Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Бийский технологический институт
Алтайского Государственного Технического
Университета им. И.П.Ползунова
Кафедра экономики предпринимательства
Организация предпринимательской деятельности
РЕФЕРАТ
Инновации в современном предпринимательстве
Выполнила: студентка гр. ЭУП-54
Тресина Е.С.
Проверила: доцент Волкова Т.Н.
Бийск
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........
1.1.ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ИНОВАЦИЙ.................................................................
1.2. ИННОВАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................
2. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА...............
3. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА.....................................................
4. РИСКИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ......................
4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................
4.2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СНИЖЕНИЯ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................
Список литературы...................................................................
ВВЕДЕНИЕ.
Развитие рыночных отношении, приватизация государств и муниципальной
собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов
производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций
изменили механизм управления научно-техническим прогресс, повлияли на
темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.
Как ни парадоксально, но именно в настоящее время Белорусия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развития новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок цен бумаг, рынок капитала и инноваций, рынок труда и др. В этих условиях инновационной деятельностью бук вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограничен ответственностью в сфере малого бизнеса.
В своей работе я рассмотрю следующие вопросы: общая характеристика
инновационной деятельности, сущность инновационного предприниматель,
расскажу о роли инноваций и интеллектуальной собствен, рассказывается о
рисках и путях их минимизации.
Предпринимательская деятельность вообще, а в на-технической сфере
особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень
неопределенности, часто невозможно доведения конструкторских и
технологических раз до практического внедрения и получения
соответствующих коммерческих и финансовых результатов.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1.ОБЩИЕ
ПРИЗНАКИ ИНОВАЦИЙ.
Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в
новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат
ресурсов (энергии, времени, финансов и т. п.). Процесс перевода новшества
(новации) в но (инновации) также требует затрат различных
ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических. Отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными факторами инновационной деятельности выступают новшества. Новшества фор рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основные компонента и образуют сферу инновационной деятельности
Под инновациями в широком смысле понимается при (рентабельное)
использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг,
организационно-технических и социально-экономических решений
производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.
Период времени от зарождения идеи, создания и рас новшества и до
его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.
В теории и практике нет единого подхода к составу этапов жизненного цикла продукта и, тем более, вида услуг. В методологии комплексной системы управления а качеством продукции (КС УКП), которая широко используется в странах СНГ, рассматривается четыре стадии жизненного цикла продукта: исследование и разработка: изготовление; обращение и реализация: эксплуатация и потребление.
В соответствии с международной практикой (ИСО 9004) жизненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы:
маркетинг, поиск и изучение рынка: проектирование и (или) разработка
технологических требований: разработка продукции: материально-техническое снабжение; подготовка и разработка производственных процесс; производство:
контроль, проведение испытаний и обследований: упаковка и хранение;
реализация и распределение продукции: монтаж и эксплуатация; техническая
помощь и обслуживание: утилизация продукции после использования. Многообразие форм инноваций не позволяет сформулировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процесса представляется возмож, рассмотрев его основные составляющие.
Рынок новшеств (новации). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат — продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими актами.
В мировой практике принято различать научная (научно-исследовательскую), научно-техническую деятель, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования — экспериментальные и теоретическая деятельность, ориентирован на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества;
прикладные научные исследования — научная деятельность, направленная на
достижение практических ре и решение конкретных задач.
Научно-техническая деятельность имеет целью полу, распространение и
применение новых знаний в сфере решения технологических, инженерных,
экономических, социальных и гуманитарных проблем, обеспечение
функционирования науки, техники и производства как единой системы.
По мнению С. Жизнина,[1] наиболее важными качествами для человека, готовящегося стать предпринимателем, являют:
инициатива, искренность, честность, дружелюбное отношение к другим людям, способность руководить людьми, чувствовать ответственности, хорошие организаторские способности, решительность, целеустремленность, упорство и настой, творческое начало, готовность идти на оправданный риск,
работоспособность, финансовый склад ума.
В ходе осуществления предпринимательской деятельности предприниматель выполняет разнообразные функции, основ из которых являются: определение целей, задач, проблем, стоящих перед фирмой; рациональное размещение капитала и средств фирмы; эффективное использование материальных, трудовых, фирменных ресурсов;
создание условий, в которых персонал фирмы достигал бы намеченных результатов; контроль за использованием вложенных средств: преодоление косности и рутины во внешней среде предприятия;
творческое решение нестандартных ситуаций; организация рекламы: формирование имиджа фирмы; контроль за осуществлением сделок и др. Следует отметить, что всякий предприниматель выступает в качестве делового человека, но не вся деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателя, так как предпринимательство характеризуется обязательным вовлечением в свою деятельность инновационного момента — будь то производство нового для рынка
товара, смена профиля деятельности или основание нового предпринимательства.
