Санкт-Петербургский государственныйполитехнический университет
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра экономики и менеджмента напредприятиях машиностроения
Курсовой проект
Тема: «Инновационный проект –автомобильная катапульта»
Выполнили: студенты гр. 2071/1 Галицкий Д.Н., Измайлов М.К.
Принял: Лебедева Т.С.
Санкт-Петербург
2008
Содержание
Введение
Общая характеристика автомобилей
Расчёт параметрических показателей
Расчёт показателей конкурентоспособности товаров
Позиционирование
Расчёт рыночной силы товаров
Риски проекта
Реализация проекта
Заключение
Список использованных источников
Введение
Объектом работы является создание инновации и вычисление еёконкурентоспособности на современном рынке.
Предметом инновации стала автомобильная катапульта,встроенная в систему пассивной безопасности автомобиля Mercedes-Benz ML 500. В качестве конкурентов автомобиля выбраны другиесовременные внедорожники и SUV’ы,с объёмом двигателя от 4,2 до 4,8 л.
Цель работы — провести анализ автомобиля Mercedes-Benz ML 500 со встроенной катапультой на современном рынкеавтомобилей.
В соответствии с поставленной целью в работе необходиморешить следующие задачи: 1. Рассчитать параметрические показатели близостихарактеристик товаров к желаемым потребителям значениям.
2. Определить показатели конкурентоспособности товаров(единичная полезность, расстояние до идеального товара).
3. Построить поле позиционирования товаров.
4. Рассчитать рыночную силу всех автомобилей.
5. Всё расчеты производить по компенсационной инекомпенсационной методике.
6. Выявить риски проекта.
7. Привести примерный план реализации проекта, посчитать NPV.
В соответствии с поставленной целью строилась структураработы. В первой части производится расчёт параметрических показателей, затемнаходятся показатели конкурентоспособности автомобилей, строится полепозиционирования товаров, определяются риски и приводится примерный планреализации проекта с расчётом текущей дисконтированной стоимости.
Общая характеристика автомобилей
VOLVO. Раньше, в 80-х годах к Вольво — драйверам относилилюдей среднего и старшего возраста, которые ездят очень неспешно и радуютсяотреченности от процесса управления: им нравится мягкая подвеска, хорошаяшумоизоляция, легкий руль. Количество подушек безопасности для них гораздоважнее, чем максимальная скорость или время разгона до «сотни».
Безопасность и комфорт — это, безусловно, хорошо. Но уже нетак модно. Поэтому Volvo сделала все возможное, чтобы изжить имиджпроизводителя «диванов» на колесах: появились машины с мощнымимоторами, передним и полным приводом, хитрыми многорычажными подвесками. А нескольколет назад на шведские машины стал ставиться 315-сильный двигатель V8,разработанный с помощью японской компании Yamaha.
Единственная особенность — высокая чувствительность рулевогоуправления к уклону дороги. Volvo XC90 — это автомобиль, эмоции которогоопределяешь ты, хозяин, а не наоборот. Хочешь ехать медленно — пожалуйста.Подвеска будет радовать плавностью хода, двигатель станет почти незаметношелестеть под капотом, а «автомат» — плавно, без лишней суетыпереключать передачи. Хочешь быстро — на здоровье: 315 «лошадей» влюбой момент «проснутся» и с благородным рычанием помчат более чемдвухтонный автомобиль вперед.
Volkswagen. Touareg оснащен дизельным двигателем V8 объемом 4,2 литра, мощностью 350 л.с. и шестиступенчатойавтоматической трансмиссией Tiptronic с возможностью самостоятельного переключения передач.
Салон Volkswagen Touareg изобилуеткачественным пластиком и кожей. Два больших поворотных регулятора нацентральной консоли, отвечают за управление двухзонной системой микроклимата.За поддержку микроклимата задних пассажиров отвечают шесть дефлекторов: два нацентральном тоннеле за подлокотником, два в ногах и еще пара на центральныхстойках автомобиля для обдува задних стекол. Помимо управленияклимат-контролем, на центральной консоли находятся регуляторы подогревасидений, который имеет пятидиапазонную регулировку, а на обратной стороне руляспрятана кнопка включения его обогрева — незаменимая вещь с утра в -20 поЦельсию.
Подвеска автомобиля хорошо справляется со всеми дорожныминеровностями и лишь на высокой скорости допускает легкую раскачку кузова.Несмотря на дизельный двигатель с шумоизоляцией все в порядке — в салоне тишинаи покой. Как и следовала ожидать 350-сильный Touareg не блещет ураганной разгонной динамикой (разгон до100 км/ч составляет 7,5 секунд), однако и такой мощности с лихвой хватает,чтобы не затеряться в городском потоке при старте со светофора. Этомуспособствует крутящий момент в 400 Нм, который достигается уже при 2000 об/мин.Touareg продемонстрировал неплохую разгоннуюдинамику и недостаток мощности скромного 2,5-литрового дизеля начинаетсказываться лишь после 130 км/ч. Трансмиссия отличается четкостью работы навсем диапазоне скоростей. Но с места Touareg стартует не сразу, а после некоторого раздумья. Причемперевод селектора в ручной режим Tiptronic или в режим Sport проблем нерешает — запаздывания при переключениях остаются. В целом, для внедорожникамассой 2 235 кг динамические характеристики Touareg с 4,2-литровым дизелем можно признать оченьнеплохими.
Volkswagen Touareg продемонстрировал отличную геометрическуюпроходимость — крутые косогоры подъемы и склоны этот внедорожник с короткимисвесами кузова и большим клиренсом преодолевает просто играючи.
Volkswagen Touareg обладает дорожными качествами, которые фактически неуступают легковому автомобилю. Кроме того, он обладает выдающимися внедорожнымиспособностями, позволяющие ему выезжать далеко за пределы ровного дорожногопокрытия.
