Федеральное государственноеавтономное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Уральскийфедеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Бизнес-школа УГТУ-УПИ
Контрольнаяработа по менеджменту
Тема №5: «Достиженияклассической школы управления»
Выполнил слушатель
Иванов А.Е.
Группа БШ-010-Эсб1
Проверил ст. преподаватель
Кныш Е.В
Екатеринбург,2011г.
Теоретическая часть
Представителиадминистративной школы управления пытались взглянуть на организацию с точкизрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики изакономерности функционирования организаций. Основная цель школы — создание(описание) универсальных принципов управления, применение которых обязательноприведет организацию к успеху. Особенностью классической школы является то, чтоее представители считали, что существует только один единственный способэффективного управления организацией, именно его поиски и представляли основнойнаучный интерес.
Основателемклассической (административной) школы является французский предприниматель АнриФайоль (1841-1925). Его основополагающий труд «Общий и промышленныйменеджмент» был опубликован в 1916 г. Он первым предложил формализованноеописание работы управляющих и сформулировал основные функции менеджмента,представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные сдругими направлениями процесса управления:
Планирование— функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этогосредства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретныхусловиях. Планирование включает в себя и составление прогнозов возможногонаправления будущего развития объекта в тесном взаимодействии с окружающей егосредой.
Организация— формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для егонормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежнымисредствами и др. Любой план предусматривает стадию организации, т.е. созданияреальных условий для достижения запланированных целей.
Мотивация— активизация работающих и побуждение их эффективно трудиться для выполненияцелей, сформулированных в планах, с помощью экономического и моральногостимулирования, и создания условий для проявления творческого потенциалаработников и их саморазвития.
Контроль— количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контрольявляется элементом обратной связи, так как на основании его данных производитсякорректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.
Координация —достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установлениярациональных связей (коммуникаций) между ними.
Файолем былисформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принциповуправления. Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие былиобобщены, третьи — сформулированы впервые.
Принципы управления поФайолю:
1. Разделениетруда— перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительноститруда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
2. Полномочияи ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешеноответственностью за их последствия.
3. Дисциплина— необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержаниядисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применятьадекватные санкции к нарушителям порядка.
4. Единоначалие— каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от негополучает распоряжения.
5. Единстводействий— группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижениеодной цели.
6. Подчинённостьинтересов — интересы работника или группы работников не должныставиться выше интересов организации.
7. Вознаграждение— наличие справедливых методов стимулирования работников.
8. Централизация— естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизациизависит от каждого конкретного случая.
9. Скалярнаяцепь— «цепь начальников», организационная иерархия, которая не должна нарушаться, нокоторую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
10. Порядок— рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочемместе.
11. Справедливость— уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильностьперсонала — текучесть кадров ослабляет организацию и являетсяследствием плохого менеджмента.
13. Инициатива— предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
14. Корпоративныйдух— сплочённость работников, единство силы.
Приводяперечень этих принципов, Файоль указывал, что он не стремился дать исчерпывающееих изложение, а попытался описать лишь те из них, которые ему приходилось чаще всегоприменять, поскольку даже незначительная кодификация принципов является необходимойво всяком деле.
Считаяпредложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, указывал, что ихприменение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляетсяуправление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив,она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразований, основанныхна новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому число принципов управлениянеограниченно.
Другим представителем классическойшколы является профессор экономики из Германии Макс Вебер (1864-1920), который предложилконцепцию «рациональной бюрократии». Ом выдвинул положение, согласно которомубюрократия — порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формойчеловеческой организации. По М. Веберу, предприятие — это механизм, представляющийсобой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочейсилы, сырья и материалов. Поэтому большое значение придается:
· технико-экономическимсвязям и зависимостям различных факторов производства;
· использованиюаналитических методов, результаты которых нередко трудно и даже невозможно применитьна практике;
· стремлениюк сохранению стабильности, всеобщему контролю и надзору за качеством и выполнениемплановых заданий;
· представлениювысших руководителей как людей, которые мудрее, чем рынок, и т. д.
