ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)Кафедра Экономической теории и Государственного управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
натему: Должности гражданской службы
подисциплине Государственная служба и кадровая политика
Благовещенск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Должностигражданской службы
1.1 Характеристика должности гражданскойслужбы
1.2 Должностная структура федеральнойгражданской службы
1.3 Классные чины гражданской службы
Заключение
Библиографическийсписок
ВВЕДЕНИЕ
Социальнаядеятельность людей чрезвычайно сложна и многообразна. Объективной основойданного многообразия является многообразие человеческих потребностей,удовлетворение которых ведет ко все большему разделению общественного труда, ковсе большей его дифференциации и специализации. Конечным этапом в процесседифференциации и специализации общественного труда, социальной деятельности вцелом является формирование профессиональных должностей. Гражданская служба какособая отрасль профессиональной деятельности не составляет исключения. Здесьтакже процесс дифференциации административного (аппаратного) труда завершаетсяобразованием необходимых для деятельности государства административныхдолжностей. Что они собой представляют?
1ДОЛЖНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
1.1Характеристика должности гражданской службы
Понятие«должность» широко используется в юридической, социологической исоциально-психологической литературе. Выработано довольно много определенийэтого понятия. Каждое из них оттеняет специфику подхода того или иного автора кпроблеме. Чаще всего используются два таких подхода — деонтологический иролевой. При деонтологическом подходе (гр. deon — долг и logos — учение; учениео должном) должность определяется как совокупность тех действий и операций,которые должен осуществлять человек на своем рабочем месте. При ролевом подходе(фр. role — мера влияния, степень участия в чем-либо) должностью называетсяустановленная определенным образом социальная (служебная) мера влияния, которуюдолжен исполнять человек в государственных органах, организациях, учреждениях ипредприятиях. С содержательной стороны при обоих подходах должность выступаеткак совокупность обязанностей, прав и ответственности работника. Другимисловами, между этими двумя определениями имеет место чисто словесное различие. Посодержанию они тождественны.
Должностьявляется исходным началом (первоосновой) организационной структуры любойсоциальной деятельности. Чтобы успешно решать производственные или служебныезадачи при достижении поставленных целей, обычно и создаются должности, а затемна них подбираются соответствующие работники. Специфика той или иной отраслисоциальной деятельности всегда реализуется в специфике создаваемых для этихцелей должностей, а также в их наборе и структуре сорасположения. В конечномсчете именно совокупность конкретных профессиональных должностей образуетреальную основу, несущую конструкцию любой социальной организации. Именно под должностис учетом их специфики оборудуются рабочие места, которые снабжаютсяопределенными средствами производства, техникой, технологическими ресурсами.
Вгосударственном управлении встречаются обычно два понятия для обозначениядолжностей работников: «государственная должность» и «должность государственной(гражданской) службы». Каково содержание этих понятий?
Понятие«государственная должность», которое встречается в Федеральных законах «О системегосударственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации», используется в двух смыслах:
1)как название для должностей политических руководителей, исполняющих полномочияРоссийской Федерации и его органов, а также полномочия субъектов РоссийскойФедерации и их органов (по закону 1995 г. они назывались государственнымидолжностями категории «А»);
2)как общее название для всех должностей, которые введены в государственномуправлении.
Поповоду должностей политических руководителей в Федеральном законе «Огосударственной гражданской службе РФ» в ст. 1 говорится, что «государственныедолжности Российской Федерации и государственные должности субъектов РоссийскойФедерации —должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами длянепосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, идолжности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ длянепосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ».Стало быть, это должности для «непосредственного исполнения полномочий» государстваи его органов.
Вданной статье, помимо понятия «государственная должность», введено еще однопонятие, имеющее частично синонимический характер со вторым смыслом,—«представитель нанимателя». Каково содержание этого понятия? В законе сказано:«представитель нанимателя — руководитель государственного органа, лицо,замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителяили лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерацииили субъекта Российской Федерации».
