе принимать официальныерешения в виде таких документов как: региональная целевая программа; положенияо соответствующем органе исполнительной власти и его структурныхподразделениях; структура и штатное расписание федерального органаисполнительной власти; приказ (распоряжение) руководителя федерального органаисполнительной власти; решение; инструкция; рекомендация; указание; протокол;акт; заключение; докладная записка; циркулярное письмо; договор; аналитическийдоклад; план; отчет и другие решения.
Раздел «Перечень вопросов, по которым гражданскийслужащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативныхправовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений», в которомизлагается перечень вопросов (направлений, тем), по которым гражданскийслужащий вправе или обязан участвовать при подготовке следующих проектовнормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений:
1) законы Российской Федерации, указы Президента РоссийскойФедерации, постановления Правительства Российской Федерации по вопросамразвития системы гражданской службы;
2) законы Российской Федерации, указы Президента РоссийскойФедерации, постановления Правительства Российской Федерации по вопросамразвития научно-технической сферы и инновационной деятельности;
3) нормативные правовые акты Роснауки;
4) управленческие и иные решения руководства Роснауки.
Раздел «Сроки и процедуры подготовки, рассмотренияпроектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данныхрешений»
Рассмотрение (исполнение), подготовка проектов документов,их согласование и принятие решений осуществляются в соответствии стребованиями: Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденногопостановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260;Инструкции по делопроизводству в Министерстве образования и науки РоссийскойФедерации, утвержденной приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2004 г. №68; Административного регламента Федерального агентства по науке и инновациям;Регламента взаимодействия Федерального агентства по науке и инновациям сфедеральными органами исполнительной власти, утвержденного приказом Роснауки от28 марта 2005 г. № 44а; Порядка прохождения и оформления документов вФедеральном агентстве по науке и инновациям, утвержденного руководителемРоснауки 16 декабря 2004 года.
Раздел «Порядок служебного взаимодействия гражданскогослужащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскимислужащими и другими работниками Роснауки, гражданскими служащими и другимиработниками иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями»,при разработке которого целесообразно использовать Положение о Федеральномагентстве по науке и инновациям, утвержденное постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 16 июня 2004 г. № 281, Регламент взаимодействияФедерального агентства по науке и инновациям с федеральными органамиисполнительной власти, положения о структурных подразделениях Роснауки с учетомконкретных должностных обязанностей гражданских служащих.
Раздел «Перечень государственных услуг, оказываемыхгражданам и организациям», который разрабатывается на основании Положенияо Федеральном агентстве по науке и инновациям, Административного регламента,положений о структурных подразделениях Роснауки. Раздел «Показателиэффективности и результативности профессиональной служебной деятельностигражданского служащего».
Профессиональная служебная деятельность гражданских служащихоценивается ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, последующим показателям:
Перечень показателей эффективности и результативностипрофессиональной служебной деятельности гражданских служащих№ п.п. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих Оценка (баллов) 1. Состояние дел на порученном участке работы (служебной деятельности) до 10 2. Уровень образования, профессиональные знания и навыки, деловые и личностные качества, необходимые для исполнения должностных обязанностей до 5 3. Степень участия в реализации Роснаукой полномочий, определенных Положением о Роснауке, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 281, и сложность служебной деятельности (возложенных задач) до 5 4. Качество подготавливаемых документов до 5 5. Оперативность, самостоятельность и инициатива при исполнении поручений и решении возложенных задач до 5 6. Соблюдение Служебного распорядка Роснауки, личная дисциплинированность до 4 7. Коммуникабельность, умение работать в коллективе до 3 8. Организаторские способности, умение руководить коллективом, принимать решения и организовать контроль исполнения поручений до 5
Количественные показатели эффективности и результативностипрофессиональной служебной деятельности (оценка деятельности) гражданскихслужащихОценка деятельности Количество баллов Руководители Остальные гражданские служащие Отлично от 39 до 42 от 34 до 37 Очень хорошо от 36 до 39 от 31до 34 Хорошо от 32 до 36 от 28 до 31 Вполне удовлетворительно от 28 до 32 от 24 до 28 Удовлетворительно от 24 до 28 от 21 до 24 Посредственно от 20 до 24 от 17 до 21 Неудовлетворительно менее 20 менее 17
3. Кадроваяполитика гражданских служащих3.1Профессиональные качества гражданских служащих
Реализация кадровой политики осуществлялась по следующимосновным направлениям: совершенствование подбора, учета, расстановки ивоспитания кадров, внедрение />принципа персональнойответственности, создание локальных актов, организация аналитической иметодической работы, формирование действенного резерва, повышениепрофессионального уровня />гражданских служащих Главногоуправления, реализация организационных мер, направленных на формированиеэффективной системы организации государственной службы и управления персоналомс целью повышения качества служебной деятельности.
