Реферат по предмету "Менеджмент"


Идеи Генри Форда

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Владивостокский государственный университетэкономики и сервиса
институт ИНФОРМАТИКИ, ИННОВАЦИЙ И БИЗНЕС-СИСТЕМ
Кафедра ИНФОРМАТИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИРеферат
по дисциплине«Менеджмент»
на тему «ИдеиГенри Форда»
 
 Студент гр.ПЭ-08-01 А.В.Салангин
Руководитель старшийпреподаватель  О.А. Плотникова
Владивосток 2010

1. Научная школа менеджмента
 
Идеи и концепции,образующие научную теорию организации, разрабатывались многими учеными ипрактиками. Одна из первых попыток проанализировать организационные аспектыуправления была предпринята Ф.Тейлором. Идеи и методы, вытекающие изисследований Тейлора, известны как научное управление, в центре которого —работа, выполняемая в низовом звене организации.
Наибольшийэффект от внедрения, система Тейлора получила на предприятиях Генри Форда,который благодаря научной организации труда добился революционного ростапроизводительности и уже в 1922 году выпускал на своих заводах каждый второйавтомобиль в мире.
Будучиталантливым инженером-механиком и изобретателем, Генри Форд, названный в своевремя «автомобильным королем», позаимствовал у Тейлора основныепринципы рационального функционирования предприятия и практически впервыевнедрил их в полном объеме на своем производстве.
Форд построил системуорганизации производства, основанную на сверхспециализации рабочих,максимальном дроблении операций технологического процесса и расположениитехнологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии споследовательностью выполняемых операций. Им введена невиданная ранее формаорганизации производственного процесса – поточная линия. Использованная имвпервые в 1913 году в виде ленточного конвейера такая линия оказаласьчрезвычайно эффективной для условий массового производства. Она позволила резкосократить цикл изготовления автомобилей и снизить затраты на их производство.
Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера припроизводстве автомобилей Г.Форд совершил «революцию в цехе». Онсоздал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали»человека.
Он применил максимальную специализацию, регламентированныйритм работы, механизацию транспортных операций, развивал предприятие каккомплекс, обеспечивающий себя всем необходимым, отделял основное производствоот его обслуживания. Однако Форд разделял не все взгляды Тейлора, т.к. большетяготел к практике и потому, например был против чрезмерного увлеченияорганизационными схемами и структурами; требовал строгого соблюдения дисциплиныбез личного общения работников на предприятии; внедрял абсолютное разделениетруда на конвейере.
 