Предпринимательство как форма экономической деятельности может осуществляться в двух основных видах (или их комбинации):
1) путем осуществления непосредственных производитель функций, то есть
посредством производства товара, про, услуг (производственное
предпринимательство);
2) путем осуществления посреднических функций, т. е. ока услуг,
связанных с продвижением товара от непосредственного производителя к его
потребителю (посредническое предпринимательство).
В экономической литературе выделяются две модели предпринимательства:
классическая и инновационная. Классическая модель предпринимательства
(традиционное, репродуктивное, рутинное предпринимательство). При этом
Предприниматель стремится организовать работу с расчетом на максимум
отдачу ресурсов. Считается, что именно в рамках данной модели формируется концепция управления ростом производства, воплощение которой требует времени для провода ряда мероприятий за счет внешних дел предпринимательской фирмы факторов — субсидирования, протекцио со стороны правительства. Приводятся в движение и внутренние резервы фирмы для повышения рентабельности, модернизации производства и обновления ассортимента продуктов.
Вторая модель — инновационное предпринимательство (продуктивное), которое предполагает поиск новых путей раз предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом, или инновациями. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме обычно включает в себя инновационный процесс. В том случае, если производство пол основывается на инновациях, то результатом такой его организации выступает новый товар или же товар с новыми характеристиками, свойствами.
1.2. ИННОВАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как “но”, “новшество” и “инновация”. В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют. “Новшество” характеризует определенную новизну, и в этом смысле дан понятие близко к понятию “изобретение”. “Нововведение” — это освоение новой техники и технологии, улучшенных методов организации и управления. “Инновация” же -это “деятельность, направленная на разработку, создание и рас новых видов изделий, технологий, организационных форм”[2].
Существует и другое определение: “Инновация — это нововведение, комплексный процесс создания, распределения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей меняющихся под воздействием развития общества”.
Э.А. Уткин в работе “Управление фирмой” определяет ин (нововведение) как
объект, внедренный в производство в результате проведенного научного
исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.[3]
В общем плане инновации — это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой про на основе внедрения достижений науки, техники, тех, это закономерный, объективный процесс
Совершено общественного производства. Различают следующие виды
инноваций:
1.По степени радикальности (новизны):
базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся
основой формирования новых поколений и направлений развития техники;
улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и
преобладающие на” сказах распростра и стабильного развития научно-
технического цикла;
псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений
техники и технологии.
2. По характеру применения:
продуктивные инновации, ориентированные на производ и использование
новых продуктов; технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии: социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур; комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений; рыночные, позволяющие реализовать потребности в про, услугах на новых рынках.
3. По стимулу появления (источнику): инновации, вызванные развитием наукой и техники: инновации, вызванные потребностями производства; инновации, вызванные потребностями ]рынка.
4. По роли в воспроизводственном процессе:
инновации потребительские; 'инновации инвестиционные.
5. По масштабу:
инновации сложные (синтетические); инновации простые.
Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что
процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру,
следовательно, формы их органи, масштабы и способы воздействия на
инновационную деятельность также отличаются многообразием.
Побудительным механизмом развития инноваций в пер очередь является
рыночная конкуренция. Производителей и потребители в процессе использования
устаревшей тех и технологии получают дифференциальный убыток, в
результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе
инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные
инновации, имеют воз снижать издержки производства и соответственно
стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следст чего является
укрепление своих позиций в конкурент борьбе с фирмами, предлагающими
аналогичные товары продукцию, услуги).
2. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Инновации служат специальным инструментом предпринимательства,
причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П. Дракер отмечает, что “предпринимателей отличает инновационный тип мышления.
Инновационность — особый инструмент предпринимательства”. [5]
Таким образом, задача предпринимателя-новатора —
революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.
Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и
соответственность. В общем плане инновационное предпринимательство
можно определить как общественный технический экономический процесс,
приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и тех путем практического использования нововведений.
В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:
1)инновация продукции:
2)инновация технологии;
3)социальные инновации.
Первый вид инновационного предпринимательства —
представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия,
обеспечивающий выживание фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, сохранение клиентуры, укрепление независимого
положения, повышение престижа, создание рабочих мест и т. д. Второй
вид — инновация технологии — это процесс обновления производственного
потенциала, на повышение производительности труда и экономии
энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность
увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствование техники безопасности, провести мероприятия по за окружающей среды, эффективно использовать внутри информационные системы. Последний вид
предпринимательства— социальные инновации — представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций этого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам пред перед сотрудниками и обществом в целом.
На основе способа организации инновационного процессса в фирме можно выделить три модели инновационного пред:
1) инновационное предпринимательство на основе внут организации, когда
инновация создается и (или) осва внутри фирмы ее специализированными
подразделе на базе планирования и мониторинга их взаимодейст по
инновационному проекту:
2) инновационное предпринимательство на основе внеш организации при
помощи контрактов, когда заказ на со и (или) освоение инновации
размещается между сто организациями:
3) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при
помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчур фирмы, привлекающие дополнительные сторонние среды.
