Реферат по предмету "Менеджмент"


Информационные технологии в стратегическом менеджменте

Содержание
1.Информационные технологии
2. Рольи место в стратегическом менеджменте
Списокиспользованной литературы

1. Информационные технологии
Начало развития информационных технологий приходится на60-е годы XX века, вместе с появлением и развитием первых информационных систем(ИС). Инвестиции в инфраструктуру и сервисы Интернет в конце 90-х годов XX векавызвали бурный рост отрасли информационных технологий.
Под информационными технологиями (ИТ, от англ. information technology,IT) понимается совокупность методов, производственных и программно-технологическихсредств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение,обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологиипредназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационныхресурсов.
Однако специфика современных ИТ заключается в том, чтоони проникают прежде всего в сферу интеллектуального труда.
Возникновение современных ИТ имеет своим последствиемсоздание интеллектуальной технологии, обеспечивающих рождение принципиальнонового феномена в истории мировых цивилизаций и культур. Этот феномен состоит ввозможности продуцирования, трансформации, сверхскоростной передачи иреализации информации не только с помощью человеческого мозга и традиционныхсредств связи, но и с помощью совершенно новых технических устройств,заложивших материальную базу информационного общества.
Следовательно, роль современных ИТ не сводится к чистоколичественным показателям, как, например, освобождение от рутинных игромоздких операций. Основное значение от внедрения современных ИТ — радикальное изменение всей системы духовно-практической деятельности икультурного творчества.
ИТ и родственные технологии уже развились настолько, чтостановится возможным, находясь на огромном расстоянии, участвовать в разработкеили производстве практически любого продукта, предоставлять надежныемедицинские консультации и даже делать хирургические операции, строить здания,выполнять разнообразную домашнюю работу, управлять огромным количествомработников без надзирателей и тем более без такого дорогостоящего инепроизводительного слоя, каковым являются менеджеры среднего звена, — все этоне покидая своего места, где бы оно ни располагалось.
Вычислительные машины действительно превратились винформационные технологии и системы, когда они, становясь все более мощными идоступными, начали соединяться с другими технологиями.
Например, с технологией сканирования штрих-кода ручнымсканером, которая сегодня практически везде используется в кассовых аппаратахсупермаркетов. Использование технологии EPOS (Electronic Point of Sales,электронный кассовый аппарат) позволяет покупателям самостоятельно подсчитыватьстоимость своих покупок и расплачивается, что делает ненужными кассиров. Крометого, в сочетании с электронными сетями, например с интегральной цифровой сетьюсвязи ISDN (цифровой телефонией), технология EPOS открывает возможности дляавтоматизации размещения заказов с целью пополнения запасов, ввода информациинапрямую в хранилища поставщика или даже непосредственно в автоматизированныепроизводственные машины компании-поставщика.
Информационные технологии являются катализаторомвозможного создания действительно интегрированной мировой экономики и порождаютважные вопросы, касающиеся политики, экономики и общества в целом.
С точки зрения интересов компаний ИТ являются основнымсредством глобализации, инноваций в области производства и обслуживания иоказывают влияние на стратегические вопросы.
Объединение вычислений с использованием изображения,телекоммуникаций с использованием видео, систем распознавания речи,искусственного интеллекта и виртуальной реальности изменяет границы всего современногобизнеса.
Поэтому, хотим мы того или нет, но информационныетехнологии не просто все больше заставляют о себе говорить, они становятсянеотъемлемой частью бизнеса, и главное — залогом эффективности работыпредприятия.
2. Роль информационных технологий в стратегическомменеджменте
Один из наиболее важных вопросов бизнеса в наши дни:каким образом стратегия организации влияет на выбор информационных технологий исистем, которые приобретаются и внедряются в этой организации? И наоборот,каково влияние информационных систем организации на ее стратегию?
Менеджмент предприятия, рассматривая информационныетехнологии через призму автоматизации существующих процессов — видит их миссиюв выполнении обслуживающих функций.