2.ГенриФорд и его вклад в развитие менеджмента
 
2.1 Управление организацией по Г.Форду
 
Среди основных идей наибольшей известностью пользуется применениеим сборочных линий и налаживание высокоэффективного массового производства.Причем наряду с широким использованием механизации, которая в скором временистала одной из типичных черт промышленного производства, Г.Форд осуществилглубокую вертикальную интеграцию.
Заслуживает внимания и такое нововведение промышленника, как непрерывноперемещающиеся запасы, что практически явилось прообразом системы «точнововремя».
Особого внимания заслуживает специфическое отношение Г.Форда ксоциально-трудовым отношениям. В соответствии со своими представлениями оструктуре и методах управления Г.Форд считал, например, что задача высшейадминистрации состоит в отслеживании того, чтобы все отделения работали внаправлении общей цели, когда одному из них нет необходимости знать одеятельности другого. Возможность личного общения рабочих на производствесовершенно отвергалась, ибо «фабрика… не клуб».
«Важная роль» человека, о которой он говорил, отнюдь непонималась им как честное закручивание гаек на сборочном конвейере. Ему была небезразлична судьба тысяч рабочих. Он создавал условия для их духовногоразвития. Такие условия в тогдашней Америке были только в компании Форда.
Солидная зарплата, позволявшая снимать нормальное жилье длясемейных. Добротные общежития для холостых. Нормированный рабочий день.Практически стопроцентные гарантии трудоустройства. На всех предприятиях Фордатяжелые работы выполняли машины; жестким требованием организации производстваявляется оперативное внедрение лучших научно-технических новшеств; обязательнымпараметрам производственной среды — чистота, гигиеничность, уют, строгий учетпсихофизиологических характеристик работников при их распределении длявыполнения различных операций — монотонных и требующих творческого подхода.
Достаточно широко известен факт установки Г.Фордом заработнойплаты 5 долларов в день (что приблизительно в 2 раза превышало среднюю зарплатув автомобилестроении США). Причем через некоторое время зарплата выросла до 6долларов, однако вряд ли этот факт свидетельствует о стремлении предпринимателяк благотворительности как таковой. Более вероятной представляется версия, чтопри росте зарплаты и снижении цен на автомобили (которые относились к предметамроскоши) вырастет их потребление, а в вопросе прибыли, по утверждению самогоФорда, он полагался на «размеры сбыта». Соответственно, это обеспечилобы наряду с ростом прибыли и реализацию идеи о доступности автомобиля.
Таким образом, Г.Форд был одним из основоположников современногопредставления о рабочем как потребителе и, соответственно, развитии рынка черезмассовое производство и высокие зарплаты.
Следует однако отметить, что объявленные 6 долларов платили далеконе всем работникам. Часть из этой суммы составляла премию, для получениякоторой рабочий должен был удовлетворять ряду требований. Так, женатый человекдолжен был жить со своей семьей и заботиться о ней, холостой — вести здоровыйобраз жизни, молодой — содержать родителей.
Для социальной работы в компании был создан институт «социальныхинженеров», имевших в своем распоряжении «сестер милосердия»,которые ходили по домам рабочих, выясняли круг их интересов и настроений.
Проводя такую стратегию, Форд стал еще и «кризиснымменеджером» громадного мегаполиса. С 1910 по 1920 год в связи с бурнымразвитием промышленности население Дейтройта удвоилось благодаря притоку нетолько разорившихся фермеров, но и эмигрантов-гастарбайтеров. В городеназревали социальные катаклизмы — криминализированные землячества не желалиассимилироваться. Многие новоиспеченные детройтцы не знали и знать не желали нетолько местного культурного уклада, но и английского языка.
Форд боролся с этими опасными демографическими явлениями на своихзаводах. Он открыл бесплатную школу, где иммигранты учили язык, проходя заодносоциальную адаптацию. Создал так называемый «социальный отдел»,сотрудники которого посещали жилища рабочих, выявляя проблемные семьи.Выпивохам, посетителям притонов, поколачивающих домочадцев и тяготеющим кпрочей асоциальности делалось предупреждение. Через три месяца можно былонарваться на второе и последнее предупреждение.
В результате Детройту удалось избежать превращения в криминальныйКлондайк – столица мирового автопрома развивалась цивилизованно, что тожезадало социальные стандарты на весь XX век.
Благодаря таким асимметричным антикризисным мерам, предпринятымзадолго до кризиса, Форду и удалось удивить мир, наращивая выпуск автомобилей иудваивая рабочим зарплату.
Форд считал, что индустрия должна иметь своих генералов, и притом— генералов высококвалифицированных. Как и Тейлор, он был активным сторонникоммасштабного использования разносторонних научных знаний в организациипроизводства и управления. На предприятиях Форда было создано одно из первыхремесленных училищ в Америке.
Цель своей предпринимательской деятельность Форд видел в служенииобществу: «Если не иметь перед глазами цели, очень легко перегрузить себяденьгами и потом в непрестанных усилиях зарабатывать еще больше денегсовершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она хочет на самомделе. Делать дела на основе чистой наживы — предприятие в высшей степенирискованное...
Задача предприятия производить для потребления, а не для наживыили спекуляции. Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит, иконец его недалек». Это была своего рода социальная ответственность передобществом.
Когда Форд установил 8-часовой рабочий день и ввел в своих заводахсамую высокую оплату труда, это вызвало возмущение многих предпринимателей.Однако он был убежден в том, что если его рабочие не станут хорошозарабатывать, то не смогут быть активными потребителями товаров, вследствиечего в Америке не появится тот самый средний класс, от социальной стабильностикоторого зависит динамичное развитие экономики страны.
