Реферат по предмету "Менеджмент"


Жилищно-коммунальное хозяйство, как отрасль городского хозяйствования

Содержание
 
1. Введение
2. Структура и экономическоесостояние отрасли
3. Региональныеособенности жилищно-коммунального хозяйства
4. Стимулированиесоздания товариществ собственников жилья
5. Антимонопольноерегулирование и создание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения иводоответвления
5.1 Привлечение малого бизнеса на рынок жилищно-коммунальногохозяйства
5.2 Государственное регулирование и контроль качествауслуг жилищно-коммунального хозяйства
6. Реформированиесистемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства и оплаты услуг
6.1 Ценообразование в системе монопольного предоставленияуслуг жилищно-коммунального хозяйства
6.2 Социальная защита населения
7. Вывод
8. Использованнаялитература
 

1. Введение
 
Жилищно-коммунальноехозяйство представляет собой комплекс подотраслей, призванных обеспечиватьусловия нормальной жизнедеятельности населения и функционирования городскихструктур. Жилищно-коммунальное хозяйство в значительной степени формирует средужизнедеятельности человека, обеспечивая комфортность города, района,микрорайона, жилища. Эта отрасль, с одной стороны, испытывает влияниеразвивающихся рыночных отношений, а с другой является важным звеном системысоциальной защиты населения. Это порождает серьёзные проблемы и противоречия,как негативные процессы и явления, ухудшение состояния жилья, качествакоммунальных услуг и многого другого.
Жилищно-коммунальноехозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую частьтерриториальной инфраструктуры, определяющей условия жизнедеятельностичеловека, комфортности его жилища, его инженерное благоустройство, качество инадёжность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависитсостояние здоровья, качество жизни и социальный климат городской среды.
В составежилищно-коммунального хозяйства выделяются следующие подотрасли:
· Жилищноехозяйство и ремонтно-эксплутационное производство.
· Водоснабжение иводоотведение.
· Коммунальнаяэнергетика (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение).
· Городскойтранспорт (троллейбус, трамвай, автобус).
· информационноехозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы иэлектронные каналы связи, системы компьютерного обеспечения и связи).
· Внешнее городскоеблагоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство.
· Санитарнаяочистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых ипищевых отходов).
· Зелёное хозяйство(озеленение городов, цветоводство).
· Гостиничноехозяйство.
· Бытовоеобслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание).
· Уличноеосвещение.
Отрасли городскогохозяйства и жилищно-коммунальных услуг тесно связанны с региональной экономикойи рассматриваются как комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений исетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых,социально-культурных, коммунальных потребностей населения.
В городское хозяйствовходят предприятия, выполняющие как производственные, так и непроизводственныефункции, включая транспорт, бытовое обслуживание, связь, торговлю, общественноепитание и другие отрасли.
К особенностямжилищно-коммунального хозяйства можно отнести:
· Сочетаниепроизводственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлениемматериальных продуктов и оказанием услуг.
· Особую социальнуюзначимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контролясо стороны потребителей.
· Сочетаниекоммерческих (ориентированных на получение прибыли) и некоммерческихорганизаций.
· Отрасльпредставлена как естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей),так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производствотоваров и услуг).
· Многообразиеорганизационно-правового статуса предпринимательства (с образованием и безобразования юридического лица) и форм собственности.
· Сочетаниекрупного (производство электроэнергии, водоканал) и малого бизнеса.
· Рассредоточениецентров оказания услуг соответственно системе населения, что обуславливаетособую роль местных органов самоуправления.
· Особая значимостьэкологического и санитарно-эпидемиологического контроля.
· Необходимостьгарантированного обеспечения минимума услуг, независимо от платёжеспособностинаселения.
· Многообразиепотребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные организации).
Повышение требований кжилищно-коммунальному хозяйству его развитие и совершенствование выступают какважный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения жилищных условий иразвития культуры населения.[*]

2. Структура иэкономическое состояние отрасли
Россия является одной извысокоурбанизированных стран мира, она имеет 73% городского населения, однако,продолжительность жизни её населения существенно ниже, чем в других, особенновысокоразвитых странах. Одной из существенных причин такого положения являетсяэкологическая обстановка городов.
Влияние качества живойсреды на здоровье горожан – основополагающий фактор, ибо они проводят тамдоминирующую часть жизни. В силу высокой социальной значимости ижизнеобеспечивающих функций, ЖКХ можно отнести к области государственногоконтроля за безопасность продукции, то есть государство должно гарантироватьпотребителям определённый уровень качества жилищно-коммунальных услуг и ихбезопасность.
Для жилищно-коммунальныхуслуг характерны:
а) принадлежность кгруппе жизнеобеспечения;
б) социальная значимость;
в) низкая заменяемостьдругими услугами.
Существенной особенностьюотрасли является проявление негативных последствий монопольного положенияпредприятий — поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только внеобоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительномкачестве, надежности и экологической безопасности при отсутствии у потребителявозможности отказаться от данных видов услуг.
В настоящее время ценовойконтроль, осуществляемый по ряду услуг органами государственной власти, а поряду услуг органами местного самоуправления, должен противостоять возможностипредприятий-монополистов использовать монопольное положение для неоправданногороста цен. Однако, отсутствие методических материалов по проблемамценообразования в сфере естественных локальных монополий, а также системытиповых договоров, отражающих интересы как поставщика услуги, так и еепотребителя, делает этот контроль недостаточно эффективным.
Монопольное положениепредприятий отрасли приводит к недостаточно эффективному использованиюимеющихся финансовых и материальных ресурсов, отсутствию оперативногореагирования на требования потребителей путем принятия адекватных экономическихмер и управленческих решений, слабой восприимчивости предприятийжилищно-коммунального хозяйства к требованиям научно-технического прогресса,отсутствию личной заинтересованности работников в соблюдении показателейкачества, надежности и экологической безопасности работ (услуг).
Антимонопольное регулирование,имеющее целью снижение негативных последствий монопольного положенияпредприятий отрасли и обеспечение безусловного соблюдения требований Закона РФ«О защите прав потребителей», постановления Правительства РФ от 18июня 1996 г. N 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальныхуслуг», а также Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденныхпостановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года№1099 и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов,утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.97г. N 155, возможнопутем реализации комплекса взаимоувязанных действий как экономического, так иадминистративного характера, осуществляемых на федеральном, региональном имуниципальном уровнях, что требует совершенствования функционирования такихсоставляющих хозяйственного механизма как финансирование, ценообразование,управление и взаимоотношения между всеми сторонами, участвующими в процессепроизводства и получения жилищно-коммунальных услуг.
За последние годызначительно изменилась ситуация с собственностью на объекты жилищного икоммунального хозяйства. Она характеризуется тремя главными тенденциями:
— массовой приватизациейжилищного фонда;
— передачей объектовжилищно-коммунального хозяйства из государственной собственности вмуниципальную собственность;
— акционированием частиобъектов жилищно-коммунального хозяйства, в основном объектов электро- итеплоснабжения, входящих в единую систему энергообеспечения страны.
Этот процесс заложилпредпосылки для развития конкуренции и демонополизации в отрасли, но кнастоящему времени не дал существенных позитивных результатов.
В силу технологическихособенностей отрасли и условий формирования современных систем жизнеобеспечениятерриторий большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и в первуюочередь, связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положениена обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями). При этом географическиеграницы товарных рынков, как правило, определяются административными границамигородов и районов (исключения в отдельных случаях составляют межрайонныеэлектрические сети, водопроводные сети и ряд других объектов, имеющихмежрайонное значение).

