Факультет менеджмента и маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент малого бизнеса» на тему:
Зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса и возможностиего адаптации в России
Москва 2010.
Содержание
Введение
Глава 1. Основные направлениягосударственной поддержки малого предпринимательства в России
1.1 Сущность и роль малого бизнеса вэкономике
1.2 Государственная политикаподдержки малого бизнеса в России
1.3 Основные направлениягосударственной поддержки малого бизнеса в России в последнее время
Глава 2. Зарубежный опыт поддержкималого бизнеса
2.1 Опыт Великобритании, Германии,США и Японии в развитии малого предпринимательства
2.2 Поддержка инновационного малогобизнеса в США и другихстранах
2.3 Опыт поддержки малого бизнеса вГермании и Великобритании
Глава 3. Возможности адаптациизарубежного опыта поддержки малого предпринимательства в России
3.1 Состояние малого бизнеса взарубежных странах и в России
3.2 Опыт развитых стран в поддержкеМСП и возможности его адаптации в Российской Федерации
3.3 Проблемы, способные помешатьвнедрить зарубежный опыт поддержки МСП в России и пути решения данных проблем
Заключение
Список литературы
Введение
В мировой практикесчитается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации.При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условияхпредоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсыи поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано, в первуюочередь, создать такой правовой и экономический климат, который позволит маломубизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.
Повсюду: в Европе,Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки — мелкое и среднеепредпринимательство находит все более широкую поддержку. Дажевосточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое вниманиегосударственной поддержке малого бизнеса.
Цельюкурсовой работы является анализ системы государственной поддержки малого предпринимательствав России и зарубежных странах и выявление возможностей адаптации различныхвидов форм поддержки малого предпринимательства к российским условиям.
Задачами моейработы являются:
¨ Раскрыть основныенаправления государственной поддержки малого предпринимательства в России ираскрыть суть федеральной программы поддержки малого предпринимательства.
¨ Проанализироватьразличные формы государственной поддержки малого предпринимательства в развитыхстранах (США, Япония, страны ЕС).
¨ Выявить возможностидля адаптации зарубежного опыта государственной поддержки малогопредпринимательства к российской действительности.
Курсоваяработа состоит из трех глав, в каждой из которых 2-3 пункта. В первой главе яохарактеризовал сущность малого предпринимательства, показал основныенаправления государственной поддержки малого предпринимательства в России иуказал на основные достижения государства в данной области. Во второй главе я проанализировалгосударственные программы поддержки малого и среднего бизнеса в наиболееразвитых странах и указал на основные точки приложения усилий данных стран вобласти поддержки и развития малого бизнеса. Третью главу я посвятил анализу зарубежныхи российских условий развития малого бизнеса и выявил проблемы, которые мешаютиспользовать зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса в Россиии возможности, которые существуют для реализации опыта развитых стран.
Глава 1. Основныенаправления государственной поддержки малого предпринимательства в России
1.1 Сущность и рольмалого бизнеса в экономике
Согласно статье 3 Федеральногозакона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малогопредпринимательства в РФ»
1. Под субъектами малогопредпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капиталекоторых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иныхфондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или несколькимюридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, непревышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетныйпериод не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
а)в промышленности — 100человек;
б)в строительстве — 100человек;
в)на транспорте — 100человек;
г)в сельском хозяйстве — 60 человек;
д)в научно-техническойсфере — 60 человек;
е) в оптовой торговле — 50 человек;
ж) розничной торговле ибытовом обслуживании населения — 30 человек;
з) в остальных отраслях ипри осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Под субъектами малогопредпринимательства понимаются также физические лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малыепредприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные),относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого являетсянаибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Малое предпринимательствов странах с рыночной экономикой выполняет важные экономические и социальныефункции:
• МП создают конкурентнуюсреду, формируют конкурентные цивилизованные рыночные отношения в экономике,способствующие лучшему удовлетворению потребностей людей в товарах и услугах.
• Гибко реагируя назапросы потребителей, владельцы малых предприятий стремятся расширитьассортимент, повышать качество товаров, работ, услуг.
• Размещаяпроизводственные или торговые малые предприятия в небольших городах, селах ипоселках, предприниматели приближают производство товаров и услуг к конкретнымпотребителям. При этом нередко выпуск товаров широкого потребления организуетсяза счет использования местных сырьевых ресурсов, отходов крупного производства.
• Деятельность малогопредпринимательства имеет особое значение для депрессивных территорий, вкоторые крупный капитал не идет.
•Предприниматели-владельцы малых предприятий вкладывают в развитие производстваличные частные сбережения денежных средств, создают новые рабочие места,способствуют росту занятости населения.
• Малые предприятия ииндивидуальные предприниматели как плательщики налогов вносят заметный вклад вформирование доходов бюджетов всех уровней и тем самым участвуют в решениизадач социально-экономического развития административно-территориальныхобразований страны — городов, районов, областей.
• Благодаря частнойинициативе сохраняются многие ремесла и народные промыслы, что дает возможностьсохранять, развивать таланты людей.
• Малый бизнес выступаетпартнером крупных предприятий, на основе подрядной системы берется заизготовление и поставки комплектующих изделий, деталей, вспомогательных иобслуживающих производств.
• Малые предприятияуспешно конкурируют с крупными в сфере научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ и тем самым вносят вклад в обеспечениенаучно-технического прогресса.
1.2 Государственнаяполитика поддержки малого бизнеса в России
Основные приоритеты развития малого предпринимательства определило Постановление Совета Министров «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11 мая 1993 г. № 446. К ним относятся:
Ø Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
Ø Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
Ø Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
Ø Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
Ø Инновационная деятельность.
В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июля 1995 г. № 88-ФЗ государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основании Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития, разрабатываемыми Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Цель составления таких программ – определение конкретных мер по реализации перечисленных направлений государственной поддержки малого предпринимательства на предстоящий финансовый год. Головным исполнителем Федеральной программы является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).
В соответствии с Федеральной программой в проекте федерального бюджета каждый год предусмотрено выделение средств на ее реализацию, а в конце бюджетного года Правительство РФ представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании выделенных на эти цели средств федерального бюджета.
Указом президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» от 4 апреля 1996 г. № 491 Правительству РФ было предписано:
1. Начиная с 1996 г. ежегодно предусматривать предоставление государственных гарантий на сумму не менее 200 млн долл. США иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства в России.
2. Начиная с 1997 г. ежегодно предусматривать в федеральном бюджете выделение на поддержку малого предпринимательства государственных льготных инвестиционных кредитов в размере не менее 500 млрд руб.
3. Начиная с 1997 г. ежегодно предусматривать в бюджете Государственного фонда занятости населения РФ направление не менее 40% средств на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства.
4. Установить порядок резервирования для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. Тем же Указом определены некоторые источники средств, выделяемые малому предпринимательству, и формирование Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Правительству РФ указано на необходимость учета интересов субъектов малого предпринимательства при разработке законодательных и нормативных актов, а органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предложено создать региональные системы государственной поддержки малого предпринимательства и предусматривать в соответствующих бюджетах выделение на поддержку малого предпринимательства средств в размере не менее 0,5% от годовых доходов бюджетов.
В целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, создаются соответствующие государственные и муниципальные органы, являющиеся некоммерческими организациями.
Финансовое обеспечение федеральной политики государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создание которого Правительство РФ предусмотрело Федеральным законом РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ.
Для осуществления поставленных перед ним целей Фонд поддержки малого предпринимательства:
— Осуществляет финансирование Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и участвует в финансировании региональных программ и проектов в области поддержки и развития малого предпринимательства;
— Выполняет функции залогодателя, поручителя или гаранта по обязательствам субъектов малого предпринимательства, осуществляет контроль за целевым использованием выделенных бюджетных средств;
— Принимает долевое участие в создании и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций, информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
— Финансирует мероприятия по подготовке, переподготовки и повышению квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей, организует консультации по вопросам налогообложения и применения норм действующего законодательства в области малого предпринимательства;
— Организует сбор и обработку правовой, патентно-лицензионной и иной информации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства, изучает конъюнктуру внутреннего рынка, предоставляет консультационную и организационно-методическую помощь при разработке программ и проектов в области малого предпринимательства;
— Может выступать гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым России на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым российскими кредитными организациями, субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации программ и проектов в области малого предпринимательства.
