СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯСРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗДЕЛ 2 ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕНЕДЖМЕНТА
РАЗДЕЛ 3 СОЗДАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьтемы. Процессы преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагаетусиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентнойрыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимостьсоблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений иинфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктурой требуетпрограммно-целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов стем, чтобы «тылы» рыночного хозяйства развивались комплексно. Это,несомненно, является приоритетным направлением в условиях коренного реформированияэкономики России.
Менеджмент(управление) — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другиелица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей припринятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия
Всядеятельность предприятия должна быть ориентирована на достижение целевыхпоказателей (прибыльности, роста продаж и др.), для чего важно использоватьсовременные принципы планирования и управления. В частности, это касаетсяэффективного управления запасами. Управления запасами предполагает уменьшениеобщей суммы затрат на запасы, поиск наиболее экономичных размеров партий,заказываемых материалов, доведения до минимума нахождения каждой единицыматериалов на складе.
В историиразвития менеджмента существует два направления развития: одно направление — это управление технической стороной производственного процесса, а второенаправление — это управление трудовыми ресурсами.
С развитиемтехнических средств информационного обеспечения управленческой деятельности — компьютерной сети, телекоммуникаций — стало возможным, с одной стороны,накапливать базы данных внутрифирменной информации, а с другой — получатьнезамедлительно всю необходимую для оперативной деятельности информацию ииспользовать ее в процессе управления.
Степеньразработанности. Теоретической основой написания курсовой работы послужилитруды российских и иностранных экономистов. Среди них Уайтли Ф., Федько В.П.,Пятенко С.В., Вачугов Д.Д., Якокка Л., Hиканоpов С.П., Фатхутдинов Р.А.,Румянцева З.П., Саломатика Н.А., Большаков А.С. и др.
Цельюкурсовой работы является рассмотрение понятия инфраструктуры менеджмента, атакже создание инфраструктуры менеджмента в условиях региона.
Объектомкурсовой работы является инфраструктура менеджмента. Предметом – созданиеинфраструктуры менеджмента в условиях региона.
Задачи:
— рассмотреть понятие инфраструктуры менеджмента, внешнюю и внутреннюю средуорганизации;
— изучитьтрансформацию инфраструктуры менеджмента;
— исследовать создание инфраструктуры менеджмента в условиях региона.
Структуракурсовой работы. Для написания курсовой работы были использованы учебныепособия, статьи журналов, монографии.
РАЗДЕЛ 1 ПОНЯТИЕИНФРАСТРУКТУРЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Инфраструктура(от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение) – комплексвзаимосвязанных, обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающихоснову для решения проблемы (задачи).
Системаменеджмента – это целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемыхдействий, позволяющий результативно управлять компанией и осуществлятьдолгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретногобизнеса за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и коммерческого предприятияв целом.[1]
Инфраструктураменеджмента (структура системы менеджмента) – это совокупность научныхподходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой иуправляющей подсистем (рис.1).
/>
Рисунок 1.– Структура системы менеджмента[2]
Инфраструктураменеджмента (структура системы менеджмента):
1.1 –повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;
1.2 –ресурсосбережение;
1.3 –расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке;
1.4 –организационно-техническое развитие производства;
1.5 –социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;
2.1 –методическое обеспечение;
2.2 –ресурсное обеспечение;
2.3 –информационное обеспечение;
2.4 –правовое обеспечение;
3.1 –стратегический маркетинг;
3.2 –НИОКР;
3.3 –организационно-технологическая подготовка производства;
3.4 –производство;
3.5 –тактический маркетинг;
3.6 –сервис выпущенных товаров;
4.1 –управление персоналом;
4.2 –разработка управленческого решения;
4.3 –оперативное управление реализацией решения.[3]
Современныйменеджмент, в зависимости от того где он развивается и формируется, имеет рядобщих и специфических особенностей.
Общие чертыотражают этап цивилизации, общественно-экономическую формацию, модель экономики,социально-экономические потребности управления, уровень развитиянаучно-технического прогресса и ряд подобных факторов.
В общемвнешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов,влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты,правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источникитрудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природныеявления.
Посколькуфакторы внешней среды имеют различную силу влияния на организацию, их разделяютна прямые и косвенные факторы, а всю внешнюю среду на среду прямого икосвенного действия.
Потребители- это те лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованыпроизводимыми организацией товарами или услугами. Известный специалист вобласти управления П. Друкер считал, что единственная подлинная цель любогобизнеса — это создание потребителя. Необходимость удовлетворять потребностипокупателя влияет на процессы внутри организации, так как количествопотребителей определяет, в конечном итоге, необходимые производственныересурсы, а характеристика потребителей (какие они) — необходимый ассортименттоваров и услуг и их качество. Принципиально всех потребителей можно разделитьна четыре большие группы:
— конечныепотребители, или население;
— промышленныепотребители, представители различных отраслей хозяйства;
— посредникиили торговые организации, которые приобретают товар для перепродажи;
— государство,как хозяйствующий субъект.[4]
Важнойсоставляющей внешней среды являются конкуренты. Каждый руководитель долженосознавать, что если он не будет удовлетворять своих потребителей такжеэффективно (с определенными качеством и ценой), как и его конкуренты, то долгопредприятие в рыночных условиях существовать не сможет. Под конкурентамиподразумеваются не только те компании, которые предлагают такие же товары, но сдругой маркой, но и компании, выпускающие заменители.
Для веденияхозяйственной деятельности каждой компании нужны внешние поставки: сырье,материалы, трудовые ресурсы, капитал. В этом случае возникает прямаязависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих поставкиуказанных ресурсов. На рынке закупок организацию больше всего интересуютусловия получения ресурсов, а именно: цена, качество и условия поставки (сроки,объемы, условия платежа и т. д.). Именно эти тенденции на рынке закупок влияютна общий товарооборот предприятия.
Экономическиефакторы
Факторы вэкономической окружающей среде должны постоянно оцениваться, т. к. состояниеэкономики влияет на цели фирмы и способы их достижения. Это темпы инфляции,международный платежный баланс, уровни занятости населения, ставки кредитованиябизнеса и т. д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новуювозможность для предприятия. Так, колебания курса доллара относительно валютдругих стран могут стать причиной обретения или потери крупных сумм денег.
