Реферат по предмету "Менеджмент"


Информационные технологии - важное средство повышения эффективности управления

Информационные технологии важное средство повышения эффективностиуправления
Использование в управлении информационных технологий, обладающих высокойгибкостью, мобильностью и способностью приспосабливаться к различным условиямработы является непременным условием повышения эффективности управленческоготруда. Эффективность делопроизводства, как составной части управленческойдеятельности, тоже существенно повышается с переходом на компьютерную обработкуделовой документации.
1). В первую очередь это касается собственно создания иоформления деловых документов с помощью текстовых редакторов.Текстовые редакторы позволяют не только повысить скорость оформления документа,но и существенно повысить его качество по сравнению с«докомпьютерными» технологиями.
2). Информационные технологии позволяют также обеспечивать удобноехранение документов, которое реализуется в виде многоуровневойструктуры папок на диске компьютера. В операционной системе Windows эта задачаможет быть выполнена, например, с помощью программы Проводник.
3). Не менее важная задача делопроизводства — это организация регистрации(учета) документов, а такжеконтроль за сроками их исполнения.Причем учет и хранение документов необходимо организовать таким образом, чтобывозможен был быстрый и эффективный поиск любого документа. Этазадача может быть решена с помощью табличных редакторов. управление информационный документтекстовый редактор
4). Уровень автоматизации делопроизводства существенно повышается, если вкаждом подразделении предприятия установить компьютеры, связанныелокальной сетью. Необходимым условием функционирования такой системы,является существование потоков электронных документов в виде файлов, а небумажных копий. Работа с такими документами происходит по унифицированной схемеЕГСДОУ (Единая государственная система документационного обеспеченияуправления) с той лишь разницей, что передача их происходит от компьютера ккомпьютеру, стоящих в разных подразделениях организации. Это существенно повышаетскорость прохождения документов, позволяет обрабатыватьпоступающие документы с помощью текстовых редакторов, баз данных, электронныхтаблиц. Такой способ ведения делопроизводства и называют безбумажнойтехнологией.
5). Документы, поступившие в организацию по каналам эл. почты илисозданные в таком «электронном офисе» уже существуют в форме,доступной для компьютерной обработки. Несколько большую проблему представляютсобой документы, поступившие в организацию в виде бумажных копий. Такиедокументы можно подвергнуть сканированию и обработке с помощьюспециализированных программ — систем оптического распознавания символов OCR(optical character recognition).
Информационно-коммуникационныетехнологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованиюих в образовательном процессе. Со всеми своими ресурсами ИКТ являются одним изсущественных средств реализации целей и задач процесса обучения. Во второйполовине 20 века, активно развивающиеся цифровые технологии предложили новыйспособ доступа и получения информации, новые виды коммуникации – электроннуюпочту, чаты, конференции. Компьютеры вошли во все сферы современной жизни. ИКТменяют процесс обучения и это уже неизбежность, это реалии, это факт.
На сегодняшний день улюбого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей дляприменения в процессе обучения разнообразных средств ИКТ в. Это банки данных,информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари исправочники, дидактизированный материал, презентации, программы,автоматизирующие контроль знаний (тесты, зачеты, опросники, подготовленные спомощью языков программирования, MSExcel, MSPowerPoint др.), форумы дляобщения и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание обучения,возможен интенсивный обмен информацией с партнерами извне, в том числе,интеркультурный процесс обучения принимает динамический характер
При этом преподавательне только образовывает, воспитывает и развивает студента, но с внедрением новыхИКТ он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста итворческого развития. Владея ИКТ, внедряя их в учебный процесс при подготовкебудущих специалистов, которым предстоит реализоваться в новом, информационномобществе, преподаватель специальных дисциплин повышает качество образования,уровень подготовки специалистов, умножая при этом и свое профессиональноемастерство.
В педагогическомсловаре Г.М. Коджаспировой понятие «мастерство педагогическое»определяется, как высокий уровень овладения педагогической деятельностью;комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качествличности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательнойдеятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическоевоздействие и взаимодействие [Коджаспирова, 2000, с.82].
