Информационныетехнологии и компьютерные системы, обеспечивающие обучение служащегопрофессиональной деятельности
Содержание
Введение
Глава 1. Информационные технологии и компьютерные системы
1.1. Информационные технологии: понятие, история развития,классификация
1.2. Компьютерные системы
Глава 2. Использование информационных систем в обучениислужащих профессиональной деятельности
2.1. ИТ в обучении студентов
2.2. Концепция использования ИТ в деятельности федеральныхорганов государственной власти до 2010 года
Заключение
Список источников информации
Введение
В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей.
Наиболее широко информационные системы и технологии используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости их внедрения и активного применения.
Информационные технологии существовали давно, поэтому с развитием компьютеров и средств связи, начали появляться различные вариации: «информационные и коммуникативные технологии», «компьютерные информационные технологии» и др. Информационные технология – это интеграция компьютеров, электроники и средств связи.
С легкой руки американцев английское слово «менеджмент» стало известно почти каждому образованному человеку. В упрощенном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей. Менеджмент – по-русски «управление» — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.
Менеджеру все время приходится принимать решения в условиях большой неопределенности: инфляция, пляшущий валютный курс, изменение налоговых и правовых условий работы, да и конкуренты не дремлют. Над менеджером все время висит вопрос «что, если?». Компьютеры выступают в роли консультантов, соответствующие им информационные системы называют системами поддержки принятия решений, а принятие решений остается за менеджером.
Информационные технологии обладают свойствами, которые полезны для экономиста-менеджера, так как они:
· помогают преодолевать пропасть между экономикой и математикой;
· являются самыми эффективными носителями современных методов решения экономических задач;
· способствуют согласованию экономических процедур с международными требованиями;
· подключают к единому информационному пространству – экономическому и образовательному.
В общем, можно сказать,что информационные технологии незаменимы практически во всех сферахдеятельности человека. Соответственно, изучение данного вопроса, несомненно,актуально в настоящее время, как для каждого отдельного человека, так и дляобщества.
В данной работе переднами стоит цель изучить тему «Информационные технологии и компьютерные системы,обеспечивающие обучение служащего профессиональной деятельности».
Для наиболее эффективногодостижения поставленной цели, стоит обозначить основные задачи:
· Рассмотретьвопрос понятия ИТ, историю их развития и классификацию;
· Ознакомиться спонятием компьютерные системы;
· Выяснить какогозначение использования информационных систем в обучении служащихпрофессиональной деятельности;
· Определитьзначение ИТ в обучении студентов;
· Изучить концепциюиспользования ИТ в деятельности федеральных органов государственной власти до2010 года.
Глава 1.Информационные технологии и компьютерные системы
1.1 Информационныетехнологии: понятие, история развития,
классификация
Информационнаятехнология– это совокупность методов, производственных процессов и программно-техническихсредств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку,хранение, распространение (транспортировку) и отображение информации с цельюснижения трудоемкости процессов использования информации
Подинформационной технологией понимается совокупность методов и техническихсредств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации,расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлениютехническими и социальными процессами».
Информационнаятехнология (ИТ) в своем развитии прошла несколько этапов.
До второйполовины XIX в. основу информационной технологии составляли перо, чернильницаи бухгалтерская бумага. Коммуникация (связь) осуществлялась путем направленияпакетов (депеш). Продуктивность информационно обработки была крайне низкой:каждое письмо копировалось отдельно вручную; помимо счетов, суммируемых такжевручную, не было другой информации для принятия решений.
На смену«ручной» информационной технологии в конце XIX в. пришла«механическая». Изобретение пишущей машинки, телефона, диктофона, модернизациясистемы общественной почты – все это послужило базой для принципиальныхизменений в технологии обработки информации и, как следствие, в продуктивностиработы. По существу, «механическая» технология проложила дорогу к формированиюорганизационной структуры существующих учреждений.
40-60-е годы XX в. характеризуютсяпоявлением «электрической» технологии, основанной на широком использованииэлектрических пишущих машинок со съемными элементами, копировальных машин наобычной бумаге (типа ксерокса), портативных диктофонов. Они улучшилиучрежденческую деятельность за счет повышения качества, количества и скоростиобработки документов. Многие современные учреждения базируются на«электрической» технологии.
Появление вовторой половине 60-х годов больших производственных ЭВМ на периферии учрежденческойдеятельности (в вычислительных центрах) позволило сместить акцент винформационной технологии на обработку не формы, а содержания информации. Этобыло началом формирования «электронной», или «компьютерной», технологии.