Porsche. Porsche Cayenneвыпускается всего в двух модификациях: S и Turbo- с одним и тем же двигателем. Мощность стандартного Cayenne S «всего» 340 л.с., турбированной версии — 450«лошадей». Кроме того, в базовой комплектации «младшей»модели не предусмотрена установка регулируемого шасси, включающая в себяизменение клиренса и жесткости амортизаторов. Отсутствуют и некоторые опции:кожа на передней панели, электрический сервопривод рулевой колонки, отделкасалона элементами из алюминия. Но получилось так, что мы получили полноепредставление, как может выглядеть «продвинутый» Cayenne Turbo: нам на тест достался автомобиль, где большинство«вкусных» опций было установлено за отдельную плату — такое на Porsche возможно, было бы желание итребуемые деньги.
В салоне Cayenne- наплывающие друг на друга три циферблата, массивный трехспицевый руль скнопками переключения передач, довольно скромная консоль с магнитолой и нишейдля мелких вещей, знакомая форма селектора АКПП — похоже на кокпит Porsche Boxster. Управление приводом и подвеской расположилось на техже местах, что и в Touareg, только воталгоритм управления сделан более изящным и дружелюбным. Кстати, от салона Cayenne, автомобиля стоимостью более $100тыс., можно было ожидать больших наворотов, и только в движении понимаешь, чтовсе они были бы абсолютно лишними: в автомобиле есть все, чтобы создатьмаксимум комфорта, и минимум отвлекающих от дороги приборов типа интерактивногодисплея, DVD-экранов и прочих признаков дорогоголимузина. Одним словом, полное отсутствие пошлой роскоши и только провереннаяалгеброй гармония.
Такое решение инженеров Porsche можно только одобрить: в автомобиле с подобнойразгонной динамикой разумнее смотреть только на дорогу. Cayenne с одинаковой силой вдавливает тело всиденье и при резком разгоне с 30 км/ч и со 130 км/ч. Cayenne в городе — полный нонсенс. В условиях современногомегаполиса с толком насладиться всеми возможностями Porsche просто невозможно. Этот автомобиль создан дляпустынных трас с крутыми поворотами и перепадами высот — только там можнооценить весь инженерный гений команды Porsche.
Предусмотрена и электронная «защита от дураков»: наскорости более 125 км/ч автоматика уменьшает дорожный просвет на три сантиметраи увеличивает жесткость амортизаторов. Следующий «критический рубеж»- на 210 км/ч. Автомобиль становится еще на 11 мм ниже и сохраняет такоеположение до тех пор, пока у водителя выдерживают нервы ехать с такойскоростью.
Range Rover. Ни один автомобиль в мире не может составитьконкуренцию уникальному сочетанию британской роскоши, элегантных линий илегендарных возможностей Range Rover. Миллиардныеинвестиции позволили создать новое воплощение Range Rover: классический дизайн был перенесён в XXI век, а роскошь интерьера дополненатехнологическими новинками. Благодаря новой гамме двигателей, конструкцииподвески и трансмиссии границы возможностей автомобиля настолько расширились,что полностью оценить их, не проверив на практике, просто невозможно.
Новые элементы оформления кузова автомобиля подчёркиваютстиль и импозантную внешность Range Rover. Среди них —увеличенные решётка радиатора и бампер, боковые дефлекторы воздухозаборникадвигателя, передние и задние фары, колёса. Ставшая отличительной чертойавтомобиля двухсекционная конструкция двери багажника обеспечивает быстрый иудобный доступ к багажному отделению. Интерьер
Спокойствие, тишина и роскошное окружение — вот отличительныечерты просторного, наполненного светом салона этого автомобиля. Традиционнаядля Range Rover высокая «командирская» посадка возвышаетводителя над транспортным потоком, создавая ни с чем не сравнимое чувствоуверенности, комфорта и превосходства. Новая развлекательная система позволяетпассажирам задних сидений проводить время за просмотром DVD или игрой в PlayStation, используя все преимуществабеспроводных наушников. Помимо этого, цифровая аудиосистема harman/kardon LOGIC7 обеспечивает непревзойдённое качествопространственного звучания и позволяет прослушивать записи в формате MP3.
Впервые на автомобилях марки Range Rover дебютирует новый атмосферный 4,4-литровый двигатель V8 (макс. мощность 306 л.с.). В том,что касается плавности вождения, лёгкости управления и выдающихся ходовыххарактеристик, Range Rover занимает совершенно особое положениена дороге и доминирует в условиях внедорожного вождения.
В Вашем распоряжении превосходная управляемость, требующая отВас минимальных усилий. В полном соответствии с превосходным уровнемоснащённости Range Rover, список систем автомобиля, которыми можно управлятьпри помощи голосовых команд, стал ещё обширнее. Такие технологии и решения, какBluetooth, климат-контроль и аудиосистема,готовы немедленно исполнить ваши требования, распознавая звук вашего голоса.
BMW. Многие не без оснований называют этот автомобильисключительно городским. Очень правильное утверждение, с которым не стоитспорить. Такой ярлык на X5повесили из-за множества качеств, которые полезны именно в городе, но абсолютнобесполезны за его чертой. Бывает очень приятно быстро промчаться по ровномуасфальту под басовитый рокот 8-цилиндрового двигателя, аккуратно прописываясерии различных поворотов, наслаждаясь тем, как отрабатывает авансы подвеска, аавтомобиль слушается руля. По ощущениям это никак не тяжелый внедорожник, апросто немного приподнятый над землей седан. Шумоизоляция и отсутствие видимыхвибраций доставляют отдельное удовольствие. Особенно радует тот факт, что черезподобную защиту отчетливо слышен фирменный голос двигателя.
