Реферат по предмету "Менеджмент"


Исследования в современном менеджменте

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессиональногообразования
«Вятскийгосударственный гуманитарный университет»
ФилиалВятского ГГУ в г. Вятские Поляны
Исследования в современном менеджменте
Лекция
Дляспециальности 0805070.65 – Менеджмент организации
Разработал: НазаровВладимир Михайлович,
кандидат социологическихнаук
г. ВятскиеПоляны 2007 г.

1.1Исследование как функция управления
Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективностьдеятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывнымсовершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должноосуществляться по принципу адаптации к внешней среде.
Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимостьпостоянного совершенствования и адаптации организации. Это:
• рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;
• рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов,энергии, товаров и услуг;
• финансовый рынок;
• рынок труда;
• окружающая природная среда.
Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития.Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживаниязависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянномстремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней средызаключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичномосвоении новой продукции, современной техники и технологии; применениипрогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывномсовершенствовании кадрового потенциала.
В условиях динамичности современного производства и обществауправление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодняневозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбораальтернатив и направлений развития, без совершенствования функций управления испособов принятия управленческих решений.
Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательноми глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследованиясистем управления.
Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночнымусловиям:
— обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менятьассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции(услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий —больше;
— быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенноновых форм контроля, организации и разделения труда;
— учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), вкорне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организоватьпослепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
— учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителейи времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционныхпроизводственных систем и механизмов принятия управленческих решений;
— учитывать изменение структуры издержек производства;
— принимать во внимание необходимость учета неопределенностивнешней среды.
Это далеко не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиватьсямногим организациям. Для реализации их существует объективная необходимость висследованиях, анализе существующего положения.
В процессах развитияуправления возникаютновые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются ина содержании управления. Сегодня одной из основных функций управлениястановится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичностии диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления,повышения роли и значения профессионализма в управлении.
В современном управлении исследовательская деятельностьдолжна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если онимеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить.Если его решение неудачно, надо предвидеть истинные причины неудачи. Емунеобходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обосновано, посредствомнаучного аппарата исследования.
В дальнейшем доляисследовательской деятельности будет возрастать. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняютсяусловия управления, усложняется человек в своих социально-психологическиххарактеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыти интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимы исследованияситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека,необходим обоснованный выбор решений из растущего разнообразия и количества ихвариантов.
Каждая фирма находится впостоянном развитии. Ееразвитие – это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надорешать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно,проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решениеили вообще не решение грозит кризисом, а может быть даже катастрофой.
Снова мы приходим к мыслио пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов,внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансовуспеха, который надо не упустить, увидеть оценить, реализовать. Удачного инадежного прогнозирования не может быть без исследования.
Исследование управленияделает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным,устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.
Исследование – это нетолько функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всейсистемы управления, определенный тип организации деятельности персонала(требования, ответственность, мотивация, нормативы).
А в деятельностименеджера исследованияозначают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо безтворчества, а творчество нельзя отделить от понятия «исследование».
Как уже отмечалось ранее,в качестве предмета исследования могут выступать различные составляющиепроцесса управления (функции, цели, управленческие решения и др.), а также:
— оргструктуры иструктуры управления,
— неформальное управление,
— профессионализмперсонала,
— механизмы мотивации,
— экономия времени,
— использованиекомпьютерных технологий,
— экономика и ресурсыуправления,
— стратегии и инновации, и другие проблемы, а также комбинацииразличных проблем.
Выбрать предметисследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персоналаявляется большим искусством управления.
Современный менеджер недолжен быть научнымработником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основнымиприемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новыхфакторов повышения эффективности управления.
Таким образом, сегодняисследование выступаеткак одна из основных функций управления, как подход к управлению,обеспечивающий качество управленческих решений, и как средствосовершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация ипр.).
Формула современногоуправления – «управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Только исследование управленияпоможет реализовать эту формулу.
1.2 Функциональная роль исследования в развитии системы управления
Исследование помогает глубже понять проблему и, следовательно, найти наиболееэффективное ее решение. Для современного управления, исследование — важнаяхарактеристика профессионализма. Современный менеджер должен приобретать иосваивать навыки исследовательской деятельности.
Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный наразвитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимисявнешними и внутренними условиями.
В условиях динамичности современного производства и общественногоустройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития,которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностейэтого развития, без выбора альтернативных направлений.
Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельностименеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп,лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследования приглашают консультационныефирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточнобольшим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям.От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций.
Понятие «функциональная роль исследования СУ» следует восприниматькак меру результата, получаемого за счет выполнения исследовательских функцийпри изучении СУ (т.е. не столько как степень, сколько как меру результата),зависящего от их научного и практического целевого использования.
Особенно важную функциональную роль играют исследования СУ вразвитии автоматизации управленческих процессов, что объективно необходимо дляповышения эффективности, как управляющей, так и управляемой подсистем. При этомодно из направлений развития современных СУ — создание интегрированных систем,обеспечивающих комплексную автоматизацию работ по управлению.
Для усиления функциональной роли исследований в целом и СУ в частностиорганы управления различных уровней, в том числе государственного, в той илииной мере стремятся финансировать научную деятельность. Например, развитыестраны (Япония, США и др.) на финансирование научно — исследовательских работвыделяют примерно 2,5—3% ВВП.
Россия в настоящее время при относительно небольшом ВВП из-за недостаточностисредств на другие статьи расходов столько тратить на научные исследования неможет. В абсолютном исчислении наши финансовые затраты на указанные целипримерно в 30—60 раз меньше. Для устранения сложившегося дисбаланса следуетувеличивать расходы на нужды исследований не только из государственного и региональныхбюджетов, но также использовать для проведения исследовательских работфинансовые возможности независимых организаций.
Для анализа сильных и слабых сторон организации руководство предприятиядолжно оценить:
— обладает ли фирма силами, чтобы воспользоваться возможностями, и
— какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы.
Метод, который используется для диагностики внутренних проблем,называют управленческим обследованием. Данный метод основан на комплексномисследовании различных функциональных зон организации.
Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуетсявключить следующие функциональные зоны:
-маркетинг;
— финансы (бухгалтерский учет);
— производство;
-персонал;
-организационную культуру;
-имидж организации.
Методика анализа производства (производственной зоны организации)существенно отличается от широко известной методики оценки организационно-техническогоуровня производства. Это отличие объясняется направленностью анализа настратегическое управление и развивающиеся рыночные отношения. В ходе анализапроизводящих функций акцент делается на следующие вопросы:
-может ли предприятие производить товары с меньшими издержками посравнению с конкурентами?