Безусловно, дляпедагога, профессиональное мастерство – это и есть мастерство педагогическое.ИКТ в современном образовательном пространстве выступает как средство повышенияпрофессионального мастерства. Для эффективного управления деятельностьюстудентов в области использования ИКТ в будущей профессиональной деятельностипреподавателю необходимо обладать ИКТ-компетентностью, что являетсясоставляющей профессионального мастерства современного преподавателя.
«ИКТ-компетентностьучителя-предметника», понимается, «как его готовность и способностьсамостоятельно использовать современные информационно-коммуникационныетехнологии в педагогической деятельности для решения широкого кругаобразовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере»[Урсова, 2006, с.51]. Обладая ИКТ-компетентностью, преподаватель специальныхдисциплин должен не только стремиться к использованию ИКТ в своей работе, но имоделировать и конструировать информационно-образовательную деятельность.
Для преподавателейспециальных дисциплин необходимо обладать предметно-углубленнойИКТ-компетентностью, соответствующей осознанному методически грамотномуиспользованию ИКТ в преподавании своего предмета. Преподавателям специальныхдисциплин таких направлений, как экономика, коммерция желательно использованиена своих занятиях профессионально ориентированных пакетов прикладных программ.Большое число таких программ создано для бухгалтерского учета, например«Турбо-бухгалтер», «Парус», «ABACUS»,«Бэмби+», «Бэст». Формирование таких документов как, «Журнал-ордер», «Ведомостьпо счету», «Карточка счета», «Сводные проводки» и др. будущиеспециалисты-бухгалтеры будут выполнять в программе «1С: Бухгалтерия». В этой жепрограмме придется работать и будущим коммерсантам, применяя «1С:Торговля+Склад». Например, для проведения анализа финансового состояния ирезультатов деятельности предприятия на занятиях «Экономика и организацияпроизводства» можно использовать программный продукт AuditExpert. Используя программу ProjectExpert можно описыватьдеятельность предприятия, разрабатывать план развития предприятия, определятьсхему финансирования и т.д. Некоторые преподаватели нашего техникума знакомятсяс такими программами, осваивают их и пытаются применять некоторые возможностивышеперечисленных пакетов при проведении, например, практических работ.
Так как современныереалии диктуют переход к информационному обществу, преподавателям специальныхдисциплин необходимо подготовить специалиста, готового войти в это общество. Всоответствии с Концепцией информатизации сферы образования Российской Федерацииглавная цель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых кполноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональнойобластях жизнедеятельности в условиях информационного общества».
Переход кинформационному обществу влечет за собой развитие информационной культуры всехчленов общества. Педагогические исследования Бахтияровой Л.Н., Викулиной М.А.,Кручининой Г.А., Кулик Е.Ю., Марковой С.М., Майоровой С.Н., Шевцовой Л.А., идр. показывают, что развитие информационной культуры обучаемых является заботойпреподавателей всех предметных областей, в том числе и преподавателейспециальных дисциплин.
Под информационнойкультурой мы понимаем достигнутый уровень организации информационных процессов,степень удовлетворенности людей в информационном общении, уровень эффективностисоздания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использованияинформации, обеспечивающей целостное видение мира, предвидение последствийпринимаемых решений [Ильина, Шилова, 2006, с. 120-123].
Для того чтобыпреподаватели специальных дисциплин имели волю и желание к внедрениюинформационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, желаниеповышать свою информационно-коммуникационную культуру возникает необходимостьсоздания в техникуме «ИКТ-насыщенной среды, то есть образовательной среды, насыщеннойаппаратными и программными средствами информационно-коммуникационныхтехнологий» [Там же]. Возможности этой среды должны использоватьсяпреподавателями специальных дисциплин для развития у студентов информационнойкомпетентности и информационной культуры, для собственного профессиональногоразвития. Это важно, так как информационная компетентность обучаемых являетсяодной из ключевых компетентностей, которые призвана формировать образовательноеучреждение. Т.С. Ильина и О.Н. Шилова отмечают, что информационнаякомпетентность учителя является компонентом его профессиональнойкомпетентности, а информационная культура – неотъемлемым качеством любогочеловека современного общества. [Там же].