В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и
освоение новых видов продукции (товара, услуг), изготовление, создание
вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителями.
Для освоения и изготовления нового вида товаров (продукта, услуг)
предпринимателю необходимы оборотные средства в виде материалов, используемых в процессе создания научно-технической продукции: энергии, необходимой для обработки материалов, и другие ресурсы. Кроме этого, может возникнуть потребность в комплектующих изделиях, полуфабрикатах, т. е. готовых составных частей, которые мо быть использованы при изготовлении научно-технической продукции. Необходимые материалы, сырье и комплекты изделия (М) предприниматель приобретает у собственных оборотных средств, оплатив их
стоимость (Дм). Для производства научно-технической продукции (товаров,
услуг) предпринимателю также необходимы основные средства (ОС) в виде
сооружений, помещений, специального оборудования, оснастки, инструментов и т. п. Предприниматель может прибрести их у собственников ОС или арендовать. За требуемые для инновационной деятельности ОС необходимо уплатить денежную сумму (Де), размер которой зависит от вида и количества необходимых для деятельности ОС и их стоимости. Для осуществления инновационной деятельности предпринимателю также необходимо привлекать научно-технические кадры,
производственный персонал, т. е. рабочую силу (РС), затрачивая на это
определенные денежные ресурсы (Д ).
Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов;
управление созданным предприятием. Дли инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мел. На рис. 1 представлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательства при разработке товара-новинки.
Формирование инновационных идей
¯
Отбор наиболее перспективных идей
¯
Детальная разработка замысла и его экспертная оценка
¯
Разработка всех деталей бизнес-плана в отношении отобранных идей
¯
Экспертная оценка бизнес-плана
¯
Экспериментальное производство товара и испытание в условиях рынка
¯
Корректировка схемы производства и продвижения товара на рынке
¯
Начало массированного производства товара и его продвижения на рынке на
основе скорректированной схемы
Рис. 1 Схема основных этапов разработки товара-новинки
Таким образом, инновационную идею можно определить, как реально существующую возможность производства ори товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов или модификаций, а также новых марок. Для
предпринимателя важно выделить для себя те же информационных источники, которые помогут ему найти какую-то определенную инновационную идею. Такими источниками могут быть конкретные знания: о рынке и его потребностях; о появлении новых технологий, материалов, способов производства; о существующих структурных или географических разрывах в обеспеченности каким-то определенным товаром.
Предложение по разработке товара (ассортимента новой продукции)
1. Автор предложения
2. Название отдела
3. Наименование предлагаемого товара
4. Мотивация предложения
5. Содержание предложения
6. Эскиз
7. Мнение автора предложения по перспективам сбыта предложенного товара или ассортимента, возможной конкуренции его с подобными товарами других предприятий на рынке сбыта и др.
При выявлении источников инновационных идей вызова интереса классификация Питера Дракера, который выделя семь источников инновационных идей;
неожиданное событие (для предприятия или отрасли — неожиданный успех,
неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие);
не конгруэнтность — несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней (“такая, какой она должна быть”);
нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса
следует иметь в виду те его недостатки и “слабые места”, которые могут и
должны быть устранены); внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
демографические изменения;
изменения в восприятия, настроениях и ценностных ус;
новые знания (как научные, так и ненаучные).[6]
После формирования инновационных идей перед фирмой стоит задачи отбора наиболее перспективных идей. Выбирая инновационную идею, предприниматель должен учитывать не только необходимость данного продукта, но и то, насколько реально его осуществление, поскольку, если отсутствуют средства, необходимые навыки или же если возникают непреодолимые препятствия, то хорошая идея может оказаться нереализуемой. Прежде чем предпринимательской фирме принять решение о внедрении какой-либо инновации, необходимо выяснить некоторые моменты. Во-первых, нужно выяснить, имеет ли тот или иной продукт хорошие шансы на рынке (если речь идет о товарной инновации). Зарубежные экономисты для подобного анализа предлагают ответитьна следующие вопросы: Имелись ли основания для поисков идеи нового продукта?
Существует ли вообще необходимость в создании нового продукта?
Есть ли необходимость замены одного продукта другим? Является ли новый
продукт органичным продолжением предыдущего ряда продуктов?
В состоянии ли фирма вообще осуществить идею выпуска нового продукта либо получить такой продукт? Сможет ли фирма продать такой товар? Заполняет ли новый продукт какую-либо нишу на рынке? Можно ли охарактеризовать новый продукт как прогрес или как ностальгический, т. е. “в стиле ретро”? Осуществлял ли кто-нибудь ранее подобные идеи, если да, то насколько успешно? Могут ли возникнуть схожие идеи новых продуктов у кон? С каким финансовым риском связана идея нового продукта" Может ли идея нового продукта иметь рекламный успех"
На какой рынок лучше сориентировать идею нового продукта?