Организационно – штатные мероприятия, движение кадровогосостава, укомплектованность.
На основании анализа деятельности структурных подразделенийи имеющейся нагрузки в соответствии с указанием Росрегистрации от 25.02.2005г.№ 11/8-31-СМ «О мерах по улучшению материального обеспечения работниковтерриториальных органов Федеральной регистрационной службы» осуществленаработа по оптимизации структуры и совершенствованию оплаты труда работниковГлавного управления в пределах выделенной штатной численности и фонда оплатытруда. Переработанное штатное расписание Главного управления представлено вРосрегистрацию и введено в действие с 01 апреля 2005 года приказомРосрегистрации от 01.04.2005г. № 355-п.
В течение 2005г. принято 117, переведено 279 госслужащих.Уволено 96 или 19% от общей штатной численности, в т.ч. 19 регистраторов прав(18%), по состоянию на 20.12.2005г. имелось 1 вакансия, кандидат на замещениекоторой оформляет увольнение с последнего места работы.
Высшее образование имеет 389 госслужащий (70,5%), в т.ч.высшее юридическое 262 (54%), кроме этого 30 работников обучается в ВУЗах.
Анализ количественных и качественных характеристик кадровогосостава позволяет сделать вывод о том, что работники Главного управленияпотенциально в состоянии эффективно реализовывать поставленные задачи в сферегосударственной регистрации.
В целях совершенствования деятельности и оптимизацииорганизационно – штатной структуры Главного управления в Росрегистрацию направленыпредложения о выделении дополнительной штатной численности, об образовании двухдополнительных пунктов приема и выдачи документов в г. Волгограде и создания набазе существующих секторов четырех обособленных отделов в районах Волгоградскойобласти (№ 01/5924 от 11.04.2005г., № 03/19394 от 14.10.2005г.). Кроме этого, сцелью организации исполнения плана мероприятий по реализации замечаний ипредложений, высказанных на совещании руководителей Федеральной регистрационнойслужбы 31.03.2005г., подготовлены и представленным в Росрегистрацию подробныепредложения о введении в структуру территориальных органов, имеющих статусГлавного управления, организационной единицы с наименованием Управление(03/10915 от 20.06.2005г.). Все указанные предложения Федеральнойрегистрационной службой учтены и находятся в работе.
Состояние организационно – управленческой деятельности всфере работы с кадрами.
Своевременно и в полном объеме осуществлен на плановойоснове комплекс мероприятий по изучению и реализации положений Федеральногозакона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации», а также изданных во исполнение данного законаУказов Президента Российской Федерации.
Разработаны и утверждены в установленном порядке Положенияоб отделах, а также должностные регламенты государственных />гражданскихслужащих Главного управления, которыми предусмотрено подробное идифференцированное распределение служебных обязанностей. В соответствии сУказом Президента Российской Федерации от 16.02.2005г. № 159 «О примернойформе служебного контракта…» организовано и обеспечено в срок до15.05.2005г. переоформление всех трудовых договоров, заключенных ранее сгосударственными служащими Главного управления в служебные контрактыустановленной формы. Все приказы Главного управления, изданные с цельюорганизации данной работы исполнены.