С участием Фонда созданы 75 региональных фондов и центров поддержки предпринимательства. Они находятся под контролем органов самоуправления, тесно контактируют с администрациями субъектов РФ.
Помимо Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 создан Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Задачи фонда, его права и структура аналогичны Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства, но его деятельность концентрируется исключительно в научно-технической сфере; создание малых наукоемких фирм, инновационных и инжиниринговых центров, финансовая поддержка высокоэффективных национальных проектов, разрабатываемых малыми предприятиями и т. п. Другим отличием от федерального фонда является то, что финансовая помощь данным фондом может оказываться только на возвратной основе с оплатой за использование средств федерального бюджета в размере до ½ действующей учетной ставки
Центрального банка Российской Федерации.
Российская ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП) учреждена в ноябре 1994 г. Основные направления деятельности:
1. Организация взаимодействия и взаимопомощи между региональными структурами поддержки малого предпринимательства.
2. Защита прав предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти России.
3. Разработка и реализация федеральных, региональных и отраслевых программ развития и поддержки малого предпринимательства.
4. Содействие предпринимателям в установлении прямых деловых контактов, помощь в подборе партнеров, как в России, так и за рубежом.
5. Обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий и структур поддержки малого предпринимательства.
6. Оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства.
Развитию малого бизнеса оказывают также поддержку кредитные организации. Европейским банком реконструкции и развития была разработана программа кредитования малого предпринимательства через ряд банков-участников, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах. В течение четырех лет существования программы более 8000 кредитов были выданы на общую сумму немногим менее 100 млн. долл. При соблюдении установленных норм малое предприятие могло получить кредит от 20 тыс. до 125 тыс. долл. США на срок до 36 месяцев под установленную банком ставку. В качестве залога может быть использована недвижимость, машины и оборудование и т. д. Цели применения кредитов, как правило, следующие: покупка машин и оборудования, покупка и ремонт недвижимости, которая будет использована малым предпринимательством, оборотный капитал, направленный на производства (например, покупку сырья) или оплату услуг. Не допускается финансирование оборотных средств, направленных на ведение торговой деятельности (например, покупку товаров, которые перепродаются без улучшения их качества). Финансирование торговой деятельности возможно по программе микрокредитования малого бизнеса ЕБРР, цель которой состоит в предоставлении надежного источника финансирования с разумной процентной ставкой и быстрым оформлением. Размер микрокредита 10 – 30 тыс. долл., сроки – до шести месяцев для компаний-производителей и до года для компаний, оказывающих услуги. В отличие от первой программы микрокредиты можно использовать для финансирования торговой деятельности. Законодательством предусмотрены возможности льготного кредитования, страхования и информационного обслуживания субъектов малого предпринимательства. При этом фондам поддержки малого предпринимательства предоставлено право полной или частичной компенсации кредитным и страховым организациям доходов, недополученных ими в результате предоставления соответствующих льгот. Фонды поддержки малого предпринимательства также вправе полностью или частично компенсировать субъектам малого предпринимательства их расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью и информационным обслуживанием.
Создаваемая при содействии федеральных и региональных органов исполнительной власти инфраструктура, обеспечивающая развитие и поддержку малого предпринимательства, включает сеть технопарков, лизинговых фирм, бизнес-клубов, производственно-технических центров и других объектов, призванных открыть малым предприятиям доступ к современному оборудованию и технологиям.
Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон) установлены особенности участия субъектов малого предпринимательства, в соответствии с которой государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% от общего объема заказов.
1.3 Основныенаправления государственной поддержки малого бизнеса в России в последнее время
В последние годыПравительство РФ старается уделять больше внимания поддержке малого бизнеса.Данный факт виден на примере письма Министерства экономического развития РФ «Обосновных направлениях государственной политики по развитию малого бизнеса исреднего предпринимательства» от 24 декабря 2008г.:
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, на министерство возложены полномочия по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
С 2005 г. Минэкономразвития России реализует комплекс мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, в том числе на:
а) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
б) поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
в) развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
г) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
д) поддержку региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 N 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (далее — Постановление).
Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» на эти цели в 2008 г. предусмотрены ассигнования в размере 3,85 млрд руб. В 2009 г. Объем финансирования составит 10,5 млрд руб.
Средства федерального бюджета предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов. Оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства находится исключительно в компетенции субъекта Российской Федерации.
Основными направлениями поддержки малого и среднего предпринимательства в 2009 г. станут: грантовая поддержка начинающих предпринимателей (до 300 000 руб. на безвозвратной основе), микрокредитование (беззалоговые кредиты не более 1 000 000 руб. на срок не свыше 1 года), повышение капитализации региональных гарантийных фондов по кредитам малых и средних предприятий, субсидирование процентной ставки по кредитам малых и средних компаний.
В Москве осуществляют деятельность 2 региональных венчурных фонда, находящихся под управлением УК «Альянс РОСНО» и «ВТБ Управление активами», которые предоставляют венчурные средства малым инновационным компаниям.
22.07.2008 Президент Российской Федерации подписал Федеральный Закон N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 5 августа 2008 г.
Указанным Федеральным законом предусмотрено преимущественное право приобретения субъектами малого и среднего предпринимательства добросовестно арендуемого более трех лет недвижимого имущества при принятии уполномоченными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления решения о приватизации данного имущества.
В 2007 г. в Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, которые закрепили за органами государственной власти и местного самоуправления возможность создания имущественных фондов для сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства.
Основные преимущества данного предложения:
— формирование имущественных комплексов для целей малого бизнеса на постоянной основе;
— стимулирование развития необходимых для субъектов РФ и муниципальных образований видов предпринимательской деятельности (бытовые услуги, социально-ориентированные предприятия и пр.);
— обеспечение доступности имущества для малого бизнеса.
Одновременно в целях обеспечения прозрачности механизма распределения имущества и соблюдения его целевого назначения — предоставление малому бизнесу, а также недопущения возможности предоставления в аренду имущества на невыгодных условиях (высокая арендная плата, краткосрочность) разработан и закреплен механизм привлечения общероссийских объединений предпринимателей, действующих на соответствующих территориях, для подтверждения потенциальным арендатором фактического статуса малого предприятия.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2008 N 797 имущество, включенное в такие перечни, должно предоставляться субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках долгосрочных договоров.
Программа поддержкималого бизнеса на 2010 год. />/>
Основными способами поддержкималого бизнеса в настоящее время является выдача льготных кредитов, упрощениесистем регистрации и налогообложения малых предприятий, а также оказанияконсультаций специалистов предпринимателям.
Программа поддержкималого бизнеса в 2010 году, которая была разработана правительством РоссийскойФедерации, подверглась некоторой корректировке. Наибольшую помощь получат тепредприятия, которые занимаются инновационной и производственной деятельностью.Планируется, что в 2010 году должна полностью заработать программа кредитованиямалых предприятий и механизм гарантийных фондов, которые будут заниматьсяподдержкой малого и среднего бизнеса. Через банки-партнеры «Российского банкаразвития» малому бизнесу будет выделено кредитов на сумму не менее 100 миллиардоврублей, через гарантийные фонды малый бизнес в виде кредитов получит около 80миллиардов рублей. Также правительство Российской Федерации в рамках программыподдержки малого бизнеса в 2010 году продолжит совершенствовать работуналоговых служб, таможенных органов и органов правопорядка.
