--PAGE_BREAK--· формулировка целей инновации;
· анализ существующего положения (видение будущего компании и проблемная диагностика);
· принятие решения о целесообразности разработки инновации определенного вида;
· разработка и проектирование инновации;
· согласование и утверждение проекта инновации;
· подготовка объекта к инновации;
· внедрение инновации;
· оценка фактической эффективности инновации.
Контроль перехода из одной стадии в другую является действенным инструментом управления процессом внедрения и строится в режиме реинжиниринга бизнес-процессов. Стадии – операции процесса внедрения удобно представлять в виде отдельных составляющих, входом в которые являются результаты предыдущих стадий, а выходом – собственно продукция данной стадии. Успешность внедрения в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по стадиям, особенно на их стыках, что зависит от согласованности смежных подразделений при переходе из стадии в стадию. Последняя обеспечивается за счет перехода от функциональной к процессной ориентации предприятия. Это является необходимым условием, предшествующим процессу формирования научно-технической политики предприятия.
Инновационная политика предприятия представляет собой определение руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов предприятия.
Существуют два подхода к разработке и реализации научно-технической политики и процессу внедрения инновации на предприятии;
1. Когда движущими силами процесса являются фирмы-инноваторы, первыми внедряющие инновации на своих предприятиях; их действия стимулируются возможностью получения временных значительных прибылей. Данный подход связывает внедрение и последующее распространение инноваций с возможностью либо быстрого и существенного снижения издержек производства, либо скорого рыночного успеха, проявляющегося в резком росте спроса. При этом НТП представляет собой скачкообразное, прерывистое изменение технологии, замену прежних товаров новыми.
2. Когда процесс внедрения и последующего распространения инноваций связан, прежде всего, с возможностью первоначального обеспечения лишь какого-то небольшого сегмента рынка и получения минимальной прибыли на этой основе. В дальнейшем научно-техническая политика, совместно с политикой маркетинга, ориентируется на последующее завоевание, может быть, и долгое, значительно большей доли рынка, что должно соответственно привести в будущем к увеличению прибыли. Такая научно-техническая политика предполагает наличие у предприятия долгосрочной и устойчивой стратегии в области НТП. При этом в расчет принимается не только рынок конкретной инновации, но и возможность развертывания сопряженных производств (это особенно важно при внедрении принципиально нового продукта, воздействующего на широкий спектр производственных и личных потребностей). При таком подходе НТП (в рамках отдельного предприятия) рассматривается не как скачкообразный процесс, а скорее как непрерывный процесс[6, c. 139].
На практике при разработке научно-технической политики предприятия, как правило, выделяют 4 функциональные области управления инновациями:
1)исследования и разработки;
2)управление качеством и сертификации в соответствии с со-ставом и объемом элементов ГОСТ;
3) создание обновленной производственной базы;
4) освоение рынка инноваций.
В разделе исследования и разработки выделяются такие подразделы, как:
- поисковые и фундаментальные исследования; прикладные исследования;
- технические разработки (опытно-конструкторские, технологические, проектные и организационные) и опытное производство;
- первое освоение инноваций (техническое и экономическое);
- распространение и тиражирование инноваций.
Создание обновленной производственной базы представляет собой своеобразный план технического перевооружения, но составленный не в виде заявок на финансирование (как нередко делают по старинке наши предприятия), а в виде системы бизнес-планов инвестиционных проектов с контрольной фиксацией окупаемости, рентабельности, чистой приведенной стоимости и внутренней процентной ставки по каждому бизнес-плану.
Наконец, освоение рынка инноваций выступает как система мероприятий, увязанная с соответствующими положениями маркетинговой политики. Каждый новый продукт можно рассматривать с двух точек зрения:
1)наличия в нем новых технических решений и их значимости;
2)воздействия нового продукта на рынок.
Продукт может содержать много технических новшеств и в то же время не иметь рыночной новизны, если он удовлетворяет те же потребности, что и традиционный. Цена при этом меняется незначительно, и он нерентабелен.
Вместе с тем рыночная новизна продукта может быть достигнута и без новых научно-технических решений, а за счет изменения внешнего вида, размеров, формы, цвета и т.д.
На практике при формировании научно-технической политики предприятия принятие решений о необходимости реализации инновации и выпуске на ее основе нового изделия (переход на новую технологию) является трудной задачей. Даже при создании изделий с относительно небольшой степенью новизны возникают сложности при выборе наиболее предпочтительного варианта их изготовления и распространения. Еще труднее принимать решение о производстве принципиально нового продукта.
