Реферат по предмету "Менеджмент"


Интеллектуальная собственность в инновационном процессе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
НОУ «Московскийинститут управления»
Кафедра: Экономики и управления
Специальность: Экономика иуправление на предприятии (в природопользовании)
Форма обучения: заочная
РАБОТА ПО ПРОЙДЕННОМУКУРСУ
студента
Мельников Дмитрий Александрович
По дисциплине: «инновационный менеджмент»
Тема:«Интеллектуальная собственность в инновационном процессе
МОСКВА 2010 г.

Содержание
 
Введение
Глава1. Что такое инновации
Глава 2.Инновационная деятельность и экономическое развитие страны
2.1. Структурныехарактеристики инновационного процесса
2.2. Правоваязащита интеллектуальной (промышленной) собственности в современных условиях
Заключение
Используемаялитература

Введение
Понятиеинтеллектуальной собственности тесно связано с умственной деятельностьючеловека, потому что изначально именно человек является владельцем ираспорядителем тех идей, которые родились в процессе этой деятельности. Нормыправа интеллектуальной собственности содержатся в следующих актах: КонституцииРФ, Гражданском кодексе, Уголовном кодексе, Законе «Об авторском праве исмежных правах», Законе «О товарных знаках, знаках обслуживания инаименованиях мест происхождения товаров», Патентном законе РФ и в иныхисточниках. Исключительное право лица на изобретение подтверждает патент. Онтакже подтверждает приоритет, авторство изобретения. Выдачу патентовосуществляет специальный орган исполнительной власти Российской Федерации.Таким органом в настоящее время является Российское агентство по патентам итоварным знакам (Роспатент). Многие функции, связанные с выдачей патентов,осуществляют подведомственные ему учреждения. Так, экспертизу поступившихдокументов и заявленных изобретений осуществляет Федеральный институтпромышленной собственности (ФИПС). Подробнее о процедуре получения патента. Исключительноеправо владельца товарного знака подтверждает свидетельство. Оно такжеудостоверяет приоритет товарного знака, перечень товаров и услуг, в отношениикоторых он зарегистрирован. Регистрация товарного знака осуществляется наосновании заявки, поданной в федеральный орган исполнительной власти поинтеллектуальной собственности. Законодательство устанавливает определенныетребования к заявке. Патентообладатель имеет исключительное право наиспользование патента. Никто не вправе использовать запатентованное изобретениебез разрешения патентообладателя. В противном случае, такое лицо будет являтьсянарушителем патента.

Глава 1. Что такоеинновации?
Как известно, всовременном мире «выживаемость» государства зависит, в широком смысле этогослова, главным образом, от обеспечения его конкурентоспособности. В своюочередь, конкурентоспособность невозможна без поддержания мирового уровнянаучно-технического прогресса. Это означает необходимость поддерживатьпостоянный и увеличивающийся поток нововведений (в основном — технических),сегодня выражаемых термином «инновации». В значительной степени такиеинновации являются не чем иным, как результатами интеллектуальнойдеятельности. Вот почему в данной статье уделяется основное вниманиеинновациям и их связям с интеллектуальной собственностью – вообще, и с еёоценкой – в частности.
В публикациях ивыступлениях последних месяцев, посвященных перспективам развития нашей страны,термин «инновация» постепенно становится таким же важным, и где-то даже –модным, каким не так давно пытались сделать термины «эффективность и качество»(помните пятилетку под этим названием?). И, к сожалению, — столь женеопределенным. Например, из знаменитых четырех «И» (инновации, инвестиции,институты, инфраструктура) первый термин — «инновации» — встречается вповседневных общественно-политических публикациях и в выступлениях политиков иэкономистов вероятно на порядок чаще, чем все остальные три «И». А что касаетсяИнтернета, то там ссылки на термин «инновация» характеризуются ужемиллионными числами.
В общем, ситуация синновациями очень напоминает ту, которая сложилась в 70-е годы, когда насамом высоком уровне была провозглашена «пятилетка эффективности и качества».Все имеющие отношение к экономике организации дружно бросились повышатькачество и эффективность своей продукции. И, по данным Госстандарта, добились вэтом огромных успехов. Что выразилось в резком увеличении доли промышленнойпродукции, удостоенной «Знака Качества» (это означало, что такая продукциясоответствует так называемому мировому уровню).
И такой «мировогоуровня» продукции у нас выпускалось (не считая военной, не подлежащейаттестации), ни много ни мало, — более десяти процентов, а по отдельнымотраслям доходило до 50-60%!..
Как известно,конкурентоспособность продукции, в основном, определяется двумяхарактеристиками – качеством и экономичностью. С учетом сказанного выше этоозначает: если почти половина промышленной продукции СССР к концу «пятилеткиэффективности и качества» соответствовала мировому уровню (то есть былаконкурентоспособна по качеству) и, одновременно, обычно была вне конкуренции поэкономичности (в силу особенностей социалистического ценообразования) – она темболее должна была быть конкурентоспособной на мировом рынке и в целом. Аполучилось с точностью до наоборот – например, доля машиностроения в экспортеупала в эту же пятилетку в 3 раза: с 15% до 5%.