Стратегический же менеджмент понимает миссиюинформационных технологий иначе. Он считает, что главной задачей информационныхтехнологий является формирование конкурентоспособного бизнеса.
В момент своего массового появления информационныетехнологии в России были предназначены для обработки данных бухгалтерскогоучета. Этим в большой степени объясняется тот факт, что новые технологииоказали значительное влияние на учетные процессы и ничтожно малое − наменеджмент бизнеса как таковой.
Эффективный стратегический менеджмент может быть построентолько на основе информационных технологий. В стратегическом менеджментеинформационно-технологические ресурсы предприятия должны использоваться для создания,поддержания и углубления устойчивого конкурентного превосходства предприятия.
В современных условиях повышение эффективности бизнесакомпании, уровня управления и конкурентоспособности, выход на лидирующиепозиции невозможен без разработки и реализации методов и систем, позволяющихулучшить качественные и количественные показатели использования информационныхресурсов.
Каждая компания действует на основании своей теориибизнеса, т.е. ряда представлений о том, каковы ее цели и задачи, в чем заключаетсяее бизнес и каковы ее результаты (продукты), а также, кто являетсяпотребителем, что он ценит и за что намерен платить. Квинтэссенцией иодновременно декларативной частью этой теории, как правило, направленной вовнешнее окружение, является миссия компании. Стратегия есть способ реализациитеории бизнеса (миссии компании) в практической деятельности.
Цель практической деятельности − обеспечениевозможности достижения желаемых результатов в неконтролируемой среде, так какстратегия позволяет компании осознанно искать и использовать себе во благоблагоприятные стечения обстоятельств. Если нет стратегии, то и не существуетспособа определить, какие действия и решения компании способствуют достижениюжелаемых результатов, а какие ведут в ложном направлении и только распыляютресурсы.
Цель стратегии − разработка и реализация действий,ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельностикомпании над уровнем конкурентов.
Реализация стратегии − это рутинная работа попрохождению стратегических траекторий: улучшение качества, повышениекомпетенций, снижение издержек, выход на новые рынки и обретение новыхпартнеров.
Формирование стратегических целей является наиболееответственной частью стратегии. Нечеткие или ложные цели никогда не могут привестик укреплению и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ − смыслалюбой стратегии. Достижение поставленных целей в условиях реального бизнесапроисходит путем разработки и реализации стратегических программ (наборовосмысленных действий, нацеленных на определенный результат). Приоритеты вразработке и реализации программ должны соответствовать приоритетам в самойстратегии.
Стратегия в области информационных технологий являетсянеотъемлемым элементом общей стратегии компании, а программы по ее реализациитесно переплетаются со стратегическими программами в других областях. Напротяжении 50 лет в центре внимания создателей информационных технологий былисбор и хранение данных, их передача и предоставление. Информационная революцияпривела к кардинальному изменению задач.
Управление информацией в целом, относиться не только коценке, а и к формированию результатов деятельности компании происходящемублагодаря:
достижению стратегического соответствия (инициативы,навыки и опыт, деятельность сфокусированы на создана стоимости компании);
использованию лучших решений (точная сфера охвата,согласованность конкретность действий, качество);
заинтересованности и мотивации персонала (связь междуработой и созданием стоимости компании, видение всего бизнеса, лучшаякоммуникация).
Основной целью деятельности современной компании являетсяповышение эффективности ее деятельности и, как следствие, конкурентоспособностьна рынке. Новые концептуальные подходы формируются на основе базовогоположения: необходимости поставлять не данные, а информацию и обеспечитьтоп-менеджмент информацией, необходимой для оперативного управления и принятиястратегических решений.
Современные подходы в области управления информациейобеспечивают компаниям интеграцию бизнес-процессов: от постановкистратегических целей до контроля за их реализацией − в единый процесс и ведутк получению конкурентных преимуществ, а именно:
ускоренный информационный обмен, быстрая реализациястратегии, моментальная реакция на рыночные ситуации;
точные прогнозы как основание для улучшения процессапринятия решений и эффективного распределения ресурсов;
повышенная ответственность, возможность перевестипоставленные цели в операционный успех;
последовательность в принятии решений, координацияусилий, что приводит к установлению интегрированной структуры управления,включенной в корпоративную культуру.