Политическиефакторы
Для бизнесаимеет большое значение политическая стабильность в обществе. От этого зависитуровень притока инвестиций и другого рода ресурсов в определенный регион.Отношение административных органов власти к бизнесу выражается в установленииразличных льгот или пошлин, которые либо развивают бизнес в регионе, либовытесняют сто, создавая неравноправные условия для различных организаций. Такжеиспользуются приемы лоббирования интересов определенных промышленных групп вправительственных учреждениях, что также оказывает влияние на весь бизнес вцелом.
Социокультурныефакторы
Приорганизации деятельности нельзя не учитывать ту культурную среду, в которой онапроисходит. Речь идет, прежде всего, о преобладающих в обществе жизненныхценностях и традициях. На этой основе базируется стандарт поведения. Известнопринципиальное отличие американского и японского стандартов. В первом случаестандарт выражен в «индивидуалистическом» подходе к организации, а вовтором — в «семейном» подходе. Отсюда нормой поведения в одном случаеявляется стремление к карьерному росту с регулярной сменой мест работы (в СШАсчитается, что человек должен менять работу раз в несколько лет), в другом — человек работает в организации всю жизнь, относясь к начальнику как к отцу,которого надо слушать.
Научно-техническийпрогресс
Этот факторопределяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно,эффективность способов удовлетворения потребителей. Для того чтобы организациямогла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределятьбольшие объемы информации о новациях, возникающих в среде деятельности. Впоследнее время появились совершенно новые технологии обработки ресурсов иинформации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь,биотехнологии и т. д. Исследователи говорят о высокой скорости изменениятехнологий, и эта тенденция сохраняется.
Международныефакторы
Если ранеесчиталось, что международная среда является объектом внимания только техорганизаций, которые работают на экспорт, то теперь изменения в мировомсообществе затрагивают практически все предприятия. В современном миреприсутствует тенденция глобализации рынка. Это значит, что стираются границымежду бизнесом в различных странах, развиваются транснациональные корпорации,все большее влияние имеют международные экономические и политическиеорганизации. К факторам, обусловливающим развитие международного бизнеса,относятся: более низкие издержки ведения бизнеса за границей, стремление уйтиот торговых ограничений внутри страны, а также инвестиционные ипроизводственные возможности других стран.[5]
Существуетвзаимосвязь факторов среды или сила воздействия, с которой изменение одногофактора будет действовать на другие.
Средапредставлена большим количеством разнообразных факторов, влияющих наорганизацию, что показывает ее сложность.
Средахарактеризуется большой степенью изменчивости или подвижности.
Большоеколичество факторов и их изменчивость приводят к тому, что теряется точностьинформации о процессах, происходящих в среде, что повышает неопределенностьсреды и усложняет процесс принятия решений.
К основнымвнутренним переменным традиционно относят: цели, структуру, задачи, технологиии людей.
1. Цельесть конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремитсядобиться группа работающих вместе людей. В ходе работы руководстворазрабатывает цели и доводит их до сотрудников организации, и этот процессимеет большое значение, так как дает возможность членам организации знать, кчему они должны стремиться. Общие цели сплачивают коллектив и придают всейработе осознанность. У организаций существуют разнообразные цели, и их сущностьво многом зависит от типа организации.
Коммерческиеорганизации. Цели подобных организаций должны отражать коммерческий результат ввиде прибыли (рентабельности), дохода, производительности труда и т. д.
Некоммерческиеорганизации (ассоциации, фонды). По определению деятельность этих организацийне направлена на получение прибыли. Их назначение, в основном, определяетсясоциальной направленностью, поэтому цели могут быть сформулированы как защитаправ, развитие научного направления, поддержка культуры региона и т. д.
Государственные(муниципальные) организации. Для этих организаций получение прибыли не являетсядоминирующей целью. Зачастую преобладают цели поддержки существования иразвития государства (региона). Организации развиваются в рамках установленногобюджета (страны, региона, района). Поэтому цели определяются властямитерриторий и могут быть сформулированы как развитие среднего образования,обеспечение ввода в действие новых больничных комплексов, поддержкаобщественного питания и т. д: Надо отметить, что получение прибыли как таковойможет иметь большое значение, но инвестируются заработанные деньги в значимыедля государства объекты.
Так жеобъектом внимания менеджеров являются цели подразделений.
2. В целомвся организация состоит из нескольких уровней управления и различныхподразделений, взаимосвязанных между собой. Это принято называть структуройорганизации. Все подразделения организации можно отнести к тем или инымфункциональным областям. Функциональная область относится к работе, выполняемойдля организации в целом: маркетинг, производство, финансы и т. д. Очевидно, чтомаркетингом могут заниматься несколько подразделений и даже, например,производственное подразделение, если оно разрабатывает новый товар дляпотребителя. При рассмотрении структуры как составляющей внутренней средыобычно останавливаются на двух вопросах: разделение труда и контроль.[6]
Разделениетруда производится не по принципу использования для определенной работы любогосвободного работника, а исходя из соображений привлечения специалиста взаданной области. Так, при организации нового отдела маркетинга нецелесообразноиспользовать высвободившихся инженеров или техников без их соответствующегопереобучения. Преимущество специализированного распределения труда очевидно, икак конкретно осуществить разделение труда в организации — вопрос, которыйотносится к самым существенным управленческим решениям. Разделяютгоризонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное — разделениетруда по специализированным уровням, например, менеджер по снабжению, менеджерпо продажам, менеджер по работе с персоналом и т. д. Вертикальное распределениетруда (объем управления) осуществляется по принципу наличия работы покоординации выполнения задания. Такое распределение дает в результатеуправленческую иерархию или число управленческих уровней. Иерархия пронизываетвсю организацию, спускаясь на уровень неуправленческого персонала.