Под капотом 320 л.с. и 440 Нм крутящего момента, так чторазгон до 100 км/ч после нажатия на соответствующую педаль занимает всего 7секунд. Естественно, что это заслуга не только силовой части, но и работыдизайнеров, которые сделали коэффициент аэродинамического сопротивления равным0.36, что для внедорожника является очень хорошим показателем, как имаксимальная скорость в 210 км/ч.
X5 на дорогах все равно далеко не редкий гость. Внешний видэтого автомобиля всем давно и хорошо знаком. Такой популярности, какой наделен X5, не может возникнуть беззапоминающегося внешнего вида. Довольно сложно четко описать, чем именновызвана любовь многих к дизайну этого внедорожника. Наверное, дело здесь вцельном образе – уж очень серьезно он выглядит, передавая частичку своейуверенности людям, находящимся внутри. Конечно, в цветовой гамме есть множестворасцветок, но самая подходящая, вне всякого сомнения, черная. Солидность внешнеговида и одушевленность, если позволите, подчеркивают нимбы фар, тусклоосвещающие окружающее пространство.
Внутреннее пространство вполне просторно, и если сравниватьего с одноклассниками, то разница – несущественна. Комфорт и электронныерегулировки. А вот задним пассажирам вряд ли будет так же хорошо, так каквысокий рост не позволит расслабиться. Спинки передних сидений ждут встречи сколенями, а крыша с головами. В общем, места вполне достаточно, останется дажедля габаритного багажа. Кстати, пятая дверь, которая вызывала стольконареканий, работала отлично, не совершая самопроизвольных открываний. Так чтобегать к кнопке центрального замка, закрыв ее, не пришлось. Может быть,подобные проблемы были свойственны больше ранней версии, а может, эту проблемуспециально поправили на данном автомобиле.
Infinity. Кроссовер Infiniti FX — это оригинальный городской полноприводный автомобильпремиум-класса со внедорожными свойствами. FX35 оснащается 280-сильным двигателем V8 с рабочим объемом 4,5 л. с 5-ступенчатой автоматическойкоробкой передач с режимом ручного переключения и функцией Downshift Rev Matching.
В США Infiniti FX был представлен еще в 2002 году, и снебольшими модификациями продается по сей день. Для европейского Infiniti FX 2007 модельного года был разработан новый дизайн бампера,решетки радиатора и колесных дисков, а также три новых цвета кузова. Крометого, все автомобили в базовой комплектации оснащаются аудиосистемой Bose мощностью 300 Вт, цветным дисплеем сдиагональю семи-дюймов и усовершенствованной системой подушек безопасности (AABS). Для всех комплектаций Infiniti FX предлагается кожаный салон. Водительское сиденье с валикомпоясничной поддержки имеет 10 различных регулировок, а пассажирское сиденье — 8.
В стандартную комплектацию всех модификаций Infiniti FX также входит камера заднего вида. Эта камера передаетизображение пространства позади автомобиля на дисплей. Она закреплена околозаднего регистрационного знака и включается только тогда, когда в трансмиссиивыбрана передача заднего хода.
В стандартное оснащение FX 2007 модельного года входит разработанная Infiniti система динамической стабилизации (VDC), частью которой являетсяпротивобуксовочная система. При обнаружении недостаточной или избыточнойповорачиваемости автомобиля или при движении по скользкой поверхности VDS регулирует давление в тормознойсистеме и крутящий момент двигателя, помогая автомобилю придерживатьсятраектории, заданной водителем.
Audi. Audi Q7 — этоисключительное сочетание спортивного характера и универсальности, самыхсовременных технологий и роскоши автомобиля представительского класса. Надороге он восхищает водителя ходовыми качествами и динамикой спортивногоавтомобиля, а на бездорожье расширяет границы возможностей своего класса. Он нескрывает свои возможности и держит обещания — на любой дороге и в любыхусловиях. Audi Q7 — мощный внедорожник от создателей легендарного полногопривода quattro®.
Работая над Audi Q7, дизайнерыстремились найти новые идеи и при этом функционально использовать пространство,очерченное стремительными линиями. Теперь можно с уверенностью заявить: Q7 задает новые тенденции сподчеркнуто эмоциональным акцентом. Характерный динамизм, присущий автомобилямс четырьмя кольцами, передан дизайнерами в плавном изгибе крыши и выступающихповерхностях кузова, которые, контрастируя с плоскими окнами, создают идеальнуюгармонию спортивного характера и роскоши, эстетики и функциональности, динамикии универсальности.
Стремительные изгибы линий переднего и заднего свеса, мощныеребра задней части с сильно наклоненными стойками создают силуэт, напоминающийкузов купе. Современная концепция дизайна Audi угадывается в плечевой линии и мускулистыхвыштамповах, определяющих облик Q7.Дизайнерам удалось создать формы, в которых видна вся мощь и напор спортивногохарактера нового внедорожника от Audi.
Jeep. Jeep Grand Cherokee узнаются некоторые черты Chrysler 300C: похожие обводы фар, мощная хромированная решетка радиатораи заниженная крыша. Складывается впечатление, что над обликом этих машин трудиласьодна и та же группа специалистов. Однако если Chrysler 300С — автомобиль не только броский,но с очень выдержанным стилем, то облику Jeep Grand Cherokee уравновешенности не хватает. К примеру, передняя частьавтомобиля кажется массивной и солидной, а задняя выглядит чересчур простоватой- этот дисбаланс заметен с первого взгляда. Большая крышка багажникапрактически полностью лишена рельефа и, как следствие, выразительности.