Кроме государственной программыподдержки малого бизнеса в 2010 году существует ряд региональных программ,которые также позволяют увеличить эффективность работы малых предприятий иоказать необходимую поддержку начинающим предпринимателям. К примеру, фондподдержки малого бизнеса в Хабаровском крае предлагает начинающимпредпринимателям воспользоваться кредитом на выгодных условиях. Процентнаяставка кредита может составлять от 8,75 до 13,75%, а получить кредитможет практически любой предприниматель, который только что зарегистрировалсвое предприятие или давно занимается частным бизнесом.
Особое вниманиегосударственные органы уделяют молодым предпринимателям, делающим первые шаги вмалом бизнесе. Прежде всего, молодой предприниматель может получитьконсультации квалифицированных специалистов, которые помогут в регистрациикомпании, разработке бизнес плана или подборе кадров.
Во многих регионахРоссийской Федерации строятся бизнес-центры, которые ориентированы на предприятиямалого бизнеса, где предприниматели смогут не только снять помещение повыгодной арендной ставке, но и получить все необходимые условия для успешнойработы. Компактное размещение предприятий малого бизнеса позволит создатьнеобходимую атмосферу для творчества, что немаловажно для работы многихпредприятий, занимающихся разработкой инновационных технологий. Также в целяхподдержки малого бизнеса и предпринимателей многие государственные заказы напроизводство товаров или услуг размещаются в виде тендеров, что позволяетпредпринимателям найти выгодный заказ, который позволит обеспечить хорошуюприбыль предприятия.
В завершенииописания программы поддержки малого бизнеса на 2010 год хочу представить крассмотрению интервью от 11.02.2010 директора департамента развития малого исреднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ АндреяШарова, в котором он подвел итоги реализации программы поддержки бизнеса ирассказал о планах на 2010 год.
Как сообщается на сайтедепартамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы,Шаров отметил, что, несмотря на сложность прошедшего 2009-го года, показателиразвития малого и среднего бизнеса и по стране, и по столице оказалисьнеплохими.
«В России более 5 млн.субъектов малого предпринимательства, что составляет более 60%налогоплательщиков всей страны, и количество это выросло за прошлый год на 2,8%(143 тыс. новых компаний), хотя в 46 субъектах оно упало, и еще предстоит выяснить,почему», — сообщил Шаров.
Темпы роста количествамалых компаний в 2009-ом году, конечно же, снизились – все предыдущие годы оностабильно росло на 10% в год. При этом 2009-ый год явился годом большихзаконодательных достижений.
«Вступил в силу закон опроверках. Из 37 тыс. заявлений о внеплановых проверках прокуратурой отклоненаполовина, 77% — в Москве. В соответствии с уведомительным порядком открытия13-ти видов бизнеса поступило 16,5 тыс. уведомлений. Лидеры уведомительногопроцесса – Москва, Московская, Свердловская, Кемеровская области», — продолжилШаров. Впервые были созданы сводные планы проверок в регионах. Из 1 млн. 200тыс. плановых проверок согласовано 570 тыс. По 55 составам правонарушений быловведено предупреждение – то есть штрафные санкции наступают не сразу.
«Освободив МВД отпроверок на потребительском рынке, мы добились улучшения предпринимательскогоклимата, предоставив эти полномочия Роспотребнадзору. Радикально сокращенсписок продукции, подлежащей обязательной сертификации. Соотношение поменялосьс 80:20 на 51:49, что также является определенной победой. В одном лишь секторепарфюмерно-косметической продукции экономия составила 700 млн. рублей», — подчеркнул Шаров.
В 2009-ом году заключено8 тыс. сделок по выкупу предпринимательскими структурами муниципальногоимущества. Сформирован список для предоставления муниципального имущества варенду. Общее количество площадей составило 9,3 млн. кв. м, 9% из которыхрасположены в Москве. «Мы нашли 2300 объектов, годных для сдачи в аренду. Ихсуммарная площадь составила 800 тыс. кв. м», — объявил Шаров.
«Облегчен и доступ малыхкомпаний к госзаказу. Запущены электронные торговые площадки федеральногозначения. 60 регионов снизили налоговую нагрузку на малый бизнес по УСН. Москва– с 15 до 10%», — отметил Шаров.
В 2010-ом годуфедеральная программа поддержки и развития малого предпринимательствасосредоточится на поддержке малого инновационного предпринимательства имодернизации малых производств через систему лизинга. «Мы склонны отказаться отподпрограммы субсидирования процентной ставки по кредитам, действенной в острыйпериод кризиса», — предупредил Шаров.
Треть средств федеральнойпрограммы уйдёт на малые инновационные предприятия, прежде всего те, что будутсозданы при вузах и научных учреждениях, а также на экспортно-ориентированные.
«Как вы уже, наверное,знаете, федеральный посевной фонд располагает капитализацией в 2 млрд. рублей.Надеюсь, Москва также примет активное участие в софинансировании ранних стадийинновационного процесса», — заключил Шаров.
Глава 2. Зарубежныйопыт поддержки малого бизнеса
2.1 ОпытВеликобритании, Германии, США и Японии в развитии малого предпринимательства
Малые исредние предприятия (далее МСП) в развитых странах составляют важнейший секторнациональных экономик. Если крупные предприятия определяют уровеньнаучно-технического и производственного потенциала страны, то МСП, являясьнаиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическуюстабильность развития. О значимости МСП для ряда стран можно судить поприведённым данным (*1):
Таблица 1
/>
Сектор МСПотличается повышенной динамичностью, гибкостью инновационной активностью,способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочихмест. Например, в США за последние десять лет примерно 55% всех инноваций иоколо 75% новых рабочих мест были созданы в секторе МСП. При этом эффективностькапиталовложений где-то в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса (*2).
Быстрый иустойчивый рост МСП в этих странах объясняется заинтересованностьюправительства в развитии этого сектора экономики, путём вовлечения широчайшихмасс населения в творческую предпринимательскую деятельность. В рассматриваемыхстранах можно заметить множество сходных черт в системе государственнойподдержки сектора МСП, что обусловлено мощным влиянием процессов экономическойглобализации и активностью международных организаций (UNIDO, UN-ECE, PHARE,WASME, EBRD, TACIS, USAID и др.), специализирующихся в финансовой, техническойи информационной помощи.
Опыт многихстран, показывает, что наиболее эффективно государственную политику поддержки иразвития МСП можно осуществлять через специализированный правительственныйорган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия. В США это SBA, вВеликобритании – «Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS),созданное в 2000 г в составе «Министерства торговли и промышленности» (DTI), вГермании – «генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества,услуг и свободных профессий» (DG VIII) в составе «Федерального Министерстваэкономики и технологий» (BMWA), в Японии – реорганизованное «Министерствэкономики, торговли и промышленности» (METI), в составе которого создано новое«Агентство малого и среднего предпринимательства» (SMEA). Изучение головныхгосударственных организаций ведающих поддержкой МСП в развитых странах показало,что наиболее кардинальное решение было найдено в США в форме такойорганизационной структуры как «Администрация Малого Бизнеса при Президенте США»(Small Business Administration — SBA) созданной в 1953 г.
Эффективностьдеятельности SBA подтверждается как фактом устойчивого развития США и мощьюсектора МСП, так и использованием опыта SBA при проведении преобразований всистемах поддержки МСП в странах ЕС, в Великобритании и Японии, а так же вдругих странах. В целях обеспечения высокого государственного статуса, SBA былоподчинено непосредственно Президенту страны и не могло быть аффинировано ни содним другим правительственны органом. Руководит деятельностью SBA — Управляющий, кандидатура которого выдвигается Президентом и утверждаетсяСенатом. К настоящему времени SBA является одной из наиболее крупных в миреправительственных организаций, специализирующихся в поддержке и развитии МСП. Овлиятельности SBA говорит тот факт, что при годовом бюджете $18 млрд. в 2002 г. она привлекла в сферу МСП из различных источников около $400 млрд., в том числе $46 млрд. погосзаказам. SBA имеет 108 представительств во всех регионах и в крупнейшихгородах страны с общим штатом свыше 4,2 тыс. сотрудников. Государственнаяподдержка МСП осуществляемых либо непосредственно структурными подразделениямиSBA или уполномоченными компаниями, партнёрскими организациями и фирмами, атакже консультационными пунктами, бизнес центрами и т.п.