Число лиц,подчиненных одному руководителю, называется сферой контроля. В организациикаждый руководитель имеет свою сферу контроля. Организации с плоской структуройимеют меньше уровней управления и более широкую сферу контроля, чемсопоставимые организации с многоуровневой структурой.[7]
3. Задача — это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом ив установленные сроки. Каждая должность в организации включает в себя рядзадач, которые необходимо выполнить для достижения целей организации. Задачитрадиционно делятся на три категории:
— задачи поработе с людьми;
— задачи поработе с машинами, сырьем, инструментами и т. п.;
— задачи поработе с информацией.
В векбурного роста инноваций и нововведений задачи становятся все более и болеедетальными и специализированными. Каждая отдельная задача может быть весьмасложной и углубленной. В связи с этим возрастает значение управленческойкоординации действий при решении таких задач.[8]
4.Следующей внутренней переменной является технология. Понятие технологии выходитза пределы такого обычного понимания, как технология производства. Технология — это принцип, порядок организации какого-либо процесса для оптимальногоиспользования разного рода ресурсов (трудовых, материальных, временныхденежных). Технология представляет собой способ, который позволяет осуществитькакое-либо преобразование. Это может относиться к сфере продаж — как наиболееоптимально реализовать произведенный товар, или к сфере сбора информации — какнаиболее грамотно и с меньшими затратами собрать необходимую для управленияпредприятием информацию и т. д. В последнее время именно информационныетехнологии стали ключевым фактором получения предприятием устойчивогоконкурентного преимущества при ведении бизнеса.
Кромеперечисленных факторов на человека в организации влияют группы и управленческоелидерство. Любой человек стремится принадлежать к какой-либо группе. Онпринимает нормы поведения этой группы в зависимости от того, насколько ценитсвою принадлежность к ней. Организация может рассматриваться как некаяформальная группа людей, и в то же время в любой организации есть многонеформальных групп, формирующихся не только по профессиональному признаку.[9]
Такимобразом, инфраструктура менеджмента представляет собой комплексвзаимосвязанных, обслуживающих структур, позволяющий результативно управлятькомпанией и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальнойприбылью для конкретного бизнеса за счёт обеспечения конкурентоспособностипродукции и коммерческого предприятия в целом.
РАЗДЕЛ 2 ТРАНСФОРМАЦИЯИНФРАСТРУКТУРЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Подменеджментом принято понимать проверенные временем устойчивые алгоритмыорганизации и управления человеческими коллективами с привязкой кконкретно-историческим условиям в режиме ответных реакций на внешние природныеи антропогенные воздействия. Они могут быть использованы всеми управляющимиэлитами и во всех пирамидах управления, сверху донизу. Данное определение непозволяет объяснить, почему в те или иные периоды и в одних организацияхменеджмент, понимаемый как способ организации и управления отдельнымичеловеческими единицами и их группами, оказывается более эффективным, чем вдругих.
Дляобъяснения разницы в эффективности отдельных вариантов менеджмента множествоприменяемых теорий может быть разделено на две группы: первые находят основнымвоздействующим звеном тонкости организующего влияния на отдельного человекамикроколлектив (Ф. Тейлор, А. Файоль и приверженцы теории Х), вторые находятрациональное управленческое решение в использовании индивидуальных качествотдельных работников и их агрегированных масс (Т. Левитт, Д. Мак-Грегор идругие представители теории Y).[10]
В одной итой же стране менеджмент бывает высокоэффективным, а затем его эффективностьможет снижаться, и наступает стагнация, приводящая к социальным потрясениям. Встранах с низким уровнем общественного производства и неэффективнымменеджментом начинается экономический подъем, который зачастую определяетсяэффективностью менеджмента. Общим при рассмотрении эффективного инеэффективного менеджмента в различных государственных образованиях в разноевремя является взаимодействие менеджмента и его влияние на количественный икачественный состав национальной инфраструктуры.
Отмеченныена примерах и статистических данных взаимозависимости состояния общегонационального (складывающегося из локальных управленческих решений) менеджментаи инфраструктуры могут быть объяснены при широкой трактовке сущностиинфраструктуры. Так, у Р. Иохимсена в состав инфраструктуры включаются нетолько собственно технические (материальные) составляющие, но иинституциональные (действующее законодательство, в том числе трудовое право), атакже персональная составляющая (персонал в широком смысле этого слова). Именноперсонал является средой существования менеджмента как науки и практическихалгоритмов управления. Таким образом, персонал является частью инфраструктуры,понимаемой как система, причем ее наиболее динамичной составляющей, в отличиеот материальной и институциональной компонент. В таком качестве он оказываетвлияние на состояние инфраструктуры, также как другие ее компоненты оказываютвлияние на персонал (не вызывает сомнения влияние на существование обществаразличных законодательных актов, в частности для реализации управленческихрешений большое значение имеет выбранная система оплаты труда; также невызывает сомнения влияние развития средств связи или состояния дорожной инфраструктурына способы организации, контроля и доставки персонала к месту трудовойдеятельности).[11]
Всовременных условиях существования экономики (постиндустриальная эпоха) именновлияние персональной составляющей приобретает решающее значение длякачественных и количественных трансформаций инфраструктуры. В этом смыслеменеджмент, являясь средством мотивации или демотивации трудовых коллективов,будет приобретать свойства инструмента проградиентного развития или деградациисвязанных с ним инфраструктурных компонент.
Находясь водной системе с другими инфраструктурными составляющими, испытывая их влияниена себе и, в свою очередь, оказывая влияние на них через персонал, менеджментможет использоваться для «измерения» инфраструктуры. Возможна и обратная связь.Эффективность менеджмента может измеряться с помощью трансформацииинфраструктуры. Такое измерение может быть и количественным, и качественным.Качественные трансформации менеджмента могут оцениваться количественнымиизменениями инфраструктуры (ее ростом или деградацией) в течение некотороговремени. Но в современных условиях существования экономики решающее значениеприобретает не наличие или отсутствие объемов материальной инфраструктуры, акачество их использования. В приложении к инфраструктуре это означает, чтокачество и быстродействие связи увеличивают эффективность инфраструктуры исвязанного с ней бизнеса многократно за счет своевременных реакций на внешние ивнутренние экономические раздражители.