Какие реальные рыночные шансы имела бы реализация идеи нового продукта? Во-вторых, при принятии окончательного решения в свя с инновационной идеей, в том числе к связи с конструкторско-исследопательскими работами, необходимо ответить еще на два важнейших вопроса: о реальной прибыли и реальном риске и ответы на эти вопросы должны сводиться к следую: А. Прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию.
Б. Связанный с проектом риск должен находиться в предельно допустимом
соотношении с прибылью от его реализации.[7]
Кроме этого, даже очень перспективная идея сама по себе не гарантирует
предприятию-новатору автоматический успех на рынке. Для того чтобы достичь
намеченных целей и полу монопольную сверхприбыль от инновационной
деятельности, предпринимательской фирме необходимо соблюдать некоторые условия и отвечать определенным требованиям.
1. Необходимо четко представлять объем спроса потенциальных потребителей на новшество, его экономически выраженные преимущества перед уже существующими способами удовлетворения данной потребности. Кроме этого, необходимо выявить ресурсные ограничения, которые возникают при создании, производстве и сбыте нововведения, т. г. важно правильно составить всесторонний прогноз экономического по новшества.
2. Для успешного развития инновационного предприятия обязательным условием является соответствие персонала пред определенным требованиям.
Значительную роль для успеха имеет возраст основателей фирмы (в среднем 30—35 лет) и их личностные качества: высокая работоспособность,
ком, целеустремленность, компетентность.
3. При ограниченности материально-финансовых ресурсов и рыночной
неопределенности значительную роль в успехе инновационных предприятий играет качество организации и управления. В связи с этим именно малые инновационные Предприятия наиболее эффективны, так как для них характерно отсутствие строго формализованных структур управления, что обеспечивает быстроту и гибкость в принятии решений.
3. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь продумать тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективен для одного предприятия, может оказаться неэффективен для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность
предприятия, уровень компетентности персонала не основным направлениям
инновационного проекта, состояние основных фондов и т. п. Все эти факторы оказывают влияние на результативность инновационного проекта, но оценить их количество очень трудно, а в некоторых случаях и невозможно, поэтому их не учитывать на стадии отбора проектов. Поскольку ни каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы опенки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. На основе
этих факторов выделяют определенный критерии для оценки инновационных
проектов, которые включают в себя[8]:
цели, стратегия, политика и ценности предприятия: маркетинг:
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; финансы;
производство.
4. РИСКИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
4.1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность неизбежное условие хозяйствования.
Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.
Предпринимательство связано с неопределенностью эко конъюнктуры,
вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из много вариантности сфер приложения капиталов и
раз критериев предпочтительности инвестировании средств, из
ограниченности знаний о сферах бизнеса и ком и многих других
обстоятельств.
Экономическое поведение предпринимателя при рыноч отношениях основано на выбираемой, на свой риск реализуемой индивидуальной программе предпринимательской деятельности в рамках возможностей. Каждый участник Рыночных отношений изначально лишен заранее известных, от заданных параметров, гарантий успеха: обеспечен доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупатель способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов предпринимательской н другой экономической деятельности.
Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления
предпринимательской деятельности. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). Об уровне риска инновационной деятельности свидетель тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успеха добиваются лишь одно-два. Высокий риск, од, сопровождается, как правило, и высокой его компенсацией: возможная норма прибыли от внедрения инновационных проектов гораздо выше обычной, получаемой при осуще других видов предпринимательской деятельности. Именно это и позволяет инновационной сфере существовать и развиваться. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект; если же таких проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, согласно закону больших чисел риск минимизируется и вероятность успеха инновационного предпринимательства. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что перекрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам.
В общем виде риска инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производстве новых товаров и /слуг, в разработку новой техники и тех, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.
В целом риск, возникающий в инновационном предприятии, включает в
себя следующие основные виды риска: риски ошибочного выбора инновационного проекта; риски не обеспечения
инновационного проекта достаточным уровнем финансирования;
маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, не для реализации инновационного проекта: маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта; риски неисполнения хозяйственных договоров (контрак); риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов: риски усиления
конкуренции:
риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обес;
риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, и
др.
Одной из причин возникновения риска ошибочного выбора инновационного проекта является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных ин собственников предприятия. Если собственники предприятия стремятся к быстрейшему нарастанию капитала или к распределению прибылей от его деятельности в пользу других предприятий, владельцами которых они являются, то в этом случае долгосрочная экономическая цель реализации ин проекта в виде максимизации доли предприятий на рынках сбыта не будет достигнута.
