Реферат по предмету "Менеджмент"


Исследование систем управления предприятием на примере организации

--PAGE_BREAK--
К=,

К= =0,874.

Ø                Коэффициент соотношения заемных и собственных средств:

К=

,

К==0,144.

Ø                Коэффициент чистой выручки:

К= ,

                                                 12

где П — чистая прибыль предприятия,

А – амортизация,

ВР – выручка предприятия,

К==0,544.

      — Темп роста активов:

Т=,
где А — активы предприятия на начало года,

А — активы предприятия на конец года,

Т=*100%=100,73%.

На основе расчетов показателей финансовой стабильности предприятия уже можно сделать вывод о том, что коэффициент финансовой независимости близок к 1, что говорит о достаточно высоком уровне самостоятельности предприятия и об этом же свидетельствует полученное значение коэффициента соотношения заемных и собственных средств: его значение, равное 0,145, довольно близко к нулю, т.е. ОАО “Луч” имеет довольно большую долю собственного капитала в общей сумме средств предприятия. Однако наличие собственного капитала, но практическое отсутствие заемных средств неблагоприятно сказывается на деятельности завода в целом, это и понятно, т.к. появляется минус — предприятие с малой долей заемного капитала в общей сумме финансовых средств, явно, не привлекает инвесторов.

                                                      13

1.4 Система  управления предприятием. Экономические сложности предприятия.

 Давая общую оценку организации и управлению, следует отметить, что ОАО «Омский завод “Луч” имеет эффективную организационную

структуру, которая включает в себя как крупные функциональные подразделения, так и более мелкие (цеха и службы). Однако отметим, что предприятию следует больше внимания уделить информационному обеспечению для оптимизации коммуникаций в организации, внедряя в производственный процесс как можно чаще электронные средства связи и вычислительную технику. Это заметно сократит сроки сбора информации с рабочих мест, ускорит процесс поступления достоверной и своевременной информации высшему руководству, тем самым повысит вероятность принятия правильных, экономически обоснованных управленческих решений.

К сожалению, нельзя сказать, что предприятие занимает устойчивые позиции и быстро реагирует на изменение условий внешней и внутренней среды. В первую очередь, это связано с достаточно малой гибкостью производства, присущей предприятиям такой отрасли, как машиностроение. Во-вторых, это связано с отсутствием дальновидных руководителей, которые, несмотря на высокий уровень квалификации, практически не уделяют внимание нововведениям, предпринимательству, недостаточно ориентированы на стратегическую устойчивость предприятия; и это происходит, невзирая на наличие первоклассных специалистов среди сотрудников, на имеющуюся мощную научную базу для новых разработок и новаторских предложений.

Что же касается экономических проблем, то, достаточно подробно описав основные составляющие экономического потенциала ОАО “Омский завод “Луч”, можем сделать вывод о том, что предприятие имеет довольно сильный потенциал развития и совершенствования, как в настоящее время,

                                               14

так и в перспективе. Руководители, во время и адекватно реагирующие на отклонения в деятельности подразделений и предприятия в целом, – вот залог успешного функционирования завода.

Лишь квалифицированные менеджеры, а главное – заинтересованные не в собственных успехах и карьерном росте, а в успешной деятельности предприятия могут решить проблемы экономического характера, которые стоят перед предприятием, а таких проблем у предприятия довольно много. Список основных проблем предприятия представлен ниже:

-рентабельность производства равна 10%,

-износ активной части ОПФ составляет около 60%,

-месячные должностные оклады рабочих 700-800 рублей и сложная система начисления заработной платы .
                         2. Развитие ОАО “Омский завод “Луч”.

Деятельность любой организации будет успешной лишь при качественном управлении. Руководитель должен обладать не только теоретическим запасом знаний, но и иметь определенные навыки работы с людьми, финансами, знать ситуацию, в которой развивается предприятие, для правильной ее  оценки в целях устранения возможных отклонений в деятельности организации. Эффективное управление – процесс комплексный, включающий в себя планирование, организацию, руководство, мотивацию и контроль работ и персонала организации и направленный на достижение ее целей.