Следовательно,непосредственным нанимателем федерального государственного служащего являетсягосударство Российская Федерация, государственного гражданского служащегосубъекта РФ —соответствующий субъект РФ, которые персонифицируются в лице политическихруководителей государственных органов. Но в определении перечислены два«представителя». Что касается первого «представителя», то в определении сказано— это «руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственнуюдолжность». А вот характер деятельности второго «представителя» разъясняетсялишь впоследствии, когда речь идет о комиссиях — конкурсной (ст. 22),аттестационной (ст. 48), по урегулированию конфликта интересов (ст. 19) и др.Здесь говорится, что представитель нанимателя или сам входит в состав этихкомиссий «и (или)» назначает «уполномоченных им гражданских служащих», которыерассматриваются в качестве такого «представителя».
Однимсловом, должности, которые занимают политические руководители, всяческимаскируются, уводятся в «понятийную тень». Для чего это делается? В классовомобществе — для того, чтобы скрыть непосредственную связь и зависимостьполитических руководителей от экономически господствующего класса. А у нас?Видимо, по тем же причинам. История неокапитализма в России пока еще очень непродолжительна(немногим более 15 лет), но и она свидетельствует о несомненной связи большейчасти «новых русских» (олигархов) с власть имущими.
Такимобразом, принцип демократического устройства гражданской службы и в новомзаконе проведен не до конца и не вполне последовательно. В чем это выражается?В том, что здесь, правда, несколько в завуалированной форме, но достаточнопрозрачно проводится линия служения гражданского служащего не закону, а непосредственновышестоящему начальнику, в основном, представителю нанимателя. Именно по егоусмотрению гражданский служащий, совершивший дисциплинарный проступок, можетбыть привлечен к дисциплинарной ответственности или даже уволен (ст. 57).
Приэтом надо сказать, что гражданская служба (или административная власть) в сферегосударственного управления — это тоже политическая власть только со своейспецификой. Она с необходимостью выполняет политические функции государства. Ноэти функции, естественно, отличны от функций политических руководителей. Дифференциацияэтих функций пока в литературе не проведена.
Дляцелей научного анализа их вполне возможно разделить на первичные политическиефункции для политических руководителей и вторичные политические функции длягражданских служащих (административного аппарата). Следовательно, в структурегосударственного управления участвуют первичная и вторичная политическиевласти. В этом случае гражданские служащие будут исполнять как раз вторичныеполитические функции для реализации первичных политических решений, принятыхполитическими руководителями государственных органов.
Крометого, на обыденном уровне понятие «государственная должность» используется икак название для должностей государственно-хозяйственного персонала, трудоваядеятельность которых регулируется законом о труде. В законе «О системегосударственной службы РФ» в п. 6 ст. 8 сказано: «В федеральном государственноморгане и государственном органе субъекта РФ могут быть предусмотрены должности,не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников,замещающих такие должности, регулируются законодательством РФ о труде».
Чтоможно сказать о должности государственной гражданской службы? Понятие«должность государственной (гражданской) службы» различными авторами определяетсядостаточно одинаково. Например, Ю.Н. Старилов считает, что она «являетсяпервоэлементом, «кирпичиком» государственной организации (администрации)… Этоозначает часть государственной власти, переданной тому лицу, которо занимаетэту должность». Следовательно, должность гражданской службы есть первоэлементгосударственной организации (администрации), которая замещается гражданскимслужащим.
Помнению А.Ф. Ноздрачева, такая должность — это «простейшая ячейкагосударственного аппарата, предназначенная для одного работника, определяющаяего место и роль, стабильный круг обязанностей, возложенных на этого работника».В принципе данное определение по содержанию повторяет первое определение.
Сточки зрения Д.М. Овсянко: «Под должностью понимается учрежденная в установленномпорядке первичная структурная единица государственного органа (службы,учреждения), определяющая содержание и объем полномочий и ответственностизанимающего ее лица, а также расходы его нанимателя за выполняемую работу вэтом органе». Как видим, и это определение указывает на первичную структурнуюединицу организации, которая определяет содержание и объем полномочийгосударственного служащего.