Такая парадоксальнаяситуация возникла, кроме всего прочего, и потому, что у управленцев впромышленности и в народном хозяйстве — в целом отсутствовало единое и, самоеглавное, правильное понимание категорий «качество» и «эффективность». И этонеправильное понимание резко расходилось с реалиями мирового рынка. Врезультате, с одной стороны, в стране действовали многочисленные «системыуправления качеством продукции» (Львовская, Саратовская, Днепропетровская идр.). С помощью этих систем обычно удавалось уменьшить процент дефектов напроизводстве (то есть улучшить качество изготовления продукции), но не качествопродукции как таковой. Но, с другой стороны, оно, это качество всё большеотставало от мирового уровня. Для наглядности, приведём искусственносконструированный, но раскрывающий суть сказанного такой пример.
Предположим, одному излучших предприятий аэрокосмической отрасли поручили построить паровоз в точномсоответствии с чертежами братьев Черепановых (причём, все детали должны бытьизготовлены из самых лучших материалов и по самому высокому классу точности).Можно ли в этом случае сказать, что качество изготовления – самое высокое,лучшее в мире? Бесспорно. А качество паровоза? Разумеется, нет. Для 21 века –это каменный век! Потому, что применительно к таким категориям, как «качество,эффективность» важны не абсолютные, а относительные цифры, соотносимые с мировымуровнем в данный момент.
Удивительно, но спустяпочти 30 лет фактически аналогичное положение сложилось и применительно ктермину «инновация». Во-первых, он далеко не всем понятен. Недавнееисследование Всероссийского центра изучения общественного мнения показало,что каждый второй россиянин (53%) затрудняется объяснить, что такое«инновации». По мнению 22% опрошенных, этот термин обозначает любыенововведения; 15% респондентов считают, что это внедрение современныхтехнологий; 6% — что использование достижений науки техники. По 3% определяютинновации как масштабные социальные изменения или называют конкретные фактынововведений; 1% полагает, что это инвестиции в перспективные отраслиэкономики.
Что же касаетсялитературных источников, то авторам, пересмотревших свыше 20 книг, выпущенныхдо 2000 года и относящихся к экономической литературе справочного иэнциклопедического характера (например, Большая Советская Энциклопедия,Экономическая энциклопедия, Словари русского языка, Словари иностранных слов, разногорода экономические словари и др.), не удалось в них найти ни одного упоминаниятермина «инновация». И только в Большом Экономическом словаре (2001 годаиздания) впервые было дано объяснение этого термина. Правда, в Интернете ссылкина термин «инновация» встречаются не в пример чаще. Но доступ в Интернетимеют сегодня не более 35% россиян, половина из которой этой тематикой вообщене интересуются.
И хотя в последнеевремя вышло несколько посвященных инновациям монографий, а также несколькосерьёзных статей, положение с однозначностью понимания и толкования термина«инновация» остаётся совершенно неудовлетворительным. В частности, этот терминтолкуется и просто как калька с английского “innovation” (нововведение); и кактакое нововведение, которое связано с новой техникой или технологией; и какнововведение, обеспечивающее достижение мирового уровня выпускаемой продукции;и как нововведение, достойное патентования; и некоторые другие формулировки.
В результате,инновациями могут называть простую замену старой техники – новой, но тожеотстающей от передового уровня. И отчитываться при этом, как выполнившие планпо внедрению инноваций (со всеми вытекающими из этого приятными последствиями –премиями, наградами и т.д.). И подобная практика будет скорее не исключением, аправилом.
Потому, во-первых, что отсутствуютчеткие, однозначные критерии того, что же в действительности являетсяинновацией? (Положение, очень сходное с временами пятилетки «эффективностии качества», когда устаревшую по мировым меркам продукцию можно былоаттестовать на «Знак качества»).
Представляется,поэтому, очевидным: без единого, общепринятого и научно-обоснованноготолкования этого термина его применение на практике будет не только неполезным, но и даже вредным (как это оказалось в отношении терминов «качество иэффективность», когда наша гражданская промышленность почти полностью потеряламировую конкурентоспособность.). Разумеется, это условие является дляобеспечения конкурентоспособности необходимым, но недостаточным.
Во-вторых, существуетреальная опасность того, что вполне здравая идея инновационной перестройкиэкономики в конечном итоге окажется сильно смахивающей на блеф. Эта опасностькроется в следующем обстоятельстве. В науке об управлении любыми человеческимиколлективами показано: необходимым и достаточным условием достижения успеха влюбой работе являются условия, изображенные на рис.1:

/>
Можно показать (из-заограничения объема статьи это здесь не сделано), что необеспечение любого изпоказанного на рис. 1 условия означает неизбежное НЕ достижение успешностиработы.
Приведем два примера.