 Наверное, нет ни одной идеально управляемой организации. Это обусловлено, в первую очередь тем, что внешняя среда предприятия нестабильна во времени, и, поэтому  индивидуальными внутренними особенностями фирмы. Управление конкретной организацией – это процесс творческий и по-своему уникальный, однако далеко отступив от теории, можно не получить желаемого результата на практике.

                                              15

2.1  Система планирования в ОАО “Омский завод “Луч”.
Процесс планирования начинается с изложения миссии организации, определяющей главную цель (или результат деятельности) организации, прежде всего с позиций сторонних наблюдателей. Миссия является основой для стратегического уровня целей и планов.

Миссия ОАО “Луч” звучит следующим образом: «Удовлетворение потребителя в его стремлении приобрести изделия с высокими потребительскими свойствами».

Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желаемым и на достижение которых направлена ее деятельность. Цели предприятия в виде дерева целей изображены на рисунке 2. Основные стратегические цели представлены в таблице 1.

Таблица 1. Задокументированные стратегические цели (задачи) в ключевых областях деятельности предприятия.

Ключевые области деятельности организации

Формулировка стратегических целей

Менеджмент

Внедрение и совершенствование новой системы менеджмента качества

Производство, менеджмент, персонал

Обеспечение качества авиационной техники и ее конкурентоспособности

Производство, снабжение, маркетинг

1. Ежегодное увеличение объемов  продукции

2. Ежегодное увеличение объемов производства гражданской продукции





Персонал, окружающая среда

Наиболее благоприятное влияние на интересы общества

Маркетинг, менеджмент, снабжение

Создание системы автономного жизнеобеспечения предприятия



Планирование — это процесс определения целей организации и методов их достижения, в котором принимает непосредственное участие все руководство предприятия.

Утверждение ежегодного финансово-хозяйственного плана деятельности ОАО “Луч”, представляемого генеральным директором Общества, в котором должны быть определены цели и задачи развития Общества, планируемые доходы и расходы по каждому из направлений деятельности Общества, находится в компетенции Совета директоров.

Разработка и доведение до подразделений предприятия оптимальных месячных, квартальных и годовых планов производства осуществляет производственно-диспетчерский отдел. Контроль по выполнению плана осуществляется по накладным, поступающим из цехов. Каждый месяц, квартал, год по цехам готовится отчет по основным технико-экономическим показателям.

Нужно заметить, что каждому из подразделений  выдается план на год по проведению ремонтов, технического обслуживания и пр. Такие планы утверждаются главным инженером завода и согласовываются с начальником отдела эксплуатации оборудования. Начальник подразделения (цеха) также ставит свою подпись под документом (планом), затем доводя содержащуюся в нем информацию, в случае необходимости, до рабочих. Ежемесячно может составляться дополнительный план цехам (утверждается

                                            

                                                17

главным инженером), в котором расписаны наименования изделий, их количество, трудоемкость изготовления, себестоимость единицы (по элементам затрат).

Итак, оценивая качество планирования в ОАО “Луч”, следует отметить, что:

— оно осуществляется на различных уровнях управления при согласованных действиях руководителей подразделений;

— большинство планов организации доводятся до работников предприятия;

— планирование осуществляется по принципу ранее существовавшей командно-административной системы, т.е. ставится цель выпустить конкретный объем продукции, а будет ли она востребована – не столь значимый вопрос, поэтому исследования “жизненного цикла” изделий находятся не на должном уровне;

— недостаточно внимания уделяется инженерным рационализаторским предложениям и разработкам, хотя предприятие располагает прекрасной базой для обширных научных исследований.

2.2 Организация и руководство в ОАО “Омский завод “Луч”
Сначала нужно дать определение понятию «организация».Организация – это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Функция организации состоит в том, чтобы заблаговременно иметь все для выполнения плана.