Форд открыл необычные школы со стипендиями, предназначеннымиусердным и талантливым ученикам, создал социологическую лабораторию дляизучения условий труда, быта и досуга работников, а главное — постояннозаботился о потребителе, обращая внимание на безупречное качество изделий,развитие сети сервиса, постоянное совершенствование автомобилей с одновременнымрегулярным снижением продажной цены.
Форд был убежден, что организация промышленности есть наука, и всепрочие науки служат этому делу. Он являл собой прекрасный пример широкогоприменения самых разнообразных знаний в разнообразной деятельности.
Обобщая тейлоровскую систему управления Генри Форд, добавил к нейсвои правила и изложил их в трех положениях:
1. При выполнении работ избегайте ненужных формальностей иобычного разделения компетенции.
2. Оплачивайте хорошо каждого рабочего — платите ему не менеешести долларов в день и следите за тем, чтобы он работал всего 48 часов внеделю, но не более.
3. Приведите все машины в наилучшее состояние, поддерживайте впорядке и настаивайте на абсолютной чистоте, чтобы приучить людей уважать своиорудия, окружающую обстановку и самих себя.
Достижения Генри Форда безусловно способствовали процессуурбанизации, строительству дорог, росту городских предместий, способствовалипрекращению физической изоляции фермеров, развитию сельского хозяйства ипромышленности. Подобно Ф.Тейлору и Т.Веблену, Форд надеялся, чтоиндустриализация поможет поставить на лидирующие позиции класс производителейвместо коррумпированных аристократов и финансовых тузов из восточных штатовСША.
Историческое значение деятельности Форда становится особенно яснымпри сравнении его взглядов с идеями Тейлора. Как отмечал создатель НОТ в РоссииА.Гастев: «Тейлор разработал определенную организационную механику. Снеобычной технической революционностью разрешил вопрос тейлоризма так, что онвместо людей поставил чистую технику. Чернорабочих-транспортников, всякого роданеурегулированный низший труд Форд заменил машиной. Завод Форда представляетсобой высший тип административного автомата. Стало быть, Форд — это самоепоследнее слово тейлоризма, Форд — это Тейлор, заменивший людскую организациюбуквально сталью». Такимобразом, влияние Форда на бизнес ХХ столетия и его вклад в организацию труда ипроизводства сложно переоценить. До него в Америке не было делового человекатакого масштаба. Фордпредопределил стратегию развития современного промышленного производства всего прошлогостолетия. Суть этой стратегии заключается в производстве относительно недорогойпродукции, но очень продуманно распространяемой. Согласно А.Чандлеру, самойсильным качеством Форда как создателя автомобильной индустрии США былопонимание значения «производительности». Форд во многом сумелдобиться своей цели — облегчения труда за счет использования механизмов и созданиябольшого числа новых рабочих мест, разрабатывая систему занятости, производстваи маркетинга.Он действительноразработал в высшей степени рациональную и прекрасно организованную системупроизводства.
Сила егоподхода к вопросам управления заключалась в его прагматичном новаторскомвнедрении возможного.
2.2 Г.Форд: Моя жизнь, мои достижения
Форда заслуженно считаютсоздателем «отрасли отраслей» XX века и человеком, благодаря которомупромышленная революция достигла кульминационной точки развития.
В заключенииприведем пятнадцать принципов организации труда,выработанные Г.Фордом/>, которые не утратили своейактуальности и в наше время.
1. Действия,работа должны иметь смысл, общественную значимость.
2. Рабочееместо не должно порождать безразличие к работе, незаинтересованность в работе,работник не должен быть изолированным в организации.
3. Администрациядолжна создать каждому работнику такие условия, чтобы он был в состоянии насвоем рабочем месте показать, на что он способен, требования к работнику недолжны быть заниженными.
4. Результатытруда не должны обезличиваться, они должны быть по возможности именными, тоесть работа, идея, предложения всегда должны иметь автора, администрация недолжна присваивать авторство.
5. Каждыйработник имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу, ееорганизацию. Администрация должна наладить сбор предложений и реализовывать ихв случае полезности для организации.
6. Работникдолжен представлять значимость своего труда, поэтому полезно периодическинапоминать ему, насколько важны и его труд, и его роль в общей работе.
7. Каждыйстремится к успеху. Успех — это реализованные цели. Каждому работнику полезнодать возможность постоянно достигать успехов, которые необходимо замечать,подчеркивать и отмечать.
8. Успехдолжен сопровождаться признанием и поощрениями, моральными и материальными.
9. Каждыйработник трудится лучше, если он вовремя получает информацию, котораянеобходима ему для работы.
10. Всерешения об изменениях в работе и рабочем месте должны приниматьсяадминистрацией организации с ведома работников, которых они затрагивают, сучетом их знаний и опыта.
11. Каждыйработник должен иметь информацию об оценке его труда. Информация эта должнабыть справедливой и дельной, чтобы работник мог скорректировать свое поведение.
12. Работникуцелесообразно дать возможность для самоконтроля. Кроме того, если результатытруда будут очевидны, то интерес к труду значительно повышается.
13. Большинстволюдей стремится во время работы приобрести новые знания. При этом повышенныетребования, которые содействуют развитию человека, воспринимаются им с большиминтересом, чем заниженные. Работа не должна быть примитивной. По крайней мере,должны чередоваться операции с разными видами сложности.
14. Есликачественная работа не вознаграждается, а приводит лишь к тому, что работникавсе больше загружают, то инициатива работника парализуется.
15. Работадолжна дать ему возможность самому руководить своими действиями, приниматьрешения самостоятельно. В этом случае работник получает возможностьсамовыражения.

