--PAGE_BREAK--II. Производственная деятельность компании Google
Основные направления деятельности Google — предоставление услуг поиска в Интернете и прочих онлайн-сервисов, а также размещение контекстной рекламы (которая и приносит бульшую часть прибыли корпорации). Журнал Fortune относит компанию к отрасли услуг и розничной торговли в сети Интернет (InternetServicesandRetailing) [8].
Продукция корпорации Google подразделяется на платную и бесплатную. Первая представляет собой услуги по размещению рекламы в сети Интернет на основе технологий GoogleAdWords и GoogleAdSense, а также по оптимизации работы веб-сайтов. Вторая группа подразделяется на продукцию, связанную с поиском информации, с онлайн-общением и обменом информацией, с использованием мобильных устройств и с повышением эффективности компьютера. Google также предоставляет доступ к некоторым новым разработкам (Лаборатория Google) и коду некоторых программ (OpenSource). Сама компания выделяет 10 своих основных продуктов[9]: GoogleWebSearch, GoogleDesktop, GoogleAdWords, Gmail, GoogleAdSense, GoogleEarth, GoogleNews, GoogleFinance, GoogleMaps и GoogleEnterprise.
Что касается платной продукции, реклама на основе технологий GoogleAdWords (рекламные ссылки выводятся в окне результатов поиска в Интернете) и GoogleAdSense (рекламные объявления размещаются на сайтах компаний — участниц GoogleNetwork) составила 99% всех доходов корпорации в 2006 и 2007 годах и 97% доходов в 2008 году (доходы компании Google в 2008 году превысили 21,7 млрд. долл. США) [10]. Масштабы производства бесплатных продуктов Google можно оценить с помощью доли компании на рынке поисковых запросов (63,7% — в США и 64,1% — в мире[11]). Также растет число пользователей новых продуктов компании, таких как Интернет-браузер GoogleChrome, GMail и GoogleMaps.
Материально-техническая база корпорации Googleдостаточно большая. Сама компания предпочитает публиковать минимум информации по этому вопросу: в годовом отчете Google говорится лишь о недвижимой собственности в США и за их пределами[12]. Кроме того, в открытом доступе находится информация об офисах компании (как уже отмечалось, всего их 67, в 32 странах), местоположения которых указаны в приложении. Своим основным капиталом Googleсчитает своих работников — на 30 сентября 2008 года их количество составляло 20123 человека[13]. Что касается технической базы, по неофициальным данным в одном только головном офисе Google в MountainView количество компьютеров достаточно велико для хранения на жестких дисках всех имеющихся в Интернете данных. Кроме того, приблизительно каждые 10 секунд выходит из строя один компьютер, что никак не сказывается на работе поисковой машины. К сожалению, более подробная информация о материально-технической базе Google является внутренней, и доступ к ней ограничен.
Основным инструментом взаимодействия Google с другими фирмами является GoogleNetwork: фирмы заключают соглашения с корпорацией Google о размещении последней на веб-страницах первых различных рекламных ссылок по технологии GoogleAdSense и впоследствии получают часть доходов от выплат рекламодателей (trafficacquisitioncosts[14]). Кроме того, многие компании, такие как итальянский портал Virgilio ведущий онлайновый справочник Великобритании Virgin Net, имеют договоренность с Google об использовании ее поисковой системы. Следует отдельно отметить партнерские соглашения Google с различными компаниями, предоставляющими информацию для ее сервисов (книжными издательствами, картографическими компаниями, новостными агентствами и т.д.)
Особую роль играют внутрикорпорационные связи Google, поскольку именно за счет них достигается стабильный рост компании. В связи со спецификой отрасли продукты Google могут быть разработаны в одном офисе, а использоваться в других или сразу во всех, что свидетельствует о важности взаимодействия различных офисов. Важно обратить внимание на то, что многие продукты Google являются бывшими проектами поглощенных ею компаний (например, Google Analytics создан на основе продуктов Urchin Software Corporation, GoogleAndroid — на основе продуктов компании Andoid, поглощенной Google в 2005 году, и т.д.) [15]. При отсутствии в Google внутрикорпорационных связей по передаче НИОКР успехи компаний в сфере интернет-технологий были бы значительно меньше[16]; то же самое верно и о капитализации компании, ее прибыли и т.д.
Таким образом, внутрикорпорационные связи на основе передачи разработок от одной дочерней компании другой являются фундаментом деятельности Google.
продолжение
--PAGE_BREAK--III. Анализ и оценка положения компании Googleв отраслях мирового хозяйства
Как уже отмечалось, Google является глобальной компанией, что также подтверждается данными о ее положении в хозяйстве Соединенных Штатов. В 2008 году доходы компании Google составили 21,8 млрд. долл. США[17]. Согласно списку Fortune 500 за 2009 год[18], компания занимает 117-ое место среди компаний США по размеру доходов. Годом ранее корпорация Google занимала в том же списке только 150-ое место, а в 2007 году — 241-е, что говорит о ее быстром росте. Доля компании Google в суммарных доходах 500 крупнейших фирм США составляет чуть более 0,2% (для сравнения — доля самой крупнейшей американской компании ExxonMobil — 4,14%) [19]. Чуть ниже ее доля в суммарных доходах американских фирм.