-имеет ли доступ организация к новым материальным ресурсам?
-каков технический уровень предприятия?
-обладает ли предприятие оптимальной системой контроля качествапродукции?
-насколько хорошо организован и спланирован процесс производства?
Финансовое отношение организации во многом определяет, какую стратегиювыберет руководство на будущее. Детальный анализ финансового состояния поможетвыявить уже имеющиеся и потенциальные слабости организации.
При анализе маркетинговой деятельности выделяют ряд важнейшихэлементов исследования:
-доля рынка и конкурентоспособность предприятия;
-разнообразие и качество ассортимента товаров;
-рыночная демография;
-рыночные исследования и разработки;
-предпродажное и последовательное обслуживание клиентов: сбыт,реклама, продвижение товара.
Решение многих проблем современного предприятия зависит от обеспеченностикак производства, так и управления квалифицированными кадрами. При исследованиикадрового потенциала анализируется
-кадровый состав организации на текущий момент и потребность вкадрах в будущем;
-компетентность и подготовка высшего руководства предприятия;
-система мотивации работников;
-соответствие персонала текущим и стратегическим целям и задачам.
Исследования в области организационной культуры и имиджа фирмыдают возможность оценить
-неформальную структуру организации;
-систему общения и поведения работников;
-последовательность предприятия в своей деятельности и достижениицелей;
-положение предприятия по сравнению с другими организациями;
-способность привлекать высококвалифицированных специалистов.
Сказанное выше относится к факторам внутренней среды организации.Однако проводимые исследования как составная часть менеджмента анализируют ифакторы внешней среды организации.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которогоразработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторыс целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности.
Анализ внешней среды позволяет
-своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей,
-разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденныхобстоятельств,
-разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целейи превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Угрозы и возможности могут проявляться в областях внешнего окружения,соответственно им группируются факторы, подвергаемые анализу.
При анализе экономических факторов рассматриваются
-темпы инфляции (дефляции),
-налоговые ставки,
-международный платежный баланс,
-уровень занятости населения,
-платежеспособность предприятий.
Анализ политических факторов дает возможность наблюдать современнуюситуацию, учитывая:
-соглашения по тарифам и торговле между странами;
-протекционистскую таможенную политику, направленную против другихстран;
-нормативные акты федерального правительства и местных органоввласти,
-уровни развития правового регулирования экономики,
-отношение государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству,
-кредитную политику властей и т.д.
Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказываютнепосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализпозволяет руководителям разработать оптимальную стратегию организации иукрепить ее позиции на рынке. При этом исследуются:
-демографические условия деятельности предприятия,
-уровень доходов населения и их распределение,
-жизненные циклы различных товаров и услуг,
-уровень конкуренции,
-доля рынка, занимаемая организацией и его емкость.
При анализе социальных факторов учитывают:
-обостренные национальные чувства,
-отношение основной массы населения к предпринимательству,
-развитие движения в защиту прав потребителей,
-изменение общественных ценностей,
-изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок.
Контроль за технологической внешней средой позволяет не упуститьмоменты появления в ней изменений, которые представляют угрозу самомусуществованию организации. Анализ технологической внешней среды должен учитывать:
-изменения в технологии производства,
— изменения в конструкционных материалах,
-применение вычислительной техники для проектирования новых товарови услуг,
— использование компьютеров в управлении,
-изменения в технологии сбора, обработки и передаче информации, всредствах связи.
Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль состороны руководства за действиями конкурентов. В анализе конкурентов выделяютсячетыре диагностические зоны:
• анализ будущих целей конкурентов;
• оценка их текущей стратегии;
• оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развитияотрасли;
• изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству организациипостоянно быть готовым к потенциальным угрозам.
Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественныхорганизаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. Приэтом отслеживается:
-политика правительств других стран в области внешней торговли,
-направление развития совместного предпринимательства и международныхотношений,
-уровень экономического развития зарубежных фирм-партнеров.
Анализ внешней среды, проведенный посредством исследования рассмотренныхгрупп факторов, облегчает руководству организации получить ответы наинтересующие его вопросы:
-какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущуюстратегию организации;
-какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии организации;
-какие факторы представляют большие возможности для достиженияобщефирменных целей.
Таким образом, исследования как составная часть менеджмента организации— это совокупность методов организационного и технико-экономического исследованиявсех указанных выше факторов и системных характеристик конкретной организации.
Поиск путей и методов совершенствования системных характеристикявляется основной целью исследований как составной части менеджмента.
Исследования как составная часть менеджмента выдвигают следующие задачи:
1. Достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющейподсистемами (сюда входят показатели норм управляемости, показатели эффективностиработы аппарата управления, сокращение затрат на управление.
2. Повышение производительности труда управленческих работников ирабочих производственных подразделений.
3. Улучшение использования материальных, трудовых, финансовых ресурсовв управляющей и управляемой подсистемах.
4. Снижение затрат на продукцию или услуги и повышение их качества.
В результате проведения исследований должны быть сформулированыконкретные предложения по совершенствованию системы управления организацией.
1.3 Менеджер исследовательского типа
Современныетенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. Возникаетпонятие менеджер исследовательского типа. Что это такое и в чем егоособенность?
С практической точки зрения проведение исследований предъявляетопределенные требования к составу и квалификации коллектива аналитиков иразработчиков.
Исследователи должны:
• иметь опыт работы в области управления конкретными производственнымиобъектами;
• обладать знаниями современных методов и техники управления;
• обладать знаниями методов исследования операций и системногоанализа;
• иметь способности к общению со специалистами различных уровней ипрофилей;
Кроме того, исследователи должны уметь систематизироватьполученную информацию, инициировать новации в организации.
Выполнение этих требований определяет необходимость специальногоподбора и подготовки исследователей, поскольку от результатов их деятельности взначительной степени зависит эффективность работы предприятия. Подготовка такихспециалистов осуществляется заблаговременно и сопровождается стажировкойисследователей в процессе разработки новой модели системы управления.
Каждыйменеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, котороеопределяется особенностью деятельности и условиями, в которых онаосуществляется. Современные условия управления – это, прежде всего, потребностьв исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях — организации, методологии и пр. Но одним из последствий реализации этойпотребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерамиисследовательского типа.
Их особенность — обостренное вниманиеисследовательскому подходу к решению всех проблем, разработке управленческихрешений. Но в более детальном представлении можно выделить следующие чертыменеджера исследовательского типа:
1) Проблемноевидение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.
2) Умениепревентивно, т.е. тогда, когда они еще в зародыше, ставить проблемы.
3) Системноеи панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развитияуправляемого объекта.
4) Умениевоспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные отсобственных или даже противоположные им.
5)Способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.
6) Развитаяпсихологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку.
7) Способностьк имитации функций различных членов коллектива.
8)Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем онипроявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности являетсяпсиходиагностика.
9)Инновационность и безинерционность мышления, способность выйти за границыформального, привычного, проверенного, традиционного.
10)Аттрактивность — способность привлекать людей к совместной деятельности неприбегая к средствам материального или административного принуждения.
11)Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условийдеятельности или переходе к решению принципиально новых задач.
12) Умениеделегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.
13)Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включениелюдей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода втень», умением обратиться за советом и помощью.
Все эти свойствасуществуют не каждое само по себе, и не в разрозненной хаотическойсовокупности, а в системе взаимодействия. Именно это и характеризует менеджераисследовательского типа.
1.4 Сущность исследования
Любое понятие, которым мыоперируем, должно иметь определение.
В философском словаре дается определение:
«Исследование, характерныйдля науки … способ производства нового знания, который предполагает явнуюфиксацию цели и средств познания, ориентируется методологическими нормамивоспроизводимости результатов, их доказательности и объективности» [Философскийэнциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989.].
В энциклопедическомсоциологическом словаре понятие «исследование» определяется следующим образом:
«Исследование – видсистематической познавательной деятельности, направленный на получение новыхзнаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем на основеспециальных стандартизированных методов (эксперимент, наблюдение) и т.д.»[Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995.]
В общем случае исследование может пониматься как научный труд илинаучное изучение рассматриваемого предмета, какого-либо объекта (явления) сцелью определения закономерностей его возникновения, совершенствования,развития и получения новых знаний. По существу, это один из основных видовпознания.
Вместе с тем исследование можно трактовать как вид познавательнойдеятельности отдельного человека или группы, коллектива исследователей, позволяющийна основе определенных теорий, методов и приемов познания изучить и оценитьсущность, особенности и тенденции развития явлений, определить особенности итенденции перехода из одного состояния в другое, получить и применить новыезнания в теории и на практике.
Это в полной мере относится к исследованию теории и практики управления,которое связано как со специализированной научной функцией, так и спрактической профессиональной работой в различных областях и сферах деятельностичеловека (менеджмента, экономики, производства, искусства, образования и т.п.).
Таким образом, исследование представляет собой процесс изучениякакого-либо объекта и получения новых знаний. Необходимость и значение любогоисследования определяется его потребностью и остротой рассматриваемой проблемыдля общества. В связи с тем, что итоги научных исследований являются важнейшимисоставляющими производительных сил, их роль в деятельности человека в настоящеевремя нельзя переоценить.
Результаты научных исследований освобождают человека от неинтересного,тяжелого, повторяющегося труда, позволяют заниматься творческой работой, в томчисле профессиональной научной деятельностью. Стремление заниматься творческойработой у человека заложено природой, так как результаты творчества позволяютоблегчить человеческую жизнь, сделать ее более интересной и в конечном итогепродлить существование человека как вида. Развитие творческой деятельности инаучной мысли человека привело к тому, что наука стала основной движущей силойнаучно-технического прогресса и развития всей современной цивилизации.
Развитие наук в настоящее время идет все более и более по прагматичномупути, что существенно повышает практическую роль исследований в деятельностичеловека. Сейчас настало время широкого использования достижений самыхразличных научных отраслей знаний, которые были получены при дифференцированномразвитии наук. Это, в свою очередь, приводит к интеграции научных дисциплин,обусловившей возникновение таких наук, как теория систем, теория управления,кибернетика, бионика, инноватика и др. Именно на стыке наук и в интегрированныхобластях знаний все чаще делаются новые научные открытия.
Многие считают, чтоисследования – этозадача научного работника, а в повседневной работе у менеджера для исследованийнет ни времени, ни необходимости. Это глубокое заблуждение. В современномменеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться понаучному, — главным фактором повышения эффективности управления.
Исследования позволяютувидеть,
— где находятся резервы?
— что мешает развитию?
— чего надо опасаться?
— что надо поддерживат?.
Развитие профессионализмав различных областяхдеятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественногоэлемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже несвязывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Этофактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например,об исследовании операций.
В связи с этим можнопостроить определениепонятия «исследование» через его основные признаки:
Исследование – это виддеятельности человека, включающий:
а) фиксацию целейисследования (имеющихся проблем);
б) выбор подходящихсредств познания (методов исследования);
в) распознавание проблеми ситуаций с помощью выбранных методов исследования;
г) определение происхождения проблем иситуаций (причин);
д) выявление свойств, содержания,закономерностей поведения и развития объектов исследования;
е) установление места этих проблем иситуаций в системе накопленных знаний;
ж) нахождение путей, средств ивозможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме впрактике ее разрешения.
В реальной практике этипризнаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем степеньпрофессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.
Обобщая выше сказанноесформулируем окончательное определение искомого понятия.
Исследование– это вид систематической познавательной деятельности, направленный на получение новыхзнаний, информации о каком- либо объекте (явлении), на изучение определенныхпроблем на основе фиксации целей, путей и средств познания, выбора специальныхстандартизированных методов сцелью применения полученных новых знаний в теории и на практике.
Исследование – это вид деятельности с болеебогатым содержанием, чем скажем, анализ, проектирование или диагностика.
Исследование проблемы илиситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ илипроектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, иклассификация, и построение показателей, и многое другое. Исследованиепредставляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.
В практике управленияшироко используется понятие исследование операций – прикладное направлениекибернетики, используемое для решения организационных (в т.ч. экономических)задач (распределения ресурсов, управления запасами, упорядочения и согласованияи др.).
Главным методом при этомявляется системный анализ целенаправленных действий (операций) и объективная (вчастности, количественная) сравнительная оценка возможных результатов этихдействий [Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1982.].
Современное управление,отражающее особенности иусловия развития производства и общества, технологии и самого человека, все вбольшей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствуетдинамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциалаи повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научностиуправления.
Что же чаще всегостановится предметом исследования систем управления? На практике исследуютсяфункции, цели, структуры управления, процесс принятия управленческих решений,кадровое и информационное обеспечение управления и др. (см. Лекции по «ИСУ»,тема7).
Так, например, исследованиесистем управления включает исследование основных функций управления
— предвидение(прогнозирование),
— планирование,
— организовывание,
— координирование (регулирование),
— мотивирование(активизация, стимулирование),
— контролирование.
Основные функции являютсяосновой реализации конкретных функций управления (конкретные управленческиедействия) и решений задач и остаются едиными на всех уровнях иерархии системыуправления, изменяясь лишь по содержанию и объему работ. Выделение конкретныхфункций управления осуществляется на основе функционального процесса разделенияи специализации труда.