Интерьер Grand Cherokee тоженапоминает оформление Chrysler 300С. Аналогичная компоновка панели приборов, схожая цветовая гамма, идаже сиденья по форме и качеству кожаной отделки близки к тем, которымикомплектуют Chrysler 300C. Чего не скажешь о пластике панели приборов и облицовкидверей — его качество весьма средненькое. Он хоть и приятной фактуры, нослишком жесткий, обычно такой пластик применяется на более дешевых автомобилях.А ведь Jeep Grand Cherokee даже в самой простой комплектацииобойдется в €50 900. Кстати, о комплектациях. В Россию будут поставлять Grand Cherokee только в одной комплектации — Limited, но в двух версиях — Р1 и Р2.Последняя чуть побогаче: она дополнена мультимедийной системой и багажником накрыше.
Теперь о двигателях. Бензиновая версия Jeep Grand Cherokee оснащена восьмицилиндровым мотором PowerTech объемом 4,7 л и мощностью 231 л.с.Все версии Jeep Grand Cherokee оснащаются только автоматическимитрансмиссиями. Бензиновые модификации агрегатируются с хорошо известнойпятиступенчатой коробкой передач 5-45RFE, которую несколько модернизировали для увеличения максимально допустимоймассы буксируемого прицепа.
Разгонная динамика впечатляет — огромный внедорожник с такойлегкостью набирает скорость, что может дать фору шустрой легковушке. Руль намалых скоростях легкий, но стоит чуть разогнаться, и усилие заметно меняется.Вообще Jeep Grand Cherokee весьма уверенно держит дорогу,причем даже на очень высоких скоростях. Jeep Grand Cherokee — истинный внедорожник, то есть автомобиль с большими ходамиподвески.
Lexus. Первое и основное – двигатель, сверхсовременный V8 мощностью 310 л.с. По сравнению с RX 300 новинка имеет дополнительно 72л.с. и 59 Нм, при этом силовой агрегат умудряется быть экономичнее своего 3,5литрового предшественника на 8%. Алюминиевый блок цилиндров, изменяемые фазыгазораспределения на впуске и выпуске (Dual VVT-i),система гидравлической регулировки зазора клапанов (Hydraulic Lash Adjuster; HLA), изменяемая длина впускного тракта (Acoustic Control Induction System; ACIS)…И породистый голос! Когда стрелка тахометра переваливает за отметку 3500оборотов, в салон проникает приглушенный рокот – приятный звук.
Автомобиль тем временем набирает скорость. Большой моторохотно крутится и сообщает тяжелому кроссоверу приличное ускорение. До 100 км/чRX 350 добирается на 1,2 сек быстрее «трехсотого».А вот максимальная скорость составляет все те же ограниченные электроникой 200км/ч.
Подвеска оставляет при себе всю информацию об изъянахасфальтового полотна, и только если разогнаться на грунтовке, на кузов и рульпроходят неприятные удары. Но скорость должна быть действительно высокой.
Звукоизоляция великолепная. Даже лобовое стекло вносит тутсвою лепту – оно ламинированное и эффективнее гасит внешние шумы.
RX с момента своего появления в 1997 году является основнойударной силой Lexus на всех рынках – будь тоамериканский или европейский. За время производства обеих генераций RX 300 было выпущено более миллионаавтомобилей. В прошлом году на североамериканском рынке реализовано 108 775машин, что позволило Lexusвыйти в единоличные лидеры по продажам в сегменте люкс-кроссоверов. В Европепоказатели, понятное дело, скромнее – в 2005 оду нашли себе владельцев 14 478автомобилей. А всего с 2000 года (когда начались европейские продажи RX 300) было реализовано примерно 53000 машин – таким образом, RX стал лучшим средиLexus по европейским продажам.
Mercedes-Benz. Причина популярности в том, что, обладая миролюбивойи одновременно стильной внешностью, ML восхитительным образом сочетает качества легкового автомобиля ивнедорожника.
В офф-роуд пакет входят три составляющие, точнее, четыре,если считать доступную в других комплектациях пневматическую подвеску. Итак, впакет включены раздаточная коробка с понижающей передачей 2.93:1, блокировкимежосевого и заднего межколесного дифференциалов, набор стальных и пластиковыхзащит днища и моторного отсека, а также целый комплекс электронных систем,помогающих водителю справиться со сложными с точки зрения автомобиляситуациями. Автомобиль построен на несущем кузове очень высокой жесткости,подвеска полностью независимая, впереди на двойных рычагах, сзадимногорычажная, двигатель 5-литровый V8 мощностью 520 л. с. Трансмиссия семиступенчатая 7G-TRONIC, последнее слово в технике переключения передач.Селектор расположен под рулевым колесом, но манипулирование им не похоже ни начто из того, что было раньше. Сдвигаешь рычаг вверх – включатся Drive, тянешь вниз – активизируется Reverse, нажимаешь на кнопку сбоку – коробкавстанет на Parking. Передачи сближены, но их много ипереключаются они быстро. Кстати, до 100 км/ч новый ML 500 разгоняется за 6,6 секунды.
По характеристикам геометрической проходимости новый М-классне уступает прежнему, при том что он получил более длинную колесную базу. Приэтом угол въезда у стандартной версии равен 27°, а в версии офф-роуд с максимальноподнятой подвеской – 33°. С Airmatic клиренс можно увеличить до 294 мм, с пружинной подвеской он неизменен иравен 205 мм. Главное отличие от прежнего М-класса в том, что, кромепротивобуксовочной системы 4ETS иблокировки межосевого дифференциала, установлена механическая блокировказаднего моста. При этом включать и выключать блокировки можно в любойпоследовательности, получая полностью автоматический режим, когда центральныйдифференциал блокируется лишь в случае необходимости, в режиме 4Н с заблокированнойраздаточной коробкой и с заблокированными межосевым и межколеснымдифференциалами. В последнем случае противобуксовочная система отключается,чтобы не напрягать ходовую и трансмиссию. Все режимы актуальны и для прямого, идля понижающего рядов раздаточной коробки. Последний активизируется кнопкой напанели прямо на ходу при скорости, не превышающей 40 км/ч.