(1) В ПостановленииПравительства РФ от 21 августа 2001 г. № 605 намечалось в 2005-2006 годахдостичь в т.ч. следующих показателей: дополнительный объем производства новой иусовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет применения созданныхпередовых технологий (в ценах 2004 года) — около 10 млрд. рублей; создать 350патентов на результаты НИР и ОКР; разработать 200 бизнес-плановкоммерциализации новых технологий на конкурсной основе (из которых 30 будутуспешно реализованы); повысить на 90 млн.руб капитализацию научных организацийи малых инновационных предприятий за счет постановки на баланс объектовинтеллектуальной собственности и т.д. Этот период закончился. Что принципиальноизменилось в нашей экономике? (Кроме очевидного успеха с «выращиванием»отечественных миллиардеров, по числу которых мы уверенно вышли в мировыелидеры, и «глупостей по капитализации НМА» — ничего). Как была наша экономикаориентированной на экспорт сырья – так такой и осталась, со своими 60% ВВП,обеспечиваемыми этим экспортом. Одним из главных факторов этого неуспеха (а этодействительно неуспех, если сравнить его с тем, чего мы планировали достигнутьпо большому счёту) является отсутствие в основополагающем документе каких-либоупоминаний о мерах по стимулированию, необходимых для достижения намеченныхцелей.
(2) Но такой женедостаток присутствует и в другом правительственном Постановлении №613, где почти на 50 страницах текста, среди тысяч цифр нет ни одной, говорящей отом – как будет стимулироваться достижение к 2012 году хороших самих по себецифр.
Шокирующим примеромсовременности могут служить факты нашего положения с инновациями посравнению с другими странами: «… Россия продолжает оставаться в численаиболее отсталых в технологическом развитии стран. Так по данным ВсемирногоЭкономического Форума (отчет Global Competitiveness Report), Россия с точкизрения технологической готовности к инновациям (Technological readiness)находится на 72-м месте — после Ботсваны и Тринидад и Тобаго. А в рейтинге,определяющим уровень заинтересованности в инновациях и внедрении новых решений(Innovation), Россия находится на 57-м месте – после Барбадоса и Кении».
Одно из заключений,которые можно сделать из всего, сказанного выше: нужно в ходе хорошоорганизованной научной дискуссии выработать единое толкование термина иопределения «инновация». Причём, толкование, отличное от бытового подхода:«инновация – это введение в производство новинок». И от очень неточногословарного толкования: «инновация – это новая техника, технология являющаясядостижением научно-технического прогресса ».
В качестве личноговклада в решение этой проблемы, авторы сформулировали 5 основных ситуаций,каждая из которых связана в той или иной степени с внедряемыми в промышленностьновинками в области техники или технологии. И показали, что только в трех изэтих ситуаций разумно говорить о действительной инновации. Эти ситуацииопределяются следующими характеристиками (в качестве условного примерарассматривается машиностроительное предприятие).
Первая ситуация. Напредприятии установлено новое производственное оборудование, не только лучшеебывшего там прежде, но и ряд узлов и агрегатов которого являются защищеннымиобъектами патентного права (то есть защищены патентом на изобретение, полезнуюмодель, или промышленный образец). В случае же, если они относятся кохраноспособным объектам не патентного, а информационного права, они, какправило, защищены в режиме коммерческой тайны. Указанное выше оборудованиеможет быть:
·      приобретенона свободном рынке (по лицензии; на условиях коммерческой концессии; по лизингуи пр);
·      изготовленона самом предприятии;
·      установленона предприятии в результате комбинации предыдущих условий.
Вторая ситуация. Те жеусловия, что и в первой ситуации, но установленное оборудованиенепатентоспособно. Вместе с тем, квалиметрический анализ показал, что этооборудование или выше, или немного ниже по качеству оборудования из первойситуации (то есть оно соизмеримо с ним по качеству).
Третья ситуация. Та же,что и во второй ситуации, но отличается от неё тем, что качество вновьустановленного оборудования значительно ниже, чем в ситуациях первой и второй,но значительно выше, чем было на этом предприятии раньше, до началамодернизации производственного оборудования.
Четвертая ситуация. Тоже, что и в третьей ситуации, но вновь установленное оборудование незначительнопревышает по качеству бывшее там раньше.
Пятая ситуация. Впроизводственное оборудование на предприятии вносятся техническиеусовершенствования на уровне, не превышающем уровень рационализаторскихпредложений.
Из-за понятныхограничений на объём статьи, здесь не приводятся подробные обоснования того,что только три из этих пяти ситуаций могут считаться относящимися к инновациям.А именно – первая, вторая и третья. Что же касается четвертой и пятой ситуаций,то там можно говорить только о нововведениях, но не об инновациях. Изложенноевыше позволяет авторам сформулировать своё понимание термина «инновация», впервом приближении (для дальнейшего обсуждения) следующим образом:
Инновация – это такойпроцесс (или результат процесса), в котором:
1. используетсячастично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальнойдеятельности; и/или
2. обеспечиваетсявыпуск патентоспособной продукции; и/или
3. обеспечиваетсявыпуск товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих мировомууровню.
Используемые в этомопределении термины «патентоспособный, качество, мировой уровень качества» — поясняются ниже. Качество – эта такая обобщённая характеристика объекта(предмета, процесса), которая в совокупности, с учётом всех, проявляющихся впотреблении (эксплуатации, использовании, применении) свойств объектасвидетельствует – хорошо или плохо объект соответствует своему назначению.
Патентоспособнаяпродукция (в том числе — оборудование) — это такая продукция, которая по своемукачеству, соответствует мировому уровню, и является охраноспособной всоответствии со ст.1225 ГК РФ.