SBAорганизовала в США разветвленную сеть представительств, отделений,консультационных пунктов, бизнес центров и уполномоченных компаний полностьюили частично, финансируемых из средств федерального бюджета. Кратко остановимсятолько на некоторых видах поддержки МСП, которые не требуя большихкапиталовложений, нашли широкое распространение во многих странах и вполнемогут быть применены в нашей стране, в их числе:
— «Консультационные бюро руководящих работников в отставке» (Service Corps ofRetired Executives- SCORE), работа которых связана с использованием опытавысококвалифицированных специалистов, ныне вышедших на пенсию, для консультацийи технической помощи МСП. В 389 консультационных пунктах США сотрудничают 11400пенсионеров, которые ежегодно консультируют свыше 400 тыс. клиентов.Аналогичные структуры действуют в странах ЕС (European Senior ServiceNetwork-ESSN), оказывая консультационную помощь с выездом на предприятия, в томчисле и в страны СНГ по программе TACIS. В нашей стране этот опыт может бытьприменён путём создания локальных баз данных о высококвалифицированныхпенсионерах, заинтересованных в активном сотрудничестве с местными структурамиподдержки МСП.
Во многихстранах (Германия, США, Япония и др.) для получения крупных кредитов илидостаточно весомой технической помощи, предприятие должно представитьобъективные сведения по организационным, финансовым, техническим, кадровым идругим аспектам своей деятельности. Такие сведения обычно подготавливаютсяуполномоченными специализированными организациями или диагностическимицентрами. Это существенно снижает риски вложения средств в предприятия. В нашейстране, при ограниченности ресурсов, при массовых обращениях за финансовойпомощью и при частых случаях невозвращения выделяемых кредитов необходимовведение института обязательного диагностирования предприятий, нуждающихся вфинансовой или технической помощи, либо в реструктуризации. Это будетспособствовать сбережению средств и целевому их использованию, а так жеповышению ответственности предпринимателей.
Мощнымрычагом косвенной финансовой поддержки МСП, является предоставлениегосударственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамкахгосударственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовымресурсам. Такие программы существуют в США, Японии, Германии и мн. другихстранах. Например в США на 2002 г. было выделено $17,5 млрд для предоставлениягарантий на кредитование и под инвестиционные капиталовложения. Существуетсвыше 20 специализированных кредитных программ (краткосрочных – дляприобретения оборотных средств, обеспечения экспортных операций, оказанияэкстренной помощи и др.; долгосрочных — для приобретения недвижимости,оборудования и/или для модернизации и расширения деятельности, помощи прибедствиях, проведения НИОКР, и др.). Развитие подобной системы в Россиипозволит сильно расширить базу финансовых ресурсов поддержки МСП за счетпривлечения частного капитала.
Интересенопыт инвестиционного кредитования МСП, широко распространённый в США, Японии иАнглии. В его основе создание сети частных инвестиционных компаний (SmallBusiness Investment Companies – SBIC), которые используя собственный капитал ипривлекая заимствованный капитал под гарантии SBA, осуществляют различныеинвестиции в МСП. Эти компании предоставляют акционерный капитал,долговременные займы, облигационные займы, а также оказывают услуги пофинансовому менеджменту. Стимулом для их деятельности является возможностьучастия в прибылях в случае успешного развития малых предприятий. Вхождение вглобальную экономику с обострённой конкуренцией на мировых рынках и жесткойрегламентацией рыночных отношений в рамках ВТО требует от России концентрацииресурсов на наиболее эффективных направлениях деятельности (программирование,коммуникации, электроника, энергетика, высокие технологии, точноеприборостроение, биотехнологии, авиационно-космическая техника и др.).Инновационная деятельность позволяет наиболее полно использовать ещёсохранившийся в нашей стране творческий и научно-технический потенциал. Необходимостьинтенсивного развития и поддержки инновационной деятельности в секторе МСПставит задачи финансирования этих работ и обеспечения взаимодействия междуразработчиками, научно-исследовательскими институтам, университетами ииспытательными лабораториями. В мировой практике есть примеры объединенияфинансовых ресурсов различных ведомств в целях выполнение НИОКР погосударственной тематике.
2.2Поддержка инновационного малого бизнеса в США и других странах
Примеромподдержки инновационной деятельности в США, являются программы «Инновационныеисследования в МСП» (Small Business Innovation Research –SBIR) и«Распространение технологий МСП» (Small Business Technology Transfer – STTR).Эти программы обеспечивают бюджетное финансирование на конкурсной основе НИОКР,проводимых предприятиями сектора МСП по тематике ведущих федеральных ведомств(NASA, министерства обороны, энергетики, транспорта, медицины, образования идр.). Такие работы проводятся в три этапа. Только призёры I этапа(длительностью до 1 года), допускаются к II этапу (длительностью до 2 лет), накотором объём субсидирования НИОКР в 3-5 раз больше. Призёры II этападопускаются к III этапу, на котором самые успешные инновационные разработкивыигрывают подряды на коммерциализацию и практическое внедрение своихразработок в производство. Развитие и совершенствование технологийосуществляется программой STTR, которая стимулирует малые предприятия квзаимодействию с некоммерческими исследовательскими институтами. Учитывая этотопыт, желательно, в рамках уже существующего государственного «Фонда содействияразвитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», рассмотретьвозможность объединения части средств ведущих отраслей народного хозяйства(оборонная и авиационно-космическая промышленность, энергетика, металлургия,здравоохранение, транспорт и др.), предусмотренных для проведения НИОКР.Участники этого фонда, сами должны определять тематику НИОКР, ориентировочнуюстоимость и сроки выполнения этих работ, а также условия проведения конкурсовдля получения заказов на выполнение этих работ.
Оченьсерьёзной проблемой инновационных предприятий сектора МСП, является защита правинтеллектуальной собственности. В этой связи Японское правительство, по примеруСША, предприняло ряд организационных и законодательных мер, обеспечивающихсовершенствование национальной системы регистрации прав интеллектуальнойсобственности, её защиты и распространения. В условиях нашей страны,целесообразно создать экспертный совет, наделённый правом давать заключения о целесообразностифинансирования затрат на патентование инновационных разработок малыхпредприятий и сертификацию новых продуктов в других странах. Для финансированияэтих затрат можно использовать государственные гарантии и механизм льготногокредитования. Это позволит многим инновационным предприятиям найти средства дляпатентования и сертификации имеющихся разработок обладающих мировой новизной иконкурентоспособностью, облегчив им возможность выхода на мировые рынки.
Исходя изограниченности финансовых и материальных ресурсов, которые можно направить надальнейшее развитие МСП, целесообразно обратиться к опыту Великобритании иЯпонии в части подходов в формировании приоритетных направлений развития МСП.Например, в Великобритании в целях оптимизации использования финансовыхресурсов с 2000 г. принята 2- х уровневая система приоритетов поддержки МСП.Первый уровень приоритетности должен соответствовать масштабамобщегосударственного применения и способствовать ускоренному накоплениюресурсов необходимых для экономических и социальных преобразований, обеспечиваявысокую результативность поддержки и развития конкретных групп предприятий,обладающих стратегической важностью для социально–экономического развитиястраны. Второй уровень приоритетности должен соответствовать региональным иместным целям социально-экономического развития и накапливать для их достижениядостаточные ресурсы путём поддержки наиболее эффективных и быстро развивающихсяпредприятий, а так же предприятий высокой социальной значимости. В случае еслипредприятие отвечает нескольким целевым приоритетам, то оно может рассчитыватьна предоставление финансовой поддержки из нескольких источников и/или получитьдополнительные льготы.