Каждая вновь появившаяся идея, как свидетельствует опыт, является результатом:
1)выявления новой потребности (возможности или проблемы), например идеи производства новой продукции или применения нового производственного процесса;
2)выявления способа, посредством которого может быть удовлетворена известная потребность или реализована имеющаяся возможность. И проблема, прежде всего, заключается не в оценке новых идей, а в стимулировании инициативы, предложений по новым идеям.
Весьма важно также учитывать и то, что в действительности для потенциального пользователя инновации важнейшим фактором является сокращение времени разрыва между открытием и инновацией.
Существуют 4 степени «скрытой потребности» в инновациях, которые целесообразно учитывать при формировании научно-технической политики предприятия.
1. Предвосхищаемая потребность, возникающая в случае, когда крайне необходимая и конкретная потребность ощущалась потенциальными пользователями до появления инновации и когда действия были направлены на сокращение временного разрыва.
2. Потребность, появившаяся только после открытия или изобретения (рентген, беспроводная связь, телеграф и др.).
3. Потребность, которая не возникала длительное время после открытия или изобретения (так, лазеры и оптимальный раскрой листа еще долго не использовались в российской практике после соответствующих открытий Басова и Канторовича).
4. Негативная потребность, или фактический отказ, появляющаяся в случае, когда одна из групп потенциальных пользователей отрицает потребность и задерживает инновацию (швейные машины и др.).
Следовательно, проблема выявления потребности в инновации значительно упрощается при использовании процессной ориентации предприятия. Это значит, что все разработки на предприятии координируются с соответствующими разработками, проводимыми на предприятиях-клиентах.
Глава 2. Модели, объясняющие темп роста научно-технического прогресса
2.1 Источники финансирования НТП Прежде всего, это труд части работников науки. С одной стороны, со временем прирост необходимого продукта общества, созданный благодаря прикладной науке (достигнутый вследствие роста производительности общественного труда, включая лучшее использование природных ресурсов, который стал возможным после внедрения ее достижений), возмещает произведенные на науку затраты и превращается и самостоятельный источник дальнейшего выделения на нее средств, причем по мере налаживания системы внедрения прикладных научных результатов, увеличения их эффективности, превращает науку в самостоятельную сферу (отрасль) деятельности и хозяйствования. Труд остальной части работников науки (фундаментальной науки, прикладной науки для непроизводственной сферы), не формирует никакой части общественного продукта, откуда могут быть возмещены авансированные на его оплату и материально-техническое обеспечение средства[6, c. 82].
Переход к рыночной экономике, сопровождаемый различными мерами, призванными сформировать рыночную инфраструктуру, среди которых свертывание деятельности отраслевых министерств, превращение предприятий в главных, относительно свободных субъектов хозяйственной деятельности, приводит к активизации пересмотра политики предприятий в отношении научных организаций.
Преобладание краткосрочных интересов, связанное с выработанной в течение многих десятилетий привычкой к работе по плану, нежеланием рисковать, обновлять выпускаемую продукцию, приводит к тому, что предприятия не испытывают особой потребности в новых результатах НИОКР для освоения их у себя на производстве. Особенно это касается крупных работ с солидной исследовательской частью.
2.2 Модель растущего разнообразия товаров
Предполагается, что фирмы несут фиксированные издержки по производству нового товара, но затем получают постоянную монополию на этот товар. По-прежнему считается, что на инвестиции расходуется постоянная часть выпуска. Инвестиции тратятся на создание и внедрение новых товаров.
Производственная функция имеет вид
(2.1)
где xit – затраты i-го промежуточного продукта в момент времени t;
mt– количество затрачиваемых промежуточных продуктов для производства выпуска в момент времени t;
А – уровень технологии.
Производственная функция (2.1) описывает экономику с постоянной отдачей от масштаба по труду и промежуточным продуктам. Трудовые ресурсы и, соответственно, реальная заработная плата неизменны во времени. Поэтому задача максимизации прибыли решается следующим образом:
(2.2)
где - реальная цена промежуточного продукта i;
w – реальная ставка заработной платы.
Необходимые условия имеют вид:
для каждого i; (2.3)
(2.4)
Условие (2.3) описывает спрос на i — товар. Предположим, что производство i-го товара вознаграждается монополией на его выпуск, а издержки связанные с производством единицы этого товара, равны . Тогда задача максимизации прибыли монополиста будет выглядеть следующим образом:
Решение этой задачи состоит в нахождении
и подстановке полученного оптимального значения в (2.3).