Новаяинформационная технология (НИТ) – информационная технология, в которой используютсяпоследние достижения информатики. В настоящее время НИТ – это компьютернаяинформационнаятехнология
Для того чтобы правильнопонять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологиив различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.
Классификацияинформационных технологий зависит от критерия классификации. В качествекритерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих навыбор той или иной информационной технологии. Примером такого критерия можетслужить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействияс компьютером),
Неотъемлемойчастью информационной технологии является электронная почта, представляющаясобой набор программ, позволяющий хранить и пересылать сообщения междупользователями.
Классифицируяинформационную технологию по типу носителя информации, можно говорить обумажной (входные и выходные документы) и безбумажной (сетевая технология,современная оргтехника, электронные деньги, документы) технологиях.
1.2 Компьютерныесистемы
Широкоевнедрение персональных компьютеров привело к необходимости обмена информацией,обрабатываемой на разных компьютерах. Как перенести большой объем информации содного компьютера на другой? Как распечатать информацию, если всего одинпринтер? Как предоставить всем компьютерам выход в Интернет? Эти и многиедругие проблемы решают компьютерные сети.
Компьютернаясеть — это соединение двух или более компьютеров для решения следующих задач:
· обменинформацией;
· общееиспользование программного обеспечения;
· общееиспользование оборудования (принтеры, модемы, диски т.п.).
Соединение,как правило, создается с помощью кабеля, но существуют и другие, более сложныесредства.
В рамкаходного учреждения довольно практично использовать кабельное соединение.Преобразование информации для передачи по кабелю осуществляют устройства,встраиваемые в компьютер — сетевые адаптеры. Такие местные сети получилиназвание локальные сети. А если нам нужно соединить нашу локальную сеть сдругой локальной сетью, то как протянуть кабель для подключения к сети,расположенной достаточно удаленно от данной, например, в другом здании илидругом городе?
Для этогоиспользуют уже существующие кабельные соединения, такие как телефонные линии.Вопросами перекодировки информации для прохождения по телефонным линиям,занимаются специальные устройства, подключаемые к компьютеру — модемы. Можноиспользовать и другие способы соединения, например, радиосвязь. Устройствапреобразования в этом случае будут другими. Удаленные локальные сети,объединяются друг с другом, создавая глобальные сети. Примером глобальной сетиявляется сеть Интернет.
Глава 2. Использованиеинформационных систем в обучении
служащихпрофессиональной деятельности
2.1 ИТ в обучениистудентов
Мыявляемся современниками масштабных технологических перемен, которые переживаетмир, и которые касаются всех стран. Движущая сила этой революции — этоинформационные технологии, которые превратились в мотор для перехода от индустриальнойэкономики к информационной или, как в последнее время ее называют, экономике,основанной на знаниях. Практика многих стран показала, что адекватность системыобразования служит фундаментом и отправной точкой для построения экономикизнания.
Новым веяньем всовременном образовании стало дистанционное образование. Еговозникновение напрямую связано с развитием информационных технологий.
Технологиядистанционного обучения, зародившись в конце 20-го столетия, войдет, по мнениюэкспертов, в 21 век как одна из наиболее эффективных и перспективных системподготовки специалистов. Рассмотрим эволюцию терминов, связанных с технологиейдистанционного обучения (ДО).
Понятие «педагогическаятехнология», в свою очередь прошло определенную эволюцию:
1 период (40-е- сер. 50-х г.) — термин “технология в образовании” означал применение аудиовизуальныхсредств в учебном процессе
2 период(сер. 50-х — 60-е г.) — под “технологией образования” стали подразумеватьпрограммированное обучение
3 период(70-е г.) — появился термин «педагогическая технология», который сталобозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижениечетко поставленных целей
4 период (сначала 80-х г.) — создание компьютерных и информационных технологий обучения.
Первойпопыткой создать технологический процесс обучения с гарантированнымирезультатами было программированное обучение, которое возникло в 60-х г. всвязи с проникновением идей кибернетики в образование.
Цельюпрограммированного обучения была оптимизация управления процессом учения, онопредполагало такую организацию процесса обучения, при которой учащийся спомощью особым образом подготовленных дидактических средств (программы) могсамостоятельно приобретать новые знания и умения.
Необходимымисоставляющими программированного обучения является наличие:
· управляемогообъекта (ученика);
· последовательной,поэлементной программы;
· систематическойобратной связи;
· управления.