Во исполнение требований Федерального закона «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации» и УказаПрезидента России от 04.03.1998г. №227, организована работа по подаче сведенийо доходах и
имуществе государственными />гражданскимислужащими в налоговые органы по итогам данной работы подготовлен и направлен вструктурные подразделения Главного управления соответствующий обзор (№ 03/9201от 24.05.2005г.).
В 2005 году разработаны и утверждены в установленном порядкена основании федерального законодательства, Указов Президента РоссийскойФедерации, руководящих ведомственных документов и имеющегося практическогоопыта организационно – распорядительные документы, регламентирующие основныенаправления кадровой работы: Положения о Кадровом дне, о порядке взаимодействияруководителей структурных подразделений по вопросам работы с кандидатами врезерв, об общественных помощниках, о порядке профессионального становления изакрепления наставников, о Доске Почета, о стажировке, об аттестационнойкомиссии, об организации профессиональной подготовки, о проведении конкурса название «Лучший по профессии», о Почетной грамоте, о комиссии повопросам стимулирования работников Главного управления, а также подготовленыпрактическое пособие и обзоры по направлениям работы с кадрами и организациигосударственной гражданской службы.
В рамках работы по рациональному распределению обязанностейи созданию условий по эффективной организации прохождения государственнойгражданской службы, внесены руководству Главного управления предложения,которые реализованы практически, по совершенствованию учета кадров, локальныхактов, аналитической работы, оформления справок по итогам проведения проверокструктурных подразделений Главного управления, организации процессапрофессионального обучения, а также по улучшению системы контроля и повышениюуровня исполнительской дисциплины.
Вопросы работы с кадрами отражены в Планах основныхорганизационных мероприятий Главного управления на 2005г., неотложныхмероприятий по созданию Главного управления, работы оперативного совещания иработы отдела государственной службы и кадров на 2005 год (предусмотренареализация 32 основных мероприятий). Кроме этого 63 поручений по разрешениюпроблем кадрового обеспечения были определены решениями Совета, оперативногосовещания у руководителя Главного управления, организационно –распорядительными инструктивными документами Росрегистрации и Главногоуправления. Мероприятия и поручения имели конкретный характер и выполнены вполном объеме.
С целью организации исполнения руководящих документовпроведено 15 служебных совещаний в отделе, решениями которых предусмотрены иисполнены соответствующие организационные меры. В частности, введена системаэлектронной регистрации и контроля документов, находящихся на исполнении,разработана и применяется таблица контроля исполнительской дисциплины.
Качество организации работы с кадрами положительно отмеченокомиссией Главного управления Минюста России по Южному федеральному округу входе проверки в период с 16.05.2005г. по 20.05.2005г., проведенной на основанииплана основных организационных мероприятий Минюста на 2005г.
В соответствии с планом мероприятий по реализации ПосланияПрезидента России, утвержденным распоряжением Главного управления от30.06.2005г. № 807-п, отделом государственной службы и кадров разработанаКонцепция реализации кадровой политики, осуществление положений которойпредполагает создание системы управления персоналом на основании принциповэффективности и результативности. В настоящее время в стадии разработкисоответствующие программные документы по реализации Концепции.
Начальник отдела государственной службы и кадров и егозаместитель приняли участие в работе семинара – совещания, состоявшегося с 06декабря по 08 декабря 2005г. на базе центрального аппарата Федеральнойрегистрационной службы «Актуальные вопросы формирования кадрового составатерриториальных органов Федеральной регистрационной службы. Реализация эффективнойкадровой политики. Проблемы и пути их решения». В ходе работы семинараобсуждены актуальные проблемные вопросы кадровой работы, и определены основныезадачи кадровых органов: обеспечение рационального использованияпрофессионального потенциала работников, а также организация государственной />гражданской службы и управления персоналом на основании />принциповэффективности и результативности. При этом отмечено, что особенно важнымявляется формирование положительного морально – психологического климата вколлективе, обеспечение условий для стабильности кадрового состава.Представитель Главного управления выступил на пленарном заседании с докладом,осветив вопросы электронного обеспечения организации государственнойгражданской службы в Главном управлении, продемонстрировав возможностиавтоматизированной программы «Кадры – управление персоналом».