Специалисты также могут ошибиться в оценке современного финансового
состояния предприятия и его перспектив на рынке. Положение предприятия может оказаться таким, что поставленные в инновационном проекте цели необходимо будет пересматривать. Поэтому целью реализации инновационного процесса должно стать освоение ресурсосберегающих технологий. Следующей причиной возникновения риска неправильного выбора цели инновационного проекта может явиться ошибочная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых “авторских” инновационных проектов, разрабатываемых учеными.
Риски не обеспечения инновационного проекта достаточным уровнем
финансирования включают в себя нижеследующие.
1. Риск неполучения средств, необходимых дли разработки инновационного
проекта. Данный риск характерен для ситуации, когда инновационный проект требует больших финансовых средств, а предприятие не смогло их получить.
Этот вид риска возникает в случае, если предприятие не сможет привлечь
инвесторов для финансирования проекта, то есть если не сможет убедить их в достаточной эффективности инновационного проекта.
2. При выборе источника финансирования инновационного проекта у предприятий существует три возможных варианта (финансирования. Первый метод—самофинансирование про, второй — опора делается на внешние источники финансирования, третий представляет собой комбинацию вышеназ.
Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования.
На рынке инноваций, как правило, действуют десятки и сотни фирм, что является причиной возникновения рисков из-за усиления конкуренции инновационных предприятии (фирм), научно-исследовательских организации. Причинами возникновения данного вида риска могут быть следующие: утечка конфиденциальной информации либо но вине со фирмы, либо в результате промышленного шпио, предпринятого конкурентами;
несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о кон или отсутствие достоверной
информации о конкурентах; замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров;
недобросовестность конкурентов, заключающаяся в использовании в процессе конкурентной борьбы методов недо конкуренции;
появление на рынке производителей из других отраслей. предлагающих
однотипные, взаимозаменяемые товары, спо удовлетворить спрос
потребителей; выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой дей данная фирма;
появление местных новых фирм-конкурентов; экспансия на местный рынок
производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров. Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам. Так, риск не обеспечения условий патентования технических, дизайновых и маркетинговых решений возникает в результате недостаточно “плотнели” патентной защиты изобретения, тех. Упущения при проведении патентной политики предприятия могут свести на нет все рыночные преимущество нововведений при сбыте новых и усовершенствованных
продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления патента, несвоевременного получения лицензии. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием.
В некоторых случаях предприятия в целях экономии средств проводят
патентование изобретений относительно короткого срока (в соответствии с
вышеназванным законом патент досрочно прекращает свое действие при неуплате в установленный срок пошлин за поддержание патента в силе), в результате к таким инновациям получают доступ конкуренты, и предприятие теряет свое монопольное преимущество на исходные данных инноваций.
В течение всего срока действующий патент может быть
оспорен и признан недействительным полностью или частично.
Следующая группа рисков, возникающих в процессе ин деятельности,
— это маркетинговые риски, связанные со снабжением и сбытом. Данные риски в первую очередь обусловлены техническим и особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные ком или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед предприятием встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Иногда таких поставщиков нет на отечественном рынке и предпринимательской фирме приходится выходить с предложениями на международный рынок, что влечет за собой
дополнительные затраты, а также появление рисков, связанных с
внешнеэкономической деятельностью. Сюда же можно отнести риск, связанный с тем, что поставщики, на которых рассчитывало предприятие при проектировании инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и предприятие не сможет получить (приобрести) оборудование, сы, материалы, комплектующие изделия по ценам, которые были заложены в проекте. В данном случае затраты предприятия при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значит снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству пре услуг и т. п. Маркетинговые риски сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие:
• риск недостаточной сегментации рынка, который чаше всего возникает при
разработке и внедрении новых то и услуг высокого качества и высокой
стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить,
а это в свою очередь влияет на объемы реализованных новых изделий;
• риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, воз в следующих
ситуациях:
а) когда спрос на новшество на выбранном сегменте рынка оказывается
нестабильным;
б) когда на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно
сформировалась;
в) если выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве оценена
неверно;
г) если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потреб в новшестве
ограничена, и т. п.;
• риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за выбора неудачной
организации сети сбыта и система продвижения новшества к потребителю. Кроме рассмотренных выше видов рисков на деятельность инновационных предприятий влияют риски, характерные для всех предпринимательских организаций: политические, инвестиционные и др.
В заключение я приведу “десять правил эффективности исследований”, изложенные П.Дракером, которыми целесообразно руководствоваться инновационным фирмам в целях снижения рисков и повышения эффективности инновационной деятельности
[9]:
— Каждое новое изделие, процесс или услуга начинают ус в тот день,
когда они впервые достигают самоокупаемость.
— Тот факт, что именно вы признаете новое изделие, про или услугу
устаревшими, — единственный путь помешать сделать это вашему конкуренту.
—Лучше забыть уместное в XIX веке различие между “фун” и
“прикладными” исследованиями. Оно все еще может сохраняться в чистой науке, но в промышленности это бессмысленно.
