Реферат по предмету "Менеджмент"


Занятость и трудоустройство 2

--PAGE_BREAK--1.3 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан
Законодатель установил дополнительные гарантии занятос­ти для отдельных категорий населения (ст. 13 Закона РФ о за­нятости). В частности, государство обеспечивает дополнитель­ные гарантии гражданам, особо нуждающимся в получении ра­боты, путем разработки и реализации рассмотренных выше це­левых программ содействия занятости, создания дополнитель­ных рабочих мест и специализированных организаций (вклю­чая организации для труда инвалидов) и др.
К гражданам, особо нуждающимся в трудоустройстве, отно­сятся:
— молодежь, в том числе выпускники учебных заведений;
— одинокие и многодетные матери, воспитывающие несовер­шеннолетних детей;
— инвалиды труда и войны;
— женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов;
— лица предпенсионного возраста;
— лица, освобожденные из мест лишения свободы;
— беженцы;
— вынужденные переселенцы и некоторые другие категории незанятого населения.[1,32]
  Рассмотрим в качестве примера правовые основания трудо­устройства некоторых лиц из указанных категорий рассматри­ваемых групп населения. Так, конституционное право каждо­го свободно распоряжаться своими способностями к труду от­носится и к тем гражданам, которые по каким-либо причинам частично утратили трудоспособность и признаны компетент­ными органами ограниченно трудоспособными, то есть инва­лидами. Как уже отмечалось, трудовое устройство инвалидов возложено на органы службы занятости. Специфика их трудо­устройства состоит в следующем:
а) предоставляемая инвалидам работа и условия труда должны соответство­вать рекомендациям службы медико-социальной экспертизы — ранее ВТЭК';
б) предприятия обязаны создавать им облегченные условия труда;
в) предприятия обязаны предоставлять им дополнительные льготы и др.
Правовым основанием для трудоустройства инвалидов является рассмотренный выше Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российс­кой Федерации». В статье 20 последнего предоставляются га­рантии занятости инвалидов путем проведения различных спе­циальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Среди них:
1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяю­щих труд инвалидов;
2) установление в организациях, независимо от организаци­онно-правовых форм и форм собственности, квоты[7,59] для приема на работу инвалидов и соответствующего количества рабочих мест;
3) резервирование специальных рабочих мест по професси­ям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
4) создание условий для предпринимательской деятельнос­ти инвалидов;
5) организация обучения инвалидов новым профессиям и др.[7,59]
   Рассмотрим некоторые вышеперечисленные законоположе­ния более подробно.
  Так, указанным выше организациям, численность работни­ков в которых составляет более 30 человек, может быть уста­новлена квота приема на работу инвалидов в процентах к сред­немесячной численности работников, но не менее трех про­центов. Общественные объединения инвалидов и находящие­ся в их собственности предприятия, хозяйственные товарище­ства и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обя­зательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Орга­ны исполнительной власти субъектов России вправе устанав­ливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. Эти же органы утверждают порядок определения квоты.
   В случае невыполнения или невозможности выполнения кво­ты для инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоспособного инвали­да в пределах установленной квоты в Государственный фонд за­нятости населения РФ. Полученные средства предназначены для расходования целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
  Специальные рабочие места для трудоустройства инвали­дов — это такие рабочие места, которые требуют дополнитель­ных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организаци­онного оснащения, обеспечения техническими приспособлени­ями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Ми­нимальное количество рабочих мест для трудоустройства ин­валидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия в пределах установ­ленной квоты для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета субъектов РФ,  за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профес­сиональное заболевание[9,72]. Специальные рабочие места для тру­доустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей воинской службы, в результате стихийных бедствий или межнациональных конфликтов, со­здаются за счет средств федерального бюджета.
Инвалидам должны быть созданы необходимые условия тру­да в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидам (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, про­должительность отпусков и др.), ухудшающих положение ин­валидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не зап­рещены им по состоянию здоровья.
Права, обязанности и ответственность работодателей в обес­печении занятости инвалидов определяются главой V Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», статьёй 24 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Фе­дерации», Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению го­сударственной поддержки инвалидов », а также названным выше «Примерным положением об учреждениях государственной
службы медико-социальной экспертизы» и соответствующими Положениями субъектов Российской Федерации.[9,81]
Свои особенности имеются и в трудоустройстве лиц, освобож­денных от уголовного наказания или из мест лишения свобо­ды. Такая обязанность по действующему законодательству воз­лагается на местную администрацию городов и районов, а по существу, на местные органы службы занятости. Данной кате­гории граждан должно быть оказано содействие в трудоустрой­стве с учетом их профессионального опыта и личных пожела­ний. В частности, это правило относится к лицам, освобожден­ным от уголовного наказания по амнистии1. Законодательством предусмотрено, чтобы трудовое и социально-бытовое устрой­ство было завершено не позднее 15-дневного срока со дня при­бытия к месту жительства[3,28]. Такой же порядок распространя­ется и на подростков, условно осужденных или досрочно осво­божденных, а также отбывающих наказание в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних.