Списокиспользованной литературы
 
1. ВасилевскийА.И. История менеджмента: Курс лекций / А.И.Василевский. — М.: РУДН, 2005. — 264 с.
2. ГольдштейнГ.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций / Г.Я.Гольдштейн. — Таганрог: Изд-воТРТУ, 2006. – 453 с.
3. КлевалинаН. Генри Форд, король всея Америки / Н.Клевалина // Вокруг света. Рубрика«Люди и судьбы». – 2005. — №2. – С.22.
4. КравченкоА.И. История менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов / А.И.Кравченко.- М.: Академический Проект, 2005. — 352 с.
5. КузнецоваН.В. История менеджмента / Н.В. Кузнецова. — Владивосток: Изд-воДальневосточного университета, 2004. – 216 с.
6. ГрачеваК.А. Организация и планирование машиностроительного производства(производственный менеджмент). Учебник / К.А. Грачева, М.К. Захарова, Л.А. Одинцоваи др.: Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова. – М.: Высшая школа, 2003, — 470с.
7. ОрловА.И. Менеджмент. Учебник / А.И. Орлов. — М.: Изд-во «Изумруд», 2003.- 298 с.
8. ОрчаковО.А. Теория организации: Учебный курс / О.А.Орчаков. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 266 с.
9. ТучковВ. Генри Форд — кризисный менеджер / В.Тучков // FinTimes.ru. – 2009. — №10. –С.17.
10. Форд Г.Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра / Г. Форд. – М.: АСТ, 2005. – 447с.
11. ШпотовБ.М. Генри Форд: жизнь и бизнес / Б.М. Шпотов. — М.: КДУ, 2005. — 384 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.