Как отмечалось ранее, Google относится к отрасли услуг и розничной торговли в сети Интернет (InternetServicesandRetailing), в которой вот уже два года компания занимает безоговорочное первое место[20]. Ее ближайший конкурент — Amazon.com занимает в рейтинге крупнейших корпораций США 130-ое место. Что касается других поисковых систем, ближайший «преследователь» компании Google — Yahoo находится лишь на 345-ом месте.
Положение Google в мировом хозяйстве несколько ниже, чем в хозяйстве США. По данным списка Global 500 за 2008 год компания Google не входит в число 500 крупнейших в мире корпораций (ее доходы в 2008 году составили 16,59 млрд. долл. США[21], а доходы компании Fluor, занимавшей 500-ое место, едва превысили 16,69 млрд. долл. США[22]). Однако есть все основания предполагать, что в новом списке Global 500, выход которого ожидается в июле с. г., Google сможет занять 420-ое место и выше.
Отрасль услуг и розничной торговли в сети Интернет не представлена в списке Global 500 2008, поскольку ни одна из компаний отрасли не входит в этот список. Тем не менее, на мировом уровне расположение основных игроков отрасли не меняется: первое место занимает Google, за ним идут Amazon.com, LibertyMedia, eBay, Yahoo и другие. Доля корпорации Googleпо доходам среди первых 8 компаний отрасли (для прочих компаний данные отсутствуют) составляет 29,3%[23].
На основе приведенных данных можно сделать вывод о динамике положения компании Google в мировом хозяйстве. В 2006-2008 годах, как и в предыдущие годы, наблюдался устойчивый рост корпорации и как результат повышение ее позиции в рейтинге Fortune 500. Кроме того, в 2009 году компания должна войти в список 500 крупнейших глобальных компаний Global 500. Что касается отрасли услуг и розничной торговли в сети Интернет, Google сохраняет свое лидирующее положение в ней в последние три года.
Итак, Google является успешной быстрорастущей глобальной компанией с большим количеством офисов по всему миру. Успешная политика M&A наряду с развитием собственных отделений способствует расширению номенклатуры продукции корпорации. Корпорация Google поддерживает постоянные отношения со своими партнерами и предоставляет клиентам услуги высокого качества, пользующиеся постоянным спросом. В целом можно прогнозировать стабильный и достаточно быстрый рост компании Google в среднесрочном периоде даже в условиях кризиса, что делает ее привлекательным объектом инвестирования.
Список источников информации
Источники на русском языке:
1. CNews: Секреты Google: как заработать на бесплатном / CNews Аналитика. — 4 августа 2006 //
2. www.cnews.ru/reviews/index. shtml? 2006/08/04/207539.
3. Google: Интернет — RB.ru / Деловая сеть RB.ru. — 20 марта 2008. // www.rb.ru/biz/companies/show/539547.
4. Доля Google увеличилась на 11 процентов / ITNewsOnlyю — 15 апреля 2009 //
5. itnewsonly.com/novosti/dolya-google-uvelichilas-na-11-protsentov.html.
6. Корпоративная информация — обзор компании / Официальный сайт компании Google // www.google.ru/intl/ru/corporate/index.html.
7. Корпоративная информация — офисы Google / Официальный сайт компании Google // www.google.ru/intl/ru/corporate/address.html.
8. Строчков В. У СЕО Google хороший аппетит: он проводит поглощения со вкусом / В. Строчков; Электронная версия журнала CEO. — 17 марта 2009. // www.ceo.ru/articles/read/1509/.
Источники на иностранных языках:
9. Fortune 500 2008: Industry: Internet Services and Retailing / Fortune 500 2009 List from CNNmoney.com. — April 26th, 2009 //
10. money. cnn.com/magazines/fortune/fortune500/2008/industries/225/index.html.
11. Fortune 500 2009 Google — GOOG / Fortune 500 2009 List from CNNmoney.com. — April 26th, 2009 //
12. money. cnn.com/magazines/fortune/fortune500/2009/snapshots/11207.html.
13. Global 500 2008/Global 500 List from CNNmoney.com. — July 21st, 2008 // money. cnn.com/magazines/fortune/global500/2008/full_list/401_500.html.
14. Google Annual Report 2008/Google Inc. — February 13, 2009 // http://nvestor. google.com/pdf/2007_google_annual_report. pdf.
15. Google Investor Relations / Google Official Website. — April 26th, 2009. // investor. google.com/faq.html#products.
продолжение
--PAGE_BREAK--