Следует отметить, что органы по вопросам занятости в ряде случаев занимаются также трудоустройством лиц, мера уголов­ного наказания которых не связана с лишением свободы. Так, статья 49 Уголовного кодекса Российской Федерации предус­матривает уголовное наказание в виде обязательных работ. Они заключаются в выполнении в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественных полезных работ, вид ко­торых определяется органами местного самоуправления. Как это усматривается из уголовного кодекса, такие работы устанав­ливаются от шестидесяти до двухсот сорока часов и не свыше четырех часов в день[3,36]. Кстати, обязательные работы не долж­ны назначаться лицам, признанным инвалидами I или II групп; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей до вось­ми лет; женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста, а муж­чинам — шестидесятилетнего возраста (п. 4 ст. 49 У К РФ).
  Статья 50 УК РФ предусматривает уголовное наказание в виде исправительных работ, которые устанавливаются на срок
от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осуж­денного. Разумеется, на практике получается, что далеко не все осужденные к указанным видам наказания имели к моменту вынесения приговора место работы. Тогда возникает несколь­ко другая ситуация.
  Уголовное наказание в отношении рассматриваемого контин­гента граждан осуществляют уголовно-исполнительные инс­пекции. Их статус определен Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года1. В ча­стности, в соответствии с пунктами «в» и «г» статьи 7 этого По­ложения к основным обязанностям уголовно-исполнительных инспекций, кроме иных, относятся следующие:
— направление при необходимости осужденных к исправительным работам в распоряжение органов по вопросам занятости населения для трудоустройства.
  В то же время, если лицо, осужденное к обязательным или исправительным работам, обращается в органы службы заня­тости по направлению органов внутренних дел или по своей инициативе, оно не может быть признано безработным и не ре­гистрируется в качестве ищущего работу. Основанием для та­кого решения служит статья 6 Федерального закона РФ «О вве­дении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российс­кой Федерации», в соответствии с которой исполнение этого вида наказания за совершенное преступление возложено на службы МВД РФ.
  В условиях перехода к новым экономическим отношениям, нестабильности экономики и конъюнктуры рынка и реорга­низации предприятий определенное число работников стано­вится лишним и «высвобождается» с этих предприятий[9,63]. Со­гласно статье 40.1 КЗоТ РФ, этим работникам гарантирует­ся: предоставление другой работы на том же предприятии (в организации, учреждении); предоставление работы на другом предприятии (в учреждении, организации) по прежней про­фессии, квалификации, специальности, а при ее отсутствии — другой работы с учетом индивидуальных пожеланий и обще­ственных потребностей; предоставление возможности обучения новым профессиям (специальностям) с предоставлением со­ответствующей работы. Одной из существенных особенностей при «высвобождении» является то, что функции органа по трудоустройству возлагаются в первую очередь на самого ра­ботодателя.
  Определенные гарантии трудоустройства предусмотрены для граждан, уволенных из рядов Вооруженных Сил РФ. Ад­министрация предприятий (организаций, учреждений), с ко­торых они были призваны на военную службу, а также мест­ные органы власти обязаны в течение месяца предложить им работу с учетом профессии (специальности) и приобретенного в армии опыта. Кроме того, за гражданами, уволенными из рядов Вооруженных сил РФ по состоянию здоровья и возвра­щающимся на «свои» предприятия (организации, учрежде­ния), в течение трех месяцев сохраняется место работы (дол­жность).
    В соответствии со статьёй 13 п.4 Закона РФ «О занятости на­селения в Российской Федерации» жены (мужья) военнослу­жащих и граждан, уволенных с воинской службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
     За последние годы по-новому решен вопрос о приеме на рабо­ту лиц, окончивших образовательные учреждения начально­го, среднего и высшего профессионального образования. Что­бы помочь будущим специалистам получить работу, учебные заведения высшего (среднего) профессионального образования стали заключать на основании постановления Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образо­ванием» договоры со студентами. Заключаются также кон­тракты со студентами и работодателями.
  В соответствии с изменениями, внесенными в статью 182 КЗоТ Законом РФ от 24 ноября 1995г.[4,79], указанные лица обес­печиваются работой в соответствии с полученной специально­стью и квалификацией на основании договоров (контрактов), заключаемых ими с работодателями, или на основании догово­ров о подготовке специалистов, заключаемых образовательны­ми учреждениями и работодателями.