В настоящее время внашем техникуме ведется активная работа по формированию ИКТ-компетентностипреподавателей, в частности преподавателей специальных дисциплин. Постепенноработа систематизируется и вырабатывается определенная система формированияИКТ-компетентности. Для решения поставленной задачи используются различныеформы работы: курсовая подготовка, работа методических объединений,мастер-классы, индивидуальное консультирование, участие в Интернет олимпиадах,Интернет конференциях, проведение интегрированных занятий (специальныхдисциплин и информатики), сотрудничество со студентами, разработка методическойдокументации с применением ИКТ и др. Хотелось бы отметить, что эффективностьосвоения и последующего использования ИКТ определяется, прежде всего,осознанием учителем того факта, что эти технологии являются средством развитияобучаемых и его собственного профессионального развития. При этом важно, чторазвитие информационной культуры учителей может осуществляться средствамисовременных технологий личностно-ориентированного образования. Использованиеданных технологий позволяет преподавателям как осваивать современные стратегиии приемы организации работы с образовательной информацией, так и развиватьсобственную информационную культуру.
Мысогласны с С.М. Конюшенко, который отмечает, что информационную культурупедагога необходимо рассматривать как сложное системное образование,интегрирующее знания о человеке и культуре человечества; она отражает уровеньразвития социума, национальную, экономическую, экологическую, техническую идругие стороны развития общества; взаимосвязана с другими видами культур[Конюшенко, 2004, с.103].
История развитияобразования позволяет заключить, что педагогика всегда использовала в своейдеятельности информационные средства: средства хранения, обработки и передачиинформации. Задача методики обучения во все времена состояла в постоянномсовершенствовании средств информатизации с целью повышения эффективностипроцесса освоения знаний. Вряд ли можно представить себе развитиеинформационных средств без мониторинга образовательных услуг, качестваобучения, подготовки кадров, их последующего обучения и переподготовки.
Главным лицом винформационной образовательной среды является преподаватель. Именнопреподаватель решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могутбыть использованы средства информатизации в учебном процессе. Рассмотримпроблему становления информационно-образовательной среды – место и рольпедагога как субъекта этой среды, его профессиональных способностях и личныхвозможностях.
«Информационная образовательная средапредметного обучения (дидактическая информационная среда) – это комплекссистемных адаптированных информационных воздействий, моделирующих влияниеисточников естественной информационной среды соответствующей предметнойобласти, и направленных на формирование компетенций, необходимых длясамостоятельного взаимодействия с естественной информационной средой предметнойобласти» [Кулик, 2005, с. 37].
Развитиеинформационно-образовательной среды (ИОС) в учебном заведении и включение в неепреподавателя специальных дисциплин сегодня представляет собой необходимыйпроцесс для развития среднего профессионального образования.Информационно-образовательная среда не может возникнуть стихийно. Ееформирование – это целенаправленный управляемый процесс. Действительно, сегодняв системе повышения квалификации предприняты серьезные шаги, стимулирующиестремление преподавателей к овладению компьютерными технологиями: организуютсяна базе центров информатизации курсы; методические службы проводят различногорода конкурсы компьютерных уроков по предметам школьного курса; в переченьвопросов для прохождения аттестации педагогических и руководящих кадров включенвопрос об использовании компьютерных технологий на уроках; оформлениеметодических разработок, программ элективных курсов, аттестационных и курсовыхработ предполагается осуществлять в печатном виде с приложением электроннойверсии материала. Преподаватели специальных дисциплин, деятельность которыхранее не была связана с необходимостью работы на компьютере, знакомятся сновыми информационными технологиями. Происходит постепенное формированиеИКТ-компетентности преподавателей, работает целая система в этом направлении.Хотелось бы отметить, что функциями этой системы являются не только обучающая,просветительская, методическая, разъяснительная, но и функция психологическойподдержки педагога.