3.2Аттестация гражданских служащих
Основными задачами аттестации гражданских служащих являются:
определение соответствия гражданского служащего замещаемойдолжности;
выявление перспективы использования потенциальныхспособностей и возможностей работника;
стимулирование роста профессионального уровня гражданскогослужащего;
формирование кадрового состава гражданской службы;
определение направлений повышения профессиональнойпереподготовки и повышения квалификации гражданского служащего;
внесение предложений о перемещении кадров, освобождениигражданского служащего от должности, а также о переводе на более или менееквалифицированную работу;
определение преимущественного права на замещение должностигражданской службы при сокращение должностей гражданской службы в органеисполнительной власти.
Профессиональная служебная деятельность гражданскогослужащего оценивается на основе:
а) определения его соответствия квалификационным требованиямпо замещаемой должности гражданской службы;
б) его участия в решении поставленных перед соответствующимподразделением (органом исполнительной власти) задач;
в) сложности выполняемой им работы, ее эффективности ирезультативности.
При этом должны учитываться результаты исполнениягражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опытработы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений,отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению иобязательств, установленных законодательством Российской Федерации огосударственной гражданской службе.
Оценка профессионального уровня гражданского служащегодолжна осуществляться комплексно и основываться на учете специфики служебнойдеятельности той или иной категории и группы гражданских служащих и достигаемойрезультативности в работе.
Порядок подготовки и проведения аттестации гражданскихслужащих
Аттестации подлежат все гражданские служащие, за исключениемгражданских служащих:
а) проработавших в занимаемой должности гражданской службыменее одного года;
б) достигшие возраста 60 лет;
в) беременные женщины;
г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпускепо уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанныхгражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;
д) замещающие должности гражданской службы категорий «руководители»и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебныйконтракт;
е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
Аттестация может носить очередной и внеочередной характер
Очередная аттестация проводится один раз в три года.
До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестациипо соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчетао профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а также порешению представителя нанимателя в лице руководителя органа исполнительнойвласти или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочияпредставителя нанимателя, после принятия в установленном порядке решения осокращении должностей гражданской службы в органе исполнительной власти или обизменении условий оплаты труда гражданских служащих, может проводитьсявнеочередная аттестация гражданского служащего.
Подготовка к проведению аттестации состоит из следующихэтапов:
разработка и утверждение графиков проведения аттестации,составление списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
определение и утверждение состава(ов) аттестационной(ых)комиссии для проведения аттестации гражданских служащих (далее — аттестационнаякомиссия);
организация и проведение разъяснительной работы о целях ипорядке проведения аттестации;
подготовка необходимых документов на аттестуемогогражданского служащего.
В графике проведения аттестации гражданского служащегоуказывается наименование органа исполнительной власти и структурногоподразделения, в котором работает аттестуемый; его фамилия, инициалы идолжность; дата, время и место проведения аттестации и дата представления ваттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за ихпредставление руководителей соответствующих подразделений органа исполнительнойвласти.
График проведения аттестации разрабатывается кадровойслужбой органа исполнительной власти с учетом численности аттестуемыхработников и предложений руководителей структурных подразделений.
График проведения аттестации утверждается ежегоднопредставителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемогогражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.
Аттестационная комиссия — ее состав, сроки и порядок работыопределяются приказом (распоряжением) или иным правовым актом органаисполнительной власти. В зависимости от специфики должностных обязанностейгражданских служащих в органе исполнительной власти может быть созданонесколько аттестационных комиссий.
Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителяпредседателя, секретаря и членов комиссии, обладающих при принятии решенийравными правами.
В состав аттестационной комиссии включаются представительнанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе изподразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического(правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий,подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представительгосударственного органа Чувашской Республики, выполняющего функциигосударственного органа по управлению государственной службой, а такжепредставители научных и образовательных учреждений, других организаций,приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой позапросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указанияперсональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять неменее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
Состав аттестационной комиссии формируется таким образом,чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которыемогли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения. На периодаттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии,его членство в этой комиссии приостанавливается.
Важным и ответственным мероприятием а подготовке каттестации является информационно-разъяснительная работа. Она предусматриваетизучение руководящим составом органа исполнительной власти, работникамикадровых служб, руководителями структурных подразделений и членамиаттестационных комиссий директивных и нормативных документов по аттестации;доведение до каждого гражданского служащего целей, роли и порядка проведенияаттестации, а также возможных кадровых решений по ее результатам.
На каждого гражданского служащего не позднее чем за двенедели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв обисполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностейза аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем иутвержденный вышестоящим руководителем. Данный документ должен содержатьвсесторонний анализ и оценку личности гражданского служащего, включая егопрофессиональные качества, индивидуальные способности, а также результатыработы за предшествующий период.
При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссиюпредставляется также аттестационный лист />гражданского служащего сданными предыдущей аттестации.
Заключение
Для оценки квалификации выполняемой гражданским служащимработы используется метод, основанный на анализе содержания деятельности итехнологии управления с учетом особенностей процесса служебной деятельностиэтой категории гражданских служащих.
Использование данного метода позволяет осуществить оценкуквалификации работы на основе пакета взаимосвязанных документов,регламентирующих деятельность гражданского служащего исходя из необходимыхквалификационных требований, предъявляемых к его специальным и общим знаниям,практическим навыкам. Основными документами, используемыми при оценкеквалификации, являются:
положения о самостоятельных структурных подразделенияхгосударственного органа;
должностные регламенты гражданских служащих, в которыхотражаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков,предъявляемые к гражданскому служащему, а также к образованию, стажугражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работыпо специальности, должностные обязанности, права и ответственность гражданскогослужащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей всоответствии с административным регламентом государственного органа, задачами ифункциями структурного подразделения государственного органа и функциональнымиособенностями замещаемой в нем должности гражданской службы; вопросы, покоторым гражданский служащий самостоятельно принимает управленческие и иныерешения; показатели эффективности и результативности профессиональной служебнойдеятельности гражданского служащего и т.д.
Список литературы
1. Закон265-ОЗ Новосибирской области «О государственной гражданской службе вНовосибирской области»
2. НоздрачевА.Ф., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. и др. Комментарии к Федеральному закону«О гражданской службе Российской Федерации» и законодательству огражданской службе зарубежных государств. – М.: МЦФЭР, 2005. – 576 с.
3. ЗавидовскийД. Формирование кадрового потенциала муниципальной службы: проблемы, опыт,тенденции // Управленческое консультирование, 2001. — № 3. – с. 17-19.
4. Федеральный закон «Об общихпринципах реализации местного самоуправления РФ» № 131-ФЗ от 16.09.2003 // Собрание законодательства РФ2004, № 25, ст. 2484
5. Закон РФ от27.07. 2004 № 79 — ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации»// Собрание законодательства Российской Федерации 2004 г.-№31.- ст. 3215
6. Федеральный законот 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы РоссийскойФедерации» Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063
7. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»
8. Государственнаяслужба современной России: проблемы реформирования и эффективногофункционирования. Монография. / под ред. Проф. В.Г. Игнатова. Ростов – наДону.: изд. СКАГС 2003.
9. Иванов В.П. Реформированиегосударственной службы: вопросы и перспективы, «Журнал российскогоправа», N 5, май 2003 г.