Мировой уровенькачества – это такая, полученная методами квалиметрии количественнаяхарактеристика качества объекта (предмета, процесса), которая в данный периодвремени, для объектов одного и того же назначения даёт информацию о среднем(для заранее заданного числа лучших в мире объектов) значении показателя ихкачества.
Определив цели(«инновации»), их необходимо научиться измерять, чтобы из всех возможныхальтернатив выбирать значимые и достижимые (с учетом времени и ограниченныхресурсов). Такими измерителями на текущий момент являются: методологияквалиметрии и методология оценки стоимости (в т.ч. бизнеса и интеллектуальнойсобственности).

Глава 2. Инновационная деятельность и экономическое развитиестраны
В современныхусловиях практическое применение и широкое распространение результатовнаучно-технической и исследовательской деятельности, оформленных в видеобъектов интеллектуальной (преимущественно – промышленной) собственностивыступает необходимым фактором экономического развития страны. Актуальностьинновационной активности в настоящее время существенно возросла и определяетположение страны на экономической и политической карте мира. Макроэкономическаяроль нововведений заключается в изменении характера расширенноговоспроизводства, в переводе национального хозяйства на более современнуюинтенсивную модель развития. Отличительные признаки современногоконкурентоспособного хозяйствующего субъекта в существенной мере предполагают:
а)активизацию собственных научно-исследовательских работ либо приобретение правна ключевые для данной отрасли изобретения, ноу-хау и иные научно-технические достижения;
б) защитуинтеллектуальной собственности как нематериального актива предприятия;
в)использование законодательно предусмотренных средств для закрепленияисключительных прав на результаты творческой деятельности и интеллектуальноготруда, воплощенные в конечной продукции.
Интеллектуальнаясобственность постепенно, но неотвратимо становится главным стратегическимресурсом, обеспечивающим конкурентоспособность национальной экономики.Формирующаяся экономика знаний породила новую среду конкуренции, в которой идетборьба за исключительные права на новые идеи и изобретения. Во всем миренепрерывно растут наукоемкость выпускаемой продукции и стоимостьтехнологических разработок. В таких условиях рыночный успех предприятия всебольше базируется на новом знании, а интеллектуальная собственность становитсяглавным фактором процветания любой страны мира, а в новых условиях – и скоростипреодоления глобального кризиса. Современный кризис носит структурный характер,то есть предполагает серьезное изменение отраслевых пропорций мировой экономикии обновление ее технологической базы.
Для мировойэкономики кризисы есть явления типичные и цикличные, накоплен опыт ихпреодоления. В 20 веке индустриально развитые страны мира преодолевалипоследствия масштабных кризисов посредством широкого использованиянововведений. Последствия разворачивающегося на наших глазах мирового кризиса,помимо общих негативных эффектов, обладают и региональной спецификой. Так, вслучае с отечественной экономикой они усугубляют традиционные, сформировавшиесяисторически структурные диспропорции. Кризисы «лечат» инновациями и нет вескихоснований считать, что российская экономика здесь может стать исключением. Впротивном случае обострится проблема технологического отставания и моральногоизноса материально-технической базы. Новое качество управленческих решений вреальном секторе может быть достигнуто посредством активного использованияинновационного потенциала экономики.
Реализацияпрограмм по модернизации российских предприятий, основанных на инновационныхдостижениях, предполагает создание благоприятных условий для структурныхпреобразований в сфере коммерциализации научных знаний. Это требует интеграциипроизводителя и прогрессивной научной мысли. Результатом такого союза выступаютпринципиально новые образцы продукции, обладающие более высокой потребительскойценностью. При этом существенно повышаются затраты на разработку новогопродукта и сокращается длительность его жизненного цикла. Но вместе с тем,техническая сложность сделает их на определённый период времени защищёнными отконкуренции со стороны менее инновационно активных или не столь удачливых внаучном поиске конкурентов.
В этой связихотелось бы напомнить о т. н. «парадоксе Питера Друкера», который состоит в егосмелой (а потому – не всеми разделяемой) мысли о том, что предпринимательство,основанное на нововведениях, связано с меньшим (!) риском, чемоптимизация традиционных процессов. По мнению П. Друкера (1909-2005), нетничего более рискованного, чем оптимизация там, где можно применитьнововведение. Такая модель, естественно, подразумевает ведение бизнеса вблагоприятных со стороны государства и институциональной среды условиях,поощряющих инновационную активность. Деятельность предпринимателейинновационного типа вызывает благотворное оздоровляющее динамическоенеравновесие в экономической системе, которое в свою очередь становитсяопределенной гарантией устойчивости экономической системы в современных условиях.
Наканунеглобального финансового кризиса, в 2005-2007 годах в мировой экономикесложилась уникальная ситуация: во всех заслуживающих внимания странахнаблюдался экономический рост, который во многом поддерживался высоким уровнемкредитования, аномальной доступностью ссудного капитала. Но эпоха доступногокредита, «лёгких денег» обернулась для мировой экономики «кризисомперепотребления» (см. рис. 2.1.).