3.3 Опытподдержки малого бизнеса в Германии и Великобритании
По мереэкономического оздоровления нашей страны можно приступить к созданиюнациональной системы информационного обслуживания МСП. В качестве примеракратко рассмотрим сеть бесплатного информационного обслуживания SBA-Net, в которойдействуют следующие информационные системы:
— ACE-Net(Angel Capital Electronc Network) — служба поиска инвесторов и финансовойподдержки для МСП на сумму от $0,25 до $5 млн.
— BusinessLINC — система обеспечения информацией предпринимателей о возможностяхвзаимодействия малых средних и крупных предприятий.
— PRO-Net –система для осуществления маркетинговых исследований в части изыскания иразмещения государственных, региональных и частных заказов, о поставках изакупках.
— TECH-Net — информационная система о технологических ресурсах, высоких технологиях ипредприятиях реализующих эти технологии или ведущих НИОКР в этих направлениях.
— Trade Net –система для развития экспортных возможностей МСП и поиска партнеров вмеждународной торговле, предоставление консультаций и информации о финансовых,правовых, таможенных и других особенностях осуществления экспортных операций.
— SUB-Net — система для размещения сведений генеральных подрядчиков (федеральных,региональных и местных органов власти, крупных предприятий, международныхкомпаний и др.) о текущих или перспективных субконтрактных возможностях дляМСП.
В связи сострой необходимостью реструктуризации многих отечественных крупных предприятийнаходящихся в кризисной ситуации целесообразно учесть опыт экономическихпреобразований в восточной части объединённой Германии. В начале необходимопроизвести инвентаризацию и всестороннюю диагностику крупных кризисныхпредприятий для определения наиболее целесообразных путей их реструктуризации ипоследующей приватизацией. Причем комплексная оценка состояния крупныхпредприятий (в особенности градообразующих) должна быть соотнесена и ссоциально-экономической обстановкой в местах их расположения. Особенноинтересен подход Германского Федерального Ведомства Опеки (ФВО) в частиразукрупнения холдингов и крупных предприятий, и выделения из них малыхдееспособных предприятий с обеспечением для них устойчивого взаимодействия сдругими поставщиками, производителями и потребителями продукции. При этом ФВОвсячески облегчало для мелких собственников условия приобретения недвижимости ималых предприятий, выделенных в результате реструктуризации крупныхпредприятий. Для этого недвижимость и выделенные предприятия продавалась врассрочку без земельного участка, с освобождением от платежей в течении первых2-4 лет, а передача земли осуществлялась на условиях долгосрочной аренды споследующим выкупом. Такой подход даст возможность оздоровить многие кризисныекрупные предприятия и позволит активизировать деятельность по расширениюсектора МСП, одновременно снизив социальную напряженность в местах с высокимуровнем безработицы.
Опыт многихстран, свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора МСП всфере выполнения государственных и муниципальных заказов. В США крупныепредприятия обязаны размещать в секторе МСП до 20% оборонных заказов. В 2002 г. стоимость госзаказов, выполненных силами МСП достигла $46 млрд.
Обращаясь копыту Германии, следует отметить, что в этой стране действует около 3,3 млнМСП, которые дают до 57% добавленной стоимости и привлекают 46% инвестиций.Большой интерес для нашей страны представляет опыт вовлечения старшихшкольников и студентов в предпринимательскую деятельность. ПравительствомГермании при содействии Deutsche Ausgleichsbank и других партнеров в ВУЗахстраны создано 42 кафедры предпринимательства. Реализуется программа EXISTфинансовой поддержки и стимулирования студенческого предпринимательства, чтопозволило создать 350 новых инновационных предприятий. Германским ИнститутомТруда запущена программа JUNIOR для старших школьников по созданиюмини-предприятий, работающих в рыночных условиях под контролем опытныхконсультантов. В 2001-02 гг. в 12 регионах страны было создано 220 такихмини-предприятий в которых сотрудничало свыше 3000 учащихся.
Венчурныефонды.Особый интерес представляет сфера рискового (венчурного)предпринимательства, которая обеспечивает мощное развитие деловой активности вновых видах деятельности. В Германии для поддержки рисковых предприятий в2001г. запущена программа «Венчурный Капитал для Малых ТехнологическихКомпаний» (VTC), в рамках которой через ассоциацию фондов венчурного капиталаили через донорские организации удалось предоставить свыше 0,5 млрд. евро для1000 молодых венчурных предприятий. Германское Правительство поддерживаетразвитие рынка венчурного капитала и содействует организации «Германской СетиДобровольных Инвесторов» (Business Angel Network Germany), что позволило впоследние годы создать 40 таких структур и объединить их в общенациональнуюсеть. В части ускорения технологического и инновационного прогресса в сектореМСП реализуется 6 государственных программ, в их числе «Программа инновационнойподдержки МСП» (PRO INNO) по интенсификации проведения НИОКР предприятиямисектора МСП в кооперации с научными учреждениями. Эта программапредусматривается и возможность временного перевода специалистов из институтовв малые предприятия и наоборот. В этой связи, в нашей стране было быцелесообразным создать систему из нескольких рисковых фондов, финансовыесредства которых могли бы вкладываться в предприятия, действующие на самыхпередовых позициях научно-технического прогресса, способных дать эффективноеускорение для развития нашей экономики и для создания новых рыночных ниш.
Значительныйвклад в развитие МСП вносит совершенствование принципов управленияпредприятиями, поэтому Правительство через сеть ТПП и другие партнерскиеорганизации финансирует обучение и консультирование молодых предпринимателей.Ежегодно более 200 тыс. предпринимателей бесплатно получают соответствующиеконсультации. В новых землях создано 40 консультационных центров. В 30 городахпроводятся круглые столы по обмену опытом выхода из кризисных ситуаций сучастием предпринимателей и иностранных экспертов.
ДляРоссийской практики законотворчества, особенно в сфере МСП, будет весьмаполезным ознакомиться с опытом совершенствования законодательства иправоприменения в странах ЕС и конкретно в Великобритании. В Кабинете МинистровВеликобритании был в 1995 г. образован отдел по оценке эффективности мергосударственного регулирования (Regulatory Impact Unit – RIU). В обязанностиRIU входил поиск путей упрощения и оптимизации действующих и вновьразрабатываемых правовых норм, а так же обеспечение адаптацииправоприменительной практики Великобритании с законодательством ЕС. RIU тесновзаимодействует со всеми правительственными и общественными организациями,обеспечивая аналитическую оценку эффективности действующих и вновь разрабатываемыхправовых актов и процедур, а так же разрабатывает рекомендации по ихдальнейшему совершенствованию. Концепция совершенствования системыгосударственного регулирования экономической и общественной деятельности вВеликобритании базируется на следующих 5 основных принципах «благотворногорегулирования», принятых в ЕС:
1. Прозрачность дляпользователя
2. Ответственность
3. Сбалансированность
4. Системность(последовательность)
5. Целенаправленность
6. Благодаряреализации вышеперечисленных мер Великобритания вышла на 2-е место среди 60развитых стран по созданию наиболее благоприятных условий для развитияпредпринимательства (*5). Предпринимательство, начиная с 1997 г. экономило ежегодно около £10 млрд. за счет сокращения формальных процедур. Увеличиласьинтенсивность создания новых предприятий, темпы роста в. достигли 8% и былосоздано 410 тыс. новых предприятий. За период 1997-2000 гг. было создано боле1,5 млн. новых предприятий, из которых 99,8% относятся к категории малыхпредприятий.
Глава 3. Возможностиадаптации зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства в России
государственныйбизнес предпринимательство
3.1 Состояние малогобизнеса в зарубежных странах и в России
В сфере малогопредпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, чтонаучно-техническому прогрессу и способствует формированию «среднегокласса» как важнейшего фактора социальной и политической стабильностиобщества. Так, например, свыше 20 млн. фирм функционирует в Соединенных ШтатахАмерики (данные без учета сельскохозяйственных структур). В странахЕвропейского союза насчитывается 17 млн. фирм (из них 6,9 млн. — мелкие исредние). Примерно 5 млн. фирм — в европейских государствах, не входящих вЕвропейский союз, — Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), наБлижнем и Среднем Востоке и в Африке.