Применительно к СУ функция управления
— это свойство системы, которое посредством связи воздействует наобъект управления для достижения какой-либо цели;
— это действие (работа), осуществляемое системой (ее компонентом)для достижения определенных целей.
Методологическая взаимосвязь функций управления и управленческихрешений осуществляется через виды управленческих работ и управленческих связей.Право принимать управленческие решения является условием распределения прав, обязанностей,ответственности в процессе выработки, принятия и реализации управленческихрешений.
Виды управленческих работ – это основа разработки операций и процедурв процессе управления. Это позволяет определить трудоемкость (объем работ пофункциям).
Операция – это простой вид управленческих действий, а процедура — порядок осуществления этих действий.
Управленческие связи, носящие информационный характер, конкретизируютуправленческую работу, материализуют ее. Определение связей дает количественныеи качественные характеристики (показатели) для оценки функции управления иуправленческих решений.
По отношению к исследуемому объекту функции управления могут внешнимии внутренними.
Внешние функции управления направлены на реализацию внешних связей объектасо смежными и вышестоящими СУ, а внутренние — на реализацию внутренних связейобъекта между функциональными подразделениями как одного уровня, так и разныхиерархических уровней.
Любая функция, как действие или работа, осуществляется частью иливсей СУ. При этом она должна быть достаточной и полезной для достижениячего-либо.
В ходе исследования СУ определяется не только число и характер выполняемыхфункций, но и их достаточность и качество их выполнения.
Главными обычно называют функции, непосредственно направленные надостижение определенной цели (функции, для которых создан исследуемый объект иотражающие сущность его поведения).
Основными называют функции, которые необходимы для реализацииглавных функций.
Остальные функции (обеспечивающие осуществление основных и дополняющиеих) — вспомогательными.
По своей полезности функции можно подразделить следующим образом:
-полезные, отражающие сущность, назначение и определяющие работоспособностьобъекта;
-бесполезные (излишние), не отражающие сущность объекта, не влияющие наработоспособность и приводящие к увеличению затрат на его содержание;
-вредные (излишние), не отражающие сущность объекта, его назначение, отрицательновлияющие на работоспособность и приводящие к увеличению затрат на его содержание.
Одной из основных задач в ходе исследования СУ является выявлениеизлишних (несвойственных, бесполезных, дублирующих) и, конечно же, вредныхфункций управления, что позволяет повысить его эффективность.
1.5 Цель исследования
В зависимости от предмета исследования СУ формулируется цель исследования.
Любое исследование эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленныецели исследовательских работ при соблюдении других условий (сроков и затрат). Всвязи с этим первостепенное значение имеет тот смысл, что заложен в содержаниепонятия «цель».
Следует отметить, что понятие цели трактуется во многихлитературных источниках неоднозначно, например:
• идеальноепредставление желаемого результата деятельности;
• идеальныйобраз того, чего человек или группа людей хотят достичь, поскольку цель — этото, что еще будет или должно быть, т.е. лишь возможное состояние объекта;
• осознаваемыйруководителями и исполнителями необходимый результат деятельности, имеющийколичественное и качественное определение, вытекающее из перспективных и социально-экономическихзаконов, а также требований, возникающих внутри самой организации;
• конечноесостояние результата, на достижение которого направлена деятельность организации;
• то,что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образомнаправленных действий;
Таким образом, термин «цель» следует воспринимать как желаемое ивыраженное:
1) количественно (сколько);
2) качественно (что) будущее состояние объекта, имеющего;
3) срок достижения (когда);
4) ответственного исполнителя (кто);
5) ограничения по ресурсам (чем).
Комплексное обоснование цели в условиях ужесточения конкуренцииприобретает ключевое значение, поскольку формулирование цели без необходимыхобоснований может привести к потерям на стадии ее реализации, во много разпревышающим экономию, полученную ранее. Кроме того, правильно сформулированныецели могут выступать как эффективный инструмент исследования.
Применительно к исследованию наиболее предпочтительно рассматриватьцель как желаемый новый исследовательский результат состояния предметаопределенного объекта исследования, выраженный качественно и (или)количественно, преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителейи ресурсов.
Очевидно, что цель не может быть тождественна будущему результатуисследования, а потому ее достижение носит вероятностный характер.
1.6 Объект и предмет исследования
Объект исследования в общем случае — это
— какие-либо организации, либо их объединения (трест, корпорация,холдинг, отрасль и др.), имеющие систему управления (СУ),
— отдельные системы и подсистемы, которые образуются в данной организациив процессе ее функционирования (социальные, экономические, технические,организационные, производственные, научные, политические, культурные, кадровыеи др.),
— совокупность элементов, из которых состоят эти системы и подсистемы,т.е. это то, что требует наличия системы управления (СУ).
— структуры организаций (порядок взаимосвязей элементов);
-внутренняя и внешняя среда, в которой функционирует данная организация;
Например, при исследовании ОАО «Молот» объектом является непосредственносамо ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством города объектомстановится рассматриваемый город.
Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объектаисследования:
-ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы исредства труда, трудовые ресурсы, информация, финансовые ресурсы),
-организационных (технология, методы и системы управления, организационнаяструктура),
-результатов функционирования объекта, например в виде продуктов иуслуг.
Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом.Информация о внутренней среде необходима исследователям для уточнения целейорганизации (в том числе социальных), определения внутренних возможностей ипотенциала, на которые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.
Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что невходит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет.Выделяют как минимум два уровня внешней среды:
-микросреда — ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (средапрямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы,структуры государственного регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты) и
-макросреда — дальнее окружение, косвенно влияющее на объект (среда косвенноговоздействия, т.е. факторы, которые могут не оказывать прямого немедленноговоздействия, но опосредованно влияют на функционирование объекта исследования —состояние экономики, НТП, социальные, культурные, политические изменения,групповые интересы внешних структур, изменения в других странах, влияющих напредприятие, и т.п.).
Внешнюю среду могут характеризовать:
-взаимосвязанность факторов внешней среды,
-уровень взаимосвязи, с которой изменение одного факторавоздействует на другие;
-сложность, определяемая числом внешних факторов, на которые объектисследования может реагировать;
-подвижность — относительная быстрота изменения внешней среды объекта;
-неопределенность — функция количества и относительной точностиинформации по конкретному фактору внешней среды; нестабильность — частотаизменений.
Очевидно, что исследователям необходимо объективно выявлять воздействиена организацию факторов как внутренней, так и внешней среды и адекватно ихучитывать.