/>
Рисунок 2.1 –Механизм глобального «кризиса перепотребления» («рецессионная петля» мировойэкономики)
Такимобразом, суть произошедших сегодня изменений в мировой экономике можно охарактеризоватькак коррекцию темпов экономического роста в сторону большего консерватизма иосторожность в ожиданиях конечных результатов деятельности. Период ускоренногоэкономического роста закончился для мировой экономики возвратом к нормальнымусловиям развития, которые, возможно, придадут посткризисному росту большуюустойчивость в противовес имевшему место ранее динамизму. В случае с российскойэкономикой это означает, что период противодействия кризису (как чрезвычайномупроисшествию) завершён, а на повестке дня актуален новый вопрос – жизнь иработа в новых экономических условиях, для которых будут характерны болеенизкие значения как микро-, так и макроэкономических показателей.
 
2.1Структурные характеристики инновационного процесса
Инновационныйпроцесс со структурной точки зрения представляет собой комплекс последовательновзаимосвязанных действий по созданию, освоению и распространению инноваций.Инновационный процесс предполагает эволюционное изменение состоянияинновационного продукта, его превращение из идеи в товар, а также и дальнейшуюрыночную судьбу нововведения. В рамках инновационного процесса принято выделятьтри укрупнённые стадии: 1) подготовительная стадия; 2) стадия промышленногопроизводства; 3) стадия коммерциализации нововведения. Каждая из выделенныхстадий инновационного процесса сама представляет сложный, многоэтапный процессс широким набором характерных признаков. Так, подготовительная стадиясформирована из этапов, отражающих развитие научного знания, изучениеобщественных потребностей в нововведении, ресурсное обеспечение инновационнойдеятельности предприятия (в том числе и финансовое). К числу основных этаповподготовительной стадии инновационного процесса относят: фундаментальныепоисковые научные исследования; прикладные научные исследования;опытно-конструкторские работы; экспериментальное освоение инновации; маркетингинновационного продукта; организационную подготовку промышленного производстваинновационного продукта.
Фундаментальныепоисковые научные исследования проводятся в форме теоретической иэкспериментальной деятельности, осуществляемой в целях: а) познаниязакономерностей строения, функционирования, развития природы, общества,организма человека, техники; б) раскрытия новых связей между явлениями; в)открытия новых принципов создания продукции и обоснования прогрессивнойтехнологии. Роль науки на данном этапе инновационного процесса заключена вгенерировании идей. Результатами этапа фундаментальных поисковых научныхисследований выступают: новые знания, теории, концепции, качественнообновляющие информационную базу науки; научно-технические идеи о путяхматериализации теоретических знаний; выявление новых свойств материалов ихимических соединений. Коэффициент полезного действия у фундаментальныхпоисковых научных исследований сравнительно невысок. Лишь около 10 % идейпринимаются к дальнейшей разработке. Но именно они и дают толчок научнотехническому прогрессу. Цена ошибки на этапе фундаментальных поисковых научныхисследований невелика, а, следовательно, научный риск оправдан с экономическойточки зрения.
Прикладныенаучные исследования представляют собой деятельность по обоснованиюпрактического применения новых научных знаний. Их результатами выступаютнаучно-технические рекомендации, доказывающие возможность материализации идей иоткрытий. Опытно-конструкторские работы – есть деятельность понаучно-информационному и нормативно-техническому обеспечению процесса решенияконкретных инновационных задач (новый продукт, оборудование, технология, методуправления). В состав опытно-конструкторских работ входят: а) конструкторскиеработы (разработка конфигурации, конструкции инженерного объекта илитехнической системы); б) проектные работы (разработка концепции графическогорешения нового объекта); в) технологические работы (разработка способовсоединения производственных процессов с человеческим фактором для созданияцелостной социально-экономической системы, производящей полезный результат ввиде инновационного продукта). Экспериментальное освоение инноваций представляетсобой деятельность, основанную на результатах опытно-конструкторских работ инаправленную на изготовление экспериментальных образцов продукции или отработкуперспективной технологии на опытной научно-производственной базе. В рамкахэкспериментального освоения инноваций проводятся и пробные испытанияинновационного продукта, а именно: наработка на отказ; анализ износа в разныхрежимах эксплуатации; поиск предела производительности оборудования. Средирезультатов этапа экспериментального освоения инноваций выделяются следующие: содной стороны, практическое доказательство применимости новшества в видеопытного инновационного образца, прошедшего проверку экспериментом; с другойстороны, уточнение неценовых параметров конкурентоспособности инновационногопродукта (надёжность, скорость, функциональность и прочие техническиехарактеристики).
Значениеинтеллектуальной собственности в управлении инновационным процессом носитопределяющий для его итогов характер. Интеллектуальная собственность может бытьрассмотрена и как результат инновационной деятельности, и как предпосылка еедальнейшего продолжения. Конкретная роль интеллектуальной собственности зависитот содержания работ на определенной стадии инновационного процесса, а,следовательно, она тесно связана со структурой инновационного процесса ихарактеристиками его этапов. Практически каждый этап инновационного процессаможет быть закончен получением своего, конкретного вида интеллектуальнойсобственности, который, в дальнейшем, на следующих стадиях и этапах, дополняетсяи преобразуется. Причем, чем ближе этап инновационного процесса находится кпотребителю инновационного продукта, тем более определенный и утилитарныйхарактер носит вид интеллектуальной собственности.