В Федеративной РеспубликеГермании в легальном малом бизнесе занято 65% рабочей силы, отсюда бюджет получаетпримерно половину налогов. Кроме того, органично связанное с крупным бизнесоммалое предпринимательство является основой устойчивого развития страны иповышения конкурентоспособности ее экономики. При этом, с одной стороны,демонополизация экономики приводит к разукрупнению крупных корпораций и ихкооперации с малым и средним бизнесом, а с другой, — опыт и капитал малогобизнеса, особенно в торговой и инновационной сфере, инициирует создание крупныхфирм.
В России использованиеподобных возможностей малого и среднего бизнеса пока еще не является реальнымприоритетом государственной политики. Для сравнения: в Российской Федерациидействует около 1,5 млн. различных фирм, а зарегистрировано всего лишь около850 тыс. малых фирм и 12 млн. частных предпринимателей, в том числе 14-15% — впромышленности, а остальные — в торговле, общественном питании и посредническихуслугах. Число реально действующих фирм в расчете на 10 000 жителей России внесколько раз меньше, чем в других европейских странах.
То же самое относится и кобщей численности предпринимателей. Не привели к ожидаемым результатам имногочисленные программы развития малого и среднего бизнеса. Декларируется, нопрактически не решается задача наращивания предпринимательского ресурса и егоцелевого использования для ускорения экономического роста и улучшения социальногоклимата в стране. Ресурсная поддержка малого и среднего бизнеса в Россииприобретает особое значение и звучание.
Зарубежный опыт некоторыхотдельных стран, как, например, США, Канады, Италии, Аргентины, Бразилии весьманаглядно показывает, как можно эффективно сочетать упрощенную системуналогообложения для индивидуальных предпринимателей и семейного бизнеса ссистемой налогообложения для определенных видов деятельности (торговли,автозаправок и т.п.) в форме единого налога на вмененный доход.
Локальная экономическаяэффективность, которая находит отражение в рентабельности, у малого бизнесадолжна быть выше, чем у крупного. В России эта закономерность не заметна,поскольку малые фирмы не представляют достоверную отчетность, скрывая большуючасть своих доходов (так, например, рентабельность малых предприятий составляетвсего 6,2%, а в промышленности — еще ниже).
Для России особоезначение имеют три аспекта социального эффекта от малого и среднего бизнеса — трудоустройство работников, высвобождаемых при реструктуризации крупных, в томчисле государственных, предприятий, формирование среднего класса и сокращениетеневой экономики.
3.2 Опыт развитыхстран в поддержке МСП и возможности его адаптации в Российской Федерации
Российский малый бизнесобладает отличительными особенностями по сравнению с зарубежными странами, аименно:
1) совмещение в одноммалом предприятии нескольких видов деятельности;
2) отсутствие четкойспециализации, стремление к самостоятельности;
3) низкий техническийуровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительныминновационным потенциалом;
4) высокий уровеньквалификации кадров и низкий уровень менеджмента, высокая приспособляемость ксложной экономической обстановке;
5) неразвитостьинфраструктуры поддержки малых предприятий, препятствующая стремлению успешнофункционирующих малых предприятий выйти на международные рынки, отсутствиеполной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитостьсистемы информационных и консультационных услуг;
6) высокая степеньмонополизации российской экономики (так, например, хотя по данным ГоскомстатаРоссии, 4 % промышленных компаний с числом работников более тысячи человекреализовали около трех четвертей всей промышленной продукции, число малыхпредприятий за последние годы значительно выросло, а их доля в ВВП увеличиласьс 9,6 до 10,4 %, что, в свою очередь, позволило создать 550 тыс. рабочих мест,существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло;
7) большая часть МСБостается в теневой экономике, причем, в ряде регионов до половины малыхпредприятий существует не более одного квартала, не ведется реальнойхозяйственной деятельности).
Важно также учитыватьопыт развитых стран в целевом характере поддержки малых предпринимателей сакцентом на начинающих. В международной практике выделяют несколько категорийлюдей, стремящихся заняться бизнесом и начинающих свое дело.
Первая категория — этоначинающие предприниматели (то есть граждане, имеющие способности и желаниезаниматься такой деятельностью). Здесь внимание органов поддержки направлено,прежде всего, на молодежь, военнослужащих, увольняемых в запас, бывшихчиновников, инженеров, которые остаются без работы после закрытия крупныхпроизводств.
Так, например, в связи совступлением России в ВТО вероятен вариант сокращения сотни тысяч работников(инженеров, мастеров, рабочих) в таких ведущих отраслях российскойпромышленности, как в металлургии, автомобилестроении, авиастроении, легкойпромышленности и других отраслях. Следовательно, при таком сокращении эти людимогли бы пойти как в действующие и новые МСП, так и в качествепредпринимателей. Хотя здесь следует принять во внимание тот факт, что далеконе все люди способны заниматься предпринимательской деятельностью, — в этомслучае следует выстроить такую инфраструктуру по бесплатному обучению,сопровождению, консалтингу и информационному обеспечению этой категории,которая смогла бы удовлетворить потребности всех безработных (правда, для этогоРоссии, прежде всего, придется решить проблему безработицы и связанную с нейжилищную проблему, и т.п., что является весьма и весьма нелегкими задачами).
Кроме того, российскиебанки в отличие от банков США, Германии, Великобритании, Канады не кредитуютначинающий бизнес из-за высоких рисков, значительного процента невозвратакредитов, неразвитости механизмов микрофинансирования и гарантирования.Российское законодательство до сих пор не содержит определения среднегобизнеса, а статистика вообще не отделяет его от малого и крупного.
Региональным вариантом вэтой ситуации является покупка (или лизинг) готового бизнеса. Государственныеорганы должны способствовать созданию рынка готовых малых и среднихинновационных компаний с использованием федерального и муниципального имуществав рамках программы реструктуризации крупных предприятий, как это делается,например, в Нижегородской, Московской, Ленинградской, Воронежской и другихобластях с развитой оборонной промышленностью.
Опыт успешного выполненияконверсионных программ накоплен в США, Англии и Канаде. Данные предприятиямогут предлагаться предпринимателю в лизинг на срок 5-10 лет. Создавая новыепродукты, услуги или технологии, предприниматель, получая прибыль, возвращаетгосударству выделенные ему средства. В противном случае, если одинпредприниматель по каким-либо причинам не возвращает деньги, после экспертизыпредприятие передается другому, более подготовленному. При подготовкепредпринимателя, имеющего уже начальный капитал и необходимые ресурсы,необходимо обучить его эффективному менеджменту и маркетингу.
Кроме того, человек,получивший определенные знания и навыки, не имеющий желания либо способностибыть собственником, предпринимателем, вполне может пойти в наемные работники.При этом на него не давит груз долговых обязательств. Безусловно, для решенияэтой задачи в России будут создаваться необходимые условия.
Вторая категорияпредпринимателей — это те, кто уже начал свой бизнес и имеет небольшуюсобственность. Однако, семейному либо малому предприятию требуется расширениеили модернизация, а иногда и качественное обновление производства (например,диверсификация) плюс определенные финансово-кредитные ресурсы. Причем, ихобеспечение, имеющееся у того или иного предпринимателя, недостаточно, так какнеобходимо создание системы гарантий с участием государства, банков и фондов,как, например, принято в Австрии, Финляндии и других странах при обязательнойподдержке федеральных, региональных и муниципальных властей и, конечно,соответствующее законодательство. Гарантия по кредиту создает возможность развитияи модернизации бизнеса, позволяет вывести его на достойный уровень, когда можнодоказать свою состоятельность в банке, — такому предпринимателю необходимопомочь получить кредит, сформировать свою «кредитную историю». Крометого, создание государственной системы гарантий позволяет разделить риски междупредпринимателем, банком и государственной структурой (фондом), вовлечьзначительный банковский капитал в активный рыночный оборот. В России подобногорода механизмов поддержки предпринимателей пока не созданы.
