--PAGE_BREAK--
2 ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Сущность планирования инновационной политики
Инновационная политика — это своеобразная программа, устанавливающая очередность внедрения инноваций в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач. Целью инновационной политики
является обеспечение согласованности качественных и количественных связей всех элементов инновационной деятельности. При разработке инновационной политики широко используют экономико-математические модели. Успешно реализуемая инновационная политика обеспечивает постоянную связь между всеми этапами осуществления инноваций и согласует действия служб предприятия, непосредственно участвующих в инновационном процессе (службы НИОКР, маркетинга, производственного отдела, финансовых служб). Необходимыми условиями эффективного управления инновационной деятельностью являются:
создание благоприятной обстановки, стимулирующей поиск и освоение новшеств, которые рассматривают как необходимый процесс. Стимулирование сотрудников инновационных подразделений должно учитывать экономические особенности инновационного процесса (большой риск, длительный период запаздывания результата по отношению к затратам, крупное вознаграждение в случае успеха). Стимулирование может включать в себя долю в будущих прибылях, руководство соответствующим новым подразделением, возникшим в результате успешной инновации. Неудачная инновация не влечет за собой санкций по отношению к сотрудникам;
определение приоритетных направлений инновационной деятельности в соответствии с установками стратегического плана, причем ведущая роль в организации инновации принадлежит высшему руководству;
нацеливание всей инновационной деятельности на нужды рынка;
реорганизация системы управления предприятием с учетом развития инновационных структур. При всем положительном значении диверсификации предприятию нецелесообразно слишком далеко выходить за рамки своей сферы деятельности, ограничиваясь той областью, в которой оно имеет экспертные знания. Если инновации слишком отличны от сферы деятельности предприятия, то следует создавать дочерние инновационные структуры; увеличение скорости реакции предприятия на требования рынка.
На рис.2 представлена схема разработки инновационной политики на предприятии.
Рис. 2 Разработка инновационной политики на предприятии
Механизм разработкиинновационной политики включают в себя ряд последовательных этапов. Наиболее существенными из них являются:
· исследование спроса на продукцию предприятия, определение емкости рынка и перспектив его развития;
· исследование рынков необходимых ресурсов;
· планирование и организация инновационной деятельности;
· кадровое обеспечение инновационной деятельности;
· комплексный анализ эффективности внедрения нововведений и связанных с ними рисков.
Основная цель планирования инновационной политики — объединение всех участников проекта на выполнение комплекса работ для достижения конечного результата. Поскольку инновационная деятельность значительно отличается от серийного производства, традиционные приемы планирования не могут обеспечить корректных показателей за плановый и фактический периоды
В процессе планирования и организации инновационной деятельности проводят оценку жизнеспособности проекта, которая включает следующие виды анализа: технический, коммерческий, финансовый, экологический, организационный, социальный, экономический. Для каждого вида анализа разрабатывают отдельную методику и определяют объем необходимой информации.
Практика инновационного менеджмента свидетельствует, что эффективное планирование инновационной политики возможно при соблюдении следующих условий:
· товар должен быть дифференцирован, т.е. быть уникальным в своем роде, приносящим потребителю дополнительные преимущества;
· сильная маркетинговая ориентация — направленность нововведений на рынок и клиентов;
· глобальная концентрация товара — замысел и разработка нового товара с самого начала должны предполагать ориентацию выхода на мировой рынок;
· интенсивный первичный анализ — еще до начала разработки должно быть проведено тщательное и углубленное технико-экономическое обоснование и соответственно под это выделены финансовые и кадровые ресурсы;
· точная формулировка концепции — перечень конкретных задач, выбор целевого рынка;
· структурированный план освоения — переход от стратегического маркетинга к плану операционного маркетинга (цены, план сбыта);
· межфункциональная координация — совмещение действий всех служб промышленного предприятия на достижение поставленной цели;
· поддержка руководства — вместо прямого вмешательства нужна специальная структура поддержки инновационной политики, ресурсы и правильное видение процесса;
· использование синергии (эффекта коммуникации), выражающейся в получении дополнительного эффекта процесса в целом по сравнению с суммой эффектов его отдельных элементов;
· привлекательность рынков — этот фактор способствует успеху, но не может компенсировать слабые стороны процесса;
· предварительный отбор — успех и провал можно предвидеть, ибо процедуры предварительной оценки позволяют избежать последствий некорректных решений;
· контроль за ходом разработки;
· доступ к ресурсам — для успеха проекта необходимо располагать кадровыми и финансовыми ресурсами, которые нужно рассматривать как инвестиции, а не издержки;
· роль фактора времени — источник конкурентного преимущества — быстрый приход на рынок, но не в ущерб качеству;
· многоступенчатость процедуры — разработка должна вестись по календарному графику.
продолжение
--PAGE_BREAK--