— В эффективном исследовании физика, химия, биология, математика, экономика и др. — это не “дисциплины”, а ору. Эффективное исследование требует, чтобы руководитель инновационного проекта знал, как, когда и какого специалист необходимо привлечь для реализации проекта.
— Исследование — это не одно усилие, а три: усовершенствование, управляемая эволюция и нововведение. Они дополняют друг друга, но в тоже время и значительно отличаются друг от друга. Усовершенствование направлено на то, чтобы сделать и без того успешное еще лучше, это никогда не прекращающаяся деятельность. Девиз управляемой эволюции; “каждое успешное новое изделие — это ступень к следующему изделию”.
Перечисленные пять правил касаются того, что надо делать. последующие пять разъясняют, как надо делать.
— Ставьте высокие цели. Мелкие исправления обычно так же трудно вносить, и встречают они такое же упорное сопротивление, как и фундаментальные.
Японские фирмы контролируют рынок, как видеомагнитофонов, так и факсимильных аппаратов — оба американских изобретения, потому что они ставят более высокие исследовательские цели.
— Тем не менее, эффективное исследование требует как долгосрочных, так и
краткосрочных результатов, необходимого равновесия можно достичь путем
ретроспективного анализа.
— Исследование — это отдельная работа, но не отдельная функция. Разработка —
превращение результатов исследований в изделия, процессы или услуги, которые можно производить, продавать, поставлять и обслуживать, — должна идти рядом с исследованием. Производство, маркетинг и обслуживание влияют на исследование с самого начала точно в такой же мере, в какой результаты исследования, в свою очередь, влияют на них.
— Эффективное исследование требует организованного от не только от
изделий, процессов и услуг, но и от исследования проектов. Каждое
изделие, процесс, услуга и проект должны подвергаться
проверке на жизнеспособность раз в несколько лет, чтобы ответить на вопрос, стали бы мы начинать производство этого изделия, процесса,
услуг или исследовательский процесс, зная то, что нам известно сейчас? Три
хороших ключа к определению момента, когда надо отказаться от проекта: во-первых, когда больше нет значительных усовершенствований; во-вторых, когда управляемая эволюция больше не приводит к новым изделиям, процессам, рынкам или применению; в-третьих, когда долгие годы исследований дают только “интерес” результаты.
— Исследования надо измерять так же, как все остальное. Довольно просто
установить конкретные цели для усовершенствования и измерить их. При
управляемой эволюции тоже можно поставить цели, например, одно новое
существенное изделие, рынок или применение каждый год. Однако нововведение требует оценки. Примерно каждые три года компании необходимо рассматривать результаты своих нововведений: что нового ввело предприятие, соответствовали эти нововведение по количеству, качеству и последствиям позиции предприятия на рынке, и его лидирующему положению в данной отрасли, какими должны быть результаты нововведений предприятия в следующие несколько лет.
4.2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СНИЖЕНИЯ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Избежать полностью риска в инновационном предпринимательстве не возможно, поскольку инновации и риск — дне взаимосвязанные категории. Нововведенческая деятельность обладает высокой степенью неопределенности. Очень трудно предвидеть, какое нововведение будет иметь успех на рынке, а какое не будет пользоваться спросом. Поэтому инновационным предприятиям в первую очередь следует тщательно анализировать инновационные проекты для того, чтобы избежать возможных ошибок на самой ранней стадии — стадии отбора проектов.
Одним из способов снижения инновационного риска является диверсификация инновационной предприниматель деятельности, состоящая в распределении усилий разработок (исследователей) и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом.
Передача (трансферт) риска путем заключения контрактов — следующий метод минимизации риска инновационной идея. Если проведение каких-либо
работ по инновационному проекту слишком рискованно и величина возможного риска неприемлема для инновационного предприятия, оно может передать эти риски другой организации. Выделяют три причины, в результате действия которых передача риска вы как для стороны передающей (трансферта), так и для при (трансферт):
— потери, которые велики для стороны, передающей риск, могут быть
незначительны для стороны, риск на себя принимающей;
— трансферт может находиться в лучшей позиции для со потерь или
контроля за хозяйственным риском.
Передача риска инновационной деятельности, как прави, производится путем
заключения нижеприведенных типов контрактов.
·Строительные контракты.
·Аренда машин и оборудования (лизинг).
·Контракты па хранение и перевозку грузов.
·Контракты продажи, обслуживания, снабжения.
·К этой же группе контрактов относятся: соглашение о снаб предприятия
материалами, сырьем, необходимыми для реализации инновационного проекта, на условиях поддержка неснижаемого остатка на складе, аренда оборудования. Используемого для осуществления инновационного проекта. с гарантией его технического обслуживания и текущего ремонта; гарантия полдержания производительности (определенных технических характеристик) используемого оборудования: до на сервисное обслуживание техники, необходимой для инновационной деятельности.
Договор факторинга (финансирование под уступку денежных требования).
Биржевые сделки. Снижающие риск снабжения инновационного проекта в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок.