Возможностьиспользования инфраструктурных коэффициентов для тестирования уровняменеджмента определяется возможностью качественной оценки анализируемойинфраструктуры. С этой целью возможна модернизация любых используемыхинфраструктурных коэффициентов.[12]
Дляреализации указанного подхода следует ввести в инфраструктурные индексынеобходимые повышающие и понижающие коэффициенты:
— реальносуществующие интервалы средней скорости движения транспорта;
—коэффициенты трудового участия населения (включив в демографические показателиуровень безработицы, бродяжничества и состояния здоровья);
—коэффициенты эффективно используемой территории (исключив пустыни, болота инезаселенные и выбывшие из хозяйственного оборота территории);
—коэффициент соответствия институциональной инфраструктуры («нагрузка»управляющей элиты на население).[13]
Общееколичество трудящегося населения зависит от демографической ситуации в обществеи значительно влияет на менеджмент. Данный показатель зависит от состоянияфизического здоровья общества, наличия большого числа пенсионеров, инвалидов,детей. Приведенные интервалы взяты потому, что в обществе не может быть более 60%работающих (кроме стран, практикующих детский труд).
Уровеньбезработицы в стране напрямую характеризует качество национального менеджмента,способность управленцев организовать конкурентную экономику от уровня малогопредприятия до уровня ТНК.
Процентбродяг и наркоманов характеризует нравственное здоровье общества. Вводимыекоэффициенты отражают уровень возможности принятия управленческих решений взависимости от состояния морали в обществе (способность населения адекватновоспринимать управленческие решения).
Природно-климатическиефакторы значительно влияют на состояние жизни человеческих сообществ, а значит,и на способы управления ими. Поэтому игнорировать данные факторы нельзя,следует их учитывать для усреднения стартовых возможностей тех или иныхсообществ.
Выбываниетерриторий из хозяйственного оборота в течение относительно короткого времени(взят реальный интервал 20 лет) вследствие антропогенной нагрузки прямохарактеризует качество управленцев и управления. Если процесссельскохозяйственного производства организован бездарно и происходит эрозияпочв, их опустынивание или заболачивание, это характеризует недостаткиуправления. Если этого не происходит, то формируются относительныепреимущества. Этот же тезис относится к исчезновению ранее пригодных кхозяйственному обороту земель вследствие занятия их под карьеры и свалки безпоследующей рекультивации.
Бюрократическиеструктуры увеличиваются быстрее, чем происходит рост управляемой ими отрасли.Не умаляя роли растущих управляющих элит, следует учитывать их влияние наэффективность менеджмента. Так как бюрократизация экономики приводит к снижениюее конкурентоспособности, то рост данного показателя учитывается в качествепонижающего коэффициента.
Такимобразом, выявляющиеся органические внутренние связи между изменениямименеджмента и количественными и качественными трансформациями инфраструктурыпозволяют использовать определяемый уровень изменения качественныхинфраструктурных трансформаций для мониторинга прогрессивных и дегенеративныхтенденций менеджмента.[14]
РАЗДЕЛ 3СОЗДАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА
Управлениерегионом и городом предполагает точное знание самих объектов управления. Однакоесли понятие «город» достаточно ясно, то термин «регион»требует дополнительных уточнений.
Понятию«регион» в современной экономической, географической иградостроительной литературе уделено немало внимания. Наиболее частоупотребляемыми характеристиками для формирования понятия «регион»являются: географические (расположение, величина территории и количествонаселения), производственно-функциональные (специфика преобладающих видовдеятельности), градостроительные (характер застройки объектов производственнойдеятельности, жилья и обслуживания) и, наконец, социологические (нормы общения,поведения). Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущностирегиона в одном понятии. Ведь регион должен рассматриваться одновременно вкачестве территориальной организации народного хозяйства, сложившейся системырасселения, определенной социальной организации общества, а также как местовсех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.
Регион — это целостная система со своей структурой, функциями, связями с внешней средой,историей, культурой, условиями жизни населения. Кроме того, это сложноеобразование, которое характеризуют высокая размерность, большое количествовзаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями, многоконтурностьуправления, иерархичность структуры, значительное временное запаздываниекоординирующих воздействий при высокой динамичности элементов, неполнаяопределенность состояний элементов и др.
Изучениерегиона показывает, что это сложнейшая система, в которой зависимости междуэлементами не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь обществаобычно характеризуются нелинейными процессами. Изучение общественной жизни врегионе возможно на основе структуризации, т. е. выделения подсистем,совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.[15]
Каксоциально-экономическая система регион может быть представлен в видесовокупности пяти основных подсистем:
— системообразующейбазы;
— системообслуживающегокомплекса;
— экологии;
— населения;
— инфраструктурырынка.[16]
Главнымфактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие пяти основных подсистемрегиона между собой, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему,является деятельность людей. Человек выступает органической частью каждой изподсистем. Он часть природы, основной компонент производительных сил народногохозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения сдругими людьми образует собственно социально-территориальную общность.
Понятие«регион» в научной и практической литературе используется дляобозначения различных территориальных общностей. Регионом может быть и субъектФедерации, и административный округ, и район, и средний или крупный город сокрестностями, и другие территориальные образования.
Термин«территория» трактуется менее широко, так как регион подразумевает нетолько территориальную, но и социально-экономическую, этническую, историческую,культурную общность. Таким образом, регион — это территориальная общностьлюдей, имеющая производственно-функциональные, административные,социально-культурные признаки. Данная расширительная трактовка позволяетрассматривать вопросы управления территориальным развитием вне зависимости отспецифики того или иного объекта. Безусловно, величина и характер объектауправления определяют специфику методов воздействия и регулирования, в то жевремя многие принципы, подходы и технологии управления развитием города ирегиона разного масштаба сходны. И в городе, и в районе, и в субъекте Федерациинеобходимо осуществлять разработку стратегии развития, оценивать положительныеи отрицательные стороны этого развития, выявлять факторы конкурентоспособности,формировать общую и функциональные стратегии, вести стратегический контроль,проводить мероприятия городского и регионального маркетинга.[17]
Местнаявласть должна не только оперативно решать неотложные проблемы (снабжениенаселения продуктами питания, поддержка малообеспеченных семей, мобилизацияновых источников сокращения дефицита местного бюджета), но и иметь конкретныепрограммы действий на ближайшую и более отдаленную перспективу. Эти программыпозволяют властным структурам координировать работу всех органов и лиц,заинтересованных в развитии региона, и обеспечивать целенаправленность такогоразвития.