3.Региональные особенности жилищно-коммунальногохозяйства
Россия характеризуетсябольшим разнообразием региональных особенностей, связанных с административными,нормативно-правовыми, климатическими, технологическими отличиями и размерамитерриторий муниципальных образований.
Большинство основныхфондов в жилищно-коммунальной сфере является муниципальной собственностью, тоесть вопросы владения, распоряжения и пользования ими находятся в ведениимуниципальных органов власти. Жилищное законодательство и вопросы социальнойподдержки населения являются законодательством совместного ведения РоссийскойФедерации и ее субъектов. Такая ситуация приводит к большомунормативно-правовому разнообразию в регионах. Эти различия могут заключаться вусловиях финансирования отрасли, в подходах к вопросам собственности на объектыжилищно-коммунального хозяйства, в социальной, тарифной политике в этой сфере.
В регионах сложилисьразличные схемы административного управления отраслью, начиная от жесткойвертикальной схемы управления и финансирования в пределах региона и заканчиваяситуацией, когда муниципальные образования полностью самостоятельны в вопросахжилищно-коммунального хозяйства.
Существенно различаютсяподходы к управлению отраслью и на уровне муниципальных образований: в однихслучаях преобладают административные начала, в других — ставка делается наразвитие рыночных отношений.
Климатические особенностив регионах приводят к различию в сезонности предоставления коммунальных услуг,в частности — отопления, к использованию различных технологий ихпредоставления, и в конечном счете — к объективно разной стоимостижилищно-коммунальных услуг. Учет климатических особенностей, например КрайнегоСевера, может привести к существенным разным подходам к развитию отрасли, демонополизациии развитию конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Наряду с климатическимисуществуют значительные технологические особенности предоставленияжилищно-коммунальных услуг. К таким особенностям можно отнести вид топлива,используемый в теплоснабжении и способ его поставки, поверхностный илиподземный водозабор, технология водоподготовки и т.д. Технологическиеособенности также могут существенно влиять на подходы к развитию конкуренции идемонополизации отрасли.
Все это должноучитываться при разработке программ развития жилищно-коммунального хозяйствакаждого региона и муниципального образования.

4. Стимулированиесоздания товариществ собственников жилья
Реформа собственности вжилищном хозяйстве должна привести к формированию двух уровней конкурентныхотношений:
· конкуренция всфере управления недвижимостью в целях получения заказа от собственника науправление жилищным фондом;
· конкуренцияподрядных организаций в целях получения заказа на обслуживание жилья.
Импульсом для развитияконкуренции в данных направлениях должно служить формирование многообразиясобственников жилья, которая достигается, в первую очередь, путем созданиятовариществ собственников жилья в соответствии с Федеральным законом “Отовариществах собственников жилья”.
Объединение собственниковжилья в товарищества собственников жилья в границах единого комплексанедвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок ирасположенное на нем жилое здание, является одним из наиболее приемлемыхспособов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуги позволяет создать условия для привлечения дополнительных источниковфинансирования работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда.
Кроме того, товариществасобственников жилья получают реальную возможность самостоятельно решать вопросыорганизации обслуживания и эксплуатации жилья, а следовательно и определятьпорядок расходования средств, направляемых на эти цели.
Члены товариществсобственников жилья прямо заинтересованы в установке приборов индивидуальногоучета и регулирования потребляемых воды, газа и других энергоресурсов, так какзачастую реальный объем потребления оказывается значительно меньшерассчитываемого по нормативу.
Комплексресурсосберегающих мероприятий, проводимый товариществами собственников жилья,позволяет значительно уменьшить общий объем потребления ресурсов за счетпредотвращения неоправданных расходов воды, газа и других энергоресурсов.Население привыкает экономно относиться к предоставляемым услугам, прослеживаясвязь между своими затратами и потреблением этих услуг, что практическиневозможно осуществить в муниципальном жилищном фонде и, в частности, вотдельных приватизированных квартирах.
Активизация органовместного самоуправления, граждан и организаций по созданию товариществсобственников жилья должна осуществляться путем:
— гарантированноговыделения бюджетных средств субъектов Федерации или муниципальных образованийна цели государственной регистрации комплексов недвижимого имущества в жилищнойсфере — кондоминиумов;
— принятиясоответствующих решений органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и местного самоуправления о передаче товариществам собственниковжилья установленных государственных дотаций на эксплуатацию, текущий икапитальный ремонты жилищного фонда, на отдельные виды коммунальных услуг, овыделении компенсаций за предоставление льгот отдельным категориям граждан, атакже жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг семьям с низкимидоходами. Важное значение для успешнойорганизации и развития товариществ собственников жилья имеют активнаяинформационная кампания по разъяснению возможностей, которые получаютсобственники, объединенные в товарищества собственников жилья, организацияобучения руководителей товариществ основам управления недвижимости, а такжеупрощение процедуры регистрации товариществ и передачи им недвижимости вуправление.