Расчёт параметрических показателей
Товарные характеристики и спектр дополнительных услуг вместесоздают объективные характеристики товара, обеспечивающие товарам различнуюконкурентоспособность. При оценке товара потребитель анализирует полученныевыгоды от товара. Эти выгоды называют термином «атрибут».
Атрибуты товара обладают различной значимостью в сознании потребителя.Значимость атрибута отражает ценности и приоритеты, с которыми потребительсвязывает полученные выгоды.
Различают компенсационную и некомпенсационную оценку товара.При компенсационной оценке слабые стороны товара могут быть компенсированысильными. Для сравнения товаров используют аддитивные критерии. Принекомпенсационной оценке слабые стороны товара не могут быть компенсированысильными.
В конечном итоге проблема оценки товара состоит в соизмерениивсей или основной массы потребительских характеристик. В качестве интегральногопоказателя для такого соизмерения предлагают использовать функцию полезности.
Рассмотрим способ оценки полезности товара, основанный наоценке степени близости реальных значений потребительских характеристикрассматриваемого товара к желаемому потребителем значению этих показателей.Предполагается, что полезность для потребителя конкретной модификации товаратем больше, чем меньше реальные характеристики отличаются от желаемыхпотребителем.
При компенсационной оценке товара результирующую полезностьот приобретения единицы товара можно определить следующим образом:
/>
Показатели />и />характеризуют степеньсоответствия стоимостных и качественных характеристик оцениваемого товаратребованиям потребителя. Коэффициенты /> показываютвесомость атрибутов/>и />. Коэффициенты /> должны удовлетворять следующимтребованиям:
/>
/>
При оценке стоимости товара потребитель анализирует ценупотребления товара, состоящую из цены покупки и цены эксплуатации. Показатель,характеризующий близость стоимостных параметров товара требованиям потребителя,можно записать в следующем виде:
/>,
где /> - весомостьхарактеристики цена покупки;
/> - весомость характеристики цена эксплуатации;
/> - единичный параметрический показатель цены покупки;
/> - единичный параметрический показатель ценыэксплуатации.
Показатели /> легкорассчитать с помощью соотношений:
/>
/>
где /> - пороговоезначение цены покупки товара;
/> - пороговое значение цены эксплуатации товара;
/> - цена покупки товара;
/> - цена эксплуатации товара;
/> - желаемая цена покупки товара;
/> - желаемая цена эксплуатации товара.
Превышение цен покупки и эксплуатации выше пороговых значенийисключает потребление товара в рассматриваемом сегменте рынка. Условия входатовара на рынок по ценовым факторам записывается следующим образом:
/>
/>
Единичные параметрические показатели качества можно разделитьна пять групп.
1. Показателихарактеристик, увеличение значения которых желательно для потребителя.Показатель /> для этой группы параметровможно записать в виде:
/>
где /> - значение />-го показателярассматриваемого товара;
/> - минимально допустимое значение />-го показателя, при которомтовар допускается на рынок;
/> - значение />-гопоказателя, при котором потребитель полностью удовлетворяет свою потребность.
Условие входа товара на рынок для показателей первой группызаписывается следующим образом:
/>
2. Показателихарактеристик, уменьшение значения которых желательно для потребителя.Показатель /> для этой группы можнозаписать в виде:
/>
где /> - максимальновозможное значение />-го показателя,при котором товар допускается на рынок.
Условие входа товара на рынок для показателей этой группызаписывается следующим образом:
/>
3. Показателихарактеристик, присутствие которых желательно для потребителя. Показатель />, если />-й показатель присутствуетв рассматриваемом товаре. Показатель />, если />-й показатель отсутствует втоваре.
Если показатель входит в состав нормативных параметров,определяющих условие входа товара на рынок, то товар на рынок допускается, если/>.
4. Показателихарактеристик, отсутствие которых желательно для потребителя. Показатель />, если />-й показатель отсутствует врассматриваемом товаре. Показатель />, если />-й показатель присутствуетв товаре.
Если показатель входит в состав нормативных параметров, тотовар на рынок допускается, если/>.
5. Показателихарактеристик, отклонение значения которых в обе стороны от /> нежелательно дляпотребителя. Товар на рынок допускается при условии:/>.
Если />, то />.
Если />, то />.
При некомпенсационной оценке товара результирующую полезностьот приобретения единицы товара можно определить следующим образом:
/>,
где />-количествопоказателей, учитываемых потребителем при выборе товара. Необходимо отметить,что порядок суммирования показателей определяется их степенью важности дляпотребителя.
Методика расчета параметрических показателей /> аналогична вышеописанной.Основная разница состоит в том, что значения /> немогут превышать 0.9. Вследствие этого процедуры расчета /> несколько отличаются отпредложенных.
Во-первых, при расчете показателей из третьей и четвертойгрупп значению /> присваиваетсязначение 0.9, а не единица.
Во-вторых, если значения />,рассчитанные для других групп показателей превышают 0.9, то их необходимонормировать. Нормирование производится по всему множеству поставщиков товара нарынок для однородных групп показателей. Нормированное значение рассчитываетсяпо формуле:
/>,
где /> - рассчитанноезначение />-го параметрическогопоказателя;
/> - максимальное значение />-гопоказателя, определенное по всему множеству поставщиков товара на рынок.
Перейдём непосредственно к практической части – к подсчётупараметрических показателей. Для начала создадим таблицу условий входа нарынок.