    Образцы таких контрактов утверждены постановлением Ми­нистерства труда РФ и Госкомитета РФ по высшему образова­нию[5,21]. В типовом контракте предусматриваются взаимные обя­зательства сторон — в частности, между студентом и учебным заведением. Согласно ему, учебное заведение обязуется: обес­печить условия для освоения студентом основной образователь­ной программы по избранной специальности или направлению в соответствии с государственными образовательными стандар­тами; создать условия для изучения дополнительных дисцип­лин сверх государственного образовательного стандарта (с оп­латой за счет средств учебного заведения или работодателя с согласия последнего); выплачивать студенту, обучающемуся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов, госу­дарственную стипендию в размерах, определяемых законода­тельством России. Кроме того, учебное заведение обязуется на основе изучения потребностей рынка труда в квалифицирован­ных специалистах осуществлять работу по подбору организа­ций (работодателей) для реализации целевой контрактной под­готовки и последующего трудоустройства студента и др.
   В свою очередь, студент обязан освоить образовательную профессио­нальную программу и заключить по предложению ректора (ди­ректора) учебного заведения контракт с конкретным работода­телем на срок до трёх лет после окончания учебного заведения при условии предоставления работы, соответствующей уровню и профилю профессиональной подготовки, а также материаль­ного и, при необходимости, жилищного обеспечения.
   При невыполнении или ненадлежащем выполнении своих обязательств молодой специалист — бывший студент возмеща­ет учебному заведению затраты, связанные с его обучением: выплаченную государственную стипендию, другие социальные пособия (доплаты) с момента заключения контракта до полу­чения диплома. Однако в случае невыполнения или ненадле­жащего выполнения учебным заведением условий контракта специалист (бывший студент) освобождается от выполнения своих обязательств по нему.
   В типовом контракте между учебным заведением и студен­том, утвержденном указанным выше постановлением Мини­стерства труда РФ, указаны следующие случаи освобождения от заключения и исполнения контракта с работодателем:
— при наличии медицинских противопоказаний к работе в конкретных орга­низациях (на конкретных должностях) или территориях;
— при наличии одного из родителей или супруга (супруги) инвалида I или II группы, если работа предоставляется не по месту постоянного жительства ро­дителей или супруга (супруги);
— жена (муж) военнослужащего офицерского или начальствующего соста­ва, прапорщика, мичмана и других военнослужащих, работающих по контрак­ту в Вооруженных Силах России, органах Министерства внутренних дел РФ и других федеральных служб, если работа предоставляется не по месту службы мужа (жены);
— беременная женщина или имеющая(ий) ребенка в возрасте до 1,5 лет на момент окончания учебного заведения, если работа предоставляется вне мес­та постоянного жительства мужа (жены) или родителей.
     Типовой контракт между студентом и работодателем, заклю­чаемый в рамках целевой контрактной подготовки специалис­тов предусматривает, что работодатель обязан выплачивать сту­денту надбавку к стипендии в размере, определяемом соглаше­нием сторон, оплачивать по договору с учебным заведением про­живание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги, а на период прохождения производственной практики по месту бу­дущей работы — выплачивать заработную плату по фактичес­ки отработанному на рабочем месте времени. Работодатель обя­зан по контракту принять на работу выпускника после завер­шения его обучения на должность, соответствующую уровню и профилю его профессионального образования и заключить с ним трудовой договор.
   Студент обязан по заключенному контракту: освоить основ­ную образовательную программу по избранной специальности или направлению в соответствии с государственным стандар­том, дополнительные дисциплины сверх государственного об­разовательного стандарта по согласованным предложениям студента и работодателя, а также прибыть в организацию для выполнения должностных обязанностей.
    Часть 2 статьи 182 КЗоТ РФ гласит, что органы исполнитель­ной власти, в ведении которых находятся учреждения начально­го, среднего и высшего профессионального образования и органы государственной службы занятости должны оказывать содействие в трудоустройстве выпускников указанных учебных заведений с учетом их профессиональной подготовки и квалификации. При наличии желания выпускников содействие в трудоустройстве им может оказываться негосударственными службами занятости. В случае отказа работодателя в приеме на работу рассматриваемой категории выпускников учебных заведений последние могут такой отказ обжаловать в судебном порядке (ч.З ст.182 КЗоТ).