5. Антимонопольное регулирование исоздание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения и водоответвления
Предприятия, оказывающиеуслуги тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, несмотря наразнородность оказываемых услуг, характеризуются несколькими общими признаками:
— использованием в ходетехнологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, привязанной кконкретной территории (сетей водопровода, канализации, теплосетей, устройств попередаче электроэнергии и т.д.);
— неразрывностью илистрогой последовательностью процессов производства, передачи и потребленияматериальных носителей услуги;
— невозможностью дляпотребителя отказаться от получения данных видов услуг на сколько-нибудьдлительный срок;
— невозможностьюкомпенсации недопроизводства услуг в один период за счет более интенсивного ихпроизводства в другой;
— необходимостью четкойвзаимосвязи на всех стадиях производственного процесса;
— тесной зависимостьюорганизации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретныхинженерных решений от местных условий.
Таким образом, упомянутыевиды услуг могут быть отнесены к естественным локальным монополиям наконкретной территории.
Возможные мероприятия поразукрупнению существующих предприятий ресурсоснабжения путем выделениясамостоятельных юридических лиц для производства и доведения услуг допотребителей различными предприятиями по технологической цепочке (сетевоехозяйство, транспортное обслуживание и т.д.) могут привести к дезорганизацииработы соответствующих подотраслей и ухудшению обслуживания потребителя, так,например:
вводопроводно-канализационном хозяйстве процесс производства и передачиматериального носителя услуги, как правило, осуществляется в рамках одногопредприятия, что соответствует особенностям технологического процесса иявляется экономически и организационно оправданным. В ряде городов оказаниеуслуг по водоснабжению и водоотведению производится разными предприятиями, что,однако, не приводит к формированию в подотрасли конкурентной среды, а лишьобусловливает наличие на данной территории двух субъектов монополии. Такимобразом, возможное разукрупнение предприятий водопроводно-канализационногохозяйства по данному признаку не может быть оправдано с точки зренияосуществления демонополизации.
Данные подходы можнораспространить и на другие ресурсоснабжающие организации.
Особенностиценообразования на услуги естественных локальных монополий характеризуютсяследующим:
— Все предприятияэнерго-, тепло-, водоснабжения и водоотведения являются фондоемкимипроизводствами, удельный вес основных активов которых довольно велик.Поддержание работоспособности основных производственных средств требуетзначительных текущих затрат. Амортизация, как правило, не покрывает необходимыезатраты на текущий ремонт и профилактические работы, так как бухгалтерскиенормы амортизации не отражают реального срока службы имущества.
— Производственное имуществопредприятий естественных локальных монополий изношено и требует восстановления,а в отдельных случаях — полной замены с учетом требования современныхтехнологий. Привлечение инвестиций и кредитных ресурсов на модернизациювозможно только в частных случаях из-за проблем с залоговым обеспечением,высоких процентных ставок, низкой ликвидностью активов и т.п. Предприятиям, вбольшинстве случаев, приходится рассчитывать на прибыль, оставшуюся в ихраспоряжении после налогообложения и выплаты дивидендов (для акционерныхобществ) или на бюджетные ресурсы.
— В отрасли до сих порсуществует кризис неплатежей, который невозможно разрешить силами толькопредприятий ресурсоснабжения.
Кроме проблемы низкойплатежеспособности коммерческих предприятий, существует проблеманеплатежеспособности предприятий и организаций, не подлежащих отключению ни прикаких условиях. Упущенная выгода от сомнительной дебиторской задолженности, какправило, покрывается за счет увеличения тарифов и оплачиваетсяплатежеспособными пользователями.
— В себестоимости услугпредприятий — естественных локальных монополий большой вес занимают продукция иуслуги других предприятий — монополистов. Предприятие не в состоянии влиятьсамостоятельно на тарифы и цены своих основных поставщиков. Рост тарифов одногопредприятия — монополиста почти всегда вызывает цепную реакцию роста цен итарифов всей отрасли.
Все эти характеристикиценообразования можно назвать внешними факторами, независимыми от предприятий-монополистов.
Кроме внешних факторовпредприятия-монополисты характеризуются внутренними проблемами (внутренниефакторы).
Это, как правило, низкийуровень управления и недостаточная квалификация персонала и как следствие:
— отсутствие эффективнойсистемы учета и планирования, как финансового, так и натурального;
— неудовлетворительнаяработа по ликвидации дебиторской задолженности, следствием чего являетсяупущенная выгода и низкая платежеспособность предприятий-монополистов;
— отсутствие опытаконкурсной работы при выборе фирм-подрядчиков при проведении капитальногоремонта и нового строительства, что приводит к значительному увеличениюкапитальных вложений;
— высокие потери энерго-и водоресурсов при промышленной обработке и транспортировке ресурсовпотребителю, которые вызваны недостаточным контролем за расходом ресурсов иизношенностью передающих систем и магистралей. При этом величины потерь непроверены на практике и, как правило, устанавливаются директивным порядком;
— в большинстве случаевпринципы стимулирования работников предприятий локальных естественных монополийне связаны с разумной экономией энергоресурсов, эффективностью работыпредприятий и т.д.
Все эти и другие подобныефакторы прямо или косвенно увеличивают тарифы и цены предприятий естественноймонополии. В конкурентных условиях эти проблемы решает само предприятие. Вусловиях естественной монополии их необходимо решать методами контроля ирегулирования стоимости услуг предприятий-монополистов государственнымиорганами власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления.
Несмотря на ограниченныевозможности формирования конкурентной среды в сфере естественной локальныхмонополий, определенные пути и здесь существуют за счет создания конкурентнойсреды на отдельных этапах предоставления коммунальных услуг (сезонные ремонтныеработы капитального характера, закупка топлива и материалов и т.д.) подряднымиорганизациями любых форм собственности. В структуре производственных затрат этисоставляющие обычно превышают 50%. Размещение подобных заказов может и должноосуществляться на конкурсной основе, а порядок осуществления работ и услугрегламентироваться договорами
Развитие конкурентнойсреды может осуществляться в сфере управления системами городскоговодоснабжения и водоотведения или теплоснабжения, основные фонды которыхнаходятся в муниципальной собственности.