Ключевым фактором успехана рынке Вебер считал снижение издержек. Главное внимание уделяется внутренней экономичности,которая характеризует выпуск на единицу затрат. При этом должны быть обеспеченывысокое качество, низкие затраты и цены, эффективное распределение. Выпадение этихусловий гарантирует предприятию получение достаточного возврата на капитал, росторганизации.
Мы видим, что теоретиковуправления первой половины XX в. мало волновали проблемы делового окружения. Онипридерживались взгляда на предприятие как на «закрытую систему», основнымихарактеристиками которого являлись:
· стабильностьцелей, задач, условий деятельности;
· ростмасштабов производства — как главный фактор успеха и конкурентоспособности;
· рациональнаяорганизация производства, эффективное использование ресурсов — основная задача менеджмента;
· производительностьтруда производственных рабочих — главный источник прибавочной стоимости;
· контроль,функциональное разделение труда, нормы, стандарты и правила, эффективное использованиересурсов — основа системы управления.
К такой системе взглядовпривела логика промышленного развития, результатом которой явилось формированиекрупных организаций, корпораций, где сосредоточились огромные ресурсы.
Как рассмотренную теориюможно использовать в российской практике менеджмента организации
Теория классической школыуправления изначально задумывалась как универсальная система, применение которойобязательно приведет к успеху. По этой причине принципы данной школы могут бытьиспользованы в российской практике менеджмента во многих сферах деятельности и дляразличных организаций. Если рассмотреть структуру и организацию современных отечественныхкомпаний, то наверняка в большинстве случаев мы увидим, что они используют принципы,сходные по своему содержанию с принципами, которые были сформулированы АнриФайолем.
Особенно эффективна этасистема управления будет работать на крупных предприятиях и предприятиях «монополистах»,у которых мало или вообще нет конкурентов, т.к. теоретики классической школы управленияпридерживались взгляда на организацию, как на «закрытую систему», не рассматриваявнешних факторов, влияющих на нее. Взамен система рассматривает такие важные характеристикивнутреннего устройства предприятия, как стабильность, рост и рационализацию производства,а также контроль и повышение производительности труда.
Административная школа управленияза несколько десятилетий своего существования показала свою состоятельность и эффективность,поэтому современные организации должны придерживаться данной теории, что обеспечитих стабильность и развитие, при прочих благоприятных условиях.
Как рассмотренную теориюможно использовать в жизни человека
Рассмотренная теория находитсвое широкое применение и в повседневной жизни человека. Ведь даже при выполнениикаких-то бытовых работ по дому человек, осознанно или нет, использует планирование,организацию, контроль и мотивацию, т.е. функции менеджмента, сформулированные Файолем.Примером таких работ может служить домашний ремонт или садоводство.
Можно также рассмотретьсемью как своеобразную мини организацию, для которой также возможно применять принципыадминистративной школы управления, такие как разделение труда (жена готовит еду,стирает; муж зарабатывает деньги, моет посуду; дети выполняют приборку в своей комнатеи т.д.), единство действий (должны быть четкие планы на будущее, которых придерживаетсякаждый член семьи), подчиненность интересов (интересы семьи часто должны ставитьсявыше интересов их отдельного представителя), порядок и др.
Кроме того, теоретическаясистема, предложенная классической школой управления, может быть использована вкачестве основы для самоменеджмента. Используя предложенные принципы можно лучшеорганизовать свое время, издержки, повысить эффективность работы и, в конечном счете,стать более успешным.
административныйшкола управление
Кейсы по теме
1 кейс: Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное заданиевашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания.Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными.
Решение: Во-первых, можно сразу заметить,что в данной ситуации нарушен принцип единоначалия, который предполагает, что каждыйработник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получаетраспоряжения. Есть несколько вариантов выхода из этой ситуации: в интересах делапредложить подчиненному выполнять начатую работу либо выразитьподчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупредить его, что впредьв подобных случаях будете отменять задания, поручаемые ему без согласования с вами.И самое главное попытаться наладить выполнение принципа единоначалия, чтобы подобныеситуации больше не возникали.