Информационные технологии направлены на оптимизациюпроцессов в любой области производства, хозяйственной и финансовых сферах.Системы, построенные на их основе, обеспечивают менеджмент необходимойинформацией о деятельности компании, а также позволять не только оперативноуправлять, но и разрабатывать оптимальную стратегию развития бизнеса.
Фундаментом построения информационной системы являетсяИТ-стратегия, сформированная в рамках и на основании общей стратегии развитиякомпании и направленная на реализацию ее стратегических целей и миссии.
В условиях постоянно меняющегося окружения ИТ-стратегиякомпании должна быть чрезвычайно гибкой, мобильной, постоянно направленной надостижение целей бизнеса.
ИТ-стратегии тесно связаны состратегиями бизнеса и относятся к стратегическому менеджменту. Соответственно,когда говорят, что ИТ-стратегия состоит только в увеличении производительноститехнических средств на 25% каждый год, то с позиций стратегического менеджментаэто не является стратегией.
Перечислим, что же входит в основные задачистратегического менеджмента:
определение миссии (что компания намерена делать и чемстать через 5-10 лет);
определение целей;
разработка стратегии;
внедрение и осуществление стратегического плана;
оценка деятельности./>
Как показывает анализ российской компьютерной прессы, под«ИТ-стратегией» понимают весьма разные вещи. Большинство авторов под ИТ-стратегиейпонимают долговременный план действий по информационному обеспечениюпредприятия.
В общем случае в ИТ-стратегию могут быть включеныследующие составляющие:
— информационные системы: собственно, прикладноепрограммное обеспечение типа «делопроизводство», «бухучет» и др., ради чегособственно пользователи и используют компьютеры;
— ИТ-инфраструктура: компьютеры, телекоммуникации,системное программное обеспечение;
— ИТ-служба и управление ей: цели и задачи ИТ-службы(служб), оргструктура, методы управления персоналом и др.
С точки зрения предприятия, ИТ-стратегия является частьюкорпоративной стратегии, в одном ряду со стратегиями маркетинга, закупок и др.
Можно схематически обрисовать иерархию очередноститипового появления на предприятиях ИТ-стратегии:
— вначале закупается техника, через годик-другой –прикладное программное обеспечение, потом лицензионное системное программноеобеспечение;
— когда технические и программные средства уже куплены,да и ИТ тоже уже немало, начинают обращать внимание на эффективность поддержкиимеющегося хозяйства;
— когда техника и программное обеспечение уже есть, вспоминаютоб ИТ-стратегии, хотя более правильно задумываться об ИТ-стратегии перед тем,как что-то закупать.
Таким образом, ИТ-стратегия компании требует выполнениянескольких этапов, позволяющих собрать и структуризировать информацию поиспользуемым технологиям, а также и оценить потенциал использования ресурсовкомпании.
Этап 1.
Понять возможности ИТ-отдела компании. Потенциал и опытсотрудников работающих в компании, позволит сократить издержки на внедрениеновых решений и на реализацию новых проектов. Но необходимо реально оцениватьвозможности специалистов и их потенциал, учитывая сильные и слабые стороны.Менеджмент должен проанализировать выгоды и риски текущей структуры организацииотдела.
Этап 2.
Изучить тенденции рынка информационных технологий,применительно к сфере бизнеса. Оценка и обзор информационных решенийприменяемых в конкретной области, позволит сузить круг рассматриваемых систем,и остановить свой выбор на тех из них, которые уже имеют положительный опытиспользования в бизнесе компаний. Собираясь внедрять систему и проводяреструктуризацию, необходимо оценить потенциально интересные решения, которыеуже используются, оценив влияние данной модели на компанию. Производя подобнуюоценку, ориентируйтесь на требования бизнеса, а не ИТ-компании, интеграторов итехнических специалистов.
Этап 3.