Органы местногосамоуправления заключают с управляющей фирмой договор на управление системойводоснабжения, водоотведения или тепловыми сетями, в котором формулируетцелевые установки деятельности фирмы на время действия договора. Таким образом,компания по управлению городскими сетями принимает на себя обязательства,связанные, как правило, с повышением качества предоставляемых услуг, котороеформулируется либо в виде натуральных показателей, либо в виде индикаторов.
При этом неотъемлемойчастью договора на управление является определение тарифной политикимуниципалитета по отношению к данной коммунальной услуге с учетом значенийиндикаторов, отражающих стандарты качества услуги.
В рамках реализацииместных программ демонополизации возможна передача муниципальной инфраструктурыводо- или теплоснабжения в управление отечественным и зарубежным компаниям,имеющим авторитет на российском рынке данных услуг, с заключением указанныхдоговоров на доверительное управление на конкурсной основе.
Привлечение иностранныхкомпаний к управлению муниципальными системами жизнеобеспечения должносопровождаться разработкой необходимой правовой базы для защиты национальныхинтересов России в этой сфере экономики.
При демонополизациитеплоснабжающих предприятий следует учитывать основные направления реформысобственности:
а) в больших городах,отапливаемых от теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), основные источники тепла имагистральные теплосети вошли в состав региональных акционерных обществ,контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности. В тоже время разводящие сети, а также большинство коммунальных котельных сталимуниципальной собственностью и поставка тепла по их сетям и от их источниковосуществляется муниципальными предприятиями (как правило, одним предприятием вгороде).
Такая ситуация привела ктому, что единая инфраструктура оказалась в руках двух собственников — акционерных обществ и органов местного самоуправления.
б) в городах и городскихпоселках с населением до 100000 человек, где нет ТЭЦ, имеет место следующиеситуации:
· коммунальныекотельные остались государственной собственностью и вошли в составгосударственных региональных теплоснабжающих организаций. В этом случае органыместного самоуправления практически лишены серьезных возможностей заниматьсяразвитием ключевой инфраструктурной составляющей городского хозяйства;
· все коммунальныеисточники тепла стали муниципальной собственностью и обслуживаютсямуниципальными коммунальными предприятиями.
В целях организацииоптимального регулирования предлагаются два решения:
а) органам местногосамоуправления может быть предоставлено право управления долей государства вуставных капиталах акционерных обществ, осуществляющих обеспечение городскихнужд. Муниципальные предприятия по согласованию с органами местногосамоуправления могут выступает соучредителями акционерных обществ, внося вкачестве имущественного вклада котельные и разводящие сети, входящие в системутеплоснабжения города.
В случае невозможностиреализовать такое решение следует рекомендовать органам местного самоуправлениясоздать несколько муниципальных предприятий по обслуживанию разводящих тепловыхсетей (если длина сетей превышает 200 км), поскольку в этом случае не меняется цикл поставки услуги, но возникает возможность конкуренции на обслуживаниесетей и поставку услуг, в том числе на конкурсной основе.
б) органам местногосамоуправления и органам власти субъекта Федерации необходимо решить вопрос опередаче коммунальных котельных и тепловых сетей из государственной вмуниципальную собственность. Это позволит более эффективно решать вопросыразвития теплообеспечения городов.
5.1 Привлечение малогобизнеса на рынок жилищно-коммунального хозяйства
Развитие конкуренции в сферепредоставления жилищно-коммунальных услуг тесно связано с привлечением к этомувиду деятельности на конкурсной основе как можно большего количества субъектовпредпринимательства, и прежде всего — малых предприятий.
Наиболее типичными малымипредприятиями, заинтересованными в получении заказов на предоставлениеразличных жилищно-коммунальных услуг, являются малые ремонтно-строительныепредприятия, связанные с ремонтом жилищного фонда и инженерного оборудования.
Для привлечения указаннойгруппы предприятий к новому для них виду деятельности необходимо проводитьполитику разумной поддержки таких предприятий, с целью их выхода на рынокжилищно-коммунальных услуг.
Для поддержки малогобизнеса, занятого в сфере жилищно-коммунального хозяйства, необходимо:
— органам властисубъектов Российской Федерации и местного самоуправления организоватьподготовку и переподготовку кадров в области управления и обслуживаниянедвижимости;
— региональным фондамподдержки предпринимательства резервировать часть средств для предоставленияльготных среднесрочных кредитов предприятиям, занятым предоставлениемжилищно-коммунальных услуг;
— органам местногосамоуправления обеспечить проведение конкурсов на оказание жилищно-коммунальныхуслуг с участием субъектов малого предпринимательства.
Направлениями вдемонополизации сферы оказания жилищно-коммунальных услуг с участием малогобизнеса являются:
— разработка региональныхи муниципальных проектов инновационной деятельности малых предприятий в сфережилищно-коммунального хозяйства, в том числе с привлечением инвестиций и прямымучастием иностранных фирм, с целью расширения видов, снижения стоимости иповышения качества предоставляемых населению услуг путем усиления конкуренции вданной сфере. При этом условия допуска иностранных предпринимателей нароссийский рынок жилищно-коммунальных услуг должны соответствовать принципам инормам Генерального Соглашения по торговле услугами Всемирной ТорговойОрганизации;
— проработка льготныхкредитных линий для кредитования малых предприятий жилищно-коммунальной сферы иразработка механизмов возврата кредитов, полученных для приобретения средствмалой механизации (получение техники в лизинг для малых предприятийжилищно-коммунальной сферы);
— создание малыхпредприятий по подготовке менеджеров в сфере управления жилым фондом городов инаселенных пунктов;
— разработка иосуществление 3-4 пилотных проектов создания специализированных объектовинфраструктуры поддержки малого предпринимательства в жилищно-коммунальнойсфере (производственно-технологические центры, ателье прокатаспециализированного оборудования, мелкооптовые базы продажи оборудования дляжилищно-коммунального хозяйства и др.);
— поддержкавыставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого предпринимательстважилищно-коммунальной сферы (частичная оплата участия малых предприятий ввыставках межрегионального и федерального уровня).
Создание условий дляпривлечения малого бизнеса в сферу оказания жилищно-коммунальных услуг являетсяодним из серьезных направлений демонополизации сферы жилищно-коммунальногохозяйства.
5.2 Государственное регулирование иконтроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства
 