Третья категорияпредпринимателей — это те, у которых уже есть стабильный бизнес, а значит, естьи кредитная история. Данная категория предпринимателей может получитьдополнительные кредиты даже под оборотные средства. Безусловно, такимпредпринимателям необходима поддержка при выходе на внешние рынки, особенно приусловии вступления России в ВТО, когда рухнут «заградительные»барьеры, российский рынок окончательно заполнится большим количеством дешевойпродукции (обуви, одежды, трикотажа, тканей, косметики и т.п. из различныхстран мира, как, например, из Италии, Турции, Китая, где преобладают малые исредние предприятия). Причем, следует учесть последствия «взрыва»импорта, а именно: резкое падение выпуска в обувной, швейной и других отрасляхпромышленности, и, как следствие, предприниматели столкнутся с тем, что имеющиеранее конкурентные преимущества (дешевая рабочая сила, которая при низкихтаможенных пошлинах на аналогичные товары просто исчезнет) будут потеряны дляних безвозвратно.
Европейские страны оченьактивно поддерживают развитие экспортного потенциала своего малого бизнеса.Действуют эффективные системы гарантий экспортных поставок в Германии, Австрии,Италии, Финляндии. Формируется единая система гарантий Евросоюза. Данный опыттребует незамедлительного освоения в России при активном участииМинэкономразвития России, Российского банка развития, Федерального фондаподдержки малого предпринимательства, Торгово-промышленной палаты и другихзаинтересованных институтов.
3.3 Проблемы, способные помешатьвнедрить зарубежный опыт поддержки МСП в России и пути решения данных проблем
1. административно-бюрократическиебарьеры, сдерживающие развитие малых и средних предприятий в России (особыйразмах проблема административно-бюрократических барьеров достигла в конце 90-хгодов прошлого века, когда коррупция достигла огромных масштабов и сталафактически просто неконтролируемой и, в конце концов, отразившаяся в августе 1998 г. дефолтом в период «чрезмерного» администрирования на еще не окрепшем маломпредпринимательстве.
2. В настоящеевремя данная проблема активно решается на различных уровнях власти. Так,например, на федеральном уровне (как, впрочем, в большинстве регионов имуниципальных образований) действует межведомственная комиссия по борьбе садминистративными барьерами, многие регионы ввели на своих территориях«Книги учета инспекторских проверок» (например, в Воронежской областиактивно работают межведомственные, областные и муниципальные комиссии; Правда,следует отметить, что в странах с высоким уровнем экономического развития, как,например, США, Великобритании, Канаде, Германии предприниматели такженедовольны «бюрократическими препонами» и даже за это критикуютчиновников. Имеются и люди, которые не одобряют налоговую систему, пусть дажеочень либеральную. Однако, в этом случае следует учитывать следующее: дело втом, что в развитых странах прямые контакты предпринимателей с государственнымичиновниками (если принимать во внимание, что мы живем в век доминированияэлектронных коммуникаций), сведены к минимуму;
3. недостатоккредитно-финансовых ресурсов (как, например, отсутствие каких-либо специальныхфондов поддержки предпринимателей и т.д.);
4. недостаточнаягосударственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства до сихпор не позволяла обеспечить рост его социально-экономической эффективности;
5. Россиясущественно уступает странам с развитой экономикой по общей численности малыхпредприятий (доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте(ВВП) этих стран составляет 50-60 %, а в России -10-11 %, в то время как малыйбизнес в развитых странах является основным создателем дополнительных рабочихмест. Для сравнения: доля малых и средних предприятий в общей численностизанятых в 1990-е годы составляла: в США — 60%, в Японии — 78, в Италии — 73, воФранции — 54%, а в Российской Федерации вместе с индивидуальнымипредпринимателями эта численность составляет около 12 млн. человек, то естьменее 19 % общей численности занятых в российской экономике);
6. отраслеваяструктура малого и среднего бизнеса в России нерациональна (на торговлю иобщественное питание приходится около 25% МСП, в промышленности — 15,3 %, встроительном секторе — 14,4 %), а доля инновационного малого бизнеса недопустимонизка;
7. высокая доля«теневого» сектора, являющаяся особенностью российского малогопредпринимательства, составляющая от 30 до 50% реального оборота субъектовмалого бизнеса;
8. высокаянеравномерность развития МСП в РФ по регионам (примерно 50% работающих в сферемалого бизнеса сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации, в томчисле до 25% — в Москве);
9. инфраструктураподдержки МСБ не объединена в единую систему;
10. неоднозначностьнормативно-правовых актов, регулирующих малое и среднее предпринимательство вРоссии. Государственные программы в сфере поддержки малого бизнеса не работают.МАП России действует малоэффективно. На самом же деле, развитие МСБпредставляет собой гораздо более сложную и комплексную институциональнуюпроблему, от решения которой зависит устойчивое развитие экономики,человеческого и инновационного капитала РФ, социально-экономическаябезопасность ее субъектов.
К сожалению, сложноговорить о каких-либо реальных существенных изменениях, произошедших в областиразвития малого бизнеса РФ, так как в целом ситуация в данной сфере неизменилась и до сих пор остается плачевной. Правительство в недостаточнойстепени справляется с задачами в области развития малого бизнеса.Следовательно, необходимы принципиально иные подходы к развитию малого бизнесав стране. Основное стимулирование надо осуществлять на базе эффективногоналогообложения в сочетании с банковской реформой для того, чтобы у малыхпредприятий появился доступ к кредитным ресурсам.
На региональном имуниципальных уровнях нужны открытые общественные приемные с участиемпредставителей СМИ, куда бы предприниматели могли прийти и выразить своенеудовольствие сложившимся вещей. Понятно, что не должны стоять в сторонеполитические и общественные объединения предпринимателей, как это показываетопыт Италии, Франции, Испании.
Следовательно, в сфере МСПцелесообразно принятие следующих мер:
1) реорганизация МАПРоссии путем расформирования подразделений, отвечающих за поддержкупредпринимательства, то есть концентрация усилий МАП России только наантимонопольном регулировании;
2) развивать малыйбизнес должно специальное неправительственное агентство (так, например, вМинистерстве торговли США действует специальная Администрация малого бизнеса (SBA). Для нашей страны предпочтительнеебыло бы ориентироваться на SBA — как пример создания высоко интегрированного идейственного государственного органа, обладающего достаточными ресурсами иполномочиями для эффективной поддержки и развития МСП в России. Уже имеющийся внашей стране опыт создания федеральных органов поддержки МСП, показал, чтоотсутствие достаточных полномочий, финансовых средств и механизмоввзаимодействия с другими ведомствами и региональными администрациями, непозволяет проводить эффективную государственную политику в отношении МСП.Однако создание достаточно полномочного Департамента поддержки и развитияпредпринимательства при Правительстве Москвы, позволило решить многие проблемыМСП, обеспечив организацию мощной инфраструктуры поддержки МСП и создав, лучшиев стране условия для развития МСП. На законодательную поддержку и гармонизациюзаконодательных актов в сфере малого бизнеса в США ежегодно в Федеральномбюджете США выделяется не менее 600 млн. дол. США, которые направляютсяэкспертным и аналитическим институтам, общественным экспертным Советам,бизнес-аналитикам в области МСП). Поддержка малого бизнеса связана состимулированием инноваций, а также с борьбой с бюрократизмом и коррупцией;
3) расформированиесуществующих государственных программ поддержки МСБ в связи с неэффективностьюи коррупцией. Не бюрократы должны кого-либо финансировать, а профессиональныекоммерческие организации;
4) увеличениеподдержки МСБ, но не в виде прямых кредитов и грантов;
5) в законе овзаимном страховании надо решать проблему обеспечения малого бизнеса финансамидля развития, а уже затем говорить о вовлечении малых предприятий встрахование. Закон нужен, но решить проблему финансирования малого бизнеса онне в состоянии;
6) Правительству РФ необходимоинтенсивнее создавать бизнес-парки и инкубаторы, предоставлять кредитныегарантии, осуществлять субсидирование части процентной ставки. Необходимосоздать условия для развития специальных инвестиционных фондов, в том числефондов прямых инвестиций, фондов рискового капитала.