Какизвестно, в современной России сохраняются источники кризиса регионов,вызванные несовершенством бюджетного федерализма. Пока еще у каждого регионаостается возможность получить дополнительные средства не столько за счетвовлечения внутренних резервов роста, сколько за счет перераспределенияфедеральных бюджетных средств. При этом вступают в силу механизмы как прямоголоббирования в верхних эшелонах власти, так и перераспределения ресурсов засчет несовершенства того или иного законодательства, прежде всего налогового.Существенными факторами, определяющими развитие российских регионов, должныстать четко сформулированные принципы бюджетного федерализма и зафиксированныеправила перераспределения централизованных ресурсов, которые послужат стимуломдля поиска внутрирегиональных резервов развития. В условиях, когдаперераспределение ресурсов между регионами будет стабильным и упорядоченным,особенно актуальными станут вопросы управления социально-экономическимразвитием регионов.
Поэтомувполне очевидна необходимость выработки концепции управления развитием наоснове новых научных идей, подходов, механизмов, методов, учитывающих изменениесодержания и структуры общественного развития. Пока же большинству предлагаемыхв настоящее время концепций и программ развития по вопросам стабилизации,выхода из кризиса, перехода к рыночной экономике недостает ориентации начеловека.
Человек, сего способностями и потребностями, условиями жизни и деятельности,нереализованным творческим потенциалом, по-прежнему, как в разрушеннойтоталитарной системе, так и отжившей централизованной административно-команднойэкономике, не стал еще центром всех идей, концептуальных построений,методологий, программ практических действий.[18]
Всложившейся кризисной ситуации в регионах центральное значение имеет созданиеусловий устойчивого функционирования тех объектов инфраструктуры, которыеобслуживают неотложные нужды человека и создают необходимые условия егожизнеобеспечения:
— экология;
— культура;
— образование,воспитание детей;
— личная иобщественная безопасность;
— медицинскоеобслуживание;
— торговля,обеспеченность продуктами питания и товарами народного потребления;
— муниципальныеуслуги (услуги ЖКХ, пожарная безопасность, уборка мусора, общественный
— транспорт,дороги);
— средствасвязи и массовой информации.[19]
Необходимосоздать все условия для реализации принципа экономического самоопределения исамоутверждения личности, предпринимательской свободы и возможности творческойдеятельности каждого с тем, чтобы способный и трудолюбивый человек достигал вобществе более высокого социального статуса. Совершенствование личности должнорассматриваться как цель и как одна из движущих сил общественного развития.Развитие регионов и городов должно быть, в свою очередь, ориентировано насоздание необходимых условий для достойной жизни населения, повышение ее уровняи качества. Оценка результатов социально-экономического развития должнапроводиться на основе новых критериев, показателей и нормативов, выражающих этиусловия.
Такимобразом, концептуальные основы эффективного управления развитием регионанеразрывно связаны с формированием условий, обеспечивающих достойную жизньчеловека, ее высокий уровень и качество. Главный компонентсоциально-экономического развития — это воспроизводство самого человека ссозданием всей инфраструктуры его жизнеобеспечения и жизнедеятельности, а такжесвободного развития. Данные подходы позволяют выработать новые ориентиры инаправления развития регионов, определить приоритетные факторы многократногоповышения эффективности, разработать механизмы и технологии управленияразвитием регионов.[20]
Местныеорганы власти на уровне региона, города или района, предоставляя услуги жителями предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло- и энергоснабжение, уборкамусора, содержание парков, мест отдыха и пр.), управляют функционированиемтерритории, но одновременно осуществляют управление и еесоциально-экономическим развитием. Другими словами, органы местной властиуправляют и функционированием, и развитием. Управление функционированием часторассматривается в качестве основной задачи органов власти. В то же времяуправление социально-экономическим развитием — весьма важная функция органовгородского и районного управления.
Управлениеразвитием может осуществляться с помощью широкого спектра разнообразныхстратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений,посредством которых местная администрация стремится стимулировать развитиеэкономики региона или города, создавать новые рабочие места, увеличиватьналоговую базу, расширять возможности для определенных видов экономическойактивности, в которых заинтересовано местное сообщество.
Не умаляязначения первой из отмеченных функций местной администрации (функцииобслуживания), можно с уверенностью сказать, что функциясоциально-экономического развития становится все более значимой. Особоезначение приобретает она в переходный период, когда к традиционным вопросамэкономического развития присоединяются вопросы формирования и развития рыночнойинфраструктуры и преодоления кризисных явлений, сопровождающих переходэкономики из одного состояния в другое.
Целенаправленныедействия региональной администрации по социально-экономическому развитиюрегиона — обязательная и, можно сказать, центральная функция органов властирегиона, позволяющая решать, проблемы кризиса и драматических структурныхизменений. Выход из кризиса может оказаться болезненным, если экономическиепроцессы будут пущены на самотек, и в то же время он может быть более гладким,если региональная администрация будет активно воздействовать на процессыэкономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и формируяновые.[21] Ксожалению, региональные органы управления чаще действуют как «пожарнаякоманда», а не как заботливый родитель, думающий о будущем своего ребенка.Стратегические вопросы социально-экономического развития регионов отодвигаютсяна задний план, что недопустимо, особенно в условиях кризиса, который поразилбольшинство российских регионов.
Многочисленныеисследования подтверждают, что саморазвитие регионов предполагает партнерствонаселения, власти и собственников. Часто это партнерство касается обычныхфункций регионального управления (функционирование учреждений образования,медицинского обслуживания, поддержание в нормальном состоянии дорог, жилогофонда и инженерной инфраструктуры по снабжению электроэнергией, водой и теплом).В то же время в вопросах стратегического характера, затрагивающих аспектыразвития города или региона в целом, данное партнерство почти непросматривается. В этой обстановке требуется определенная политическая воляорганов местной власти, чтобы взять на себя выполнение функций по активизацииданного партнерства и усилению экономического развития.