Наличие различных видовсобственности предполагает государственное регулирование в вопросах содержанияи использования жилищного фонда и объектов коммунального назначения,обеспечивающее соблюдение обязательных для всех собственников федеральныхстандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и разработку наих базе региональных стандартов содержания жилья и объектов коммунальногоназначения для использования их в качестве нормативов при заключении договоровмежду подрядчиками и заказчиками. По мере улучшения финансирования работ пообслуживанию жилищного фонда и объектов коммунального назначения эти стандартымогут ужесточаться.
Государственный контрольи регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания могутосуществляться органами местного самоуправления, органами государственнойжилищной инспекции субъектов Российской Федерации, контролирующими не толькособлюдение стандартов качества предоставляемых услуг, но и наличиесоответствующих договоров. С учетом этого, соответствующие органы целесообразнонаделить правом административного воздействия на подрядные организации,выполняющие по договору определенные виды и объемы работ; на управляющиеорганизации и собственников жилья и объектов коммунального назначения.
Помимо плановойдеятельности неотъемлемой функцией государственных жилищных инспекций субъектовРоссийской Федерации является оперативное реагирование на обращения и заявленияпотребителей жилищно-коммунальных услуг. Государственные жилищные инспекциивзаимодействуют с территориальными управлениями Государственногоантимонопольного комитета Российской Федерации.
Федеральный органисполнительной власти, наделенный Правительством Российской Федерациисоответствующими полномочиями, проводит комплексный анализ и обобщениетенденций развития жилищно-коммунального хозяйства на основе государственнойстатистической и бухгалтерской отчетности, осуществляет формирование государственнойполитики в этой сфере экономики, координацию деятельности органов управленияжилищно-коммунальным хозяйством субъектов Российской Федерации, осуществляетразработку федеральных законодательных и иных правовых актов, норм, правил игосударственных стандартов качества, эксплуатации, капитального ремонта иреконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства.
На уровне субъектовРоссийской Федерации государственное регулирование развития и функционированияжилищно-коммунального хозяйства, в том числе, координации деятельности попереходу к новым тарифам оплаты жилья и коммунальных услуг, должноосуществляться органами управления жилищно-коммунального хозяйства субъектовРоссийской Федерации, наделенными соответствующими полномочиями (министерство,комитет, департамент, государственная жилищная инспекция субъекта РоссийскойФедерации и другие).
Одной из формгосударственного регулирования и контроля качества предоставляемыхжилищно-коммунальных услуг является лицензирование, а также определение приоритетныхгрупп потребителей этих услуг, подлежащих обязательному обслуживанию, иминимального уровня предоставляемых услуг в случае невозможности полногоудовлетворения их потребностей из-за недостатка ресурсов или мощностей уорганизации, отнесенной к естественной монополии или доминирующей на рынкеуказанных услуг.
Защиту интересовпотребителей жилищно-коммунальных услуг следует осуществлять также путемустановления необходимых условий и ограничений, обеспечивающих нормативныйуровень жилищно-коммунального обслуживания потребителей при принятии решений обизменении форм собственности организаций жилищно-коммунального хозяйства.
В области техническогообеспечения жилищно-коммунального хозяйства помимо разработки и внедренияприборов индивидуального учета и регулирования потребляемых воды, газа и другихэнергоресурсов, особого внимания заслуживает разработка автоматизированныхсистем диспетчерского управления, которые позволяют не только учитыватьпотребление соответствующих ресурсов, но и регулировать процесс ихраспределения и потребления в жилищно-коммунальном хозяйстве. Кроме того, такаясистема может предоставлять информацию для всех уровней управления.

6. Реформированиесистемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства и оплаты услуг
Предоставление любойжилищно-коммунальной услуги, как правило, связано с взаимодействием несколькиххозяйствующих субъектов, Демонополизация и развитие конкуренции в этой сференаправлены на привлечение в технологическую цепочку производства ипредоставления услуг специализированных организаций, что позволяет получитьоптимальное соотношение цены и качества необходимых работ и услуг.
Жилищно-коммунальноехозяйство представляет собой сложную отрасль, в которой можно выделить двегруппы хозяйствующих субъектов:
· действующих вусловиях рыночной конкуренции;
· являющиесялокальными монополистами.
Тариф на ту или инуюжилищно-коммунальную услугу формируется как совокупность регулируемых ирыночных цен организаций, задействованных в предоставлении услуги. Например,тариф по отоплению, в общем случае, может состоять из:
· рыночной(регулируемой) цены управления процессом отопления жилого дома (планированиеработ, заключение договоров, контроль за их выполнением);
· регулируемой ценыпроизводителя тепла;
· регулируемой цены(тарифа) организации, осуществляющей транспорт тепла по магистральным иразводящим сетям;
· рыночной ценыобслуживания внутридомовых сетей;
· рыночных ценабонентского обслуживания по расчету и сбору платежей;
· рыночной ценыобслуживания счетчиков тепла и других регистрирующих и регулирующих приборов.
Таким образом можнопредставить формирование тарифа на любую жилищно-коммунальную услугу.
Следовательно, процессустановления тарифа для каждой жилищно-коммунальной услуги должен начинаться сопределения составных частей этого тарифа путем анализа деятельности пообеспечению услуги и определения подходов к определению цен на отдельные видыработ, связанные с предоставлением услуги.
Утверждение тарифа, какправило, следует проводить с учетом анализа всей совокупности цен на работы,связанные с предоставлением этой услуги. В исключительных случаях возможнорассмотрение цен только на отдельные вида работ по предоставлению услуги.
Стоимость работ и услуг вконкурентных отраслях должна не регулироваться, а определяться рынком. Причем,в различных сегментах рынка цены на одну и ту же работу или услугу могутотличаться. Задача тарифной политики в этом случае состоит в определениипринципов определения стоимости работ, включаемой в тариф на услугу, с учетомразличных рыночных цен на эти работы в отдельных сегментах рынка.
Локальные монополистыподразделяются на две группы:
К первой группе относятсяпредприятия, относящиеся к локальным естественным монополиям в силу объективныхтехнологических, экологических, экономических или иных причин.
Стоимость работ и услуг,предоставляемых предприятиями монополистами должна регулироваться, так какспецифика любой монополии проявляется в ее заинтересованности завышениястоимости своих работ и услуг. В жилищно-коммунальном хозяйстве данная проблемаособенно обострена в силу социальной значимости оказываемых услуг. Отсутствие(или невозможность конкуренции) означает, что предприятие может сохранятьнеэффективную структуру производства, которая, в частности, может заключаться внерациональном использовании ресурсов, неэффективном управлении и т.д.
Ко второй группеотносятся предприятия, работающие в потенциально конкурентных подотраслях, вкоторых необходимо проводить политику демонополизации.
Специфика потенциальноконкурентных отраслей ЖКХ заключается в том, что их монополизм на местныхлокальных рынках не имеет объективных экономических, технологических или иныхпричин. При этом, если в одних случаях это единственное предприятие в городе,специализирующееся на определенном виде услуг (вывоз и депонирование твердыхбытовых отходов — спецавтохозяйство), то в других случаях ( обслуживаниежилищного фонда)- таких предприятий может быть несколько, и каждое из них, посуществу, имеет свой закрепленный за ним “сегмент” данного локального рынкауслуг, т.е. по факту является олигопольной моделью рынка, которая может даватьрезультат, сравнимый с монополией.
До тех пор покапредприятия, попадающие в эту группу, функционируют в отсутствии реальнойконкуренции, стоимость их работ и услуг должна регулироваться на тех жепринципах, что и для предприятий первой группы.
Процесс формированиятарифа на жилищно-коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромиссамежду техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг иплатежеспособным спросом потребителей. Утвержденный тариф (цена) должен бытьсвязан с конкретной программой деятельности предприятия.
Решение вопросовперспективного развития и модернизации коммунального предприятия — монополиставозможно только при финансовом обеспечении программы развития через тарифнуюполитику и при способности общества оплачивать такой тариф.
В рамках муниципальныхобразований целесообразно проводить единую тарифную политику на коммунальныеуслуги, поставляемые по инженерным сетям, находящимся в муниципальнойсобственности, для всех потребителей, а также на жилищные услуги длямуниципального жилищного фонда. Например, желательно, чтобы стоимость услуги поотоплению была одинаковой по всему муниципальному образованию внутри каждой изгрупп потребителей (промышленность, бюджетная сфера, население) вне зависимостиот конкретного источника тепла.
Такой подход определяетнеобходимость расчета средневзвешенной стоимости работ и услуг, выполняемыхразными подрядчиками по объективно разным ценам (производство тепла,обслуживание жилищного фонда) и включение в тариф на даннуюжилищно-коммунальную услугу этой средневзвешенной стоимости.
Для обеспечения балансаинтересов при регулировании тарифов необходимо создать публичную систему ихформирования и регулирования, в том числе на муниципальном уровне, котораяобеспечит необходимое методическое и информационное взаимодействие междуотдельными элементами этой системы: процедурами мониторинга, подготовки ирассмотрения заявок на пересмотр тарифов, их утверждения и вступления в силу, атакже необходимую нормативную базу для внедрения такой системы.
Система регулированиядолжна основываться на следующих основных принципах:
· Последовательностьи прогнозируемость изменения тарифов обеспечивает предсказуемость деятельностикоммунальных предприятий, повышает их инвестиционную привлекательность иснижает стоимость заемного капитала;
· Прозрачностьтарифов позволяет достичь доверия каждого потребителя, в частности, и общества,в целом;
· Регулированиедолжно носить целевой характер и заключаться в оптимизации некоторого множествацелей, носящих отчасти противоречивый характер и отражающих интересы различныхгрупп: самого предприятия, муниципалитета, населения, промышленных предприятий,инвестора и др. Точный перечень целей и их относительная значимостьиндивидуальны для каждого регулирующего органа. Построение иерархии целей наоснове баланса интересов — ключевая задача разработки целевой системырегулирования.
Для того, чтобысоздаваемая система регулирования была максимально эффективна при ее созданиинеобходимо обеспечить:
· надлежащеестимулирование коммунальных предприятий к экономному использованию финансовых иприродных ресурсов;
· должноестимулирование инвесторов к вкладу капитала в перспективные и хорошоуправляемые коммунальные предприятия;
· максимальнуювовлеченность потребителей, инвесторов, налогоплательщиков в процессрегулирования;
· снижениеполитизированности ценообразования.
Для создания эффективнойсистемы регулирования необходимо разделение функций управления муниципальнымжилищно-коммунальным хозяйством и регулирования тарифов на жилищно-коммунальныеуслуги в пределах компетенции органов местного самоуправления. Деятельность попредоставлению услуг также должна быть отделена от деятельности органов исполнительнойи законодательной власти по регулированию в сфере услуг.
В компетенциюрегулирующего органа входит не только определение регулируемых цен для работпредприятий- монополистов по обеспечению жилищно-коммунальными услугами, но иразработка тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые, как отмечалосьранее, могут включать целый ряд как регулируемых, так и рыночных цен.
Для осуществления функцийпо регулированию тарифов на муниципальном уровне целесообразно создатьпостоянно действующую комиссию, в которую должны войти представители различныхструктурных подразделений исполнительной и представительной властимуниципального образования.
Возможна передача функцийрегулирования независимому регулирующему органу, не входящему в структуруорганов муниципальной исполнительной и представительной власти.