 Структура предприятия относится к одному из видов механистических структур – функциональной, то есть в ведении каждого подразделения находится ряд вопросов, а решения по общезаводским вопросам принимаются коллегиально.

                                                      18

Руководитель каждого из отделов – это высококвалифицированный специалист.

На данном предприятии существуют положения о каждом из подразделений, где четко прописаны основные задачи, структура подразделений, их функции, обязанности, права и ответственность руководителей подразделений.

Одним из пунктов обязанностей руководителей подразделений является не только знания в области нормативного законодательства по основной деятельности подразделений, но и знания по организации труда и управления, знание основ трудового законодательства.       

На основе данных руководителю отдела прав и возлагаемой на него ответственности складываются его коммуникационные процессы. Например, начальник ПДО имеет право контролировать выполнение работ в цехах в соответствии с планом и установленными сроками, а каждый из производственных цехов предоставляет в ПДО документацию для обеспечения отчетности по установленным формам и срокам. Так формируются его вертикальные коммуникации. Но наравне с этим видом коммуникаций он принимает участие в так называемых горизонтальных коммуникациях, когда процесс обмена информацией происходит между руководителями одного уровня (начальниками отделов). Начальник ПДО может проводить совещания с начальниками отделов по обсуждению вопросов, входящих в компетенцию отдела.

Что же касается вертикальных коммуникаций, но не с более низким по организационному уровню руководителем, а с руководством предприятия, то, например, начальник финансового отдела имеет право вносить предложения руководству завода о привлечении к материальной, дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия по результатам проверок.

В соответствии с положениями об отделах руководителем назначается

                                                       19

лицо, имеющее высшее образование и стаж работы по специальности в области ведения подразделения  и руководящих должностях не менее 6 лет. Контроль соответствия квалификации работников и занимаемых должностей является одной из главных задач отдела кадров. Систематически изучаются деловые и профессиональные качества руководителей, специалистов и служащих завода для пополнения списка резерва на выдвижение. В ведении отдела кадров находится создание условий и стимулов для постоянного повышения квалификации персонала.

ОАО “Луч” имеет эффективную организационную структуру, вполне соответствующую производственному профилю предприятия. Однако затраты на содержание управленческого персонала завышены, и принимаемые руководителями решения часто неоптимальны, из-за чего растет количество управленческих ошибок и время реагирования на производственные сбои не минимально. Поэтому проблема организации как процесса – длительность реагирования на производственные сбои.

           Что же касается руководства, то руководство Общества осуществляют Общее собрание акционеров, Совет директоров, генеральный директор, главный инженер, помощник генерального директора по социально-бытовым вопросам, заместители генерального директора по производству, экономике, маркетингу, безопасности.

Информация перемещается в организации с уровня на уровень в рамах вертикальных коммуникаций. Чаще всего она передается по нисходящей, то есть с высших уровней на низшие (в форме приказов передаются сообщения о текущих задачах, изменении приоритетов, рекомендуемых процедурах). Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей, так как передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность. С помощью коммуникаций по восходящей руководители узнают о  назревающих проблемах и могут вовремя исправить сложившееся положение дел.

                                               20

Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.

Организация состоит из множества подразделений, поэтому для координации задач и действий важен обмен информацией между ними, то есть горизонтальные коммуникации. Поскольку организация – это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы подразделения работали совместно, продвигая предприятие в нужном направлении.

На данном предприятии высшее руководство в своей деятельности придерживается в большей степени авторитарного стиля руководства, единолично принимая решения и ограничивая участие подчиненных в этом процессе, четко определяя и контролируя методы выполнения работы. Однако если рассмотреть руководителей низших звеньев, им свойственен скорее демократический стиль руководства: эти руководители используют в своей деятельности обратную связь, побуждая подчиненных принимать участие в выборе методов выполнения операции.

3. Управленческие решения по совершенствованию планирования.
Планирование в ОАО “Луч” осуществляется на различных уровнях управления при согласованных действиях руководителей подразделений, однако не все решения доводятся до работников низших звеньев, таким образом, налицо частое недопонимание рабочими своих функций и, соответственно, нередкие случаи невыполнения производственных заданий в срок.

