--PAGE_BREAK--1.1.1. Процесс обучения пользователей
Уменьшить сопротивление переменам также можно, если как следует обучить пользователей работе с системой. Такое обучение должно уменьшить страх перед неизвестностью, который внушает сложная ИУС. И, что наиболее важно, предварительное обучение позволит пользователям глубоко узнать возможности системы и поможет им избежать тех “ловушек”, которые являются следствием имеющихся ограничений. Без такого обучения пользователи могут оказаться во власти обслуживающего технического персонала и чувствовать себя так, будто ИУС управляет ими, а не наоборот. В результате может возникнуть чувство досады и нежелания пользоваться системой.
1.1.2. Критерий затраты –эффективность
ИУС не может считаться эффективной, если выгоды от ее использования заметно не превышают затраты на ее создание. Наилучшая ИУС — это не обязательно такая, которая дает наибольшее количество информации и наибольшую точность и скорость. Лучшая система — это система, которая дает информацию такого количества и качества, которое необходимо для целей управления при наименьших возможных затратах. Стоимость эксплуатации ИУС значительно превосходит затраты на оплату труда специалистов и стоимость оборудования обработки данных. В состав затрат входит время, затраченное на проектирование системы, ее установку, обучение персонала, а также время и расходы, связанные со сбором, накоплением и обработкой информации. Однако, оценкой экономической эффективности ИУС часто пренебрегают.
1.1.3. Отбор нужной информации
Одна из важных проблем, связанных с новой технологией ИУС, — это легкость, с которой можно выдавать чрезмерное количество информации. А избыток информации также затрудняет процесс принятия решения, как и ее недостаток. Погребенный под грудой несущественных фактов, руководитель или может просмотреть важную информацию, или не сможет достаточно быстро установить ее для современного принятия решения. Следовательно, хорошо проектированная ИУС избирательно снабжает руководителя информацией лишь того типа, которая необходима для его деятельности. По возможности, информацию необходимо как можно плотнее “сжимать”, чтобы ускорить процесс ее накопления.
Необработанная информация, вводимая в компьютерную информационную систему, называемую базой данных, должна быть организованна так, чтобы ее можно было извлечь в пригодном виде. Разные управляющие имеют разную потребность в информации в разное время. Чтобы помочь им эффективно использовать аппаратное оснащение системы, были разработаны разнообразные пакеты программного обеспечения. Некоторые их этих пакетов программного обеспечения, их применение и название, под которыми они реализуются на рынке показаны в таблице (см. таблица b).
Таблица B
Программное обеспечение для разных целей
Категория
Цель
Имеющийся образец
Текстовой процессор
Вводит, запоминает, редактирует, переставляет, стирает, формирует и печатает (заменяет машинопись)
Word Star
Easy Writer
Word Master
Широкие электронные таблицы
Позволяют пользователю разрабатывать большие финансовые рабочие ведомости, рассматривать вопросы типа “что, если”
VisiCals
Multiplan
Exel
Управление базой данных
Содержит списки наименований, счетов, предметов хранения, и т.д.
Сортирует в любой последовательности имеющуюся информацию
dBASE
Paradox
Oracle
Informic
Составление графиков
Представляет цифровую информацию в виде линейных графиков, секторных диаграмм и специальных графиков
Auto-Graph
Masterplot
Graph&Calc
Бухгалтерский учет
С помощью электроники ведет финансовый учет, например, счетов дебиторов, амортизации, налогов, заработной платы и т.д.
Accounting General
Leader
Управление запасами
Прослеживает уровни запасов, их размещение, издержки, объем продаж, доходы, окупаемость и резервы
INFOTORY
The Store Manager
Коммуникации
Передает и принимает информацию из других компьютеров, коммерческих баз данных и электронной почты
Data Link
Visi Term
Data Comp
Управление проектами
Разрабатывает календарные планы, координирует ресурсы и контролирует программы
Estimacs
Job Cost
PERT
продолжение
--PAGE_BREAK--