Так, еслипервый этап подготовительной стадии инновационного процесса «Проведениефундаментальных и поисковых научных исследований» желательно закончить научнымоткрытием (хотя это – программа-максимум), то завершающие этапы стадиикоммерциализации нововведения предполагают регистрацию товарных марок, брэндингинновационного продукта и оформление лицензионных договоров на объектыинтеллектуальной собственности, имеющие отношение к конечному продукту (см.рис. 2.2). Для промежуточных этапов инновационного процесса установленыследующие виды интеллектуальной собственности: для этапа прикладныхисследований – изобретение; для этапа опытно-конструкторских работ –промышленная модель; для этапа экспериментального освоения инновации –промышленный образец; для этапа маркетинга инновационного продукта – товарныйзнак или знак обслуживания (действует в отношении услуги); для этапа опытногопроизводства – ноу-хау; для стадии промышленного производства –рационализаторское предложение.
/>
Рисунок 2.2 –Распределение результатов интеллектуальной деятельности по стадияминновационного процесса
Приведенныйперечень объектов интеллектуальной собственности можно рассматривать и какформу закрепления авторства на результаты научно-технической деятельности, чтоповысит правовую защищенность главного действующего лица и ключевого участникаинновационного процесса – творчески раскрепощенной и экономическимотивированной личности.

2.2 Правовая защита интеллектуальной (промышленной)собственности в современных условиях
Современныеэкономические условия, одно из которых – превращение научно-техническихразработок в товар, объективно требуют гарантировать разработчикам новойтехники и готовой продукции возможность реально распоряжаться достигнутымирезультатами интеллектуальной деятельности. Лицу, своим творческим трудомсоздавшему для общества новое техническое средство, предложившему новоетехническое или конструкторское решение, гарантируется возможность извлечениявыгоды из монопольного владения им в пределах установленного законом срока,после истечения которого оно поступает во всеобщее пользование. Проблемаэкономически эффективного и общественно полезного применения результатов инновационнойдеятельности в современных условиях, помимо материализации интеллектуальнойсобственности через воплощение в товаре или услуге, тесно сопрягается свопросами правовой защиты интересов разработчиков нововведений. Во многихстранах мира, в том числе и в нашей, сложилась патентная форма охраныизобретений и ряда иных объектов интеллектуальной собственности.
С позицийнепосредственного влияния на темпы, масштабы и характер развития национальнойэкономики, на характеристики экономического роста в стране из общего числарезультатов научно-технической и творческой деятельности наибольшего вниманиязаслуживают объекты промышленной собственности, а точнее – объекты патентногоправа. Именно они, при практическом применении, способны качественно преобразитьматериально-техническую базу национальной экономики, модернизировать ееаппаратное обеспечение и повысить потребительские свойства конечного продукта.
Составобъектов патентного права несколько уже, нежели состав результатовинтеллектуальной деятельности в промышленности. В него входят: изобретения,полезные модели, промышленные образцы, а также связанные с их практическимосуществлением ноу-хау или секреты производства. Объектами патентных правявляются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере,отвечающие установленным Гражданским кодексом Российской Федерации требованиямк изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности всфере художественного конструирования, отвечающие установленным требованиям к промышленнымобразцам. Не могут быть объектами патентных прав: способы клонированиячеловека; способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линиичеловека; использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческихцелях; иные решения, противоречащие общественным интересам, принципамгуманности и морали.
В качествеизобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся кпродукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуреклеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий надматериальным объектом с помощью материальных средств). Изобретениюпредоставляется правовая охрана, если оно:
1) являетсяновым, т.е. не известно из уровня техники;
2) имеетизобретательский уровень, т.е. для специалиста оно явным образом не следует изуровня техники, который включает любые сведения, ставшие общедоступными в миредо даты приоритета изобретения;
3)промышленно применимо, т.е. может быть использовано в промышленности, сельскомхозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере.
В качествеполезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству.Условиями предоставления правовой охраны полезной модели выступают:
1) новизна,предполагающая, что совокупность ее существенных признаков не известна изуровня техники, который включает опубликованные в мире сведения о средствахтого же назначения, что и заявленная полезная модель, и сведения об ихприменении в Российской Федерации, если такие сведения стали общедоступными додаты приоритета полезной модели;
2)промышленная применимость.
В качествепромышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделияпромышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешнийвид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если по своимсущественным признакам он является новым и оригинальным. К существеннымпризнакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и(или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма,конфигурация, орнамент и сочетание цветов. Промышленный образец является новым,если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение наизображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаковпромышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в миредо даты приоритета промышленного образца. Промышленный образец являетсяоригинальным, если его существенные признаки обусловлены творческим характеромособенностей изделия.