Минимизация рисков снабжения в данном случае также осуществляется за счет передачи риска путем: приобретения опционов на закуп товаров и услуг, необходимых для осуществления инновационного проекта, цена на которые в будущем увеличится: заключения фьючерсных контрактов на закупку растущих в цене товаров.
Заключая фьючерсный контракт на покупку товара или ус, инновационная
предпринимательская фирма, с одной сто, приобретает определенную
гарантию получения товара или услуги в нужный срок по оговоренной цене,
снижая тем самым риск снабжения и инфляционный риск. С другой сто,
инновационная фирма не лишается возможности отказаться от контракта в том случае, если найдет альтернативные каналы снабжения и сможет заключить другой, более выгод контракт. Фьючерсный контракт на покупку товара или услуги может быть заключен в качестве резервного как дополнительного к основному контракту, в надежности которого у фирмы есть сомнения. Если основной контракт, тем не менее, будет реализован, предпринимательской фирме следует продать фьючерс на параллельную закупку до наступления по нему срока реальной закупки и ее оплаты. В данном случае необходимо, чтобы срок дополнительного
фьючерсного контракта был более длительным, чем срок поставки по основному кон.
При передаче риска инновационная предпринимательская фирма должна учитывать следующие моменты:
распределение рисков между трансфертом и трансфери должно быть четким и недвусмысленным:
трансфери должен иметь возможность быстро выполнить все принятые на себя обязательства;
трансфери должен иметь значительные полномочия для сокращения и контроля за риском и наилучшим образом исполнять эти полномочия:
решение о трансфере должно приниматься на базе критерия эффективности (как недорогой или более прибыльный метод) в сравнении с аналогичными по надежности методами минимизации предпринимательского риска:
риск должен передаваться по цене, одинаково привлека как для
трансфера, так и для трансфери. Важнейшим методом снижения рисков инновационной деятельности является их страхование.
Страхование — система экономических отношений, включающие образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование (распределения и перераспределение) для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем выплаты страхового возмещения и страховых сумм. В Страховании обязательно наличие двух сторон: специальной организации, ведающей созданием и использование соответствующего фонда, — страховщика и
юридических и физических лиц, вносящих в фонд установленные плату —
страхователей, взаимные обязательства которых регулируется договором
страхования в соответствии с условием страхования. Из всех форм передачи
риска страхования наиболее полно отвечает идеальным условиям, предъявляемым трансферу риска, так как ресурсы для покрытия по инновационной фирмы получаются от страховых органов быстрее, чем из любого другого источника.
Решив обратиться в страховую компанию, инновационной предпринимательской фирме следует иметь в виду, что лучший метод страхования — это заключение не одного страхового контракта от всех предполагаемых рисков, а комплексная защита организации. Эта система зависит от специфики работы и специализации предприятия, но в общих чертах должна выглядеть следующим образом:
1) страхование движимого и недвижимого имущества, то есть зданий, сооружений,
оборудования, готовой продукции на складах и т.п. от всех возможных потерь, предусмотренных страховым договором:
2) страхование грузопотоков, то есть всех получаемых и отправляемых
предприятием грузов:
3) страхование ответственности, включающей общегражданская ответственность работодателя перед работниками (риск получения работником увечья при несчастном случае на производстве):
4) страхование персонала, то есть страхование компанией жизни сотрудников, страхование на случай временной нетрудоспособности иди инвалидности работников.
В некоторых случаях наиболее эффективной возможностью избежание негативных последствий или снижения уровня риска инновационной деятельности являются прямые воздействия на возможные управляемые факто риска.
Такие, как: анализ и оценка инновационного проекта; проверка предполагаемых партнеров по инновационному проекту;
планирование и прогнозирование инновационной деятельности:
подбор персонала, участвующего в осуществлении инновационной деятельности, и др.
Одним из возможных путей избежание ошибок при выборе партнера является создание собственной системы сбора и анализа информации о потенциальных или существующих партнерах. В качестве образца в этом случае можно использовать систему Dul-Diligence — “должного внимания”, практику защиту от разного рода мошенничеств. Один из основ инструментов этой системы — анкета, включающая во о названии компании-контрагента и адресах ее офисов за последние два-три года; о видах бизнеса, ею осуществление. Анкета может содержать вопросы о партнерах компании и их адресах, вопросы о ее финансовом состоянии и обороте или будущем среднем остатке на счете.
На сложные вопросы анкеты связаны с происхождением капитала компании.