Такимобразом, предусмотренное п. 4 ст. 32 Конституции РФ право на равный доступ кгражданской службе означает равенство «стартовых» возможностей и отсутствиедискриминации по признаку партийности, национальности, социальногопроисхождения и т.п. Однако это право нельзя понимать буквально. Во всем миресуществует иерархия должностей в системе государственного управления, закрепленнаяв функциональных обязанностях по занимаемым должностям с учетом общественныхинтересов. Чем большим объемом полномочий обладает государственный служащий,чем выше размещается его должностная «ступенька» в иерархической «пирамиде»власти, тем большим объемом знаний, навыков и умений он должен обладать.
Вчем специфика должности гражданской службы? Каково ее место в системегосударственного управления?
Приответе на первый вопрос прежде всего необходимо отметить, что в российских нормативныхдокументах как федеральных, так и субъектов Федерации нет определения сущностии особенностей должности гражданской службы. В них даются почти идентичныехарактеристики этого понятия и краткие особенности должностей гражданскойслужбы различных категорий и групп. Базового, исходного определения понятия«должность гражданской службы» в законах и других нормативных актах пока невыработано. Такие определения имеются только в научной и учебной литературе.
Встатье 8 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»записано: «Должности гражданской службы учреждаются федеральным законом илиуказом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов РФ— законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетомположений настоящего Закона в целях обеспечения исполнения полномочийгосударственного органа либо лица, замещающего государственную должность».
Следовательно,должности гражданской службы вводятся для «обеспечения исполнения полномочийгосударственного органа» или руководящего им лица. Здесь достаточно четкоопределяется, что эта должность предназначается не для прямого инепосредственного исполнения полномочий государственного органа, а для«обеспечения» такого исполнения. Политические руководители непосредственноисполняют полномочия государственных органов, а гражданские служащие в основномобеспечивают это их исполнение.
Есливзять за основу данную характеристику, то можно предложить следующееопределение должности гражданской службы. С содержательной стороны, должность государственнойгражданской службы есть совокупность административных обязанностей, прав иответственности гражданского служащего по обеспечению деятельности лиц,замещающих государственные должности, оказанию услуг населению, а также исполнениюполномочий государственного органа.
Другимисловами, в должности гражданской службы сосредотачиваются аппаратные(административные) обязанности конкретного работника по оказанию услугруководителям государственного органа и населению, а также в отдельных случаяхи по исполнению полномочий данного государственного органа.
СогласноФедеральному закону «О системе государственной службы РФ» учреждаемые в государственноморгане государственные должности должны быть соотносимы с другими должностями независимоот вида государственной службы.
1.2Должностная структура федеральной гражданской службы
Внутренняяклассификация должностей гражданской службы предполагает их распределение поразличным параметрам в зависимости от служебных ролей в государственномуправлении. В соответствии с федеральным законом «О государственной гражданскойслужбе РФ» в системе государственного управления для гражданских служащихфедерального и регионального уровней проводится деление должностей по двумоснованиям: на категории и группы.
Итак,что такое категории государственных гражданских служащих'? Их в законе четыре:руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.Что они собой ттредставляют?
Категория«руководители» — это должности руководителей и заместителей руководителейгосударственных органов и их структурных подразделений, должности руководителейи заместителей руководителей территориальных органов федеральных органовисполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей изаместителей руководителей представительств государственных органов и ихструктурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или безограничения срока полномочий.
Категория«помощники (советники)» — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающимгосударственные должности руководителей государственных органов, руководителейтерриториальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителейпредставительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемыена определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц илируководителей.
Категория«специалисты» — должности, учреждаемые для профессионального обеспечениявыполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемыебез ограничения срока полномочий.