Предмет исследования в общем случае — это то, на что направленновнимание исследователя и что является содержанием научного изучения,рассмотрения, познания и разрешения.
Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы,возникающие при построении, функционировании и совершенствовании СУ, прииспользовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений,элементов, подсистем и прочих составляющих системы.
В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализациейобщих функций управленческого цикла: прогнозирования, планирования, организовывания,координирования, регулирования, мотивирования, контроля, вопросы, связанные спроцессом разработки, принятия и реализации управленческих решений и т.п.
Например, при изучении СУ ОАО «Молот» предметом исследования являютсяпроцессы и отношения в СУ ОАО.
В рамках нашего учебного курса объектом исследования является система управления, а проблемы,возникающие в этой системе, являются предметом исследования.
1.7 Видыи характеристики исследований
Исследования могут бытьразными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболееподходящий вид исследования к определенной деятельности.
Наиболее распространеннымявляется деление исследований на такие виды, как:
— фундаментальные иприкладные;
— количественные икачественные;
— уникальные икомплексные.
Упорядочить всюсовокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологическогоанализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типовисследований, выделенных по различным критериям (табл.1.1.). Критерии отражаютосновные характеристики исследования и его практические потребности.
Табл.1.1.Участие персонала Организованность Цель исследования
Степень
научности
(методологическое обеспечение)
Информационное
обеспечение Ресурсы Время Индивидуальное Спонтанное Практическая
Эмпирическое,
прагматическое
На основе
внутренней информации Незначительные Непродолжительное Коллективное Организованное
Научно-
практическая
(образовательная)
Привлечение
научного
аппарата
Концептуальное информационное
обеспечение Значительные Продолжительное
Исследования различают поучастию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными,либо коллективными.
Например,припроведении системного анализа важное значение приобретает коллективисполнителей. В состав группы по проведению системного анализа должны входить:
• специалисты в области системного анализа — руководители группы ибудущие руководители проектов;
• инженеры по организации производства;
• экономисты, специализирующиеся в области экономического анализа,а также исследователи организационных структур и документооборота;
• специалисты по использованию технических средств и компьютернойтехники;
• психологи и социологи.
По степениорганизованности они могут быть спонтанными или организованными.
По цели можно выделить исследованияпрактические и научно-практические (образовательные).
Есть исследования,предназначенные просто для разработки эффективных решений и достиженияжелаемого результата — прикладные, но есть исследования, ориентированные наперспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня — научно-практические.
Можно строитьисследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппаратнаучного анализа, научной методологии. Исследования могут бытьэмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт иближайший, непосредственный результат, а могут носить научно-теоретическийхарактер, если они позволяют выявить тенденции, закономерности в развитиикаких-либо процессов, явлений.
Важным критериемтипологического выбора исследования является и критерий информационногообеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, ноболее глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширнойвнешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы иразрабатывать более эффективные рекомендации.
Различаются исследованияпо использованию ресурсов, и времени их проведения. Бывают исследованиянезначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие требующиезначительных затрат ресурсов.
По времени проведенияисследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные(непрерывные).
В зависимости от решаемых задач различают три основных типа исследования:разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) —наиболее простой тип исследования, имеющий целью получить оперативнуюинформацию.
Разновидностью разведывательного социологического исследованияявляется экспресс-опрос, задача которого — выявить отношение людей к актуальнымсобытиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения). Опросы к томуже могут быть массовыми (опрашиваются все управленческие работники или всеисполнители) или экспертными (опрашиваются только компетентные в данном вопросеспециалисты).
Описательное исследование — более сложный тип исследования, предполагающийполучение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемомявлении.
Аналитическое исследование — самый глубокий тип исследования, ставящий своейцелью не только описание изучаемого явления, но и выяснениепричинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидностьаналитического исследования — это эксперимент, который служит не столькометодом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.
Процесс совершенствования управления всегда предусматривает выбортого или иного типа исследования. Это позволяет получить больший эффект.
В практике управлениявстречаются все эти типы исследований.
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимоучитывать при его проведении и организации. Основными из них являются:
•методологияисследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств иметодов исследования;
•организацияисследования — порядок проведения, основанный на распределении функций иответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;
•  ресурсы исследования — комплекс средств ивозможностей (информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающихуспешное проведение исследования и достижение его результатов;
•  объект (система управления,относящаяся к классу социально-экономических систем) и
•  предмет исследования (конкретнаяпроблема, разрешение которой требует проведения исследования);
•типисследования,отражающий своеобразие всех характеристик;
•потребностьисследования— степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стильуправления;
•результатисследования— рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешениюпроблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;
•эффективностьисследования— соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и полученныхрезультатов.

1.8 Основные составляющиеисследования
В общем виде состав и порядок работ практически любого исследованияможет быть следующим:
1) сборинформации и выявление проблем;
2) определениеконкретного объекта и предмета исследования;
3) постановкацелей и задач исследования и определение критериев их достижения;
4) определение«границ» внутренней и внешней среды и осуществление структуризации исследуемойсистемы (в том числе разработка ее экономико-математической модели);
5) накоплениеи предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основепервичных предположений (рабочих гипотез);
6) анализимеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержанияи характеристик;
7) выявлениевлияющих на проблему факторов и их связей;
8) выявлениеследствий из сформулированных предположений и определение на их основе предполагаемыхрезультатов;
9) сборфактов и данных, необходимых для оценки точности сделанных на их основе гипотетическихпредположений;
10) определениеусловий, путей и методов решения задач;
11) формулированиеисходных гипотез;
12) теоретическийанализ исходных гипотез;
13) планированиеи организация экспериментов;
14) проведениеэксперимента;
15) анализи обобщение полученных результатов;
16) проверкаисходных гипотез на основе полученных фактов;
17) окончательнаяформулировка новых законов, закономерностей, фактов, тенденций, объяснений,обоснований и (или) научных прогнозов.
Прикладные исследования, как правило, включают этап внедренияполученных результатов.
1.9 Принципы исследования
Принципырассматриваются какисходные положения теории, руководящая идея, начальная фаза систематизациизнаний, а также как содержательное обобщение, основанное на анализе фактов, приэтом факты в свою очередь служат постоянной проверкой правильности ужеустановленных принципов. В теории управления под принципом понимается иосновное правило организации управления. Примером тому могут быть знаменитыепринципы А. Файоля и Э. Деминга.
Применительно к исследованию СУ понятие «принципы» можно рассматриватьв виде основных правил, положений, руководящих идей и норм, определяющихнаправления проведения и процессы организации познавательной деятельности,которых должны придерживаться исследователи и специалисты. Вместе с тем следуетотметить, что те или иные принципы необходимо использовать строго в зависимостиот целей, методологических подходов и применяемых методов исследования.