Одним из таких решенийможет стать передача регулирующих функций региональным энергетическимкомиссиям. Данное решение представляется оправданным для малых и сельскихмуниципальных образований в регионах, где региональные энергетические комиссииявляются самостоятельными юридическими лицами, имеющими штат профессиональноподготовленных сотрудников. Решение о передаче функций по регулированию тарифовна жилищно-коммунальные услуги независимому регулирующему органу могут принятьтолько сами органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
При создании процедурырегулирования необходимо определить:
· периодрегулирования — т.е. период действия установленного тарифа или регулируемойцены;
· условия, при наступлениикоторых тариф может быть пересмотрен в течение регулируемого периода(досрочно);
· объем и составинформации, предоставляемой предприятиями — локальными монополистамирегулирующему органу при подаче заявки на тариф и в течение регулируемого периода;
· объем и составинформации, представляемой предприятиями — локальными монополистами, дляобеспечения мониторинга деятельности предприятия в регулируемый период (приэтом дается гарантия непроведения в течении этого времени внешних аудиторскихпроверок);
· порядок подачи,рассмотрения и утверждения заявки на пересмотр тарифа или регулируемой цены.
Необходимо обеспечитьоткрытость процесса тарифного регулирования для заинтересованных сторон,предусмотрев возможность публичных слушаний на заседаниях регулирующего органа,а также порядок привлечение представителей потребителей к процессурегулирования.
Система регулированиядолжна предусматривать ответственность регулирующего органа за принимаемыерешения. Это должно обеспечиваться наличием форм отчетности регулирующегооргана за принятые решения, а также правилами обжалования решения регулирующегооргана.
6.1 Ценообразование всистеме монопольного предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства
Типичнымижилищно-коммунальными услугами, предоставляемыми предприятиями — монополистами,является поставка ресурсов по присоединенным сетям: отопление, горячее ихолодное водоснабжение, водоотведение, газо- и электроснабжение. Наличиеприсоединенной сети делает безальтернативным для конкретного потребителя выборпоставщика услуги.
Основанием для пересмотратарифа или регулируемой цены, как правило, должны являться либо окончаниеустановленного срока действия, либо изменение объективных обстоятельств,связанных с предоставлением услуги, либо неудовлетворительная работа порезультатам мониторинга коммунального предприятия.
Для инициированияпроцедуры регулирования коммунальное предприятие должно направить врегулирующий орган заявку с расчетом своих финансовых потребностей и,соответственно, минимально приемлемого, который позволит ему предоставлятьпотребителям услуги требуемого качества в необходимом объеме. Потребности вфинансировании должны определяться в соответствии с утвержденной регулирующиморганом методикой. Заявка предприятия должна охватывать следующие вопросы.
· Обоснованиепрогнозируемого объема и качества услуг с учетом требований потребителей иимеющихся производственных возможностей.
· План мероприятийпо повышению эффективности деятельности, качества услуг и т.д. с учетомтребований потребителей.
· Прогнозсебестоимости и налоговых платежей, основанный на фактических показателяхпрошлого регулируемого периода с учетом планируемых мероприятий по повышениюэффективности деятельности, качества услуг и т.д.
· Прогнозпотребностей в прибыли:
o потребности винвестициях в основные и оборотные средства и обоснование их эффективности;
o потребности вфинансировании для погашения кредитов, займов и процентов по ним;
o отчисления в фондпотребления в зависимости от прогнозируемого эффекта от реализации мероприятийи инвестиционных проектов, что создаст дополнительные стимулы для предприятий кповышению эффективности деятельности.
Подразделения местнойадминистрации готовят для регулирующего органа информацию, отражающуютребования к качеству, надежности и объему услуг, потребляемых населением ибюджетными организациями, а также обоснование предельно допустимой с учетомфинансовых возможностей муниципалитета и населения величины тарифа. Приразработке заявки используется система специально разработанных индикаторов.Заявка составляется на основе комплексного стратегического плана развитиягорода с учетом планов нового строительства, прогнозов социальных показателей,прогнозов бюджета города и т.д.
Заинтересованныепредставители предприятий- потребителей должны отразить в информации,направляемой в регулирующий орган, их требования к качеству, надежности иобъему потребления услуг.
Рассмотрев представленныезаявки и информацию всех заинтересованных сторон, регулирующий орган формируеттариф и/или регулируемую цену, и представляет их для утверждениясоответствующим органам власти.
Главной задачейрегулирующего органа является поиск баланса интересов сторон: коммунальногопредприятия — монополиста, муниципалитета, населения, организаций — потребителей и потенциальных инвесторов. Нижним пределом поиска компромиссамежду финансовыми потребностями предприятия — поставщика и платежеспособностьюпотребителя услуги может стать себестоимость работ поставщика. При единомметодологическом подходе к расчету себестоимости особенности, связанные сконкретными условиями производства услуг, географическими факторами и пр.,должны найти отражение в нормативных документах и методиках, разрабатываемых иутверждаемых на уровне субъектов Федерации.
6.2 Социальная защита населения
Защита населения припереходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит внедопущении со стороны органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций:
· включения вэкономически обоснованные тарифы затрат, связанных с монопольным положениеморганизаций жилищно-коммунального хозяйства;
· сдерживанияразвития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальныхнизкодоходным семьям;
· необоснованногоснижения качества предоставляемых услуг, предусмотренного договорами найма, натехническое обслуживание и предоставление жилищно-коммунальных услуг;
· введениянеоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площадисоциальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.
Необходимо пересмотретьфедеральную политику в отношении льгот отдельным категориям граждан по оплатежилищно-коммунальных услуг. По каждой льготе должен быть четко указан источникфинансирования каждой льготы.
Следует принять меры посовершенствованию механизма предоставления жилищных субсидий и отражениюизменений в оценке прожиточного минимума и минимальной потребительской корзиныв целях увеличения платы за жилье и коммунальные услуги. Это, в частности,предполагает:
· исключениевозможности отказа в выделении жилищных субсидий гражданам, имеющим на нихправо, под каким бы то ни было предлогом, в том числе проживающим в домахведомственного жилищного фонда и домах, находящихся в хозяйственном ведении илиоперативном управлении организаций;
· при определениивеличины субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг недопустимо исключениеотдельных видов коммунальных платежей (оплата жилья, плата за наем, заводоснабжение, канализацию, теплообеспечение, горячее водоснабжение,газоснабжение, электроснабжение);
· установлениепроцедур, не допускающих отказа в выдаче субсидии на оплату жилья икоммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплатежилья и коммунальных услуг, при их согласии погасить эту задолженность всогласованные сроки. Это дало бы возможность исключить просроченнуюзадолженность наименее обеспеченных семей;
· в целях созданияэффективной системы мер воздействий на должников по оплате жилищно-коммунальныхуслуг, а также дополнительной защиты граждан от необоснованных санкцийорганизаций, осуществляющих управление жилищным фондом, контроль обоснованностиприменения мер принуждения к должникам целесообразно возложить на специальнуюкомиссию (комиссию по жилищным спорам), куда следует включать представителейорганов местного самоуправления, работников территориальных государственныхжилищных инспекций, служб социальной защиты, а также юристов. К компетенциикомиссии могут быть отнесены:
· проведение работыпо выработке и реализации мероприятий по погашению задолженности по оплатежилья и коммунальных услуг;
· консультированиесемей по вопросам получения различных видов социальной помощи и содействие вполучении этой помощи;
· организациядобровольного обмена жилыми помещениями;
· формированиеобменного жилищного фонда для переселения;
· выявлениенанимателей, дела на которых передаются в суд, и организация подачи судебногоиска.
Общее положение обуказанной комиссии следует разработать на федеральном уровне.
Необходимо обеспечитьоперативное отражение нормативных затрат, связанных с пользованиемжилищно-коммунальными услугами, в методике расчета прожиточного минимума.
Министерству труда исоциального развития Российской Федерации целесообразно предусмотреть в рамкахобщей системы социальной защиты населения реализацию программы выделенияжилищных субсидий.
 