7) Говоря обупрощенной и вмененной системах налогообложения, следует отметить, что акцентделается на переходе малого бизнеса на упрощенную систему, где предпринимателивправе выбирать между налогообложением доходов (оборота) -ставка 6% — идоходов, уменьшенных на расходы (прибыль) — ставка 15%. Очевидно, что с точкизрения обеспечения доходов федерального бюджета и построения эффективнойналоговой системы, налог с доходов (налог с оборота) более эффективен, чемналог на прибыль.
8) Что касаетсяставки налога с оборота, то она не должна превышать 5%. Именно при таком уровненалоговой ставки можно будет говорить о снижении налогового бремени малыхпредприятий, но опять же речь не идет об уменьшении размера уплачиваемыхналогов в несколько раз.
В завершение хотелось быотметить, что суть малого предпринимательства состоит в том, чтобы каждомучеловеку предоставлялась возможность создать себе рабочее место. Причем, чащевсего не только себе, но и нескольким десяткам людей. Поэтому российскомуправительству необходимо в кратчайшие сроки найти пути решения проблем, стоящихна пути достойного развития малого и среднего бизнеса в нашей стране.
Заключение
Хотелось бы надеяться,что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет попути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиямхозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономическойистории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, какв увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности исбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики вцелом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуациибыла бы государственная политика правительства, направленная на расширение иразвитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Надо заметить, чтонесомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства всовременной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматриватьлишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и какдолговременное направление структурной политики, естественным образомобеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов вроссийском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста втечение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно вслучае удовлетворительной разработки новой государственной политики в областималого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многихотраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективногоприложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики иформирование всероссийского рынка.
В даннойработе я проанализировал систему государственной поддержки малогопредпринимательства в России и зарубежных странах и выявил некоторыевозможности адаптации различных видов форм поддержки малого предпринимательствак российским условиям.
В первойглаве удалось охарактеризовать сущность малого предпринимательства, показатьосновные направления государственной поддержки малого предпринимательства вРоссии:
1. С цельюфинансовой и организационной поддержки малого бизнеса созданыспециализированные организации (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства,Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере,Российская ассоциация развития малого предпринимательства);
2. Создание иразвитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства(бизнес-инкубаторов);
3. Развитие системы кредитованиясубъектов малого предпринимательства;
4. Упрощение системрегистрации и налогообложения малых предприятий;
5. Поддержка малыхинновационных предприятий.
Во второйглаве проанализированы государственные программы поддержки малого и среднегобизнеса в наиболее развитых странах и указаны основные точки приложения усилийданных стран в области поддержки и развития малого бизнеса:
1) Общим дляразвитых стран является тот факт, что государственная поддержка малого бизнесаосуществляется через специализированный правительственный орган, имеющийдостаточные ресурсные возможности и полномочия. В США это «Администрация МалогоБизнеса при Президенте США» (SBA), в Великобритании – «Национальное Агентствопо обслуживанию малого бизнеса» (SBS), созданное в 2000 г в составе «Министерства торговли и промышленности» (DTI), в Германии – «генеральный Директоратмалого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий» (DGVIII) в составе «Федерального Министерства экономики и технологий» (BMWA), вЯпонии – реорганизованное «Министерств экономики, торговли и промышленности»(METI), в составе которого создано новое «Агентство малого и среднегопредпринимательства» (SMEA).
2) Для получениякрупных кредитов или достаточно весомой технической помощи, предприятие должнопредставить объективные сведения по организационным, финансовым, техническим,кадровым и другим аспектам своей деятельности;
3) Осуществляетсяпредоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых врамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП кфинансовым ресурсам;
4) Развиваетсяинвестиционное кредитование, основанное на сети частных инвестиционных компаний(Small Business Investment Companies – SBIC в США), которые используясобственный капитал и привлекая заимствованный капитал под гарантии SBA,осуществляют различные инвестиции в МСП;
5) Созданыпрограммы, обеспечивающие бюджетное финансирование на конкурсной основе НИОКР,проводимых предприятиями сектора МСП по тематике ведущих федеральных ведомств;
6) Действуютнациональные системы информационного обслуживания МСП, например, сетьбесплатного информационного обслуживания SBA-Net, куда входят: служба поискаинвесторов, система для осуществления маркетинговых исследований и т.д.;
7) Вовлекаютсястаршие школьники и студенты в предпринимательскую деятельность, например,Германским Институтом Труда запущена программа JUNIOR для старшеклассников посозданию мини-предприятий, работающих в рыночных условиях под контролем опытныхконсультантов;
8) Осуществляетсяподдержка венчурных предприятий, например, в Германии для поддержки рисковыхпредприятий в 2001г. запущена программа «Венчурный Капитал для МалыхТехнологических Компаний» (VTC), в рамках которой через ассоциацию фондоввенчурного капитала или через донорские организации удалось предоставить свыше0,5 млрд. евро для 1000 молодых венчурных предприятий;
В третьейглаве я проанализировал зарубежные и российские условия развития малого бизнесаи выявил проблемы, которые мешают использовать зарубежный опыт государственнойподдержки малого бизнеса в России и показал возможности, которые существуют дляреализации опыта развитых стран.
Поддержкапредпринимательства и малого бизнеса является одной из важнейших задач, которая ставитсяправительством Российской Федерации в планах развития страны на 2010 год. Помнению политиков, именно поддержка предпринимательства, малого и среднегобизнеса позволит вывести страну из экономического кризиса.
Список использованнойлитературы
1. http://www.sba.gov/aboutsba/ Сайт Администрации Малого Бизнесапри Президенте США (Small Business Administration — SBA)
2. U.S.SBA. The Millenium: Small Business and Enterpreneurship in the 21-st Cent.Washington, 1995
3. http://www.bmwi.de/Homepage/English%20pages/The%20ministry/DG08.jsp — Сайтгенерального Директората малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг исвободных профессий Германии
4. http.//www.meti.go.jp/english/other/METIintroduction/c10130ej.htmlСайт Министерства экономики, торговли и промышленности Японии
5. http://www.cabinet-office.gov.uk/regulation/history/facts.htmГосударственный портал Великобритании.
6. Федеральный законот 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательствав РФ».
7. Указ президентаРФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательствав РФ» от 4 апреля 1996 г. № 491
8. ПисьмоМинистерства экономического развития РФ «Об основных направлениях государственнойполитики по развитию малого бизнеса и среднего предпринимательства» от 24декабря 2008г.
9. www.dmpmos.ru.Сайт департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательстваМосквы.
10. www.giac.ru НП«Московский центр развития предпринимательства»
11. www.smb.economy.gov.ru Федеральныйпортал малого и среднего предпринимательства
12. СветланаЗангеева. Проблемы и перспективы бизнеса в России //Эспрессо — итальянскаягазета в Москве. Рубрика «Интервью» N 8 (42) 1 — 15 июля 2008
13. В.Я. Горфинкель иМ.М. Максимцов. Менеджмент малого бизнеса. Вузовский учебник, 2004
14. Малое предпринимательствов России. Стат. Сборник. М., 2008
15. Предпринимательскоеправо Российской Федерации. Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. – «Юрист», 2009год.
16. Крутик А.Б.,Горенбургов. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. Учеб. пособие 2005 г.
17. Виктор ГАГАРИНОВ,зав. кафедрой политэкономии ВГСХ, кандидат экономических наук: Журнал « ВремяМБ» (№ 1\2003)
18. Анискин Ю.П.Организация и управление в малом бизнесе, 2001г.
19. Пелих А.С.Экономика предприятия и отрасли промышленности, 2001г.
20. Грибов В.Д.Менеджмент в малом бизнесе: Учеб. Пособие,1999г.
21. Российскиепроблемы и зарубежный опыт. //Мировая экономика и международные отношения. № 91999 (стр.125-139)