Категория«обеспечивающие специалисты» — должности, учреждаемые для организационного,информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного ииного обеспечения деятельности государственных органов, замещаемые безограничения срока полномочий.
Каковыгруппы должностей гражданской службы? Всего их пять:
•высшие должности гражданской службы;
•главные должности гражданской службы;
•ведущие должности гражданской службы;
•старшие должности гражданской службы;
•младшие должности гражданской службы.
Каксоотносятся между собой категории и группы должностей гражданской службы?
Должностикатегорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую,главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
Должностикатегории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшуюгруппы должностей гражданской службы.
Должностикатегории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую,старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Специализациягосударственных должностей гражданской службы устанавливается в зависимости отфункциональных особенностей этих должностей и особенностей предмета ведениясоответствующих государственных органов. И то и другое по совокупности объединяетсяпонятием «квалификация». Что это такое? Термин «квалификация»- (лат. quails —какой + facere — делать,) обозначает определение чьей-либо пригодности для тойили иной деятельности на основе наличия необходимых знаний, навыков и умений.Каковы квалификационные требования к должностям гражданской службы?
Вчисло квалификационных требований к должностям гражданской службы входяттребования 1) к уровню профессионального образования; 2) стажу гражданскойслужбы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы поспециальности; 3) профессиональным знаниям и навыкам, необходимым дляисполнения должностных обязанностей.
Квалификационныетребования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии скатегориями и группами долж-ностей гражданской службы.
Вчисле квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий«руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностейгражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной иведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессиональногообразования. В число квалификационных требований к должностям гражданскойслужбы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей группдолжностей гражданской службы входит наличие среднего профессиональногообразования, соответствующего направлению деятельности.
Квалификационныетребования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) илистажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащихустанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ —законом субъекта РФ.
Квалификационныетребования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнениядолжностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственногооргана с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламентгражданского служащего.
УказомПрезидента РФ от 27 сентября 2005 г. N 1131 «О квалификационныхтребованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службыиных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственныхгражданских служащих» (с изменениями от 26 июля 2008 г.) установленыследующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы(государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности длязамещения:
высшихдолжностей федеральной государственной гражданской службы — не менее шести летстажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов)или не менее семи лет стажа работы по специальности;
главныхдолжностей федеральной государственной гражданской службы — не менее четырехлет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иныхвидов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
ведущихдолжностей федеральной государственной гражданской службы — не менее двух летстажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов)или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
старшихи младших должностей федеральной государственной гражданской службы — безпредъявления требований к стажу.
Приэтом стаж государственной гражданской службы, дающий право на замещениедолжностей федеральной государственной гражданской службы, определяется всоответствии с порядком исчисления стажа государственной гражданской службы РФи зачета в него иных периодов замещения должностей, утверждаемым ПрезидентомРФ.
Квалификационныетребования к стажу государственной гражданской службы (государственной службыиных видов) или стажу работы по специальности для государственных гражданскихслужащих субъектов РФ устанавливаются законодательством субъектов РФ с учетомположений названного Указа.
Квалификационныетребования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностныхобязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа сучетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданскогослужащего.
Данныетребования обеспечивают соответствие компетентности лица, претендующего на должность,содержанию и объему полномочий по этой должности. Чем выше в организационнойиерархии должность, тем выше объем квалификационных требований.
Ужеговорилось о том, что государственная гражданская служба регулярно подвергается«наездам» со стороны вновь избранных политических руководителей и это наноситнепоправимый ущерб госу-дарственному управлению страной. Принятые законы (2003и 2004 гг.) формально вроде бы защищают гражданских служащих. А реально исейчас государственный аппарат не защищен от агрессивности политическихруководителей. Представители нанимателя постоянно разбазаривают подготовленныеквалифицированные ка дры.
Вместес тем гражданская служба только тогда приносит пользу обществу и людям, когда воснову ее деятельности кладется принцип стабильности, поскольку она составляеткостяк, несущую конструкцию государственного управления. И потому, хотя бы всвоей главной части, призвана работать на постоянной основе.