7. Вывод
 
По официальным даннымизнос инженерного оборудования в ЖКХ составляет 75%, при этом потери тепла приэксплуатации энергетического оборудования и систем энергоснабжения достигает60% (при норме 16%), а темпы износа инженерных систем составляют 12% в год.
Отсюда – постоянноеснижение качества среды обитания населения, рост числа катастроф, чтоподтверждается авариями на коммунальных объектах во многих районах. За последние10 лет количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло в 5раз.
Проблемы проявляются внарушении энергетической и экологической безопасности среды обитания,отсутствии нормального теплоснабжения зданий из-за зашлакованности, коррозии,разрегулировки, физического износа действующих инженерных систем отопления итепловых сетей, кровли, подвальных помещений, стеновой и оконной теплоизоляции.
Отдельно следует выделитьпроблему подготовки и переподготовки кадров в новых условиях реформированияЖКХ, восстановление её основных фондов, расширенного нового строительства иобслуживания инженерных сетей.
Главным источникомпитьевой воды в России являются поверхностные водоёмы (около 70%) и лишь 30%приходится на подземные воды. В последние годы резко обострились проблемыкачества воды. Водные источники повсеместно загрязнены, поскольку используютсяне только для забора воды на бытовые и производственные нужда, но и какприёмники канализационных стоков – хозяйственно-бытовых и промышленных. Уже к2000 году степень очистки сточных вод снизилась до 60-65%, а около 24% сточныхвод сбрасывается в водоёмы неочищенными.
Решение вышеперечисленныхпроблем достигается восстановлением энергетического и экологического равновесиясреды обитания человека, а также путём реновации инженерных систем, то есть кприведению их в режим нормального функционирования.
Для решения проблем пореформированию ЖКХ предложено создать специальный фонд в размере не менее 250миллиардов рублей, при этом на ремонт жилищного фонда направляется не менее 150миллиардов рублей. Это отрадное явление, ранее на эти цели средств невыделялось.
Объёмы выделенныхфинансовых средств впечатляют, но предварительные расчёты показывают, чтотолько на восстановление основных фондов ЖКХ до нормативных значений требуется1 триллион 636 миллиардов рублей. И притом, что реальные цифры необходимыхфинансовых средств можно получить только после проведения техническойинвентаризации основных фондов в ЖКХ, которая в настоящее время составляет вразных регионах от 5 до 40%. Отсюда следует, что муниципальные органы необладают на настоящий момент достоверной информацией как об общем количествеобъектов, их техническом состоянии, так и об объёме действительно необходимыхфинансовых средств для кардинального решения проблем ЖКХ на местах.
Эффективная реализациянамеченных целей возможна только путём использования системного подхода иактивного крупномасштабного применения новейших отечественных и зарубежныхразработок в области реноваций (восстановлений) инженерных систем ЖКХ, для чегоФондом, как было сказано В.В. Путиным, должна быть подготовлена программа,рассчитанная на 4-5 лет. Однако реализация такой крупномасштабной программытребует технического и технологического перевооружения, а также переподготовкикадров, работающих в сфере оказания услуг в ЖКХ.

8. Использованная литература
 
1. Журнал ЖКХ-инфо№2(6) март 2008
2. Интернет-ресурсы:
revolution.
book.vsem.ru
3.  Финансы: Учебник для вузов, под ред. М. В, Романовского, проф. О. В.Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Издательство “Перспектива”; издательство “Юрайт”, 2000, 520 с.
4.  Пешин Н. Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. – М: Формула права, 2000 – 448с.
5.  Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его формирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ – 2004 — №8.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.