Оптимизировать управление отделом. Политика управления ИТ-отделом должнасочетаться с умелым использованием и консолидацией всех ресурсов. Менеджментдолжен постоянно производить оценку реализации любых проектов с различных точекзрения: время, деньги, качество, влияние на капитализацию бизнеса – все этодолжно приниматься во внимание.
Модель управления, конечно различна для всех компаний, ноэто основополагающие принципы, которые позволяют работать эффективно ирезультативно.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, чтоинформационная технология является неотъемлемой составной частью бизнесакомпании, во многом определяющей успех ее основной деятельности. Ориентациятехнологии на достижение стратегических целей бизнеса сегодня должна статьнормой.
Отраднойтенденцией в сфере российской информатизации в последнее время становитсявозрастание интереса к ИТ-стратегиям и архитектурам информационных систем. Порезультатам опроса участников всероссийского форума пользователей ERP-систем у54% респондентов ИТ-стратегия уже существует, а еще 34% планируют ее разработкув ближайшее время. Это является косвенным свидетельством того, чтоинформационные системы, обслуживающие бизнес, уже достигают определеннойстепени зрелости. То есть сегодня актуально уже не простосоздание и совершенствование информационных систем самыми простыми и доступнымиспособами, а обеспечение наиболее эффективного развития информационныхтехнологий.
Таким образом, построение эффективной ИТ-стратегии позволиткомпаниям приобрести новое конкурентное преимущество на рынке.

Список использованной литературы
1.        Виханский, О.С. Менеджмент / О.С.Виханский, А.И.Наумов. — М.: Гардарики, 2005. — 292 с.
2.        Гаврилов, Э. Стратегические цели информационных технологий / Э.Гаврилов// Финансовая газета. — 2004. — №4. — С.17.
3.        Данилин, А.В. ИТ-стратегия Лекции / А.В.Данилин, А.И.Слюсаренко. — М.:Издательство: 000 «ИНТУИТ.ру», 2005. — 504 с.
4.        Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособиедля вузов / А.Т.Зуб. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.
5.        Михайлов, А.Г. Проектирование информационных систем в Internet.Руководство для менеджера / А.Г.Михайлов. — М.: Информ-Знание, 2000. — 116 с.
6.        Михайлов, А.Г. Стратегическое планирование развития системыинформационного обеспечения / А.Г.Михайлов. — М.: Высшая школа международногобизнеса АНХ, 2001. — 134 с.
7.        Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А.Райзберг,Л.Ш.Лозовский, Е.Б.Стародубцева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
8.        Романов, А.П. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.П.Романов,И.А.Жариков. – Тамбов: Изд-во Тамб.гос. техн. ун-та, 2006. – 80 с.
9.        Стратегический менеджмент. Учебник / под ред. А.Н.Петрова. – СПб: Питер,2005 — 496 с.
10.     Томпсон, А. Стратегический менеджмент / А.Томпсон, А.Стрикленд. — М.:ИНФРА-М, 2000. — 412 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Совершенствование депозитной политики коммерческих банков
Реферат «Проблемы безопасности военной службы и предотвращения гибели военнослужащих», организованных Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, которая была образована в январе 2008 года в новом
Реферат Every Single Day Essay Research Paper Every
Реферат Индексные числа
Реферат Анализ подачи новой информации в тексте на примере романа Айрис Мердок Под сетью
Реферат Та, ой, як крикнув же та козак Сірко
Реферат Расследование преступлений, совершённых организованными молодёжными группировками
Реферат Воздействие Волгоградского алюминиевого завода на окружающую среду
Реферат Политизированные неформальные объединения молодежи: особенности и этапы развития
Реферат Учет расчетов с подотчетными лицами
Реферат The Similarities And Differences Of Jonathan Edwards
Реферат Арматура трубопроводная. Сварка и контроль качества. Сварные соединения. Технические требования взамен ост 26-07-755-73
Реферат Интегрированные пакеты MS Office
Реферат Контактные явления в распределённых гетероструктуpax
Реферат Природа, сущность и развитие контрактных и субподрядных отношений в сравнительном законодательстве