Всовременной России, как известно, многие регионы испытывают тяжелый кризис,связанный со структурными изменениями в народном хозяйстве в целом. Реальнаяпрактика демонстрирует полный спектр всех возможных вариантов: от помощистагнирующему традиционному старому производству до радикальной поддержки новыхвидов экономической активности, создающих новые рабочие места.
Весьмаплодотворной концепцией, позволяющей эффективно анализировать проблемыэкономического развития региона, является концепция основного ивспомогательного производства. В любом регионе можно выделить основнуюпромышленность, т. е. ту, продукция которой главным образом вывозится изрегиона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляетсяпреимущественно в его пределах. Например, машиностроительный завод можнорассматривать в качестве основного производства, а всю обслуживающуюинфраструктуру — почту, детские сады, школы, поликлиники, банки, страховыеучреждения, экспедиционные и транспортные службы, строительство и пр. — вкачестве вспомогательного. Обычно при расширении основного производстваувеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура; возникает так называемыймультипликативный эффект. Основное производство можно рассматривать каксвоеобразный ускоритель экономического роста.[22]
В качествеосновного производства не всегда выступает машиностроительное, химическое,металлургическое производство. Можно привести и такой пример. Найден источникминеральной воды. Для того, чтобы он успешно эксплуатировался, кромеразливочной линии требуется разместить производство по изготовлению тары. Вэтом же регионе возникает необходимость расширить складское хозяйство, развитьдополнительно транспорт, экспедиционные и страховые услуги. Так из источникаминеральной воды «вырастает» целая цепочка взаимосвязанных междусобой видов деловой активности. Данный пример показывает, как основноепроизводство может служить стимулом развития связанных с ним производств.Аналогичные цепочки возникают при развитии туристического, гостиничногобизнеса, при строительстве жилья и пр.
Вместе стем основное производство может быть не только ускорителем, но и тормозомразвития, в частности, в том случае, когда количество рабочих мест в немсокращается в процессе структурной перестройки. При достаточно быстрыхструктурных сдвигах, обусловленных научно-техническим прогрессом, главнымфактором успешного развития региона становится не основное, а вспомогательноепроизводство. Долгосрочное процветание региона зависит от того, насколькоразвита в нем инфраструктура и насколько готова она взять на себя нагрузкунового основного производства. Чем больше развита инфраструктура(«вспомогательное» производство), тем более гибкой является всяэкономика региона или города, тем на более прочной основе базируется егоэкономическое развитие и процветание. Таким образом, в условиях быстрой смены основныхпроизводств главным фактором устойчивого социально-экономического развитиястановится степень развитости всей городской инфраструктуры. Это дает основаниепо-новому взглянуть на роль так называемых вспомогательных производств, оценитьих как «первичный» фактор социально-экономического развития и залогего процветания в будущем.
Общиезакономерности мирового экономического развития дают возможность качественнооценить предысторию и перспективы экономического развития того или иного городаили региона. По своей доминирующей отраслевой принадлежности можно выделитьгорода и регионы доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. Вгородах и регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разныепо своей сути процессы и к ним применимы различные рецепты по управлению ходомих социально-экономического развития.
На стадиииндустриального развития в городе или регионе действуют закономерности,определяемые ролью ведущих отраслей, «локомотивов индустрии», которыесоздают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развитиягорода или региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочиеместа, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основноепроизводство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевойструктурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяютсостояние экономики и социальной сферы всего города.[23]
Напостиндустриальной стадии развития города или региона главным фактором,определяющим их благосостояние, становится уровень развития городскойинфраструктуры. Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг ииндустрия развлечений, насколько доступны офисные помещения, низок уровеньпреступности, насколько обеспечен город квалифицированными кадрами, настолько иподготовлен потенциал развития постиндустриального города. Способностьинфраструктуры города принять новые виды бизнеса и новых людей, быстро иэффективно приспособиться к новым условиям определяет потенциалпостиндустриального развития.
Главнымпрепятствием, с которым столкнулось сегодня промышленное производство, являетсянеразвитость городской инфраструктуры: проектно-управленческой, финансовой,коммуникационно-информационной, социально-образовательной. Это стало основнымограничением и одновременно условием развития городов и регионов в современноммире.[24]
Из сферы прямогоуправления городов практически выпали хозяйствующие субъекты, прежде всегоприватизированные промышленные предприятия, предприятия сферы услуг, торговли ит.д. В то же время произошли качественные изменения в составе ресурсов ихэкономического развития. К традиционным ресурсам (сырьевым, трудовым,культурно-рекреационным, финансовым и др.) добавились те их виды, которые вусловиях прежних экономических отношений либо в принципе не могли бытьиспользованы, либо применялись крайне неэффективно. К ним, в частности,относятся:
— земля,здания и сооружения;
— коммунальнаяинфраструктура, городской транспорт и связь;
— налоговаясистема и организационные условия ведения бизнеса;
— безопасностьбизнеса и личности;
— наличиестратегического плана развития, информационные услуги для инвесторов и пр.[25]
Всевозможные виды воздействия региональной администрации на ход экономическогоразвития можно подразделить на три:
— формированиеблагоприятных общих условий для развития деловой активности;
— регулированиеделовой активности в регионе;
— прямаякооперация администрации региона и бизнеса.
Рассмотримэти три вида воздействий последовательно.
1.Формирование благоприятных общих условий для развития деловой активности.
К такимусловиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли исоответствующих прав на нее для развертывания новых видов экономическойактивности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и пр.
В странахЗапада администрация все чаще осуществляет инвестиции в региональнуюинфраструктуру, предпринимает определенные акции по реорганизации земельныхучастков, а также привлечению новых видов бизнеса в регион. Администрациироссийских регионов в условиях становления рыночных отношений, помимо этихвидов косвенного воздействия, осуществляют прямую поддержку новых институтов,составляющих основу рыночной инфраструктуры.