Напрактике в трудовом законодательстве есть положение, что работники, в том числеи гражданские служащие, могут подать в суд заявление на руководителя за необоснованноеувольнение. Но добиться справедливого решения своего вопроса от суда — делочрезвычайно сложное. Начальник через своих юристов выдвигает самые различныеаргументы в поддержку принятого решения. А гражданскому служащему без зарплаты (финансовогообеспечения) приходится многие месяцы и даже годы обивать пороги судебных учреждений,что вынуждает его отказываться от своих претензий и ради обеспечения нужд семьиидти на какую-либо иную работу.
Другиетребования к должностям государственной службы могут устанавливатьсяфедеральными законами и законами субъектов Федерации, а также нормативнымиактами государственных органов —в отношении гражданских служащих этихгосударственных органов.
Прианализе сложившихся и проектируемых аппаратов органов государственной властиотносительно должностей государственной службы надо учитывать и еще одинчрезвычайно важный вопрос —оптимальные пропорции численности этих должностей ваппаратах конкретных органов государственной власти. В зависимости от характераи напряженности управленческого процесса численность категорий и группдолжностей гражданской службы будет регулярно меняться.
Например,на федеральном уровне первоначально после принятия Закона об основах государственнойслужбы РФ в министерствах и ведомствах при составлении штатных расписаний былипочти проигнорированы младшие должности государственной службы, но избыточнозавышены численность ведущих и старших должностей государственной службы.
Чтобыпреодолеть сложившийся перекос в пропорциях между государственными должностямигосударственной службы, Правительство РФ приняло постановление от 5 ноября 1995г. № 1094, в котором устанавливался определенный лимит на численность должностейгосударственной службы в структурных подразделениях государственных органов. Вчастности, было определено, что в аппарате любого федерального министерства иведомства численность старших должностей государственной службы не должнапревышать 40% от всей численности должностей государственной службы, ачисленность ведущих должностей государственной службы не должна превышать 10%от всей численности должностей государственной службы.
Крометого, в данном постановлении Правительства РФ была установлена минимальнаячисленность должностей государственной службы в структурных подразделенияхаппаратов федеральных министерств и ведомств, а также минимальная численностьсамостоятельных отделов в управлениях и департаментах. Согласно ему в составесамостоятельного отдела должно быть не менее 10 должностей государственнойслужбы, а в составе отдела, входящего в структуру управления (департамента), —не менее пяти должностей государственной службы. Соответственно в составеуправления должно быть не менее 20 должностей государственной службы, а всоставе департамента — не менее 35 должностей государственной службы. В структурудепартамента и управления должны входить не менее трех отделов.
Очевидно,что эти лимиты никак не учитывали результаты научных разработок по данномувопросу. Если при «нарезке» штатов гражданских служащих руководствоватьсянаучными нормами управляемости, то в составе отдела не может быть большепяти-семи человек, а в составе управления (департамента) — не больше трехпятиотделов (управлений). Причем все руководители подразделений гражданской службыпомимо руководства своими подразделениями должны и сами выполнять определенныефункции этого подразделения.
Государственныедолжности гражданской службы приобретают легитимный характер только послевключения их в соответствующие реестры. Что они собою представляют?
Реестр(лат. regestrum — перечень, список) есть перечень должностей гражданскойслужбы, официально включенных в соответствующие нормативные документы. Ониведутся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированногодоступа и копирования. Всего должно быть три реестра: федеральный, региональныйи сводный.
Реестрдолжностей федеральной гражданской службы включает должности федеральнойгражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям,группам и иным признакам, который утверждается указом Президента РФ.
Реестрдолжностей гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или инымнормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений Закона о государственнойгражданской службе РФ, а также структуры государственных органов, наименований,категорий и групп должностей федеральной гражданской службы. Реально всесубъекты РФ (кроме Чеченской Республики) имеют такие реестры.