    продолжение
--PAGE_BREAK--  Имеется определенная специфика трудоустройства россий­ских граждан за границей, что обусловлено особенностями их правового положения за пределами России. Надо сказать, что регулирование, в частности, трудовых отношений лиц, оказав­шихся за границей, во многом зависит от их гражданства.
    На­ходясь за границей, граждане Российской Федерации обязаны подчиняться законам государства, на территории которого они находятся. В то же время не прерывается их правовая связь со своим Отечеством: они должны учитывать действие и российс­ких законов.
   Таким образом, получается, что граждане России за границей находятся как бы под «двойной юрисдикцией». Профессиональной деятельностью заниматься в период пребы­вания за границей граждане России имеют право, как прави­ло, в соответствии с международными соглашениями.
   Однако право иностранцев, в том числе российских граждан за рубе­жом, на трудоустройство, разумеется, определяется законода­тельством каждой страны. Только трудоустройство в рамках международно-правовых договоренностей дает соответствую­щие гарантии правовой защиты в трудовых отношениях работ­ника-иностранца с работодателем страны пребывания. При этом надо иметь в виду, что в большинстве экономически раз­витых странах мира законодательство предусматривает меры защиты своего рынка труда от мигрантов.
 Основной целью государственной миграционной политики России является регулирование миграционных потоков, пре­одоление негативных последствий стихийно развивающихся миграционных процессов, создание условий для беспрепят­ственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на террито­рии российского государства.
Один из разделов  Программы касается внешней трудовой миграции[5,72]. Это находит свое объяснение в том, что новые формы привлечения в Россию иностранной ра­бочей силы и открывшаяся возможность трудоустройства рос­сийских граждан за рубежом вызывают необходимость це­ленаправленного государственного регулирования этих про­цессов.
Из содержания Программы усматривается, что государствен­ная политика в области привлечения и использования в России иностранной рабочей силы должна быть направлена на:
— удовлетворение потребностей российского рынка труда в необходимой рабочей силе, формирование рациональной и сба­лансирование структуры этого рынка;
— обеспечение на национальном рынке труда приоритетного права граждан Российского государства на трудоустройство;
— предотвращение нелегальной трудовой миграции.
Что же касается государственной политики в области тру­довой миграции граждан России за границу, то по смыслу Про­граммы, она должна быть направлена, в частности, на обес­печение и защиту их прав и законных интересов на всех ста­диях трудовой миграции (пребывание и трудовая деятельность на территории принимающего государства, возвращение в Россию).
  В Программе речь идет также, к примеру, о внутренних миг­рационных потоках, подлежащих приоритетному государ­ственному регулированию. К ним, в первую очередь, относят­ся переселенцы из районов природного и экологического небла­гополучия, бывшие военнослужащие и члены их семей, пере­селяющиеся в связи с проведением военной реформы, предста­вители репрессированных народов, возвращающихся к местам прежнего проживания.
  Существенное значение в решении проблемы вынужденной миграции имеет содействие занятости (трудоустройства) вы­нужденных мигрантов, которое в соответствии с Программой включает в себя:
— содействие в профессиональной подготовке и переквалификации;
— содействие в организации самозанятости и создании рабочих мест;
— содействие в получении документов, необходимых для сохранения и восстановления трудового стажа;
— содействие в решении других вопросов обеспечения занятости в соответ­ствии с российским законодательством.
  Для обеспечения занятости вынужденных мигрантов госу­дарство взяло на себя, в частности, обязательство по выделе­нию субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств (использование средств федерального бюджета, вы­деленных на Программу, кредитов Центробанка РФ; средств, выделяемых Международной организацией по миграции. Уп­равлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и другими международными организациями).
  Новые социально-экономические отношения требуют карди­нальных изменений законодательства, регулирующего пробле­мы миграции населения.
  Законы РФ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» не охватывают все существующие виды миграционных потоков.
   Дальнейшее развитие законодательства, касающегося пра­вового обеспечения Программы, должно быть направлено прежде всего на оптимизацию величины и направленности миг­рационных потоков и защиту прав и законных интересов граж­дан Российской Федерации вне зависимости от места (государ­ства) проживания либо пребывания.
1.4 Гарантии государства в области занятости
Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, свободу выбора вида за­нятости, содействие в подборе подходящей работы и трудоуст­ройстве, обучение новой профессии, повышение квалификации, компенсацию в связи с направлением на работу в другую мест­ность, участие в общественной работе на платной основе. Обозна­ченные гарантии детализируются в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Феде­рального закона от 20 апреля 1996 г. «О занятости населения в Российской Федерации» с последующими изменениями и допол­нениями).