Помнению Фрейдиной Е.В., к ключевым принципам построения методологии иинструментария исследования систем управления следует отнести четыре группыпринципов [Фрейдина Е.В. Исследование систем управления: учеб. пособие/ подред. Ю.В.Гусева.- М.: Изд-во «Омега-Л»,2008.]

Рис. 1.1
/>
1) Общесистемныепринципы, выстраивающие логику построения конфигурации системы, а также логикуотношений и связей между элементами системы и системы с внешней средой. К нимотносятся целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды,иерархичность, управляемость, коммуникационность, единство анализа и синтеза,множественность описания каждой системы.
Целостность— принципиальнаянесводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов, аименно:
— свойство системы как целого не является суммой свойств элементов;
— свойство системы зависит от свойств и взаимовлияния элементов в процессефункционирования системы;
— элементы, объединенные в систему, могут терять ряд свойств, присущих им внесистемы;
свойство целостности связано с целью, для которой создаетсясистема.
Структурность— возможность описаниясистемы через установление ее структуры посредством отображения совокупностиэлементов и связей, действующих между ними. При этом поведение системы зависитне столько от поведения отдельных элементов, сколько от свойств ее структуры.
Взаимозависимостьсистемы и среды — одноиз условий существования системы. Система формирует и проявляет свои свойства впроцессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным объектом.Открытость системы, сращивание со средой наглядно проявляются в биологических,экологических, экономических, социальных, политических и других системах. Иесли не осуществлено конфигурирование системы, т.е. не выделена граница междусредой и специальным образованием, то понятие системы распространяется на всюсреду.
Иерархичность— структурнаяорганизация сложных систем, состоящая в разбиении (декомпозиции) системы настраты (уровни) и упорядочении взаимоотношений (взаимодействия) — от высшегоуровня к низшему. Иерархичность, или иерархическая упорядоченность, — один изпервых принципов построения сложных систем, подразумевающий подготовку системык целенаправленной деятельности, к управлению.
Всистемах, наделенных иерархической структурой, происходит децентрализацияуправления. Подсистемы или элементы нижнего уровня получают в свое распоряжениеправо принятия решений и неизбежно приобретают цель и определенную автономностьотносительно друг друга. Разрастание иерархической структуры представляет собойне бесконечный процесс и по той причине, что в системе назревают противоречиямежду частным и целым. Этим обусловливаются постоянные проблемы установленияоптимальной меры централизации и децентрализации и оптимального распределенияфункций и задач между иерархическими уровнями системы.
Управляемость— это способностьсистемы для достижения поставленной цели направлять (планировать,организовывать, регулировать и контролировать) на основе познания ииспользования объективных закономерностей свое развитие, своевременно вскрыватьпротиворечия и разрешать их, преодолевать негативные внутренние и внешние возмущения,осуществлять подготовку и принятие решений. В работе [60] отмечается, чтоуправляемость системы по своей содержательности сходна с понятием достижимости:обе характеризуют возможность выполнения задачи управления — достижения цели.
Коммуникационностъ.Организационная системане изолирована от других систем, а связана множеством информационных каналов сосредой, представляющей собой сложное и неоднородное образование. При выделенииобъекта из среды идентифицируются его связи, им придается ориентированность,частота обмена «сигналами», сила их воздействия и др. Получение и обработкаинформации о состоянии среды — сложная исследовательская задача. Коммуникациянеобходима и для осуществления связи между структурными единицами организации,чем достигается ее целостность как системы.
Единствоанализа и синтеза —принцип, лежащий в основе процесса познания любого объекта реальности; онподразумевает неразрывность анализа и синтеза в процессе мыслительнойдеятельности. Анализ формирует исходные знания для исследования и предполагаетрасчленение объекта, системы, явления на составные части, каждая из которыхизучается отдельно. Синтез противоположен анализу, но неразрывно связан с ним.Синтез — это соединение, интеграция различных элементов, сторон предмета вединое целое, в систему.
Множественностьописания каждой системы. Всилу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требуетпостроения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишьопределенный аспект системы.
2)  Общие принципы исследования, служащие основамипознавательного процесса. К ним относятся объективность как адекватное отображениеобъекта исследования, воспроизводимость (повторение), доказательность (верификация)и точность.
3)  Принципы исследования систем, характеризующиесистему как структурированный информационный фрагмент некоторой реальности,определяющий пространство ее познания;
Принципыисследования систем основываются на принципах общей теории систем. К нимотносятся: структурирование, системность, идентификация, абстракция,формализация.
Структурированиепредставляет собойрасчленение системы на «элементарные» (структурообразующие) единицы (элементы,объекты) и установление между ними отношений, подтверждающих целостностьсистемы. Подходы к структурированию системы весьма разнообразны и определяютсяпризнаком, выбранным исследователем для группирования однородных и распознаванияразличающихся между собой объектов. В качестве признака могут быть использованы:вид функциональной деятельности, уровни и циклы управления, виды функций ипроцессов управления и др. Полученная при этом некоторая структура отображаетотносительно устойчивый аспект системы и может рассматриваться как ееструктурная модель.
Системность— это исследованиеобъекта с двух взаимосвязанных позиций. Первая позиция заключается в том, чтоисследуемый объект рассматривается как система; вторая позиция определяетокружение системы как внешнюю среду, представляющую собой сложную систему.Между системой и внешней средой действуют двусторонние связи, наполненныесигналами. В основу принципа системности положены взаимозависимость системы исреды и единство анализа и синтеза. При исследовании внутренней средыорганизации системность проявляется в синтезе структурных и функциональныхэлементов, параметров и факторов, определяющих эффективность ее функционирования.
Идентификация(отождествление) —определение тождественности всей системы или ее элемента принятому аналогу илизамещение реального объекта формальным объектом, его моделью. Подидентификацией понимается и установление конкретного воздействия факторов насистему. В кибернетике идентификация объектов управления — выбор классаматематической модели, критерия соответствия модели и объекта, а такжепостроение модели по реализации его входных и выходных сигналов.
Широкоеприменение принципа идентификации в управлении связано с возрастающимиспользованием научного менеджмента, развивающего аналитический стиль управления.
Согласнопринципу множественности описания каждой системы, модель изучаемой реальностислужит основным инструментом исследования. Любая модель — это абстракцияреальной системы.
Абстракция— это формированиеобраза реальности посредством отвлечения и пополнения. Отвлечение упрощает, апополнение усложняет образ реальности. В качестве инструмента упрощения илипополнения в модели выступают идентификация и структурирование, которыепредшествуют абстракции.