2 кейс: На предприятии, занимающемся изготовлениемсложных деталей, каждый работник выполняет весь цикл работ на одном экземпляре продукции,т.е. начиная с подбора заготовки до конечной подготовки изделия к продаже. Посленекоторого периода времени выясняется, что нормы по количеству изготовленных деталейне выполнены и предприятие несет убытки.
Решение: Очевидно, что на данном предприятиине выполняется один из основополагающих принципов управления, который позволяетувеличить производительность труда рабочих – разделение труда. Нужно полностью пересмотретьпроцесс производства и ввести разделение труда, что приведет к увеличению числаизготовленных изделий в единицу времени, ввиду того что персоналполучит возможность сосредоточения своего внимания на какой-то отдельной операцииизготовления.
3 кейс: В самый напряженныйпериод завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок,нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак.
Решение: Как видно из приведенной ситуации,нарушена трудовая дисциплина. На мой взгляд, разумным вариантом решения сложившейсяпроблемы будет оставление выяснения фактов по этому инциденту до окончания выполненияпроизводственного задания, что не нарушит хода работы. Безусловно, в дальнейшемнеобходимо выяснить причину произошедшего инцидента, выявить виновников и возможнопровести производственное собрание, и применить адекватные санкции к нарушителям.Дисциплина является основополагающим принципом управления, поэтому важно провестивышеперечисленные действия, чтобы свести к минимуму или вовсе исключить повторениетакой ситуации.
Примеры из российской практики,личной жизни
Какуже упоминалось, классическая школа управления рассматривается как универсальнаясистема. По этой причине при анализе многих отечественных предприятий можно выявитьпризнаки и принципы данной системы. Как пример, можно рассмотреть ОАО «РЖД». Этоочень сложная организация, но даже в ней просматриваются принципы, сформулированныеФайолем: разделение труда, дисциплина, единоначалие (президент, совет директорови т.д.), подчинение частных интересов интересам организации, вознаграждение (работникамгарантируется своевременная и в полном объеме выплата заработной платы в соответствиисо своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы),порядок (т.е. каждому свое место, ОАО «РЖД» обязуется правильно организовывать трудработников на закрепленных за ними рабочих местах, обеспечивая необходимыми принадлежностямии техникой, создавая здоровые и безопасные условия труда, соответствующие правилампо охране труда (технике безопасности, санитарным нормам, противопожарным правилам).Обучаясь в музыкальной школе, я был участником духового оркестра. Управление даннойорганизацией во многом было построено по принципу административной школы управления.Существовало разделение труда (каждый играл на своем инструменте), единоначалие(дирижер), дисциплина (необходимость посещения репетиций и концертов), система вознаграждения(за кол-во репетиций и концертов), порядок (каждый занимал свое место в оркестре,свой инструмент, папку с нотами и др.), стабильность состава (дополнялся максимумраз в год), корпоративный дух (дружеская обстановка) и поддержка инициативности.
Как это работает, проявляетсяв нашем вузе, городе
Рассматриваемую концепциюможно наглядно увидеть на примере нашего вуза, где четко прослеживаются принципыклассического управления:
· Единоначалие(во главе института ректор)
· Скалярнаяцепь, иерархия «начальников» (вуз – факультет – кафедра)
· Единстводействий (направлено на выполнение миссии вуза)
· Дисциплина(на основании устава вуза)
· Вознаграждение(заработная плата и стипендии)
· Корпоративныйдух (своеобразный «бренд» вуза, для поддержания проводятся разные мероприятия)
· Стабильностьперсонала (сформированный костяк преподавателей)
Если рассматривать признакиданной школы в нашем городе, то можно обратиться в качестве примера к Администрациигорода. Здесь также видны принципы административного управления:
· Единоначалие,единство руководства (глава города – мэр)
· Скалярнаяцепь (мэр – заместители мэра – их подчиненные и т.д.)
· Дисциплина(работники должны добросовестно выполнять трудовые обязанности, указанные в трудовыхдоговорах и должностной инструкции, соблюдать трудовую дисциплину, своевременнои точно исполнять распоряжения администрации и непосредственного руководителя, использоватьвсе рабочее время для производительного труда)
· Разделениетруда (для эффективного использования рабочей силы управленческого труда в Администрацииприменяется принцип разделения труда)
· Подчинениечастных интересов общим