Традиционнымиявляются активные действия по созданию и укреплению инфраструктуры, котораявыступает базой для всех видов бизнеса: дороги, телефон, городские вокзалы,аэропорт и пр. По отношению к земле также можно совершать целенаправленныедействия — объединять и дробить земельные участки, выкупать и продавать,сдавать в аренду и даже передавать в безвозмездное пользование. От конкретныхдействий в отношении земли зависит как общее направление, так и интенсивностьновой деловой активности в регионе.
Относительносамостоятельным фактором экономического развития любого региона в последнеевремя стал международный фактор: чем более интенсивны международные связи, тембольший импульс получает экономическое развитие региона. Содействиемеждународным связям и международной торговле, привлечение иностранныхинвестиций в регион в совокупности становятся относительно самостоятельными ивесьма эффективными инструментами экономического развития в целом.
2.Регулирование деловой активности.
В этомслучае администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с цельюпринятия ими решений, необходимых для развития данного региона. Этодостигается, в частности, путем уменьшения местных налогов, либо путемпредоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий игарантий.
Данныеметоды воздействия на предпринимателей в западной литературе подвергаютсяразвернутой и обоснованной критике. В частности, утверждается, что такие мерыведут к прямым потерям ресурсов регионов и городов и не влияют в конечном счетена размещение новых видов бизнеса. Дело в том, что разница в условиях местногоналогообложения, как правило, есть величина несоизмеримо меньшая, чем различияпо другим условиям бизнеса (расположение, наличие близких поставщиков, близостьрынков сбыта и пр.). Более того, конкуренция между регионами и городами частоведет к выравниванию величин льгот по местным налогам. При этом ни один извступающих в такую конкуренцию регионов не получает заметных преимуществ, содной стороны, и, с другой стороны, все они заранее уменьшают поступления всвой бюджет.
В целомстратегия налогового и прочего воздействия оказывается эффективной лишь в томслучае, если у властей имеется подробная информация (в том числе аналитическая)о состоянии того или иного бизнеса и о факторах, влияющих на принятиестратегических решений. Обычно такой информации у администрации нет. Болеетого, информация подобного рода чаще всего утаивается с целью полученияналоговых и других льгот. Все это приводит к тому, что налоговые льготыстановятся необоснованным и односторонним выигрышем бизнеса.
В то жевремя особый налоговый режим для новых инвестиционных проектов в современныхроссийских условиях позволяет достичь весьма значимых результатов. Так,администрация Новгородской области установила налоговые льготы для инвестицийна территории области, получила существенный приток иностранных инвестиций,гарантирующих уже сегодня высокий потенциал экономического развития области вбудущем.
Крегулирующим воздействиям администрации относится также установление правилпользования землей. Выделение соответствующих зон использования земли дляпромышленного и жилищного строительства, торговли и бизнес-центров оказываетвлияние на частных инвесторов. При планировании и осуществлении того или иногостроительства администрации могут изменять обычные правила застройки,предоставляя тем самым конкретные льготы или высвобождая средства под те илииные программы.
Регулированиепорядка застройки может дать весьма ощутимый эффект в длительной перспективе.Однако получение соответствующего эффекта возможно только при условиипроработки стратегических планов развития города, при четком установлениидолгосрочных и краткосрочных целей его развития.
3. Прямаякооперация администрации и бизнеса.
В случаеосуществления крупных проектов развития городов иногда оказываетсяцелесообразным непосредственное сотрудничество администрации и частныхорганизаций. Примерами такого рода могут служить проекты «Сити» и«Манежная площадь» в Москве. Будучи масштабными долгосрочнымипроектами, способствующими развитию города в целом, они осуществляютсясовместными усилиями частных организаций и администрации города. В ряде случаевдля координации деятельности в рамках одного проекта создается смешаннаякомпания. Однако в таких компаниях наблюдается конфликт интересов частного иобщественного сектора, всегда сложно до конца согласовать интересы развитиягорода с предпринимательскими интересами, связанными с извлечением прибыли.Чтобы избежать ненужного перекоса в сторону частных интересов, прямаякооперация должна сопровождаться подробным и обоснованным процессом планирования,достаточно эффективным контролем и наличием авторитетного и влиятельногоруководства со стороны местной администрации.[26]
Общемировойтенденцией последних лет стал рост числа организаций неправительственного,негосударственного характера, вовлеченных в решение проблем экономическогоразвития городов. Как правило, это бесприбыльные организации, которые могутоказывать помощь частному бизнесу, содействовать его развитию. К такиморганизациям можно отнести местные торгово-промышленные палаты,специализированные агентства по социально-экономическому развитию илимаркетингу региона. Кооперация администрации с этими организациями приноситпользу региону в целом.
Руководителиместной администрации действуют подчас как посредники, как «создателикоалиций», как помощники реальных действующих лиц, используя разнообразныеподходы к содействию экономическому развитию. Поэтому работа по экономическомуразвитию может и должна строиться с привлечением руководителей крупнейшихпредприятий и работодателей региона. В такой кооперации с руководителямипредприятий региональная администрация может более эффективно решать вопросыобучения персонала, развития инфраструктуры, стимулирования малого и среднегобизнеса.
Такимобразом, инструментами управления экономическим развитием на региональномуровне являются следующие:
— созданиеобщих условий для бизнеса (дороги, связь, офисы, рыночная инфраструктура);
— регулированиеделовой активности (местные налоги, зонирование, особые условия);
— прямаякооперация администрации и бизнеса (совместные проекты).
Всовременных условиях для выхода из кризисного состояния необходимы целевыепланы и программы действий, предусматривающие комбинацию всех методоввоздействия на экономическое развитие региона. При этом весьма важным аспектомсоставления таких программ может стать анализ баланса результатов и затрат,связанных с их осуществлением.
Независимоот того, какие конкретные виды влияния на экономическое развитие регионаприменяет администрация, сама по себе функция воздействия на такое развитиеобладает рядом особенностей. Прежде всего, это нерутинная функция, в отличие отстандартных функций инфраструктуры жизнеобеспечения населения (водо-, газо-,электроснабжение, ремонт дорог, вывоз мусора, утилизация отходов и пр.). Болеетого, нерутинность этой функции обусловливает гибкий, неординарный способорганизации. Данная функция предполагает нестандартный подход к решениюпроблем, организацию переговоров с частными и негосударственными организациями,применение прогрессивных методов современного менеджмента, в том числестратегического планирования и маркетинга.