В условияхмодернизации национальной экономики и форсированного инновационного развитияособую актуальность приобретают вопросы регулирования отношений по поводусекретов производства или ноу-хау. Согласно ст. 1465 Гражданского кодексаРоссийской Федерации секретом производства, или ноу-хау, признаются сведениялюбого характера (производственные, технические, экономические, организационныеи т.п.), в том числе сведения о результатах интеллектуальной деятельности внаучно-технической сфере, а также сведения о способах осуществленияпрофессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальнуюкоммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым утретьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которыхобладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Обладателю секретапроизводства принадлежит исключительное право использования его любым непротиворечащим закону способом (исключительное право на секрет производства), втом числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационныхрешений. Обладатель секрета производства может распоряжаться указаннымисключительным правом. Лицо, ставшее добросовестно и независимо от другихобладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержаниеохраняемого секрета производства, приобретает самостоятельное исключительноеправо на этот секрет производства. Исключительное право на секрет производствадействует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющихего содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведенийисключительное право на секрет производства прекращается у всехправообладателей.
Нацеленностьнациональной экономики на инновационный путь развития в значительной мереопределяет значимость такого результата интеллектуальной деятельности какрационализаторские предложения. Они не обладают признаками патентоспособности,но, наряду с изобретениями и полезными моделями, играют большую роль всовершенствовании применяемой техники и технологий, хотя и не обладают при этомширокими возможностями патентной защиты. Рационализаторские предложенияявляются самым массовым объектом технического творчества. С их помощью вносятсяусовершенствования в уже известные технические решения, осуществляетсямодернизация действующего оборудования и его приспособление к конкретнымусловиям производства, устраняются допущенные ранее отдельные ошибкиконструкторов и проектировщиков. Согласно статистической информации суммарныйэкономический эффект рационализаторских предложений почти в два разапревосходит результативность изобретений
Рационализаторскоепредложение есть техническое, организационное или управленческое предложение,являющееся новым и полезным для данного предприятия. К отличительным признакамрацпредложения относятся: конкретность; новизна; полезность. Конкретностьпредложения, вносимого в качестве рационализаторского, должно не просто ставитьзадачу, а раскрывать средства её решения. Рационализатор в своём предложениидолжен дать конкретные указания относительно того, что и как нужно сделать,чтобы получить желаемый результат. Решение задачи может обеспечиватьсятехническими, организационными и управленческими средствами либо их сочетанием.На рис. 2.3 представлены сравнительные характеристики вышеуказанных результатовинтеллектуальной деятельности в научно-технической сфере.
/>
Рисунок 2.3 –Признаки некоторых результатов интеллектуальной деятельности
В составинтеллектуальной собственности наряду с объектами авторских и патентных праввходят средства индивидуализации продукции и юридических лиц в виде фирменногонаименования, товарного знака, знака обслуживания, места происхожденияпродукции. Значимость данного вида интеллектуальной собственности год от годаиграет все большую роль в рыночном успехе современного предприятия, влияя наосновные характеристики потребительского выбора, на формирование вкусов ипредпочтений субъектов рыночного спроса. Средства индивидуализации сегоднястановятся важным активом многих компаний и фирм, а соответственно – и объектомконкурентной борьбы, требующим всесторонней защиты.
Одним израспространенных средств индивидуализации является товарный знак (для сервисныхорганизаций – знак обслуживания). Его сущность и практика использованиянеразрывно связана с понятием марки или брэнда, выступающим как особый символответственности производителя или продавца продукции. Стремлениезарегистрировать марку (кроме престижа) имеет и экономическую основу: марочныетовары стоят примерно на 20% дороже, чем не марочные. Статистика развитых странсвидетельствует, что за последние тридцать лет доля не марочных товаров напотребительском рынке сократилась с 30% до 5% и продолжает снижаться, стремяськ нулю. Марка имеет свою стоимость, является нематериальным активомправообладателя. В ряде случаев стоимость марки сопоставима с величинойгодового объема продаж компании, что имеет место у крупных транснациональныхкомпаний, производящих потребительские товары для всего мира и регулярнопроводящих глобальные рекламные кампании, которые увеличивают стоимость брэнда.Таким образом, процесс повышения стоимости начинает носить самоподдерживающийхарактер: престиж марки требует активной и постоянной коммерческой пропаганды,которая повышает ее стоимость как актива.
Сложившаясяпрактика хозяйственного оборота результатов интеллектуальной деятельности вформе, как объектов промышленной собственности, так и средств индивидуализациипродукции предполагает, что владелец интеллектуальной собственности можетраспорядиться принадлежащим ему исключительным правом любым не противоречащимзакону и существу такого исключительного права способом. В числе возможных вариантовраспоряжения: во-первых, его передача другому лицу по договору об отчужденииисключительного права; во-вторых, предоставление другому лицу праваиспользования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности илисредства индивидуализации в установленных лицензионным договором пределах.Владельцу патента на объекты промышленной собственности принадлежитисключительное право на использование охраняемых патентом результатовнаучно-технической деятельности: изобретений, полезных моделей, промышленныхобразцов. Указанное право включает также возможность запретить использованиеданных объектов патентного права другим лицам. Использование результатовинтеллектуального труда данного типа предполагает введение в хозяйственныйоборот продукта, созданного с применением изобретения, полезной модели илипромышленного образца, а также применение способа, охраняемого патентом наизобретение. Введение в хозяйственный оборот охватывает ряд действий,представленных на рисунке 2.4.