Решение задачи монополиста, таким образом, носит узнаваемый характер и состоит в назначении надбавки к предельным издержкам в размере:
(2.5)
Так как издержки для всех производителей одинаковы, то и цены также будут равными. Тогда для определения предложения каждого товара в равновесии подставим (2.5) в (2.3).
откуда (2.6)
Таким образом, предложение каждого товара одинаково. Подставив (2.6) в (2.1), получим производственную функцию вида:
где (2.7)
Предположим, что создание нового продукта требует издержек ресурсов в размере для его разработки и развития. Таким образом, если доля дохода s тратиться на инвестиции для создания и производства промежуточных продуктов, то
(2.8)
(2.9)
Выражение (2.9) показывает, что инвестиции возмещают издержки на создание новых продуктов и производство уже существующих.
Из (2.7) вытекает, что темпы роста в экономике
совпадают с темпом роста количества промежуточных продуктов.
Из (2.8) и (2.9)
откуда
(2.10)
Выразим из (2.10)
Из (2.6) следует, что
и, с учетом (2.7),
Таким образом,
откуда темп экономического роста равен
(2.11)
В случае наблюдается устойчивый экономический рост.
В этой модели темпы роста тем выше, чем ниже уровень издержек , необходимых для осуществления исследований и разработок по вводу нового продукта, а также чем ниже издержки производства уже существующих. Таким образом, модель непосредственно отражает технический прогресс, состоящий в разработке новых товаров и совершенствовании изготовления уже существующих . Причем темпы экономического роста связаны с издержками по его осуществлению. В представленной модели наблюдается тот же эффект, что и в модели Ромера, — темпы роста зависят от размера рабочей силы L, т. е. от размера экономики. Эти выводы не нашли эмпирического подтверждения, анализ межстрановых данных не выявил связи между темпами роста выпуска и численностью населения. Однако приведенная модель больше всего подходит для описания развитых экономик, которые осуществляют значительные инвестиции в R&D. Подобные экономики экспортируют свою продукцию, поэтому, возможно, в качестве размера рынка для них правильнее использовать не численность их населения, а население тех стран, в которые они осуществляют экспорт. Поэтому модель можно использовать для анализа последствий мировой торговли[7, c. 217]. Из (1.11) следует, что модель не предполагает ни абсолютной, ни условной конвергенции. Это происходит потому, что в ней устойчивый эндогенный рост возникает благодаря тому, что в процессе производства новых товаров не используются ограниченные факторы производства, поэтому запас продуктов может неограниченно возрастать. Другими словами, в модель не заложены механизмы, вызывающие снижение темпов расширения запаса продуктов по мере его увеличения. Для того чтобы в этом случае устойчивый экономический рост, тем не менее, наблюдался, предполагается, что издержки разработки нового товара падают с увеличением существующего запаса товаров (mt). В такой постановке уже появляется возможность условной конвергенции.
2.3 Модель ступенек качества
В модели растущего разнообразия товаров не предусмотрена возможность замены старых продуктов вновь разработанными. На практике зачастую новые продукты заменяют старые. Например, лампочки заменили свечи, компьютер — счетные и печатные машинки и т. п.
Будем, как и ранее, считать, что инвестиции составляют постоянную часть выпуска. С введением нового товара старый перестает производиться, поэтому уровень разнообразия товаров остается неизменным.
Производственная функция имеет вид:
, (2.12)
где - уровень качества i–го товара в момент времени t.
Количество i– го товара постоянно, но требуются ресурсы для улучшения качества существующих товаров. Спрос на i– q товар определяется так же, как и в предыдущей модели:
(2.13)
Издержки производства промежуточного продукта постоянны и равны , поэтому монопольная цена также будет равна
Если предположить, что качество всех товаров стремиться к уровню , то производственная функция примет вид:
, где (2.14)
Пусть качество нового товара зависит от уже достигнутого уровня качества, ресурсов, необходимых для изобретения и производства этого товара (Itr), а также от издержек, связанных с исследованиями и разработками (). Предполагаемая следующий вид этой зависимости:
продолжение
--PAGE_BREAK--. (2.15)
Равенство (2.15) показывает, что в экономике с уже достигнутым высоким уровнем качества легче повышать качество продукта, т.е. предполагается существование внешних эффектов.
Аналогично предыдущей модели
It= sYt; (2.16)
It= Itr+yx. (2.17)
(2.18)
Из (2.18) следует, что темпы экономического роста равны темпам роста качества товаров и совпадают с темпами роста выпуска в модели растущего разнообразия товаров. Они, так же как и в предыдущем пункте, зависят от размера экономики, задаваемой численностью рабочей силы. Однако в данной модели эта зависимость подчеркивает влияние размера на рост качества.