Таблица 1. Условия входа на рынокХарактеристика Желаемое значение Нормативное значение Тип характеристики Объём двигателя, см. куб. 4500 4200 1 Тип кузова (1- внед, 0.5 — SUV) 1 0,5 1 Привод (1 — полный, 0.5 — передний, 0.2 — задний) 1 0,2 1 Коробка передач (1 — автомат, 0.5 — механика) 1 0,5 1 Кол-во подушек безопасности 6 4 1 Max мощность, л.с. 300 231 1 Max скорость, км/ч 230 200 1 Разгон до 100 км/ч, с 7,8 9,3 2 Вес, кг 2000 1800-2480 5 Цена, руб 3 500 000 3 605 728 2 Катапульта (1 — есть, 0 — нет) 1 3
Теперь построим «дерево» значимости атрибутов дляпотребителя.
/>/>
Таблица 2. Характеристики автомобилейМарка авто / характеристика Volvo XC90 VW Touareg Porsche Cayenne S Range Rover BMW X5 Объём двигателя, см. куб. 4400 4200 4500 4400 4800 Тип кузова (1- внед, 0.5 — SUV) 0,5 1,0 0,5 0,5 1,0 Привод (1 — полный, 0.5 — передний, 0.2 — задний) 0,2 1,0 0,5 0,5 1,0 Коробка передач (1 — автомат, 0.5 — механика) 1,0 1,0 0,5 1,0 0,5 Кол-во подушек безопасности 8 6 4 6 6 Max мощность, л.с. 315 350 340 306 355 Max скорость, км/ч 210 244 242 200 240 Разгон до 100 км/ч, с 7,3 7,5 7,2 8,7 6,5 Вес, кг 1985 2235 2160 2480 2200 Цена, руб 2302000 2980000 2800000 3000000 2988000 Катапульта (1 — есть, 0 — нет) Объём двигателя, см. куб. 4500 4200 4700 4400 5400 Тип кузова (1- внед, 0.5 — SUV) 0,5 0,5 1,0 0,5 0,5 Привод (1 — полный, 0.5 — передний, 0.2 — задний) 0,2 1,0 0,5 1,0 1,0 Коробка передач (1 — автомат, 0.5 — механика) 0,5 1,0 1,0 0,5 1,0 Кол-во подушек безопасности 6 6 4 6 8 Max мощность, л.с. 280 350 231 310 520 Max скорость, км/ч 250 233 200 200 240 Разгон до 100 км/ч, с 5,8 5,5 8,8 7,8 6,6 Вес, кг 1900 2240 1865 1800 2000 Цена, руб 2300000 3605728 1700000 2780000 3600000 Катапульта (1 — есть, 0 — нет) 1
На примере объёма двигателя Mercedes Benz покажем расчёт параметрических показателей. Объёмдвигателя относится к первому типу характеристик, поэтому расчёт производитсяследующим образом:
/>
Таблица 3. Значения параметрическихпоказателей при компенсационной оценкеМарка авто / характеристика Volvo XC90 VW Touareg Porsche Cayenne S Range Rover BMW X5 Объём двигателя, см. куб. 0,667 0,000 1,000 0,667 2,000 Тип кузова 0,000 1,000 0,000 0,000 1,000 Привод 0,000 1,000 0,375 0,375 1,000 Коробка передач 1,000 1,000 0,000 1,000 0,000 Кол-во подушек безопасности 2,000 1,000 0,000 1,000 1,000 Max мощность, л.с. 1,217 1,725 1,580 1,087 1,797 Max скорость, км/ч 0,333 1,467 1,400 0,000 1,333 Разгон до 100 км/ч, с 1,333 1,200 1,400 0,400 1,867 Вес, кг 0,925 0,510 0,667 0,000 0,583 Цена, руб 12,331 5,918 7,621 5,729 5,843 Катапульта Объём двигателя, см. куб. 1,000 0,000 1,667 0,667 4,000 Тип кузова 0,000 0,000 1,000 0,000 0,000 Привод 0,000 1,000 0,375 1,000 1,000 Коробка передач 0,000 1,000 1,000 0,000 1,000 Кол-во подушек безопасности 1,000 1,000 0,000 1,000 2,000 Max мощность, л.с. 0,710 1,725 0,000 1,145 4,188 Max скорость, км/ч 1,667 1,100 0,000 0,000 1,333 Разгон до 100 км/ч, с 2,333 2,533 0,333 1,000 1,800 Вес, кг 0,500 0,500 0,325 0,000 1,000 Цена, руб 12,350 0,000 18,025 7,810 0,054 Катапульта 1
Рассчитаем параметрические показатели при некомпенсационнойоценке. Для показателя объёма двигателя MB ML 500 необходимо провести нормирование:
/>
Значения всех параметрических показателей принекомпенсационной оценке запишем в таблицу.