Руководители зачастую планируют выпуск конкретного объема продукции, не задумываясь о том, будет ли продукция востребована потребителями, справится ли с работой в установленные сроки производственный персонал – ведь, возможно, что предприятию для

                                                     21

реализации плана потребуются дополнительные рабочие. Этому же не придается особого значения.

Критериямиоценки эффективности той или иной альтернативы при решении главной проблемы планирования  и ей сопутствующих будут:

-затраты времени;

-как можно более низкие затраты денежных средств;

-простота реализации в данных условиях.

Альтернативы у предприятия таковы:

Во-первых: пересмотреть процесс распределения чистой прибыли – направить больше средств в фонд накопления, что позволит финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также произвести модернизацию оборудования и техническое перевооружение.

Во-вторых: более детально изучать процесс производства, учитывать мнение руководителей низших звеньев управленческой структуры (например, начальников цехов, мастеров участков), а, по возможности, и промышленно-производственного персонала. Эти меры необходимы для реального, но не абстрактного планирования – на основе полученных данных можно будет судить о том, насколько эффективно планирование, можно ли выполнить поставленные руководством задачи, либо нужны значительные доработки и пересмотр краткосрочных целей.

Окончательным решением об устранении проблемы планирования будет пересмотр порядка распределения прибыли предприятия между фондом накопления и фондом потребления. С одной стороны, такое решение может показаться неоправданным, т.к. и денежные затраты, и затраты времени не минимальны, но в сложившейся ситуации – это единственно возможный вариант. А для того, чтобы наладить обратную связь между высшим руководством и руководителями отделов потребуются значительные временные затраты, вызванные невозможностью быстрой реорганизации

                                                22

коммуникационных процессов внутри предприятия. К тому же для этого нужны будут средства, которые будут использованы в качестве поощрения наиболее ответственных и внимательных к своей работе руководителей.
3.1 Управленческие решения по совершенствованию организации и руководства.

ОАО “Луч” имеет довольно эффективную организационную структуру, по крайней мере, она оправдана такими характеристиками, как размер предприятия и его отраслевая принадлежность и т.д. Но в последнее время ее эффективность заметно снижается – все большим становится количество ошибок в управленческих решениях, реагирование на какие-либо сбои внутри и изменения вне предприятия затягивается, что мешает стабильной и прибыльной работе Общества.

Следует оговориться: время реагирования на производственные запросы часто увеличивается не из-за неверного выбора организационной структуры, а из-за плохо налаженных каналов связи руководителей с подчиненными и качества обратной связи, которое оставляет желать лучшего.

Здесь критериямиоценки альтернатив будут:

-затраты времени;

-как можно более низкие затраты денежных средств;

-простота реализации принятого решения в сложившихся условиях.

А  альтернативытаковы:

— Рассмотреть деятельность мало загруженных подразделений: не исключен вариант перераспределения функций между отделами, а также загрузка этих подразделений работами по обеспечению скорейшего реагирования предприятия на изменения, сбои и запросы различного характера.

-Выделить средства на закупку персональных компьютеров, обязать рабочих пройти курсы по овладению навыками работы на них. Внедрение средств

                                                       23

автоматизации управления повысит качество информационного обеспечения предприятия, а, как известно, информация и особенно ее автоматизированная обработка – важные факторы повышения эффективности производства.

Рассмотрим для начала первую альтернативу: реализация этого варианта требует тщательного пересмотра большого объема документации, связанной с отчетами о выполнении планов подразделениями, положений о подразделениях и пересмотра структуры предприятия. Поэтому затраты времени и денежных средств максимальны, да и реализация данного варианта будет затруднена отсутствием специально предназначенного для этой цели подразделения.

Таким образом, для устранения проблемы длительности реагирования на производственные сбои необходимо внедрение средств автоматизации управления производственными процессами.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.