Делается попытка использовать идею влияния масштаба экономики для объяснения динамики вознаграждения за квалификацию в США. В этой работе применяется модификация модели ступенек качества для исследования влияния технологического прогресса на изменение вознаграждения факторов производства. В этой модели работающие делятся на две группы — квалифицированные и неквалифицированные. Инвестиции в исследования и разработки направляются на производство продукта, который используется обеими группами. Издержки инвестиций в R&D (ф) фиксированы. Это означает, что увеличение размера одной из групп может привести к усилению исследований и разработок, направленных на развитие промежуточных продуктов, дополняющих этот тип труда. Описанная модификация применяется для объяснения, почему ставки заработной платы квалифицированных работников не упали, несмотря на значительное увеличение в последние три десятилетия в США доли квалифицированного труда по сравнению с неквалифицированным. На основе модели делается вывод о том, что увеличение числа квалифицированных работников привело к созданию товаров, которые дополняют их трудовую деятельность. Поэтому, несмотря на увеличение предложения такого типа труда, ставки его оплаты не упали, так как одновременно увеличился и спрос на него[7, c. 223].
2.4 Модель заимствования технологий
Рассмотренные модели технологического прогресса подходят для развитых стран. Для большинства стран проблема заключается не в решении, тратить или не тратить ресурсы на нововведения, а в вопросе, перенимать ли технологии, развитые другими. Рассмотрим модель заимствования технологии.
Пусть производственная функция имеет тот же вид, что и в модели расширяющегося множества продуктов (2.1)
, .
Предположим, что все промежуточные продукты импортируются и, для простоты, по одинаковой цене p. Тогда задача оптимизации сводится к следующей
(2.19)
Решение (2.19) аналогично полученному ранее:
Если подставить это решение в (2.1), то производственная функция примет вид:
, где .
Допустим, что количество уже введенных товаров Пусть для того, чтобы ввести новый товар в процесс производства, надо обучить работников его использованию. Издержки обучения каждого работника равны , тогда
и, следовательно,
(2.20)
где It – инвестиции, связанные с заимствованием новых технологий.
Если сберегается постоянная часть выпуска s, то It= sYt и с учетом (2.20) темп роста выпуска будет
(2.21)
Поскольку издержки заимствования технологий пропорциональны количеству работников, в этой модели размер экономики уже не влияет на экономический рост. Импортные цены, являющиеся для рассматриваемой экономики экзогенным фактором, оказывают влияние на темпы роста. При прочих равных их увеличение снижает темпы экономического роста.
Поскольку цены на импорт отражают условия торговли, отсюда следует, что укрепление национальной валюты ведет к увеличению темпов роста выпуска. Для России это означает, что повышение реального курса рубля может способствовать ускорению экономического роста.
Гринвуд и Йорукоглу использовали идею для построения модели, в которой крупные технологические открытия ведут к падению производительности. Существуют эмпирические данные, согласующиеся с этими выводами. Так, например, внедрение электричества в Америке XIX в. сопровождалось падением производительности. После 1974 г. упали цены на новое оборудование и выросли ставки заработной платы квалифицированных работников, что считается следствием технологической революции.
Все модели, пытающиеся объяснить научно-технический прогресс, не объясняют ни абсолютной, ни условной конвергенции. Однако этот недостаток не носит принципиального характера. По-видимому, в их рамках условную конвергенцию можно получить с помощью модификации, аналогичной той, которая была предложена Ромером для модели растущего разнообразия товаров[7, c. 226].
Интересная идея была высказана на этот счет Ф. Агийоном. Он предложил ввести в модель заимствования технологий ограничение на уровень технологии в каждый момент времени. Темпы роста падают при заимствовании технологий и приближении тем самым бедных стран к границе производственных возможностей, заданной уровнем технологии страны-лидера. Таким образом, появляется возможность в рамках этой модели получить условную конвергенцию.
Ряд моделей, как было показано, указывает на возможность зависимости темпов роста от размера экономики. Попытки верификации подобной зависимости пока не дали результата, возможно, по причине неточного использования исходных данных.
Преимущество описанных моделей состоит в том, что они выделяют новые детерминанты роста, связанные с решениями фирм по поводу нововведений.
Это — издержки, связанные с производством единицы промежуточного продукта, издержки ресурсов в процессе исследований и разработок по созданию нового продукта, издержки обучения работника использованию в процессе производства нового товара, цены на импортируемые промежуточные продукты.