В настоящеевремя в деятельности региональной администрации, направленной насоциально-экономическое развитие региона, широко используются новыеуправленческие технологии, среди которых:
— инструментырегиональной промышленной политики, включающие в себя и широкий спектр методовпривлечения инвестиций в регион;
— методыстратегического планирования развития регионов;
— приемырегионального маркетинга и методы «продвижения» регионов и городов.[27]
Новыеуправленческие технологии развития регионов требуют постоянного обновлениязнаний и трансформации персонала администраций. Для реализации таких технологийнеобходимо осуществлять регулярные вложения в человеческий капитал регионов игородов. Целесообразно при формировании и развитии дееспособной командыадминистрации следить за непрерывным повышением ее квалификации, используяинновационные семинары и стажировки. Повсеместно следует применять приемы такназываемого бенчмаркинга, т. е. целенаправленного переноса передового опытадругих регионов и городов.[28]
Такимобразом, экономическое благосостояние российских регионов определяется нетолько наличием исходных преимуществ (географическое положение, природныеископаемые и др.), но и качеством управления их социально-экономическимразвитием. В управлении развитием региона целесообразно использоватьсовременные методы регионального менеджмента, среди которых выделяютсястратегическое планирование, региональный маркетинг и другие. Основным факторомуспеха в управлении региональным развитием становится уровень квалификациикадров региональной администрации и рациональное использованиеинтеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В периодплановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей иинфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточныхкапиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению косновному производству.
Пристановлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству,которые является основой для развития общества, поэтому первоначальнымопределяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.
В началесвоего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктуране выделялась в особенную функцию. В общей неразвитости производства удельныйвес инфраструктуры был незначителен.
В основеразвития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, которыйвызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельныеобособленные виды труда, т.е. происходит общественное разделение труда, в связис чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностейотдельных видов труда. Таким образом, производственная инфраструктураприобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиесяотрасли и виды деятельности.
Процессформирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферыобщественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами вобщественном разделении труда.
Термин“инфраструктура” произошел от лат. — “infra” — ниже, под; structura” — строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина“инфраструктура” существуют различные трактовки понятия.
Одна группаавторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функциюинфраструктуры в “предоставлении услуг производству и населению”, в“обслуживании производства и населения”.
Другиепонимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания,видя ее назначение в “создании общих условий производства”, в “обеспечениидеятельности основного производства”.
Инфраструктурныеэлементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенныхэкономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и всеболее обособляются от функций основного производства.
Функционированиеинфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны — обслуживаниематериального производства, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов,самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.
Социальнаяинфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным ипридаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального обслуживания- население — состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющихничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры,обслуживающей производство.
Однаконеобходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры,которое состоит в том, что изменение стоимости товара происходит как оказаниеуслуг в производственной сфере транспортирование узлов из одного предприятия надругое), так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды).
Длясвоевременного и полноценного развития сферы инфраструктурного комплекса должнабыть выработана программа действий по следующим направлениям:
– созданиеблагоприятных условий для конкуренции предприятий;
–стимулирование предприятий для решения основных задач экономического роста ибезусловное выполнение возложенных на них функций;
–привлечение иностранных инвестиций для приоритетного развития объектов рыночнойинфраструктуры;
– решениепроблем получения образования с учетом требований рынка, обеспечивающего правои возможности работать по специальностям, в которых нуждаются объекты рыночнойинфраструктуры.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Большаков А.С. Менеджмент. Учебное пособие/ А.С. Большаков. — СПб.: «Питер», 2000. — 160 с.
2. Вальков В.И. Автоматизированные системы управлениятехнологическими процессами. 3-е издание, переработанное и дополненное/В.И.Вальков. — М.: Политехника, 2006. — 269 с.
3. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента/ Д.Д. Вачугов. — М., 2005. — 309с.
4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций/Г.Я.Гольдштейн. — Таганрог, 2004. — 157 с.
5. Гольдштейн Г.Я. Экономический инструментарий принятияуправленческих решений/Г.Я. Гольдштейн. — Таганрог, 2004. — 615 с.
6. Друкер Питер Ф. Практика менеджмента.: Пер. с англ.: Уч.пос. –Издательский дом «Вильямс», 2000г. — 398с.
7. Захаров Д.И. Конспект лекций по менеджменту/Д.И. Захаров. — М.:2003. 201 с.
8. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента/Н.И. Кабушкин. – М.: Новоезнание, 2003. — 354 с.
9. Кондэ Г. Развитие исовершенствование служб управления/Г. Кондэ. — М.: Прогресс, 2000. – 308 с.
10. Ладанов И.Д. ПрактическийМенеджмент/И.Д. Ладанов. — М., 2007. – 450 с.
11. Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатика.- М.: ИНФРА — М., 2003.- 432 с.
12. Мескон М.Х. Основыменеджмента/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: «Дело» 2002. – 458 с.
13. Hиканоpов С.П. Системныйанализ: этап развития методологии решения проблем управления/С.П. Никаноров. –М., 2001. – 208 с.
14. Паркинсон С.Н. Управление инфраструктурой региона/С.Н. Паркинсон.- М., 2000. – 360 с.
15. Пятенко С.В. 9 основ менеджмента/С.В. Пятенко. – СПб.:«Питер», 2004. — 173 с.
16. Уайтли Ф. Мотивация/Ф. Уайтли. — М., 2005. – 404 с.
17. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент/Р.А. Фатхутдинов. — М.: Интел — Синтез, 2000. — 404 с.
18. Федько В.П. Азиатский и европейско-американский стили управления,возможность оценки эффективности национального менеджмента черезинфраструктурные составляющие/В.П. Федько // Менеджмент в России и за рубежом.— 2005. — № 5. – С. 21
19. Инфраструктура товарного рынка/ В.П. Федько. — Ростов-н/Д, 2000. –382 с.
20. Якокка Л. КарьераМенеджера/Л. Якокка. — СПб., 2004. – 502 с.