Формализация— это отображение образареальности с использованием формальных языков, а именно языка математики,логики, семиотики, что позволяет освободиться от обращения к интуитивнымпредставлениям и перейти к более строгим выводам, утверждениям. Результатыформатизации — это прежде всего математические, имитационные, семиотическиемодели изучаемой реальности, а также различного вида алгоритмы, искусственные научныеязыки и др.
4)  Принципы кибернетики, отражающиефундаментальные основы изучения целенаправленного поведения системы, независимоот объекта его приложения.
К общимпринципам кибернетики как науки о единстве процессов управления, независимо отобъекта их приложения, относят: обратную связь, черный ящик, внешнеедополнение, преобразование информации, целенаправленность управления иэквифинальность.
1) обратнаясвязь — поток информации, поступающий после измерения результатов функционированиясистемы или ее части в систему управления для выработки воздействия на алгоритмуправления;
2) «черныйящик» — система (объект), в которой внешнему наблюдателю доступны лишь входныеи выходные параметры, а внутреннее устройство и протекающие в ней процессы, по«причине недоступности для изучения или в связи с абстрагированием, не являютсяпредметом исследований»;
3) внешнеедополнение — включение «черного ящика» в цепь управления в условиях, когдаиспользуемый язык формализации недостаточен для описания реальной ситуациисистемы и этот недостаток устраняется путем процедуры внешнего дополнения;
4) преобразованиеинформации — система рассматривается как «машина для переработки информации» сцелью ее упорядочения, снижения неопределенности и разнообразия, и это делаетповедение системы предсказуемым;
5)  целенаправленность управления — «управление — неотъемлемое свойстволюбой системы», а система «является организмом, обладающим своей собственнойцелью и своим собственным единством»;
6)  эквифинальность — существование конечногонеупорядоченного множества путей перехода системы из различных начальныхсостояний в финальное состояние, т.е. переход системы из начальных состояний вфинальное задан не единственным образом.
Впредставленной ниже таблице 1.2. показана вся совокупность основных принциповисследования и их краткая характеристика.
Табл.1.2.Наименование принципа исследования системы управления
Краткая характеристика принципа исследования
системы управления  1  2 Целеустремленность Проведение исследования обусловливает наличие ясной, определенной цели и должно стремиться, не взирая на трудности и помехи, к достижение установленных целей (целевых установок). Исключение могут составлять только некоторые фундаментальные исследования Целенаправленность Проведение исследований предполагает продвижение от поставленных целей к тождественным результатам, т.е. выполнение исследовательских работ по обеспечению целевых установок (целей). Это реально осуществимо в рамках целевых подсистем и позволяет: установить границы исследования; использовать ресурсов по назначению, величине, структуре и времени; обеспечить адресность выводов Системность СУ исследуется как единое явление и соответственно как целостная подсистема, входящая в организационно-экономическую систему предприятия (организации) и состоящая, в свою очередь, из подсистем, субподсистем и элементов. При этом исследование следует осуществлять на всех иерархических уровнях непосредственно системы управления и управляемой системы, рассматривая другие субъекты управления как вышестоящих, так и нижележащих уровней (межотраслевом федеральном; отраслевом федеральном; межотраслевом субъектов Федерации; отраслевом субъектов Федерации; территориальном — городском, районном; объединения организаций; организации; цеха, отдела; участка, бюро; бригады, группы; рабочего места). Важное значение имеет также необходимость проведения исследовательских работ с учетом всех стадий и этапов жизненного цикла исследования СУ. На основе всего этого обеспечивается необходимая полнота и достоверность исследования Обусловленность исследовательских функций целями исследования Состав и содержание исследовательских функций находятся в тесной в зависимости от целей исследования Первичность исследовательских функций Исследовательские функции определяют требования к исследователям, их численности, используемому научно-методическому инструментарию и т.п. Функциональность Исследованию подвергается целостный комплекс функций системы управления, обеспечивающий принятие эффективных решений для достижения целей и задач социальной организационно-экономической системы организации. В зависимости от уровня управления содержание управленческих функций может быть различно. Для более высокого уровня приобретают значимость функции, связанные с организацией, координацией и регулированием, активизацией и стимулированием. Причем воздействия в этом случае, как правило, должны носить такой характер, который соответствовал бы рыночным отношениям, собственности и уровням управления Объективность Исследования СУ осуществляются на основе беспристрастности и непредвзятости, научной корректности и соответствия реальности, что обеспечивается фактологией исследования, количественной и качественной определенностью, построением гипотез, использованием соответствующих методов исследования, выбором показателей, отражающих состояние СУ и ее элементов, подбором исполнителей определенной квалификации, выбором информативной базы для сравнения при проведении исследований, адекватными оценками исследовательских результатов Соблюдение правовых норм Проведение исследований и использование их результатов основывается на соблюдении действующих правовых норм и нормативных актов Своевременность Проведение исследований и использование их результатов в нужное время Развитие и движение (динамичность) При исследовании СУ все явления и отношения должны рассматриваться с учетом функционирования системы и изменения качества, жизнеспособности, приспособляемости Научность Исследования проводятся на основе современных достижений науки, техники и практики с учетом объективных законов и закономерностей системного управления познавательными процессами Прогрессивность Цели, методы, принципы исследований СУ должны соответствовать передовым достижениям науки и техники Необходимое разнообразие Сложность и качество исследования должны соответствовать системе управления Проверяемость практикой Ход и результаты исследования СУ ориентированы на получение практического эффекта, что позволяет реально оценить вклад в практику управления Взаимодействие При исследовании СУ обязательно обеспечение взаимосвязей целей и функционирующих подсистем, элементов как между собой, так и со всеми другими внешними по отношению к организации системами Комплексность Обязательно должна быть взаимная увязка всех связанных с исследованиями мероприятий, элементов, подсистем, стадий жизненного цикла, иерархических уровней и всего комплекса методов для достижения целей познания СУ Преемственность Каждое исследуемое явление рассматривается с позиций его происхождения, этапов существования, ретроспективной цепочки изменений и исторических тенденций, что должно выражаться в максимальном использовании передового отечественного и зарубежного опыта исследования СУ. Это позволяет повысить вероятность получения новых результатов, минимизировать трудоемкость и затраты на проведение исследования Оптимальность Предусматривается многовариантная проработка проведения исследовательских работ и выбор в соответствии с определенным критерием целесообразного для проводимого исследования варианта Перспективность При проведении исследования СУ учитывается возможность