Таблица 4. Параметрические показатели принекомпенсационной оценкеМарка авто / характеристика Volvo XC90 VW Touareg Porsche Cayenne S Range Rover BMW X5
Объём двигателя, см. куб. 0,667 0,000 0,450 0,667 0,900
Тип кузова 0,000 0,900 0,000 0,000 0,900
Привод 0,000 0,900 0,375 0,375 0,900
Коробка передач 0,900 0,900 0,000 0,900 0,000
Кол-во подушек безопасности 0,900 0,450 0,000 0,450 0,450
Max мощность, л.с. 0,610 0,864 0,791 0,544 0,900
Max скорость, км/ч 0,333 0,900 0,859 0,000 0,818
Разгон до 100 км/ч, с 0,643 0,579 0,675 0,400 0,900
Вес, кг 0,900 0,510 0,667 0,000 0,583
Цена, руб 0,900 0,432 0,556 0,418 0,426
Катапульта 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
Объём двигателя, см. куб. 0,225 0,000 0,375 0,667 0,900 Тип кузова 0,000 0,000 0,900 0,000 0,000 Привод 0,000 0,900 0,375 0,900 0,900 Коробка передач 0,000 0,900 0,900 0,000 0,900 Кол-во подушек безопасности 0,450 0,450 0,000 0,450 0,900 Max мощность, л.с. 0,710 0,371 0,000 0,246 0,900 Max скорость, км/ч 0,900 0,594 0,000 0,000 0,720 Разгон до 100 км/ч, с 0,829 0,900 0,333 0,355 0,639 Вес, кг 0,500 0,500 0,325 0,000 0,900 Цена, руб 0,617 0,000 0,900 0,390 0,054 Катапульта 0,000 0,000 0,000 0,000 0,900 Расчёт показателей конкурентоспособности товаров
Для начала рассчитываются показатели конкурентоспособности покомпенсационной оценке. Пример показан на основе MB ML 500. Атрибут «скоростные характеристики»формируется параметрами: максимальная скорость и время разгона до 100 км/ч.
По вышеописанной формуле для MB ML 500
/>
Аналогично рассчитываются другие характеристики. В концепроизводится расчёт единичной полезности.\
/>
Таблица 5. Единичные полезности товаровпри компенсационной оценкеМарка авто / характеристика Volvo XC90 VW Touareg Porsche Cayenne S Range Rover BMW X5 Скоростные характеристики 0,633 1,387 1,400 0,120 1,493 Технические 0,631 0,578 0,542 0,475 0,996 Эксплуатационные 0,867 1,522 1,472 0,507 1,615 Безопасность 1,300 0,650 0,000 0,650 0,650 Качество 0,936 0,886 0,631 0,546 1,060 Цена 12,331 5,918 7,621 5,729 5,843 Единичная полезность 4,355 2,396 2,728 2,101 2,495 Марка авто / характеристика Infinity FX 35 Audi Q7 Jeep Grand Cherokee Lexus RX 350 MB ML 500 Скоростные характеристики 1,867 1,530 0,100 0,300 1,473 Технические 0,425 0,525 0,906 0,400 1,850 Эксплуатационные 1,404 1,608 0,060 0,638 2,559 Безопасность 0,650 0,650 0,000 0,650 1,650 Качество 0,797 0,894 0,335 0,559 1,993 Цена 12,350 0,000 18,025 7,810 0,054 Единичная полезность 4,263 0,626 5,642 2,734 1,411
Теперь рассчитывается расстояние до идеального товара поформуле:
/>
Тогда />
Таблица 6. Расстояние до идеального товараМарка авто Расстояние Volvo XC90 11,53734203 VW Touareg 5,216517624 Porsche Cayenne S 6,999449896 Range Rover 5,218604966 BMW X5 5,30302972 Infinity FX 35 11,63511882 Audi Q7 2,671368728 Jeep Grand Cherokee 17,192428 Lexus RX 350 7,176853472 MB ML 500 4,776151615
Теперь рассчитаем единичную полезность по некомпенсационнойоценке по приведённым выше формулам. Сначала определяется порядок важности:
Таблица 7. Порядок важности характеристиктовара№№ Характеристика 1 Кол-во подушек безопасности 2 Max скорость, км/ч 3 Катапульта 4 Max мощность, л.с. 5 Объём двигателя, см. куб. 6 Цена, руб 7 Вес, кг 8 Привод 9 Коробка передач 10 Разгон до 100 км/ч, с 11 Тип кузова
После этого можно посчитать единичную полезность. Для MB ML 500 />. Всеостальные значения приведены в таблице 8.
Таблица 8. Единичные полезности понекомпенсационной оценке/> Volvo XC90 VW Touareg Porsche Cayenne S Range Rover BMW X5 Единичная полезность 0,934 0,541 0,087 0,451 0,533 /> Infinity FX 35 Audi Q7 Jeep Grand Cherokee Lexus RX 350 MB ML 500 Единичная полезность 0,541 0,510 0,000 0,450 0,982
Расстояние до идеального товара при некомпенсационной оценкесчитается по аналогичным для компенсационной оценке формулам, только значениепараметрического показателя идеального товара заменяется на 0,9. Для Mercedes Benz ML 500
/>.
Таблица 9. Расстояние до идеального товараМарка авто Расстояние Volvo XC90 1,719 VW Touareg 1,516 Porsche Cayenne S 1,989 Range Rover 2,093 BMW X5 1,468 Infinity FX 35 2,044 Audi Q7 1,994 Jeep Grand Cherokee 2,108 Lexus RX 350 2,300 MB ML 500 1,275 Позиционирование
Позиционирование товаров заключается в построении графикавзаимозависимости расстояния товара до идеального и единичной полезности. Т.о.необходимо сначала заполнить таблицу значений единичной полезности и расстояниядо идеального товара всех товаров по компенсационной и некомпенсационнойоценке, а затем построить диаграмму.
Таблица 10. Позиционирование покомпенсационной оценке/> Volvo XC90 VW Touareg Porsche Cayenne S Range Rover BMW X5 Единичная полезность 4,355 2,396 2,728 2,101 2,495 Расстояние 11,537 5,217 6,999 5,219 5,303 /> Infinity FX 35 Audi Q7 Jeep Grand Cherokee Lexus RX 350 MB ML 500 Единичная полезность 4,263 0,626 5,642 2,734 1,411 Расстояние 11,635 2,671 17,192 7,177 4,776
/>
Таблица 11. Позиционирование принекомпенсационной оценке/> Volvo XC90 VW Touareg Porsche Cayenne S Range Rover BMW X5 Единичная полезность 0,934 0,541 0,087 0,451 0,533 Расстояние 1,719 1,516 1,989 2,093 1,468 /> Infinity FX 35 Audi Q7 Jeep Grand Cherokee Lexus RX 350 MB ML 500 Единичная полезность 0,541 0,510 0,000 0,450 0,982 Расстояние 2,044 1,994 2,108 2,300 1,275 />Расчёт рыночной силы товаров
Для начала посчитаем внутреннее и внешнее преимуществатоваров. При компенсационной оценке внутреннее конкурентное преимуществорассчитывается по формуле:
/>,
а внешнее — />. Тогдадля нашего инновационного товара
/>,
/>.