Сводныйреестр должностей гражданской службы РФ образуется из реестра должностейфедеральной гражданской службы и реестров должностей гражданской службысубъектов РФ. Порядок ведения Сводного реестра должностей гражданской службы РФтакже утверждается указом Президента РФ. Однако пока работа по составлениюСводного реестра должностей гражданской службы не выполняется. Но даннойработы, судя по всему, не избежать и чем быстрее она будет начата, тем большебудет полезной отдачи от этого нормативного документа.
Большевсего принималось федеральных реестров. Первый был принят Указом Президента РФот 22 декабря 1993 г. «Положение о федеральной государственной службе», апоследний был введен указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 157 «ОРеестре должностей федеральной государственной гражданской службы». Это самыйобъемный и обстоятельный нормативный документ подобного рода. В нем подчеркивается,что должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральнымизаконами и указами Президента РФ, необходимо подлежат включению в данныйреестр. Установлено, что наименования должностей федеральной государственнойгражданской службы в федеральных государственных органах (или их аппаратах)должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в федеральный реестр.
Вэтом подзаконном акте говорится, что, наряду с прочим, допускается и двойноенаименование должности федеральной государственной гражданской службы. Например,заместитель руководителя государственного органа может быть руководителемструктурного подразделения этого органа, заместитель руководителя структурногоподразделения государственного органа может быть руководителем подразделения вструктурном подразделении этого органа, заместитель руководителя федеральногооргана исполнительной власти может быть статс-секретарем этого органа и т.д.
Втех случаях, когда федеральным законом предусмотрено наименование должностифедеральной государственной гражданской службы в сочетании с наименованиемдругой должности (должностными обязанностями или функциями), такое сочетание следуетсчитать наименованием должности, установленный реестром.
Вуказе сказано, что в регистрационном номере (коде) должности федеральнойгосударственной гражданской службы имеется семь цифр: первая и вторая цифрысоответствуют порядковому номеру раздела реестра, третья цифра — категориидолжности («руководители» — 1, «помощники (советники)» — 2, «специалисты» — 3,«обеспечивающие специалисты» — 4), четвертая цифра — группе должностей (высшая— 1, главная — 2, ведущая — 3, старшая — 4, младшая — 5), пятая, шестая иседьмая цифры — порядковому номеру должности в разделе реестра.
Реестрыдолжностей государственной гражданской службы субъектов РФ утверждаются законодательнымиили иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений Федеральногозакона от 27 мая 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» иУказа Президента РФ «О Реестре должностей федеральной государственнойгражданской службы».
1.3Классные чины гражданской службы
Гражданскиеслужащие не только различаются по категориям и группам, но еще и по класснымчинам. Они присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемойдолжностью в пределах группы должностей гражданской службы по результатам квалификационногоэкзамена. Всего в гражданской службе имеется пять классных чинов и по трикласса в каждом классном чине.
Именноза классные чины гражданских служащих нередко называют «чиновниками».Исторически это понятие используется обычно в двух смыслах: в положительном —как служебное звание, указывающее положение гражданского служащего в иерархиигосударственных должностей; в негативном — как свидетельство медлительности, нерасторопности,бюрократизма гражданских служащих.
Гражданскимслужащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы,присваивается классный чин действительного государственного советника РФ 1, 2или 3 класса.
Гражданскимслужащим, замещающим должности федеральной ражданской службы главной группы,присваивается классный чин государственного советника РФ 1, 2 или 3 класса.
Гражданскимслужащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваиваетсяклассный чин советника государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса.
Гражданскимслужащим, замещающим должности федеральной ражданской службы старшей группы,присваивается классный чин еферента государственной гражданской службы РФ 1, 2или 3 класса.
Гражданскимслужащим, замещающим должности федеральной ражданской службы младшей группы,присваивается классный чин секретаря государственной гражданской службы РФ 1, 2или 3 класса.