Подобный процесс идет ив Арзамасском коммерческо-техническом техникуме. Преподаватели экономики,бухгалтерского учета, менеджмента, статистики, делопроизводства, экономики,бизнес-планирования осваивают ИКТ, необходимые для подготовки будущихбухгалтеров, коммерсантов, архивоведов: а) посещают курсы повышенияквалификации, б) принимают участие самостоятельно и со студентами вконференциях, педагогических чтениях и т.д., сопровождая свои выступлениямультимедийными презентациями, в) используют Интернет-ресурсы при подготовки кзанятиям, г) используют на занятиях готовые электронные пособия, а также д)подготавливают их самостоятельно, либо, сотрудничая со студентами. Развитиеинформационной культуры педагогов, повышение их квалификации в области ИКТ,развитие информационно-образовательной среды техникума являются приоритетными вдеятельности Арзамасского коммерческо-технического техникума.
Для эффективного использованиявозможностей информационной образовательной среды педагог долженсоответствовать следующим минимальным требованиям:
· владеть основамиработы на компьютере, в том числе уметь использоватьинформационно-образовательную среду;
· владетьмультимедийными информационными ресурсами, их программным обеспечением;
· владеть основамиработы в Интернет.
Исследование ИОС каксредства обучения позволяет раскрыть совершенно неожиданные стороны новойструктуры. И главным образом здесь необходимо отметить полифункциональныйхарактер новообразования: обучающий, развивающий, вариативный, коммуникативный,диагностический, общекультурный, рефлексивный и др.
Нынешнее развитиеинформационных технологий позволяют преподавателю использовать в процессеобучения не только печатные издания – книги, журналы, но и – мультимедиаресурсы: аудио- и видеокассеты, электронные учебники и энциклопедии, записанныена CD-дисках или хранящиеся наобразовательных серверах в Интернете.
Так, в нашем техникумесоздана медиатека, ведется работа по расширению единой локальной сети исозданию – единой информационной службы техникума.
В новых условияхпрофессиональная карьера любого педагога зависит от того, насколько он способенсвоевременно находить и получать, воспринимать и использовать новую информациюв учебном процессе. А для этого современный учитель должен развивать в себеумение управлять образовательным процессом и самооценивать (рефлексировать)получаемую информацию. Важно отметить возможность непрерывного образованиячеловека в течение всей жизни, в рамках которого педагог может при желаниисамостоятельно увеличивать недостающие профессиональные, общекультурные знанияи другие, востребованные жизнью.
В данном аспектеинформационно-образовательная среда приобретает еще одно ранее не заявленноекачество – она становится своего рода индикатором уровня сформированностиотдельных элементов профессиональных качеств педагога, и тем самым, ставмотивом, актуализирует потребность в совершенствовании преподавателей своихпрофессиональных компетентностей, которые могут рассматриваться сегодня какопределенный гарант профессионального успеха и профессиональной значимостиличности педагога.
«Созданиеинформационно-образовательной среды и ее успешное функционирование обеспечиваетсовременному педагогу осуществление индивидуальной информационной деятельности,направленной на его профессиональное и личностное развитие» [Куликова, 2007,с.16], развитие профессионального мастерства. В условиях информатизацииобщества и развития новых наукоемких технологий научная концепция системыобразования должна обеспечить подготовку высокообразованных людей ивысококвалифицированных специалистов, способных обеспечитьсоциально-экономическое развитие государства. Проблема информатизации находитсяв числе приоритетных направлений модернизации всех уровней образования. />/>Информатизация образования –комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщениемобразовательной системы средствами информационных и коммуникационныхпреобразований, обеспечивающими оперативную возможность взаимодействия идоступа к информационным ресурсам локальных и глобальных сетей, использованиемэлектронно-вычислительной техники как средства управления образовательнымиструктурами. Информатизация образования требует создания в учебных заведенияхорганизационно-педагогических, финансово-экономических, программно-методическихусловий внедрения информационных технологий. Кроме технического оснащенияпроцесса информатизации необходимо изменение привычных методик обучения, становлениеинформационно-технологической компетентности преподавателей. Становление иразвитие ИКТ-компетентности педагогических кадров должно осуществляться винтегративной связи с развитием их профессиональной педагогическойкомпетентности, в условиях, способствующих профессиональному роступедагогических работников.
В заключение хотелосьбы подчеркнуть, что активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяетобеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности,значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические итехнологические возможности, что в целом способствует повышению качестваподготовки специалистов, повышению профессионального мастерства преподавателейспециальных дисциплин.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.