Таблица 12. Конкурентное преимуществотоваров по компенсационной оценке/> Volvo XC90 VW Touareg Porsche Cayenne S Range Rover BMW X5 Внутреннее 3,699 1,775 2,286 1,719 1,753 Внешнее 0,655 0,620 0,442 0,382 0,742 Общее конкурентное преимущество 4,355 2,396 2,728 2,101 2,495 /> Infinity FX 35 Audi Q7 Jeep Grand Cherokee Lexus RX 350 MB ML 500 Внутреннее 3,705 0,000 5,407 2,343 0,016 Внешнее 0,558 0,626 0,235 0,391 1,395 Общее конкурентное преимущество 4,263 0,626 5,642 2,734 1,411
/>Внутренне конкурентное преимуществопри некомпенсационной оценке рассчитывается следующим образом: />, а внешнее — />. Тогда
/>,
/>
Остальные значения приведены в таблице 13.
Таблица 13. Конкурентные преимуществатоваров при некомпенсационной оценке/> Volvo XC90 VW Touareg Porsche Cayenne S Range Rover BMW X5 Внутреннее 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 Внешнее 0,934 0,541 0,087 0,451 0,533 Общее конкурентное преимущество 0,934 0,541 0,087 0,451 0,533 /> Infinity FX 35 Audi Q7 Jeep Grand Cherokee Lexus RX 350 MB ML 500 Внутреннее 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 Внешнее 0,541 0,510 0,000 0,450 0,982 Общее конкурентное преимущество 0,541 0,510 0,000 0,450 0,982
Рыночная сила товара – максимальная цена товара, за которуюпроизводитель может его продавать без потери конкурентного преимущества,рассчитывается по формуле:
/>
Расчёт одинаков для обеих методик. /> - цена i-го товара, /> — цена (i+1)-го товара, стоящего на порядокдороже. />, /> - конкурентныепреимущества этих товаров. Для Mercedes Benz ML 500 эти характеристики примутследующий вид:
/>
/>
Таблица 14. Рыночная сила товара покомпенсационной оценке/> Volvo XC90 VW Touareg Porsche Cayenne S Range Rover BMW X5 РСТ, руб 4655910,67 3575593,89 2122302,55 985957,77 5829186,93 РСТ, % 202,26 119,99 75,80 32,87 195,09 /> Infinity FX 35 Audi Q7 Jeep Grand Cherokee Lexus RX 350 MB ML 500 РСТ, руб 1961241,42 4687446,40 966724,48 2479441,09 4279123,13 РСТ, % 85,27 130,00 56,87 89,19 118,86
Таблица 15. Рыночная сила товара понекомпенсационной оценке/> Volvo XC90 VW Touareg Porsche Cayenne S Range Rover BMW X5 РСТ, руб 5766102,05 3033175,16 2473628,00 6537728,89 3547242,14 РСТ, % 250,48 101,78 88,34 217,92 118,72 /> Infinity FX 35 Audi Q7 Jeep Grand Cherokee Lexus RX 350 MB ML 500 РСТ, руб 1332712,63 4687446,40 1503257,00 14535273,92 4276358,57 РСТ, % 57,94 130,00 88,43 522,85 118,79 Риски проекта
Существует несколько серьёзных рисков у этого проекта:
1. Нежеланиеинвесторов вкладывать деньги в проект, как следствие отсутствие финансирования.
2. Риск неправильнойсборки конструкции катапульты.
3. Риск отсутствияспроса.
4. Рискнеуправляемости проектом.
5. Риск измененияправил ввоза продукции, введения новых таможенных сборов.Реализация проекта
Реализация проекта рассчитана на 4 года.
К концу 2012 года объём продаж автомобиля составит порядка 9тыс. шт. в год по всему миру.
Общие сведения о поступлениях финансовых потоков инеобходимых затратах указаны в таблице 14.
Таблица 16. Реализация проектаГод 2009 2010 2011 2012 Поступления, млрд руб 12 31 32 32 Издержки, млрд руб 17 7 6 6 Коэф. дисконтирования — 12% 1 0,89 0,80 0,71
/>
Заключение
В нашей курсовой работе был проведен анализконкурентоспособности инновационного автомобиля – Mercedes-Benz ML 500. Анализ был выполнен по 2-м методикам.
Наглядное представление о конкурентоспособности товара даётположение нашего автомобиля на поле позиционирования товаров. Mercedes-Benz занимает довольно хорошее положение среди всехтоваров-конкурентов. Расстояние до идеального товара по компенсационной оценкеравно 4,776, а единичная полезность – 1,411. Данное положение позволяетувеличить цену машины до 4279123,13 рублей, непотеряв при этом конкурентной позиции.
Кроме того, эта инновация абсолютно уникальна,аналогов в мире автомобильной техники не существует. Подобное нововведениепоможет увеличить продажи мерседесов по всему миру и вернуть былое могуществовсемирно известному бренду.
Список использованных источников
1. Лекции поинновационному менеджменту. Преподаватель – Лебедева Т.С.
2. Официальные сайтыавтопроизводителей Volvo, Volkswagen, Lexus, Mercedes-Benz, Jeep, Porsche,Range Rover, BMW, Audi.