Высшимклассным чинам государственных должностей федеральной гражданской службыявляется действительный государственный советник РФ 1 класса, низшим —секретарь гражданской службы РФ 3 класса.
Классныйчин гражданскому служащему присваивается в очередном и внеочередном порядке.Очередное присвоение классного чина производится на основании результатовквалификационного экамена или аттестации. Внеочередное присвоение классногочина гражданскому служащему может производиться по ходатайству егонепосредственного руководителя (представителя нанимателя) на основании результаовквалификационного экзамена за успешное и добросовестное исполнение должностныхобязанностей, выполнении заданий особой важности и сложности по истечении неменее половины срока пребывания гражданского служащего в предыдущем классномчине.
Внеочередноеприсвоение гражданскому служащему классного чина может производиться не болееодного раза в течение периода его службы на государственных должностяхгражданской службы каждой группы государственных должностей гражданской службы.
Естественно,федеральным или региональным (субъектов РФ) законом устанавливаютсяопределенные сроки пребывания в классном чине для присвоения гражданскомуслужащему очередного классного чина. Классный чин, присвоенный гражданскомуслужащему в соответствии с федеральными и субъектов РФ законами, сохраняется.
Гражданскимслужащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ, классные чиныгражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъектаРФ с учетом положений настоящей статьи с указанием конституционного наименованиясубъекта РФ.
Всоответствии с Указом Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классныхчинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственнымгражданским служащим» от 1 февраля 2005 г. классный чин гражданской службыприсваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чинагражданской службы. При этом учитываются классный чин иного видагосударственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание,присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем местегосударственной службы. Первый классный чин присваивается федеральномугражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытаниене устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначенияфедерального гражданского служащего на должность гражданской службы.
Припрохождении гражданской службы устанавливаются следующие сроки: а) в классныхчинах секретаря государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса, референтагосударственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса — не менее одного года; б) вклассных чинах советника государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса,государственного советника РФ 3 и 2 класса — не менее двух лет.
Дляпрохождения гражданской службы в классных чинах действительногогосударственного советника РФ 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срокне менее одного года.
Дляпрохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственнойгражданской службы РФ 1 класса, референта государственной гражданской службы РФ1 класса, советника государственной гражданской службы РФ 1 класса игосударственного советника РФ 1 класса сроки не устанавливаются.
Такимобразом, теперь, наконец, на государственной гражданской службе созданы условиядля карьерного роста государственных гражданских служащих.
Срокгражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоенияклассного чина. При назначении федерального гражданского служащего на болеевысокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классныйчин, если истек срок, установленный в предыдущем классном чине, и при условии,что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин, равный илиболее высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскомуслужащему.
Федеральнымгражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должностигражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», атакже должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся кглавной и ведущей группам должностей гражданской службы классные чиныприсваиваются после сдачи ими квалификационного экзамена.
Классныечины действительного государственного советника РФ 1, 2 и 3 классаприсваиваются федеральным гражданским служащим Президентом РФ. При этом, классныечины в тех федеральных органах исполнительной власти руководство деятельностьюкоторых осуществляет Президент РФ — по представлению руководителей этих органов;в иных федеральных органах исполнительной власти — по представлениюПравительства РФ; и в прочих федеральных государственных органах или ихаппаратах — также по представлению руководителей этих органов.
Классныечины государственного советника РФ 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральнымгражданским служащим: а) в федеральных органах исполнительной властиПравительством РФ; б) в иных федеральных государственных органах руководителямиэтих органов.
Классныечины советника государственной гражданской службы РФ 1, 2 и 3 класса, референтагосударственной гражданской службы РФ 1, 2 и 3 класса, секретарягосударственной гражданской службы 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральнымгражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя федеральногогосударственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющихполномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.
Положениео классных чинах федеральной гражданской службы и их соотнесение воинским испециальным званиям, классным чинам правоохранительной службы утверждаетсяуказом Президента РФ.