использования методики и результатов исследования для дальнейшего развития исследовательской деятельности в области управления в целом и развития рассматриваемой СУ в частности Простота Используются легко доступные, не сложные и не трудоемкие методы исследования, разработки и принятия исследовательских решений Доходчивость Предполагается понимание каждым исследователем и работающим всего того, что касается основополагающих вопросов исследования и реализации их результатов при внедрении в СУ Согласованность Исследование должно быть согласовано с целями, задачами, стратегией, тактикой, временем функционирования и уровнями управления СУ Специфичность Имеет место обязательный учет при проведении исследования особенностей объекта Оперативность Исследовательские операции выполняются быстро и эффективно; своевременно устраняются отклонения от установленного хода процесса познания Автономность Исследования СУ должны быть относительно самостоятельными Экономичность Характерно стремление обеспечить снижение затрат на всех этапах исследования СУ, чтобы повысить эффективность исследовательских работ Комфортность Исследователям создается максимум удобств для творческой работы и реализации их потенциала и возможностей, в том числе обеспечивается психологический комфорт Параллельность Обязательно одновременное проведение отдельных видов исследовательских работ для сокращения сроков и повышения оперативности исследований Специализация Имеет место рациональное разделение исследовательского труда в СУ Концентрация Выполняются однотипные исследовательские задачи в одном исследовательском подразделении и (или) обеспечивается концентрация усилий работников на достижение основных целей и решение задач исследования СУ Адаптивность Обеспечивается приспособляемость проводимых исследований к изменяющимся внешним и внутренним факторам, влияющим как на организацию исследовательских работ, так и на СУ Систематичность Предполагаются постоянное непрерывное и сравнительно ритмичное выполнение всех работ по исследованию СУ, а также обоснованная долговременность действий, обеспечивающих реализацию исследовательских решений Научное равенство Каждому исследователю обеспечивается свободное высказывание гипотез, идей, мнений, оценок, предложений. Истинность и применимость высказываний должна оцениваться независимо от их авторства, что исключает учет должностного положения, научных степеней и званий, прежних заслуг и т.п. каждого из участников исследования СУ Консультативность При проведении исследований должна быть обеспечена возможность свободного выбора консультантов и использования консультаций. Каждый участник исследования должен иметь возможность получать и (или) давать консультацию. Ответственность Обеспечивается реальная индивидуальность и коллективная ответственность за результаты деятельности исследования СУ Активизация и стимулирование При проведении исследования СУ исследуется комплекс методов, обеспечивающих усиление заинтересованности в высококачественном, производительном, новаторском и, главное, осознанном труде каждого исследователя (работника) и всего исследовательского коллектива (персонала организации) в целом Коллективное творчество Привлекается широкий круг исследователей и специалистов разного профиля и уровня (от руководителей до рядовых специалистов и рабочих включительно). Процессы коллективного творчества должны управляться
Творческая
активность У каждого участника исследования должны быть внутреннее стремление к активным действиям и право на проявление своих творческих способностей и свободы мышления (полетов мысли, фантазий, воображения, высказывание любых идей) для достижения целей исследования. На действующих СУ менеджеры и весь персонал должны обладать исследовательской креативностью и инновационностью мышления. Развитие и проявление таких свойств у них следует мотивировать, что, в конечном итоге, должны обеспечить как знания, умения и навыки, так и интерес к достижению целей деятельности, самостоятельную созидательную инициативу при проведении исследований Методический подход Проведение исследования должно осуществляться не в случайной последовательности, а по заранее обоснованной технологии, оформленной в определенную методику Замкнутость общих исследовательских функций (замкнутость исследовательского процесса) Происходит реализация общих исследовательских функций, включая предвидение (прогнозирование), планирование, организацию, координацию, мотивацию, выполнение работ, контроль, учет, анализ и регулирование исследовательской работы. Все эти общие функции в своей основе во многом аналогичны общим функциям менеджмента
Все принципы исследованиявзаимоувязаны между собой и при проведении исследовательских работ их следуетиспользовать в комплексе
исследование система управление

Литература
1. Анохин П.К. Избранные труды:Философские аспекты теории функциональной системы.-М.: Наука,1978.
2.Афаеасьев В.Г. Общество:системность, познание и управление.- М.: Политиздат,1981.
3. Белов В.Г., Смольков В.Г. ИСУ(Исследование систем управления).- М.: Луч, Эликта-Принт,2000.
4. Беляев А.А., КороткоеЭ.М. Системология. — М.: ИНФРА-М, 2000.
5. Валуев С.А., Волкова В.Н.,Игнатьева А.В. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. — Л.: Политехника, 1991.
6. Валуев С.А, ИгнатьеваА.В. Организационный менеджмент. — М.: Машиностроение, 1993.
7. Голубков Е.П. и др.Маркетинг: выбор лучшего решения. — М.: Экономика, 1993.
8. Исследование систем управления:Учеб. Пособие/ Под ред. Короткова Э.М. – М.: ИНФРА-М, 2003.
9. Клир Дж. Системология.Автоматизация решения системных задач. Пер. с англ. М.: Советское радио, 1979
10. Коротков Э.М. Исследование системуправления.- М.: ООО Издательско — Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2003.
11. Ларин А.А.Теоретические основы управления: Учебное пособие. Ч.1. Процессы, системы исредства управления. -М.: РВСН, 1998
12. Малин А.С., Мухин В.И. Исследованиесистем управления: Учебник для вузов.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.
13. Мессарович М., МакоД., Тахара И. Теория иерархических многоуровневых систем: Пер. с англ. М., Мир,1973.
14. Мишин В.М. Исследование системуправления: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.
15. Мыльник В.В., Титаренко Б.П.,Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учеб.пособие. – М.: ЦИТОО,2001.
16. Оптнер С.Л. Системныйанализ для решения деловых и промышленных проблем: Пер. с англ. –М.: Советскоерадио, 196917. Основы общей теории систем: Учебное пособие.Ч.1. СПб.: ВАС, 1992
18. Партер У. Современныеоснования общей теории систем.: Пер. с англ. М.: Наука, 1971.
19. Ременников В.Б. Разработкауправленческого решения. Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
20. Рогожин С.В. Исследование системуправления: Учеб. пособие.- М.: Национальный институт бизнеса, 1999.
21. Словарь-справочник менеджера./Под ред. М.Г. Лапусты. —М.: ИНФРА, 1996.
22. Скоун Т. Управленческийучет./Пер. с англ, под ред. Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ, 1997.
23. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебноепособие. –М.: Юнити, 1998
24. Справочник директорапредприятия. /Подред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА, 1998
25. Теория управления.Терминология: Сборник рекомендуемых терминов. Вып. 107. –М.: Наука, 1988
26. Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева,З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. — М.: ИНФРА-М, 1999.
27. Философский энциклопедическийсловарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989.
28. Энциклопедический социологическийсловарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.