  Законодательство определяет занятость населения как деятель­ность граждан, связанную с удовлетворением личных и обществен­ных потребностей, не противоречащих законодательству, и принося­щую трудовой доход в виде заработка.[2,35]
  Перечень занятых граждан дает Закон о занятости. К ним, в частности, относятся: работающие по трудовому договору дей­ствующие в качестве предпринимателей, самостоятельно обес­печивающие себя работой; занятые в подобных промыслах и ре­ализующие продукцию по договорам; выполняющие подрядные работы; члены производственных кооперативов; избранные, на­значенные и утвержденные на оплачиваемые должности: прохо­дящие военную службу, службу в органах внутренних дел, обу­чающиеся очно в образовательных учреждениях; временно от­сутствующие на рабочих местах.
  В Законе о занятости находит свое проявление принцип сво­боды трудового договора. В соответствии со ст. 9 этого норматив­ного акта граждане вправе реализовать право на выбор места ра­боты и характер трудовой деятельности в соответствии с про­фессией, квалификацией путем непосредственного заключения трудового договора с работодателем либо с помощью службы занятости. В последнем случае заключению трудового договора предшествуют отношения организационно-управленческого ха­рактера по подбору подходящей работы, переквалификации.[1,28]
       Государство содействует трудоустройству граждан. С 2001 г. эта политика изменилась. Ликвидирован Фонд занятости, в который предприятия отчисляли взносы, и из которого выплачивалось пособие по безработице. Теперь установлено единое пособие по безработице, равное прожиточному минимуму, а ищущим работу минимальная оплата труда, и эти средства будут выделяться из федерального бюджета. Ужесточаются и требования к безработным. Однако основные принципы государственной политики пока остаются, это:
1. Обеспечение всем гражданам равных возможностей на свободный труд.
 2. поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей.
3. обеспечение социальной защиты в области занятости, создание мер  для особо нуждающихся в социальной защите, т.е. помогать в трудоустройстве.
4. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.
5. поощрение работодателей, сохраняющих рабочие места и создающих новые.
6. координация мер по занятости населения с другими: социальным обеспечением, предупреждение инфляции, роста цен и т.д.
7. развитие трудовых ресурсов.
8. сокращение безработицы.
9.обеспечение занятости малочисленных народов.
10. международное сотрудничество в области занятости.

Глава 2. Система регулирования занятости населения
2.1 Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения
В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне — это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются  соответствующим  вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению. 
Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.
Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.
Взаимодействие служб занятости с предприятиями — работодателями,  работниками или их представителями — строится на принципах социального партнерства. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:
1.  анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;
2.  вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
3.  информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;
4.  оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;
5.  организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;
6.  оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;
7.  регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
8.  разрабатывать республиканские и  региональные программы занятости;
9.  подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;
10.оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
11.выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;
12.публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.
Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости,  происходит за счет средств местного бюджета.
Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.
Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории — республики, края, области и автономии, а в каждом из них — города и районы. Для этого применяется специальная методика, в основу которой положен метод группировок в отличие от зарубежных аналогов, базирующихся на арифметическом подходе.
Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения.     Сегодня становятся актуальными вопросы эффективности всей системы государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ и ее территориальных органов.  
Всесторонняя оценка эффективности функционирования государственной службы занятости может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы. Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:
·     охват всех направлений службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;
·     ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;
·     “сквозной” характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;
·     единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;
·     полная объективность оценочных показателей;
·     использование действующих форм учета и отчетности.
По мнению экспертов, критериями эффективности работы органов службы занятости следует считать повышение их роли в организации рынков труда — общероссийского, регионального, местного — и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.
В Институте экономики РАН разработана такая методика, предусматривающая не только анализ и оценку деятельности органов службы занятости населения, но и механизм состязательности между ними на основе принципов материального стимулирования.
Система показателей оценки службы занятости, предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительные показатели:
·     удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или районе; в общей численности не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;
·     удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета безработных;
·     удельный вес безработных, не работающих в течение более чем восьми месяцев;
·     уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному населению.
Кроме основных показателей, предлагаются и дополнительные: полнота сборов страховых взносов, своевременность представления в вышестоящий орган отчетов и других материалов информационного характера, отсутствие обоснованных жалоб.
Оценка деятельности региональных служб занятости по показателю  «уровень безработицы» и ряду других применяемых на практике частных показателей (содействие в трудоустройстве граждан, в том числе временном трудоустройстве, помощь в организации самозанятости и др. ) может создать ложное представление об эффективности механизмов регулирование рынка труда.   
Наименование показателей:
1.  Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа  незанятого населения) в общей численности принятых на работу.
2.  Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого  населения ) в общей численности снятых с учета граждан, ищущих работу.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.