/>
Рисунок 2.4 –Формы введения интеллектуального продукта в экономический оборот

Изготовлениемпризнаётся производство продукта для коммерческих целей, даже если сам продуктвременно не реализуется, а, например, складируется для последующей продажи. Неимеет значения также и то, где происходит продажа – в стране или за границей.Применением продукта считаются все случаи его производственного использования вкоммерческих целях. Ввоз продукта означает его импорт на территорию России,причём нарушением считается сам факт ввоза (пересечения границы), хотя быпродукт и не предназначался для использования на российской территории.Хранение продукта, в частности его накапливание для последующего пуска воборот, также рассматривается как использование запатентованного объекта.Предложение к продаже есть реклама продукта, которая может выражаться в егопубличной демонстрации в торговых залах и на витринах, в рекламных клипах, впроспектах, каталогах. Под продажей понимается коммерческая деятельность пореализации запатентованного продукта, которая чаще всего имеет формугражданско-правового договора купли-продажи. Перечисленные действия неисчерпывают все случаи введения в хозяйственный оборот запатентованногопродукта. Оно может также выражаться и в ином использовании продукта, вчастности, в его техническом обслуживании, ремонте, аренде, лизинге и т.д.
Все указанныедействия в отношении запатентованного продукта могут совершаться лишь самимпатентообладателем, что выражает позитивную сторону принадлежащего емуисключительного права на использование разработки. Владелец патента можетизбрать любую допускаемую законом форму предпринимательской деятельности дляорганизации использования научно-технического решения (см. рис. 2.5.). Вчастности, он вправе выступить как индивидуальный предприниматель, статьучредителем предприятия, внести принадлежащее ему право на объект промышленнойсобственности в качестве своего вклада в уставный фонд вновь создаваемого илиуже действующего юридического лица.

/>
Рисунок 2.5 –Способы осуществления патентного права
Одной изактуальных целей макроэкономической политики российского государства являетсяпреодоление укореняющегося технологического отставания страны от мировыхинновационных лидеров. Вместе с тем, Российская Федерация является полноправнойучастницей международных экономических отношений и неотъемлемой составнойчастью мировой экономической системы. Наука и высокие технологии интернациональныпо своей природе, хотя вклад каждой страны в глобальный научный потенциалпо-своему уникален. Сегодня большая наука с государственных позиций ведущихстран мира рассматривается в системе «наука – инновации – реальная экономика».В цивилизованных рыночных условиях главный двигатель в продвижении по этойцепочке – интеллектуальная собственность, ее защита, регулирование передачиправ и коммерциализации. Эти процессы в нашей стране сталкиваются в последниегоды с рядом объективных и субъективных трудностей. В частности, сказывается ито, что процесс коммерциализации нововведений – сравнительно новый, малознакомыйвид деятельности, что лишний раз подтверждает актуальную необходимостьблаготворного управленческого воздействия государства на инновационные процессыв стране. Одно из таких действенных средств – государственная политикаинноваций, направленная на создание эффективной национальной инновационнойсистемы, способной к генерированию нового знания и его дальнейшего превращенияв продукцию с высокой потребительской ценностью.

Заключение
Несовершенствомеханизмов реализации законодательства порождает также множество проблем,связанных с охраной и передачей прав интеллектуальной собственности. До сих порнет четкой политики в области принадлежности прав. У автора инновации нетстимулов для развития своих идей на государственном предприятии. Перспективныеидеи оказываются “выведенными” с государственных предприятий в частный сектор.В результате развивается недобросовестная конкуренция работника сработодателем, исполнителя по гражданско-правовому договору с заказчиком, агосударству остается сожалеть об упущенной выгоде, поскольку первоначальноизобретение разрабатывалось на государственных мощностях.

Используемаялитература
1. Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н. Оценкастоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов — М:Международная Академия Оценки и Консалтинга, 2006. – 400 с.
2. Азгальдов Г.Г. Теория и практикаоценки качества товаров. Вопросы квалиметрии — М.: Экономика, 1982. — 256с.
3. Друкер Питер Ф. Бизнес иинновации. — М.: «ИД Вильямс», 2007. — 432с.
4. Концепция Федеральной целевой программы«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развитиянаучно-технологического комплекса России на 2007 — 2012 годы» (утв.Распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2006 г. N 977-р).
5. Лопатин В.Н. Государство иинтеллектуальная собственость: переход к инновационной экономике //Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики:сб.научных трудов. — М: «Издательство Юрайт», 2008.- Том 1. — С. 17 — 50.
6. Малинецкий Г.Г. Экспертиза –главная функция современной российской науки // Российский Химический Журнал. — 2007. — Том LI (2007) № 3. — С.24-40.
7. Федеральная целеваянаучно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетнымнаправлениям развития науки и техники» на 2002 — 2006 годы (утв.Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 605 — в редакциипостановления Правительства РФ от 12 октября 2004 г. № 540).
8. Федеральная целевая программа«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развитиянаучно-технологического комплекса России на 2007 — 2012 годы» (утв.Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2006 г. N 613).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.