Присвоенныйклассный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобожденииот замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (втом числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскуюслужбу вновь.
Индивидуальныеслужебные споры по вопросам, связанным с присвоением классных чинов,рассматриваются в соответствии с законодательством РФ.
Насегодняшний день существует социальная путаница в служебной терминологии:путают гражданскую службу и государственную власть, представленнуюполитическими руководителями. Слово «чиновник» стало нарицательным иупотребляется ко всем государственным работникам в основном в негативомконтексте: недостатки, трудности, неудачи в стране, как плод деятельности,прежде всего, политических руководителей, списываются на неправильную деятельностьгражданских служащих. Но политические руководители не имеют классных чинов. Ониимеют только государственные должности. И эта путаница в значительной мереснижает социальный авторитет гражданских служащих, всего государственногоуправления в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
федеральный гражданский служба должность чин
Должностьгосударственной гражданской службы есть совокупность административныхобязанностей, прав и ответственности гражданского служащего по обеспечениюдеятельности лиц, замещающих государственные должности, оказанию услугнаселению, а также исполнению полномочий государственного органа.
Классификациядолжностей гражданской службы предполагает их распределение по различнымпараметрам в зависимости от служебной роли в государственном управлении. Всоответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» должностигражданской службы делятся по двум основаниям на категории и группы.
Категориидолжностей гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалистыи обеспечивающие специалисты.
Группыдолжностей гражданской службы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.
Квалификационныетребования к должностям гражданской службы: 1) уровень профессиональногообразования; 2) стаж гражданской службы или опыт работы по специальности; 3)профессиональные знания и навыки, необходимые при исполнении должностныхобязанностей.
Реестресть перечень должностей гражданской службы, официально включенных всоответствующие нормативные документы. Они ведутся на электронных носителях собеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования. Всего должнобыть три реестра: федеральный, региональный и сводный.
Прианализе сложившихся и проектируемых аппаратов органов государственной властиотносительно должностей гражданской службы надо учитывать оптимальные пропорциичисленности этих должностей в аппаратах конкретных органов. В зависимости от характераи напряженности управленческого процесса численность категорий и группдолжностей гражданской службы будет регулярно меняться.
Классныечины гражданской службы: действительные государственные советники РФ 1, 2 или 3класса; государственные советники РФ 1, 2 или 3 класса; советникигосударственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса; референты государственнойгражданской службы 1, 2 или 3 класса; секретари государственной гражданскойслужбы 1, 2 или 3 класса.
Внастоящее существует социальная путаница в служебной терминологии: путаютгражданскую службу и государственную власть, представленную политическимируководителями. Слово «чиновник» стало нарицательным и употребляется ко всемгосударственным работникам в основном в негативном контексте: недостатки,трудности, неудачи в стране, как плод деятельности, прежде всего, политическихруководителей, списываются на неправильную деятельность гражданских служащих.Но политические руководители не имеют классных чинов. Они имеют толькогосударственные должности.
Иэта путаница в значительной степени снижает социальный авторитет гражданскихслужащих, всего государственного управления в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. — №237. – С 14.
2. Огосударственной гражданской службе Российской Федерации: Федер.закон Рос.Федерации от 27 июля 2004 N 79-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации.– 2004. — №31, ст. 3215. – С.6952.
3. Осистеме государственной службы Российской Федерации: Федер.закон Рос. Федерацииот 27 мая 2003 N 58-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2003. — №22, ст. 2063. – С.5413.
Учебные пособия
4. БарцицИ.Н. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации / И.Н.Барциц. – М.: РАГС, 2006.- 768 с.
5. ГражданВ.Д. Государственная гражданская служба / В.Д. Граждан. – М.: КноРус, 2007. –496 с.
6. ОвсянкоД.М. Государственная служба Российской Федерации / Д.М.Овсянко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 497 с.
7. ЧерепановВ.В. Основы государственной службы и кадровой политики / В.В. Черепанов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 575 с.