Подобная анкета дает предварительную информацию о клиенте, и в том случае, если что-то в его отве настораживает, следует проводить дополнительное исследование, включающее поиск подтверждений (или опровержений) полученных данных, поиск фактов, о которых партнер умолчал, а также проверку сведений с помощью других органов. По итогам анкетирования готовится заключение о целесообразности сотрудничества с данной компанией. Важнейшим фактором снижения риска является планирование и прогнозирование инновационной деятельности пред фирмы. Эффективное прогнозирование и планирование дают возможность предпринимателю предвидеть и приспособиться к экономическим колебаниям или из конъюнктуры рынка, снизив таким образом уровень риска. Любая предпринимательская структура более устойчивая, когда внутренний порядок позволяет ей сопротивляться внешним
негативным воздействиям. Одним из внутренних источников снижения предпринимательского риска является тщательный подбор работников (персонала) фирмы. Чем больше людей работает в
предпринимательской фирме, тем больше риск от принятого каждым из них
решения, поэтому руководителю организации следует постоянно уделять внимание кадровым вопросам. Не имеет значения, каким видом предпринимательской деятельности занимается фирма, — в любом деле необходим хороший пер. Следует подбирать компетентных способных работни, иначе фирма будет ненадежна, неэффективна Штат
сотрудников формироваться по принципу компетентности и
заинтересованности в работе.
Для успешной деятельности большое значение имеет ин настрой
менеджмента всех уровней управления, нейтрализация сопротивления изменениям,
стимулирование различных инициатив. Каждый специалист инновационной фирмы должен нести ответственность и иметь возможность для проявления инициативы. Основная задача руководителя ин предпринимательской
фирмы—расширить участие непосредственных исполнителей в принятии
инновационных решений.
Социологические обследования показывают, что только 34% сотрудников
инновационных фирм отдают работе все свои силы и знания.
Большое значение для снижения инновационного риска играет организация защиты коммерческой тайны на предприятии, так как в некоторых случаях техническая и коммерческая информация о разрабатываемом на фирме инновационном проекте может “подтолкнуть” конкурентов к параллельным разработкам. Кроме этого, при заключении контракта между руководителем
предпринимательской фирмы и сотрудником необходимо вносить обязательства последнего по неразглашению ком тайны. Наличие подобного документа позволяет предпринимателю—собственнику фирмы применять различные санкции к работникам, виновным в утечке конфиденциальность информации. Важнейшим направлением защиты ком тайны предприятия является стабильность кадров состава. Если состав квалифицированных специалистов меняется из-за высокой текучести, бесценные разработки фирмы могут становиться бесплатным
достоянием конкурентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, нововведения нужно начинать с малого, то есть таким образом, чтобы на начальном этапе не требовалось бы большие вложения финансовых и людских ресурсов, а ориентироваться при этом следовало бы на небольшой или ограниченный рынок. Иначе может возникнуть проблема нехватки времени, необходимого для отладки и внесения оперативных изменений.
Сложность развития инновационной сферы Беларуси заключается в
неприспособленности старой системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования.
В заключение следует сказать, что поддержка инновационного
предпринимательства является одним из приоритетных направлений
государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной эко.
Одной из причин снижения эффективности инноваций в Беларуси является слабость правовой базы в области инноваций предпринимательства и недостаточный уровень государственной поддержки инновационных предприятий. Любой вид инновационной деятельности требует государственной поддержки и стимулирования. В развитых западных странах разработаны пути и формы, с помощью которых осуществляется поддержка инновационного предпринимательства.
Особенный интерес представляет опыт таких стран, как США, Япония,
Великобритания, Канада, Франция, Израиль, так как при всех особенностях
практика решения научно-технических про в этих странах имеет общую
основу — активное участие государства в проведении инновационной политики.
Список литературу.
1.Жизнин С.З., Крупное В.И. Как стать бизнесменом. — Минск: Издательская группа “Предприниматель”. — 1990. — С. 7.
2.Словарь-справочник предпринимателя. — М.: Издательско-производственная фирма “Зевс”. — 1992. — С. 84.
3.Экономика предприятия. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. — М.; Бизнес и Банки, ЮНИТИ.— 1996.—С. 351.
4.Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование
Предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла
конъюнктуры). — М.: Прогресс. — 1982 г. — С. 72.
5.Дракер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: СП “Бук Чембер Интернешнл”. — 1992. — С. 41 .
6.Дракер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. С. 48-49.
7.Швальбе Б., ШвальбеХ. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. — М.: Прогресс. —1993,—С. 90.
8.Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов. — Консультант директора. — 1996. № 23.
9.Все о маркетинге. Сборник материалов для руководителей предприятий,
экономических и коммерческих служб. М.: Азимут-центр. 1992. С. 316-318.
10.Энциклопедия малого бизнеса, или Как вести свое дело. – М. 1994.
11.Янчевский В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес
12. Ховард Кен, Коротков Э. Принципы менеджмента: управление в системе
цивилизованного предпринимательства, уч. пособие. – М.1996. Уткин Э.А.
Управление фирмой.
13.Балашевич М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт. – Мн. 1995
14.Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. Румянцевой З.П.,
Саломатина Н.А. – М.: ИНФРА – М. 1995.
15.Ильин А.И. Управление предприятием.