Технологиядистанционного обучения является одной из НИТ обучения. В литературе по информационнымтехнологиям обучения встречаются такие синонимичные терминологическиевыражения, тесно связанные с понятием «информационные технологии обучения», как«новые информационные технологии в обучении», «современные информационныетехнологии обучения», «НИТ образования», «технологии компьютерного обучения» идр. Это свидетельствует о том, что терминология новых информационных технологийобучения и соответствующие ей понятия не устоялись.
Аналогично итермин «дистанционное обучение» (distance education) еще до конца неустоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе,встречаются такие его варианты как «дистантное образование»«дистантное обучение», но все же наиболее часто употребляется термин«дистанционное обучение», который мы и будем использовать вдальнейшем.
Некоторыезарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организациидистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining) — комплексную систему,включающую планирование, распространение и управление программами обучения,использующую для этого передовые средства дал ьней связи.
Телекоммуникации (образовательные) –процессы и процедуры взаимодействия между собой удаленных учеников и учителей,осуществляемые с помощью телекоммуникационных средств и технологий.
Телекоммуникационныеобразовательные технологии – организационные, педагогические, учебные технологии, формыи методы, предусматривающие применение в образовательном процессе современныхкомпьютерных средств и информационных технологий.
В российскойпедагогической литературе встречаются многочисленные определения технологиидистанционного обучения и дистанционного образования. Приведем те из них,которые по нашему мнению наиболее полно отражают суть технологии ДО.
Дистанционноеобучение — эторазновидность заочного образования, предусматривающая активный обменинформацией между учащимися и преподавателями, а также между самими учащимися,и использующая в максимальной степени современные средства новых информационныхтехнологий (аудио-визуальные средства, персональные компьютеры, средствателекоммуникации).
Дистанционное(дистантное) обучение – обучение с помощью средств телекоммуникаций, при которомсубъекты обучения (ученики, педагоги, тьюторы и др.), имея пространственную иливременную удалённость, осуществляют общий учебный процесс, направленный насоздание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутреннихизменений (приращений) субъектов образования
Дистанционноеобучение –технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемыефизически находятся в различных местах. Ранее, дистанционное обучение означалозаочное обучение. Сейчас это средство обучения, использующее кейс-, ТВ- исетевые технологии обучения
Дистанционноеобразование – образовательная технология, обеспечивающая проведение учебногопроцесса, связывая обучаемого с распределенными образовательными ресурсами.Дистанционное образование, независимо от способа реализации, характеризуетсяследующим:
1)разъединение в пространстве и/или времени преподавателей и обучаемых, самихобучаемых, а также обучаемых и образовательных ресурсов;
2)взаимодействие между преподавателем и обучаемыми, между обучаемыми, а такжемежду обучаемыми и образовательными ресурсами посредством одного или несколькихкоммуникационных средств.
2.2 Концепцияиспользования ИТ в деятельности федеральных
органовгосударственной власти до 2010 года
Концепция определяетосновные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственнойполитики использования информационных технологий в деятельности федеральныхорганов государственной власти, является инструментом обеспеченияадминистративной реформы и модернизации системы государственного управления.
Основной целью примененияинформационных технологий в деятельности федеральных органов государственнойвласти является повышение эффективности, информационной открытости ипрозрачности механизмов государственного управления, формирование «электронногоправительства», ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациями опирающегося на возрастающую роль информации и информационных технологий вобщественной жизни.
Государственная политикав сфере использования информационных технологий призвана создать необходимыеусловия для обеспечения согласованности действий федеральных органовгосударственной власти по формированию и выполнению программ и проектовинформатизации.
Организационные,методические и технологические принципы и национальные стандарты использованияинформационных технологий в деятельности федеральных органов государственнойвласти, порядок формирования, финансирования и выполнения ведомственных имежведомственных проектов информатизации определяются единой архитектурой«электронного правительства» и методическим руководством по ее реализации.
Положения настоящейКонцепции не носят обязательного характера для создания, развития и обеспеченияфункционирования информационных систем специального назначения, разрабатываемыхв интересах национальной безопасности.
Настоящая Концепциясодержит основные положения и принципы единой государственной политикииспользования информационных технологий в деятельности федеральных органовгосударственной власти, включая:
· выявлениеи первоочередную информатизацию приоритетных направлений деятельностифедеральных органов государственной власти в целях социально-экономическогоразвития, повышения эффективности государственного регулирования приодновременном обеспечении общественного контроля их деятельности и внедрениитехнологий «электронного правительства»;
· повышениеэффективности и прозрачности бюджетных расходов на информатизацию;
· созданиеобщей телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти,инфраструктуры удостоверяющих центров и среды электронного взаимодействия врамках реализации общего информационного пространства федеральных органовгосударственной власти;
· решениепроблем повышения эффективности использования государственных информационныхсистем, ресурсов и технологий, включая совершенствование методического,информационного, нормативного правового, организационно-структурного,финансового, кадрового и другие виды обеспечения;
· государственноеуправление процессом информатизации, включая мониторинг результатов созданияединой интегрированной информационно-технологической инфраструктуры и общегоинформационного пространства федеральных органов государственной власти.