Глава 3. Государственное регулирование инновационной деятельности
3.1 Государственное регулирование инновационных процессов в РФ
Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.
Главная функция государства в условиях рыночных отношений — защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.
Для выхода из кризиса необходимо разработать стратегию сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям:
· реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на прорывных направлениях науки и техники;
· создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся федеральной собственностью и не используемых по назначению;
· разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования;
· совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала;
· разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетический комплекс;
· создание в финансово-промышленных группах наряду с системой консолидации финансовых и производственных потенциалов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты;
· формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно-технических работников, ученых и специалистов;
· образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность (Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере и др.), ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам;
· формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, приобретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий;
· разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности.
Инструментами государственного регулирования должны стать:
· социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;
· государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;
· федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;
· государственные заказы и современные контрактные системы;
· индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;
· механизм интеграции регуляторов и структур.
К основным функциям государственных органов в инновационной сфере В. А. Васин и Л. Э. Миндели относят следующие:
· аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
· координацию инновационной деятельности;
· стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
· создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
· кадровое обеспечение инновационной деятельности;
· формирование научно-инновационной инфраструктуры;
· институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
· обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
· повышение общественного статуса инновационной деятельности;
· региональное регулирование инновационных процессов;
· регулирование международных аспектов инновационных процессов.
К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности Л. М. Гохберг относит следующие:
· прямое финансирование;
· предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
· создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
· снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
· отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
· реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;
· создание сети технополисов, технопарков и т. п.
Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики, по мнению Ю. В. Яковца, являются следующие:
· содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;
· ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
· сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
· содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.
В России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий (МП). В частности, исключается из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи МП, действует упрощенный порядок налогообложения. МП разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений.
Созданы специализированные государственные органы — Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур МП. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции МП, осваивающих новые технологии[4, c. 175].
продолжение
--PAGE_BREAK--Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.
Исключительной прерогативой государства является, как отмечают В. А. Васин и Л. Э. Миндели, правовое регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики. В этом аспекте весьма важен Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. Этот документ:
· установил стратегию, принципы и порядок формирования государственной научно-технической политики;
· определил место научной и научно-технической деятельности в государстве, обществе, экономике и правовой статус научного работника;
· закрепил виды научных организаций, множественность источников финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью, основные формы воздействия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях в сфере науки;
· отразил правовые основы регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества.
Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают центральные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. В 1995 г. при Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике — консультативный орган. Основными задачами совета являются:
· информирование Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом;
· разработка предложений о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации;
· анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам;
· подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам;
· участие в подготовке официальных документов и материалов по научно-техническим вопросам для Президента РФ.
Органы законодательной власти РФ — Государственная дума и Совет Федерации — имеют право инициирования законов в сфере, научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты — Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре[4, c. 181].
Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства. Основными функциями комиссии являются обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.
Министерство образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики в области образования и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:
· организация научно-технического прогнозирования;
· выбор и оценка приоритетных направлений развития образования, науки и техники;
· разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;
· создание государственных научно-технических программ и проектов;
· методическое руководство подготовкой кадров региональных и межрегиональных научно-технических программ;
· финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;
· создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности;
· формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур;
· организация условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований;
· обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере образования, науки и техники и др.
Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:
· непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику;
· устанавливает приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов;
· определяет основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности;
· организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.
Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.
И. В. Липсиц и А. А. Нещадин предлагают меры государственного регулирования научно-технической политики в целом по промышленности РФ и по отдельным технологическим укладам.
К мерам государственного регулирования для всей промышленности РФ относятся следующие.
1. Согласование ценовой политики с принятой государственной структурной политикой. Кризис нельзя ликвидировать без государственного регулирования цен.
2. Формирование финансово-промышленных групп, крупных корпораций, холдинговых компаний, охватывающих технологически связанные цепочки предприятий, путем:
· предоставления приоритетного права на приобретение пакетов акций предприятий;
· снятия ограничений на деятельность инвестиционных фондов и предоставления налоговых льгот;
· содействия формированию системы взаимодействия крупных предприятий с малыми и средними.
3.Распределение прав и полномочий по управлению предприятиями различных уровней: федерального, регионального, местного.
4.Регулирование степени открытости внутреннего рынка.
Меры по государственной поддержке отраслей пятого технологического уклада России.