Основными условиямиуспешной реализации государственной политики информатизации являются:
· соответствие актуальным задачам ирезультатам административной реформы;
· сохранение баланса между усилениемэффективности государства на основе информационных технологий и обеспечениемобщественного контроля деятельности органов государственной власти;
· корректировка и модернизациифедеральных целевых программ, межведомственных и ведомственных программ,содержащих мероприятий по внедрению информационных технологий в деятельностьфедеральных органов государственной власти с учетом основных положенийнастоящей Концепции;
· приоритетное использованиеотечественных научно-технических и промышленных разработок в сфереинформационно-технологической инфраструктуры, использование опыта и услугучастников российского рынка информационных технологий;
· необходимость создания и развитиятехнологий «электронного правительства» как механизма предоставления услуггосударства обществу.
/>В настоящее время сложились благоприятные предпосылкидля совершенствования государственного регулирования, повышения качества идоступности предоставляемых государством услуг населению и организациям и обеспеченияэффективного управления государственной собственностью, контроля гражданамидеятельности органов государственной власти, повышения результативности,качества и прозрачности работы государственного аппарата, последовательногоискоренения коррупции на основе широкого применения информационных технологий.
В рамках реализациипрограмм социально-экономического развития и модернизации системыгосударственного управления создаются необходимые условия для широко внедренияинформационных технологий на основе:
· исключения избыточных функцийфедеральных органов исполнительной власти и оптимизации системыгосударственного контроля;
· совершенствования кадрового состава,повышения квалификации, а также улучшения системы оплаты труда государственныхслужащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечениягосударственной службы;
· повышения информационной открытости ипубличности процедур разработки и принятия государственных решений, реализацииправ граждан на доступ к информации;
· формирования современнойинфраструктуры предоставления информационно-коммуникационных услуг, повышениедоступности информационных технологий;
· роста объемов финансирования проектовинформатизации, распространения опыта успешного использования информационных технологийв деятельности органов власти.
Заключение
Во введении в даннуюработу перед нами стояла цель изучить тему «Информационные технологии икомпьютерные системы, обеспечивающие обучение служащего профессиональнойдеятельности».
Для достижения даннойцели были достигнуты задачи:
· Рассмотрен вопрос понятия ИТ, историюих развития и классификацию;
· Изучено понятием компьютерныесистемы;
· Выяснено, какого значениеиспользования информационных систем в обучении служащих профессиональнойдеятельности;
· Определено значение ИТ в обучениистудентов;
· Рассмотрена концепцию использованияИТ в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года.
На основе изученногоматериала, можно сделать соответствующие выводы:
В современном мире оченьвелико значение информационных технологий и компьютерных систем. Онииспользуются, практически, во всех сферах жизни общества, начиная с регистрацииноворожденного в Загсе. В сфере среднего образования школьники получают основызнания информатики. В средне-профессиональных учебных заведениях и в ВУЗахмногие специальные предметы преподаются посредством информационных технологий икомпьютерных систем. Не так давно появилась новая технология образования –дистанционное обучение. В вопросах подготовки и переподготовки кадров, тоже нередко применяют дистанционную технологию обучения.
В общем, при изученииданной темы, неоспоримо видно, что информационные технологии и компьютерныесистемы стали незаменимы для современных менеджеров (и не только).
ИТ используютсяповсеместно, начиная с федеральных органов государственной власти и заканчиваябухгалтерией самых маленьких организаций. Они незаменимы так же в банковскомделе. Всемирная сеть Интернет облегчает работу всех профессиональных служащих,облегчает процесс обмена информацией.
Таким образом,использование ИТ и компьютерных систем необходимо в обучении служащегопрофессиональной деятельности.
Список источниковинформации
1) http://window.edu.ru/window/library?p_rid=19173
2) http://referat.ru/pub/item/1032
3) http://edu.pgtu.ru/elib/base.pdf
4) http://pa-academy.kz/img/35.doc
5) http://edu.1c.ru/pressa/fa/tez_pdf/vyrv.pdf
6) http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,4325/Itemid,118/
7) http://www.novsu.ru/npe/files/um/1128/umk_itpd/Dokument/lection.pdf
8) http://www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1239162
9) http://www.curator.ru/glosary.html