1.Внутренний спрос на продукцию этого уровня (вооружение, авиация, ракетно-космическая техника, биотехнология, атомная энергетика, микроэлектроника) должен генерироваться государством, а продажа на внешний рынок — контролироваться.
2.Государственная поддержка сбыта продукции на внешний рынок.
3.Государственная поддержка формирования совместных предприятий.
4.Создание и организация функционирования государственных и государственно-частных лизинговых фирм.
5.Формирование и оплата госзаказа на высокотехнологичную продукцию.
6.Оказание государственного содействия при создании вертикально интегрированных холдинговых структур, включающих в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытные и серийные предприятия, путем предоставления головной компании пакета акций.
Меры по государственной поддержке отраслей третьего и четвертого технологических укладов России.
1.Стимулирование внутреннего и внешнего спроса на потребительские товары, выпускаемые отечественными предприятиями, путем роста заработной платы.
2.Ипотечное кредитование населения в целях стимулирования спроса на жилье и товары длительного пользования.
3.Предоставление населению кредитов.
4.Направление бюджетных средств только на приобретение отличной продукции.
5.Развитие лицензионных и сборочных производств предметов потребления совместно с ведущими зарубежными фирмами.
6.Содействие в формировании собственной сбытовой сети.
7.Создание в России информационных систем по всем видам выпускаемой продукции.
Вопросы государственного регулирования международных связей в области инновационной деятельности, на наш взгляд, достаточно полно освещены в разделе, написанном В. А. Васиным и Л. Э. Миндели.
Государственное регулирование международных связей в инновационной сфере должно базироваться на ряде общих принципов, таких как взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон, рациональное сочетание либерализации и протекционизма и т. п. Как и при воздействии на внутренние научно-инновационные процессы, здесь используются прямые и косвенные связи.
Государство может инициировать и непосредственно финансировать из бюджетных средств двусторонние и многосторонние международные инновационные программы, деятельность международных исследовательских организаций и технологических центров и т. д. Среди косвенных методов регулирования можно назвать как общеэкономические (например, налоговые и кредитные льготы участникам), так и специфические: таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международные патентно-лицензионные механизмы и др.
В перечне инструментов государственного регулирования международного научно-технического сотрудничества отмечаются также:
· выбор и рационализация приоритетных направлений сотрудничества;
· финансирование кадровых обменов;
· подключение к мировым системам научно-технической информации;
· включение в мировое технологическое пространство путем введения в стране международных стандартов и норм;
· оказание юридических, посреднических, консультационных и других услуг участникам сотрудничества;
· поддержка международных контактов малого и среднего инновационного бизнеса;
· государственное стимулирование зарубежных инвестиций в инновационную сферу и аналогичных вложений отечественных инвесторов за границей;
· зарубежное патентование за государственный счет;
· закупка зарубежной научно-технической литературы;
· привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных программ и проектов и другие инструменты.
В России в настоящее время происходит формирование законодательных и организационных предпосылок государственного регулирования сотрудничества. Действуют законы «О защите инвестиций», «О таможенном тарифе», «О соглашениях о разделе продукции» и др. Введен ряд льгот по уплате налога на прибыль для предприятий с иностранным участием. Предусмотрено освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в Россию в качестве оказания безвозмездного технического содействия по линии государств, правительств, международных организаций, а также ввозимых периодических печатных изданий, книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой. Не облагаются налогом на прибыль и подоходным налогом гранты, полученные организациями и физическими лицами от иностранных благотворительных обществ[5, c. 75].
Первостепенное значение для активизации российского участия в мировых научно-технических связях имеет подключение страны к деятельности Всемирной торговой организации, конвенциям об охране прав на объекты интеллектуальной собственности и другим международным соглашениям.
Правительством РФ принята Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Одна из ее целей — привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достижений. Вложения зарубежных партнеров должны способствовать реализации невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях, продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок, развитию импортозамещающих производств, созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства. При этом предусматривается расширение практики проведения международных инвестиционных конкурсов (тендеров). При Минэкономразвития РФ создан Российский центр содействия иностранным инвестициям. Не менее значимыми для включения России в международное разделение труда на инновационной базе являются разрабатываемые в настоящее время Федеральные программы развития экспорта и расширения научно-технического содействия зарубежным странам в сооружении и эксплуатации промышленных объектов. В целях государственного содействия реализации международных прикладных проектов при Миннауки создан Российский дом международного научно-технического сотрудничества[5, c. 79].
продолжение
--PAGE_BREAK--